Теория официальной народности это – Теория официальной народности — Википедия

Теория официальной народности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.

Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)[1].

Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года):

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.

Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность»[2].

Появился как антитезис девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).

Материалы, относящиеся к данной теории, публиковала газета «Северная пчела». Триада Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России. М. П. Погодин называл три основные тезиса концепции «столпостены».

ru.wikipedia.org

Теория официально народности — проект Уварова от 1833 года




В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.


Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в  теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.


Недостатки новой идеологии


Теория Уварова  была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.


Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 «Просвещение»
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность.  Р. Вортман. Москва, 1999.

istoriarusi.ru

Теория официальной народности — это… Что такое Теория официальной народности?

Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 г.):

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.

Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела». Данная триада являлась своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих с изоляционистских и националистических позиций.

Литература

См. также

dic.academic.ru

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Принятое название идеологии Российской империи во время правления Николая I. Соответствовала формуле министра народного просвещения С.С. Уварова (1833-1849) «православие, самодержавие, народность».

Выработка новой государственной идеологии

На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано III отделение, выполнявшее функции политической полиции.

Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.

Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности. Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.

Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.

В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность – формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.

Содержание теории

Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии. Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность». Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение – черты, как считали, исконно присущие русской нации.

Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы  для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.

Подобная идеология была полностью принята властью и царем. Многие же русские общественные и культурные деятели называли такой подход «квасным патриотизмом», таившим в себе большие опасности. 

w.histrf.ru

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — это… Что такое ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ?



ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ

понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие и народность», высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения («Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар. образования и воспитания молодежи. Термин «Т. о. н.» впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн. «Вестник Европы», 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж. историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В., Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия .
Под ред. Е. М. Жукова.
1973—1982.

  • ТЕОРИКОН
  • ТЕОТИУАКАН

Смотреть что такое «ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» в других словарях:

  • Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п …   Википедия

  • Официальной народности теория —         теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… …   Большая советская энциклопедия

  • «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности …   Советская историческая энциклопедия

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… …   Русская история

  • Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… …   Политология. Словарь.

  • официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… …   Толковый словарь Ушакова

  • теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …   Советская историческая энциклопедия

dic.academic.ru

официальной народности теория — это… Что такое официальной народности теория?



официальной народности теория
официа́льной наро́дности тео́рия

принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830-х гг. Явилась попыткой создания государственной идеологии, основанной на идеалах православия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа. Сформулирована министром народного просвещения С. С. Уваровым в виде тройственной формулы: «православие, самодержавие, народность».

* * *

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ

ОФИЦИА́ЛЬНОЙ НАРО́ДНОСТИ ТЕО́РИЯ, в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность».

Энциклопедический словарь.
2009.

  • офицер
  • оформительское искусство

Смотреть что такое «официальной народности теория» в других словарях:

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… …   Русская история

  • Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… …   Политология. Словарь.

  • Официальной народности теория —         теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… …   Большая советская энциклопедия

  • «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности …   Советская историческая энциклопедия

  • Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п …   Википедия

  • ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — понятие, встречающееся в ист. лит ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова православие, самодержавие и народность ,… …   Советская историческая энциклопедия

  • ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… …   Толковый словарь Ушакова

  • теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • НИКОЛАЙ I Павлович — НИКОЛАЙ I (1796 1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович), почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Подавил …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Теория официальной народности

правительственная
идеология, сформулированная в 1833 г.
Министром народного просвещения графом
С.С. Уваровым.
В русле идей
консерватизма обосновывала незыблемость
самодержавия и крепостного права. Была
разработана в связи с усилением
общественного движения в России с целью
укрепить существующий строй в новых
общественно-политических условиях.
Особое звучание для России эта теория
имела в связи с тем, что в Западной Европе
во многих странах в первой половине XIX
в. было покончено с абсолютизмом.
Теория
официальной народности основана на
трех принципах: православие, самодержавие,
народность. В этой теории преломлялись
просветительские идеи о единении,
добровольном союзе государя и народа,
об отсутствии противоположных классов
в русском обществе. Своеобразие
заключалось в признании самодержавия
как единственно возможной формы правления
в России. Крепостное право рассматривалось
как благо для народа и государства.
Православие понималось как присущая
русскому народу глубокая религиозность
и приверженность христианству. Из этих
доводов делался вывод о невозможности
и ненужности коренных социальных
изменений в России, о необходимости
укрепления самодержавия и крепостного
права.
Теория официальной народности
со времен Николая I широко пропагандировалась
через прессу, внедрялась в систему
просвещения и образования. Эта теория
вызвала резкую критику не только у
радикально настроенной части общества,
но и у либералов. Наибольшую известность
получило выступление П.Я. Чаадаева с
критикой самодержавия.

24.) Западники и славянофилы. Зарождение русского либерализма.

Идеологами славянофилов были А.Хомяков,
Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья
Кириевские.

Славянофилы были сторонниками самобытного
пути России, считали, что необходимо
быть во всем русскими: в устройстве
государства и быта, в организации труда,
в философии, литературе и т.д. При этом
они не отрицали достижений европейской
цивилизации, но выступали против
продолжения безоглядной европеизации,
начатой Петром I, как пути, гибельного
для России. Порождением западнических
нововведений они считали крепостничество
и пол ицейско-бюрократическое государство.

Главными основами русской самобытности
славянофилы считали общинные формы
организации жизни, земские формы
правления, православие. Соборность —
главный принцип православия — противостоит
началам индивидуализма и в то же время
обеспечивает развитие личности. Чуждое
русской традиции крепостное право
должно быть ликвидировано.

Славянофилы отрицали самодержавие, но
были против конституции по западному
образцу, выступали за созыв совещательного
Земского собора как выразителя народного
мнения перед царем. В этом они видели
возвращение к исконно русским началам
государственности, которые К.Аксаков
формулировал так: «Правительству —
право действия, и, следовательно, закона.
Народу — сила мнения, и, следовательно,
слова».

Славянофилы были представителями
либерального дворянства, дальновидно
искавшими выход из тупика, чтобы избежать
в России революционного взрыва по
западному образцу. Безусловно, они
идеализировали прошлое России, но их
борьба против низкопоклонства перед
Западом имела большое историческое
значение.

Виднейшими представителями западников
были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский,
Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины со
славянофилами в том, что Россия нуждается
в глубоких переменах, связанных с ее
социально-политическим строем. Однако
западники критиковали славянофилов за
противопоставление России Западу. Они
считали, что русская культура — одна из
европейских культур, только сильно
отставшая. Задача состоит в том, чтобы
продолжать движение по пути европеизации,
с тем, чтобы догнать Запад, а затем и
обойти его. Западники идеализировали
парламентские порядки западноевропейскх
стран, выступали за конституционную
монархию.

Таким образом, славянофилы и западники
были едины в своем патриотизме, в
отрицании самодержавного деспотизма
и крепостничества. Разногласия заключались
в выборе путей движения к цели. Объединяло
их отрицание революционных методов
борьбы, установка на проведение реформ
сверху. Все это говорит о том, что и
славянофилы и западники представляли
два течения одного идейно-политического
направления — либерализма.

Либерализм – это политическая идеология,
название которой происходит от латинского
слово «либеро», означающего свободный.
Из названия идеологии, можно сделать
вывод, что либералы выступают за всяческие
свободы. Личные, политические, экономические
и прочие. Однако на мой взгляд, понятие
свободы, весьма размыто. И под этим
словом каждый понимает своё. Свобода,
ко всему прочему, дает выплеск всех
человеческих пороков, которые, при той
же монархии ограничиваются религией,
обычаями и традициями. Именно благодаря
либеральной идеологии, сегодня весьма
распространены такие явления как
однополые связи. Либерализм зачастую
предлагает нам отход от жизненных
ценностей, которые формировались веками.

 В либерализме, как и в любой политической
идеологии, есть крайности, положительные
и отрицательные черты. Чуть выше приведены
крайности либерализма и его отрицательные
черты. Теперь стоит сказать и о
положительных. На мой взгляд, либеральную
идеологию можно совмещать с любой
идеологией правого или левого толка.
Тогда либеральные идеи будут приносить
пользу обществу. Возьмем период правления
Александа II. Император Александр II вошел
в историю как «освободитель». Он отменил
крепостное право и провел ряд либеральных
реформ, которые позволили улучшить
положение России и её народа. Сегодня,
либерализм по всеобщему мнению является
самой прогрессивной политической
идеологией. В России после распада СССР,
у власти в стране стояла либеральная
общественность.

studfile.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о