Синонимы омонимы – Омонимы, синонимы и антонимы — урок. Русский язык, 5 класс.

Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример):

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример:

Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy — uchim.org

Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример:

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.

Смешение паронимов – это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.

Видео по теме

Всё для учебы » Русский язык » Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org

Синонимы, антонимы и омонимы | Русский язык

Синонимы

Синонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но обозначающие одно и то же. Например:

сладкий — сахарный

солнце — звезда

Слова, близкие по значению, образуют синонимический ряд:

обманывать, врать, хитрить, жульничать

В ряду синонимов все слова относятся к одной части речи (существительные, прилагательные, глаголы), но различаются оттенками значений. Например:

влажный, сырой, мокрый

Все слова являются прилагательными и называют один и тот же признак предмета – не сухой. Каждое слово имеет свой оттенок значения:

влажныйслегка увлажнённый, не полностью сухой

сыройнемного мокрый, сильно влажный

мокрыйполностью пропитанный водой

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы):

обманывать — водить за нос

Слова одеть и надеть

Слова одеть и надеть не являются синонимами и не могут заменять друг друга в речи.

Одеть можно только кого-то или что-то, например:

одеть куклу, одеть ребёнка

Я одела куклу в красивое платье. Надо одеть дочку.

Надеть можно только что-то на себя или на кого-нибудь (на что-нибудь), например:

надеть костюм, надеть кольцо

Я надела на куклу красивое платье. Надо надеть дочке на палец кольцо.

Для облегчения запоминания разницы между одеть и надеть можно использовать следующее предложение:

Надевать одежду, одевать Надежду.

Антонимы

Антонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, но имеющие противоположный смысл. Например:

далеко — близко

много — мало

солнечно — пасмурно

Антонимами могут быть и однокоренные слова, противоположный смысл в этом случае обычно создаётся отрицательными приставками: не-, без-, анти-, контр-. Например:

счастливый — несчастный

радостный — безрадостный

вирус — антивирус

атака — контратака

приехать — уехать

Омонимы

Омонимы – это слова, относящиеся к одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написания, но совершенно разные по лексическому значению.
Например:

Боксёр – порода собаки.

Боксёр – человек, занимающийся боксом.

Лексическое значение омонимов можно различить только в контексте, то есть в словосочетаниях и предложениях, так как отдельно стоящее слово не позволяет определить его смысл:

малярная кисть — кисть руки

Омонимы делятся на полные и неполные. Полные омонимы – это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разный смысл. Примеры полных омонимов приведены выше. Неполных омонимов в русском языке три вида: омографы, омофоны и омоформы.

  • Омографы – это слова одной части речи, различающиеся ударением, то есть различные по произношению, и значением. Например:

    за́мок с большими окнами — надёжный замо́к

  • Омофоны – это слова одной части речи, различающиеся написанием и значением, но имеющие одинаковое произношение. Например:

    бал — балл,   привидение — приведение

  • Омоформы – это слова разных частей речи, имеющие одинаковое написание и произношение, но различающиеся значением. Например:

    русская печь (сущ.) — печь пирожки (глаг.)


    острая пила (сущ.) — пила чай с печеньками (глаг.)

naobumium.info

2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы

Видеоурок: Синонимы. Антонимы. Омонимы


Лекция: Синонимы. Антонимы. Омонимы


Синонимы, их значение

Синонимы — это слова одной части речи, отличающиеся звучанием и написанием, однако схожие по значению: врач, эскулап, лекарь, доктор. 

Они отличаются оттенками значения, экспрессией или стилевой принадлежностью. 

Зачем нужны синонимы?

  • Во – первых, чтобы точнее сформулировать мысль.

  • Во – вторых, чтобы связать предложения в тексте.

  • В – третьих, для придания эмоциональной окраски.

  • В – четвёртых, для преодоления неоправданного повтора.

Антонимы, их значение

Антонимы — слова одной части речи, прямо противоположные по смыслу: жёсткий – мягкий, искренний – лицемерный.

Они бывают:

  • однокорневыми (сжать – разжать, глупый – неглупый) 
  • и разнокорневыми (пол – потолок, белый – чёрный).

Зачем используют антонимы?

  • Во – первых, для выражения оттенков противоположности.

  • Во – вторых, для создания смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, однако различные по смыслу: рысь – бег животных (к примеру, коня) и рысь – дикое животное.

NB! Важно не путать многозначное слово с омонимами! У многозначных есть хоть что-то общее, у омонимов – нет!

cknow.ru

Учим определения: синонимы, антонимы, омонимы

Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: антонимы, синонимы, омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?

Лексика и лексикология

Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.

Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.

Определение понятия синоним

Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение «синоним» очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.

То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.

Существительные:

  • дом — жилище — изба — квартира — коттедж — здание — пристанище — убежище — крыша над головой — жилье;
  • взятка — мзда — подкуп — магарыч;
  • глаза — очи — зенки — гляделки — бельма — шары;
  • друг — товарищ — приятель — кент.

Прилагательное:

  • старый — древний — пожилой — немолодой;
  • глупый — неумный — тупой — несообразительный;
  • грустный — печальный — подавленный — унылый — невеселый;
  • удивленный — пораженный — ошарашенный.

Глагол:

  • бежать — нестись;
  • слушать — внимать;
  • спрашивать — интересоваться — вопрошать — задавать вопрос;
  • пропадать — исчезать — скрываться — теряться.

Наречия:

  • хорошо — отлично — здорово — прекрасно;
  • быстро — споро — скоро — стремглав;
  • плохо — худо — неважно;
  • громко — шумно.

Антоним

Кроме определения «синоним», в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.

Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что «антоним» предполагает противопоставление слов только по одному признаку.

Существительные:

  • здоровье — болезнь;
  • женщина — мужчина;
  • любовь — ненависть;
  • жара — холод;
  • тепло — прохлада;
  • ум — дурь;
  • потеря — находка.

Прилагательные:

  • взволнованный — спокойный;
  • нервный — уравновешенный;
  • виртуальный — реальный;
  • широкий — узкий;
  • редкий — частый;
  • сильный — слабый;
  • хитрый — наивный.

Глаголы:

  • продолжать — прекращать;
  • начинать — заканчивать;
  • руководить — подчиняться;
  • продавать — покупать;
  • спрашивать — отвечать;
  • выкапывать — закапывать;
  • зарабатывать — тратить.

Наречия:

  • хорошо — плохо;
  • нарочно — нечаянно;
  • правильно — неправильно;
  • прекрасно — ужасно;
  • очно — заочно;
  • сладко — горько;
  • быстро — медленно.

Омоним

Омонимы — это слова близнецы.

Однако не стоит путать значение этого понятия с определением синонима. Они только пишутся и произносятся одинаково, но означают совсем разные вещи.

Современный человек, слышащий или читающий существительное «ключ», скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.

Сравните предложения:

  1. Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
  2. На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
  3. Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
  4. Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.

Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.

fb.ru

Антонимы, синонимы, омонимы, паронимы

Тема: Антонимы, синонимы, омонимы, паронимы

Цели урока:

Образовательные: обобщить и углубить знания об антонимах, синонимах, омонимах, паронимах; продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности обучающихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием слов по теме;

Развивающие: развивать навыки нахождения и правильного употребления антонимов, синонимов, омонимов, паронимов в речи, творческие способности и образное мышление; обогащать словарный запас обучающихся;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

Вид  урока:  урок  обобщения  и  систематизации  изученного       материала.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, словарь, рисунки обучающихся, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Выдача домашнего задания.

  6. Итоги урока. Выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(объявление темы урока (слайд № 1), формирование целей урока).

Презентация.

Мы продолжаем знакомиться с лексикой русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока заключается в следующем: в умении находить антонимы, синонимы, омонимы, паронимы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.

Запишите сегодняшнее число и тему.

2. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке

Слайд 2.

Мы на прошлом уроке проходили многозначность слов. Проверим наши знания.

Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

Слайд 3.

Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума — гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

  1. Изучение нового материала.

Вспомните, что вы знаете об антонимах?

Давайте сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно? (слайд № 2, презентация)

Приведем примеры к антонимам.

Слайд 3.

Выполним упражнение 1.

Слайд 4.

Устно назовите антонимы:

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Упражнение 2.

Спишите и подчеркните антонимы.

И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи кругом;

идет направо – песнь заводит,

налево – сказку говорит.

Печально младость улетит,

услышу старости угрозы.

Ты богат, я очень беден;

ты прозаик, я поэт.

/ Из произведений А.С.Пушкина/

Упражнение 3.

Подберите к выделенным словам антонимы.

Веселая история. В первую очередь. Сказать правду.

Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно любить. Заканчивать избирательную кампанию. Уехать в Москву.

Игра «Подбери антоним».

Я буду вам говорить словосочетание, а вы антоним этому словосочетанию.

Шумная улица…

Тихая.

Полная сумка…

Пустая.

Густой лес…

Редкий.

Густой суп…

Жидкий.

Ручной зверь…

Дикий.

Синонимы

Что вы знаете о синонимах? Какие слова мы называем синонимами?

Обратимся к тексту. Вам нужно будет не только прочитать текст, но и выписать синонимы.

Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активного смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, — МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

— Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.

2. Родина, Отчизна.

3. Друг, приятель.

Найти синонимы.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).

(вьюга, метель, пурга, буран)

Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и противопоставляться друг другу по смыслу.

— Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу?

зима – лето

холод – жара

стужа – зной

Их называют антонимами!

Игра «Подбери синоним»:

Низкий голос…

Грубый.

Низкий шкаф…

Невысокий.

Плотный ужин…

Сытный.

Резкий звук…

Громкий.

Резкое слово…

Грубое.

Свежий ветер…

Прохладный.

Упражнение 49, стр.30.

Омонимы

Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

Ребята прочитаем такую сказочную историю:

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

— О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

(И. Верзилин).

— Объясните, почему произошла ошибка?

Обучающиеся читают определение “омонимы” в учебнике (24 стр.).

Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа.

Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое — подлежащим.

В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое — глаголом.)

Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

Паронимы

Как называются слова, схожие по звучанию, но различные по значению? (паронимы)

Работа с учебником

Стр.33, упр.55.

  1. Самостоятельная работа.

Работа по вариантам.

  1. Выдача домашнего задания.

Упражнение 50, стр.30.

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

Самостоятельная работа.

1вариант

1. В данном тексте найдите и выпишите:

а) синонимы-глаголы, б) слова из 2 абзацев, которые могут об­разовывать антонимы-пары.

Бывают в сенокосную пору легкие грозы.

Начинаются они после полудня. Кажется, ничто не предвеща­ет дождя: тихо кругом, солнечно, жарко. Но вот где-то далеко проворчит гром. Слабый ветер колыхнет травы. Гром приближа­ется. Серая туча не летит, а медленно наплывает, закрывает по­степенно все небо. Ветер скоро стихнет, и тогда начинается дождь, крупный, но короткий.

Дождь кончился, туча прошла, догоняющий тучу ветерок об­дул травы, и опять засияло солнце. Откуда-то выпорхнули стре­козы, полетели на медосбор пчелы. А через час все сначала: дале­кий гром, серая туча… И так до вечера.

Утром — туман, все мокрое. Но скоро солнце засверкает, об­сушит землю, а с полудня опять заходит гроза. «Не работа, а на­казание», — ворчат на лугах люди, не сердито, скорее добродушно. Они знают: июньский дождь сыплет в закрома. (Н. Устинов.)

2. Подберите как можно больше стилистических синонимов к слову:

есть (употреблять пищу).

3. Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например, свежая газета — вче­рашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха; свежий хлеб — чер­ствый хлеб и т. д.

грубый (материал, голос, отделка, человек)

Самостоятельная работа

2вариант

1. В данном тексте найдите и выпишите:

а) синонимы-наречия; б) слова из 3 абзацев, которые могут об­разовывать антонимические пары.

Бывают в сенокосную пору легкие грозы.

Начинаются они после полудня. Кажется, ничто не предвеща­ет дождя: тихо кругом, солнечно, жарко. Но вот где-то далеко проворчит гром. Слабый ветер колыхнет травы. Гром приближа­ется. Серая туча не летит, а медленно наплывает, закрывает по­степенно все небо. Ветер скоро стихнет, и тогда начинается дождь, крупный, но короткий.

Дождь кончился, туча прошла, догоняющий тучу ветерок об­дул травы, и опять засияло солнце. Откуда-то выпорхнули стре­козы, полетели на медосбор пчелы. А через час все сначала: дале­кий гром, серая туча… И так до вечера.

Утром — туман, все мокрое. Но скоро солнце засверкает, об­сушит землю, а с полудня опять заходит гроза. «Не работа, а на­казание», — ворчат на лугах люди, не сердито, скорее добродушно. Они знают: июньский дождь сыплет в закрома. (Н. Устинов.)

2. Подберите как можно больше стилистических синонимов к слову:

смотреть.

3. Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например, свежая газета — вче­рашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха; свежий хлеб — чер­ствый хлеб и т. д.

густой (лес, чай, голос)

infourok.ru

Синонимы, антонимы, омонимы. — начальные классы, уроки

КГУ « Чеховская СШ»

Учитель: Мельникова Г.Е.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: освоение базовых предметных понятий;

Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;

Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, учебник

Ход урока.

  1. Орг. момент.

— Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!

  1. Актуализация знаний учащихся.

 Словарная работа:

— Замените одним словом:

  • Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).

  • Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).

  • Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке. (Облако)

  • Седьмой день недели (воскресенье).

  • Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).

  • Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)

Сверка с эталоном, взаимопроверка.

– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.

— Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)

3. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

— К какой части речи они относятся? (Глагол)

— Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг — друг)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

— Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

— Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

— Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

— Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

— Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

4. Работа по учебнику.

Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86

— Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)

— Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)

—  Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

— При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.

5. Физминутка

Игра «Топайте — хлопайте»

— Если я называю пару синонимов — вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.

Весёлый — радостный, весёлый — грустный, молодость — старость, нежный — ласковый, тихо — громко, строить — разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.

— Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.

— При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.

— Для чего могут использоваться синонимы в речи?

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

— Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.

Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-…  .

 

6. Рефлексия.

Графический диктант (предложения дублированы на презентации)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с — синонимы, а — антонимы, о — омонимы.)

Жди горе от моря, а беды от воды. (с)

Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)

Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)

Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник. (с)

В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)

— Коллективная проверка.

— Оцените свою работу на уроке.

— Поделитесь своими впечатлениями на уроке.

— Что повторили на уроке?

— Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?

— С какими чувствами уходите с урока?

Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)

далёкий-…

горький-…

горячий-…

хороший-…

злой-…

высокий-…

худой-…

маленький-…

верхний-…

тяжёлый-…

сильный-…

младший-…

тихий-…

чистый-…  

kopilkaurokov.ru

Синонимы, антонимы, омонимы

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы.

Отчет представителей групп.

  1. Самоопределение к деятельности

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Физкультминутка

Домашнее задание.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Подведение итогов урока.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш

Готов начать урок.

Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справиться с первым заданием. У вас на столе лежат карточки, вам необходимо найти лишние слова в группах слов, дать название оставшимся словам, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом»

Работа в группах. Как называется оставшаяся группа слов.

Группа 1. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

Группа 2. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • Тьма-свет, вверх-вниз, холодный-снежный, помогать-мешать.

  • Лёгкий-тяжелый, просить–умолять, мелкий-крупный, высокий – низкий.

Группа 3. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • (Нотный) ключ, ключ (от замка), ключ(родник), включен(телевизор)

  • (мамина) ручка, (шариковая) ручка, ножка (стола).

— А теперь, ребята, вы догадались какие острова мы сегодня с вами посетим?

Работа в учебнике по русскому языку. С. 86

— прочитайте сообщение Совенка на с.86.

— Какие задачи вы ставите перед собой на этот урок? (Повторить, как называются слова, близкие и противоположные по значению. Научиться употреблять такие слова в речи.)

Упр. 138(с.86),(устно). (Работает по каждой группе слов один ученик. Читает слова. Находит объединяющее их свойство. Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу)

— Как называется словарь, в котором можно найти антоним к слову?(С показом словарей)

— Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?

— Как называется словарь, в котором можно найти омоним к слову?

Минутка чистописания

Аос

Подобрать антоним и синоним.

Упр. 139(с.86),(один – с комментированным письмом, все остальные — письменно).

Продолжи ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняешься, воспользуйся словами для выбора. (Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу. Если ошибся, то озвучивает, над чем еще ему стоит поработать.)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Солнышко, которое нас сейчас согревало, приготовило для вас задание. У вас на дневниках лежат солнышки с заданием, которое вы должны выполнить дома.

Устная работа вместе с учителем

Слайд 1. Омонимы – слова не совсем обычные, и сходные, и различные.

— Приведите свои собственные примеры.

Слайды 2, 3, 4.

Слайд 5. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но сходные значению.

Слайды 6,7,8.

Слайд 9. Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.

Слайды 10,11,12.

Графический диктант. (Двое работают у доски, остальные в рабочих тетрадях)

Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены: синонимы – буквой С, антонимы – А, омонимы – О.

  1. В глаза хвалит, а за глаза бранит. (А)

  2. Жди горя от моря, а беды от воды. (С)

  3. Где умному горе, там глупому веселье. (А)

  4. Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (А)

  5. Знать не знаю, ведать не ведаю. (С)

  6. Солнце на ели, а мы еще не ели. (О)

  7. Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник. (С)

  8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Какие понятия мы повторили на уроке?

— Что такое антонимы? Как называется словарь, который поможет подобрать антоним к слову?

— Что такое синоним?

— Чем различаются синонимы и антонимы?

— Какие слова называются омонимами?

— Смогли ли вы достичь поставленных перед собой задач?

Для самопроверки проведем тестирование.

— Оценивание

Также, у вас на столах лежат разные солнышки, возьмите ее, нарисуйте, что она делает, улыбается или грустит, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили.

compedu.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о