Виды подчинение придаточных – Виды подчинения в предложении с несколькими придаточными | LAMPA

Виды подчинения в предложении с несколькими придаточными | LAMPA

Для того чтобы понять эту статью, надо знать, что такое сложноподчиненное предложение и его главная и придаточная части.

В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В зависимости от того, какой части подчиняются придаточные, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают, в предложениях с несколькими придаточными выделяют разные виды подчинения: однородное подчинение, параллельное подчинение и последовательное подчинение.

Однородное подчинение — это подчинение, при котором главной части подчиняется несколько придаточных предложений, причем эти придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.

Такие придаточные предложения называются однородными.

Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.
(А.С. Пушкин. «Дубровский»)
Что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому — два придаточных изъяснительных, относящихся к сказуемому главной части отвечал. Оба придаточных отвечают на вопрос что? Следовательно, это предложение с однородным подчинением придаточных.

Но тут он вспомнил, что к нему должен прийти по делу толстовец Выволочнов и ему нельзя отлучаться.
(Б. Пастернак. «Доктор Живаго»)
Что к нему должен прийти по делу толстовец Выволочнов и ему нельзя отлучаться — два придаточных изъяснительных, относящихся к сказуемому главной части вспомнил. Оба придаточных отвечают на вопрос что? или о чем? Следовательно, это предложение с однородным подчинением придаточных. Перед вторым придаточным опущен союз что.

Если два однородных придаточных соединены одиночным союзом и, да в значении «и», или, либо, то запятая перед союзом не ставится. В целом знаки препинания между однородными придаточными ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами предложения. О пунктуации в сложноподчиненных предложениях можно прочитать в отдельной статье.

Параллельное подчинение — это подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов.

Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет.
(Б. Пастернак. «Доктор Живаго»)
В этом предложении два придаточных. Оба они относятся к сказуемому главной части было бы ясно. При этом придаточное Если бы таким движением поднял голову волчонок отвечает на вопрос при каком условии?, а придаточное что он сейчас завоет отвечает на вопрос что? Следовательно, это предложение с параллельным подчинением придаточных (первое — условное, второе — изъяснительное).

Я вижу, что вы честный человек, и думаю, что должен вам помочь.
В этом предложении два придаточных изъяснительных. Оба они отвечают на вопрос что? При этом придаточное что вы честный человек относится к сказуемому вижу, а придаточное что должен вам помочь относится к сказуемому думаю. Следовательно, это предложение с параллельным подчинением придаточных.

Последовательное подчинение — это подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу.

Другими словами, при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главной части сложноподчиненного предложения, второе придаточное — от первого, третье — от второго и т.д.

<…> Людмила Афанасьевна непреклонно считала, что всякий ущерб оправдан, если спасается жизнь.
(А.И. Солженицын. «Раковый корпус»)
Придаточное изъяснительное что всякий ущерб оправдан зависит от сказуемого считала главной части, а придаточное условия если спасается жизнь зависит от сказуемого оправдан придаточного изъяснительного. Это предложение с последовательным подчинением придаточных.

Порядок частей предложения не имеет значения: придаточные предложения могут находиться перед главным.

Когда я однажды дерзнул намекнуть ей, что в моем сердце что-то неладно, она назвала меня нахалом и фыркнула мне в лицо.
(А.П. Чехов. «Исповедь»)
Придаточное времени когда я однажды дерзнул намекнуть ей зависит от сказуемых назвала и фыркнула главной части, а придаточное изъяснительное что в моем сердце что-то неладно зависит от сказуемого придаточного времени дерзнул намекнуть. Это предложение с последовательным подчинением придаточных.

lampa.io

ГИА по русскому языку. Задание №13. СПП с несколькими придаточными .

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

(Когда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).

  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

  3. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнения по теме «СПП с несколькими придаточными»

Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным. 
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях. 
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке. 
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

Ответы к упражнению №2 по теме «Типы подчинения придаточных в составе СПП».

1. параллельное
2. однородное
3. последовательное
4. однородное
5. параллельное
6. последовательное
7. последовательное
8. последовательное
9.последовательное
10. однородное
11. однородное
12. параллельное
13. параллельное
14. последовательное
15. последовательное
16. параллельное
17. последовательное
18. последовательное

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)

infourok.ru

Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными», ФГОС

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Примеры

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

(Когда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

     

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

     

    Упражнения по теме «СПП с несколькими придаточными»

    Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

    1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

    2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

    3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

    4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

    5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

    6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

    7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

    8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

    9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

    10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

    Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

    1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным. 
    2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях. 
    3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке. 
    4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
    5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
    6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
    7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
    8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
    9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
    10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
    11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
    12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
    13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
    14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
    15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
    16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
    17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
    18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

    Ответы к упражнению №2 по теме «Типы подчинения придаточных в составе СПП».

    1. параллельное
    2. однородное
    3. последовательное
    4. однородное
    5. параллельное
    6. последовательное
    7. последовательное
    8. последовательное
    9.последовательное
    10. однородное
    11. однородное
    12. параллельное
    13. параллельное
    14. последовательное
    15. последовательное
    16. параллельное
    17. последовательное
    18. последовательное

    Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

    1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

    1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

    2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

    3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

    4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

    2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

    1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

    2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

    3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

    4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

    3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

    1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

    2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

    3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

    4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

    4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

    Но чтоб падали селенья,

    Чтобы нивы пустовали —

    Нам на то благословенье

    Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

    1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

    2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

    5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

    Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

    1. Запятая.

    2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

    6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

    Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

    1. Однородное соподчинение.

    2. Неоднородное соподчинение.

    7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

    Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

    1. Запятая нужна; всего семь запятых.

    2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

    8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

    В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

    1. Неоднородное соподчинение.

    2. Последовательное подчинение.

    9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

    А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

    1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

    2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

    10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

    На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

    1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

    2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

    11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

    Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

    1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

    2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

    12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

    Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

    1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

    2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

    13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

    Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

    1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

    2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

    14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

    Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

    1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

    2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

    15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

    Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

    1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

    2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

    16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

    В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

    1. Запятая не нужна; две запятые.

    2. Запятая нужна; три запятые.

    3. Запятая нужна; пять запятых.

    17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

    Когда шуршат в овраге лопухи

    И никнет гроздь рябины желто-красной,

    Слагаю я веселые стихи

    О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

    1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

    2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

    1. 3)
    2. 3)
    3. 1)
    4. 2)
    5. 2)
    6. 1)
    7. 1)
    8. 2)
    9. 1)
    10. 2)
    11. 2)
    12. 1)
    13. 1)
    14. 1)
    15. 2)
    16. 1)
    17. 2)

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Однородное подчинение придаточных ℹ️ примеры сложноподчиненных предложений с однородным подчинением, схемы разбора


    Однородное подчинение придаточных представляет собой один из нескольких видов подчинительной связи сложноподчинённого предложения. В общей сложности подобных видов в русском языке существует три и их можно определить по нескольким правилам.


    Необходимо уметь различать данные виды предложений для того, чтобы речь была развитой и разнообразной. Основные типы придаточных предложений с множественными примерами и схемами будут представлены в данной статье. Для продуктивного изучения данного материала понадобится усердие. Поверхностное же изучение не даст положительных результатов. Итак, начнём.


    Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных


    Сложноподчинённое предложение (или попросту сложное), которое содержит в себе однородные придаточные, достаточно просто отличить от других видов связи. 


    Для этого необходимо проанализировать имеющееся предложение на предмет наличия нижеследующих признаков:


    1. Во-первых, все подчистую придаточные предложения должны отвечать на тот самый вопрос (общий), который задаётся к определяемому слову, либо только к главному предложению; то есть придаточные должны быть построены по аналогичному типу.


    2. Второй пункт подразумевает, что абсолютно каждое придаточное должно относиться к одному главному предложению, либо к одному определяемому слову, находящемуся в составе главного. Подобная связь называется соподчинением.


    3. В-третьих, придаточные между собой должны быть соединены с помощью сочинительных союзов (союзная связь) или бессоюзной связи (когда есть перечисление) так же, как связываются простые однородные члены предложения. Наглядными примерами сочинительных союзов являются: и; а; но; или; да; и др.


    Виды подчинения придаточных


    Помимо вышеизложенного вида подчинения, существует ещё подчинение последовательное и параллельное. Необходимо рассмотреть и такие виды подчинительной связи.




    Параллельное подчинение также часто называют и неоднородным. Для его выявления необходимы следующие признаки:


    1. Придаточные предложения должны относиться только лишь к одному главному предложению, исключая отношение к единственному конкретному члену предложения;


    2. В данном виде придаточные предложения не являются выстроенными по одному типу, так как вопросы, поставленные к определяемой части, на которые они отвечают, существенно разнятся.


    Необходимо знать, что неоднородными будут считаться также и предложения, имеющие сходную роль, но относящиеся к различным словам, находящимся в главном (определяемом) предложении. Потому что подобные придаточные сцеплены с разными предложениями.


    Последовательное подчинение предложений являет собой третий тип придаточных предложений и обладает нижеперечисленными знаками отличия:


    1. Главному предложению подчиняется (привязывается) обычно лишь одно придаточное (также его возможно обозначить как придаточное предложение, имеющее первую степень), а вот последующее за ним (второе) придаточное предложение будет отнесено именно к придаточному первой степени, а вовсе не к самому главному предложению, и так далее. Вот так и получается то самое последовательное подчинение, в результате которого каждое предшествующее предложение становится определяемым для последующего.


    2. Иногда придаточные предложения принимают особое расположение. Например: одно придаточное может находиться внутри другого придаточного; на месте их состыковки может оказаться 2 подчинительных союза, либо подчинительный союз с союзным словом.


    Схемы, примеры, запятые в сложноподчиненных предложениях


    Разбор и анализ всякого предложения производится путем задавания вопроса от придаточных предложений к главному (определяемому), либо к определяемому слову. Начать необходимо именно со сложноподчинённых предложений, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия). Никак не следует сразу браться за придаточные изъяснительные, ведь для школьников они являются достаточно трудными.


    Совет! Для упрощения задачи, можно составить таблицы, в которые следует занести союзы и союзные слова, связывающие предложения разных видов. Так информация усвоится гораздо быстрее.


    Схема однородного подчинения выглядит так: [                   ], (союз …), (союз …) и (союз …).


    Примеры:


    Он знал (что?), что она вернётся, что найдёт его и что не сможет отпустить.



    Но тут он понял (что?), что ему не жить и что теперь придётся бежать.



    Ты вспомнила (кто? что?), дева, как бегала резво, как мы кувыркались в траве?



    Первый снег (что?), если холодно, при сниженной температуре, если уже наступила поздняя осень (что?), выпадет уже в октябре.



    Мне казалось (что?), что она мне соврала, что это именно она украла мою подвеску.



    Ни один человек не сможет упрекнуть тебя (в каком случае? почему?), если у него нет доказательств, если он не знает всей правды.


    Важно! Следует учесть, что если между какими-либо однородными придаточными употреблён впервые встречающийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то ставить запятую не нужно.


    Схема неоднородного (параллельного) подчинения: (Союз …), [            ], (союз …).


    Примеры:


    Когда я сплю, я чувствую (что? когда?), что кто-то стоит надо мной.



    Если бы он ещё тогда сознался, стало бы ясно (что? когда?), что у него всё ещё есть совесть.



    Я знаю (что?), что он примет верное решение, и думаю (что? о чём?), что смогу ему в этом помочь.



    Невозможно понять сразу (что?), чем так приятно пахнет с утра, но чувствуется (что?), что это нечто прекрасное.



    Если ты увидишь это своими глазами, то поймёшь (что? при каких обстоятельствах?), что всё было взаправду.


    Важно! В случае с неоднородным (параллельным) подчинением, между несколькими придаточными предложениями знаки препинания ставятся по общему правилу русского языка.


    Схема последовательного подчинения: [                ], (союз …), (союз …).


    Примеры:


    Если бы каждый человек делал то (что?), что ему вздумается (какой вывод?), как бы мы жили?



    Анастасия всегда думала (что? о чём?), что цель оправдывает средства, если она великая.



    Когда он пришёл к ней с цветами (зачем?), чтобы сделать сюрприз, она недовольно отвернулась, не вымолвив ни слова.



    С той поры (какой?) как сестра моя уехала из дому и вышла замуж и детишек родила, много (что?), очень много лет прошло.



    Ульяна была в том состоянии (каком?), когда чувствуешь (что?), что преодолела себя.



    Гром грянул так сильно, что, когда гроза стихла, уже было разрушено много домов.


    Важно! Если предложения находятся в последовательном подчинении, то знаки препинания так же ставятся по общим правилам русского языка.


    Заключение


    В художественной литературе можно отыскать огромное множество примеров с придаточными предложениями совершенно разных видов. Столь многочисленные примеры необходимо рассмотреть для закрепления изученного материала. В интернете также имеются различные упражнения, помогающие научиться определять и разбирать предложения по составным частям.


    Хорошей практикой для учеников разных классов станет самостоятельное составление сложносочинённых предложений, а затем их последовательный разбор. Это научит детей самостоятельно мыслить, а выучить все правила им будет гораздо легче (можно придумывать шуточные предложения, а затем менять местами главные и второстепенные предложения). Успешной практики!


    nauka.club

    Задание 13. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации

    Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

    (9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

    – (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

    Показать ответ

    Правильный ответ: 5

    Комментарий:

    Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.

    Всем этим условиям соответствует предложение 5.

    [На уроках, (когда его поднимали), он вставал, растерянный, не знающий], (что сказать), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

    Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.


     

     

     

    Что нужно знать:
    В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

    1. Однородное подчинение.
    2. Неоднородное (параллельное) подчинение.
    3. Последовательное подчинение.
    4. Комбинированное подчинение.

    Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:

    1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
    2. Являются придаточными одного типа.

    Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).

    [ – = ], (что – = ), (что = – )…

     

    Примечание

    Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

    [ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).

    Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
    Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

    Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

    (Когда – = ), [то = ], (который – ).

    При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.

    Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

    [ = – ], (которые = ), (когда – =).

    При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

    Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

    [ = ], (что, (когда – = ), = )

    В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

    Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

    [ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).

    (последовательное и однородное подчинение).

    Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

    (Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ) и (куда = ).

    (однородное, параллельное и последовательное подчинение).
     

     

    Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

     

     

    www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, русский язык, 9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.

    Гречишникова Марина Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

    Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

    Подготовка к ГИА. Задание В8.

    Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

    Задачи урока:

    Образовательные 

    • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
    • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

    Развивающие 

    • развивать синтаксические навыки;
    • развивать навыки работы с текстом;
    • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

    Воспитательные 

    • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
    • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

    Оборудование урока: 

    • компьютер;
    • интерактивная доска;
    • учебник;
    • тетради;
    • раздаточный материал (тесты, тексты).

    Ход урока

    1. Языковая разминка
    1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

    1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю — это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? — подумал Едук. — Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

    15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18.  А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь…

    1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

    Калданка (в пр. 3) – лодка

    Увал ( в пр. 16) – возвышенность, косогор

    1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

    16 – как цыплята

    17 – глухаркой (форма творительного падежа)

    18 – гребешком (форма творительного падежа)

    1. Выпишите номер предложения с вводным словом.

    7

    1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

    7 – мир большой, беспокойный

    12 – он не мог не верить

    20 – Едук смог бы отличить

    1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

             

    Связь – управление; таёжные звери

    1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

    Согласование; мир без покоя

    1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

    6, 10, 13

    1. Актуализация знаний

    Выпишите из текста предложение 10.

    Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

                                                                           x                            x

    Постройте схему этого предложения: [  ===  ], (что ===  ____), (где ____ ===).

    Определите вид подчинения (последовательное).

    Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

    Приведите примеры.

    1. Закрепление
    1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

    Предложение 

    Вид подчинения

    Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь, который считается прародителем людей, поэтому именно  ему посвящено наибольшее количество сказаний.

    Последовательное (главное → придаточное определительное  →  придаточное следствия)

    Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти,  «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

    Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

    Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать, что сказочный герой Р. Ругина  давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное  →  придаточное изъяснительное)

    Чтобы стать хозяевами своей судьбы, хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное  →  придаточное определительное)

    Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты,  которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него  изучать английский.

    Последовательное (главное → придаточное изъяснительное  →  придаточное определительное)

    Показательно, что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль, чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

    Последовательное (главное → придаточное изъяснительное  →  придаточное уступки)

    Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом, который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное  →  придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

    Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.

    Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

    1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

    6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют.

    За эти дни он узнал, что мир очень большой, беспокойный, что всякие люди его населяют. СПП с однородным подчинением придаточных: оба относятся к слову «узнал» в главном предложении, отвечают на вопрос «что?», оба – изъяснительные.

    Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

    1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

    1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

    Ответ: 4

    1. Используя текст рассказа-были  Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

    Последовательное: Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

    Однородное: Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

    Параллельное (неоднородное): Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

    1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

    1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу — верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.  

    (5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

    2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

    (1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

    (6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

    3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

    4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

    5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

    6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) «Сейчас будет «жик»!» — объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

    7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог,  как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», — охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

    (5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

    8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

     (4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

    9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

    (5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном  берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

    10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

    Ответы

    1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
    • Что нового узнали на уроке?
    • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
    • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
    • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
    • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
    • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
    1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
    1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
    2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
    3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
    4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

    Список литературы

    1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
    2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
    3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
    4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
    5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

    Интернет-ресурсы

    1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru 
    2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru 

    Приложение 1.

    ПАМЯТКА

    ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

    Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

    1. Параллельное подчинение

    При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

    Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

    2. Однородное подчинение

    При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

    Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

    3. Последовательное подчинение

    При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:

    Нужно столетие (для чего?), чтобы восстановить то (что?), что разрушил день (Р. Роллан).

    Приложение 2.

    Предложение 

    Вид подчинения

    Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь, который считается прародителем людей, поэтому именно  ему посвящено наибольшее количество сказаний.

    Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти,  «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

    Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать, что сказочный герой Р. Ругина  давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

    Чтобы стать хозяевами своей судьбы, хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность.

    Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты,  которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него  изучать английский.

    Показательно, что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль, чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

    Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом, который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

    Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.

    nsportal.ru

    однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение»

    Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Цели и задачи урока:

    • дать понятие о видах СПП

    • познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

    • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

    • познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными

    Оборудование: тетрадь, учебник, тесты

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Раздаточный материал: тест

    Ход урока

    1. Организационный момент, мотивация

    Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

    Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
    И везде у нас порядок: в головах и на столе.
    Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
    И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

    II. Актуализация прежних знаний

    Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.

    1. Лексическая разминка 

    -Что такое паронимы?

    Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

    -Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

    Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. 

    Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

    Невежа – грубый, невоспитанный человек.

    Невежда – малообразованный человек.

    Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

    Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

    1. Тестовая работа 

    В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    1. сув_ренный, зап_ереться , р_туал

    2. п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

    3. вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

    4. безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

    В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

    1. они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

    2. колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

    3. слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

    4. снежинки та_т; засе_вший поле

    В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    1. (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

    2. (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

    3. (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

    4. (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

    КЛЮЧ: 2,3,2

    1. Фронтальная беседа 

    • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

    • Как отличить союз от союзного слова?

    III.Объяснение нового материала.

    Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

    Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

    Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

    • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

    Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

    СПП с придаточными причины и изъяснительным

    Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

    Главное предложение

    Придаточное предложение1-ой степени

    Придаточное предложении 2-ой степени

    • Работа с учебником: чтение правила  

    • Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

    Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

    Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

    Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

    Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

    • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

    Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

    (Когда…), [ ], (которых…).

    СПП с придаточными определительным и времени

    Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

    • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 

    Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

    СПП с придаточными времени

    Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

    Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

    [ ], (когда…), (…), (…).

    Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

    [ ], (когда…), (когда…), (когда…).

    • Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

    Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

    Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

    Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

    Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

    Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

    IV. Закрепление. 

    1. [ ], (как…), (как…), (как…).

    Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

    2. [ ], (когда…), (чтобы…).

    Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

    3. (Когда…), [ ], (…которого…).

    Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

    V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. 

    -Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

    -В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

    -Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

    — Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

    VI. Рефлексия. 

    Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

    Структура синквейна

    1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

    2 строка – два имени прилагательных;

    3 строка – три глагола;

    4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

    5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

    СИНКВЕЙНЫ

    Предложение

    Сложное, необычное

    Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

    Мне нравится узнавать что-то новое

    Знания

    Урок

    Русский, интересный

    Читаем, пишем, учимся

    Мне понравилось

    Экзамены

    Информация

    Новая, интересная

    Узнаём, знакомимся, работаем

    Сегодня я узнала много нового

    Урок

    Правила

    Сложные, обширные

    Разбираюсь, запоминаю, применяю

    Сегодня на уроке было много новых правил

    Теория

    Пунктуация

    Своеобразная, сложная

    Думаю, запоминаю, рассуждаю

    Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила

    Правила

    Подчинение

    Последовательное, параллельное, однородное

    Рассуждаю, ищу, выделяю

    Мне нравится работать со схемами

    Схемы

    Примеры синквейнов, написанных учениками 

    VII. Домашнее задание. 

    Литература

    1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008

    2. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006

    3. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004

    4. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978

    infourok.ru

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о