Психологическое строение деятельности – —

Психологическое строение индивидуальной деятельности — Мегаобучалка

Человек как субъект деятельности

 

План:

1. Многомерность категории «деятельность».

2. Деятельностный подход в психологии. Понятие о человеке как субъекте деятельности.

3. Психологическое строение индивидуальной деятельности.

4. Освоение деятельности человеком.

5. Способности человека как деятельное выражение субъектности.

 

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д., 1997.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произведения в 2 т. — т.1. — М., 1983.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996.

4. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Альбухановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластёнина. М., 1998.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

 

Многомерность категории «деятельность»

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой-либо области.

В науке понятие «Д» определено не достаточно чётко. Хотя в последнее время оно привлекает всё более пристальное внимание философов, социологов, психологов, но пока не получило единого и точного истолкования.

Изучение философской и психологической литературы, посвящённой проблеме деятельности, показывает многозначность категории «Д». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1. Д как совокупность результатов и последствий — продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстаёт как производство.

2. Д как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле Д предстаёт как труд в истинном смысле этого слова.

3. Д как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность — это самодеятельность.

4. Д как таковая, вне её результативности, как способ отношения к условиям свой жизни, как деяние. Здесь Д — это практика.

Обратимся к психологическому рассмотрению понятия Д.

Деятельностный подход в психологии.

Психологическая теория деятельности была создана в 30-е гг группой учёных: Л.С.В., С.Л.Р., А.Н.Л…. Наиболее полно ТД изложена в трудах А.Н.Л., в частности в его последней книге «ДСО», и я буду придерживаться в основном его варианта этой теории.

АНЛ рассматривал предметную деятельность как процесс внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам АНЛ, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

При этом подчёркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

Категория Д и деятельностный подход в психологии были в основном реализованы при разработке проблем возрастной и пед. психологии, в частности вопросов становления субъектности.

 

Понятие о человеке как субъекте деятельности.

Субъектность человека по своему исходному основанию связан со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделённый активностью и направляющий её на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид; б) социальная группа; в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную или групповую, общественно-историческую деятельность. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.

Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом её основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Психологическое строение индивидуальной деятельности.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развёрнуто описано в работах АНЛ и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом (рис.).

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляют её предметное содержание. Это внутренний план её осуществления, её образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют её структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своём единстве оба эти пласта деятельности составляют её психологическое содержание.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения её отдельных структурных элементов (мотива — в цель, и соответственно деятельности — в действие; цели — в условия её реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, её трансформация.

Содержание целостной деятельности соотносимо с понятием потребности и мотива. С процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно чётком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идёт о потребности и конкретизирующих её мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета её удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив — это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Или — что то же самое — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определённых условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемыё или мыслимый результат деятельности.

Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определённой потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определённым мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешней или внутренней процесс активности человека, то по отношению к цели — или отдельное действие или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жёстко не связаны. Одна и та же деятельность может реализоваться разными действиями, и одно и от же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определённую цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразующие действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Например, когда ребёнок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе её осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными чем их мотивы. Например, ребёнок может своевременно выполнять д/з первоначально лишь для того, чтобы своевременно пойти гулять. Но при систематическом получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический престиж, он начинает теперь готовить уроки для того, чтобы иметь хорошие отметки. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.

Это общий психологический механизм развития действий: сдвиг мотива на цель. АНЛ так характеризует этот механизм. Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать или превращаются в операции.

В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, УД школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.

 

megaobuchalka.ru

Психологическая характеристика деятельности | Диплом по психологии

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

psy-diplom.ru

6. Психология деятельности: определение, структура, основные виды.

Деятельность
-активность
живого организма,направленная
на удовлетворение потребностей и
регулирующая осознанной целью.

Характеристики
деят-ти

1.
Предметность,орудийность

2.
Творческий
характер

3.
Деят-ть
удовлетворяет не только материальные,но и духовные и
социальные потребности.

Структура
деят-ти

1.
Потребность
(материальная,духовная,социальная;осознанная и
неосознанная)

2.
Мотив – определённая
потребность,стимул
для выполнения деят-ти.
(осознанный и
неосознанный,ситуационный
и диспозиционный)

3.
Цель (стратегическая
и тактическая)

4.
Действия (внешние
и внутренние)

5.
Операции

6.
Результат
(положительный
и отрицательный)

7.
Новая потребность

Цикл
повторяется.Если
результат отрицателен,то
в 7поиск
ошибки и 8отказ
от потребности.

Основные
виды деят-ти

Игра,учение,труд,общение.

Игра
– непродуктивный вид деятельности,имитирующий
элементы др видов деят-ти.

Учение
– деят-ть по
приобретению умений,знаний,навыков,лежащих в основе
др видов деят-ти.

Разница
между умением и навыком.

Умение
-исполнение
знаний на практике.

Навык
– автоматизированное умение.А
привычка – непроизвольно выполняемый
элемент непродуктивной деят-ти.

Труд
– продуктивный вид деят-ти,направленный на
удовлетворение потребностей.

Общение
– сложный процесс установления контактов
между людьми,проявляющийся
процесс в виде коммуникации,интеракции и
перцепции (взаимовосприятия
людьми друг друга)

7. Способности в психологической структуре личности: задатки и способности, виды способностей, приемы и уровни развития способностей.

Задатки
-анатомо-физические
функциональные особенности развития
человека,создающие
предпосылки для развития способностей.К задаткам
относятся свойства нервной системы и
физические особенности.

Способности
-индивидуально-психические
особенности человека,обусловленные
продуктивное количественно-качественное
освоение какого-либо
вида деятельности.

Виды
способностей:

1.
Теоритические
или практические

2.
Репродуктивные
или творческие (Репродуктивные
позволяют успешно осваивать знания,а творческие -обуславливают
способность к созданию новых оригинальных
идей,знаний
и т.д.)

3.
Природные и
социальные (Природные
способности обусловлены врожденными
свойствами психических процессов.Социальные
способности в большей степени обусловлены
системой обучения и воспитания)

4.
Общие и специальные.Общие (индивидуальные
свойства личности,которые
обеспечивают продуктивность овладения
большим количеством видов деятельности)Специальные
(индивидульные
свойства личности,предполагающие
продуктивное освоение одного особого
вида деятельности)

Уровни
развития способностей:

1.
способность

2.
одаренность -совокупность
общих способностей,которые
при наличии знаний,умений
и навыков позволят успешно выполнять
какую-то
деятельность.

3.
талант -одаренность
человека,реализованная
в высоких и оригинальных достижениях
в определенной области деятельности
через совокупность специальных
способностей.

4.
гениальность -высший уровень
способностей,когда
одаренность выражается в результатах,имеющих эпохальную,историческую
значимость.

С
самого рождения и примерно до 6лет
формируется основа для развития общих
способностей.Специальные
способности активно формируются в
школьном возрасте от 6до
16лет.

Значимым
фактором процесса формирования и
развития способностей является методика
обучения и воспитания.

Наиболее
эффективно развиваются способности
при занятиях,сложность
которых не превышает границы между тем,что ребенок может
усвоить самостоятельно,и
тем,что он
может усвоить с чужой помощью.Слишком высокая
сложность заданий тормозит развитие
способностей.

studfile.net

Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.

Психология деятельности. Понятие деятельности как психологической категории. Психологическая структура деятельности, основные компоненты психологической структуры деятельности: мотив, цель, программа, контроль и регуляция. Основные подходы к классификации типов деятельности. Краткое описание типов деятельности.

 

1) Большом психологическом словаре деятельность понимается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

2) С.Л. Рубинштейн. Деятельность — процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру — к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь.

3) А.Н. Леонтьев. Деятельность — не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.

Активность— всеобщее качество живой материи которое выступает во взаимодействие с окружающей средой.

Виды активности:

1) неосознаваемые форма активности

2) частично осознаваемые

3) осознаваемые формы.

Деятельность- специфическая форма активности регулируемая сознательной целью, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность- активность в предметной среде. Поведение- активность в социальной среде.


Отличие деятельности от других форм активности:

1) наличие сознательной цели;

2) носит продуктивный характер;

3) Д. преобразует человека, его способности, потребности.

Деятельности отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит пассивный характер.

Поведение человека- специфическая форма активности, опосредованное нормами права, принятые обществом, регулируемая сознательной целью и проявляется в отношении к другим людям и общество в целом.

Структура деятельности

Психологическая структура деятельности — целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность (В.Д. Шадриков).

1) Классическая структура: цель, средство, результат.

2) Исходные компоненты структуры деятельности – мотивы, потребности (источники активности человека), цель, задача, действия, операции, контроль, оценка.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем – то необходимом для нормального существования.

Цель — это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель — это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.



Задача — цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

4) В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка;

5) В схеме В. В. Давыдова — потребность, мотив, задача, способ действия.

6) Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества.

Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

 

Виды деятельности.

1) Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была предложена С.Л. Рубинштейном. Он выделил три вида деятельности: игру, учение, труд.

2) Б.Г. Ананьев предложил свою, по его мнению, более психологичную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение.

3) Третья классификация видов деятельности предложена М.С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную.

 

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. При общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией (непосредственное общение). При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет (через других людей, книги, радио). Выделяют коммуникацию – контакты, общение, обмен информацией и социальное взаимодействие людей друг с другом.

Играрассматривается С.Л. Рубинштейном как первичная форма включения человека в социум, как средство его развития и подготовки к учению, а в дальнейшем – и к труду. Игра – дитя труда, отмечает С.Л. Рубинштейн.

Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого – либо материального продукта или идеального (кроме конструирования) продукта. Игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Существуют различные типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные – род деятельности, когда игрой занят только один человек.

Групповые – включают несколько индивидов

Предметные игры – включение в игровую деятельность каких либо предметов.

Сюжетные игры – разворачиваются по определенному сценарию.

Ролевые игры – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

Игры с правилами – регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение, а взрослых служат средством общения, разрядки.

Труд – создание предметов материальной и духовной культуры, построение общества. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые приводят к повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Учебная деятельность (учение)– это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных ЗУН. Учение организованно, и осуществляется в специальных образовательных учреждениях.

 

studopedia.net

Вопрос 7. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека.

  1. Категория деятельности в психологии.

По слайдам Сиридонова

Свойства деятельности:

  • Предметность;

  • Целостность
    (системность)

  • Опосредованность

  • Кольцевой характер
    протекания (обратные связи и коррекция
    по ходу исполнения)

Мотив < – >
деятельность

Цель < – >действия

Условия < — >
операция

Структура
индивидуального сознания:

Чувственная ткань
– Значение – Смысл

Смысл – отношение
к мотиву.

    1. Психологическая теория деятельности

Психологическая
теория деятельности начала разрабатываться
в 20-30-е гг. XX
в. В это время акцент в психологической
науке сместился с сознания, на поведение.
Наибольший расцвет приобрели теории
бихевиоризма, психоанализа,
гештальтпсихологии и другие. Своим
содержанием теория обязана работам
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии,
А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих
других.

Основным положением
данной теории стал тезис К. Маркса: «не
сознание определяет бытие, деятельность,
а, наоборот, бытие, деятельность человека
определяют его сознание». Для анализа
категории деятельности в психологии
представляется правильным обратиться
к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос
освещался сильнее всего. Категория
деятельности стала объяснительным
принципом, с которым можно подходить к
изучению психики, сознания.

Основные исходные
положения или принципы теории деятельности,
новые по сравнению с предшествующими
концепциями. Повторим их еще раз.

1.
Сознание
не может рассматриваться как замкнутое
в самом себе: оно должно быть выведено
в деятельность субъекта (“размыкание”
круга сознания).

2. Поведение нельзя
рассматривать в отрыве от сознания
человека. При рассмотрении поведения
сознание должно быть не только сохранено,
но и определено в своей фундаментальной
функции (принцип единства сознания и
поведения).

3.
Деятельность
— это активный, целенаправленный,
процесс (принцип активности).

4. Действия человека
предметны; они реализуют социальные —
производственные и культурные — цели
(принцип предметности человеческой
деятельности и принцип ее социальной
обусловленности).

    1. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (а.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность
человека представляет собой систему
(а не просто процесс!), включенную в
систему отношений общества. Поэтому
для анализа самой категории деятельности
представляется необходимым анализ тех
особенностей взаимовлияния общества
и деятельности, которые как формируют
особенности протекания деятельности,
так и сам факт возникновения деятельности.
Здесь Леонтьев обращает наше внимание
на культурно-исторический контекст
анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной
характеристикой деятельности является
ее предметность.
В научном исследовании данной категории
необходимо открывать этот предмет
деятельности. Сам предмет деятельности
при этом выступает двояко: с одной
стороны, он подчиняет себе особенности
протекания деятельности, ее возникновения,
с другой стороны, он является продуктом
деятельности (психического отражения)
в виде образа предмета. Именно психическое
отражение является значимым фактором
приобретения той движущей силы
деятельности, которая заставляет ее
существовать.

Создавая образ
предмета, психическое отражение, проходит
не только на уровне когнитивного
осознания объекта. Задействуются и
эмоциональные факторы, которые предстают
в деятельности мотивами и потребностями
ее осуществления. Однако не все потребности
необходимо анализировать, рассматривая
категорию деятельности. Рассматривать
нужно, прежде всего, предметные потребности
(т.е. биологические потребности,
встретившие предмет их удовлетворения,
при этом еще зафиксировались в памяти
и стали не просто, например, потребностями
«утолить жажду», а потребностями,
например, «выпить колы, а не сока, который
не утоляет жажды»). Таким образом, можно
резюмировать, что предметность
деятельности порождает не только
предметный характер образов, но также
предметность потребностей, эмоций и
чувств. Анализ
деятельности необходимо осуществлять
с точки зрения предметных характеристик
деятельности.

studfile.net

3.Понятие деятельности и её психологическая структура.

Под деятельностью
понимается активность субъекта,
направленная на изменение мира, на
производство или порождение определенного
продукта материальной или духовной
культуры. Деятельность человека выступает
сначала как практическая материальная
деятельность. Затем из нее выделяется
деятельность

теоретическая.
Всякая деятельность состоит из обычно
из ряда актов — действий или поступков,
основанных на тех или иных побуждениях
или мотивах и направленных на определенную
цель. Деятельность субъекта всегда
связана с некоторой потребностью.
Являясь выражением нужды субъекта в
чем-либо, потребность вызывает его
поисковую активность. Понятие деятельности
необходимо связать с понятием мотива.
Деятельность без мотива не бывает.
Деятельность осуществляется ради
удовлетворения предметом потребности.
В зависимости от того, какие потребности
и как удовлетворяются данным предметом,
он приобретает для субъекта тот или
иной смысл. Источником смысла выступает
удовлетворение потребности, представленное
субъектом в виде предвосхищаемого
эмоционального состояния, связанного
с процессом удовлетворения потребности.
Деятельность обычно осуществляется
некоторой совокупностью действий,
подчиняющихся частным целям, которые
могут выделяться из общей цели. Роль
общей цели выполняет осознанный мотив.

Психологическая
структура деятельности может быть
представлена в виде такой цепочки:

ПОТРЕБНОСТЬ
— МОТИВ — ЦЕЛЬ — ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
— ДЕЙСТВИЯ — КОРРЕКЦИЯ ДЕЙСТВИЙ.

Потребность
— состояние живого существа, происходящее
от нужды в объектах, необходимых для
его существования и развития и выступающее
источником его активности. Мотив —
побуждение к деятельности, связанное
с удовлетворением потребности субъекта,
осознаваемая причина, лежащая в основе
выбора действий и поступков. Деятельность
человека не только предельно сложна по
содержанию и строению, но и крайне
разнообразна в своих общих разновидностях
и конкретных проявлениях. Традиционно
принято считать, что основным делением
деятельности на ее типы является
дифференциация на трудовую, учебную и
игровую деятельность. Трудовая
деятельность — процесс активного
изменения предметов природы, материальной
и духовной жизни общества в целях
удовлетворения потребностей человека
и создания различных ценностей. Учебная
деятельность — процесс усвоения
предметных и познавательных действий.в
основе которого лежат механизмы
преобразования усваиваемого материала,
выделения базовых отношений между
предметными условиями ситуации в целях
решения типичных задач в измененных
условиях, обобщения принципа решения,
моделирования процесса решения задачи
и контроля за ним. Игра— особый процесс,
в котором исторически закрепились
типичные способы действия и взаимодействия
людей; включение ребенка в игровую
деятельность обеспечивает возможность
овладения общественным опытом, накопленным
человечеством, а также когнитивное,
личностное и нравственное развитие
ребенка. Особое значение имеет ролевая
игра, в процессе которой ребенок принимает
на себя роли взрослых и действует с
предметами в соответствии с приписанными
значениями. Механизм усвоения социальных
ролей через ролевые игры обеспечивает
возможность социализации личности, а
также развития ее мотивационно-потребностной
сферы.

studfile.net

Тема 5: Психология деятельности человека

Деятельность –
предмет изучения многих наук: философии,
социологии, психологии и др. Деятельность
– это форма активного отношения субъекта
к действительности, направленная на
достижение сознательно поставленных
целей и связанная с созданием общественно
значимых ценностей или освоением
социального опыта. Согласно теории
деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность
человека носит сознательный характер,
предполагает осознание цели и путей ее
достижения, предвидение результата.
Когда человек не осознает поставленной
перед ним цели, нет оснований говорить
о деятельности в человеческом смысле
слова; в этом случае можно лишь
констатировать, что имеет место
импульсивное поведение, которое
непосредственно управляется биологическими
потребностями и эмоциями. Особенности
деятельности человека:

  1. она является
    инструментом удовлетворения жизненных
    потребностей человека;

  2. с помощью
    деятельности осуществляется преобразование
    окружающего мира и создание материальных
    и духовных благ;

  3. в процессе
    деятельности происходит субъективное
    воссоздание окружающей действительности
    и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность
    выступает как инструмент психического
    развития человека: его мышления, памяти,
    внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность
    является одним из условий существования
    человека как полноценного субъекта и
    как личности;

  6. творческая
    деятельность является одним из средств
    самореализации человека как личности
    и инструментом обретения смысла
    существования.

Психологический
анализ деятельности предполагает
выделение в ней основных структурных
компонентов и установление характера
связи между ними. К ним относятся мотив,
цель, условия реализации цели, отдельные
деятельности, действия и операции.

Мотив – это
внутренний психологический источник
деятельности, являющийся констатирующим
элементом ее. Под целью понимается
мысленное или образное представление
конечного или промежуточного результата
деятельности. Действием называется
элемент или этап деятельности, направленный
на достижение отдельной самостоятельной
цели. В психологии различают следующие
формы деятельности: 1) предметно-практическая
деятельность по производству материального
продукта; 2) теоретико-мыслительная
деятельность, оперирующая идеальными
конструктами и моделирующая познаваемый
мир; 3) эстетическая деятельность,
заключающаяся в создании произведений
искусства как объектов идеальной
эстетической реальности; 4) идеологическая
или мировоззренческая деятельность,
связанная с выделением духовных оснований
и ценностных ориентиров человеческого
бытия.

По аспектам
социального бытия различают следующие
виды деятельности: игру, учение и трудовую
деятельность. Структурными элементами
деятельности являются умения, навыки,
привычки.

Психика является
продуктом длительного и сложного
процесса развития органической природы.
В свете системного подхода психика –
это многоуровневая, самоорганизующаяся,
динамическая и открытая система, которая
отличается рядом специфических свойств
и характеристик:

      1. Активный и
        избирательный характер отражения
        явлений действительности, их отношений
        и взаимосвязей, позволяющий субъекту
        не только ориентироваться в окружающем
        мире, но и познавать его.

      2. «Опережающий»
        характер психического отражения.

      3. Способность к
        преобразованию энергии внешних
        воздействий в целостную информацию
        о мире (картину мира).

  1. Активный и
    целенаправленный характер приспособления
    (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность
    процессов развития и самоорганизации
    факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях
    развития тенденция к таким сложным
    формам организации и саморегуляции
    как сознание, самосознание, личность.

Психическая
деятельность осуществляется посредством
множества специальных физиологических
механизмов мозга. Одни из них обеспечивают
восприятие воздействий, другие –
преобразование их в сигналы, третьи –
планирование и регулирование поведения
и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает
активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие
разных частей организма между собой и
установление взаимосвязи с окружающей
средой осуществляется нервной системой.
Основной элемент нервной системы –
нервные клетки или нейроны. Центральная
нервная система (ЦНС) состоит из спинного
и головного мозга. Чем выше расположена
та или иная часть мозга, тем сложнее ее
функции.

Наиболее высокие
отделы ЦНС представлены большими
полушариями головного мозга. У самой
поверхности полушарий расположен слой
нервных клеток – кора головного мозга.
Она обеспечивает сложную психическую
деятельность человека. В его психической
жизни особая роль принадлежит лобным
долям.

Качественно новым
уровнем развития психики явилось
возникновение человеческого сознания.
Сознание – высший уровень отражения
человеком действительности. Главным
условием возникновения и развития
человеческого сознания является
совместная, опосредованная речью
орудийная деятельность людей. Сознание
трактуется в отечественной психологии
как присущая только человеку высшая
форма психического отражения
действительности в свете исторически
сложившихся общественных отношений и
социокультурного опыта. Наряду с
социокультурной обусловленностью,
сознание характеризуется активностью,
интенциональностью (направленностью
на определенный объект), различной
степенью ясности, мотивационно-ценностным
характером и способностью к рефлексии
– самонаблюдению и отражению собственных
содержаний.

В сферу научных
интересов психологии попадают две
фундаментальные проблемы сознания: 1)
социально обусловленный характер
становления сознания в онтогенезе; 2)
динамическое соотношение сознательных
и бессознательных подструктур в целостной
системе человеческой психики.

Психологическая
структура сознания включает следующие
важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика
    сознания дана уже в его наименовании:
    сознание есть знание об окружающем
    мире. Знания человек получает с помощью
    познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика
    сознания – закрепленное в нем различие
    субъекта и объекта, т. е. того, что
    принадлежит «Я» человека и его «не —
    Я».

  3. Третья характеристика
    сознания – обеспечение целеполагающей
    деятельности человека.

  4. Четвертая
    характеристика – наличие эмоциональных
    оценок в межличностных отношениях.

Характеристики
сознания формируются в речевой
деятельности людей.

Не все психические
явления осознаются человеком. Некоторые
явления действительности, которые
человек воспринимает, но не отдает себе
отчета в этом восприятии, фиксируются
низшим уровнем психики, который в свою
очередь образует область бессознательного.
Под бессознательным началом в психологии
понимается специфическая форма отражения
действительности, при которой не отдается
отчет в совершаемых действиях, утрачивается
полнота ориентировки во времени и месте
действия, нарушается речевое регулирование
поведения. Бессознательное начало
представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и
состояниях человека.

Особую подструктуру
личности образуют способности.

Способности – это
индивидуально-психологические особенности
человека, выражающиеся в готовности к
овладению определенным видом деятельности
и являющиеся условием успешности ее
осуществления.

Способности
характеризуются скоростью, глубиной,
легкостью и прочностью процесса овладения
знаниями, умениями и навыками,
эффективностью использования их на
практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой
способности имеются компоненты,
составляющие ее биологические основы
или предпосылки. Это может быть повышенная
чувствительность органов чувств,
свойства нервной системы и другие
биологические факторы. Они называются
задатками. Задатки представляют собой
морфологические и функциональные
особенности строения мозга, органов
чувств и движения. Это предпосылки
развития способностей, в их развитие
они входят как исходный момент.

Способности
подразделяют на: общие и специальные.
Под общими способностями понимается
такая система интеллектуальных свойств
личности, которая обеспечивает
относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями. Общую способность
часто называют термином «одаренность»;
в зарубежной литературе ее обычно
отождествляют с интеллектом. Но если
под общей одаренностью подразумевать
совокупность всех качеств человека, от
которых зависит продуктивность его
деятельности, то в нее включается не
только интеллект, но и другие свойства
и особенности личности.

Под специальными
способностями понимают такую систему
свойств личности, которая помогает
достичь высоких результатов в специальной
области деятельности (литературной,
музыкальной, изобразительной т.д.).

Формирование и
развитие способностей человека невозможно
без овладения им продуктами человеческой
культуры, без усвоения достижений многих
поколений, которые зафиксированы в
культурном наследии. Овладение
достижениями общественного развития,
«перевод» их в «свои» способности
совершается через других людей, т.е. в
процессе общения, являющимся по своей
функции процессом воспитания.

Основными условиями
и факторами, от которых зависит
эффективность формирования способностей,
являются:

  1. Наличие благоприятной
    социальной среды.

  2. Наличие благоприятных
    задатков.

  3. Ориентация на
    ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на
    сенситивные периоды.

  5. Включенность
    ребенка в соответствующие виды
    деятельности и общения.

  6. Комплексный
    подход.

  7. Правильная
    организация системы необходимых
    упражнений.

  8. Соответствие
    тренировочных действий возможностям
    ребенка.

  9. Положительная
    стимуляция тренировочных действий и
    насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет
особое значение для человека:

1. Через общение
человек удовлетворяет свои многочисленные
потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает
    как важнейшее условие психического
    развития человека.

  2. В процессе общения
    происходит воздействие людей друг на
    друга, познание ими друг друга,
    установление межличностных отношений,
    обмен информацией.

  3. Общение составляет
    необходимое условие развития и
    существования предметной деятельности
    человека.

  4. Общение образует
    самую сущностную характеристику
    человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает
    влияние на все психические функции и
    свойства человека. В условиях общения
    происходит существенное изменение
    работы памяти, внимания, воображения,
    восприятия, мышления, эмоций, воли,
    механизмов мотивации и всего поведения
    в целом. Эти изменения носят индивидуальный
    характер и могут происходить как в
    сторону улучшения, так и в сторону
    ухудшения.

Общение – сложный
многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной
деятельности. Однако прямой контакт
между ними невозможен. Он осуществляется
через реальные чувственно созерцаемые
акты общения: речевые, мимические,
практические и т.п. В нем выделяют три
взаимосвязанные стороны: коммуникативную,
интерактивную, перцептивную. Существует
множество классификаций общения. В
зависимости от содержания, целей и
средств общение может быть нескольких
видов. По содержанию общение может быть:
материальным (обмен предметами),
когнитивным (обмен знаниями), кондиционным
(обмен физиологическими и психологическими
состояниями), мотивационным (обмен
потребностями, мотивами, интересами),
деятельностным (обмен умениями, навыками,
действиями).

По целям общение
делится на биологическое (поддержание,
сохранение и развитие организма) и
социальное (расширение и укрепление
межличностных контактов).

По средствам
общение может быть непосредственным
(с помощью естественных средств «лицом
к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов
и т.п.) и опосредованным (с использованием
специальных средств и орудий, когда
партнеры разделены в пространстве и во
времени), прямым (непосредственное
восприятие друг друга) и косвенным
(через посредников).

Среди видов общения
выделяют также деловое (при совместной
продуктивной деятельности) и личностное
(проблемы затрагивают личность человека),
инструментальное (общение – не самоцель,
а преследует какую-то иную цель) и целевое
(служит средством удовлетворения
потребности).

В зависимости от
формы протекания различают два вида
общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно
классифицировать и по многим другим
основаниям: в зависимости от количества
участников, статусных позиций партнеров,
целей, мотивов, соотношения интересов
партнеров и т.д.

Представление о
другом человеке связано с уровнем
собственного самосознания. Анализ
осознания себя через другого человека
производится с помощью двух понятий:
идентификация и рефлексия.

Идентификация –
это один из механизмов познания и
понимания другого человека, заключающийся
чаще всего в неосознанном уподоблении
себя значимому другому. Эмпатия – это
постижение эмоциональных состояний
другого человека в форме сопереживания.
Еще один механизм понимания другого
человека – это рефлексия. Под рефлексией
понимается осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению, т.е. как будет
партнер по общению понимать меня. В
обыденной жизни люди, как правило, не
зная истинных причин поведения другого
человека в условиях дефицита информации,
начинают приписывать друг другу причины
поведения. Такое приписывание причин
поведения другому человеку называется
каузальной атрибуцией.

При восприятии
людьми друг друга часто возникают
различные эффекты. Более всего исследованы
два из них: эффект ореола и эффект
стереотипизации.

studfile.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о