Предлоги и приставки – Правописание предлогов и приставок. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

Правописание предлогов и приставок. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На данном уроке рассмотрено правило написания предлогов и приставок. Уделено внимание значению предлогов и некоторых приставок. Объяснено, как отличить приставку от предлога. Дана рекомендация, как употреблять приставки и предлоги правильно.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, она  пишется со словом слитно, а предлог – это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся  с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

 

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги  употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша – что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с – это предлог, пишется раздельно.

Сбросили – что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с — приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели – что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про – это приставка, пишется со словом слитно.

Школа – что?, имя существительное.  Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про – это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой – подберёзовик

без радости – безрадостный

на берегу – набережная

на стене – настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок)  – на груди (предлог на)

заработная (плата) – за работу (предлог за)

довоенные (годы) – до войны (предлог до)

подводные (камни) – под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от – приставка, а где – предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, —

Зависело б (от) мыла,

Веснушки  я б (от) мыла.   (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла – это глагол, от – приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло — что?, имя существительное, от – это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от  мыла,

Веснушки  я б отмыла. 

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело – что?, имя существительное,  за – предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за  дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел.                  (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В  тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

____ писать до точки                                 

____ писать в текст

____ писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

 

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте  скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод              влетит

в (какой?) сильный зной              прошепчет

в (какие?) открытые окна            загудит

по (какому?) синему морю          притихнет

                                                      умчится

                                                      примчится

                                                        вздумает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).  
  2. Umk-garmoniya.ru (Источник).  
  3. School-collection.edu.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка – это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог – это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

interneturok.ru

Различие предлогов и приставок. — Мои файлы — Каталог файлов

 Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова. —

 

 Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

 

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

   Предлог — это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

  Приставка — это часть слова. Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

   В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.

 

разбежались, отмерила, скинул.

 

2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует — это приставка, нет — предлог.

 

(у)стола — ЧТО? устол, такого слова нет, значит у — предлог, пишем раздельно: у   стола 

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО — приставка, пишем слитно: полёт.

 

3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у — предлог, пишется раздельно.

 

Алгоритм рассуждений:

-Это глагол?

                     —ДА — около глаголов предлоги не стоят, значит это

                               приставка,   пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)

                     —НЕТ — ставим слово в начальную форму :есть такое слово —                      приставка, нет — предлог.

 

ТРЕНИРОВКА.

 

1.Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

 

 (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б…рёзы ,(по)бежал (по)д…ревне ,(про)читал (про) город.

2.На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка.  (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

 

3.Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

 

 …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

 

4.Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

5.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

На стройке.

Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли

(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

 

6.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

…бросился … врага.

…кинула …плечи.

…вёл …дело …конца.

 …ставил ведро …кран.

…резал замок …дверь.

…читал рассказ …конца.

…гулял …парку.

…ехал …станции.

…рисовал …листке бумаги.

…плела ленту …косу.

 

7.Раскрой скобки.

 

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

в, на

1. Вода в море соленая. 2. На море большие волны. 3. Овчарка Гранат чужих в дом не пустит. 4. Нам задали на дом одну задачу.

с

1. Прозрачные сосульки свисали с крыши. 2. Летает пчела с цветка на цветок.

у, перед

1. Перед домом тенистая аллея. 2. У дома гаражи. 3. Перед концертом я зашел за товарищем. 4. У мышки длинный хвост.

к

1. К вокзалу мы подошли быстро. 2. К обеду все было готово.

под, над

1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.

Мой рабочий стол.

Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.

Поход.

Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.

Август.

Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.

Суслики.

Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.

Жадная собака.

Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.

Выборочные диктанты.

На Луну летать мы будем, — в небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям познакомиться с Луной!

 

Дело было в январе.

Стояла елка на горе.

 

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы.

 

Встали утром, на заре, —

В комнате светло.

На стене в календаре

Красное число.

 

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

 

Говорят — у мамы

Руки не простые,

Говорят — у мамы

Руки золотые.

Комментированное письмо.

1. Моя комната смотрит окнами в старый сад. В саду зацвели яблони. 2. Коля бежит на мост. На мосту сидят рыбаки с удочками. 3. Я сунул руку под подушку. Там книга с цветными картинками. Это мне подарок к празднику.

1. Бери пример с хорошего товарища. Мы с товарищем делаем планер. 2. Я смотрел на камень. На гладком камне грелась зеленая ящерица.

1. У дороги рос могучий дуб. 2. В колхозе пионеры встретились с бригадой трактористов. 3. Сияют звезды на башнях Кремля.

1. Мы первые в мире проложили дорогу к звездам. 2. Ребята прочитали в книге о подвиге пионера. 3. Перед школой мы посадили цветы.

В лагере.

В пионерском лагере звучит горн. Пионеры бегут к реке. Потом все быстро идут на линейку. Сегодня у каждого отряда свои дела. Группа пионеров едет в соседний колхоз на уборку овощей.

Гроза в горах.

Ночью в горах бушевала гроза. По крутым склонам неслись дождевые потоки. Вода вырывала с корнем деревья. Мы укрылись в сухой пещере. Под утро гроза утихла. Мы вышли из пещеры. Утренние лучи играли на зелени.

Канал в пустыне.

Трудно строить канал в пустыне. Песок раскален на солнце. Воду возят в огромных бочках. Машины с трудом идут по пескам. Но люди победили. Канал пришел в город. Есть вода — есть и зелень. На канале устроили пляж. Теперь здесь можно хорошо отдохнуть.

Миша.

Миша вошел в свой класс. Он сел за первую парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Он сидит с Юрой. Учитель вызвал Мишу к доске. Мальчик стоит у доски и отвечает урок.

Ежик.

Выбрал ежик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за удобной постелькой. Нашел он листья и надел на иголки. Потащил их еж к себе в норку. Хороша у ежа постелька!

На корабле.

К празднику на корабле все чистили. За борт на толстых веревках спустили доски. На досках маляры. Корабль качается на волне, а маляры борт красят. С самого утра моряки надели все праздничное. Подняли на мачты флаги. Вечером будет концерт.

Творческие диктанты.

Экскурсия, к экскурсии, на экскурсию, об экскурсии.

Класс, в классе, с классом, из класса.

Товарищ, с товарищем, у товарища, к товарищу.

В магазин. В магазине.

На праздник. На празднике.

Под крыльцо. Под крыльцом.

За домом. За дом.

С праздника. С праздником.

Контрольные диктанты.

Школьный двор.

Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Малыши прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками учеников.

На ферме.

В нашем колхозе большая ферма. Теперь на фермах работают разные машины. Подвесная дорога подает корм из кормовой кухни. Машины для дойки коров заменяют руки доярки. На ферме чисто и светло. (30 слов.)

Урожай леса.

Богатый урожай созрел в лесу. На опушке в траве поспела земляника. Много в лесной глуши ягод малины. Прячутся под сухими листьями грибы. На болоте манит к себе клюква. Щедрые подарки приготовил лес человеку. (33 слова.)

В летний зной.

Лошадь бежит рысью. С двух сторон дороги стоит стеной пшеница. Колосья бьют по лицу. Васильки цепляются за ноги. Воздух душный. На лбу у меня капли пота. Скорей к лесу! Там в тени у ручья можно отдохнуть. (36 слов.)

Лиса и белка.

Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хитрая лиса притворилась мертвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча. (36 слов.)

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Правописание предлогов и приставок

Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, она  пишется со словом слитно, а предлог – это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся  с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении.

 

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

 

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до).

 

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

 

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

 

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

 

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги  употребляются с именами существительными и местоимениями.

 

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

 

(С)крыши (с)бросили снег.

 

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

 

Крыша – что?, имя существительное.

 

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с – это предлог, пишется раздельно.

 

Сбросили – что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с — приставка, пишется вместе со словом.

 

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

 

Ребята (про)пели песню (про)школу.

 

Пропели – что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про – это приставка, пишется со словом слитно.

Школа – что?, имя существительное.  Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про – это предлог, пишется раздельно.

 

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

 

Сравните слова:

 

под берёзой – подберёзовик

 

без радости – безрадостный

 

на берегу – набережная

 

на стене – настенный

 

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

 

под (какой?) кудрявой берёзой

 

без (какой?) особой радости

 

на (каком?) морском берегу

 

на (какой?) высокой стене

 

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

 

нагрудный (значок)  – на груди (предлог на)

 

заработная (плата) – за работу (предлог за)

 

довоенные (годы) – до войны (предлог до)

 

подводные (камни) – под водой (предлог под)

 

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от – приставка, а где – предлог.

 

1. Веснушки.

 

Я, не жалея мыла,

 

Нос терпеливо мыла, —

 

Зависело б (от) мыла,

 

Веснушки  я б (от) мыла.   (Я. Козловский)

 

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

 

Я (что сделала?) отмыла – это глагол, от – приставка, пишется слитно.

 

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло — что?, имя существительное, от – это предлог, пишется раздельно.

 

Правильный ответ:

 

Зависело б от  мыла,

 

Веснушки  я б отмыла. 

 

2. Солнце ещё облаков не (за) дело,

 

Трава на лугу ещё росы пила,

 

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

 

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

 

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

 

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело – что?, имя существительное,  за – предлог, пишется раздельно.

 

Правильный ответ:

 

Солнце ещё облаков не задело,

 

Трава на лугу ещё росы пила,

 

А плотник проснулся и взялся за  дело,

 

Слышится, как зазвенела пила.

 

Секрет употребления предлогов

 

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

 

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

 

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

 

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

 

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Правописание приставок и предлогов / Орфография и орфограммы 1-4 классов / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Правописание приставок и предлогов

Приставки и предлоги бывают похожи (по, над, с, в и другие).

Приставка — это значимая часть слова, которая пишется слитнопобежал. 

Предлог — это самостоятельная часть речи, она пишется раздельно с другими словами — бежал по дорожке.

Чтобы понять, что перед нами, — приставка или предлог, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово (или вопрос). Если вста­вить слово можно, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Если слово нель­зя, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Например:

побежал по дорожке — побежал по (грунтовой) дорожке

зашёл за другом — зашёл (за кем?) за другом

Запомни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги пишутся перед име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, прилагательными, числительными или ме­сто­име­ни­я­ми.

Запомни! Наречия издалека, издавна, вверх, вниз, направо, налево и другие пишутся слитно. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов



Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс


Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 163,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть


Упражнение 164,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть


Упражнение 185,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 125,
Полякова, Учебник, 2 часть


Упражнение 128,
Полякова, Учебник, 2 часть


Упражнение 139,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 141,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 5,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс


Упражнение 259,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 179,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 185,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 4,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть


Упражнение 113,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть


Упражнение 144,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть


Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть


Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс


Упражнение 105,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 122,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 230,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 145,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 209,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть


Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 121,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 125,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 698,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс


Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 60,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 64,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 97,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 163,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 348,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 364,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 129,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс


Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 70,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 211,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


Упражнение 516,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


Упражнение 600,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


Упражнение 609,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть


Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс


Упражнение 13,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 32,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 113,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 228,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 436,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 483,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс


Упражнение 187,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 227,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 277,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 300,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 319,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 325,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Упражнение 335,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!







budu5.com

Пишем правильно предлоги и приставки

Похожие предлоги и приставки дети нередко путают при написании. Но их нужно научиться различать,чтобы избежать ошибок.  Ведь приставку следует писать слитно со словом, так как она является его частью, а предлоги — это отдельные слова и пишутся отдельно от других слов.
И задачи у приставок и предлогов совершенно разные. Приставки образуют новые слова, а предлоги связывают слова в предложении.

Как же научиться правильно писать приставки и предлоги?

Прежде всего, следует запомнить, что перед глаголами не могут стоять предлоги. Они употребляются с другими частями речи,  но с глаголами не употребляются никогда. Поэтому в словах (С)БРОСИТЬ, (ПОД)СТАВИТЬ, (ПО)ЕХАТЬ вызывающие сомнение С, ПОД и ПО пишутся слитно с глаголами БРОСИТЬ, СТАВИТЬ, ЕХАТЬ.

СБРОСИТЬ            ПОДСТАВИТЬ             ПОЕХАТЬ

А вот с существительными уже сложнее. Чтобы определить, предлог или приставка стоит перед существительным, нужно попробовать  вставить между ними другое слово или поставить вопрос.

(С)КРЫШИ      (ПОД)СТОЛОМ            (ПО)ДОРОЖКЕ

С (чего?)  с крыши, с соломенной крыши — между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. С крыши пишем раздельно.

Под (чем?) столом, под обеденным столом — под — это предлог, пишется раздельно.

По (чему?) дорожке, по узкой дорожке — слово ПО — предлог, и также пишется раздельно с существительным.

А вот в словах СПИСОК, ПОЕЗДКА, ПОДХОД между С, ПОД и ПО ни вопрос, ни другое слово вставить нельзя. Следовательно, это приставки, и писать их нужно слитно со словами..

Задание. Раскрыть скобки в следующих предложениях

(ПОД)ЁЛКОЙ (ЗА)ДРЕМАЛИ ЗАЙЧИШКИ.

(ПО)РЕКЕ (ПО)ПЛЫЛИ ЛОДОЧКИ.

(ЗА)ЗАБОРОМ ЗА(ЛАЯЛИ) СОБАКИ.

(ПОД)ЁЛКОЙ — сначала определяем часть речи. Ёлка (что?) — имя существительное. ПОД  ПУШИСТОЙ ЁЛКОЙ — между ПОД и ЁЛКОЙ можно  поставить вопрос или вставить другое слово ПУШИСТОЙ. Значит следует писать ПОД ЁЛКОЙ — предлог перед существительным.

(ЗА)ДРЕМАЛИ — определяем часть речи: Что делали? ДРЕМАЛИ — это глагол. С глаголами предлоги не употребляются, значит ЗА — приставка и пишется слитно со словом ДРЕМАЛИ — ЗАДРЕМАЛИ.

Правильно написанное предложение: ПОД ЁЛКОЙ ЗАДРЕМАЛИ ЗАЙЧИШКИ.

Во втором предложении (ПО)РЕКЕ — Что? река — существительное. По  ШИРОКОЙ РЕКЕ — между ПО и РЕКЕ можно поставить вопрос (по чему?) или вставить другое слово, Значит, ПО РЕКЕ пишем раздельно. Это предлог с существительным.

(ПО)ПЛЫЛИ — ПЛЫЛИ (Что делали?) — глагол. Значит ПО не предлог, а приставка и пишется слитно.Что сделали? ПОПЛЫЛИ.

ПО РЕКЕ ПОПЛЫЛИ ЛОДОЧКИ.

В третьем предложении определяем правильность написания слов (ЗА)ЗАБОРОМ, (ЗА)ЛАЯЛИ.

ЗА (Чем?) ЗАБОРОМ, ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ — это предлог с существительным, пишем раздельно ЗА ЗАБОРОМ.

(ЗА)ЛАЯЛИ — ЛАЯЛИ (Что делали?) -глагол. Значит ЗА не предлог, а приставка и пишется слитно ЗАЛАЯЛИ.

Окончательный вариант предложения — ЗА ЗАБОРОМ ЗАЛАЯЛИ СОБАКИ.

Попробуйте  объяснить правописание приставок и предлогов в следующих примерах самостоятельно

 

Часто от сочетаний предлогов с существительными образуются новые существительные или прилагательные с похожими приставками.

                       ПОД БЕРЕЗОЙ — ПОДБЕРЕЗОВИК

                       ЗА РЕКОЙ — ЗАРЕЧНЫЙ

                       ПОД НЕБОМ —  ПОДНЕБЕСНЫЙ

И наоборот, от некоторых слов, образованных с помощью приставок, можно образовать сочетания предлогов с существительными.

                        ДОВОЕННЫЙ — ДО ВОЙНЫ

                       ПРИШКОЛЬНЫЙ — ПРИ ШКОЛЕ

                        БЕЗРАДОСТНЫЙ — БЕЗ РАДОСТИ

  Выбираем правильный предлог

Иногда мы слышим сочетания С МОСКВЫ, С АРМИИ, С ТЕАТРА, в которых предлоги выбраны неправильно. Если человек идет или едет В ШКОЛУ, В ТЕАТР, В МОСКВУ, тогда возвращается он ИЗ ШКОЛЫ, ИЗ ТЕАТРА, ИЗ АРМИИ.

А если человек идет НА РАБОТУ, НА РЫНОК, НА РЫБАЛКУ, то возвращается С РАБОТЫ, С РЫНКА. С РЫБАЛКИ.
Это правило тоже следует запомнить.

 

 

Таким образом, легко запомнить правила написания похожих приставок и предлогов, если знать, что между предлогом и словом нужно попробовать вставить другое слово. Если получится, то пишем раздельно.  В ином случае мы имеем дело с приставкой, которая пишется слитно.

den-v-shkole.ru

Различение приставок и предлогов. Дидактический материал

1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.

Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.

Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.

Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.

В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.


(вы)шел (на)прогулку

(с)пустился (к)реке

(об)жарил (на)сковороде

(по)ставил (в)гараж

(вы)тащил (из)воды

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам.

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

Обозначьте приставки.

А)


забежал ____ угол

наступил ____ палку

сняла ___ веревки

побежал _____ дороге
вбежал ____ школу

отрезал ____ куска

стерла ____ мебели

отскочил ____ двери

Б)


____ летела в окно

_____сорил на полу

____ кусил от конфеты

_____читал до конца

______ дела в иголку

______ стегнул от пояса

______ нес в комнату

______ махнулся от мухи

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.



1) по дорожке

по телефону

по свету

по стеклу,

по столу

поговорила

пошел

постучал

побежал

потер

2) сбежали

смахнул

спускалась

слетел

стер

с ветки

с ботинок

со лба

с обрыва

с гор

3) под навес

под стул

под руки

под струю

под руку

подвернулся

подставил

подкатили

поджал

подхватил

4) на учебу

на плечи

на доске

на машинке

на катушку

напечатали

направили

намотали

нарисовали

набросили

7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак «+ «; под номером строчки, на которой содержится предлог, — знак «—».


1. Я влез однажды на (под) воду

2. И с нее нырнул (под) воду.

3. Зависело б (от) мыла —

4. Веснушки я б (от) мыла.

5. Решили лисы кролика (за) печь.

6. А кролик из духовки прыг (за) печь.

7. Сугробы снега вьюги (на) мели,

8. И грузовик, как баржа, (на) мели.

9. Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

10. Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

11. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

12. Брызги на книжную сели (об) ложку.

Я. Козловский

Также по теме:

logoped18.ru

Как отличить предлог от приставки: правило :: SYL.ru

Несмотря на то, что изучение предлогов, приставок и их правописания входит в школьный курс русского языка и в упрощенном виде рассматривается уже в начальных классах, после завершения обучения мало кто пользуется полученными сведениями. При помощи собственным детям в усвоении этих правил бывает довольно трудно вспомнить забытую информацию.

Однако признаки этих частей речи желательно знать каждому грамотному человеку, чтобы не краснеть при ответе на вопрос: «Умеете ли вы отличать предлоги от приставок?» Такие знания найдут применение в любой возрастной категории, вспомнить правописание слов в родном языке всегда бывает полезно.

Основные определения

И приставки, и предлоги являются необходимыми элементами русского языка. Рассмотрим смысловую и синтаксическую составляющую этих терминов, их деление на видовые категории и использование в словообразовании и предложениях, а также разберемся, как отличить предлог от приставки.

Определение предлога

Предлоги выступают обычно в качестве вспомогательной части речи, они указывают, как одни слова зависят от прочих в различных предложениях и словосочетаниях. Не имеют самостоятельного значения, не могут употребляться обособленно от слова, используемого в роли существительного. Из-за своей неавтономности никогда не выступают как члены предложения. В словосочетаниях используются для указания подчинительного вида связи.

Это интересно! Многие обращали внимание на обилие предлогов в русской речи и их неоднородность. Такое количество обусловлено активным пополнением численности предлогов за счет формирования от других исходных разрядов в XIX—XX веках. Наибольшее развитие получили предлоги с отвлеченным смыслом – объективные, причинные, временные и т.д. — благодаря возрастающему значению научно-публицистической речи.

Виды предлогов

Если предлоги употреблять раздельно с другими словами, они не будут иметь смысловой нагрузки, важна именно их взаимосвязь с другими частями речи. Однако и в обратном случае, без использования предлогов, смысл предложения может быть непонятен. При семантическом анализе выделяются следующие группы:

  1. Обозначающие место – это предлоги около, возле, вокруг, под.
  2. Отмечающие время – это после, в продолжение, до, перед, по, в.
  3. Указывающие на причину – это предлоги вследствие, из-за, по причине, от.
  4. Определяющие цель – для, по, к, ради, за.
  5. Раскрывающие отношения, определенные обстоятельства и т.д. – предлоги о, насчет, несмотря на.

Как видно, часть предлогов повторяется в ряде вышеперечисленных категорий, что лишний раз свидетельствует об их служебной природе и о смысловом значении, открываемом только в контексте словосочетания. Поэтому при синтаксическом исследовании предложений и проводится соотнесение предлогов к связанным с ними словам.

Определение приставки

Чтобы ответить на вопрос: «Как отличить предлог от приставки в русском языке», — необходимо также понять и суть термина «приставка».

Приставка (или префикс) является комбинаторным элементом слова, она неотделима от него, размещена раньше корня и видоизменяет или дополняет семантическое значение слова, порой превращая его в прямо противоположное. Приставки широко распространены не только в русском языке. Зачастую их происхождение обусловлено соответствующим предлогом, являющимся родоначальником данного элемента слова.

Особенности приставок

Префиксы имеют интересные свойства:

  1. При добавлении к слову приставки не способны изменить его принадлежность к определенной части речи. Например, если приставка присоединяется к имени существительному, то слово будет по-прежнему представлять из себя существительное.
  2. В русском языке есть слова с несколькими приставками, взаимно дополняющие друг друга и наиболее полно раскрывающие смысл. Например, к глаголу крыть можно добавить приставку от-, получится слово открыть. Если добавить еще одну приставку – при-, образуется новый глагол приоткрыть, отличающийся от предыдущего дополнительным оттенком значения.

Иногда бывает трудно отграничить приставку от другой приставки или от корня. Если брать в качестве примера слово «простой», нужно сначала определить, прилагательное ли это или существительное. Существительное в данном случае включает в свой состав приставку «про» и корень «стой», а прилагательное – только корень с окончанием.

Виды приставок

Все префиксы подразделяются на три категории:

1) Приставки, у которых всегда одно и то же написание, несмотря на произношение. Примеры: в-, за-, о-, не-, по-, про-, с-, у- и др.

2) Приставки, на конце которых расположены согласные с и з. Примеры: бес- (без-), ис- (из-), рас- (раз-).

3) Префиксы с гласными и и е на конце. Примеры: при- и пре-.

Сравнительные характеристики приставки и предлога

Теперь нужно разобраться, чем отличается предлог от приставки и в каких случаях каждый из этих элементов является префиксом, а в каких – предлогом. На это стоит обратить особое внимание, так как, разобравшись в сути сейчас, в последующем будет проще ориентироваться, а также объяснить главные отличия.

Главное отличие

Приставка всегда является неотъемлемым компонентом слова и имеет слитное написание. Используется для создания новообразованной словоформы или преобразования значения слова вплоть до его логически-смыслового завершения.

Ехать – выехать, думать – подумать, бежать – забежать.

Каблук — подкаблучник, думать – выдумка, ветер – проветривание.

Предлог – это автономный компонент речи, используется для связывания слов и объединения их в группу — словосочетание.

После затяжного ливня Петя любил прыгать по лужам.

Подосиновик рос у корня дерева.

Иди вдоль реки, как перейдешь ее по мосту — увидишь рядом с деревом валун, под которым и спрятан клад.

Так как отличить приставку от предлога? Правило, которое можно вывести на основании вышеизложенного, гласит: предлоги с остальными словами всегда имеют раздельное написание, а приставки – только слитное. Это связано с тем, что предлог является элементом предложения, а вот приставка – компонентом слова.

Вопросительные конструкции

Один из способов определить, как отличить предлог от приставки, охватывает использование вопросов.

  1. К самому предлогу проблематично поставить вопрос, зато к образованной им словесной конструкции – вполне возможно.

К чему приступим? Приступим к повторению пройденного материала. По каким признакам можно определить, что урок начался? По оповещающему сигналу звонка и по времени начала урока.

Приставка не отвечает ни на какие вопросы и не может употребляться для постановки вопросов с ее помощью.

  1. Так как глагол не может отвечать на поставленные вопросы, предлог никогда не будет находиться рядом с ним. А вот приставки для формообразования глаголов используются довольно широко.

Различие по смыслу

Так как отличить приставку от предлога? 3 класс начальной школы педагоги учат определять разницу, используя смысловые умозаключения. Вот список правил, которые будут понятны даже ребенку:

  1. Попробуйте добавить слово сразу после предлога. Если проверяемый элемент не является приставкой, это будет довольно легко сделать, и новое слово нисколько не разладит предложение. Пример: «Мы с Олей смотрели на звезды». Можно придумать такой вариант: «Мы с Олей смотрели на яркие звезды». Так как предложение удалось дополнить новым словом, проверяемый элемент «на» является предлогом.
  2. В русском языке некоторые части речи удается различить только по смыслу, так как они имеют одинаковое звучание. Так может обстоять дело с некоторыми предлогами, похожими на наречие с приставкой. Для более точного определения постарайтесь прибавить дополнительное слово, для предложения с наречием это действие будет практически невыполнимым. Сравните предложение с наречием: «Мы всегда шли тебе навстречу» и с предлогом: «Мы шли на встречу с родителями».
  3. Некоторые предлоги имеют смысловые аналоги, поэтому для них достаточно придумать синонимичное слово. Например, «насчет» спокойно можно поменять на «об». Согласно этому предложение: «Я хотел поговорить насчет вчерашнего случая», — будет включать предлог, а не имя существительное, содержащее приставку «на-».
  4. Можно попытаться просклонять слово. Предлог иногда претерпевает изменения, а вот приставка, являющаяся компонентом слова, не меняется. В качестве примера можно привести предложение: «Мы разговаривали про свет», где можно использовать и другие предлоги: «о свете», «без света» и т.д. Сравните: «Среди деревьев виднелся просвет».

Дополнительно – сложные предлоги

Приведенная ниже информация не рассказывает, как отличить предлог от приставки, но она будет полезна для общего ознакомления.

Если предлог выступает как сложный и образован из нескольких простых, то он использует в своем написании дефис.

Примеры: из-за куста, из-под стола.

Приставки через дефис не пишутся никогда.

www.syl.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о