Кормление при иване грозном – Отмена кормлений 1556 года

причины, проведение Земской реформы и результаты

Царь Иван IV вошел в отечественную историю под прозвищем Грозный, и на то имелись все основания, однако для того, чтобы составить объективное представление о его правлении, следует учесть и целый ряд осуществленных им государственных преобразований, многие из которых были весьма прогрессивны. Одним из них стала Земская реформа, включавшая в себя отмену кормлений (1556 г.) и во многом ограничившая произвол местных властей. В чем же состояло это новшество?

На дворе княжеского наместника

Бремя, понесенное народом

Прежде чем начать разговор о проведенной в 1556 году отмене кормлений, следует подробнее остановиться на значении самого этого термина, а точнее, на особенностях местного управления, с которыми он связан. Дело в том, что еще в середине XI века на Руси установилась практика, когда великие и удельные князья принуждали население подвластных им земель содержать за свой счет должностных лиц (княжеских наместников) и в течение всего срока службы снабжать их продовольствием, а также всем прочим, что необходимо для жизни.

Эта форма материального обеспечения царских наместников стала называться «кормлением» и просуществовала до середины XVI века. Следует отметить, что в начальный период она не распространялась на всю территорию Руси, и к тому же носила эпизодический характер. Однако со временем чиновничество на практике ощутило ее выгоды и приложило все усилия для повсеместного распространения. Что же касается отмены кормлений 1556 года, то это был вынужденный акт, о причинах которого будет сказано ниже.

Поборы, подкрепленные правовой базой

Юридическим обоснованием «кормлений» являлся сборник законов, появившийся на Руси в начале XI столетия и носивший название «Русская правда». В нем содержался подробный перечень всех правовых норм, установленных в то время на территориях, подвластных киевским князьям. В этом документе среди прочего указывались категории должностных лиц, которым давалось право получать с населения довольствие в виде продуктов питания для себя и своей челяди. Действие закона распространялось прежде всего на чиновников, деятельность которых была связана с постройкой новых городов и сбором податей в пользу казны.

Великокняжеский наместник

Несмотря на то что отмена кормлений (1556 г.) является одной из прогрессивных реформ, осуществленных Иваном Грозным, принято считать, что в период XII-XIV веков эта форма обустройства административного аппарата сыграла весьма положительную роль в организации местного управления.

Кормление ненасытных чиновников

Согласно установившейся тогда традиции, великие князья поручали управление городами и волостями своим наместникам, а также подчиненным им служилым людям – тиунам. При этом на местное население возлагалась обязанность содержать их и три раза в год – на Пасху, Рождество и Петров день, отмечавшийся 29 июня (12 июля) – снабжать запасами продуктов, необходимых им самим, а также членам семей и многочисленной прислуге.

Это был обычный корм, но кроме него существовал еще и так называемый въезжий. Его горожане и жители деревень должны были привозить на двор новоназначенного чиновника сразу же по его прибытии к месту службы. Въезжий корм также подавался запасами мяса, хлеба, рыбы и других продуктов. Отдельной статьей шел корм для лошадей и разного рода домашней живности чиновника – коров, свиней коз и т. д. С конца XVI века продуктовый налог был заменен денежным, и в кошельки княжеских наместников потекла звонкая монета. К моменту отмены кормлений в 1556 году подобная практика была принята повсеместно.

Крестьяне, приносящие чиновнику продукты

Кормушка для коррупционеров

Несмотря на то что «кормления» в целом соответствовали нормативным актам того времени, их конкретные объемы не были установлены, что открывало возможность для разного рода злоупотреблений со стороны великокняжеских наместников. Чтобы этому воспрепятствовать, в середине XV века московскими властями была сделана попытка регламентировать размеры чиновничьего содержания и даже введена практика выдачи особых «кормленных уставных грамот», в которых указывалось, кому и сколько положено продуктов и наличных денег. Однако к тому времени коррупция среди служилого люда приняла столь широкие масштабы, что высылаемые на места княжеские циркуляры не способны были исправить положение. Незаконные поборы принимали все больший размах и угрожали социальным взрывом.

Кормильцы великокняжеских наместников

Царская реформа

К середине XVI века обстановка обострилась настолько, что единственной возможностью ее стабилизации могла быть полная или хотя бы частичная отмена кормлений. В 1556 году царь Иван Грозный осуществил свою знаменитую Земскую реформу, во многом изменившую порядок местного управления и способствовавшую укреплению централизованной государственной власти.

Согласно одному из ее положений, чиновники всех уровней переводились на государственное обеспечение, и им запрещалось взимать в свою пользу подати с населения. Однако хоть и было отменено кормление в 1556 году, тем не менее вплоть до конца XVI века его рецидивы проявлялись на всей территории России. Об этом свидетельствуют многие сохранившиеся до наших дней исторические документы.

Царь Борис Годунов

Инициатива Бориса Годунова

Отмечается также, что даже в более поздний период, когда коренным образом изменилась сама организация государственной власти, и кормления в их изначальном виде отошли в прошлое, все тяготы, связанные с содержанием чиновничьего аппарата, по-прежнему возлагались на простой народ. Изменилась лишь внешняя форма взимания поборов.

Так, одним из указов Бориса Годунова, настойчиво, но безуспешно пытавшегося прогрессивными реформами упорядочить процесс управления огромным государством, была установлена система налогов – «кормленных откупов», предназначавшихся для содержания чиновничьего аппарата. С народа по-прежнему взимались средства, необходимые на его содержание, но делалось это более корректно, что, впрочем, не меняло самой сути дела, но отчасти усложняло положение.

Согласно новым правилам, деньги от населения, прежде чем осесть в карманах чиновников, поступали в казну, и лишь оттуда отправлялись к своим получателям. Это, казалось бы, разумное решение на практике было причиной появления череды посредников между «кормильцами» и теми, кого они содержали, а следовательно, влекло за собой дополнительные издержки, покрывавшиеся за счет народа. Таким образом, задекларированная в документе 1556 г. отмена «кормлений» ни в тот период, ни в последующие годы не была осуществлена в полной мере, и для ее реализации потребовались еще много времени и усилий.

fb.ru

Земская реформа Ивана IV Грозного - 1550 год

Земская реформа Ивана IV Грозного — ряд мер, разработанных с участием Избранной Рады при создании Судебника 1550 года, и предполагающих передачу административных и судебных функций на местах от наместников и волостелей к выборным общественным властям.

В 1551 году Стоглавый собор утвердил «уставную земскую грамоту», но окончательная отмена «кормлений» наместников и перевод большей части земель Русского царства на земское управление произошла к 1555-1556 году.

Земская реформа 1555-1556 - основные положенияКратко о сути Земской реформы 1555-1556

Причины и предпосылки

  • Земская реформа стала продолжением Губной реформы
  • Существовала необходимость укрепления местных органов управления
  • Наместники и волостели не выполняли собственных функций на должном уровне ввиду непонимания специфики местной работы.

Цели и задачи

  • Завершающий этап в переходе от системы «кормлений» к органам местного самоуправления
  • Введение выборности в органы администрации и суда
  • Ликвидация феодальной раздробленности, централизация государственного управления на сословно-представительном принципе.

Кратко о сути Земской реформы

  • Любая крестьянская община (вне зависимости от того, на чьей земле она проижвает) является равноправной с городской общиной, соответственно все выборные должности считаются «людьми государственными».
  • Через выборных судей и старост правительство предоставляет местным жителям право осуществлять суд (кроме тяжких преступлений), управление, надзор за порядком и раскладку податей (налогов)
  • Община может просить об освобождении от наместника или волостеля, при условии уплаты «кормленного откупа» (т.е. кормление заменяется государственным налогом)
  • Согласно Судебнику 1550 года наместник или волостель не может судить без участия избранных от местных жителей дворского, старосты и лучших людей

Кормления (т.е. содержание присланных от правительства наместников за счёт местного населения) порождали злоупотребления государственных чиновников, заинтересованных в обогащении за время пребывания в должности.

Земская реформа распространялась неравномерно — наиболее успешно ею пользовались государственные крестьяне северо-восточных земель, в то время как на юго-западе, где преобладали бояре-вотчинники, нововведения принимались гораздо менее охотно.

Откупная земская грамота предполагала выборные должности для местного населения:

  • Излюбленные старосты
  • Излюбленные головы
  • Земские старосты
  • Выборные старосты
  • Излюбленные, выборные судьи

В окружной уставной грамоте о местном самоуправлении общин царь Иван IV прямо писал:

«А велели мы во всех городах и в станах и в волостях учинить старост излюбленных, кому меж крестьян управу чинить и наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землёю, от которых бы им продаж и убытков и обиды не было, и разсудити бы их умели в правду безпосульно и безволокитно, и за наместнич доход оброк сбирать умели и к нашей бы казне на срок привозили без недобору.»

Итоги и результаты

  • Завершен переход от системы «кормлений» к органам земского самоуправления
  • Эффективность суда и управления повышена — местные жители лучше присланных наместников ориентируются в нуждах собственного края
  • Сформирована основанная на выборном принципе сословно-представительная система управления низшими административными единицами государства

xn--4-7sbfx1a.xn--p1ai

5.Система кормлений в местном управлении Руси

К моменту обретения независимости русское государство не только территориально отличалось от любого из княжеств Киевской Руси времен установления ига. Изменения затронули все сферы жизни общества. В области политики перемены шли в направлении усиления княжеской власти и организации аппарата управления страной. Но процесс централизации власти к началу XVI в. был еще не завершен.

Государь Всея Руси (великий князь московский) являлся главой государства. Одним из символов его власти была так называемая шапка Мономаха. Согласно легенде великокняжеская корона была подарена византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Так легенда устанавливает преемственную связь не только Киевской Руси и России, но через Русь Рима и Москвы.

Обладая законодательной, исполнительной и судебной властью, великий князь не был самодержавным государем. Его власть ограничивалась Боярской думой. Дума составлялась преимущественно из начальников отдельных ведомств.

Дума являлась не только законосовещательным органом. По мере необходимости великий князь поручал одному из бояр решение возникающих проблем. Таким образом появились первые приказы . Бояре от имени великого князя вершили суд. К началу XVI в. складывается лестница чинов в Думе: высший чин боярина и чин окольничьего. В ее составе было от пяти до двенадцати бояр и до восьми окольничьих. Малочисленность Думы позволяла великому князю жаловать думские чины лишь лояльным к себе лицам. Образование единого государства повлияло и на личный состав Думы. Прежде чины в ней получали отпрыски знатных московских родов. А к началу XVI в. Дума пополняется и князьями ранее независимых княжеств.

Помимо Боярской думы существовало еще два общегосударственных ведомства. Дворец первоначально ведал личными землями великого князя. Впоследствии к Дворцу отошли функции разбора земельных споров, суда населения. Подобные же учреждения создавались после присоединения к единому государству новых территорий. Органы управления строились не по функциональному, а по территориальному признаку, что являлось пережитком феодальной раздробленности. Казна занималась сбором налогов. Кроме того, в Казне хранились государственные архив и печать, она ведала и внешнеполитическими делами.

Аппарат местного управления находился на стадии формирования. Страна делилась на уезды. Как правило, уездами становились прежде независимые княжества. Поэтому их размеры не совпадали. Власть в уездах принадлежала наместникам. Как правило, наместник получал уезд в награду за свою прежнюю службу. Уезд давался в кормление. 

Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.  В 12- 14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот.

studfile.net

Кормление

Кормление

 

Древняя Русь имела разветвлённый аппарат управления. Великие и удельные князья назначали на места, то есть определённые территории, должностных лиц, которые вели административно- судебную деятельность. Как же оплачивался труд этих людей?

Кормление как форма отплаты должностным лицам

Кормлением называлась форма пожалования, которое получали должностные лица на Руси. Она заключалась в том, что эти люди содержались местным населением, а не князем.

 

 

Из истории

  • Сначала кормление как вид пожалования князя за деятельность должностным лицам было эпизодическими случаями. По Русской правде Ярослава мудрого некоторые виды лиц(сборщики штрафов (виры), строители и другие, получали натуральные продукты от местного населения.

  • В 11-14 веках кормление стало уже повсеместным явлениям. Князья посылали на места наместников, волостелей, которые за работу получали часть пошлины, собираемые с местного населения. То есть получалось, что население содержало (« кормило») этих людей.

  • Первоначально , по русской правде, было расписано, сколько каких продуктов получали кормленщики для себя и своей челяди в день, неделю ( например, по две куры на день, в среду и пятницу по сыру и т.д.)

  • Позже «корм» кормленщики получали при вступлении в должность (« въезжий корм») и трижды в году, по праздникам: на Рождество, на Пасху и в Петров день.

  • Кормление имело натуральную форму: продукцию сельского хозяйства. А для лошадей кормленщиков выделялось сено и овёс.

  • Кормленщики находили и другие способы получения оплаты за свой труд. Так, взималась судебная, полавочная и другая пошлина.

Такова была система местного управления. Князья не тратили из казны деньги на содержание огромной армии должностных лиц, живущих за счёт кормления.

Однако со временем кормленщики стали злоупотреблять своим положением, стремясь получить как можно больше с населения. Тогда князья ограничили, регламентировали их доходы. Стали выдаваться специальные «кормленные» грамоты.

Следующий этап развития системы кормлений связан с тем, что в конце 14- 15 веках постепенно оброк стал приобретать денежную форму. Тогда кормление  князья начали ограничивать. Иван Грозный в 1555 году вообще отменил кормление.

Каким же стало жалование бывших кормленщиков? Из чего оно складывалось?

А вопрос был решён снова за счёт местного населения. Был введён « кормленый откуп»- специальный вид налога, который шёл в государственную казну. Теперь должностные лица на местах получали обычное жалование.

Такова история кормления на Руси.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

Кормление - это... Что такое Кормление?

система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов и другие категории служилых людей получали с населения натуральное довольствие. В 12-14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. В этот период кормление представляло собой вид пожалования великих и удельных князей своим доверенным лицам. Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, других служилых людей - тиунами. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Свой корм кормленщики получали натурой (продовольствием), для лошадей поставлялись овес, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в 14-15 веках. Кормления порождали злоупотребления местных должностных лиц, заинтересованных в обогащении в период пребывания у власти. С 15 века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце 15 - начале 16 века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-1556 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники упоминают о кормлениях в течение второй половины 16 века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определенном размере для различных категорий земель (дворянских, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками или городовыми приказчиками.

dic.academic.ru

Кормление на Руси - это... Система кормления в Древней Руси

Государственное устройство Древней Руси имело в своем подчинении особый институт, который строился на системе местного самоуправления. Эта структура создавалась аналогично западноевропейской fief-office – административной, назначаемой должности в провинции. Назначения «на места» происходили «сверху», по особому распоряжению царя или князя. Кормление на Руси – это аналог fief-office, при котором вместо денег государство предоставляло иные формы вознаграждения за службу.

кормление на Руси это

Местные власти

В удельные времена русское государство организовывало органы местного самоуправления под руководством волостелей и различных наместников, присылаемых из столицы по специальному указу. Оплата их труда осуществлялась на местах, хотя указание о сумме вознаграждения выдавалось обычно в царских палатах. Система кормления в Древней Руси подразумевала, что такие временные представители царской власти будут содержаться за счет местных властей. Наряду с денежным довольствием им выдавали продукты, лошадей, слуг и средства на их содержание. Кормление в Древней Руси это в первую очередь реальная возможность человеку, состоящему на государственной службе, содержать себя и свою семью, используя лишь свои служебные полномочия и права, предоставленные княжеской, а позднее – и царской властью

кормление в Древней Руси это.

Становление наместничества

Постоянное присутствие наместников в уездных городах поначалу не требовалось, но иногда содержание было настолько внушительным, что постепенно наместники указывали свое пребывание на месте службы как постоянное. Соответственно, возрастал и их срок на службе у князя – а значит, увеличивалось и кормление. В Древней Руси это занятие находили привлекательным не только представители местного населения, но и иностранцы. Представители младших родов известных европейских фамилий вовсе не чурались быть наместниками на Руси - это занятие позволяло вернуться на Родину вполне обеспеченным человеком.

кормлением на Руси называли

Русь Московская

Во времена Московии система местного самоуправления по-прежнему держалась на наместничестве. По-прежнему наместники и волостители распоряжались на местах, вершили суд и собирали налоги. Кормлением в Московской Руси называли содержание таких приезжих служивых. Место службы наместника обычно располагалось в центре уезда. Здесь он чинил суд и управу по всем административным делам в пределах города и околицы, а также вершил суд по делам уголовным в пределах небольших уездов, которыми было так богато Русское государство. В уездных границах в компетенции наместника были военные силы, арсенал и стратегически важные объекты – мосты, дамбы и прочее.

русское государство

Наместники

В наместники обычно выбирались представители известных фамилий, нередко эта должность переходила от отца к сыну. Например, известный род Протасьевых наместничествовал в Мещерском крае почти два столетия – с начала 15 до конца 16 веков. Эта знатная фамилия, наряду с именами других наместников, известна в России в череде видных государственных деятелей и соратников царя. Все эти почетные звания были бы невозможными без крепкого материального тыла, большую часть которого составляли богатые подношения местных властей. Таким образом, кормлением на Руси называли вполне приличную должность с неисчерпаемыми источниками доходов, которая могла гарантировать безбедную жизнь нескольким поколениям.

Волостители

Волостители держали суд и управу независимо от наместника, в их подчинении были отдельные уезды, но перечень подведомственных им дел отличался. Обычно они разбирали мелкие правонарушения, хозяйственные споры, рассматривали административные проступки. В отличие от наместников, волостителями становились представители неименитого боярства или обедневших дворян. В начале своей карьеры биографии волостителей пестрят должностями тиунов, дьяков, писарей, городовых приказчиков. То есть их социальный уровень был на порядок ниже, чем у наместников. Тем не менее кормление в Древней Руси не только помогало им справиться с проблемой проживания, но и позволяло неплохо обогатиться за счет местных властей.

система кормления в Древней руси

Обычно работа в местном самоуправлении рассматривалась как должность, позволяющая иметь неплохой доход. Кормление на Руси – это источник неправедного обогащения многих дворян, которые не сильно рвались исполнять свои непосредственные обязанности. Вместо себя они направляли на места своих слуг – тиунов и доводчиков. На них также распространялось кормление. На Руси это занятие было настолько привлекательным, что за должность тиуна давались нешуточные взятки. Тиуны имели право вершить правосудие и разбирать дела от имени наместника, по сути они напрямую выполняли его обязанности и имели с этого неплохой куш.

Доходы от кормления

Перечень доходов от кормления состоял из нескольких частей. Некоторая доля кормления собиралась на местах деньгами, но в основном кормление на Руси – это поборы натуральными продуктами. Собиралось кормление два-три раза в год, на большие церковные праздники – Пасха, Петров день, Рождество. Было также известно въезжее кормление – им обычно встречали нового наместника в уезде. Сбор осуществлялся специально назначенными людьми, которые обычно выбирались из местных. Им назначались должности сотских и старост. Обычно эти чиновники, кроме сбора кормления, собирали налоги на местах, а также принуждали местное население к выполнению различных повинностей.

кормлением в московской руси называли

Упразднение кормления

В начале своего развития Русское государство состояло из небольших княжеств, размеры которых были невелики, а судебно-административная деятельность местных властей была вся на виду. Еще сильны были старинные законы и обычаи, а простые люди всегда могли пожаловаться князю на самоуправство его холопов или же сменить место проживания, съехав от нерадивого правителя в другое княжество. Но когда собирание земель вокруг Москвы было практически завершено и сильна стала централизация власти, простым людям пришлось несладко. Именно тогда возникла пословица: "К Богу высоко, а к царю далеко". Система наместничества практически перестала выполнять свои обязанности, которые ее представители должны были выполнять за кормление. На Руси это понятие быстро стало синонимов взяток и вымогательств. Масштабы коррупции приняли такие размеры, что центральная власть серьезно задумалась о реформе местного самоуправления.

Организация местного самоуправления стала возможной благодаря реформе Ивана Грозного. Одним из основных ее этапов стала передача большего числа полномочий органам воеводского управления. Постепенно волостители и наместники исчезли, а вместе с ними перестала функционировать и система кормления.

fb.ru

Глава 7 Реформы. Иван Грозный. Жестокий правитель

Глава 7

Реформы

С1549 года вместе с Избранной радой, куда входили А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр, Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян – размер пожилого был увеличен. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555–1556 годах Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.

При Иване Грозном был запрещен въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперед о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

С целью устроить типографию в Москве царь обратился к Кристиану II с просьбой выслать книгопечатников, и тот прислал в 1552 году в Москву через Ганса Миссингейма Библию в переводе Лютера и два лютеранских катехизиса, но по настоянию русских иерархов план короля по распространению переводов в нескольких тысячах экземпляров был отвергнут.

В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник – герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной. Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.

Во время правления Ивана Грозного был создан орган власти для обсуждения политических, экономических и административных вопросов, состоящий из всех слоев населения, кроме крестьян – Земский собор. В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения», который рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими. В противоположность соборам церковным – «освященным».

Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный», то есть дело «всей земли». Собор 1549 года продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности, кроме как по крупным уголовным делам, боярских детей наместникам.

По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине». Затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам, и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские. Для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий – с середины XVI до конца XVII века. Окончательно они были упразднены Петром I. Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти.

Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле. Земский собор являлся прототипом современного парламента и просуществовал до 1684 или 1698 года. Первый созыв обсуждал дальнейшее продолжение Ливонской войны, а последний – вечный мир с Польшей. Самыми важными собраниями Земского собора были: 28 июня – 2 июля 1566 О Ливонской войне, 17 (27) февраля 1598 касательно избрания на царство Бориса Годунова, 1683–1684 на тему Вечного мира с Польшей и обсуждение Нового Судебника.

Одной из самых важных реформ было составление в июне 1550 года нового Судебника, который заменил устаревший судебник 1497-го года. К 62 статьям старого судебника были добавлены 37 новых.

Судебником 1550 года регламентируются виды уголовного наказания за превышение судьями своих полномочий. К тому же, к уголовной ответственности их могли привлечь за отказ в осуществлении правосудия или за несправедливо вынесенный приговор. Устанавливается порядок деятельности целовальников в наместничьих судах, выборных старост и, так называемых, «судных мужей». Создается особый принцип, благодаря которому закон стал иметь обратную силу. Был внесен запрет на выдачу грамот, освобождающих от уплаты налогов.

Новые статьи судебника касались землевладения и крестьян. В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа проданной земли.

Второй закон состоял в ликвидации тарханов, которые были на руку крупным земледельцам.

Вводилась единая для всех единица взимания налогов – большая соха, которая составляла 400–600 десятин земли в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца.

Другую часть статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. У них становилось все меньше и меньше прав.

И хотя в Судебнике Ивана IV по-прежнему существовали архаичные формы судебного разбирательства, этот документ сыграл большую роль в становлении российского самодержавия и наряду с Судебником Ивана III послужил отправной точкой для будущих законодательных актов, прежде всего для Судебника 1649 года.

Во время правления Ивана Грозного обсуждался вопрос о передаче в частную собственность церковной земли боярам. Митрополит Макарий был против, объяснив это тем, что раздача церковных земель портит имидж церкви. Также Иван Грозный был озабочен пережитками язычества, развратом, пьянством и взяточничеством священников. Итогом этого стал выпуск Стоглава.

В 1550 году «избранная тысяча» московских дворян получила поместья в пределах 60–70 км от Москвы. В том же году было учреждено постоянное пешее стрелецкое войско, вооруженное пищалями, бердышами и саблями. Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье. Стрельцы делились на московских и городовых, выделялись стремянные стрельцы. Командирами стрелецких частей назначались «дети боярские». Оценки общей численности стрельцов колеблются от 10 до 25 тыс. чел.

«Приговор о местничестве» способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое сопротивление родовой знати.

Русская артиллерия эпохи Ивана Грозного была разнообразна и многочисленна. Дж. Флетчер в 1588 году писал: «Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые».

«К бою у русских артиллеристов всегда готовы не менее двух тысяч орудий…» – доносил императору Максимилиану II его посол Иоанн Кобенцль. Московская летопись пишет: «…ядра у больших пушек по двадцати пуд, а у иных пушек немного полегче». Самая крупная в Европе гаубица – «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, – принимала участие в осаде Полоцка в 1563 году. Также «следует отметить еще одну особенность русской артиллерии 16 столетия, а именно – ее долговечность», – пишет современный исследователь Алексей Лобин. «Пушки, отлитые по повелению Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали почти во всех сражениях XVII века».

Система приказов была слабо развита при Иоанне III. Окончательное учреждение приказов было сформировано при Иване Грозном.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о