Потребности схема – Потребности человека — схема, таблица — Схемо.РФ

Потребности человека - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык

xn--e1aogju.xn--p1ai

Виды потребностей - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология

xn--e1aogju.xn--p1ai

Базовые потребности в схема-терапии | psyonline

Дистанция между собой и другим человеком — такая же, как

дистанция между собой и своим внутренним Я.

Ричард Мосс

 

Мое знакомство со схема-терапией произошло в начале 2013 года. Вместе с ним пришло осознание: вот он, тот подход, в котором органично сплелись все методы и техники, которые я использовала в своей практике, и те, с которыми была только знакома: И КПТ, и гештальт, и психоанализ, и эриксоновский гипноз, и транзактный анализ, и психодрама, и символ-драма и многие другие. Гармоничная, естественная, толерантная, построенная на научной доказательной базе, структурированная интеграция.

Что такое схемы? Это наш опыт, организованный на уровне нейронных сетей, отвечающих за обработку информации, распознавание  образов, прогнозирование  событий и регуляцию движений. Схемы включают в себя убеждения о себе, других и мире, которые воспринимаются как истина, мы верим им автоматически; схемы — это воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Мы смотрим на мир сквозь свои схемы, как сквозь индивидуальные очки, и у каждого  они своего цвета: у кого-то розовые, у кого-то серые, у кого-то ядовито-зеленые… редко у кого – прозрачные. Схемы — это нормальная организация опыта. Без схем мы бы  каждый раз заново учились понимать мир и себя. Схемы формируются в детском и подростковом возрасте и корректируются на протяжении всей жизни.  Здоровые схемы адекватно отражают реальность. Проблема возникает тогда, когда ребенок проживает опыт неудовлетворения базовых потребностей. Чтобы уменьшить боль формируются схемы, по словам Янга, «обеспечивающие самозащиту модели восприятия, эмоций и физических ощущений». Ожидание боли и негативных эмоций остается даже тогда, когда реальный опыт изменился, угроза миновала, но внутренний ребенок продолжает реагировать не адаптивно на ситуации (триггеры),   напоминающие те, которые когда-то вызвали эти болезненные переживания. И это происходит автоматически, и осознание не спасает от запуска болезненного цикла. Таким образом, когда-то спасавшие нас схемы, теперь мешают нам жить в мире и комфорте с собой и окружающими.      Спасибо Джефри Янгу – основателю этого замечательного метода. Когда-то он столкнулся в своей практике с проблемой, которая знакома, практически, каждому психотерапевту – терапия пробуксовывает, ни один метод не работает. Причина – неудовлетворенные в детстве базовые потребности. Имеются в виду потребности не физиологические (воздух, вода, еда и др.) а психологические. Их пять:

Для того, чтобы ребенок вырос психически здоровым, по мере взросления формировалась его Здоровая Взрослая Личность, родителям и воспитателям необходимо заботиться об удовлетворении их базовых потребностей. Все должно происходить вовремя. Неудовлетворенные в нужное время в детстве потребности являются причинами проблем взрослых людей. Я бы сказала, условно взрослых. Так как психологически человек может застрять в том возрасте, в котором не были удовлетворены его потребности. Причем застрять жестко, вплоть до пограничного или других    расстройств личности.

Кто такой действительно Взрослый человек? Тот, кто научился удовлетворять самостоятельно свои  потребности, кто  способен соблюдать баланс между своими и чужими потребностями, кто способен принимать адекватные  решения и брать ответственность за себя и других (имеются в виду, например, дети, подчиненные, речь никоим образом  не идет о формировании созависимых отношений).

Но если у человека нет детского опыта удовлетворения базовых потребностей, если близкие взрослые не наполнили его в детстве заботой, безопасной привязанностью, любовью, не сформировали базовое доверие, не показали ценность его личности, не раскрыли возможности принадлежности к человеческому сообществу, не научили самоконтролю, установлению личных границ и уважению к границам другого; не привили способность открыто говорить о своих эмоциях и потребностях, не дали права на  спонтанность и игру, в его психике сформируются дисфункциональные схемы, Янг их назвал ранними дезадаптивными схемами. Он определил 18 схем, разделив их на 5 сфер, каждая из которых формируется из соответствующей неудовлетворенной потребности. 

Что способствует формированию дезадаптивных схем?

В первую очередь, травмы (эмоциональные, сексуальные, физические). С одной стороны, слишком суровые правила, нормы, системы наказаний, унижение достоинства, обвинения ребенка, жесткая гиперопека, а с другой стороны – вседозволенность, идеализация ребенка, подчеркивание его превосходства. Это были активные способы, но существуют и пассивные: когда ребенка не замечают, формально общаются, не реагируют на его просьбы, потребности, с ним эмоционально холодны; сам факт отсутствия родителей, утраты, болезни, парентификация ребенка (на ребенка взваливают груз взрослых обязанностей, навязывают роль родителей).

В своих последующих статьях я более подробно остановлюсь на каждой сфере, и на основе уже личного опыта поделюсь, как с ними работать, как вырастить своего Внутреннего Ребенка, как сформировать Здоровую Взрослую Личность.

Важно помнить: это никогда не поздно сделать,   изменить свои схемы – значит изменить свое качество жизни.

Поделится в соцсетях:

Просмотры: 2 071

psyonline.com.ua

Виды потребностей (1) - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика

xn--e1aogju.xn--p1ai

Классификация потребностей - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология

xn--e1aogju.xn--p1ai

Потребности человека - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология

xn--e1aogju.xn--p1ai

Потребности. Виды потребностей - История и обществознание. Баутина Екатерина

Потребности человека.

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

- ориентировки,

- любопытства,

- направленного интереса,

- склонности,

- осознанного самообразования,

- творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

- естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

- материальные, или предметно – вещные,

- духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

 

historyteacher.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о