Культура россии во второй половине 18 века – Культура России во второй половине 18 века

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в.

Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.

Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII в. способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 г. (указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих имениях и иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования помещиков в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь, дворцы столичной знати послужили для поместного дворянства примером для подражания. В интерьерах «дворянских гнезд» непременными атрибутами становятся живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.

Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.

Образование и наука. Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности, воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Такой подход на первое место выдвигал нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу, в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где, изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет.

Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшего в историю под названием Смольного института.

К концу 70-х гг. XVIII в. стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества, невозможно, хотя бы потому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план, и центральными становятся вопросы образования. В 1782 г. создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования в 1786 г. был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени медленно, с большими трудностями происходит рост числа учащихся и учителей средних школ.

Развитие науки в середине XVIII в. неразрывно связано с именем М.В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В.Н. Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен». Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.

Литература. С появлением в конце 60-х гг. XVIII в. сатирического журнала «Всякая всячина», основанного с участием Екатерины, на короткое время возникает около 20 подобных журналов. Самым известным из них был «Трутень» Н.И. Новикова, ведший полемику со «Всякой всячиной». Во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков сделал многое для распространения просвещения, грамотности, знаний в России. Его активная издательская деятельность способствовала выпуску сотен переводных и оригинальных сочинений. Хрестоматийными стали имена поэта Г.Р. Державина и драматурга Д.И. Фонвизина. Державин считался первым русским поэтом не только в екатерининское время, но и в первое десятилетие ХIХ в. В комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» впервые показан настоящий русский быт, они написаны на живом языке.

Следует отметить, что идеалы просвещения, пропагандируемые абсолютизмом, литературой, находились в остром противоречии с крепостнической действительностью России. У радикально мыслящих людей это вызывало неприятие существующих порядков. Протестом против крепостного права стала книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была конфискована властями, а автор сослан в Сибирь.

Живопись. По сравнению с предыдущей эпохой живопись второй половины XVIII в. отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств. Появляются новые жанры – отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировал развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основан Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметевых, Голицыных, Строгановых.

Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известные художники этого направления – А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных художников – Г. Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф.Н. Алексеев) и природы (С.Ф. Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф.И. Шубина.

Архитектура. В 60-е гг. XVIII в. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм, или, как его называли современники, «просвещенный стиль». Основные художественные особенности архитектуры классицизма связаны с изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличался строгостью, стройностью, симметричностью, целым рядом элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны), использованием русской традиции (ярусность, убывающая вверх масса).

Основное внимание власти по-прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Санкт-Петербурга во многом определился в то время: в гранит оделись набережные Невы, были построены здания Академии художеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.

Выдающимся архитектором классического стиля был И.Е. Старов. Он является автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре. Таврический дворец послужил образцом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII – начала ХIХ в. Другое великолепное произведение архитектуры классицизма – Дом Пашкова в Москве (арх. В.И. Баженова).

С выходом России к Черному морю и освоением приобретенных земель проектировались и строились города в Новороссии: Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Екатеринослав. В отличие от регулярной застройки петровского времени, строительство новых городов основывалось на принципах классицизма, с учетом южнорусского ландшафта.

Театр. Русский профессиональный театр был создан в Санкт-Петербурге Ф. Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф. Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую труппу, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Санкт-Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникли национальные профессиональные театры в Москве и других городах. В них ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные пьесы, главным образом французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII в. их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры Останкинского дворца-театра, особенно П.И. Ковалева (Жемчугова), получившая вольную и ставшая женой графа Б.П. Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не такой счастливой. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.

Русская культура во второй половине XVIII в. сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, Публичная библиотека, Академия художеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная культура русского народа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Культура России второй половины XVIII века»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Культура России второй

половины

XVIII

века».

Введение.

Так сложилось, что человек живёт в обществе и не может существовать без него, поэтому всё связанное с обществом влияет на нашу жизнь. Каждому известно, что всё, что нас сегодня окружает, появилось не просто так, не из воздуха. В течение многих веков, прикладывая колоссальные усилия, человек преобразовывал мир вокруг себя, стараясь сделать свою жизнь лучше. Постепенно происходило изменение облика каждого государства, в том числе России. Менялись ценности, привычки, вкусы, а также взгляды на мир. Результатом этих изменений стало то, что мы сегодня видим вокруг нас. Но в настоящее время многие люди живут лишь сегодняшним днём, предпочитают думать о будущем. Мало кого интересуют проблемы, имевшие место там, в далёком прошлом. Мало кто знает истоки русской культуры, этапы её развития, периоды застоя и процветания, какие-то переломные моменты. Одним из таких моментов стал XVIII век, особенно его вторая половина.

На мой взгляд, тема культуры второй половины XVIII столетия имеет большое значение, поскольку именно в этот период происходят радикальные изменения во многих областях науки, в том числе химии и биологии. Развивается театральное искусство, которое постепенно отступает от традиций классицизма, игра актёров становится более естественной. Происходят перемены и в прикладном искусстве, которое теперь ориентировано на потребности более широкого круга людей. Список новшеств можно продолжать и продолжать. На мой взгляд, именно изменения, имевшие место во второй половине XVIII века, заложили некоторые основы современного искусства. Это и говорит о том, что выбранная мною тема не только имеет большое значение, но и является актуальной, потому что основы культуры своего народа нужно знать всегда.

Главной задачей моей работы было достаточно подробное рассмотрение основных областей русской культуры второй половины XVIII столетия с целью составления наиболее полной картины. В связи с этим возникла другая задача – внимательно ознакомиться со всеми источниками, чтобы выбрать самые важные положения.

Для выполнения работы я использовала пособие для подготовки к экзаменам по истории, а также такие книги, как «История русской культуры» (Берёзовая Л. Г., Берлякова Н. П.), «История русского искусства», а также «Очерки русской культуры XVIII века». Эта литература содержит большое количество информации по выбранной мною теме, поэтому позволяет в доступной форме преподнести материал. Также стоит сказать о том, что в перечисленных источниках рассматривается культура России в процессе развития, что помогает определить, какие же перемены произошли в той или иной её области. Я также пользовалась Толковым словарём Ожегова и словарём Зеновича, так как они позволили объяснить некоторые непонятные термины, которые использовались в книгах.

Приступим к рассмотрению русской культуры во второй половине XVIII столетия.

Архитектура.

Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве была обусловлена успехами в развитии науки, ростом торговли и промышленного производства, а также урбанизационными процессами, то есть увеличением числа городов и их размеров. Перед архитекторами того времени стояло несколько задач, причём одной из важнейших являлась необходимость радикального изменения во внешнем облике зданий. Дело в том, что принципы архитектуры, имевшие место в середине XVIII века и ориентированные на дворцовые и церковные сооружения, не подходили для масштабного строительства. Вспомните уникальные формы таких творений Растрелли, как Екатерининский дворец (1752 – 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754 – 1762), Смольный монастырь (1748 – 1764) в Петербурге. Во второй половине XVIII века требования несколько изменились. Теперь зодчие стали обращаться к наследию античной классики, в первую очередь древнеримской, от которой они брали ордера[1]
, воспроизводимые с соблюдением правильности соотношений и деталей. Именно эти сочетания несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции стали основным средством тектонического[2]
решения и фасадов, и интерьеров. Архитекторы того времени должны были также соблюдать гармоничность пропорций в отношении не только общих объёмов, но и отдельных элементов тех или иных сооружений. Впоследствии разработанная на основании обращения к античности совокупность архитектурных приёмов стала называться русским классицизмом.

Уже с начала 1760-х годов в ряде русских городов, особенно крупных, развернулись масштабные градостроительные работы. Говоря о Петербурге, стоит отметить, что достаточно большое значение имели работы, связанные с регулированием берегов Невы и других рек, проведением новых каналов, строительству набережных и каменных мостов. Не меньшее внимание уделялось разработке системы площадей в центре города. В той части Москвы, где раньше располагались старые крепостные стены Белого города, появилось несколько широких бульваров. Немалое строительство было развёрнуто в Ярославле и в Твери, где был реконструирован весь центр города.

Наряду с масштабным строительством в русских городах, в том числе небольших по размеру, имело место и сооружение зданий нового назначения. Примером может послужить огромное здание Академии художеств (1764 – 1772), возведённое на берегу Невы А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Вален-Деламотом. В Москве же было построено обширное здание Воспитательного дома. Несмотря на наличие в схемах решений этих зданий большого числа элементов, напоминающих прежние дворцовые сооружения, нельзя сказать, что архитекторы не разрабатывали какие-то новые приёмы, не создавали более рациональные, а значит, и удобные, планы. Наоборот, в зданиях второй половины XVIII века было много нового. Их внешний облик решён по-другому, что проявляется в строгих и простых формах.

Вообще своеобразная сдержанность и простота являются характерными чертами многих других сооружений того времени. Вспомните, например, построенный архитектором Ринальди Мраморный дворец (1768 – 1785), расположенный в центральной части Петербурга. Фасады этого здания отличаются гармоничностью пропорций, чёткостью архитектоники.

Стоит отметить, что то, что было намечено в работах шестидесятых годов восемнадцатого столетия, впоследствии раскрылось в творчестве ведущих архитекторов той эпохи – Баженова, Казакова, Старова, Чарльза Камерона, а также уроженца Северной Италии Джакомо Кваренги. Рассмотрим, какой вклад сделали эти именитые зодчие в развитие русской архитектуры.

Крупные постройки и проекты Василия Ивановича Баженова связаны в основном с Москвой. Особенно большое значение принадлежит проекту Кремлёвского дворца и проводимому в Царицыне строительству. С 1768 по 1773 год Баженов возглавлял Модельный дом, где и велась работа над проектом нового Кремлёвского дворца, который предположительно должен был охватить весь кремлёвский холм. Разрабатывая план, архитектор выдвигает на первое место решение общих задач планировки, намечает создание на территории кремлёвского холма системы площадей и проездов, которые бы объединяли отдельные участки, при этом учитывает особенности местности. Были задуманы в связи с новым зданием дворца и корпуса административных учреждений Москвы. Хотя проект Баженова так и не осуществился, созданная им модель сильно повлияла на дальнейшее развитие архитектуры конца XVIII века.

Что касается строительства ансамбля в Царицыне, то и в этом случае Баженов попытался по-новому решить поставленную перед ним задачу. В качестве черты, которая отличает данный архитектурный ансамбль от дворцовых сооружений середины века, предстаёт «живописный пейзажный парк с размещёнными в нём небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены».[3]
Зодчий, разрабатывая планы, пытался развивать прежние (древние) традиции московского зодчества.

Среди московских построек, выполненных по проектам Баженова, особенно выделяется бывший Пашков дом (1784 – 1786), сейчас старое здание Библиотеки имени Ленина.

Помимо Баженова в Москве работал Матвей Фёдорович Казаков, начавший свою деятельность в Твери. Его самостоятельная работа началась в середине семидесятых годов XVIII века. Одной из самых выдающихся построек было здание Сената в Кремле (1776 – 1787), которое во времена Советского Союза являлось зданием Верховного Совета СССР. Архитектор сумел учесть и использовать особенности треугольного участка, на котором должно было располагаться сооружение, и смог создать такую постройку, в которой сочетаются «монументальность общего облика и парадность композиции»[4]
с удобным и рациональным ланом. Впоследствии Казаков построил в Москве множество других зданий, среди которых наиболее примечательны университет и Голицынская больница – первая крупная городская московская больница. Второе сооружение относится к числу последних работ мастера и выполнено в наиболее строгом стиле.

В отличие от Баженова и Казакова, которые работали преимущественно в Москве, Иван Егорович Старов проектировал в основном для Петербурга, где и находятся его важнейшие постройки, крупнейшей среди которых является Таврический дворец (1783 – 1789). В конце XVIII века участок, на котором расположено данное здание, не входил в черту города, чем и обусловлено свободное размещение дворца и наличие при нём большого парка. Таврический дворец был предназначен для различных приёмов и торжеств по случаю присоединения Крыма к России, поэтому изначально в плане предполагалось присутствие в здании парадных зданий. Таврический дворец, одновременно строгий и торжественный, являлся одним из самых значительных сооружений конца XVIII столетия. Поистине выдающимся архитектурным сооружением является и Троицкий собор Александро-Невской лавры, который также выполнен по проекту Старова.

mirznanii.com

18. Культура России во второй половине 18 века.

В конце 18 в. процесс развития русской
культуры вступает в новую стадию
развития. Формируется национальная
культура, многовековой процесс накопления
знаний входит в стадию формирования
наук, складывается литературный русский
язык, появляется национальная литература,
увеличивается количество печатных
изданий, строятся шедевры зодчества,
развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы
перестали удовлетворять потребность
в количестве и качестве образованных
граждан. С 80-х годов правительство
начинает создание общеобразовательных
учебных заведений. В 1786 г. согласно
«Уставу народных училищ» учреждались
главные народные училища с четырьмя
классами в губернских городах, а в
уездных городах — малые народные училища
с двумя классами. Увеличилось число
сословных школ для образования дворян.
Выдающимся деятелем в сфере образования
был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ,
он создал училище при Академии художеств,
Коммерческое училище, медсестринское
отделение при Смольном институте
благородных девиц.

Главным центром научной деятельности
была академия наук. В целях развития
высшего образования в России 12 января
1755 г. был открыт Московский университет
с двумя гимназиями, который стал центром
русского просвещения. В отличие от
европейских университетов образование
в нем было бесплатным для всех сословий
(кроме крепостных крестьян). В 1773 г.
открывается Горное училище в Петербурге.
Создание сети высших учебных заведений
потребовало издания новых учебников.
Их разработкой занимались Академия
наук и Московский университет. Выдающуюся
роль в развитии отечественной науки
сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне
одаренный ученый, поэт, историк и
естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные
науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук
организовала Великую Северную экспедицию
для исследования северо-востока Азии,
Северного Ледовитого океана, и
северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование
севера европейской части России.
Важнейшие географические открытия были
сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным,
братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков
прошли между Чукоткой и Аляской, открыв
пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается
взлет технической мысли. И.И.Ползунов
впервые разработал проект универсального
парового двигателя. И.П.Кулибин создал
проект одноарочного моста через Неву,
изобрел прожектор, лифт, протезы для
инвалидов.

Литература этого периода представлена
тремя направлениями. Классицизм
представляет творчество А.П.Сумарокова
(трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия
«Опекун»). В романтическом стиле пишет
Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
Художественно-реалистическое направление
представлено Д.И.Фонвизиным (комедии
«бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву»,
содержавшая протест против крепостного
права.

В архитектуре господствовал стиль
русского барокко, отличавшийся особой
роскошью. Это был сплав европейского
классицизма и отечественных архитектурных
традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления
были В.В.Растрелли в Петербурге и
Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма
в Петербурге представляли Д.Кваренги,
Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле
классицизма строили В.И.Баженов и
М.Ф.Казаков.

Русская живопись совершенствуется в
традиционном портретизме (работы
Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого,
В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил
начало жанровой живописи. Родоначальники
пейзажной живописи — С.Ф.Щедрин и
Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом
жанре были созданы А.П.Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы
Ф.И.Шубин — мастер скульптурного портрета
и М.И. Козловский, который стал
родоначальником русского классицизма
в скульптуре.

studfile.net

Культура России во второй половине 18-го века

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Культура России во второй половине XVIII века

Вторая
половина 18 века стала временем небывалого подъёма русской культуры. В этот
период она достигла баланса в сочетании европейских черт и национальных
особенностей.

За
короткое время Россия стала одной из самых «культурных» стран Европы.

Господствующим
направлением в культуре Европы второй половины 18 века был классицизм.

Это
направление зародилось ещё в 17 веке. Классицизм развился на основе античного
искусства и искусства Эпохи Возрождения.

В
России классицизм сформировался как направление эпохи «просвещённого
абсолютизма».
Его главной задачей было утверждение идей служения
Отечеству.

Особенность
литературы классицизма
– воспитательное содержание
произведений. Авторы стремились создавать героев, достойных подражания. Внушить
читателю, что жить нужно ради пользы общества. Объяснить, как нужно жить
настоящему гражданину.

Литература
России не стала исключением. Сама Екатерина ІІ рассматривала её как средство
воспитания подданных и способ пропаганды государственной политики.

Вместе
с литературой продолжил развитие русский литературный язык.

Василий
Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов

стали основоположниками нового стихосложения. Впоследствии оно
легло в основу современной русской поэзии. Свои идеи они изложили в «Письме
о правилах российского стихотворства».

В
1748 году Михаил Ломоносов представил свой труд «Риторика».

Он стал первой российской хрестоматией по зарубежной и отечественной
литературе, а также пособием по красноречию.

В
«Российской грамматике», изданной в 1757 году,
Ломоносов изложил основы и нормы русского языка.

В
«Учении о трёх стилях» (было разработано к 1758 году)
выстроил стилистическую систему русского языка и литературы.

Вершиной
поэзии русского классицизма часто называют творчество Гавриила Романовича
Державина
. В своих произведениях автор прославляет великие поступки и
порицает зло. Известность и успех Державину принесла ода «Фелица».
Она  прославляла просвещённую императрицу Екатерину ІІ. Обличала корысть и
алчность двора.

Во
второй половине 18 века развитие получила отечественная драматургия.

Произведения
Александра Петровича Сумарокова были написаны в классическом
стиле. Они стали новым жанром российского искусства. Сюжеты его трагедий часто
были заимствованы из российской истории («Димитрий Самозванец»,
«Мстислав»).
Комедии затрагивали социальные темы («Лихоимец»,
«Пустая ссора»).

Популярными
стали басни Сумарокова. В них автор обличал несправедливость и
пороки современного ему общества, в особенности крепостное право. Уже в то
время большую известность приобрела фраза из его басни «Жуки и Пчёлы»:
«…Они работают, а вы их труд ядите».

Русские
писатели проявляли большой интерес к идеям Просвещения. В своих трудах,
особенно после восстания Пугачёва и Великой Французской революции,  они
стали поднимать острые политические и социальные темы.

Денис
Иванович Фонвизин в «Рассуждении о непременных государственных законах»
описывает
современную ему действительность, критикует правление Екатерины ІІ, предлагает
варианты решения государственных проблем России.

В
комедии «Недоросль» автор обличил крепостнические устои,
невежество и произвол части русского дворянства.

В
журналах Николая Ивановича Новикова («Трутень», «Живописец», «Кошелёк»)
говорилось о злоупотреблениях помещиков и чиновников, казнокрадстве,
взяточничестве. Поднимались вопросы о несправедливости крепостного права, о
русской идентичности.

Александр
Николаевич Радищев
в своём знаменитом произведении «Путешествие
из Петербурга в Москву»
подверг критике все стороны государственного и
общественного устройства России.

Екатерина
ІІ после прочтения «Путешествия» назвала Радищева «бунтовщиком, хуже
Пугачёва»
. Вскоре автор книги был приговорён к смертной казни, заменённой
ссылкой в Сибирь.

К
концу столетия в русской литературе появляется новое направление – сентиментализм.
Писатели этого жанра стремились показать в своих произведениях внутренний мир
своих героев, их индивидуальность и чувства.

Ярким
представителем российского сентиментализма был Николай Михайлович
Карамзин.
Его наиболее известными произведениями стали «Письма
русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза».

Всеобщее
увлечение литературой не обошло стороной и императрицу Екатерину ІІ. При её непосредственном
участии в России издавался сатирический журнал «Всякая всячина».

Во
второй половине 18 века в России получило развитие театральное искусство.

По
указу Елизаветы Петровны в 1756 году в Петербурге был основан Российский
театр – первый профессиональный театр России.

Его
директором стал Фёдор Григорьевич Волков, известный русский актёр
и театральный деятель.

Кроме
Императорских театров (их содержало правительство России), популярными
оставались иностранные труппы.

Также
в 18 веке появилось большое количество крепостных театров – частных дворянских
театров, состоявших из крепостных актёров. Самыми известными из них стали
театры Шереметевых, Юсуповых, Потёмкина.

Порой
крепостные актёры превосходили в мастерстве профессионалов.  Например, на
игру Прасковьи Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой к Шереметевым
специально приезжали из Петербурга.

Российская
живопись во второй половине 18 века развивалась в нескольких направлениях.
Основным из них был портрет. Все стороны эпохи абсолютизма отразились в этом жанре.

Признанными
мастерами парадного портрета были Дмитрий Григорьевич Левицкий, Иван
Петрович Аргунов.

Направление
светского портрета развивал Алексей Петрович Антропов,
Владимир Лукич Боровиковский.

Так
же в портретном жанре работал Фёдор Степанович Рокотов.

В
исторической живописи заметный след оставили Антон Павлович Лосенко, Иван
Акимович Акимов, Григорий Иванович Угрюмов.

Картины
в жанре пейзажа писал Семён Фёдорович Щедрин.

В
конце столетия, вместе с развитием сентиментализма, получает развитие
направление живописи, связанное с описанием крестьянского быта. Представителем
этого жанра стал Михаил Шибанов.

Российская
императрица Екатерина ІІ, в духе своего времени, была коллекционером
произведений искусства.

Для
своего частного собрания живописи, в 1764 году, ей был основан Эрмитаж.
Впоследствии эта коллекция станет одним из крупнейших в мире музеев.

Вторая
половина 18 века стала временем развития русской скульптуры.

Влияние
на развитие скульптурного мастерства оказало открытие в 1757 году
Академии художеств.

Это
позволило обучить в России своих профессиональных скульпторов.

Талантливыми
скульпторами были Федот Иванович Шубин,  Михаил Иванович Козловский,
 Фёдор Гордеевич Гордеев.

Примечательным
событием стало появление на улицах Петербурга памятников выдающимся деятелям
истории. Первым из них стал знаменитый «Медный всадник» Этьена Фальконе.
Он был торжественно открыт в 1782 году.

В
целом, русскую архитектуру 18 века можно разделить на периоды господства того
или иного стиля.

В
первой трети столетия господствовал стиль Петровского барокко.
Для
него были характерны простота строений, ориентация на архитектуру Западной
Европы того времени. Разрыв с византийскими традициями.

Во
второй трети 18 века развилось Аннинско-елизаветинское барокко.

Для этого стиля характерны пышность и величие, использование элементов
традиционной русской архитектуры.

При
Екатерине ІІ начинается период русского классицизма. Постройки
этого периода отличала простота, строгость и рациональность.

Во
второй половине 18 века в России работало большое количество иностранных
архитекторов. Но самым выдающимся из них был Бартоломео Растрелли (1700 –
1771 годы).

При
Елизавете Петровне он по праву считался главным архитектором страны.

По
проектам Растрелли были возведены Зимний дворец, Смольный собор,
 Большой Царскосельский дворец.

Среди
русских архитекторов второй половины 18 века можно выделить Василия
Ивановича Баженова.
Ему принадлежат проекты Дома Пашкова в
Москве, Дворцово-паркового ансамбля Царицыно.

Матвей
Фёдорович Казаков
стал архитектором Сенатского дворца
Московского Кремля.

Иван
Егорович Старов
построил Таврический дворец
Потёмкина
.

Во
второй половине 18 века достигло успехов российское градостроительство.

Стали
разрабатываться планы генеральной застройки не только столицы России, но и
губернских и уездных городов.

Согласно
им, в центре города полагалось быть дому губернатора и администрации, судам,
больницам и школам, главному собору и театру. Согласно этим планам, города
должны были стать не только административными центрами, но и центрами культуры
и искусства.

Таким
образом, во второй половине 18 века культура России достигла больших успехов.

В
литературе были сформированы основы русского литературного языка (грамматика,
стилистика).

В
рамках классицизма развилась драматургия, сатира. Просветительская литература
Радищева, Новикова, Фонвизина.

В
театральном искусстве – был основан Российский театр – первый профессиональный
театр России.

В
живописи – получили развитие портретный и исторический жанры. Был основан
Эрмитаж.

После
открытия Академии художеств развилась самостоятельная школа русской скульптуры.

В
архитектуре – произошло развитие двух основных стилей: русского барокко и
русского классицизма. Были созданы великие памятники архитектуры (Зимний
дворец, Таврический дворец, Троицкий собор).

videouroki.net

Культура России во второй половине XVIII века

Слайд 1

Культура России второй половины XVIII века Авторы: учащиеся 10 класса МБОУ « Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Кузьмина Алена и Корнилов Алексей Руководитель: Кузнецова Оксана Александровна

Слайд 2

Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха. В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения. Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22290 учениками. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались, увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия

Слайд 3

Образование Новым типом учебного заведения для дворян являлись благородные пансионы. В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д. С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны. Научные знания носили во времена средневековья, как правило, узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было связано с применением их в народной медицине, географические и астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т. п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных знаний. Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.

Слайд 4

Архитектура Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья , когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т. е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно — европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м

Слайд 5

. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меньшикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки — временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание записать: «сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество». В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой. План П. М. Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади. Они получили географические очертания с обстройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия , ярусности , башнеобразности , отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века «города-крепости» и «города-заводы». Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

Слайд 6

театр в России В середине XVIII в. был основан первый русский постоянный публичный театр. Его создание связано с именем выдающегося русского актера Федора Григорьевича Волкова (1729— 1763). которого называют «отцом русского театра». Родился Волков в небогатой купеческой семье в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность. В 1750 г. Волков основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. Много мытарств испытали артисты, пока наконец правительство издало указ об учреждении в 1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра». Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом Волков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волков завоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко это были роли борцов против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современники отмечали, что и в комедиях Волков выступал с большим успехом. Талант его как актера был поистине многогранен. Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. Поэт Фонвизин считал, что Волков мог бы быть «человеком государственным». Кипучая и плодотворная жизнь актера рано оборвалась: он умер в возрасте 34 лет, простудившись во время маскарадного представления. Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры. Кроме императорских театров были частные, в которых играли крепостные актеры.В театре графа Шереметева играла крепостная актриса Прасковья Ковалева- Жемчугова

Слайд 7

литература Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768 гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Слайд 8

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в государстве, а крепостное право незыблемым институтов в русской жизни. Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства.

Слайд 9

Герои его комедий либо добродетельны, и он им симпатизирует, либо отталкивающе безобразны. Таким выведен герой трагедии «Дмитрий самозванец». Как положительные, так и отрицательные герои трагедий Сумарокова выглядят не живыми людьми, а резонерами, изъясняющимися выспренным языком. Комедии Сумарокова, как и трагедии выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков («Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.). Другим направлением в русской литературе было начинавшееся оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Д.И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля».

Слайд 10

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство времени и места. Соответствуют требованиям классицизма имена действующих лиц: в фамилиях заложена их характеристика. Присущим стилю классицизма положительным персонажам присвоены фамилии Правдина и Стародума, а отрицательным героям – Простаков, Вральман, Кутейкин, Скотинин. Однако содержание комедий отходит от канонов классицизма: в них выведены не отвлеченные действующие лица, наделенные либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщенные характеры, порожденные крепостнической действительностью. В «Недоросле» представлена галерея действующих лиц, воспитанных в условиях крепостного рабства: дикая крепостница Простакова , находящийся под её пятой супруг, наконец, лица, причастные к воспитанию Митрофанушки: гувернер Вральман, недоучившийся семинарист Кутейкин, солдат Цифиркин и др. Проблема воспитания являвшаяся ведущей в системе воззрения просветителей, волновала и Фонвизина, считавшего, что корень зла в воспитании. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами. В уста идеального дворянина Стародума Фонвизин вкладывает слова: «угнетать рабством себе подобных беззаконно». Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность её столь велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые выражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочу жениться», « убояся бездны премудрости» и др.).

Слайд 11

Треть направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображают интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной действительности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Тем самым затушевывались социальные противоречия эпохи и рабское положение крепостного крестьянина. Вместе с тем у сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и дворяне. Самым крупным представителем этого направления был Н.М. Карамзин, а самым значительным его произведением «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крепостной девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения завершаются трагедией: соблазненная Лиза кончает жизнь самоубийством.

Слайд 12

Живопись 18 век становится периодом расцвета живописи. Художники отдали дань разнообразным жанрам: пейзажу , натюрморту, портрету . Мастером исторической живописи был Антон Павлович Лосенко.

Слайд 13

Особо значимым становится жанр портрета. Мастера этого жанра живописи 18 века создали портреты известных государственных деятелей Кисти В.Л. Боровиковского принадлежит портрет князя Куракина , Художник И. Никитин изобразил канцлера Головкина .

Слайд 14

Наука В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями — философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740—1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову. Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

Слайд 15

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Много трудился он в производственной сфере — в области разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины. М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором Русской грамматики. Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы 11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира.

Слайд 16

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техническая мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728—1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735—1818) изобрел множество различных механизмов, среди них — удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м. Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все — пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания Евразийского материка, его население. С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтейства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя — Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию. Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал. Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.

nsportal.ru

Развитие культуры во второй половине XVIII века

Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.

— Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.

— Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.

— Углубление рационализма мировоззрения.

— Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.

— Сохранение традиционализма народной культуры.

Идейные факторы, оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.

— Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.

— Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.

Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи»[50]. В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.

Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П. Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в. масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.

Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования. В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г. в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г. в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер. Для большинства населения оно оставалось недоступным.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные. В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И. Шуваловым проект организации Московского университета. Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову. В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,

подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.

Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.

В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки». В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П. Лаптевых, именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.

Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии. Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» — лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения. Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.

Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли. В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.

На смену барокко пришел классицизм. Отличительные черты классицизма — ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е. Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве. Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г., — здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.

Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И. Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825) и др.

В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) — земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян — создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.

К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий»[51].

Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее

противоречивые последствия?

2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?

3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?

4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?

5. В чем заключались особенности территориальных приобретений

России?

 

Список рекомендуемой литературы

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.

История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.

Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.

Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.


 

Похожие статьи:

poznayka.org

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о