Английский парламент в средние века – Английский парламент эпохи средневековья.

Английский парламент эпохи средневековья.


Хоружий В.В.,

студент юридического факультета,

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар,

E-mail: [email protected]

Основным содержанием государственно-правовой эволюции Англии с XI в. до начала XIV в. был процесс централизации страны и усиления королевской власти. Королевская власть в ту эпоху «…была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства» [1, с. 21]. Такая позиция королевской власти и определяла прогрессивность складывающихся централизованных монархий по сравнению с государством эпохи феодальной раздробленности.

Зарождение английского парламента проходило в условиях, отличавшихся от условий появления сословно-представительные учреждений в странах Европы, где они собирались и распускались по инициативе короля. В Англии же первый парламент 1265 г. был созван отнюдь не по желанию, а вопреки воле короля лидером баронской оппозиции Симоном де Монфором, которого англичане до сих пор называют «отцом английской свободы», а образ правления закрепленным им в «Форме управления государем-королем и королевством» (1264) — началом конституционного правления. Это, конечно, далеко не так. Но факт остается фактом — возникновение сословного представительства в Англии является вовсе не заслугой короля, а результатом деятельности оппозиции королевской власти.

Парламент способствовал усилению английского феодального централизованного государства и оказал большое влияние на дальнейшее политическое развитие Англии. Он облегчал проведение в жизнь решений, принятых королем, подкрепляя их своим авторитетом («что касается всех, должно быть всеми одобрено»).

Изучая историю английского парламента, процесс его становления и постепенного превращения в постоянно действующее учреждение, мы видим его основную специфику в том, что в нем начинают участвовать представители городов и графств. Именно их участие делает его парламентом в позднейшем специфическом значении этого слова, отделяя его от совета магнатов (magnum of consilium) и королевского совета (consilium regis). Это наделяет английский парламент тем своеобразием, которое отличает его от сословного представительства в других странах. Это объясняет тот факт, что английский парламент оказался самым жизнеспособным и действенным из всех европейских сословно-представительных учреждений.

Эволюция английского парламента с эпохи нового времени до наших дней показала, что королевская власть и парламент в Англии как бы меняются местами. Монархия становится номинальной, а парламентаризм — основой политической жизни страны. Естественно, проводить параллель парламента конца XIII в. с парламентом начала XXI в. было бы слишком смело, да и по сути своей неверно. Но несомненен тот факт, что именно английский парламент конца XIII в. стал эталоном для появления сословно-представительных учреждений в других странах (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сеймы в Венгрии и Польше и т.д.). А английский парламент начала XXI в. остается эталоном истинно конституционной, парламентской формы правления в современном мире.

Список литературы:

  1. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — М., 1952

journalpro.ru

Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Парламент окончательно сложился в правление Эдуарда I (1272—1307). С этого времени английское феодальное государство приобретает форму сословной монархии. Создание парламента еще более укрепило феодальное государство, сплотило все эксплуататорские группы. Опираясь на парламент, король энергично проводил антикрестьянскую политику. В то же время он, стремясь подорвать опасное для королевской власти политическое влияние светской и духовной аристократии, провел проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церковным учреждениям приобретать земли без разрешения короля. Эдуард I и его преемники нуждались в парламенте, так как видели в нем противовес крупным феодалам. Парламент давал возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку. Даже субсидии королю, утвержденные парламентом, легче собирались и давали большие суммы, чем прежние произвольные поборы.

По своей структуре английский парламент отличался от французских Генеральных штатов. В него приглашались личными королевскими письмами архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и бароны. Кроме того, туда вызывались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее крупных городов. Рыцари и городские представители избирались на местных собраниях в графствах и в городах наиболее зажиточными людьми. Массы свободного крестьянства и городская беднота не были представлены в парламенте. Вилланам прямо запрещалось участвовать в выборах.

Король договаривался с парламентом относительно обложения населения налогами. Эдуард I пытался иногда собирать налоги и повышать пошлины и без согласия парламента. Своими вымогательствами он вызвал недовольство рыцарства и горожан, которых поддержали и бароны. В 1297 г. под угрозой нового конфликта Эдуард I издал «Подтверждение хартии», официально утвердившее право парламента участвовать в установлении налогов. Разумеется, основная масса налогоплательщиков — крестьянство и трудящиеся города, не имевшие представительства в парламенте, — никакого участия в этом не принимали.

В первой половине XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин, где заседали рыцари и представители городов: вместе они имели численный перевес над баронами. Прочный союз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил им большее политическое влияние по сравнению с сословно-представи-тельными собраниями других стран, в частности с Генеральными штатами Франции. В XIV в. помимо права устанавливать налоги парламент приобрел право участвовать в издании статутов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты общин.

Многие буржуазные историки, особенно английские и американские, восхваляют английский парламент как якобы «надклассовый» орган народного представительства. В действительности же английский парламент, как и всякое средневековое сословно-представитель-ное собрание, стоял всецело на службе класса феодалов и отчасти городской верхушки и ничего общего не имел с «народоправством». Несмотря на отдельные столкновения с королем, в целом парламент не столько органичивал его действия, сколько подкреплял их своим авторитетом. В частности, парламент активно поддерживал все антикрестьянские мероприятия феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп — баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII—XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов — баронства — и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени — рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПАРЛАМЕНТ АНГЛИЙСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодательный орган Великобритании.

Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная), в которую входили ближайшие королевские советники.

С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453, потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. П. а. добился права законодательной инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.

В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов, нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в., возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики (1649). В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля (1653). После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори, ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.

После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции и к концу 18 в. центром политической жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В конце 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирландский парламент (созданный в конце 13 в. на территории Ирландии, завоёванной англичанами) был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.

На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2% нас. В результате избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 были ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых имелось лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки) часть женщин. Окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928. В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов П. а.

Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. Тем самым право заседать в Палате лордов впервые получили женщины. В 1999 число наследственных пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия, неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиционном виде. В 1992 спикером Палаты общин впервые была избрана женщина – Б. Бутройд (род. 1929).

После восстановления шотландского парламента, создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998–99) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотл., валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании британского правительства. Не имеют официального представительства в парламенте о. Мэн, Нормандские острова, а также заморские территории Великобритании.

В 2009 после создания Верховного суда Великобритании Палата лордов утратила судебные функции. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент, установлены фиксированные даты парламентских выборов каждые 5 лет (начиная с 2015).

bigenc.ru

АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Создание английского парламента

Возник в средневековой Англии в XIII в. в качестве сословно-представительного собрания при монархе. Состоял из Большого совета, королевской курии и делегатов из числа рыцарей и горожан от отдельных графств. Одно из первых подобных собраний в этом составе состоялось в 1254 г. Еще до этого, согласно Великой хартии вольностей, король не мог собрать новый налог без согласия королевской курии, что затем становится ключевой функцией английского парламента. Король Генрих III в 1258 г. заключил с баронами Оксфордские провизии, по которым парламент должен был собираться не реже трех раз в год. К концу XIII в. регулярный созыв парламента стал устойчивой традицией. Наиболее представительным был т.н. Образцовый парламент 1295 г., в заседании которого участвовало 400 членов, представлявших все сословия, за исключением крестьян. Король Эдуард I в 1297 г. обещал не вводить новые налоги без согласия парламента. Со 2-й четверти XIII в. в обиход входит слово «парламент». Чаще всего заседания проходили в пригороде Лондона Вестминстере. До 1340 г. представители всех сословий заседали вместе, и только в этом году при голосовании по вопросу введения нового налога, голоса разделились по социальному составу делегатов. В XIV в. в парламент стал делиться на 2 палаты: Палату лордов (место здесь передавалось по наследству) и Палату общин, в которую избирались делегаты из числа рыцарей и горожан. С 1377 г. Палата общин стала выбирать спикера для контакта с монархом. В XIV в. за парламентом окончательно закрепляется право на введение налогов и законосовещательная функция.

В 1430 г. были введены квоты для графств, участвующих в выборы делегатов в Палату общин, а также определен имущественный ценз. В конце XIV – начале XV вв. Палата общин добилась права законодательной инициативы.

В XVI в. полностью складывается процедура законодательной деятельности, парламент получил ряд привилегий, важнейшим из которых стала свобода слова для делегатов, парламентарии получили права аудиенции у короля.

Усиление роли парламента в политической жизни страны

В XVII в. Английский парламент сыграл значительную роль в событиях Английской революции, стал центром политической жизни страны, противостоял королю Карлу I во время гражданской войны. В 1649 г. в Англии утвердилась республиканская форма правления, парламент стал однопалатным после упразднения Палаты лордов и в его руках находились все нити управления государством. В 1653 г. под давлением военных, парламент назначил Кромвеля лордом-протектором, в стране установился его личный авторитарный режим. Парламент неоднократно распускался. После его смерти, и недолго правления его сына Ричарда, в 1660 г. произошла  реставрация Стюартов, Англия вновь стала монархией, а парламент был восстановлен в дореволюционном виде. Однако вскоре вновь парламент сыграл важную роль в жизни страны, политические партии вигов и тори были недовольны правлением короля Якова II, и лидеры партий обратились к Вильгельму III Оранскому с предложением свергнуть короля. В результате событий «Славной революции», роль парламента резко усилилась. Новый король подписал  в 1689 г. Билль о правах, по которому законы принимались парламентом, именно он определял численность армии, вводил налоги. В 1694 г. был принят закон о  ежегодных парламентских заседаниях и о проведения выборов в Палату общин раз в три года. С 1701 г. согласно Акту о престолонаследии, была укреплена судебная ветвь власти, провозглашалась несменяемость судей, даже в случае проступка судья мог быть лишен должности только по решению обеих палат парламента. В 1707 г. после того парламенты приняли Акт об унии между Англией и Шотландией, был создан единый парламент Великобритании. При этом сохранили действие законы Шотландии принятые до этого. В 1721 г. впервые лидер партии вигов, набравших большинство на выборах, Р. Уолпол впервые стал премьер-министром, при этом оставаясь членом Палаты общин. В 1800 г. между Англией и Ирландией была заключена уния, после чего 100 ирландских делегатов вошло в объединенный парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Согласно акту о народном представительстве (1867 г.) в случае смерти короля, парламент не распускался. С 1911 г. Палата общин получила право самостоятельно решать вопросы налогов и государственной казны. Продолжительность работы парламента устанавливалась в 5 лет.

Изменения в работе и структуре английского парламента в XX в.

В 1958 г. Палата лордов была реформирована, в ее составе появились пожизненные места для видных деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов, которые давались за исключительные заслуги перед государством (фактически определялись премьер-министром). Согласно акту 1999 г. право наследования для членов Палаты лордов было отменено, «временно» сохранено 92 титула наследственных пэров (фактически постоянное). В 2005 г. была введена должность спикера Палаты лордов (кандидат должен быть внепартийным). В настоящее время верхняя палата парламента имеет лишь право отлагательного вета.

В XIX – XX вв. значительные изменения коснулись системы выборов в Великобритании. В 1872 г. выборы в парламент стали тайными. В 1885 г. вся территория королевства была разделена на избирательные округа с примерно равным количеством жителей (один депутат от 54000 избирателей). После первой мировой войны, в 1918 г. избирательное право получили мужчины старше 21 года и  некоторые женщины (с 30 лет, кроме этого накладывался имущественный и денежный ценз). С 1928 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.  

В 1998-1999 гг. премьер-министр Т.Блэр провел реформу по децентрализации страны, был восстановлен парламент Шотландии, создана Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии. Им были делегированы ряд законодательных полномочий, преимущественно в сфере местного самоуправления, социальной сферы, транспорта. При этом депутаты парламентов продолжили участвовать в заседания парламента Соединённого Королевства.

В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, согласно которой с 2009 г. был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей,  Палата лордов перестала быть высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции исполнял Апелляционный комитет палаты лордов, в который пэры назначались по особому порядку, и его члены не участвовали в обсуждении политических вопросов. В 2011 г. было отменено право монарха распускать парламент.

w.histrf.ru

29.Средневековый английский парламентаризм.

Ряд положений Великой Хартии приобрели
новую силу и значение благодаря
возникновению парламента — представительного
сословного собрания, созываемого и
распускаемого по желанию короля. В
период сеньериальной монархии король
управлял в содружестве с относительно
узким кругом сверстников в лице баронов
и прелатов. Первая попытка организовать
самостоятельный совет по сословному
принципу, намеченная в Великой хартии
— это Совет баронов, который в
действительности собирался вплоть до
1258 г. Графский стр. 291

Следующей стадией организации сословной
активности стал парламент, созданный
Симоном де Монфором, сводным братом
правевшего тогда короля Генриха III, в
период очередной сословной смуты, когда
бароны частично перешли на сторону
короля, Симону де Монфору, эрлу Лейчестера,
пришлось опираться помимо баронов, так
же на рыцарей и горожан. Собране знати
Симон де Монфор назвал парламентом (от
франц. «парлеман» — собрание для
обсуждения). В.В. Штокмар. История Англии
в средние века. С-П. 2001. стр. 67-68

20 января 1265 года в Вестминстере собрался
первый английский парламент. Помимо
баронов, сторонников Монфора, и высшего
духовенства в него вошли по два рыцаря
от каждого графства и по два горожанина
от каждого крупного города Англии. Так
в ходе гражданской войны возникло
сословное представительство. Правда
от городов в парламент проходили в
основном представители городских
верхов, но в целом выход на политическую
арену горожан и рыцарства имело огромное
значение. Графский стр. 291

После подавления оппозиционного
парламента и его организаторов английские
короли пришли к заключению о выгодах
подобного собрания знати, в частности
о новых взаимоотношениях, в деле
санкционирования конкретных мер или
установлений.

Созыв первого такого собрания с новыми
функциями приходился на правление
Эдуарда I. Энциклопедический словарь
Бронгауза и Эфрона Противник и
победитель Монфора, Эдуард I, постоянно
занимавшийся войнами во Франции,
Шотландии, был принужден вернуться к
той же системе чтобы обеспечить себе
достаточные субсидии. Начиная с 1295 он
начал созывать Парламент по образцу
1265 года. Графский стр. 291 Созванный в
1293 Парламент получил название модельного
(образцового). Это было связано от части
с тем, что к этому времени по разным
причинам заметно уменьшился приток в
казну от феодальных повинностей. В.В.
Штокмар. История Англии в средние века.
С-П. 2001. стр. 67-68 В 1297 году Эдуард I издал
«подтверждение» Хартии» (второй вариант
Хартии, называется статутом «О не
наложении податей»). В этом документе
говорилось, что ни один налог не будет
взиматься без согласия Парламента.
Король признал право сословных
представителей утверждать налоги: это,
однако, не означало, что налоги могли
взиматься только с согласия плотильщиков.
Основная масса крестьян и горожан не
была представлена в парламенте: их
согласие не имело никакого значения.
Налоги вотировались только рыцарями,
баронами, духовенством и богатыми
горожанами. Королевской власти было
легче собирать налог, вотированный
этими сословиями, чем добывать деньги
другими путями. Графский стр. 292

В связи с эти Эдуард I вместо Совета
знати, который был созван Симононом де
Монфором, учредил палату общин (house
commons).

К середине XIV века сложилось разделение
парламента на Верхнюю и Нижнюю. Палату
Лордов и Палату Общин. Эти названия
вошли в широкое употребление позднее,
в 16 веке Верхняя палата включала
представителей светской и церковной
аристократии, входивших и в Большой
королевский совет. Лордам рассылались
именные приглашения на сессии за подписью
короля. В теории монарх мог и не приглашать
того или иного магната, в действительности
случай, когда главы знатных фамилий не
приглашались в Парламент стали к XV веку
редкостью. Сложившаяся в Англии система
прецедентного права давала основания
лорду, получившему однажды такое
приглашение считать себя постоянным
членом Верхней палаты.

Число Лордов было не велико. Даже если
все приглашенные приезжали на сессию,
а такого в XIV-XV вв. никогда не случалось,
редко собиралось около 100 человек.
Заседание палаты лордов обычно проводилось
в Белом зале Вестмирстерского дворца.

Ситуация с палатой Общин была иной. Как
отдельная парламентская структура —
эта палата оформилась постепенно в
течение второй половины XIV века.

Название Нижней палаты происходит от
слова commons (община). В XIV веке оно обозначало
особую социальную группу, включающую
рыцарство и горожан. Таким образом,
общинами стали называться та часть
свободного населения, которая обладала
полнотой прав, определенным достатком
и добрым именем. Постепенно оформилось
право каждого принадлежащего к этой
категории подданных избирать и быть
избранным в каждую палату парламента.

К концу столетия оформилась должность
спикера, который избирался депутатами
из своих рядов и представлял палату
(отнюдь не возглавляя её) на переговорах
с лордами и королем. Появление этой
фигуры характерно для специфики нижней
палаты, которая была, прежде всего,
собранием, т.е. коллективной организацией.
Депутаты избирались на местах по тому
же принципу, который действовал со
времени первого парламента Монфора: по
два рыцаря от каждого графства и по два
представителя от наиболее значимых
городов. Перечень таких городов не
оставался неизменным: соответственно
и менялось и число членов нижней палаты.
В среднем оно составляло в середине XIV
в. 200 человек.

Члены нижней палаты — в отличие от лордов
— получали денежное довольствие: рыцари
графств — по 4 шиллинга, горожане — по 2
шиллинга, на каждый день сессии. К началу
XV в. Эти выплаты стали традиционными.

Духовенство кроме архиепископов,
епископов и аббатов крупнейших монастырей,
приглашавшихся в палату лордов,
участвовало в работе парламента лишь
на первых парах. Оно имело свой
представительный орган где обсуждались
и внутрисословные вопросы, и финансовые
отношения с короной.

Палата общин заседала в Капитолии
Вистмирстерского аббатства. Обе палаты
объединились только для участия
торжественной церемонии открытия
парламентской сессии. Король произносил
речь перед собравшимися; члены нижней
палаты слушали её стоя за барьером.

С 1330 г. Парламент собирался не реже
одного раза в год (фактически чаще — до
4 раз на протяжении года, когда этого
требовала политическая ситуация).
Заседания за вычетом времени переездов,
праздников и прочих перерывов продлилось
в среднем от двух до пяти недель. Так
как парламент открывался по приглашению
короля, то его участники собирались в
том месте, где в данный момент находился
королевский двор. Как правило, это было
Вестмирстерское аббатство.

Языком парламентской документации,
особенно протоколов совместных заседаний
палат, был французский. Некоторые записи,
в основном служебные или относящиеся
к делам церкви, велись на латыни. В устной
парламентской речи в основном также
французский, но с 1363 г. речи депутатов
иногда произносились на английском
языке.

В XIV-XV вв. в обществе складывается
представление и о статусе депутатов.
Это понятие равно касалось членов обеих
палат и включало ряд юридических
привилегий, прежде всего депутатскую
неприкосновенность. Последняя, вошедшая
в практику к началу XV в., подразумевала
охрану жизни и имущества депутатов, а
также свободу от ареста. Омельченко
О.А. Всеобщая история государства и
права ЗС. М.2006. стр. 24,25,26

Возникновение сословного представительства
имело большое значение в процессе роста
централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии
родилась новая форма феодального
государства — сословно-представительная,
или сословная, монархия, является
важнейшим и закономерным этапом
политического развития страны, развития
феодального государства.

studfiles.net

4. Структура и компетенция Парламента (XIII-XIV веков)

К
концу XIII в. королевская власть окончательно
осознала необходимость компромисса,
политического соглашения с феодалами
всех рангов и верхушкой горожан в целях
установления политической и социальной
стабильности. Следствием такого
соглашения явилось завершение формирования
органа сословного представительства.
В 1295 году был созван «образцовый»
парламент, состав которого послужил
моделью для последующих парламентов
Англии. Помимо лично приглашенных
королем крупных светских и духовных
феодалов в него вошли по два представителя
от 37 графств (рыцари) и по два представителя
от городов.

Создание
парламента повлекло за собой изменение
формы феодального государства,
возникновение монархии с сословным
представительством. Соотношение
социально-политических сил в самом
парламенте и вне его определило
особенности как структуры, так и
компетенции английского средневекового
парламента. До редины XIV в. английские
сословия заседали вместе, а затем
разделились на две палаты. При этом
рыцари от графств стали заседать вместе
с представителями городов в одной палате
(палата общин) и отделились от крупнейших
магнатов, образовавших верхнюю палату
(палату лордов). Английское духовенство
не являлось особым элементом сословного
представительства. Высшее духовенство
заседало вместе с баронами, а низшее —
в палате общин.

Первоначально
при выборах в парламент не существовало
избирательного ценза. Статут 1430 года
установил, что в собраниях графств,
избиравших представителей в парламент,
могут участвовать фригольдеры, получавшие
не менее 40 шиллингов годового дохода.

Первое
время возможности парламента влиять
на политику королевской власти были
незначительны. Его функции сводились
к определению размеров налогов на
движимость и к подаче коллективных
петиций на имя короля. Правда, в 1297 году
Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию
вольностей, в результате чего появился
Статут «о неразрешенности налогов».
В нем говорилось, что обложение налогами,
пособиями и поборами не будут иметь
места безобщего согласия духовенства
и светских магнатов, рыцарей, горожан
и других свободных людей королевства.
Однако в Статуте содержались оговорки,
допускавшие возможность взимания
королем ранее существовавших сборов.

Постепенно
парламент средневековой Англии приобрел
три важнейших полномочия: право на
участие в издании законов, право решать
вопросы о поборах с населения в пользу
королевской казны и право осуществлять
контроль над высшими должностными
лицами и выступать в некоторых случаях
в качестве особого судебного органа.

Право
законодательной инициативы парламента
возникло из практики подачи коллективных
парламентских петиций королю. Чаще
всего они содержали просьбу о запрете
нарушения старых законов или об издании
новых. Король мог удовлетворить просьбу
парламента или отвергнуть ее. Однако в
течение XIV в. было установлено, что ни
один закон не должен быть принят без
согласия короля и палат парламента. В
XV в. установилось правило, что ходатайства
парламента должны облекаться в форму
законопроектов, которые получили
название «биллей». Так оформилось
понятие закона (статута) как акта,
исходящего от короля, палаты лордов и
палаты общин.

В
течение XIV в. постепенно закрепилась
компетенция парламента в финансовых
вопросах. Статут 1340 года провозгласил
без каких-либо оговорок недопустимость
взимания без согласия парламента прямых
налогов, а статуты 1362 года и 1371 года
распространили это положение на косвенные
налоги. В XV в. парламент стал указывать
назначение предоставляемых им субсидий
и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь
подчинить своему контролю государственное
управление, парламент с конца XIV в.
постепенно ввел процедуру импичмента.
Она состояла в возбуждении палатой
общин перед палатой лордов как высшим
судом страны обвинения против того или
иного королевского должностного лица
в злоупотреблении властью. Кроме того,
в XV в. утвердилось право парламента
прямо объявлять преступными те или иные
злоупотребления. При этом издавался
специальный акт, утверждаемый королем
и получивший название «билля об
опале».

К
середине 14 в. сложилось разделение
парламента на две палаты — верхнюю и
нижнюю, палату лордов и палату общин.
Эти названия вошли в широкое употребление
позднее, в 16в. Верхняя палата включала
представителей светской и церковной
аристократии, входивших и в Большой
королевский совет. Лордам рассылались
именные приглашения на сессии за подписью
короля. В теории монарх мог и не приглашать
того или иного магната; в действительности
же случай, когда главы знатных фамилий
не приглашались в парламент, стали к
15в. редкостью. Сложившаяся в Англии
система прецедентного права давала
основание лорду, получившему однажды
такое приглашение, считать себя постоянным
членом верхней палаты.

Число
лордов было невелико. Даже если все
приглашенные приезжали на сессию, а
такого в 14-15вв. почти никогда не случалось,
редко собиралось более ста человек.
Заседание палаты лордов обычно проводилось
в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация
с палатой общин была иной. Как отдельная
парламентская структура эта палата
оформилась постепенно, в течение второй
половины 14в. Название нижней палаты
происходит от слова commons (общины). В 14в.
оно обозначало особую социальную группу,
включавшую рыцарства и горожан. Таким
образом, общинами стала называться та
часть свободного населения, которая
обладала полнотой прав, определенным
достатком и добрым именем. Постепенно
оформилось право каждого принадлежавшего
к этой категории подданных избирать и
быть избранным в нижнюю палату парламента
(сегодня мы называем такие права
политическими). К концу столетия возникла
должность спикера, который избирался
депутатами из своих рядов и представлял
палату (отнюдь не возглавляя ее) на
переговорах с лордами и королем. Появление
этой фигуры характерно для специфики
нижней палаты, которая была, прежде
всего, собранием, т.е. коллективной
организацией. Депутаты избирались на
местах по тому же принципу, который
действовал со времени первого парламента
Монфора: по два рыцаря от каждого графства
и по два представителя от наиболее
значимых городов. Перечень таких городов
не оставался неизменным; соответственно
менялось и число членов нижней палаты.
В среднем оно составляло в середине
14в. двести человек (к началу 18в.
представителей общин было уже более
пятисот). Члены нижней палаты — в отличие
от лордов — получали денежное довольствие:
рыцари графств — по четыре шиллинга,
горожане — по два шиллинга за каждый
день сессии.

С
1330г. парламент собирался не реже одного
раза в год (фактически чаще — до четырех
раз на протяжении года, когда это
требовала политическая ситуация).
Заседания, за вычетом времени переездов,
праздников и прочих перерывов, продолжались
в среднем от двух до пяти недель. Так
как парламент открывался по приглашению
короля, то его участники собирались в
том месте, где в данный момент находился
королевский двор. Как правило, это было
Вестминстерское аббатство. Языком
парламентской документации, особенно
протоколов совместных заседаний палат,
был французский. Некоторые записи, в
основном служебные или относящиеся к
делам Церкви, велись на латыни. В устной
парламентской речи в основном также
использовался французский, но с 1363г.
речи депутатов иногда произносились и
на английском языке. В 14-15вв. в обществе
складывается представление и о статусе
депутата. Это понятие равно касалось
членов обеих палат и включало ряд
юридических привилегий, прежде всего
депутатскую неприкосновенность.

studfiles.net

7. Английский парламент — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

К Оглавлению


Английский парламент был специфичным сословно-представительным органом, не похожим ни на один представительный институт Европы. Он оформился в ходе гражданских войн 1263-1267 гг. К этим войнам привели, с одной стороны, чрезвычайно укрепившаяся королевская власть и с другой — стремление английских баронов ее ограничить. К XIII в. английские бароны настолько окрепли экономически, что испытывали потребность в собственных сильных политических позициях. В ходе гражданских войн стабильность и равновесие политических сил, свойственное английскому государству, были серьезно подорваны.
Гражданские войны XIII в. были уже вторым глубоким политическим кризисом в истории Англии. Первый кризис пришелся на правление английского короля Иоанна Безземельного (1199-1216), который начал катастрофически быстро терять английские владения на территории Франции. Этой ситуацией воспользовались бароны, чтобы потребовать от короля предоставления им политических прав и политической независимости. Иоанн Безземельный вынужден был пойти им навстречу, и в 1215 г. он предоставил баронам «Великую хартию вольностей» — первую конституцию английской феодальной монархии.
Еще до начала гражданских войн, в 1258 г. бароны собрались на съезд в Оксфорде. Этот съезд получил название «Бешеного Парламента». «Бешеный Парламент» выработал новую конституцию — «Оксфордские провизии». Эта конституция утвердила режим баронской олигархии в стране. Вся власть в Англии передавалась «Совету пятнадцати баронов», без согласия с которым король не мог принимать никаких решений. Таким образом, «Бешеный Парламент», не будучи конституционно оформленным Парламентом, уже существенно ограничивал власть короля. Кроме того, «Советом пятнадцати баронов» была создана комиссия для проведения в Англии политических реформ. Все эти события послужили прелюдией к созданию конституционно оформленного английского Парламента.
Первый английский Парламент был созван в 1265 г. На нем присутствовали представители различных социальных слоев — светские и духовные феодалы, рыцари от графств и представители от городов. После окончания гражданских войн в 1267 г. Парламент не был ликвидирован. К этому времени он уже прочно укоренился в государственной системе Англии. С конца XIII в. в Англии окончательно утверждился парламентский конституционный строй.
С учреждением Парламента английское феодальное государство принимает форму сословно-представительной монархии.
При Эдуарде I (1272-1307) Парламент использовался королем как противовес претензиям крупных феодалов. Эдуард I попробовал проводить налоговую политику без Парламента. Это привело короля к конфликту с ним, и король вынужден был издать закон, получивший название «Подтверждения Хартии». Закон подтверждал «Великую хартию вольностей» 1215 г.
В XIV в., помимо функции утверждения налогов, Парламент добивается права издавать законы — билли. С 1343 г. английский Парламент оформляется как двухпалатный: палата лордов, или пэров, и палата общин. В палате лордов заседали крупные светские и духовные феодалы, в палате общин — рыцари и горожане. С каждым веком Парламент все больше набирал силу. Численность палаты общин была с самого начала гораздо большей, чем палаты лордов. Палата общин приобретает в Парламенте сильное влияние — не столько вследствие численного превосходства, сколько благодаря царившему там духу согласия. В палате общин рано сложился союз рыцарей и горожан.
С развитием товарно-денежных отношений, с зарождением элементов капитализма, в палате общин союз рыцарства и горожан все более и более укреплялся, приводя к дальнейшему усилению их политических позиций в Парламенте и в стране.
Феномен английского Парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии. Ряд историков утверждает, что Парламент с момента своего возникновения никогда не был национальным представительным органом и не являлся выразителем общенациональных интересов страны. В Парламенте никогда не были представлены низы городского населения и крестьянство.
Английский Парламент в своих конкретных действиях выражал интересы светских и духовных феодалов, поддерживая их антикрестьянскую политику. С развитием капитализма в Англии Парламент принял жесткое рабочее законодательство.
И тем не менее Парламент сыграл существенную политическую роль в истории Англии. Именно он, ограничив власть короля, принес стране на новом историческом этапе политическую стабильность и равновесие, что повлекло за собой стабильность во всех областях государственного бытия — экономике, социальных отношениях, культуре и т.д. Ограничив верховную власть, Парламент способствовал централизации и укреплению централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент — король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.

www.sedmitza.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о