Нарушение способа выражения сказуемого примеры – Грамматические нормы (задание 7) — Школяр

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – задание 7 ЕГЭ русский язык

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает число подлежащего и сказуемого;
  • не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:

  • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
  • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
  • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
  • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
  • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
  • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Верный вариант:

Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 2

Предложение:

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант:

Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

Пример 3

Предложение:

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант:

Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.

Пример 4

Предложение:

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

Верный вариант:

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.

Пример 5

Предложение:

Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

Верный вариант:

Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.

Пример 6

Предложение:

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.

Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Верный вариант:

Сухуми раскинулся на самом берегу моря.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

worksbase.ru

Сказуемое, его типы и способы выражения — Мегаобучалка

План.

1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое– это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Простое глагольное сказуемое Составное сказуемое
Дом строится. Дом начал строиться.
Он верил в друзей. Он перестал верить в друзей.
Он дружил. Он был дружелюбен.

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным.Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас. Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта… Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня.

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман.

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть. Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я — это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

Он часто бывает веселым. Он часто бывает в Москве.
Он стал учителем. Он стал переходить ручей. Он стал под дерево

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым. Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга// – структурное членение. Он был человек долга// – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

 

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

Цели:

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

Задачи:

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

— простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

-сложные (ССП,СПП,БСП)

+ предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

+ интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

Умения.

СС

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

 

П

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений .Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.

megaobuchalka.ru

Виды сказуемого и способы его выражения»

ОТКРЫТЫЙ УРОК русского языка

ТЕМА УРОКА «Виды сказуемого и способы его выражения»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о типах сказуемого и

способах его выражения.

Планируемые результаты:

Предметные: типы сказуемого и способы его выражения.

Метапредметные:

Личностные: мотивация к учебной деятельности, оценивание

результатов обучения

Регулятивные: самооценка, осмысление учебной задачи, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: систематизация знаний, работа с информацией;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие

компоненты;

Коммуникативные: совместная деятельность в группах, коррекция,

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли, принятие решения и его реализация;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Стадия – вызов.

-Добрый день, ребята!

-Обратите внимание на экран. ( Слайд 1)

Первые два слова составляют грамматическую основу предложения. Подумайте, как связаны между собой третье и четвертое слово?

Подлежащее +сказуемое=глагол — связка +? (именная часть)

(Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; систематизация знаний, работа с информацией, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: осмысление учебной задачи

Личностные: мотивация учения)

II. Стадия – осмысление.

1. Ребята, сейчас мы повторим, какие бывают виды сказуемого.

Составление кластера «Виды сказуемого».

Учащиеся вспоминают, что такое кластер и составляют его.

Ученик выходит к доске и демонстрирует свой кластер.

Затем все учащиеся проверяют составление кластера по слайду.(Слайд 2)

2.Повторим теоретический материал.

Приём «Согласен — Не согласен». (Слайд 3)

(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут «да» или «нет»).

Учитель раздаёт учащимся тезисы.

— Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ «да».

Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ «нет».

Тезисы.

1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).

2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).

4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).

5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным

сказуемым. Ещё громче будут петь птицы. (Нет).

6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).

7. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределённой форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове. (Да).

8. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).

9. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).

10. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).

11. В этом предложении сказуемое является простым глагольным

сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).

12. В этом предложении сказуемое является составным глагольным. Авторская ремарка указывает на стук топора,доносящегося из-за кулис.(Нет)

Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. (Слад 4)

Разбор отрицательных ответов.

Обсуждаем с учащимися неверное утверждение и даём верное.

— Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения.

3. Работа с сигнальными карточками.

У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.

Даны предложения. (Слайд № 5).

1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.

2) Я лошадей кормить буду.

3) Туман начинает понемногу рассеиваться.

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.

5) И у меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня я знал назубок весь параграф.

7) Вечером море было чёрного цвета.

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует.

Номер может быть не один.

  • В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1,3).

  • В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).

  • В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием. (7).

  • В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6).

  • В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4-в них однородные).

  • В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5).

Физминутка (гимнастика для глаз)

4. Работа в парах.

На Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было

построено в XVIII веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Этой работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарём русского языка.

— А сейчас, ребята, вы будете определять грамматическую основу

предложения и вид сказуемого.

Затем осуществляется самопроверка по слайду. (Слайд № 6).

На полях выставляется оценка.

Критерии оценивания:

«5» — нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка.

«4» — допущены ошибки в 1-2 предложениях.

«3» — допущены ошибки в 3-х предложениях.

5. Дифференцированное задание.

— Сильные учащиеся заменяют простые глагольные сказуемые

составными. Задание дано на слайде. (Слайд 7)

1. Собрание начнётся точно в назначенный срок. 2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. 3. Сыновья помогают матери в домашних делах. 4. Она водит машину. 5. Сыновья навестили своих родителей.

(Примерные ответы: должно начаться, должен помочь, рады помочь, умеет водить, закончит читать.)

— Остальные учащиеся исправляют ошибки в именной части составного именного сказуемого. (Слайд № 8)

1. Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.

(Познавательные: систематизация знаний, работа с информацией, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

III. Рефлексия.

1.Дифференцированное домашнее задание. (2 мин.)

Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике они ставят » + » или » — «. Затем раздаём карточки — упражнения № 2. Учащийся выполняет дома номер того упражнения, где он поставил знак » — «.

(Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: оценивание результатов обучения;

Коммуникативные: принятие решения и его реализация)

2.Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

-Смогли ли вы вспомнить и повторить за урок основные вопросы по теме?

-Заполните, пожалуйста, анкету.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

6.Домашнее задание мне кажется интересным / неинтересным

Приложение

Раздаточный материал

Тезисы.

1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение.

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым.

4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом.

5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным

сказуемым. Ещё громче будут петь птицы.

6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части.

7. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределённой форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове.

8. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива).

9. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме.

10. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным.

11. В этом предложении сказуемое является простым глагольным

сказуемым. Дорога проложена через лес.

12. В этом предложении сказуемое является составным глагольным. Авторская ремарка указывает на стук топора, доносящегося из-за кулис.

На Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было построено в XVIII веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Этой работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарём русского языка.

infourok.ru

20. Типы сказуемого. Способы выражения.

Подлежащее и
сказуемое — главные члены двусоставного
предложения, его конструктивный,
формальный и смысловой центр, то есть
его предикативная основа
.
Главные члены связаны друг с другом
предикативными отношениями, в которых
заложено объективно-модальное значение.
Подлежащее
и сказуемое составляют грамматическую
основу — основную часть (структурная
схема) предложения

(следует помнить, что один главный член
может отсутствовать). Предикативная
основа предложения — это его члены,
связанные предикативной связью.
Любая синтаксическая работа с предложением
начинается с нахождения грамматической
основы предложения.

Общее логическое
значение подлежащего и сказуемого — это
значение предмета речи/мысли (субстанции)
и признака этого предмета речи/мысли,
которое выражается в предложении
.

Сказуемое –
главный член предложения, который
обозначает действие и признак предмета
речи (мысли) в модально – временном
плане и структурно подчинен подлежащему
в 2составном предложении (Бабайцева): И
песню раннюю
запел
в лазури
жаворонок
звонкий
.

Сказуемое может
быть простым
и составным.

П р о с т о е глагольное
с к а з у е м о е

главный
член предложения, глагол передаёт
лексическое и грамматическое значения. 
Может быть только глагольным, так как
спрягаемый глагол выражает и лексическое,
и грамматическое значение.

Выражение:
1) спрягаемый глагол в одном из наклонений:
Брат
учится
в институте.

2)
инфинитив в конструкциях типа:
Мы
бежать.

3)
Глагольно – междометные формы:
А
мальчишка с вышки
бултых.

4)
глагольный фразеологизм:
Я
глазом
не моргнул
.

5)
описательный глагол/именной оборот:
Я
одержал
победу

С о с т а в н о е 
глагольное с к а з у е м о е
 –
такая форма сказуемого, грамматическое
значение которого выражается
вспомогательными глаголами модального
и фазового значения (стать, желать,
начать, закончить). Основная часть
выражает основное лексическое значение
сказуемого.

Деревья
продолжают
желтеть.
Брат
стал
учиться

в институте
. 

Выражение:

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ

Фаза
(начало, конец, продолжение)
Начал
учиться, продолжил учиться, закончил
учиться
.

Модальное
значение:

1.желательность
действия (
хотел,
желал, мечтал
)

2.возможность

3.необходимость
(
должен)

4.привычность
(
я
привык
учиться
)

5.эмоциональная
оценка (
я
рад,
я
люблю)

2. Основная часть

Действие

1.инфинитив
(
я
хотел
петь)

2.глаг.
фразеологизм (
я
не
мог
сесть
в лужу
)

3.
описание глагольно-временных оборотов
(
Я
ХОТЕЛ
ОДЕРЖАТЬ
ПОБЕДУ
)

4.
существительные с глагольным значением
(
Давыдов
начал
обозрение)

Составное
именное сказуемое

– сказуемое, вспомогательной частью
которого является связка, потерявшая
связь с бытиём (быть), выражает лексическое
значение именная часть (лекция). Или
Составное
именное сказуемое

формируется из связки (в том числе и
нулевой), обеспечивающей его грамматическую
квалификацию в категориях наклонения,
времени и лица, и именной (присвязочной)
части, выражаемой одной из склоняемых
частей речи (существительного,
прилагательного, причастия, числительного,
местоимений различных разрядов) или их
заместителями (Минская). !Вспомогательный
глагол – связка
быть
в настоящем времени отсутствует!

Деревья становятся
жёлтыми
.
Брат
стал
студентом

института.

Выражение:
1)
сущест.
во всех падежах (И.п.
Зима
– это холодное
время
года
;
Р.п.
Все
письма
были
от Даши;

В.п.
Лошади
в
масть
)

2)
инфинитив
(
Наша
задача –
учиться)

3)
Имя
прилагательное
в роли именной части сказуемого
употребляется в полной и краткой формах,
в формах разных степеней. Для прилагательных
полной формы характерны и именительный
и творительный падежи. (
Загадочны
и потому
прекрасны
темные чащи лесов.
Был
я
молодым,
горячим, искренним, неглупым
).

4)
Именная часть может быть выражена
причастием:
кратким и полным, страдательным и
действительным. Например:
Брови
ее
были
сдвинуты
;
Чай
стоял
нетронутый
.

5)
В роли именной части сказуемого
употребляются различные
местоимения:
личные, притяжательные,
вопросительно-относительные, указательные,
определительные, отрицательные и
неопределенные. Возможны фомы как
именительного, так и творительного
падежей. (
Легенда
не
ахти какая
,
но все-таки легенда. А
кто
такой

Хорь?)

6)
Именная
часть может быть выражена
именем
числительным или количественно-именным
сочетанием
.
Например:
Здание
было
в
два
этажа
,
Первым
пришел
дед.

7)
Сказуемые
могут быть выражены
наречиями
или включать в свой состав наречие.
Функцию сказуемого приобретают
качественные и качественно-обстоятельственные
наречия. Они употребляются без связки
или с полузнаменательными глаголами,
например:
Ведь
я ей несколько
сродни.

8)
именной
фразеологизм

(
Был
мастер
на все руки
)

9)
цельные
сочетания

(
Он
БЫЛ ОДИН ИЗ НАС
)

*И вообще в лекции
сказано: Средства разнообразны, не
унифицированы.

studfiles.net

Виды сказуемых и способы их выражения

8 класс. Русский язык

Сабақ тақырыбы/ Тема урока/ The lesson` s aims: Виды сказуемых и способы их выражения: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.

Сабақ түрі/ Тип урока/ The lesson type: новый материал

Сабақ мақсаты/ Цели урока/ The lesson` s goal: 1) образовательные: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом, совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

2) развивающие: развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

3)воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что называется подлежащим?

— Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

— Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

— Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

2. Целеполагание.

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

3. Работа по теме.

Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

погост (кладбище)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

фортеция (крепость)

бастион (один из видов крепостных укреплений)

— Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

— Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

— Объясните значение этих слов (по цепочке).

Задание 1. Составить схемы «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым

Примеры:

  1. Лучшего ментора я не желал.

  2. Герой хотел попасть на бастион.

  3. Я был недорослем.

Анализ предложения.

Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.

— Объяснить орфограммы, указать вид сказуемых.

В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради,

Задание 2  Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

 

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

К – I

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.

  2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.

  3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.

  4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

К – II.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…

  2. Как весело провел свою ты младость!

  3. Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.

4. Физкультпауза. Игра «Разминка»

— Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.

— Встаньте, пожалуйста.

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Поднимите, пожалуйста, голову.

— Поднимите руки вверх, пожалуйста.

— Опустите руки.

— Опустите, пожалуйста, руки.  

— Сделайте глубокий вдох.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Протяните правую руку вперед.

— Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

— Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

— Поставьте руки на пояс.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Опустите руки, пожалуйста.

— Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

5. Анализ текста.

В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.

В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

                                   Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

6. Самостоятельная работа.

Задание по выбору.

Работа с учебником, выполнение упражнений

7. Тест.

1) Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

1. Простым предложением является:

А 1,2.               Б 2,3.                В 1.               Г 3,4

2. Причастный оборот есть в предложении:

А 2.                  Б 2,3.               В 3.                  Г 4

3. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1.                   Б 2.               В 3.                      Г 4

4. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4.                Б 2,3, 4.            В 1, 2.                  Г 2.

5. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

Ключ.

I. В      II. В     III. Г      IV. Б    V. В

8. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

— Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

— На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

— Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

— Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

— Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

9. Домашнее задание (по выбору):

  1. параграф №21, упр. 111

  2. параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

infourok.ru

расскажите о способах выражения сказуемого

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и под.

Сказуемое обладает не только лексическим значением, т. е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения — предикативность) .

Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах) . В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.

Простым называется сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним компонентом. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как только глагол имеет формы наклонения и одновременно с лексическим значением способен выразить и грамматическое значение.

В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены разными компонентами. Оно состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и основной части, выражающей лексическое значение. В зависимости от того, какой частью речи выражена основная часть сказуемого, составное сказуемое может быть глагольным и именным.

Сказуемое – один из главных членов ДСП, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим. Королева хотела погубить Белоснежку. Она отравила самое красивое яблоко и притворилась монашкой. Сказуемое выражает грамматическое и лексическое значение, причем в простом сказуемом лексическое и грамматическое значение соединены в одном слове, а в составных сказуемых эти значения разделены, лексическое выражает смысловая часть (инфинитив или именная часть) , а грамматическое выражено вспомогательными глаголами и связками. Всего выделяют три типа сказуемого – простое глагольное (далее ПГС) , составное глагольное (СГС) , составное именное (СИС) .

Сказуемое вместе с подлежащим составляют предикативную основу предложения. О предикативности говорят как о способе для говорящего выразить в предложении своё отношение к действию или состоянию как к реальному или нереальному и происходящему в определеном времени, следовательно, основным для выражения предикативности членом предложения будет именно сказуемое, так как у глагольной формы сказуемого есть категории наклонения, выражающего отношение к реальности действия, и времени. В предложении Мама мыла раму выражается реальность действия, которое происходит в прошедшем времени. Это выражено в глагольной форме изъявительного (=реального) наклонения прошедшего времени. Если мы изменим форму глагола (=сказуемого) , изменится в первую очередь время: Мама моет раму – реальное действие в настоящем времени. При изменении Мама, вымой раму! действие не отражает реальности, а значит, ни с каким временем не соотнесено. При изменении субъекта действия Петя мыл раму меняется подлежащее, при этом меняются соотносительные формы сказуемого, что подчеркивает взаимозависимость двух этих членов. Возможность выразить в форме сказуемого предикативность мы будем характеризовать в тексте как грамматическое значение сказуемого в отличие от лексического.

2.1.Простое глагольное сказуемое (ПГС) .

Еще раз оговорим, что ПГС – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены одним словом или одним и тем же компонентом. Способы выражения ПГС могут быть различные:
1. ПГС выражается спрягаемыми формами глагола в каком-либо наклонении. Изъявительное наклонение указывает на реальность действия, а условное и повелительное – на нереальность (желательность или требование осуществления действия) . Это самый простой и распространенный способ выражения ПГС, когда лексическое и грамматическое значения действительно выражены одним словом. – Гномики работают с утра до вечера. Белоснежка убралась в доме и перемыла всю посуду. «Я буду сидеть дома, а вы будете зарабатывать деньги! » — предложила Белоснежка гномикам. «Не открывай никому! » — строго заявил Ворчун. «Я бы съел мороженое! » — мечтательно произнес Тихоня. NB: обратите внимание, что будущее время в русском языке представлено сочетанием двух слов, но сказуемое мы считаем ПГС, т. к. использование двух слов — способ выражения одного значения — изъявительное наклонение, будущее время глаголов несовершенного вида. Также необходимо помнить, что частица БЫ входит в состав сослагательного наклонения глагола, а значит, является частью ПГС.

2. ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом, неразложимым сочетанием слов, выражающим одно лексическое значение. ( вышел из себя, принял участие, из пальца высосал, пришел в себя, впал в ярость, забил тревогу) . Эти обороты выражают единое действие, а цельное словосочетание синонимично одному глагольному слову: Ворчун вышел из себя = рассердился. Он целые дни бьет баклуши = бездельничает.

3. ПГС может быть выражено сочетанием двух глаголов в одинаковой форме, первый из которых обозначает действие, а второй — цель действия: «Пойду погуляю в лесу», — сказала Белоснежка друзьям.

4. ПГС выражается конструкцией «взять + и/да и /да + глагол в той же форме, что и взять», где первый из глаголов выступает в ослабленном лексическом значении, фактически в р

Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное. Для того чтобы быстро и правильно определить вид сказуемого в отдельном случае, необходимо, во-первых, представлять схему состава сказуемого, во-вторых, уметь применять теоретическую схему на конкретном языковом материале. Рассмотрим типы сказуемых, кратко охарактеризуем каждый из них и проследим реализацию на примере.

1. Простое глагольное сказуемое.

Это самый простой тип сказуемого – оно выражено глаголом в каком-либо наклонении. Например, он играет; пришел бы пораньше и др. Чаще всего этот тип запоминают по формуле: одно слово в сказуемом, значит, сказуемое простое глагольное. Не сложно догадаться, что эта формула ошибочна: к данному типу относятся сказуемые, в составе которых имеется 2, 3 и даже больше слов. Например:

Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное) .

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение) .

Он вышел из себя (фразеологизм) .

Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах) .

Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм) .

Обижайся не обижайся, а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не) .

Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме) .

2. Составное глагольное сказуемое.

Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив. Все эти элементы должны присутствовать в сказуемом, чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов – их может быть больше.

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться.

Ты должен учиться.

Он был охотник повеселиться.

Я был не в состоянии думать об этом.

Отметим, что в качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия – начать, продолжать, стать, бросить) или модальные слова (должен, обязан, хочет) .

3. Составное именное сказуемое.

Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Погода была хорошая.

Книга – верный друг.

У него характер твёрже стали.

Трава скошена.

Вечер тих.

Ошибка была налицо.

Дважды два – четыре.

Эта тетрадь моя.

touch.otvet.mail.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о