Культура россии таблица – История русской культуры в таблицах

Культура России – ТАБЛИЦА (История России)

 

Таблица, посвященная культуре России.  В таблице собраны основные события и деятели российской культуры с XI до XX века. Кроме того, представлена информация о российских изобретениях и достижениях в области науки.

 

ИЛИ

 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

hist-ege.ru

Методическая разработка по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: Таблицы по культуре Руси и Российского государства (до 17 века)

Просвещение

Живопись (ремесло)

Архитектура

Театр

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре  работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

 Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

   В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого)  в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий. 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г.). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг. Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг. – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг. – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем.  В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г.- «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г.- «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

 Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская (Прокопий Чирин, Никита, Фёдор и Истома Савины). Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» («Троица») хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

 Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова (1626 – 1686), тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др.

  

 

 

Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем, дивным узорочьем».

  Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце (1635 – 1636) царя Михаила Фёдоровича в Кремле

 (Б.Огурцовым. А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым , в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в

 Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка 

и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках 

(у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках

 (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»)

 Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

 В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

 Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря,  

церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

 Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

 В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости Деревянное зодчество: многоярусность, башенки, терема, резьба по дереву. Церковь Ильи в Киеве, тринадцатиглавая деревянная церковь София Новгородская, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде.

Был создан пастором лютеранской церкви Готфридом Грегори придворный театр в Москве (1672, закрыт в 1676), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

 В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих. Гостей на пирах развлекал

скоморохи, гусляры.

 

nsportal.ru

Культура России — Википедия

Культу́ра Росси́и — культура народов и народностей России и государств, предшествовавших современной Российской Федерации; совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.) в России[1].

Древняя Русь[править | править код]

Для культуры Древней Руси характерны следующие черты:

  • Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
  • Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
  • Сильное влияние религии.

Культура России XIII—XVII веков[править | править код]

Ключевые особенности культурного развития в тот период:

  • Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры.
  • Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия.
  • Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.

Российская империя[править | править код]

Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.

Советское государство[править | править код]

Культура России является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза.

Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.

Современная история[править | править код]

Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Проводится много тематических фестивалей, выставок и мероприятий. С тем, что в городах достаточно учреждений культуры (театры, кинотеатры, галереи, библиотеки), в 2012 г. были полностью или в основном согласны 77 % жителей российских городов[2].

Как отмечает в 2007 году британская профессор социологии Хилари Пилкингтон: «наблюдается тенденция считать Россию уникальным обществом, которое состоит из разных культурных традиций, являясь не „гибридом“, а уникальной сущностью, которая создалась на основе многих и разных культурных влияний»[3].

Культура народов России[править | править код]

Российская Федерация является многонациональным государством. В Российской Федерации помимо русских, составляющих более 80 % населения, проживает ещё около 180 других народов. Наиболее заметное влияние оказала культура, основанная на русском языке, однако культурное достояние других народов также играет роль в развитии общероссийской культуры.

Самым распространённым языком в России является русский язык. Он также является государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации. Однако, число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек.

Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению и развитию местных языков, в России сохраняется наметившаяся ещё в советское время тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этничности.

Кириллица — система письменности и алфавит для какого-либо языка, основанные на старославянской кириллице (говорят о русской, сербской и т. п. кириллицах; называть же «кириллическим алфавитом» формальное объединение нескольких или всех национальных кириллиц некорректно). Старославянская кириллица (алфавит и система письменности), в свою очередь, основана на греческом алфавите.

На основе кириллицы построены алфавиты 11 из 28 славянских языков, а также 101 неславянских языков, которые ранее не имели письменности либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов (см.: список языков с алфавитами на основе кириллицы).

Русский язык — один из восточнославянских языков. Он один из крупнейших языков мира, в том числе самый распространённый из славянских языков. Русский язык произошёл из древнерусского, вместе с украинским и белорусским языками[источник не указан 2486 дней].

Русская литература отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России[4].

Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Поэзия[править | править код]

Среди наиболее известных поэтов России:

и многие другие.

Проза[править | править код]

Среди наиболее известных писателей России:

и многие другие.

Промыслы[править | править код]

Изобразительное искусство[править | править код]

Иконопись[править | править код]

Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Самое всеобъемлющее собрание икон находится в Третьяковской галерее.

Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.

Живопись[править | править код]

Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине — конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский. Русская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям. Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов, Иванов («Явление Христа народу»).

Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), в которое входили такие великие художники, как Васнецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.

На рубеже XIX—XX веков действовало объединение «Мир искусства». Его членами или близкими к движению художниками были Михаил Александрович Врубель, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Николай Константинович Рерих, Исаак Ильич Левитан.

Русская скульптура[править | править код]
Русский авангард[править | править код]

В конце XIX — начале XX века Россия становится одним из центров авангардного искусства. Яркие представители авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Общим для русского авангарда был отказ от старых форм искусства в пользу нового, более соответствующего текущему моменту реальности. Аналогичное направление развитие мысли художников также существовало и во всех остальных странах Европы, в то время как искусство Америки отставало в своем развитии. В те годы впервые со времен Петра I наметилась определенная связь между изобразительным искусством России и изобразительным искусством европейских стран. В 1930-е годы, с усилением влияния стиля социалистического реализма, эта связь была нарушена. Многие исследователи связывают истоки русского авангарда не столько с революцией, сколько с промышленным скачком того времени.

Советское искусство[править | править код]
Соцреализм[править | править код]

Социалистический реализм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза, начиная с 1930-х годов; он разрешался, рекомендовался либо навязывался (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, а поэтому был тесно связан с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.

Представители соцреализма — В. И. Мухина, А. А. Дейнека, И. И. Бродский, Е. П. Антипова, Б. Е. Ефимов. Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX веков. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру).

Музыка[править | править код]

Классическая музыка, опера и балет[править | править код]

Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов как Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, Римский-Корсаков Николай Андреевич, содружество композиторов «Могучая кучка», Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Фёдорович Стравинский. Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Альфред Шнитке.

В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых знаменитые симфонии, концерты, балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная»), оперы («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин»), сюиты («Картинки с выставки»)

Советский джаз[править | править код]

Первый в СССР джазовый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 года в час дня на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС) в Малом Кисловском переулке[5][6]. Это был концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра джаз-банд Валентина Парнаха».

Популярная музыка[править | править код]

В первой половине XX века были популярны такие исполнители, как Александр Вертинский и Леонид Утёсов. В советское время была распространена т. н. «эстрадная» популярная музыка (Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Иосиф Кобзон).

Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному прообразу. Она популярна в первую очередь среди русскоязычного населения мира. В западных странах российские поп-музыканты редко достигают большого коммерческого успеха (это удалось, например, группе Тату).

Русский рок[править | править код]

Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. Наиболее известные группы: «Ария» «Король и Шут» «Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Звуки Му», «Чайф», «Сплин»,«Би-2»,«Агата Кристи», «АукцЫон».

На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава), исполняемая обычно под акустическую гитару.

Архитектура[править | править код]

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.

С середины XIX века с развитием направления историзма в разных странах начали обращаться к архитектурному наследию минувших эпох, в частности, с ростом национального самосознания, к народной архитектуре. На территории Российской империи художники и архитекторы обратили взоры на древнерусское зодчество, создав псевдорусский и неорусский стили[7].

Религиозные постройки[править | править код]
Кремли[править | править код]
Гражданская архитектура[править | править код]

Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько этапов. До Революции развитие архитектуры соответствовало тенденциям других стран: строились постройки в стиле классицизма, барокко и прочие.

Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские, хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился — они стали более монументальными. Однако, впоследствии, при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР, была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего в середине 1950-х годов архитектура СССР лишилась ордерной системы оформления зданий.

Театр[править | править код]

Российское театральное искусство является одним из наиболее перспективных в мире. В России работают театры, имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.

Цирк[править | править код]

В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка: клоуны Юрий Никулин, «Карандаш», Олег Попов; фокусники (иллюзионисты) Эмиль Кио и Игорь Кио, дрессировщики Владимир Дуров, братья Эдгард и Аскольд Запашные.

Кинематограф[править | править код]

ru.wikipedia.org

Таблица "Культура 14-16 вв"

Культура XIV- XVI вв.

Направление в культуре

Название произведения

Дата создания произведения

Автор

Содержание, основные идеи

литература

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

XIV

неизвестен

Рассказывается о взятии города и трагической судьбе княжеской семьи

литература

«Задонщина»

XIV

Сафоний Рязанец

Восславление Куликовской битвы, подчеркивается особая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами.

литература

«Хождение за три моря»

XV

Афанасий Никитин, тверской купец

Описание многолетнего путешествия по Востоку- Ирану, Индии, в книге присутствуют патриотические мотивы.

литература

Московская летопись

1479

неизвестен

Мысль о единстве государства и сильной великокняжеской власти Москва наследника и преемница политических традиций Киева и Владимира

«Сказания о князьях владимирских»

20- е годы XVI века

неизвестен

памятник русской литературы, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Константина Мономаха..

литература

Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, «История о великом князе московском»

16 в.

Курбский

Он считал, что наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван Грозный отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.

литература

«Апостол»

1564 г.

Иван Федоров

Первая печатная книга

«Часослов»

1565 г.

литература

«Хронограф»

16 в.

Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.

литература

«Четьи минеи»

Первая пол 16 в.

Митрополит Макарий

Сборник где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.. Это произведение вобрало в себя все книги читавшиеся на Руси (жития, поучения, произведения стоявшие вне круга церковной литературы)

литература

«Домострой»

16 в.

Сильвестр

Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.. основная идея- идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе.

Архитектура

Церковь Федора Статилата, церковь Спаса на Ильине улице.

14 в.

Классические образцы новгородского стиля, Храмы поражают легкостью, фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

архитектура

Грановитая палата Новгороде

1433 г.

Немецкие и новгородские мастера

Она предназначалась для торжественных приемов и заседаний

архитектура

Успенский, Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору

Вторя четверть 14 в (при Иване Калите)

архитектура

Белокаменный Кремль в Москве

1367 г.

архитектура

Успенский собор в Коломне

Накануне Куликовской битвы

Превосходил по размера все московские храмы

архитектура

Стены, башни Московского Кремля из кирпича, Колокольня Ивана Великого.

15 в.

Аристотель Фиораванти руководил строительством

архитектура

Грановитая палата Кремля

15 в.

Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари

Снаружи палата была выложена белыми гранеными канями, предназначалась для торжественных приемов и празднований.

архитектура

Архангельский собор Московского Кремля

1505-1509

Алевизий Новый

архитектура

Храм Вознесения в с. Коломенском

1532 г.

Построен в шатровом стиле в честь рождения у Василия III наследника

архитектура

Покровский собор (собор Василия Блаженного)

1555-1560

Барма и Постник

Построен в честь взятия русскими войсками Казани. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок.

живопись

Фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. В Москве- расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создавал фрески для Архангельского собора. Создал иконостас для Благовещенского собора.

Вторая пол 14 в.

Феофан Грек

Его религиозные сюжеты были выполнены в несвойственной византийской живописи манере. Смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении.

Живопись

Роспись стен Благовещенского собора Московского Кремля

1405 г.

Андрей Рублёв, Феофан Грек, Прохор из Городца.

живопись

Роспись Успенского Собора во Владимире, собора Троице-Сергиева монастыря.

1408

Андрей Рублёв, Даниил Черный

Живопись

Икона «Святая Троица» для иконостаса Троицкого собора.

Андрей Рублёв

Впервые изобразил Троицу в виде трех прекрасных юношей-ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, но очень печальную беседу. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма.

живопись

Написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.

Конец 15-нач 16 в.

Монах Дионисий

На его иконах лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды из жизненного пути.

multiurok.ru

для ЕГЭ по истории / Блог

История русской культуры по основным направлениям, для подготовки к ЕГЭ:

 

  1. Литература
  2. Живопись
  3. Архитектура
  4. Структура
  5. Музыка

Литература

XI

  • Митрополит Иларион (Слово о законе и благодати),
  • Мономах (Поучение детям, Устав).

XII

  • Нестор (Повесть временных лет),
  • Даниил Заточник (Моление),
  • Слово о полку Игореве (1185 поход Игоря на половцев).

XIII — XV

  • Нашествие монголо-татар: Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о Меркурии Смоленском,
  • Куликовская 1380: Сафоний Рязанец (Задонщина), Сказание о Мамаевом побоище» (во времена Ивана III), Афанасий, Никитин (Хождение за 3 моря, купец).

XVI (век публицистики)

  • монах Филофей «Москва - 3 Рим» (Вас I) переписка Ивана Грозного с беглым князем Курбским Пересветов (Сказание о Магмете Салтане),
  • Сильвестр (Домострой),
  • мит Макарий (Четьи Минеи),
  • Иван Федоров (Апостол 1564, Часослов),
  • Стенная книга, Никоновская летопись,
  • Лицевой свод,
  • Повесть о белом клобуке,
  • Сказание о князьях Владимирских.

XVII

  • Симеон Полоцкий - поэзия и драматургия Сказания Авраама Палицына,
  • Житие протопопа Аввакума,
  • Смотрицкий (Грамматика),
  • Бурцев (Букварь),
  • Карион Истомин (Букварь),
  • Крижанич (Политика),
  • Повесть о Ерше Ершовиче,
  • Шемякин суд,
  • Повесть о Горе-Злосчастии,
  • Повесть о Савве Грудцыне,
  • «Куранты» - первая газета для царя (1621).

XVIII

  • «Ведомости» - первая печатная газета для всех (1702)
  • книги по истории – Татищев, Щербатов, Куракин, Шафиров Посошков - 1-й экономист (книга о скудности и богатстве),
  • Прокопович (Правда воли монаршей, Духовный регламент, Слово о власти и чести царской),
  • Стефан Яворский (Камень веры),
  • Крылов (басни)
  • Классицизм: Сумароков, Кантемир, Тредиаковский (стихосложение), Фонвизин (Недоросль, Бригадир)
  • Сентиментализм: Карамзин (Бедная Лиза), Державин (стихи) Радищев (Путешествие из Петербурга в Москву). Издатель — Новиков.

XIX

  • Чаадаев (Философское письмо),
  • Чернышевский (Что делать?),
  • Лавров (Исторические письма),
  • Романтизм: Жуковский, Батюшков, Загоскин, Лажечников, Одоевский, Бестужев-Марлинский,
  • Реализм: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ко, Рылеев,
  • Критический реализм: Гончаров, Некрасов (Кому на руси жить хорошо), Тургенев, Островский, Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Короленко,
  • Критики: Белинский, Добролюбов, Писарев.

XX до 1917

  • Символизм: Белый, Блок, Брюсов, Сологуб, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус,
  • Акмеизм: Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Иванов,
  • Реализм: Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Горький,
  • Футуризм: Маяковский, Бурлюк, Крученых, Хлебников, Черный,
  • Остальное: Волошин, Цветаева, Клюев, Есенин.

1920-е

  • ЛЕФ (Левый фронт искусств): Асеев, Брик, Кирсанов, Маяковский (преемственность футуризму, новое искусство в противовес классическому),
  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Бедный, Жаров, Фурманов, Весёлый (выдвигали идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой» буржуазной),
  • «Серапионовы братья»: Федин, Зощенко, Каверин,
  • «Перевал»: Малышкин, Пришвин, Катаев «Литературный центр конструктивистов»: Инбер, Сельвинский,
  • Произведения: Толстой А. (Хождение по мукам), Серафимович (Железный поток), Фадеев (Разгром), Булгаков (Белая гвардия, Мастер и М), Блок (Двенадцать), Шолохов (Судьба человека, Тихий дон).

1930-е

  • 1934 - единый союз писателей СССР,
  • Великий пролетарский писатель: Горький (На дне),
  • Репрессированы: Мандельштам, Бабель.

ВОВ:

  • Симонов (Живые и мертвые, Жди меня, Дни и ночи, Русские люди),
  • Твардовский (Василий Теркин),
  • Шолохов (Они сражались за Родину),
  • Берголльц (Ленинградский дневник),
  • Сурков(Землянка),
  • Исаковский (Катюша, Враги сожгли родную хату, В лесу прифронтовом),
  • Лебедев-Кумач (Священная война),
  • Фадеев (Молодая гвардия),
  • Алигер (Зоя),
  • Бек (Волоколамское шоссе).

1945-1953

  • 1946 - постановление ЦК ВКП (б) «О журналах Звезда и Ленинград»,
  • направленное против инакомыслие и осуждавшее идеологическую невыдержанность Зощенко,
  • Ахматовой («Реквием»),
  • Казакевича,
  • Германа.

 

1953-1964 «оттепель»:

  • Эренбург (Оттепель),
  • Солженицын (Одиндень Ивана Денисовича, Матренин двор),
  • Пастернак (Доктор Живаго),
  • Журналы: Юность, Молодая гвардия, Иностранная литература,
  • Поэты: Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Симонов, Смеляков,
  • Либералы: журнал «Новый мир» (ред: Твардовский),
  • Консерваторы: журнал «Октябрь» (ред: Кочетов).


1964-1985 «застой»

  • 1973 «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына,
  • 1960-е - диссидендское движение,
  • появляется бесцензурная печать – «самиздат».

Живопись

XIV

  • Феофан Грек (Богоматерь Донская),
  • Андрей Рублев (Троица) (XV).

XVI

  • Дионисий (фрески, Богоматерь Одигитрия, роспись стен Ферапонтова мон).

XVII

  • Симон Ушаков (Спас Нерукотворный, Насаждение древа государства Российского) парсуны.

XVIII (1-ая половина)

  • Никитин (портрет Петра I на смертном ложе, Головина, напольного гетмана),
  • Матвеев (портреты супругов Голициных).

XVIII (2-ая половина)

  • Антропов (портрет Измайловой 1759, Петра III 1762, Бутурлиной 1763),
  • Аргунов И.П. (портрет: калмычки Аннушки, неизвестной крестьянки в русском костюме),
  • Аргунов Н.И. сын (портрет: Ковалевой-Жемчуговой, графини Шереметьевой),
  • Лосенко (Владимир и Рогнеда),
  • Рокотов (портрет: Струйской, Екатерины II),
  • Левицкий (портреты: Смоляночек, Демидова),
  • Шибанов (Крестьянский обед 1774, празднество свадебного договора 1777),
  • Боровиковский (портрет: Лопухиной, Павла I, Екатерины II на прогулке),
  • Матвеев (Автопортрет с женой),
  • Никитин.

XIX (1-ая половина)

  • Венецианов (Гумно, На пашне. Весна, На жатве. Лето),
  • Брюллов (Последний день Помпеи, Всадница),
  • Иванов (Явление Христа народы),
  • Федотов (Сватовство Майора, Свежий кавалер, Завтрак аристократа),
  • Тропинин (Кружевница, Портрет Пушкина),
  • Айвазовский (Девятый вал),
  • Кипренский.

XIX (2-ая половина)

  • Куиджи, Левитан (пейзажи),
  • Крамской (портрет Некрасова, Толстого),
  • Мясоедов (Земство обедает, Косцы),
  • Ге (Петр I допрашивает царевича Алексея, Пущин у Пушкина),
  • Перов (Тройка, Приезд гувернантки в купеческий дом, портрет Островского, Достоевского),
  • Суриков (Боярыня Морозова, Меншиков в Берозова, Переход Суворова через Альпы, Покорение Ермаком Сибири, Утро стрелецкой казни),
  • Репин (Бурлаки на Волге, Запорожцы пишут письмо султану, Иван Грозный и его сын Иван, Заседание гос Совета, портрет Мусоргского),
  • Васнецов (Аленушка,Богатыри, Царь Иван Васильевич Грозный, Витязь на распутье, Баян, После побоища Игоря Святославича с половцами, Три царевны подземного царства, С квартиры на квартиру),
  • Савросов (Грачи прилетели),
  • Шишкин (Утро в сосновом бору, Рожь, Корабельная роща, Сосна на Валааме),
  • Врубель (Демон, Принцесса Греза, Царевна-Лебедь, Пан),
  • Левитан (Март, Осенний день, Сокольники, Вечер на Волге, Вечер. Золотой Плес, Золотая Осень, После дождя. Плес, У омута, Владимирка).

XX

  • Нестеров (Видение отроку Варфоломею, Дмитрий, царевич убиенный, Святая Русь, На Руси. Душа народа, Философы, портрет Флоренского и Булгакова, Мыслитель, Девушка у пруда. Портрет Нестеровой),
  • Серов (Девочка с персиками, портрет Шаляпина, Юсуповой),
  • Чурленис,
  • Врубель,
  • Верещагин,
  • Мир Искусства 1898: Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Рерих,
  • Голубая роза: Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов,
  • Бубновый валет: Канчаловский, Лентулов, Фальк, Машков ,
  • Ослиный хвост: Ларионов, Гончарова, Татлин,
  • Союз русских художников: Архипов, Коровин, Юон, Малютин,
  • Абстракционизм: Малевич (Черный квадрат), Кандинский (Серый овал, Синий гребень, Сумеречное, Белый овал, Композиция VIII, В черном квадрате, Желтое, красное, синее, Маленькая мечта в красном, Нежное восхождение, Доминирующая кривая, Композиция IX, Пестрый ансамбль, Композиция X),
  • Эксперессионизм: Шагал (Суббота, Ворота еврейского кладбища, Я и деревня, Цирк, цикл картин Библия Шагала), Филонов Петров-водкин (Купанье красного коня, Петроградская мадонна, Смерть комиссара, 1919.Тревога, Мальчишки), Кустодиев (Купчиха за чаем, Большевик, Капица и Семенов, портрет Волошина), Моор (плакат «Ты записался добровольцем?), Дейнека (Оборона Петрограда, Текстильщики, Владимир Маяковский в РОСТА, Оборона Севастополя), Пластов (Полдень, Сенокос, Фашист пролетел, Весна. В бане), Пименов (Новая Москва, Свадьба на Завстрашней улице), Самохвалов (Девушка в футболке, Метростроевки), Греков (Тачанка, Трубачи Первой Конной армии), Иогансон (Допрос коммунистов, Рабфак идет), Тоидзе (Родина мать зовет!), Шилов (портреты), Глазунов (картины на историч темы).

 

Архитектура

X

  • Десятинная церковь (Владимир Святой).

XI

Крестово-купольные:

  • Софийский собор в Киеве (1037) и Новгороде,
  • Киево-печерский монастырь.

XII

Однокупольные во Владимире:

  • при Андрее Боголюбском: Успенский собор (икона Богоматери Владимирской),Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли (Боголюбово),
  • при Всеволоде Большое Гнездо: Дмитровский собор.

XIV
В Москве при Иване Калите:

  • дубовый Кремль,
  • церковь Спаса на Бору,
  • церковь Ивана Лествичника,
  • Троицкий собор,
  • Спасский собор Андронникова монастыря.

при Дмитрии Донском:

  • Белокаменный Кремль (1367),

В Новгороде:

  • церковь Федора Стратилата,
  • церковь Спаса на Ильине,

XV
При Иване III заново отстраивается Московский Кремль:

  • Успенский Собор – Аристотель Фиорованти,
  • Грановитая палата – Марко Фрязин Руффо и Солари,
  • Ферапонтов монастырь под Вологдой.

XVI
Продолжается строительство Московского Кремля итальянскими мастерами:

  • Архангельский собор – Алевиз Новый (1509).

Шатровый стиль:

  • Церковь Вознесения в Коломенском храм Василия Блаженного (Покровский собор) – Барма и Постник (церковь Иоанна Предтечи),
  • Петрок Малый (Китай город),
  • Федор Конь (Белый город, Смоленская крепость).

XVII
деревянная: Царский дворец в Коломенском,
шатровый: церковь Рождества Богородицы в Путинках,
нарышкинское барокко: церковь Покрова в Филях, Сухарева башня (Чоглоков), дворец Ал Мих.

XVIII (1-ая половина)

Санкт-Петербург:

  • Трезини в стили барокко: Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I,
  • Растрелли: Зимний дворец, Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе.

Москва:

  • Чоглов (Арсенал в Кремле),
  • Зарудный (Меншикова башня, Сухарева башня),
  • Аксамитов (Лефортовский дворец).

 

XVIII (2-ая половина)
Классицизм в Москве:

  • Баженов (Дом Пашкова, ансамбль в Царицине),
  • Казаков (здание Сената в Кремле, Голицинская больница, зал Благородного собрания, МГУ, Петровский дворец).

Классицизм в Петербурге:

  • Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры).

XIX
Классицизм в Петербурге:

  • Кваренги (Смольный институт, здание Академии наук).

Ампир в Петербурге (начало XIX):

  • Захаров (Адмиралтейство),
  • Воронихин (Казанский собор, Горный институт),
  • Росси (Михайловский дворец, Здание генерального штаба, Сенат, Синод, Александрийский театр),
  • Монферран (Исаакиевский собор, Александровская колонна на дворцовой площади),
  • Тома де Томон (здание Биржи).

Классицизм в Москве:

  • Бове (Триумфальные ворота, здание Большого театра, Первая градская больница, Манеж, Александровский сад),
  • Жилярди и Григорьев (Опекунский совет на Солянке, усадьба Кузьминки).

Русско-византийский стиль в Москве:

  • Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, вокзал Николаевской ж/д, Оружейная палата),
  • Шервуд (Исторический музей),
  • Чичагов (Мск городская Дума),
  • Померанцев (верхние торговые ряды),
  • Ропет (Русский отдел на Всемирной Парижской выставке).

XX до 1917
Стиль эклектики в Москве:

  • Лидваль (гостиница «Астория», здание АзовскоДонского банка),
  • Щусев (Казанский вокзал).

Стиль модерн:

  • Валькотт (гостиница «Метрополь»),
  • Шехтель (Ярославский вокзал, особняк Рябушинского, Московский художественный театр).

Скульптура

XVI

  • Чохов (царь-пушка).

XVIII

  • Растрелли (бюст Меншикова, Анна Иоанновна с арапчонком),
  • Фальконе (Медный всадник),
  • Шубин (бюст Ломоносова, Павла I),
  • Козловский (Суворов, Самсон).

XIX

  • Клодт (кони на Аничковом мосту в Петербурге),
  • Орловский (памятник Кутузову, Барклаю де Толли),
  • Козловский (статуя Самсон в Петергофе, памятник Суворову),
  • Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве),
  • Микешин (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде),
  • Опекушин (памятник Пушкину в Москве),
  • Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге).

XX

  • Андреев (памятник Гоголю в Москве),
  • Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве),
  • Антокольский (скульптурный портрет «Иван Грозный», «Нестор — летописец»),
  • Шадр (Булыжник – оружие пролетариата),
  • Мухина (Рабочий и колхозница),
  • Аникушин (Юный Пушкин),
  • Вучетич (монумент «Родина - мать» в Волгограде, Воин — освободитель» в Трептов-парке в Берлине, «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке, памятник Дзержинскому на Лубянской площади),
  • Кибальников (памятник Маяковскому в Москве).

 

Музыка

XIX

  • Варламов,
  • Гурилев (романсы),
  • Алябьев (романс «Соловей»),
  • Глинка (Жизнь за царя (Иван Сусанин), Руслан и Людмила),
  • Даргомыжский (Русалка, Каменный гость),
  • Бородин (князь Игорь),
  • Мусоргский (Борис Годунов, Хованщина, Картинки с выставки),
  • Римский-Корсаков (Снегурочка, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Псковитянка, Шехеризада),
  • Чайковский (Евгений Онегин, Пиковая дама, Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица),
  • Мусоргский,
  • Балакирев,
  • Кюи,
  • Бородин,
  • Римский-Корсаков.

XX

  • Скрябин (Поэма экстаза, Поэма огня (Прометей)),
  • Рахманинов (Алеко, Скупой рыцарь),
  • Стравинский (Жар-птица, Петрушка, Весна священная),
  • Римский-Корсаков,
  • Аренский,
  • Глазунов,
  • Лядов,
  • Мясковский,
  • Шостакович (7-я симфония, Леди Макбет Мценского уезда по картине Измайлова),
  • Прокофьев (Война и мир, Золушка, Ромео и Джульетта, Петя и волк),
  • Глиер (Красный мак, Медный всадник),
  • Дунаевский (гимны и песни к кино),
  • Пахмутова (Хорошие девчата, Старый клен, Главное, ребята, сердцем не стареть, До свиданья),
  • Мурадели.

Смотри также:

bingoschool.ru

Материал по истории (10 класс) на тему: Таблица "Культура России IX-XIII вв."

IX-XII вв.

Древнерусское государство

Тема

--------------------

XII –XIII вв.

Культура

русских княжеств

2-я пол.IX в

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку

Открытие школы в Киеве

(Ярослав Мудрый)

Письменность

Просвещение

-=-----------------

Новгородские берестяные грамоты

1056-1057 гг.

«Остромирово Евангелие»

Нач.XII в.-

«Повесть временных лет» - Нестор

Жития Бориса и Глеба

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Литература

------------------------------

1185 г.- «Слово о полку Игореве»

Летописи:

«Ипатьевская летопись»

(Галицко-Волынская земля),

«Лаврентьевская летопись»

(Владимиро-Суздальская земля)

Летопись Новгорода-хроника городской жизни

Исторические повести

 «О битве на Калке»

X в. –Десятинная церковь в Киеве

1037 г.-

Софийский собор, Золотые ворота в Киеве.

Софийский собор в Новгороде

Архитектура

-------------------------

Новгород( строительный материал-известняк):

Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Спаса на Нередице

Владимиро-Суздальское княжество(камень):

Золотые ворота, Успенский Б Дмитриевские соборы во Владимире,

дворец князя Андрея в Боголюбове,

церковь Покрова на Нерли

Фрески и мозаика в Софийском соборе (изображения Ярослава Мудрого и его семьи)

Икона Владимирской

Богоматери

Живопись

-----------------------

Фрески храма Спаса на Нередице,

Икона Спас Вседержитель

(Ростов или Яославль)

«Дмитрий Солунский»

Зернь,

чернь, скань,

филигрань

nsportal.ru

Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

- складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

- первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

- Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

-крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

-шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

-шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым )

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.

infourok.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о