Грузооборот и пассажирооборот – Анализ грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта

Анализ грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта

На протяжении последних лет в России динамично развивается сфера грузоперевозок. Наибольший удельный вес приходится на автомобильный транспорт (67,7%). При этом достаточный объем в структуре грузоперевозок также занимают железнодорожный (16,2%) и трубопроводный (14,3%) виды транспорта.

Таблица 1- Перевозки грузов по видам транспорта в РФ, млн. тонн [1]

Вид транспорта

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Транспорт - всего

7750

8337

8519

8264

8006

7579

7592.5

в том числе:

железнодорожный

1312

1382

1421

1381

1375

1329

1227

автомобильный

5236

5663

5842

5635

5417

5041

5138.2

трубопроводный

1061

1131

1096

1095

1078

1071

1088

морской

37

34

18

17

16

19

24.5

внутренний

водный

102

126

141

135

119

121

113.8

воздушный

1.1

1.2

1.2

1.2

1.3

1.2

0.98

Грузооборот в целом и по видам транспорта в РФ представлен на рисунках 1 и 2. В структуре грузооборота наибольший удельный вес приходится на коммерческие перевозки (97,9%). 


Рисунок 1 - Грузооборот в России, млн. тонно-км [1]

При этом, учитывая дальность перевозок и объем перевозимых грузов лидерами являются воздушный и железнодорожный виды транспорта. Этим видам транспорта существенно уступает по показателю грузооборот автомобильный транспорт, а доля трубопроводного и водного транспорта вообще не существенна.

Рисунок 2 - Грузооборот по видам транспорта в РФ, млн. тонно-км [1]

Помимо перевозки грузов также немаловажную роль играют пассажирские перевозки. С помощью автобусов в России перевозится около 90% всех пассажиров. Однако, следует учитывать тот факт, что в основном автобусами перевозят на относительно небольшие расстояния, а также, что в данную категорию включают и перевозки общественным транспортом.

Таблица 2 - Перевозки пассажиров по видам транспорта в РФ [1]

Вид транспорта

2015г.

2016г.

млн. чел.

%

млн. чел.

%

железнодорожный

1 024.60

8.29

1 040.00

8.54

автобусный

11 221.00

90.78

11 027.40

90.52

внутренний водный

13.2

0.11

13.1

0.11

морской

9.6

0.08

13

0.11

воздушный (транспортная авиация)

92.1

0.75

88.6

0.73

Всего

12 360.50

100.00

12 182.10

100.00

Если же учесть два параметра: дальность перевозок и количество перевозимых пассажиров, то первое место по пассажирообороту стабильно занимает воздушный транспорт (47,1% в 2016 году). На втором и третьем местах железнодорожный (27,23%) и автобусный (25,54%) транспорт.

Таблица 3 - Пассажирооборот по видам транспорта в РФ [1]

Вид транспорта

2015г.

2016г.

млн.

пассажиро-

км

%

млн.

пассажиро-

км

%

железнодорожный

120 644.20

25.88

124 619.60

27.23

автобусный

118 061.50

25.33

116 885.20

25.54

внутренний водный

492.3

0.11

525.1

0.11

морской

61.7

0.01

88.1

0.02

воздушный (транспортная авиация)

226 849.20

48.67

215 593.90

47.10

Всего

466 108.90

100.00

457 711.90

100.00

В целом, можно сделать следующий вывод: в России в сфере грузоперевозок по объему перевезенных грузов приоритетными являются автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Неоспоримым преимуществом автомобильного транспорта является высокая скорость доставки по средним ценам, в качестве недостатка следует отметить качество российских дорог, и, как следствие, недоступность для автомобильных перевозок некоторых регионов в весенне-осенний периоды. Что касается железнодорожного и трубопроводного видов транспорта, то в данном случае у них есть общее преимущество - в наличии имеется уже сформированная транспортная сеть, которая функционирует в рамках заданных направлений неизменно.

Больше всего пассажиров перевозится автобусами, однако данный вид транспорта может в основном перевозить большое количество людей на небольшие расстояния. Также следует отметить, что в большинстве случаев, когда дело касается общественного транспорта, особенно в регионах, альтернатив перевозки пассажиров практически нет.

В течение анализируемого периода грузооборот, хоть и не значительно, но увеличивается. Пассажирооборот, наоборот, сокращается, что обусловлено сокращением реальных доходов населения.

Список литературы:

nauka-rastudent.ru

2.3 Основные показатели морских перевозок

Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основными показателями являются объем перевозок и грузооборот.Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.

Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот – в тоннах-милях. Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пассажирооборот – пассажиро-милями.

Транспортная работа, выполняемая морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).

Расчет объемов грузовых и пассажирских перевозок ведут по видам плавания. Объем грузовых перевозок рассчитывают и по установленной номенклатуре грузов. Количество перевезенных грузов определяют по грузовым документам, в которых указывается фактическая масса груза.

Объем перевозок, выполненный морским транспортом, подсчитывают по формулам:

перевозка грузов

где Q1, Q2,...,Qn - количество тонн в рейсах 1, 2,... n;

перевозка пассажиров

где Р1, Р2,..., Рn - количество пассажиров, перевезенных в рейсах 1, 2,...n.

Объем транспортной работы - грузооборот (в тонно-милях) - определяют как произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки. Расстояние перевозки принимается как кратчайшие судоходные расстояния (или по рекомендованным курсам) между портами назначения каждой партии груза.

Для рейса судна с несколькими портами захода количество выполненных тонно-миль по каждой отдельной отправке исчисляется с учетом заходов в промежуточные порты. Количество тонно-миль, выполненных судном за несколько рейсов в течение квартала, года, определяют суммированием тонно-миль за каждый рейс.

Грузооборот и пассажирооборот, выполненный морским транспортом, рассчитывают по формулам:

Грузооборот

где ,,..., - количество выполненных тонно-миль в рейсах 1, 2,...n;

пассажирооборот

где , ,…, -количество выполненных пассажиро-миль 1,2,...n.

Поскольку грузопассажирские суда одновременно перевозят грузы и пассажиров, количество транспортной работы таких судов принято измерять в приведенных тонно-милях, представляющих собой сумму тонно-миль и пассажиро-миль. Тонно-мили и пассажиро-мили исчисляются по тарифным расстояниям с учетом всех заходов судов в порты, предусмотренные расписанием. Различают грузооборот транспортного флота и грузооборот порта. .[14]

2.4 Основные показатели морских перевозок

Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основными показателями являются объем перевозок и грузооборот. Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.

Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот – в тоннах-милях.

Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пассажирооборот – пассажиро-милями.

Транспортная работа, выполняемая морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).

Расчет объемов грузовых и пассажирских перевозок ведут по видам плавания. Объем грузовых перевозок рассчитывают и по установленной номенклатуре грузов. Количество перевезенных грузов определяют по грузовым документам, в которых указывается фактическая масса груза.

Объем перевозок, выполненный морским транспортом, подсчитывают по формулам:

перевозка грузов

где Q1, Q2,...,Qn - количество тонн в рейсах 1, 2,... n;

перевозка пассажиров

где Р1, Р2,..., Рn - количество пассажиров, перевезенных в рейсах 1, 2,...n.

Объем транспортной работы - грузооборот (в тонно-милях) - определяют как произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки. Расстояние перевозки принимается как кратчайшие судоходные расстояния (или по рекомендованным курсам) между портами назначения каждой партии груза.

Для рейса судна с несколькими портами захода количество выполненных тонно-миль по каждой отдельной отправке исчисляется с учетом заходов в промежуточные порты. Количество тонно-миль, выполненных судном за несколько рейсов в течение квартала, года, определяют суммированием тонно-миль за каждый рейс.

Грузооборот и пассажирооборот, выполненный морским транспортом, рассчитывают по формулам:

Грузооборот

где ,,..., - количество выполненных тонно-миль в рейсах 1, 2,...n;

пассажирооборот

где , ,…, -количество выполненных пассажиро-миль 1,2,...n.

Поскольку грузопассажирские суда одновременно перевозят грузы и пассажиров, количество транспортной работы таких судов принято измерять в приведенных тонно-милях, представляющих собой сумму тонно-миль и пассажиро-миль. Тонно-мили и пассажиро-мили исчисляются по тарифным расстояниям с учетом всех заходов судов в порты, предусмотренные расписанием. Различают грузооборот транспортного флота и грузооборот порта.

studfile.net

Пассажирооборот и грузооборот транспорта России

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание

xn--e1aogju.xn--p1ai

Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли – Обзор рынка – Обзор компании – Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 г.

Основные тенденции и изменения в мировой и российской экономиках

В 2014 году ситуация в мировой экономике в целом незначительно улучшилась. Рост глобального ВВП прекратил замедление впервые с 2011 года и составил, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), 3,3 %, такой же показатель был и в 2013 году. В то же время темпы роста мировой торговли товарами и услугами замедлились до 3,1 % по сравнению с 3,4 % в 2013 году.

Прирост мирового ВВП в 2014 году 3,3 % По оценке МВФ, представленной в январе 2015 года

Прирост ВВП России в 2014 году 0,6 % В 2013 году прирост ВВП составлял 1,3 %

Фактический уровень потребительской инфляции в 2014 году (декабрь к декабрю) 11,4 % Прогнозный уровень инфляции в 2014 году составлял 4,8 % по оценке Минэкономразвития России, представленной в декабре 2013 года.

Темпы роста ВВП мира в целом, в развитых и развивающихся стран в 2010–2014 годах (по данным МВФ), % к предыдущему году

Вместе с тем мировое экономическое развитие в 2014 году характеризовалось неравномерностью. В основных экономических центрах мира наблюдались разнонаправленные тенденции. Основное позитивное влияние на глобальный экономический рост оказывали развитые страны: стабильная экономическая ситуация наблюдалась в США, в еврозоне ВВП вырос впервые после спада в 2012–2013 годах, во многих же ведущих развивающихся странах, в т. ч. и в Китае, экономическая динамика замедлялась.

Ограничительное воздействие на мировую экономику в 2014 году оказывало обострение геополитической ситуации в регионах мира и внутренние экономические проблемы отдельных стран.

В России в 2014 году экономическая ситуация существенно ухудшилась. Темп роста ВВП снизился с 1,3 % в 2013 году до 0,6 % в 2014 году. Негативная динамика была отмечена по важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующим интенсивность внутреннего спроса: инвестиции в основной капитал за год снизились на 2,7%, а темпы роста розничной торговли составили 2,5 % против 3,9 % в 2013 году. Внешний спрос также уменьшился: объем экспорта сократился на 5,1%.

На экономическую конъюнктуру в 2014 году влиял целый ряд негативных факторов. В частности, существенно возросла инфляция – до 11,4 % (декабрь к декабрю) с 6,5 % в 2013 году, что было связано с эффектами от антироссийских и ответных санкций и ослаблением курса рубля.

Кроме того, в 2014 году возросла нестабильность финансовых рынков, снизились показатели работы банковской системы, ужесточилась кредитно-денежная политика Банка России, усилился отток капитала, сократились международные резервы страны, существенно ухудшились условия экономических и финансовых отношений России с внешним миром, снизились цены на товары российского экспорта.

Прирост макроэкономических показателей России в 2013–2014 годах, % к предыдущему году

Обзор транспортной отрасли России

Грузооборот транспорта в Российской Федерации в 2014 году
5 077 млрд т∙км Снижение на 0,1 % по отношению к 2013 году

Доля РЖД в общем объеме грузооборота транспортной системы России в 2014 году (с учетом трубопроводного транспорта) 45,3 % Рост на 2,1 п. п. по отношению к 2013 году

Пассажирооборот транспорта общего пользования в Российской Федерации в 2014 году 487,6 млрд пасс.-км Рост на 0,9 % по отношению к 2013 году

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 128,8 млрд пасс.-км

Доля РЖД в общем пассажирообороте в Российской Федерации в 2014 году 26,4 %

Груженый грузооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 2298,6 млрд т∙км Рост на 4,7 % по отношению к 2013 году

В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот транспорта в России снизился относительно 2013 года на 0,1 % и составил 5 077 млрд т∙км. При этом положительная динамика была отмечена лишь по железнодорожному и воздушному транспорту (рост на 4,7 % и 2,8% соответственно).

В результате данных изменений доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России увеличилась до 45,3 % (на 2,1 п. п. выше уровня 2013 года). Без учета трубопроводного транспорта этот показатель равен 86,6%.

В целом по итогам года груженый грузооборот железнодорожного транспорта составил 2298,6 млрд т∙км (без учета пробега собственных вагонов ОАО «РЖД» в порожнем состоянии).

Грузооборот по видам транспорта
2013 2014 Доля в общем грузообороте, %
млрд т∙км млрд т∙км в % к 2013 2013 2014
Грузооборот транспорта 5 084,3 5 077,0 –0,1 100,0 100,0
железнодорожногоГруженый грузооборот железнодорожного транспорта. 2 196,2 2 298,6 4,7 43,2 45,3
автомобильного 250,2 246,7 –1,4 4,9 4,9
морского 39,5 31,5 –20,2 0,8 0,6
внутреннего водного 80,1 72,2 –9,9 1,6 1,4
воздушного (транспортная авиация) 5,1 5,2 2,8 0,1 0,1
трубопроводного 2 513,3 2 422,8 –3,6 49,4 47,7
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 85,4 86,6
Структура грузооборота по видам транспорта, %
Увеличить Скачать XLS ** Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос на 0,9 % по сравнению с 2013 годом и составил 487,6 млрд пасс.-км. Прирост был полностью обеспечен за счет увеличения пассажиропотока на воздушном транспорте, которое по итогам года составило 7,2 %.

Прогнозируемый рост пассажирооборота во внутригосударственном сообщении воздушного транспорта обусловлен реализацией государством целого пакета мер по поддержке авиаперевозок: от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования региональных и дальнемагистральных маршрутов авиаперевозок.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году сократился на 7,0 % до 128,8 млрд пасс.-км, автомобильного – на 1,6 % до 117,4 млрд пасс.-км.

В общей структуре пассажирооборота удельный вес воздушного транспорта продолжает расти. За 2014 год он увеличился на 2,9 п. п. до 49,5 % при одновременном снижении долей железнодорожного (на 2,3 п. п.) и автомобильного (на 0,6 п. п.) транспорта.

Пассажирооборот транспорта общего пользования
2013 2014 Доля в общем пассажирообороте, %
млрд пасс.-км в % к 2013 Незначительные расхождения в результатах расчета процентов объясняются округлением исходных данных. 2013 2014
Пассажирооборот транспорта общего пользования 483,0 487,6 0,9 100,0 100,0
железнодорожного По данным ОАО «РЖД». 138,5 128,8 –7,0 28,7 26,4
автомобильного (автобусы) 119,3 117,4 –1,6 24,7 24,1
воздушного (транспортная авиация) По данным Росавиации. 225,2 241,4 7,2 46,6 49,5
Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования, % Без учета городского и водных видов транспорта.

ar2014.rzd.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о