Предпосылки перехода к мануфактурному производству – Западная Европа: факторы модернизации. Эпоха Реформации

Западная Европа: факторы модернизации. Эпоха Реформации

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

История мануфактурного производства в ведущих странах Западной Европы

Мануфактура (латин.manufactura, manus-рука и factura-обработку, изготовление) - форма промышленного производства, характеризующаяся разделением труда между наемными работниками и использованием ручного труда. Мануфактура предшествовала заводам и фабрикам.

 Предпосылки образования мануфактуры

  • рост ремесла, товарного производства

  • появление мастерских с наемными работниками

  • накопление денежных богатств в результате первоначального накопления капитала

Во многих странах в отдельных отраслях производства возникали мануфактуры. Их создавали крупные феодалы и короли. Организация таких мануфактур вызывалась двумя обстоятельствами; во-первых, стремлением наладить собственное производство различных предметов в больших масштабах, и, во-вторых, производственной необходимостью, требующей для изготовления данной продукции кооперации ремесленников нескольких специальностей. В отдельных случаях мануфактуры возникали также в результате борьбы феодалов и королей с цехами и городами. В мануфактурах ремесленники одной специальности изготовляли полуфабрикаты для других. В таких производствах не было ремесленников-специалистов, умеющих изготавливать весь предмет целиком, а потому не существовало цехов или гильдий, производящих данную продукцию [1]. Мануфактуры были распространены в производстве шелка, зеркал и др. Только в мануфактурах стали получать железо при двухстадинном процессе, так как каждая стадия этого процесса требовала особых специалистов.

Рассеянная мануфактура

Рассеянная мануфактура – это такой способ организации производства, когда мануфактурист – владелец капиталов (купец-предприниматель) – раздает сырье для последовательной переработки мелким деревенским ремесленникам (ремесленникам-надомникам). Этот тип мануфактуры больше всего был распространен в текстильном деле, и в тех местах, где не действовали цеховые ограничения. Работниками рассеянной мануфактуры становились деревенские бедняки, которые имели какую-то собственность: дом и крохотный участок земли, но не могли обеспечить свою семью и себя и поэтому искали дополнительные источники существования. Получив сырье, например, шерсть-сырец, работник перерабатывал его в пряжу. Пряжу забирал мануфактурист и отдавал ее на переработку другому работнику, который превращал пряжу в ткань и т.д.

Централизованная мануфактура

Централизованная мануфактура – это способ организации производства, при котором рабочие перерабатывают сырье вместе, в одном помещении. Этот тип мануфактуры был распространен прежде всего в таких отраслях производства, где технологический процесс предполагал совместный труд большого (от десятка до сотни) числа рабочих, выполняющую различные операции.

Основные отрасли:

  • Текстильная

  • Горнорудная

  • Металлургическая

  • Полиграфическая

  • Сахароваренное

  • Бумажное

  • Фарфорофаянсовое

Собственниками централизованных мануфактур были большей частью разбогатевшие купцы, и гораздо реже цеховые мастера. Крупные централизованные мануфактуры создавались государствами, например Францией.

Смешанная мануфактура

Смешанная мануфактура производила более сложную продукцию, например, часы. Отдельные детали продукции изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

История генезиса индустриальных стран Западной Европы тесно связана с развитием мануфактурного производства в XVI-XVIII в., От которого в значительной степени зависел экономическое развитие стран в целом. Характерной чертой мануфактуры по сравнению с предыдущей простой кооперацией был переход к пооперационного разделения труда при изготовлении товаров, что привело к значительному повышению производительности труда. Мануфактурное производство исторически подготовило предпосылки для крупной машинной индустрии.

В классическом виде процесс первоначального накопления капитала происходил в Англии. Еще в XИИI-XIV вв. Англия вывозила сырую шерсть на переработку за границу, в частности в Голландию. В XV в. в Англии начинают строиться мануфактуры для производства сукна из собственного сырья, спрос на которую с каждым годом возрастал. В XVI в. изготовлением шерстяных тканей занималось около половины рабочего населения Англии, а на начало XVII в. 90% английского экспорта составляла продукция суконного производства.

Второй стороной первоначального накопления капитала было накопление значительных сумм денег в руках отдельных людей. Здесь для Англии были характерны такие источники, как: использование государственных долгов и высоких процентов от них, осуществление политики протекционизма (покровительства), что давало возможность государству устанавливать высокие таможенные тарифы, которые защищали от конкуренции собственного производителя.

Значительную роль для Англии в накоплении капиталов сыграли Великие географические открытия, грабеж колоний, особенно Индии, неэквивалентная торговля, пиратство, работорговля, которая приобрела большие масштабы в XVII в., Когда негры из Африки тысячами вывозились на продажу в Америку. Положительно на процесс накопления капитала повлиял и политический фактор - буржуазная революция (1640-1660 гг), которая привела к политической власти буржуазию.

Вышеперечисленные источники предоставили возможность отдельным лицам в Англии накопить большие средства, которые были вложены в развитие мануфактурного производства и превратились в капитал.

Что в Голландию, то процесс первоначального накопления капитала начался раньше, чем в Англии. Еще в конце XIV в. в Голландии произошло разрушение феодальных отношений на селе и образование фермерских хозяйств, и как следствие - возникновение большого количества свободной рабочей силы.

Буржуазная революция в Голландии во второй половине XVI в. ускорила процесс первоначального накопления капитала, который происходил за счет таких источников, как: развитие финансовых операций; сельского хозяйства; грабежа колоний и неэквивалентного обмена товарами с ними доходов от торговли. Превращение Голландии в ведущую финансовую державу мира активно повлияло на развитие мануфактурного производства на основе применения вольнонаемного труда. Следовательно, появилась возможность быстро развить судостроительные, суконные, полотняные, шелковые и другие мануфактуры, создать предприятия по переработке продукции сельского хозяйства, превратить страну в крупнейшую торговую и финансовую державу мира.

Влияние Великих географических открытий ускорил процесс первоначального накопления капитала в Англии, Голландии и других странах Западной Европы и разрушения натурального феодального хозяйства; эти открытия втягивали феодальное хозяйство в рыночные отношения, положительно влияли на расширение мануфактурного производства, что создавало предпосылки для перехода к индустриальному обществу.

С середины XVII в. мануфактура становится господствующей формой производства, охватывая все большее количество выпуска различных видов товаров и углубляя международное разделение труда. Отраслевой состав мануфактур в значительной степени определялся природно-географическими условиями и историческим развитием той или иной страны. Так, в Англии в основном преобладали суконные, металлургические, металлообрабатывающие и судостроительные мануфактуры; в Германии - горные, металлообрабатывающие и строительные, в Голландии - текстильные и судостроительные.

Развитие мануфактурного производства вызвал ухудшение условий труда рабочих, увеличение продолжительности рабочего дня, применение женского и детского труда, снижение реальной заработной платы, что способствовало обострению социальных противоречий.

Значительный вклад в развитие мануфактурного производства сделали первые буржуазные революции в Западной Европе и США: в Нидерландах (1566-1609 гг), в Англии (1640-1649 гг), Франции (1789-1794 гг), США (1775-1783 гг). Эти революции создали условия для прихода к политической власти буржуазии, которая приняла законы, направленные на дальнейшее развитие мануфактурного производства, расширение торговли, финансового дела, на ликвидацию феодальных пережитков, которые тормозили экономическое развитие страны. Главный итог буржуазных революций заключается в окончательной победе над феодализмом и установлением буржуазно-демократического строя. Основное направление деятельности буржуазии, которая пришла к политической власти, заключался в том, чтобы создать благоприятные условия для развития мануфактур и направить все законы в финансовой сфере на накопление разными путями денег и защитить внутренний рынок страны от иностранных товаров.

Существенное влияние на развитие мануфактурного производства и торговли имела буржуазная революция в Англии. Она имела всесвитньоисторичне значение, сприявшы окончательной ликвидации феодализма. Придя к политической власти в ходе революции, английская буржуазия принимает законы, направленные на развитие промышленности и торговли, укрепления финансов. Так, в 1651 г. принимается «Навигационный акт», по которому все товары, которые ввозились в Англию, должны были перевозиться только на английских судах; парламент своими законами поддерживал процесс огораживания, что обеспечивало дешевой рабочей силой мануфактуры. Правительство активно проводило политику накопления капитала в стране, что укрепляло денежную систему и производство. Для укрепления кредитной системы в 1694 г. был открыт Английский банк, значительно расширилась территория колоний. В XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую колониальную державу мира, что положительно повлияло на индустриальное развитие страны, обеспечило рынок сбыта ее товаров.

Активной антифеодальной была экономическая политика французской буржуазной революции. Революция отменила налоговые привилегии дворян, ликвидировала регламентацию производства и цеха, провозгласила свободу торговли, ввела политику протекционизма, в значительной мере решила аграрный вопрос, наделив крестьян небольшим количеством земли. В январе 1800 г. в стране создается Французский банк, развивается кредитно-финансовая система.

Развитие торговли в XVII-XVIII в. в таких странах, как Голландия, Англия и Франция приводит к тому, что торговля, особая колониальная, становится одной из ведущих отраслей экономики, принося странам огромные прибыли. Поэтому политика торгового баланса и расширения торговых связей между странами приобретает большое значение. Торговый баланс рассчитывался как разница между экспортом и импортом товаров.

Следовательно, уже в начале развития мировой торговли страны считали, что нужно больше экспортировать товаров за границу, чем импортировать, чтобы иметь положительный баланс, который активно влиял на накопление денег в стране.

Чтобы обеспечить положительный торговый баланс страны Западной Европы активно проводили политику протекционизма направленную на защиту законами и правилами промышленности и внутреннего рынка стран от проникновения на него иностранных товаров. Для этого использовались прежде всего высокие ставки пошлины на ввоз товаров из-за рубежа. В то же время политика протекционизма поощряла развитие национальной экономики и защищала ее от иностранной конкуренции. Политику протекционизма, например, активно проводила Англия, и это положительно влияло на развитие мануфактурного производства.

Таким образом, в мануфактурный период развития экономики в странах Западной Европы под влиянием Великих географических открытий, быстрого первоначального накопления капитала, создание колониальной системы и становление мирового рынка происходило разложение натурального феодального хозяйства. Наряду с этим развивались рыночные отношения; значительных объемов приобретает внутренняя и внешняя торговля, которая способствует расширению мануфактурного производства, которое заложило основы для перехода к индустриальному обществу.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVIII В.)

studfiles.net

"Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

показать учащимся на примере изучения истории стран Западной Европы интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.

Задачи урока:

  • рассмотреть признаки традиционных и индустриальных обществ, предпосылки перехода стран Западной Европы от феодализма к капитализму, составляющие процесса модернизации;
  • продолжить формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять схемы, сравнивать и анализировать;
  • развивать интерес к всемирной истории.

Форма урока: лабораторная работа

Метод: поисково-исследовательский

Оборудование: Загладин Н.В. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М.: “ТИД “Русское слово – РС”, (параграф Западная Европа: новый этап развития), раздаточный материал для учащихся (приложения № 1 – 4).

План урока:

  1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.
  2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.
  3. Модернизация.

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма - к капитализму.

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

  1. Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.
  2. Становление коммунальных движений.
  3. Формирование сословий, которые отстаивали свои права.
  4. Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

  1. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.
  2. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Учащиеся должны выписать следующее:

1.

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

2.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Учащиеся должны вставить следующие понятия - купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

  • развитие торговли;
  • развитие банков;
  • технический прогресс.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

  • труд ручной
  • ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская Мануфактура
Ученики, подмастерья, мастера Наемные рабочие
Отсутствует разделение труда Разделение труда

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Далее необходимо организовать работу с лексическим значением понятия модернизация.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

  • урбанизацию – небывалый рост городов;
  • индустриализацию – использование машин в производстве;
  • демократизацию политических структур;
  • секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед десятиклассниками.

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма - к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” - и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*------------------------------------------------------------------------------
*------------------------------------------------------------------------------

Различия

urok.1sept.ru

Переход к мануфактурному производству — Мегаобучалка

Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акцио­нерные компании, такие, как Ост-Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали во­енные экспедиции. Торговля требовала создания системы банков­ского кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя, Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие бан-ковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монар­хов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на от­куп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Стремясь расширить масштабы своих операций, торговые компа­нии вкладывали средства в развитие производства. Его цеховая орга­низация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подма­стерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла пре­пятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Несмотря на то что в этих условиях технический прогресс разви­вался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.

В XV веке вместо традиционного горна стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а ка­менный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило его качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовер­шенствованы водяные и ветряные мельницы. В горном деле стали применяться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. Глубина шахт и штолен изме­рялась теперь сотнями метров.



Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книго­печатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (13991468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Евро­пы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс. наименований книг. С изобретением механических (пру­жинных) часов стала развиваться часовая промышленность. Но­вые, более производительные технологии появились в традици­онных для Европы текстильном и стекольном производствах.

Новое, мануфактурное, производство частично поглощало преж­нее, цеховое, частично вытесняло его.

Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфакту­ры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о за­купке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Такого типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изго­товлении более сложной продукции, например часов. Отдельные

их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпри­нимателя.

Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с ис­пользованием станков и инструментов, принадлежащих предприни­мателю, и труда наемных работников. В централизованных ману­фактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась произ­водительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у от­дельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфакту­ры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.

Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стреми­лись заменить повинности крестьян-арендаторов денежным обро­ком. В условиях, когда мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тех­нические культуры и овцеводство.

В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемого огораживания. Лендлорды сгоняли арендато­ров с земель. Общинные земли по решению парламента отво­дились под пастбища. Земельные наделы мелких собственни­ков скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товарного производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Анг­лии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».

Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре об­щества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, куп­цов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфак­турами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под пастбища. Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое — с 80—100 млн. до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Ли­оне, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флорен­ции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс. человек.

Все это обострило проблему сельской и особенно городской бед­ноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жиз­ненных благ людей. В Лондоне начала XVII века около 1/4 населе­ния составляли неимущие, не имеющие работы.

В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало раз­деление труда между отдельными районами и городами крупных ев­ропейских государств. Одновременно начало развиваться разделе­ние труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгрии. Центрами металлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изде­лий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.

Эпоха Возрождения

Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружаю­щей действительности.

Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневеко­вья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с его сословным проис­хождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было немного, в их число входили служители церкви, интересы которых ограничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Ита­лии в XIV—XV вв. В ее крупных городах возросло значение торгов­ли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка грамот­ных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых героев — людей предприимчивых, инициа­тивных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.

Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время, когда возникший интерес к личности человека, его индивидуальности, его свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искус­ству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погребенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхи­щение. Складывается представление, в значительной мере иллюзор­ное, что античная эпоха была временем героев, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, пи­сатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей — Данте Алигъери (1265— 1321), Франчески Петрарки (1304—1374) иДжованни Боккаччо

(1313—1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1340—1400) и драматург У. Шекспир (1564—1616), в Нидер­ландах — Э. Роттердамский (1466—1536), во Франции — Ф.Рабле (1494-1553).

При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде всего новый облик героев их про­изведений — людей не обязательно знатного происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремле­ния, познать окружающий мир во всем его многообразии, не­редко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тер­мин «гуманизм», который первоначально означал не «челове­колюбие», а «изучение человека».

Обращение к человеку, красоте человеческого тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения — С. Ботти­челли (1445—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микелан-джело Буонаротти (1475—1564), Рафаэля Санти (1483—1520).

megaobuchalka.ru

Переход к мануфактурному производству


Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акцио­нерные компании, такие, как Ост-Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали во­енные экспедиции. Торговля требовала создания системы банков­ского кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя, Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие бан-ковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монар­хов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на от­куп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Стремясь расширить масштабы своих операций, торговые компа­нии вкладывали средства в развитие производства. Его цеховая орга­низация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подма­стерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла пре­пятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Несмотря на то что в этих условиях технический прогресс разви­вался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.

В XV веке вместо традиционного горна стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а ка­менный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило его качество, были созданы новые сплавы. Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовер­шенствованы водяные и ветряные мельницы. В горном деле стали применяться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. Глубина шахт и штолен изме­рялась теперь сотнями метров.



Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книго­печатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (13991468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Евро­пы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс. наименований книг. С изобретением механических (пру­жинных) часов стала развиваться часовая промышленность. Но­вые, более производительные технологии появились в традици­онных для Европы текстильном и стекольном производствах.

Новое, мануфактурное, производство частично поглощало преж­нее, цеховое, частично вытесняло его.

Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфакту­ры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о за­купке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Такого типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изго­товлении более сложной продукции, например часов. Отдельные

их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпри­нимателя.

Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с ис­пользованием станков и инструментов, принадлежащих предприни­мателю, и труда наемных работников. В централизованных ману­фактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась произ­водительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у от­дельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфакту­ры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.

Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стреми­лись заменить повинности крестьян-арендаторов денежным обро­ком. В условиях, когда мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тех­нические культуры и овцеводство.

В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемого огораживания. Лендлорды сгоняли арендато­ров с земель. Общинные земли по решению парламента отво­дились под пастбища. Земельные наделы мелких собственни­ков скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товарного производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Анг­лии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».

Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре об­щества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, куп­цов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфак­турами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под пастбища. Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое — с 80—100 млн. до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Ли­оне, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флорен­ции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс. человек.

Все это обострило проблему сельской и особенно городской бед­ноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жиз­ненных благ людей. В Лондоне начала XVII века около 1/4 населе­ния составляли неимущие, не имеющие работы.

В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало раз­деление труда между отдельными районами и городами крупных ев­ропейских государств. Одновременно начало развиваться разделе­ние труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгрии. Центрами металлургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изде­лий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.

Эпоха Возрождения

Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружаю­щей действительности.

Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневеко­вья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с его сословным проис­хождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было немного, в их число входили служители церкви, интересы которых ограничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Ита­лии в XIV—XV вв. В ее крупных городах возросло значение торгов­ли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка грамот­ных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых героев — людей предприимчивых, инициа­тивных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.

Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время, когда возникший интерес к личности человека, его индивидуальности, его свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искус­ству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погребенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхи­щение. Складывается представление, в значительной мере иллюзор­ное, что античная эпоха была временем героев, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, пи­сатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей — Данте Алигъери (1265— 1321), Франчески Петрарки (1304—1374) иДжованни Боккаччо

(1313—1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1340—1400) и драматург У. Шекспир (1564—1616), в Нидер­ландах — Э. Роттердамский (1466—1536), во Франции — Ф.Рабле (1494-1553).

При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде всего новый облик героев их про­изведений — людей не обязательно знатного происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремле­ния, познать окружающий мир во всем его многообразии, не­редко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тер­мин «гуманизм», который первоначально означал не «челове­колюбие», а «изучение человека».

Обращение к человеку, красоте человеческого тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения — С. Ботти­челли (1445—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микелан-джело Буонаротти (1475—1564), Рафаэля Санти (1483—1520).


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;

  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;

  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

  1. Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.

  2. Становление коммунальных движений.

  3. Формирование сословий, которые отстаивали свои права.

  4. Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

  1. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.

  2. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Учащиеся должны выписать следующее:

1.

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

2.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Учащиеся должны вставить следующие понятия — купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

  • развитие торговли;

  • развитие банков;

  • технический прогресс.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

Различия

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Ученики, подмастерья, мастера

Наемные рабочие

Отсутствует разделение труда

Разделение труда

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Далее необходимо организовать работу с лексическим значением понятия модернизация.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

  • урбанизацию – небывалый рост городов;

  • индустриализацию – использование машин в производстве;

  • демократизацию политических структур;

  • секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

Различия

———

———-

*————————

*————————————-

*————————

*————————————-

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

globuss24.ru

Переход к мануфактурному производству (мануфактура)

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее

xn--e1aogju.xn--p1ai

0 comments on “Предпосылки перехода к мануфактурному производству – Западная Европа: факторы модернизации. Эпоха Реформации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *