Система органов земельного контроля и надзора – 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.

Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение

12556

Основные определения

Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.

В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.

Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:

  1. Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
  2. Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
  3. Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  4. Органами вышеуказанных служб территориального значения.

При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды ответственности.

Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются статьей 71 Земельного Кодекса РФ.

Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений

Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре. В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.

Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:

  • самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
  • оформление аренды либо приобретения надела, внесение изменений в права пользования участками;
  • эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
  • уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
  • сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
  • проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
  • соблюдение требований эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
  • правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
  • выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.

Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию

Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
  2. Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
  3. Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
  4. Оформлять акты об административном обследовании и проводить его.
  5. Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
  6. Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
  7. При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
  8. Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.

Результаты проверки

Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки. Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание. В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.

Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей:

  1. Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
  2. Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
  3. Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.

В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.

В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца, инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.

Последствия игнорирования предписания

Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.

В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:

  1. Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
  2. Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.

Заключение

Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:

  1. Выявление нарушений.
  2. Недопущение повторения неправомерных действий.
  3. Контроль сохранности земель и их состояния.
  4. Наказание виновных.

Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Федерации в надлежащем виде.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору

Вопрос:

Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.

Ответ:

Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей, и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом. В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений. Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.

Список законов

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

zk-expert.ru

44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды

В
соответствии со ст. 71 ЗК РФ под
государственным земельным надзором
понимают

деятельность
уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти, которая направлена
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, гражданами
требований законодательства, за нарушение
которых предусмотрена административная
и иная ответственность, посредством
организации и проведения проверок,
принятия мер по пресечению и (или)
устранению последствий выявленных
нарушений, и деятельности по систематическому
наблюдению, проведению анализа и
прогнозированию состояния исполнения
требований земельного законодательства
при осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, гражданами своей
деятельности.

В
соответствии со ст. 72 ЗК РФ под муниципальным
земельным контролем

понимается деятельность органов местного
самоуправления по контролю за соблюдением
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
юридическими лицами и гражданами
требований земельного законодательства
за нарушение которых предусмотрена
административная и иная ответственность.

Виды
и краткая характеристика:

1. Государственный земельный надзор.

Государственный
земельный надзор проводится в отношении
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, юридических
лиц, ИП и граждан.
Государственный
земельный надзор осуществляется в форме
ежегодных плановых и внеплановых
проверок.

2. Муниципальный земельный контроль.

Объектами
муниципального земельного контроля
являются земельные участки, расположенные
в границах городского округа, городских
и сельских поселений, либо межселенной
территории муниципального района.

В
случае выявления в ходе проверки
нарушения земельного законодательства
составляется акт проверки и его копия
направляется в орган государственного
земельного надзора.

3. Общественный земельный контроль.

Он
предусмотрен ст. 72.1 ЗК РФ и представляет
собой деятельность граждан, общественных
объединений, иных негосударственных
некоммерческих организаций по
осуществлению наблюдения за деятельностью
органов государственной власти и органов
МСУ по принятию решений, которые
затрагивают земельные права и законные
интересы граждан и юридических лиц.

Особенностью
общественного контроля является то,
что он осуществляется не только за
деятельностью земельных правообладателей,
но и за деятельностью органов власти в
сфере регулирования земельных отношений.

45. Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция

1. Государственные органы, на которые возложены функции государственного земельного надзора:

а)
Общий земельный надзор

– Правительство РФ и Президент РФ

б)
Специальный государственный земельный
надзор:

а)
Федеральная служба государственной
регистрации кадастра и картографии
(Росреестр). В ее полномочия входит:

1. Федеральный государственный надзор
в области землеустройства;

2. Государственный земельный надзор за
соблюдением:

— выполнения требований земельного
законодательства о недопущении
самовольного занятия земельных участков;

— выполнения требований земельного
законодательства об использовании
земель по целевому назначению;

— выполнения требований о наличии и
сохранности межевых знаков границ
земельных участков;


исполнения предписаний по вопросам
соблюдения земельного законодательства
и устранения нарушений в области
земельных отношений;

б)
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзор).
В ее полномочия входит осуществление
федерального государственного
экологического надзора, в том числе
государственного земельного надзора
за соблюдением:

— выполнения обязанностей по рекультивации
земель после завершения разработки
месторождений полезных ископаемых,
строительных, мелиоративных и иных
работ;

— выполнения требований и обязательных
мероприятий по улучшению земель и
предотвращению процессов, ухудшающих
качественное состояние земель;

и др.

в)Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В ее полномочия входит государственный
земельный надзор на землях
сельскохозяйственного назначения и на
земельных участках в составе зон
сельскохозяйственного использования
в населенных пунктах.

studfiles.net

21. Государственный земельный надзор

В
соответствии с 71 статьей Земельного
кодекса РФ и положением о государственном
земельном контроле, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
15.11.2006 г. № 689 установлен порядок
осуществления государственного
земельного контроля Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии, Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования,
Федеральной службой по ветеринарному
и фитосанитарному надзору

и их территориальными органами.

Задачей
государственного земельного контроля
является обеспечение соблюдения
организациями независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности, их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами
земельного законодательства, требований
охраны и использования земель.

Положение
разграничивает компетенцию следующим
образом:


контроль за земельными участками как
объектами гражданских прав — исключительная
сфера деятельности Росреестра;


контроль за землей как природным объектом
(по сути, экологический контроль)
закреплен за Росприроднадзором и
Россельхознадзором.

Государственный
земельный контроль проводят в форме
проверок в соответствии с планами,
утвержденными в установленном порядке,
на основании предписания руководителя
органа, осуществляющего государственный
земельный контроль.

Основой
проведения контроля является деятельность
инспектор­ских служб соответствующих
органов. Инспекторы госземконтроля и
иные должностные лица, осуществляющие
контроль, наделены доста­точно широкими
полномочиями в сфере своей деятельности.

Упомянутым
выше Положением о госземконтроле
приведен ис­черпывающий перечень
прав и обязанностей инспекторов разных
ран­гов. Установлены правовые формы
осуществления госземконтроля и порядок
его информационного обеспечения.

Помимо
государственного земельного контроля
законодательст­вом предусмотрены и
иные его формы, такие как муниципальный,
об­щественный и производственный.

Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и его территориальные
органы осуществляют контроль за
соблюдением:

а)
выполнения требований земельного
законодательства о недопущении
самовольного занятия земельных участков,
самовольного обмена земельными участками
и использования земельных участков без
оформленных на них в установленном
порядке правоустанавливающих документов,
а также без документов, разрешающих
осуществление хозяйственной деятельности;

б)
порядка переуступки права пользования
землей;

в)
выполнения требований земельного
законодательства об использовании
земель по целевому назначению и выполнении
обязанностей по приведению земель в
состояние, пригодное для использования
по целевому назначению;

г)
выполнения требований о наличии и
сохранности межевых знаков границ
земельных участков;

д)
порядка предоставления сведений о
состоянии земель;

е)
исполнения предписаний по вопросам
соблюдения земельного законодательства
и устранения нарушений в области
земельных отношений;

ж)
выполнения иных требований земельного
законодательства по вопросам использования
и охраны земель в пределах установленной
сферы деятельности.

Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы осуществляют
контроль за соблюдением:

а)
выполнения обязанностей по рекультивации
земель после завершения разработки
месторождений полезных ископаемых
(включая общераспространенные полезные
ископаемые), строительных, мелиоративных,
лесозаготовительных, изыскательских
и иных работ, в том числе работ,
осуществляемых для внутрихозяйственных
или собственных надобностей;

б)
выполнения требований и обязательных
мероприятий по улучшению земель и охране
почв от ветровой, водной эрозии и
предотвращению других процессов,
ухудшающих качественное состояние
земель;

в)
выполнения требований законодательства
Российской Федерации о недопущении
использования участков лесного фонда
для раскорчевки, переработки лесных
ресурсов, устройства складов, возведения
построек (строительства), распашки и
других целей без специальных разрешений
на использование указанных участков;

г)
режима использования земельных участков
и лесов в водоохранных зонах и прибрежных
полосах водных объектов;

д)
выполнения иных требований земельного
законодательства по вопросам использования
и охраны земель в пределах установленной
сферы деятельности.

Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору

и
ее территориальные органы осуществляют
на землях сельскохозяйственного
назначения и земельных участках
сельскохозяйственного использования
в составе земель поселений контроль за
соблюдением:

а)
выполнения в соответствии с Федеральным
законом «О государственном регулировании
обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения»
мероприятий по сохранению и воспроизводству
плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, включая мелиорированные
земли;

б)
выполнения требований по предотвращению
самовольного снятия, перемещения и
уничтожения плодородного слоя почвы,
а также порчи земель в результате
нарушения правил обращения с пестицидами,
агрохимикатами или иными опасными для
здоровья людей и окружающей среды
веществами и отходами производства и
потребления;

в)
выполнения иных требований земельного
законодательства по вопросам использования
и охраны земель в пределах установленной
сферы деятельности.

Государственные
инспекторы по использованию и охране
земель

имеют
право:

а)
запрашивать в соответствии со своей
компетенцией и безвозмездно получать
от федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций и граждан
необходимые для осуществления
государственного земельного контроля
сведения и материалы о состоянии,
использовании и охране земель, в том
числе документы, удостоверяющие права
на земельные участки и находящиеся на
них объекты, а также сведения о лицах,
использующих земельные участки, в
отношении которых проводятся проверки,
в части, относящейся к предмету проверки;

б)
посещать при предъявлении служебного
удостоверения организации и объекты,
обследовать земельные участки, находящиеся
в собственности, владении, пользовании
и аренде, а также земельные участки,
занятые военными, оборонными и другими
специальными объектами (в порядке,
установленном для их посещения), для
осуществления государственного
земельного контроля;

в)
давать обязательные для исполнения
предписания по вопросам соблюдения
земельного законодательства, а также
предписания об устранении выявленных
в ходе проверок нарушений земельного
законодательства и их последствий;

г)
составлять протоколы в порядке,
установленном законодательством об
административных правонарушениях, и
направлять их соответствующим должностным
лицам для рассмотрения дел об
административных правонарушениях с
целью привлечения виновных лиц к
ответствен мости;

д)
обращаться в органы внутренних дел за
содействием в предотвращении или
пресечении действий, препятствующих
осуществлению государственными
инспекторами законной деятельности, а
также в установлении лиц, виновных в
нарушении земельного законодательства;

е)
носить форменную одежду.

Должностные
лица, осуществляющиеe
государственный земельный контроль,
имеют бланки документов с Государственное
гербом Российской Федерации и наименованием
соответствующего специально уполномоченного
органа, необходимых для осуществления
государственного земельного контроль
и служебные удостоверения, формы которых
устанавливаются соответствующими
специально уполномоченными органами.

Государственный
земельный контроль осуществляется в
форме проверок,

проводимых в соответствии с планами,
утверждаемыми в порядке, установленном
специально уполномоченными органами,
а также внеплановых проверок с соблюдением
прав и законных интересов организаций
и граждан.

Внеплановые
проверки проводятся:

для
проверки исполнения предписаний об
устранении ранее выявленных нарушений
земельного законодательства;

в
случае получения от органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций и граждан документов и иных
доказательств, свидетельствующих о
наличии признаков нарушений земельного
законодательства.

Мероприятия
по государственному земельному контролю
в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей проводятся в соответствии
с требованиями Федерального закона «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)».

Должностные
лица Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии,
и ее территориальных органов, осуществляющие
государственный земельный контроль,
одновременно по должности являются:

а)
руководитель
Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии,- главным
государственным инспектором Российской
Федерации по использованию и охране
земель;

б)
заместитель руководителя
Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии, и руководитель
структурного подразделения Росреестра,
к сфере ведения которого отнесено
осуществление государственного
земельного контроля, заместителями
главного государственного инспектора
Российской Федерации по использованию
и охране земель;

в)
специалисты структурного подразделения
Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии
к
сфере ведения которого отнесено
осуществление государственного
земельного контроля, — государственными
инспекторами Российской Федерации по
использованию и охране земель;

г)
руководители территориальных органов
Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии

главными государственными инспекторами
субъектов Российской Федерации по
использованию и охране земель;

д)
заместители руководителей территориальных
органов и руководители структурных
подразделений территориальных органов
Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости в субъектах Российской
Федерации, к сфере ведения которых
отнесено осуществление государственного
земельного контроля, — заместителями
главных государственных инспекторов
субъектов Российской Федерации по
использованию и охране земель;

е)
специалисты структурных подразделений
территориальных органов Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии
в
субъектах Российской Федерации, к сфере
ведения которых отнесено осуществление
государственного земельного контроля,
-государственными инспекторами субъектов
Российской Федерации по использованию
и охране земель;

ж)
руководители структурных подразделений
территориальных органов Федеральной
службой государственной регистрации,
кадастра и картографии
в
субъектах Российской Федерации
межрайонного и городского (районного)
уровней, к сфере ведения которых отнесено
осуществление государственного
земельного контроля, — главными
государственными инспекторами городов
и районов по использованию и охране
земель;

Должностные
лица Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования и ее
территориальных органов, являющиеся
государственными инспекторами,
осуществляющими государственный
геологический контроль, контроль и
надзор за использованием и охраной
водных объектов, за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов,
осуществляют государственный земельный
контроль в соответствии с установленными
пунктом 4 настоящего Положения
полномочиями.

Должностные
лица Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору и ее
территориальных органов, осуществляющие
государственный контроль за химизацией
и использованием химических веществ в
сельском хозяйстве, контроль в области
мелиорации земель и защиты растений,
осуществляют государственный земельный
контроль в соответствии с установленными
пунктом 5 настоящего Положения полномочиями

studfiles.net

«Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Государственный
земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации», участники «круглого
стола» отмечают.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный земельный контроль был преобразован в земельный надзор.
С 2015 года вступили в силу новая редакция главы XII
Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Положение
о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 (далее –
Положение о надзоре), которыми урегулирована большая часть правовых проблем в сфере государственного земельного надзора. В настоящее время государственный
земельный надзор осуществляется Росреестром,
Россельхознадзором
и Росприроднадзором в соответствии с Положением о надзоре.
Осуществление государственного
земельного надзора федеральными органами исполнительной
власти позволяет реализовать единые принципы правоприменения законодательства Российской Федерации, а за счет исполнения иных
функций — оперативно внедрять новые формы
осуществления надзорных полномочий, тем самым повышая
эффективность контроля и надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа
2017 года № 943 внесены изменения в Положение о надзоре, предусматривающие
применение с 2018 года риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также
определены критерии отнесения земельных участков к определенной категории
риска.
В 2017 году несколькими территориальными органами Росреестра
реализуется «пилотный» проект по использованию беспилотных летательных
аппаратов при осуществлении государственного земельного надзора.
Аэрофотоснимки, получаемые с беспилотных летательных аппаратов, используются
инспекторами для дистанционного выявления нарушений требований
законодательства, что позволяет до минимума уменьшить число проводимых
проверок, в ходе которых не выявляются нарушения, тем самым снизить
административную нагрузку на граждан и организации, не нарушающие
требований законодательства при
использовании земельных участков.
Вместе с тем, как показывает практика, проблемы в надзорно-контрольной сфере остаются, в том числе наблюдается некоторая
рассогласованность решений органов государственного земельного надзора.
Так, установление порядка
осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом отнесено к компетенции субъектов Российской
Федерации. В соответствии со статьей 10.1
Земельного кодекса, статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены законами
субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, органами местного
самоуправления предоставленные полномочия
по муниципальному земельному контролю реализуются не на должном уровне. По информации Росреестра, в 17 субъектах Российской Федерации
органами муниципального земельного
контроля в территориальные органы Росреестра
за первое полугодие 2017 года было направлено менее 30 материалов проверок, в ходе которых выявлены нарушения. Общее число выявленных в первом полугодии органами
местного самоуправления нарушений составило 7,3 тыс. нарушений, в то же время
должностными лицами Росреестра выявлено более 47 тыс. нарушений земельного законодательства. При этом более половины всех
выявленных нарушений органами муниципального земельного контроля выявлено в 7
субъектах Российской Федерации. Наибольшее число нарушений органами местного
самоуправления выявлено в Самарской области — 1039 нарушений, Московской
области – 511 и Республике Башкортостан — 446, в то же время на территории
Москвы — 5 нарушений, Санкт-Петербурга — 9 нарушений.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были разработаны и приняты два особо
значимых федеральных закона в сфере земельного надзора: от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерацию» и от 8 марта
2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлен новый порядок государственного земельного
надзора и государственного мониторинга земель, введен новый механизм надзора —
процедура административного обследования, упрощены процедуры проведения
проверок. Указанными законами был изменен порядок организации муниципального
земельного контроля, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации
наделены полномочием устанавливать порядок осуществления муниципального
земельного контроля.
Статьей 72 Земельного
кодекса определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке,
установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Однако в большинстве регионов не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле. Более
того, в развитие регионального законодательства на уровне муниципалитетов
должны быть разработаны соответствующие порядки и правила проведения
муниципального земельного контроля. По данным Россельхознадзора, в настоящее
время из общего количества городских и сельских поселений в стране (20185)
соответствующие документы имеются только у 8,5% (или у 1 703).
 При этом анализ практики организации
муниципального земельного контроля показывает различные подходы к нормативно-правовому
регулированию осуществления муниципального земельного контроля.
В этой связи целесообразно законодательно закрепить полномочие
федерального органа исполнительной власти разработать типовые правила
разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов,
устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля. Такие
правила позволят определить основные положения, которые должны содержать
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На практике вызывает проблемы и отсутствие
четкой предметной сферы контрольной деятельности. Так, статья 72 Земельного
кодекса содержит общие формулировки, относя к предмету контроля любые нарушения
на земельном участке, в отношении которых предусмотрена административная и иная
ответственность и, как следствие, в органы муниципального контроля поступает
огромное количество жалоб, не связанных с нарушением требований земельного
законодательства (санитарный, эпидемиологический контроль). Необходима детализация
соответствующих статей Земельного кодекса о порядке осуществления
муниципального земельного контроля в части установления четкого перечня видов
муниципального контроля.
Проблемой для осуществления муниципального
земельного контроля, как и других видов муниципального контроля, является,
во‑первых, отсутствие четко установленных федеральными законами полномочий
должностных лиц муниципального контроля, установленных в соответствующем
законодательстве. Во‑вторых, органы местного самоуправления не наделены
полномочиями по привлечению нарушителей к административной ответственности и должны обращаться в уполномоченные федеральные органы государственной власти.
При этом с принятием Федерального закона
от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав) на муниципальный
контроль распространяются ограничения сроков и периодичности проверок. Порядок
проведения и оформления результатов проверок также регламентирован указанным
Федеральным законом.
Полагаем
необходимым во избежание нарушения прав предпринимателей и граждан на законодательном уровне предусмотреть порядок действий органов муниципального
земельного контроля по выдаче предписаний об устранении нарушений земельного
законодательства, контролю за их исполнением и отмене в случае необоснованной
выдачи.
Несовершенна и система внеплановых
проверок.
Основанием для проведения проверок по муниципальному земельному контролю могут выступать исключительно случаи,
указанные в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав,
связанные с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо
с причинением такого вреда. Орган муниципального контроля не вправе
осуществлять внеплановые проверки по специальным основаниям, указанным в пункте
6.1 статьи 71.1 Земельного кодекса, что фактически исключает возможность
проведения внеплановых проверок.
Существует необходимость совершенствования
взаимодействия органов, осуществляющих государственный земельный надзор с правоохранительными органами Российской Федерации и органами прокуратуры, что обусловлено
проблемой установления лиц, допустивших нарушения требований земельного
законодательства. Вследствие отсутствия у государственных инспекторов по использованию и охране земель достаточных данных о лице, допустившем нарушение
требований земельного законодательства, затруднено принятие своевременных мер,
направленных на устранение нарушений.
Например, имеются проблемы в части организации
взаимодействия с органами внутренних дел при установлении места жительства
(регистрации) субъектов правонарушений в целях составления необходимых
документов в ходе проверочных мероприятий по выявленным нарушениям.
Отсутствует исчерпывающий перечень
документов, которые вправе запросить территориальный орган федерального органа
государственного земельного надзора от органа муниципального контроля, в случае
направления последним акта проверки с указанием информации о наличии признаков
выявленного нарушения. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный
земельный контроль» не содержит исчерпывающий перечень таких документов.
Отсутствие полномочий
должностных лиц органов муниципального контроля по составлению протоколов об административном правонарушении увеличивает длительность процедуры от момента
выявления нарушений земельного законодательства органом муниципального контроля
до момента привлечения ответственного лица, свершившего нарушение, органом
государственного земельного надзора.
Участники «круглого стола» отметили и проблемы, связанные с излишней длительностью сроков доставки почтовых
отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального
земельного контроля, содержащих предписания об устранении земельных
правонарушений. В данном вопросе необходима оптимизация.
Целый комплекс
проблем вызывает осуществление государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель
сельскохозяйственного назначения.
Требуют уточнения
некоторые вопросы, связанные с принудительным изъятием земельных участков
сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием.
Так, действующая
редакция части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» (далее – Федеральный
закон об обороте земель) предусматривает возможность принудительного изъятия земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления
в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного
участка по целевому назначению или использования с нарушением
законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства
или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством
деятельности.
Следует внести
изменения, предусматривающие возможность применения к процедуре изъятия
земельного участка в случае его неиспользования или использования с нарушением
законодательства в течение трех лет по материалам контрольных мероприятий,
муниципального земельного контроля, что упростит сбор материалов, необходимых
для начала процедуры изъятия участков.
По данным Россельхознадзора, привлечение
нарушителей к административной ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной
с сельскохозяйственным производством деятельности, сократилось более чем на 30%.
Некоторые субъекты Российской Федерации
(Республика Чувашия, Курская, Рязанская, Тамбовская области и др.) представили
информацию о проблемах реализации законодательства об изъятии неиспользуемых
сельскохозяйственных земель.
Так, регионы отмечают длительный срок для
начала процедуры изъятия земель сельскохозяйствен­ного назначения, проблемы,
связанные с подготовкой органами
муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора
документов для изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отмечается также, что на сегодняшний день
реализация статьи 6 Федерального об обороте земель в части определения фактора
снижения плодородия либо размеров причиненного вреда при порче почв
сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором и его территориальными
органами не представляется возможной, в том числе и в отсутствие полноценного подзаконного
нормативного правового акта, конкретизирующего признаки неиспользования
земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение
законодательства Российской Федерации.
Необходимо нормативно-правовое закрепление
критериев добросовестности
землепользователей: использование
сельскохозяйственных угодий по целевому назначению и в соответствии с их
разрешенным использованием; ведение агрономической документации, характеризующей
уровень использования пашни; наличие системы внутрихозяйственного земледелия; соблюдение
системы севооборотов в соответствии с внутрихозяйственной специализацией; осуществление
посева семенами высоких репродукций; соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены
и сортообновления семян; проведение агрохимического обследования почвы согласно
установленным циклам, но не менее 1 раза в 5 лет; проведение защитных
мероприятий по результатам фитосанитарного обследования; использование
минеральных и органических удобрений в рекомендуемых дозах; использование
пестицидов и агрохимикатов, не превышающих предельно допустимых концентраций в соответствии с установленным регламентом; сохранение уровня почвенного
плодородия; проведение мероприятий по охране почв от эрозии и других
деградационных процессов.
Необходимо обеспечить организацию ведения
агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Считаем возможным предусмотреть
обязательство органов, осуществляющих земельный контроль и надзор, осуществить
проверку целевого использования земельных участков сельскохозяйственного
назначения, находящихся в федеральной собственности, не реже одного раза в два
года, а также разработать порядок безвозмездной передачи земельных участков
сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность в случае его
неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением
законодательства Российской Федерации в течение двух и более лет.
Статьей 10.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)
установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо
опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений,
растениями-сорняками. Учитывая, что в указанной статье отсутствуют требования к субъекту правонарушения, на практике имеют место случаи, когда при выявлении на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной
собственности, очагов произрастания карантинных растений органы
государственного земельного надзора привлекают к административной
ответственности землевладельца или землепользователя либо исполнительный орган
власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, если такой участок
свободен от прав третьих лиц. Необходимо конкретизировать данную норму по аналогии со статьей 10.5 КоАП, определив субъектами ответственности
землевладельцев и землепользователей.
В рамках совершенствования механизма контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения считаем также необходимым
распространить действие статьи 19.5 КоАП на отношения, возникающие при неисполнении
предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный
земельный контроль.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого
стола» предлагают:

1. Рекомендовать Правительству
Российской Федерации:
ускорить принятие распоряжения
Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение плана
мероприятий по реализации Основ государственной политики использования
земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, которым предусмотрены
мероприятия по внесению изменений в законодательство Российской Федерации,
направленные на уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а также по утверждению типовых правил
разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов,
устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
ускорить
принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому
назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации
с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной
связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах
Российской Федерации»,
разработанного Минсельхозом России;
рассмотреть
возможность внесения
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими
муниципальный земельный контроль», предусматривающих исчерпывающий перечень документов
(сведений), представляемых в территориальный орган государственного земельного
надзора органом муниципального земельного контроля
вместе с актом проверки;
рассмотреть вопрос о взаимодействии
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции
государственного земельного надзора, и региональных органов и организаций,
осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере землепользования в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в:
в Земельный кодекс в части отнесения к полномочиям Российской Федерации утверждения типовых правил разработки
субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих
порядок осуществления муниципального земельного контроля;
в Земельный кодекс в части наделения
органов местного самоуправления полномочиями по выдаче предписаний об устранений выявленных нарушений земельного законодательства;
в статью 6 Федерального
закона об обороте земель в части применения к процедуре изъятия земельного
участка материалов, полученных в рамках муниципального земельного контроля;
в статью 10 Федерального закона о защите
прав в части расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок;
в статью 10.1 КоАП, определив субъектами
ответственности землевладельцев и землепользователей;
в части 25 и 26 статьи 19.5 КоАП в части
распространения сферы их действия на отношения, возникающие при неисполнении
предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный
земельный контроль;
в статью 28.3 КоАП в части наделения
должностных лиц органов муниципального земельного контроля полномочиями
возбуждать дела об административных правонарушениях;
рассмотреть целесообразность внесения в федеральное законодательство изменений,
направленных на упрощение порядка согласования
внеплановых проверок органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность и целесообразность принятия на федеральном уровне нормативного правового акта,
устанавливающего сроки выдаваемых органами государственного земельного надзора
и муниципального земельного контроля предписаний на устранение выявленных земельных
правонарушений;
рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство Российской
Федерации в части наделения полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, осуществляющих муниципальный
земельный контроль;
в целом положительно оценивая внедрение риск-ориентированного
подхода при осуществлении государственного земельного надзора, продолжить
работу по совершенствованию и уточнению критериев отнесения земельных участков
к определенной категории риска;
отметить результаты Росреестра по совершенствованию
осуществления государственного земельного надзора, внедрению дистанционных форм
осуществления государственного земельного надзора, в том числе с использованием
беспилотных летательных аппаратов.
2. Рекомендовать Минэкономразвития
России, Минсельхозу России, Минприроды России совместно с Минфином России
разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты
Российской Федерации в части зачисления штрафов за нарушения земельного
законодательства в бюджет муниципального образования, на территории которого
совершено правонарушение.
3. Рекомендовать
Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России:
рассмотреть
возможность подготовки новых Единых методических рекомендации по вопросам
осуществления муниципального земельного контроля, обеспечивающих единообразное
осуществление муниципального земельного контроля на всей территории Российской
Федерации;
ускорить разработку индикаторов
риска нарушения обязательных требований для определения необходимости
проведения внеплановых проверок при осуществлении Росреестром и его
территориальными органами государственного земельного надзора и методики оценки
результативности и эффективности осуществления государственного земельного
надзора.
4. Рекомендовать Минсельхозу России в целях сохранения и воспроизводства плодородия земель
сельскохозяйственного назначения рассмотреть возможность разработки проектов
федеральных законов по вопросам:
внесения изменений в статью 8 Федерального
закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения» в части закрепления обязанности собственников, владельцев, пользователей,
арендаторов земельных участков по проведению почвенного, агрохимического
обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения;
введения обязательной процедуры
паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей
фактическое состояние земельного участка, его идентификационные характеристики,
а также состояние почвенного плодородия;
закрепления обязанности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных
земель сельскохозяйственного назначения;
внесения изменений в Закон Российской
Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395–1 «О недрах» в части запрета
добычи общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного
назначения;
разработать проект постановления Правительства
Российской Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения
агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
5. Рекомендовать Росреестру, Россельхознадзору и Росприроднадзору:
обеспечить согласованность в принятии решений по совершенствованию нормативно-правового регулирования
вопросов государственного земельного
надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность подготовки для органов местного самоуправления методических
рекомендаций по вопросам проведения муници­пального земельного контроля и правильности составления актов проверок с приложением образцов, а также
ежеквартально проводить обучающие семинары со специалистами органов муниципального земельного контроля по проблемным
вопросам.
6. Рекомендовать органам государственной власти
субъектов Российской Федерации ускорить принятие нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок осуществления
муниципального земельного контроля.
7. Рекомендовать ФГУП «Почта России» ускорить
сроки доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора
и муниципального земельного контроля об устранении выявленных земельных правонарушений.

8. Направить
рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации,
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную
службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу
по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации и ФГУП «Почта России».

 

 

 

council.gov.ru

48. Понятие и виды земельного контроля.

Государственный
контроль за охраной и использованием
земель является разновидностью земельного
контроля, и относится к одной из важнейших
функций государства. Статья 71 Земельного
кодекса Российской Федерации определяет
понятие государственного земельного
контроля.

Земельный
контроль– это деятельность компетентных
органов, обеспечивающая соблюдение
земельного законодательства, требования
охраны и использования земель.

В
условиях рыночной экономики земельный
контроль приобретает большее значение.
Земельное законодательство закрепляет
право собственников, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов
самостоятельно хозяйствовать на земле,
но такая деятельность не должна наносить
ущерба окружающей среде и нарушать
права и законные интересы третьих лиц.
Кроме того, указанные субъекты при
использовании земли должны исполнять
обязанности, установленные нормами
законодательства.

В
зависимости от сферы применения земельный
контроль делится на 3 вида:

1)
государственный;

2)
муниципальный;

3)
общественный;

Все
виды земельного контроля взаимосвязаны
и в конечном итоге имеют общую цель –
обеспечить рациональное использование
и охрану земель.

Государственный
земельный контроль возложен на специально
уполномоченные государственные органы
и заключается в контроле за соблюдением
земельного законодательства, требований
охраны и использования земель организациями
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами.
Таким образом, государственный контроль
охватывает все земли независимо от их
целевого назначения и распространяется
на всех собственников, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков.

Государственный
земельный контроль осуществляется в
соответствии с постановлением
Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833
«О государственном земельном контроле»
в порядке, установленном Правительством
РФ. В систему органов государственного
контроля входят соответствующие органы
представительной и исполнительной
власти, а также специально уполномоченные
на то государственные органы. Специально
уполномоченными органами являются
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости, Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования,
Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору, Министерство
здравоохранения РФ, Федеральное агентство
по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу и их органы на местах. Эти
органы исполняют свои функции во
взаимодействии с органами представительной
и исполнительной власти, а также
согласовывают свою работу между собой.

Указанные
органы имеют общую задачу – обеспечение
соблюдения всеми физическими, должностными
и юридическими лицами требований охраны
и использования земель в целях наиболее
эффективного и рационального ее
использования. Причем реализуют они
эту задачу в сфере основных направлений
своей деятельности.

Непосредственно
деятельность по государственному
земельному контролю возложена на
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости.

Муниципальный
земельный контроль возложен на органы
местного самоуправления (уполномоченные
ими органы) и распространяется на
территорию муниципального образования.
Муниципальный контроль осуществляется
в соответствии с законодательством
(федеральным и региональным) и в порядке,
установленном нормативными актами
органов местного самоуправления.

От
государственного и муниципального
контроля следует отличать общественный
земельный контроль, который лежит на
органах территориального общественного
самоуправления, других общественных
организациях (объединениях), гражданах
и касается подготовки и принятия
исполнительными органами государственной
власти и органами местного самоуправления
решений, затрагивающих предусмотренные
ЗК РФ права и законные интересы граждан
и юридических лиц, а также требования
использования и охраны земель. Например,
Федеральный закон «О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан» предусматривает
возможность образования по решению
общего собрания садоводческого,
огороднического и дачного некоммерческого
объединения комиссии такого объединения
по контролю за соблюдением законодательства.
Положением о порядке осуществления
государственного контроля за использованием
и охраной земель установлено, что
общественные инспекторы назначаются
специально уполномоченными органами
государственной власти по земельному
контролю из числа лиц, знающих земельное
законодательство и имеющих опыт работы
в области охраны окружающей среды.

studfiles.net

Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция. — КиберПедия

Органы осуществляющие контроль можно разделить на 2 группы:

1 органы общей компетенции – прав-во РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ОСМУ

Они определяют задачи контроля, порядок его проведения, организацию контрольной деятельности и принимает решение по результатам земельного контроля.

2 К органам специальной компетенции государственного земельного контроля относится – департамент земельного контроля федеральной службы гос регистрации, кадастра и картографии, федеральная служба по надзору в сфере природопользования при министерстве природных ресурсов и экологии РФ ( Росприроднадзор) и ее органы на местах, ветеринарная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору при министерстве с.х.РФ. эти органы осуществляют контрольные функции в пределах их компетенции.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографиии ее территориальные органыосуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений ПИ, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;


б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

г) режима использования з/у и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

д) выполнения иных требований ЗЗ по вопросам использования и охраны земель.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Должностные лица РОСРЕЕСТРа, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются инспекторами различного уровня по использованию и охране земель.Должностные лица РОСПРИРОДНАДЗОРа, являются гос. инспекторами, осуществляющими гос. геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.


Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляют государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений.

46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)

Правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

Правовое регулирование проведения государственного земельного надзора обеспечивается на уровне законодательства РФ.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке,установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений заложены в главе XII Земельного кодекса РФ, в которой, имеются самостоятельные статьи, в которых содержатся понятие и правовое регулирование государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля.

Наряду с этими правовыми нормами регулирование надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1. В Положении указаны федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные органы), осуществляющие функции по государственному земельному надзору с уточнением перечня требований земельного законодательства, соблюдение которых проверяется данными службами, определены полномочия их должностных лиц. При этом, в отличие от Положения о государственном земельном надзоре (2006), действующим Положением предусмотрен порядок проведения плановых проверок, в том числе составления ежегодных планов их проведения с учетом результатов проведения административного обследования объектов земельных отношений и других требований, а также внеплановых проверок. + ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»):

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

cyberpedia.su

2. Органы муниципального земельного контроля.

Органы местного самоуправления городского
округа осуществляют муниципальный
земельный контроль в отношении
расположенных в границах городского
округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских
и сельских поселений осуществляют
муниципальный земельный контроль в
отношении расположенных в границах
городских и сельских поселений объектов
земельных отношений.

Органы местного самоуправления
муниципального района осуществляют
муниципальный земельный контроль в
отношении расположенных на межселенной
территории муниципального района
объектов земельных отношений.

Полномочия такие же, как и государственных
органов, только всё необходимо
согласовывать с государственными
органами.

***3. Общественный земельный контроль

Общественные организации экологического
профиля имеют право выступать с
законодательной инициативой по вопросам
управления земельным фондом в органах
государственной власти

Также общественный земельный контроль
могут проводить общественные инспекторы
(представители общественных организаций
и объединений).

46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)

1. Государственный земельный надзор:

а) ст. 71 ЗК РФ;

б) ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля»;

в)
Постановление
Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об
утверждении Положения о государственном
земельном надзоре»;

г) Думаю, что сюда можно включить и
положения о Росреестре, Росприроднадзоре
и Россельхознадзоре, в которых указаны
их полномочия по проведению государственного
земельного надзора.

2. Муниципальный земельный
контроль:

а) ст. 72 ЗК РФ;

б) ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля»;

в)
ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»;

г)
Нормативные правовые
акты субъектов РФ;

д) Нормативные правовые акты органов
местного самоуправления.

3. Общественный земельный контроль:

а) ст. 72.1 ЗК РФ;

б)
ФЗ
«Об общественных объединениях»;

в)
ФЗ «Об основах общественного контроля
в РФ»;

г)
ГК РФ.

47. Понятие и
виды экологического контроля в сфере
использования и охраны земель. Органы
экологического контроля в сфере
использования и охраны земель и их
компетенция

Правовые основы экологического контроля
установлены в: ст. 64-66 ФЗ «Об охране
окружающей среды», ст. 71 ЗК РФ и других
актах.

Экологический контроль— это проверка
и обеспечение исполнения правовых
требований по рациональному использованию
земельных ресурсов и охране окружающей
среды. Посредством экологического
контроля обеспечивается принуждение
субъектов земельно-правовых отношений
к исполнению экологических требований.

Виды экологического контроля:

1. Государственный экологический
контроль

Задачей государственного экологического
контроля является проверка и обеспечение
исполнения правовых требований по
рациональному использованию земель и
охране окружающей среды от загрязнения
всеми государственными органами,
предприятиями, организациями и гражданами,
которым такие требования адресованы.

1.1. Общий.Его осуществляет
органы общей компетенции: Президент
РФ, Правительство РФ соответствующие
органы субъектов РФ.

1.2. Специальный.Его осуществляют
органы специальной экологической
компетенции:

а)
Федеральная
служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору (Ростехнадзор).
В ее полномочия входит, например, контроль
за безопасным ведением работ, связанных
с пользованием недрами.

б)Федеральная служба по надзору в
сфере природопользования (Росприроднадзор).
В ее полномочия входит осуществление
различных видов государственного
экологического надзора, например, на
континентальном шельфе РФ.

Формы государственного экологического
контроля:

а)Предварительный. Он осуществляется
на стадии планирования будущей
хозяйственной деятельности, которая
может оказать негативное воздействие
на окружающую среду. Он осуществляется
путем проведения государственной
экологической экспертизы.

б)Текущий. Он осуществляется на
стадии эксплуатации предприятий в
процессе хозяйственной деятельности.
Текущий контроль может бытьплановым
и
внеплановым.

2. Муниципальный экологический контроль.
Он осуществляется в форме камеральных
или рейдовых проверок на территории
муниципального образования, что позволяет
учитывать местную специфику и особенности
производства.

Его осуществляют органы МСУ на
соответствующей территории.

3. Производственный экологический
контроль
. Распространяется на
производственную хозяйственную
деятельность предприятий и иных
хозяйствующих субъектов. Главная задача
— проверка соблюдения самим предприятием
нормативов предельно допустимых
воздействий на землю как объект окружающей
среды, которые установлены для данного
предприятия

4. Общественный экологический контроль.
Это форма участия граждан и общественных
экологических объединений в обеспечении
выполнения экологических требований
в предпринимательской и управленческой
сферах на стадии принятия экологически
значимых решений. Формами общественного
экологического контроля могут быть,
например, общественные слушания,
общественная экологическая экспертиза.

Именно посредством экологического
контроля в основном обеспечивается
принуждение соответствующих субъектов
земельного права к исполнению экологических
требований. Весьма часто меры юридической
ответственности за экологические
правонарушения применяются в процессе
экологического контроля или по его
результатам.

studfiles.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о