Реформация в европе таблица – Реформация и Контрреформация. Таблицы по истории для учащихся 10 класса

Реформация и Контрреформация. Таблицы по истории для учащихся 10 класса

Таблица № 1. Начало Реформации

Таблица № 2. Основные направления реформации

Таблица № 3. Контрреформация

Джироламо Савонарола

(монах-доминиканец)

Конец XIV в.

Обличал духовное разложение католической церкви и самого папы, призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф

(Англия)

Конец XIV в.

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Ян Гус 

(Чехия) 

1369-1415

Выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы.

Иероним Пражский (Чехия) 

Конец XIV в. — XV в.

Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Германия

Мартин Лютер

31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

Германия

Томас Мюнцер

Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.

К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер.

Швейцария

Цюрихский священник Цвингли 

Центрами движения были Цюрих и Женева.

Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа.

Швейцария

Жан Кальвин 

В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Обшина возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.

Англия

Генрих VIII

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.

Франция

Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере.

Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского 

Контрреформация

Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. 

Орден иезуитов

Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви.

Лозунг ордена иезуитов

Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Лойола требовал от каждого смотреть на старшего как на самого Христа.

Тридентского собора,

Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложе- ния основ католической веры в виде вопросов и ответов.

Катехизис веры

Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложения основ католической веры в виде вопросов и ответов.

«Индекс запрещенных книг» 

Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма.

multiurok.ru

Этапы реформации католической церкви в странах Западной Европы

Как происходила реформация церкви в различных странах западной европы, кальвинизм во Франции, реформация в Англии, что такое Орден иезуитов и Тридентский собор, католическая реформация.

Кальвинизм

Широкое распространение в Европе получило также другое направление в протестантизме — кальвинизм, основоположником которого стал французский проповедник Жан Кальвин (1509-1564).


Ж. Кальвин

Жан Кальвин родился на севере Франции. Уже в годы своей учёбы в университете он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», — писал Кальвин. Поэтому он, «видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа». Преследования протестантов во Франции вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 1536 г. вышли в свет его «Наставления в христианской вере». Сформулированные в книге французского реформатора принципы представляли собой наиболее разработанную богословскую систему из всех созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Он провозглашал новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства. Фактически провозглашалось новое отношение к труду: из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего общества и земного мира в целом.

Кальвин пошёл далее Лютера, не ограничиваясь лишь реформой церкви и стремясь преобразовать все общественные отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Основная деятельность Жана Кальвина развернулась в Женеве — франкоязычном имперском городе, который незадолго до его появления там присоединился к Швейцарской конфедерации. Французский реформатор сумел не только обратить в свою веру жителей города, но и превратить Женеву в протестантскую столицу мира. Постепенно идеи Кальвина превзошли по влиянию па души людей лютеранское учение. Под его руководством в Женеве было установлено новое церковно-политическое устройство, которое изменило всю жизнь города.

Жизнь в Женеве совершенно преобразилась: торжественное духовное настроение заменило собою прежнюю шумную светскую жизнь, великолепие в одеждах исчезло, маскарады, танцы и увеселения были запрещены, трактиры и театры опустели, церкви же, напротив, заполнились людьми. Из церквей убрали все украшения, их посещение становилось обязательным. Нарушители установленного порядка жестоко наказывались. Это «Женевское Божье государство» представляло собой самоуправляющуюся религиозную общину, а за Кальвином как за её лидером утвердилось прозвище «Женевский папа».

За пределами Швейцарии кальвинизм прежде всего оказал воздействие на родину реформатора. Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами. Они заняли влиятельное положение во французском обществе и во многом стали определять пути его развития.


Распространение Реформации в Европе в XVI в.

Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.


Мария Тюдор

Королева Мария Тюдор (1553—1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте — г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.


Пуритане

Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Католическая реформация

В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».

Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд — инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе — буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.


Папа Павел III

С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

Орден иезуитов и Тридентский собор

Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).


И. Лойола. Скульптура XVII в.

Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».

Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.


Заседание Тридентского собора. Неизвестный художник. Конец XVII в.

Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.

Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения — семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире — римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.


Григорий XIII


Комиссия по реформированию календаря. 1582 г.

Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, — это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта — Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное — мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература: 
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

knowhistory.ru

Реформация и Контрреформация. Таблицы по истории для учащихся 10 класса

Таблица № 1. Начало Реформации

Таблица № 2. Основные направления реформации

Таблица № 3. Контрреформация

Джироламо Савонарола

(монах-доминиканец)

Конец XIV в.

Обличал духовное разложение католической церкви и самого папы, призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф

(Англия)

Конец XIV в.

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Ян Гус 

(Чехия) 

1369-1415

Выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы.

Иероним Пражский (Чехия) 

Конец XIV в. — XV в.

Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Германия

Мартин Лютер

31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

Германия

Томас Мюнцер

Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.

К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер.

Швейцария

Цюрихский священник Цвингли 

Центрами движения были Цюрих и Женева.

Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа.

Швейцария

Жан Кальвин 

В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Обшина возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.

Англия

Генрих VIII

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.

Франция

Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере.

Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского 

Контрреформация

Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. 

Орден иезуитов

Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви.

Лозунг ордена иезуитов

Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Лойола требовал от каждого смотреть на старшего как на самого Христа.

Тридентского собора,

Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложе- ния основ католической веры в виде вопросов и ответов.

Катехизис веры

Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложения основ католической веры в виде вопросов и ответов.

«Индекс запрещенных книг» 

Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма.

multiurok.ru

§ 20. Реформация в Европе: форма и сущность

Наиболее
острой неприязнь к церкви была в Германии.
Страна
была раздроблена на множество мелких
княжеств, в дела которых Папа Римский
вмешивался особенно бесцеремонно.
Большую зависть у всех групп населения
вызывали экономические позиции,
привилегированное положение архиепископов,
епископов, прелатов и монастырей.

В
октябре 1517 г. монах, профессор
Виттенбергского университета Мартин
Лютер
(1483–1546)
прибил на дверях местного собора свиток
с 95 тезисами, в которых содержалась
программа реформирования, коренных
изменений в жизни католической церкви.
Главным было требование «дешевой»
церкви, ликвидация власти Папы над
немецкой церковью, подчинение последней
светской власти. Лютер выступал: за
секуляризацию
(изъятие)
большей части церковного имущества и
переход его в руки государства; за
роспуск духовных орденов, за отказ от
культа святых, икон, мощей; против
практики продажи индульгенций,
удостоверяющих
отпущение грехов. Лютер считал, что для
удостоверения милости Божьей человек
не нуждается в посредничестве такой
организации, какой была римская церковь.
Он считал высшим авторитетом священное
писание,
а
не священное предание, решения Папы и
церковных соборов.

Имена.
Мартин Лютер

Мартин
Лютер (1483–1546). Лютер был сыном крестьянина,
но благодаря отцу получил образование
и окончил Эрфуртский университет
доктором Святого писания. Во время
сильной грозы молния поразила шедшего
с ним рядом друга. Мартин, приписав свое
спасение чуду, решил посвятить себя
Богу и поступил в монастырь. За свои 95
тезисов и публичную их защиту Лютер был
отлучен от церкви. Папскую буллу по
этому поводу и все сочинения о правах
Папы Римского Лютер сжег в Виттенберге
в присутствии студентов и профессоров,
а самого Папу назвал антихристом.

Лютера
ждала судьба многих еретиков, осужденных
церковью. Так, в 1415 г. по решению папского
собора и при молчаливом согласии
императора Священной Римской империи
Сигизмунда был сожжен проповедник и
профессор Пражского университета Ян
Гус, который произносил проповеди на
чешском языке, обличал злоупотребления
в католической церкви и доказывал, что
Папа незаконно называет себя главой
церкви, т. к. глава церкви сам Спаситель.

Немецкого
реформатора взял под свою защиту
саксонский курфюрст Фридрих Мудрый. С
его одобрения в Виттенберге Лютером
были проведены серьезные изменения. Он
закрыл монастыри и приказал вынести из
храмов мощи и иконы, оставив только
Распятие Христа Спасителя, т. к. считал
монашество и поклонение мощам
противоречащими Святому Писанию. Храмы
были лишены украшений, а духовные лица
– роскошных одеяний. Вместо литургии
велись проповеди и пение гимнов на
немецком языке. Из семи таинств: крещение,
причащение, конфирмация, соборование,
исповедь, брак и священство,

он
оставил только два первых. Из праздников
были оставлены Рождество, Пасха и
немногие другие. Лютер перевел Библию
на немецкий язык, считал необходимым
обучать всех детей грамоте и пению. В
Саксонском курфюршестве было открыто
много школ. Впоследствии в лютеранских
странах в XVIII

начале
XIX в. начальное обучение стало обязательным
для всех детей. Лютер женился, имел
детей. Имя Лютера носит разновидность
христианства – лютеранство, или
протестантизм
[125].

Реформация
затронула
многие европейские страны и проходила
в разных формах[126].
В самой Германии лютеранское учение к
концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде
княжеств и городов на Севере и в Центре
страны. Стремление императора Священной
Римской империи Карла V восстановить
прежний порядок привело к сплочению и
коллективному протесту сторонников
реформы. Протестанты
v.
1555
г. одержали победу в войне против
императора. Аугсбургский мир установил
принцип «чья власть, того и вера».

В
Швейцарии лидером одной из разновидностей
бюргерской (городской) Реформации стал
священник города Цюриха Ульрих
Цвингли (1484–1531).
Он
был решительным сторонником республики
и, в отличие от Лютера, обличал «тиранию»
монархов и князей. В Цюрихе горожане
стали сами избирать пасторов и магистрат.
Там же, в Швейцарии, в Женеве француз
Жан
Кальвин (1509–1564)не
признавал
ни одного таинства. Поклонение иконам
и даже кресту считал идолопоклонством,
из праздников признавал только
воскресенье, а в церковной иерархии,
только сан священника. В книге «Наставление
в христианской вере» он обосновал
возможность для человека изменить в
лучшую сторону тот приговор, который
вынесен каждому человеку Богом еще до
сотворения мира. Для этого люди должны
быть активны, трудолюбивы, бережливы,
расчетливы. Жан Кальвин учил, что
предпринимателю, преуспевающему в своей
деятельности, суждено спасение и на том
свете, а для хорошего рабочего открывается
путь в обеспеченные собственники.
Кальвин оправдывал рабство и колониальную
политику. Наилучшим строем он считал
олигархическую республику. В кальвинистской
общине, которая сама избирала и
контролировала своих руководителей,
действовали строгие порядки и суровые
наказания. «Лучше быть в аду, чем с
Кальвином в раю», – говорили современники.

Постепенно
Реформация набирала обороты. В Дании в
1536 г. была проведена конфискация
земель
церкви и монастырей. Король стал главой
реформированной церкви, сам назначал
угодную ему церковную администрацию,
а лютеранство
с
тех пор и до наших дней является
государственной религией в этой стране.
«Реформация по-датски», «сверху», была
проведена в Норвегии, что обеспечило
ее подчинение Дании, а затем в Исландии.
В Швеции сохранились епископы, но высшим
из них стал король. Остальные должны
были присягать ему, а не Папе.

В
Англии церковь возражала против произвола
и сомнительных брачных союзов Генриха
VIII. Он женился шесть раз (церковная
«норма» – не более трех браков), причем
двух своих жен казнил. Специальным актом
1534 г. монастырские земли были конфискованы
в пользу казны к радости многих придворных
и чиновников. Культ и догматика остались
прежними, но епископов назначал сам
король, Папа утратил свое влияние. Эту
церковь назвали англиканской.
Кальвинизм
оказывал огромное влияние на духовную
жизнь английского общества и подготовку
его к английской революции XVII в.

Таблица
12.
Различия
между католичеством, православием и
протестантизмом[127]

Реформация
встретила ожесточенное сопротивление
католической
церкви.
Для
войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами,
а позже и с православными) в 1540 г. был
создан Орден
иезуитов
(общество,
или воинство, Иисуса). Иезуиты не были
монастырскими затворниками. Они
стремились стать духовниками, советниками,
наставниками в школах, писателями,
механиками на заводах, миссионерами,
купцами и т. д. Их объединяло стремление
распространять преданность Папе и
поселять ненависть к еретикам.

Иезуиты
стремились повлиять на правителей,
подвигнуть их к насилию по отношению к
протестантам. Так, во Франции 24 августа
1572 г. в ночь накануне дня Святого
Варфоломея по приказу короля Карла IX
католики перебили две тысячи протестантов.
(Во Франции кальвинистов называли
гугенотами, по имени привидения,
являвшегося верующим.) За две недели по
стране было перебито 30 тыс. человек.
Варфоломеевская резня была отмечена
благодарственным молебном и медалью,
выбитой по указанию Папы Римского. После
сложной борьбы протестанты получили
возможность свободного вероисповедания,
но Франция осталась католической
страной[128].

Мужчина
и женщина в истории цивилизаций

Лютер
считал, что главное назначение женщины
– сопутствовать мужчине. Он допускал
секс лишь в рамках брака, отрицательно
относился к проституции и был сторонником
безбрачия священников. Но затем сам
создал семью, был хорошим мужем и
заботливым отцом. В протестантских
странах духовенство вслед за Лютером,
Цвингли и Кальвином дружно покончило
с безбрачием на протяжении жизни одного
поколения. В кальвинистских общинах
велась война против супружеских измен,
пьянства, азартных игр. Кальвин
рассматривал эпидемию сифилиса как
божью кару за распущенность и настаивал
на повышении требовательности к
нравственным устоям. Возобладало мнение
о том, что Бог создал женщину не только
для того, чтобы она рожала детей,
удовлетворяла сексуальные потребности
мужчины, но и для того, чтобы быть
спутницей жизни. В протестантских
странах в основу протестантской
сексуальной культуры были положены
мещанские добродетели: целомудрие,
скромность и т. д.

В
Германии инициатором затяжной
Тридцатилетней
войны (1618–1648)
стал
воспитанник иезуитского университета
в Баварии чешский король Фердинанд П.
Он считал себя орудием искоренения
ереси, считал, что «лучше пустыня, чем
страна, заселенная еретиками».
Кровопролитная война опустошила страну.
Население Германии сократилось с 21 до
13 млн человек. По Вестфальскому миру
протестанты получили свободу
вероисповедания, но Германия раздробилась
на 300 отдельных земель. Потери населения
были настолько велики, что в некоторых
общинах мужчин обязывали к многоженству
на протяжении десяти лет. Ослабление
Германии сопровождалось возвышением
Швеции.

В
результате контрреформации
католицизму
удалось сохранить свои позиции во
Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии,
Испании, на территории Германии, но лицо
Европы изменилось. В странах, где
вызревала новая
цивилизация,
формировались
капиталистические отношения, церковь
была поставлена на службу промышленной
и торговой буржуазии, не мешала активности
богатых, предприимчивых людей, не изымала
значительную часть их доходов на свои
нужды.

studfiles.net

Реформация. Кратко, Протестантизм, Кальвинизм, Лютеранство

31 октября 1517 года

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 — принял монашеский обета
  • 1507 — рукоположен в священнический сан
  • 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1617, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Ещё статьи

  • Пуритане
  • Английская буржуазная революция
  • Семилетняя война
  • chtooznachaet.ru

    Дидактические материалы по истории по теме «Реформация в Европе»

    Тема: Реформация и крестьянская война в Германии.

    Задание №1.

    Источники богатств церкви

    1.Перечислите источники доходов церкви.

    2.Заполните пропуски в схеме: Причины недовольства церковью.

    Какие слои населения недовольны церковью? Свой ответ аргументируйте.

    церковь

    Задание №2.

    1.Заполните таблицу: Сравнительный анализ программных документов идеологов Реформации, используя предложенные в таблице линии сравнения.

    Линии сравнения

    Программы

    «95 тезисов»

    «12 статей»

    «Хайльбронская программа»

    1.Отношение к религии.

    2.Отношения к изменениям в церкви.

    3.Отношение к феодальному угнетению.

    Задание №3.

    1. Заполните таблицу «Основные положения учения Жана Кальвина».

    Задание №4.

    1.Установите соответствие событий и персоналий.

    1.Крестьянская война в Германии.

    А) вождь народной Реформации

    2.Начало Реформации в Германии.

    Б) 1524-1525 гг.

    3.Мартин Лютер.

    В) перевод Библии на немецкий язык.

    4.Заседание рейхстага в Вормсе.

    Г) 1517г.

    5.Томас Мюнцер.

    Д)1521г.

    Ответы внесите в таблицу.

    1

    2

    3

    4

    5

    Задание №5.

    1.Сформулируйте определение понятий:

    А) Реформация———————————————————————————Б) протестантизм—————————————————————————

    В) ландтаг—————————————————————————————

    Г) индульгенция——————————————————————————

    Задания по теме: Реформация в Англии.

    Задание №1.

    1.Перечислите три основные тенденции развития Англии 16 веке.

    2. Вставьте пропуски в тексте:

    Начало Реформации связано с именем————короля из династии————. Лев X называл его «————————» . В 1521 году король написал брошюру, направленную против учения ————.Но вскоре позиция короля изменилась, что связано с ———————————. Реформация в Англии проводится «————— ».

    В 1534 году парламент издал закон, объявивший главой церкви —————. Следующим шагом явилось —————————, которое позволило пополнению казны государства. Серьезные испытания обрушились на церковь в царствование ——————, прозванной «————-».Была осуществлена попытка проведения в стране——————-. Королева провела через парламент решение о восстановлении над Англией——————————. Недовольство политикой королевы привело к требованиям передачи власти —————————.

    Задание №2.

    1.Дайте определения понятиям:

    А) англиканская церковь——————————————————————————

    Б) пуритане———————————————————————————————-

    В) «кровавое законодательство»——————————————————————-

    Г) контрреформация———————————————————————————-

    2.Перечислите основные направления политики Елизаветы I.

    Направления внутренней политики

    Направления внешней политики

    Задание №3.

    1.По какому принципу образованы ряды:

    А) Генрих VIII, Мария Кровавая, Елизавета I;

    Б) англиканская церковь, сокращение расходов королевского двора, покровительство развитию торговли и промышленности, разгром Испании.

    2.Заполните таблицу:

    Отличия англиканской церкви от католической церкви

    Отличия англиканской церкви от кальвинистской церкви

    Задание №4.

    1.Заполните таблицу «Идеи основоположников Реформации»:

    Линии сравнения

    М. Лютер

    Т. Мюнцер

    Ж. Кальвин

    1.Страна

    2.Отношение к церкви

    3.Отношение к богатству

    4.Отношение к государству

    5.Отношение к труду

    Задание №5.

    1.Заполните таблицу «Франция и Англия в XVI веке»:

    Линии сравнения

    Франция

    Англия

    Германия

    1.Форма правления

    2.Основные слои населения

    3.Изменения в экономике

    4.Отношение к Реформации

    5.Путь проведения Реформации

    6.Направления внешней политики

    infourok.ru

    Реформация — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat

    Основные статьи: История христианства, Европа в Средние века

    Содержание (план)

    Реформация — это широкое общественно-политическое и идейное движение за обновление католиче­ской церкви, развернувшееся с XVI в. до начала XVII века по всей Европе. Это движение приобрело религиозную форму борьбы против католического учения в церкви.

    Начавшись в разгар эпохи Возрождения, Реформация подвегла Европу глубокому духов­ному перевороту, который принял религиозную форму. Она началась в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены прак­тически все государства Европы, что самым непосредственным об­разом сказалось на ходе Реформации. Хронологически Реформа­ция совпала с последним периодом в истории Возрождения и раз­вивалась в тесной взаимосвязи с ним. Фактически эти разнородные процессы слились воедино, знаменуя окончательный разрыв со Средневековьем и вступление всемирной истории в следующий пе­риод своего развития — Новое время. В итоге Реформация привела к образованию протестантских церквей, существующих наряду с католической церковью и по настоящее время.

    Причины Реформации

    см. Причины Реформации

    см. История лютеранства

    Лютеранство, начавшись в Германии, быстро вышло за пределы Германии. Уже в 1525 г. владе­ния древнего Тевтонского ордена были преобразованы в герцогство Прус­сия, в котором утвердилась новая вера. Лютеранская реформация победи­ла также в землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония). К концу 1530-х гг. лютеранской становится вся северная Европа. В ходе борьбы за независимость от Дании лютеранство превратилось в государст­венную религию Швеции, а также подвластной ей Финляндии. Вслед за тем учение Лютера приняла и сама Дания, а затем подчинённые ей Норвегия и Исландия. Таким образом, весь Балтийский регион обратился в новую веру.

    Реформация в Германии

    см. Реформация в Германии

    см. История кальвинизма Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Реформация во Франции

    см. Реформация во Франции

    Реформация в Англии

    см. Реформация в Англии

    Контрреформация

    см. Католическая реформация

    Итоги Реформации

    см. Итоги Реформации

    На этой странице материал по темам:

    • Причины реформации в англии кратко

    • Какие именно идеи и кого повлияли на реформацию франции

    • 1. как вы думаете, почему реформация началась именно в германии?

    • Основные события реформации в германии кратко

    • Какие особенности реформации во франции история

    wikiwhat.ru

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о