Внешняя политика ссср в 1953 1964 гг – 64. Внешняя политика ссср в 1953–1964 гг.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. История СССР

Пересмотр внешнеполитического курса в СССР начался после смерти Сталина. В 50-х гг. Маленков начал говорить о «разрядке» напряженности в международных отношениях. Рассмотрим далее отличительные черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Мирные договоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 годах была ориентирована в первую очередь на установление мирного взаимовыгодного взаимодействия с зарубежными странами. По инициативе советского руководства было подписано множество соглашений. Так, в 1953-м, 27 июля, был заключен договор о перемирии в Корее. В качестве основного средства ослабления напряженности на мировой арене руководство страны видело расширение сфер сотрудничества с другими государствами. В 1955-м, 25 января, Президиумом ВС был принят Указ, прекращающий состояние войны с Германией. В сентябре того же года глава правительства ФРГ прибыл в Москву. В ходе визита были установлены дипломатические отношения с Западной Германией. В 1955-м, в середине мая, был подписан договор с Австрией. В соответствии с ним также было прекращено состояние войны. Документом устанавливался государственный суверенитет и гарантировался нейтралитет.

В 1956 г. СССР вернул арендуемую территорию Финляндии – Порккала-Удд, где находилась военно-морская база Союза. В середине июня Карело-Финскую союзную республику преобразовали в автономную. В том же 1956-м, 19 октября, Япония и СССР приняли декларацию о восстановлении дипотношений и прекращении военного состояния. К концу 50-х Советский Союз был связан торговыми контрактами более чем с 70 государствами.

Внешняя политика СССР 1953-1964 (кратко)

Ключевые направления были определены на XX съезде партии. Хрущев объявил на заседании об отсутствии неизбежности следующей мировой войны, указав на возможности разных путей перехода к социалистической системе и мирного соседства стран с различным политическим строем. В документах съезда особо подчеркивалась верность Советского Союза принципам независимости и суверенитета во взаимодействии с зарубежными странами. При этом Хрущев утверждал, что сосуществование государств в мире выступает как специфический тип классовой борьбы. Она исключает только военные методы и не распространяется на идеологию. В 1957 МИД возглавил крупный дипломат Громыко. Внешнеполитическое ведомство находилось под его руководством до 1985-го. Громыко внес большой вклад в развитие переговорного процесса по вопросу установления контроля над гонкой вооружений.

Изменения в военной доктрине

В 1956-м проявилась определенная противоречивость внешней политики СССР 1953-1964 гг. Ряд зарубежных стран сформировал блоки, деятельность которых была направлена, кроме прочего, на сдерживание влияния государств социалистического лагеря и становления национально-освободительного движения колониальных народов.

В 1956 г. в военная доктрина Советского Союза была подвергнута изменениям. Они были обусловлены переходом от массового использования на поле боя солдат к ракетно-ядерному противостоянию. Первая в мире баллистическая межконтинентальная ракета была успешно испытана в 1957 г. Она обладала значительной дальностью и могла достичь территории США. С 1959 г. было запущено серийное производство этих ракет с последующим оснащением войск ПВО, воздушных и сухопутных сил, началось также строительство подводного ракетно-ядерного флота. Америка, наблюдая за всем этим, понимает, что Советский Союз вполне может нанести ответный удар в случае новой войны.

Конфликт с США

Несмотря на активное наращивание ракетно-ядерного потенциала, внешняя политика СССР 1953-1964 гг. ориентировалась все же на сотрудничество с государствами в различных сферах. Ключевое значение при этом имели взаимоотношения с США. С 15 по 27 сентября 1959 г. прошел визит Хрущева в Америку. В ходе него Никита Сергеевич был принят Эйзенхауэром, выступил в Национальном клубе печати и на Генассамблее ООН, встретился с фермерами, бизнесменами. Летом 1961 г. предполагался ответный визит американского президента. Но 1 мая во время пребывания на трибуне Мавзолея Хрущев узнал, что самолет-шпион США вторгся в воздушное пространство страны и был сбит под Свердловском. Советское руководство направило ноту протеста. В ответ на нее правительство Америки заявило о «навигационной ошибке», поскольку не знало о том, что пилот самолета, вопреки инструкциям, остался жив, а не взорвал себя. Соответственно, он был взят в плен. Советские власти обнародовали показания пилота и уличили США во лжи. Эйзенхауэр отказался принести извинения. Его визит в СССР был отменен.

Новые переговоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. предполагала жесткое позиционирование страны на мировой арене в условиях наращивания военно-промышленного потенциала. Это, без сомнения, усиливало международную напряженность. В начале июня 1961 г. состоялись переговоры советского руководства с Кеннеди в Вене. На встрече стороны попытались обсудить германский вопрос и запретить ядерные испытания. Хрущев предлагал подписать мирное соглашение с двумя Германиями в соответствии с фактически сложившимися границами, объявив Западный Берлин свободным городом. Но это предложение было отклонено. В свою очередь, Кеннеди не смог добиться установления запрета на ядерные испытания. 13 августа была возведена Берлинская стена. Она стала реальным воплощением «железного занавеса», разделившего Европу. В сентябре Советский Союз, отказавшись от соглашения с Америкой о запрете ядерных взрывов, провел серию испытаний.

Карибский кризис

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. была ориентирована преимущественно на установление военного паритета с США. В 1962-м возникла опасность для двусторонних отношений. Ситуация обострилась в связи с решением Советского Союза разместить на Кубе вооружение с ракетами средней дальности. Америка, в свою очередь, начала подготовку к вторжению. Однако практически в последний момент состоялся телефонный разговор Хрущева и Кеннеди, в ходе которого руководителям удалось прийти к компромиссу. В итоге США выводили ракеты из Турции, а Советский Союз – с Кубы.

Карибский кризис считается апогеем противостояния СССР и Запада. После него начался период относительной разрядки. В 1963-м в Москве был заключен договор между Советским Союзом, Англией и Америкой о запрете ядерных испытаний под водой, в космосе и атмосфере. В короткий срок к соглашению присоединилось более 100 государств. После гибели Кеннеди и смещения Хрущева процесс разрядки прервался.

ОВД

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. была направлена на установление взаимодействия не только со странами Запада, но и с ближайшими соседями. В социалистический лагерь в то время входили Румыния, Болгария, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Албания. Объединившись с Советским Союзом, они создали ОВД (Организацию Варшавского договора). Его участники брали на себя обязательства по оказанию взаимной помощи при военной угрозе, сотрудничеству в работе по обеспечению безопасности и мира. Кроме того, предполагались консультации по вопросам, касающимся общих интересов. С этого момента началось формирование объединенной армии, общего командования.

СЭВ

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. предполагала крупномасштабную помощь странам соцлагеря в сооружении промышленных объектов на их территориях. Ключевым центром отношений стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В качестве ключевых направлений сотрудничества выступали:

  1. Координация планов народного хозяйства.
  2. Торговля.
  3. Культурные связи.
  4. Взаимодействие в области науки и техники.

К этому сотрудничеству впоследствии присоединилась и Куба. В 1958-1964 гг., по решению СЭВ, был сооружен нефтепровод «Дружба» – самый крупный в мире. Его протяженность составила больше 4.5 тыс. км. В 1959-1962 гг. была создана общая энергосистема «Мир». Она связала сети Советского Союза и социалистических стран Европы. При этом большую часть затрат взял на себя СССР. Советское руководство пыталось также наладить отношения с Югославией. В 1955 г. была подписана декларация между представителями стран, в соответствии с которой обозначились направления сотрудничества в культурной, экономической и научной сферах.

Конфликты

Особенности внешней политики СССР в 1953-1964 гг. заключались в решительном стремлении советского руководства установить социализм. Однако влияние «оттепели» обусловило процессы демократизации и десталинизации в некоторых союзных государствах. Стали появляться разногласия между странами. В основном они были связаны с отступлением Советского Союза от установленных принципов и с открытым его вмешательством во внутренние дела других государств. В середине июня 1953-го в Восточном Берлине начались выступления за объединение Германии. Летом 1956 г. демонстрации прошли в Польше. Здесь бастовали рабочие, требовавшие свержения коммунизма. В результате в стране сменилось руководство. В октябре 1956 г. восстание вспыхнуло в Венгрии. Под нажимом антисоциалистических сил руководство государства заявило о выходе из ОВД. Однако в начале ноября в страну были введены советские войска, которые подавили венгерское восстание.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. показала, таким образом, решимость руководства сохранить в государствах Юго-Восточной и Центральной Европы модель социализма.

fb.ru

2)Внешняя политика ссср в 1953-1964 гг.

Отношения
с Западом.

В
50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном
сосуществовании социалистических и
капиталистических государств. В условиях
существования ядерного оружия этот
тезис представлялся наиболее разумным.
Он был закреплен в материалах XX съезда
КПСС в 1956 году. На съезде глава государства
Хрущев назвал условия обеспечения мира
на планете: создание системы коллективной
безопасности и разоружение.

Однако
между СССР и Западом по-прежнему
существовало взаимное недоверие. Обе
стороны предпочитали вести внешнюю
политику с позиции силы. И гонка вооружений
продолжалась.

В
1956 году Хрущев заявил об изменении
военной доктрины СССР: переходе от
массового применения войск на поле боя
к ракетно-ядерному противостоянию. В
1957 году в СССР прошли успешные испытания
первой в мире межконтинентальной
баллистической ракеты. Началось
крупномасштабное оснащение ракетным
вооружением сухопутных сил, войск ПВО
и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного
подводного флота. В этой сфере Советскому
Союзу к началу 60-х годов удалось добиться
приоритета над США.

Советский
Союз часто пользовался своим временным
военным превосходством на переговорах
с западными странами, предпочитая
компромиссам жесткую позицию. Это
усиливало напряженность в мире. Весьма
драматичным оказался 1961 год. В июле
провалом закончилась встреча Хрущева
с президентом США Джоном Кеннеди в Вене.
Еще сильнее обострились отношения с
Западом в августе, когда была возведена
знаменитая Берлинская стена, ставшая
символической границей между двумя
политическими системами. В сентябре
СССР в одностороннем порядке отказался
от соглашения с США о моратории на
ядерные взрывы в атмосфере и провел
серию ядерных испытаний. Все эти акции
сопровождались угрозой применения
ракетно-ядерного оружия.

Но
наиболее опасным оказался Карибский
кризис, разразившийся в 1962 году. Причиной
кризиса стало решение СССР разместить
на Кубе ядерные ракеты средней дальности.
США в ответ начали подготовку вторжения
на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной
войны. В последний момент Хрущеву и
Кеннеди удалось найти компромисс, и
ядерной войны удалось избежать. Обе
стороны согласились вывести свои ракеты:
Советский Союз – с Кубы, а США – с военных
баз в Турции. Кроме того США гарантировали
безопасность Кубы.

Карибский
кризис стал апогеем противостояния
Запада и СССР. После этого в отношениях
Восток – Запад началась полоса
относительной разрядки. Это стало
возможным благодаря взаимному доверию,
которое наметилось между Хрущевым и
Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963
году и смещения Хрущева в 1964 году этот
процесс был прерван.

 

Отношения
с соцстранами.

Одним
из важнейших направлений внешней
политики СССР была поддержка союзных
государств в Европе, Азии, на Кубе.

В
1955 году создан военно-политический блок
соцстран во главе с СССР – Организация
Варшавского договора. Договор подписали
восемь стран Восточной и Центральной
Европы – СССР, ГДР, Польша, Венгрия,
Чехословакия, Болгария, Румыния, Албания.
Участники Договора обязались оказывать
друг другу взаимную военную помощь в
случае внешней агрессии.

Социалистические
страны Европы с воодушевлением встретили
тезис XX съезда КПСС о многообразии форм
перехода к социализму. В некоторых
союзных государствах начались процессы
десталинизации и демократизации.

В
1956 году в Польше прошли демонстрации и
забастовки рабочих. В результате этих
выступлений здесь сменилось руководство
страны. Для подавления выступлений
советское руководство готово было
ввести в Польшу войска, но новому
польскому руководству удалось
урегулировать ситуацию.

В
том же 1956 году вспыхнуло восстание
Венгрии. Резкой критике была подвергнута
руководящая партия труда – в том числе
за ее просоветскую ориентацию. На
территорию Венгрии были введены советские
войска, которые подавили восстание.

Так
СССР показал, что может применить оружие
для защиты социализма и своего влияния
в странах Восточной Европы.

 

Отношения
с «третьим миром».

Одним
из итогов Второй мировой войны стало
крушение колониальных империй. В странах
«третьего мира» нарастало
национально-освободительное движение.
XX съезд КПСС назвал его одним из ведущих
сил революционного процесса в мире.
Советское руководство предпринимало
энергичные меры по вовлечению
освободившихся стран в свою орбиту.

В
1955 году Хрущев и председатель Совета
министров СССР Булганин совершили
визиты в Индию, Бирму, Афганистан. В
последующие годы прошли переговоры с
лидерами более 30 развивающихся стран,
подписано более 20 соглашений о
сотрудничестве. Развивающимся странам
оказывалась широкая экономическая и
военная помощь, советское руководство
делало всё, чтобы склонить страны
«третьего мира» на свою сторону и
направить их развитие по социалистическому
пути. Результатом этой политики стало
усиление противостояния СССР и США.
Западные страны назвали эти действия
СССР «советской экспансией» и развернули
скоординированную борьбу против нее.

studfiles.net

Trojden | Внешняя политика СССР в 1953―1964 гг. — Россия — Советский Союз, 1946–1991 гг.

План:

1. Выработка новых подходов во внешней политике СССР.

2. Концепция «отбрасывания коммунизма» и ее основные составляющие.

3. Создание ОВД и вхождение Германии в НАТО (1955).

4. Успехи советской внешней политики в 1955 г.

5. Концепция «мирного сосуществования» и кризис в социалистическом лагере (1956).

 а) Доктрины «мирного сосуществования» и нового «революционного процесса».

 б) Кризис в социалистическом лагере.

6. Суэцкий кризис и его международные последствия (1956―1957).

7. Внешняя политика СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 а) Отношения с Японией.

 б) Отношения с Китаем.

8. Советско-американские отношения и Второй Берлинский кризис (1958―1961).

9. Карибский кризис и его международные последствия (1962).

10. Становление режима конфронтационной стабильности в 1960-х годах.

11. Политика СССР и проблемы социалистического лагеря в начале 1960-х гг.

1. Выработка новых подходов во внешней политике СССР

После смерти И.В. Сталина во внешней политике СССР наметились первые признаки изменений, которые выразились в смягчении прежних, достаточно жестких подходов высшего советского руководства к большинству международных проблем, в частности, в корейском и германском вопросах, по проблемам вооружений и других. Более того, у части партийно-государственного руководства страны, прежде всего, нового главы правительства Г.М. Маленкова и связанной с ним интеллектуальной элиты, стала активно обсуждаться идея «мирного сосуществования», истоки которой стали возводить к первым политическим актам ленинского правительства в 1917 г. Этой идее теперь стремились придать более современное звучание, сообразное новым послевоенным реалиям, однако официально концепция «мирного сосуществования» основой внешней политики СССР пока так и не провозглашалась.

После долгого перерыва на пост министра иностранных дел СССР вновь вернулся Вячеслав Михайлович Молотов, который, невзирая на его прежние разногласия со И.В. Сталиным, продолжал оставаться одним из самых ярых противников каких-либо уступок со стороны СССР по ключевым вопросам внешней политики. Эта жесткая позиция главы внешнеполитического ведомства страны была связана и с тем, что смерть И.В. Сталина и признаки перемен в политике нового советского руководства вызвали определенный сбой в прежней системе тотального контроля над странами народной демократии, что могло привести к крушению откровенно просоветских политических режимов в ряде восточноевропейских государств. Поэтому уже в мае 1953 г. под давлением Москвы первый секретарь ЦК Венгерской партии труда (ВПТ) М. Ракоши вынужден был уйти с поста председателя Совета министров Венгерской Народной Республики и уступить этот пост представителю либерального крыла партии Имре Надю.

В мае 1953 г. начались массовые беспорядки в ГДР, связанные с тем, что ее политическое руководство взяло курс на форсированное строительство основ социализма в стране. На одном из заседаний Президиума ЦК, где горячо обсуждалось письмо, адресованное Вальтеру Ульбрихту, Вильгельму Пику и Отто Гротеволю, произошла перепалка между В.М. Молотовым и Л.П. Берия по принципиальному вопросу. Глава МИД СССР разумно полагал, что надо убедить германских товарищей повременить с ускоренными темпами строительства социализма в своей стране, но сохранить сам стратегический курс. А глава МВД СССР предложил отказаться от строительства социализма в ГДР и взять курс на создание внеблоковой нейтральной Германии. Это предложение обеспокоило всех членов узкого руководства, которые единым фронтом выступили против Л.П. Берия.

Обстановка в ГДР стала стремительно обостряться, и в этой ситуации восточногерманское руководство обратилось к советскому правительству с предложением использовать советские войска для восстановления порядка в стране. Москва согласилась с этим предложением и привела в боевую готовность 15 дивизий, дислоцированных на территории ГДР. Руководство всей операцией по подавлению беспорядков взяли на себя министр внутренних дел СССР маршал Л.П. Берия и заместитель министра обороны СССР маршал В.Д. Соколовский, которые в конце июня 1953 г. прибыли в Берлин и быстро навели порядок в столице ГДР. Общее положение в стране оставалось крайне сложным, и советское руководство пошло на уступки просьбам своих восточногерманских коллег, отказавшись от получения новых репараций с ГДР, и согласилось списать ее задолженность по всем оккупационным расходам советской стороны.

Обозначились и первые признаки международной разрядки. В частности, в начале июня 1953 г. Москва официально заявила о своем отказе от прежних претензий к Стамбулу, дезавуировав свой августовский меморандум 1946 г. о пересмотре конвенции Монтрё и совместной обороне черноморских проливов. В конце июля 1953 г. благодаря совместным усилиям СССР и США было подписано соглашение о перемирии в Корее, которое положило конец Корейской войне (1950—1953) и сохранило статус-кво, сложившееся на Корейском полуострове после прекращения активных боевых действий в 1951 г.

Вскоре Москва начала переговоры о нормализации межгосударственных отношений с Югославией. И хотя глава внешнеполитического ведомства В.М. Молотов крайне негативно воспринял эту идею, он все же вынужден был уступить давлению других членов узкого руководства, в частности, Л .П. Берия, Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина. Уже в июне 1953 г. после пятилетнего перерыва в Белград был послан в качестве нового посла заведующий Отделом Балканских стран МИД СССР В.А. Вальков, которому была поставлена главная задача — подготовить почву для полномасштабного урегулирования советско-югославских отношений.

В январе 1954 г. в Берлине после продолжительного перерыва состоялась и новая встреча всех руководителей внешнеполитических ведомств государств-членов СМИД — В.М. Молотова, Дж. Даллеса, Э. Идена и Ж. Бидо, на которой обсуждались ряд ключевых вопросов, в том числе проблема заключения государственных договоров с Германией и Австрией и проблема урегулирования положения в Индокитае и Корее. Советское руководство было настроено на пересмотр своих прежних позиций по германскому вопросу и выразило готовность пойти на уступки в вопросе создания единого германского государства, но с условием его полной нейтрализации. Но представители западных держав, нацелившись на формирование сильного антисоветского блока с участием Западной Германии, отказались рассматривать этот вопрос. Не удалось решить и ряд других важных проблем, обсуждавшихся на конференции, однако была достигнута принципиальная договоренность о созыве новой конференции в Женеве по вопросам Кореи и Индокитая, где продолжалась кровопролитная гражданская война между северными и южными провинциями страны, в которую, так или иначе, были втянуты все западные страны, прежде всего, французы и американцы.

В марте 1954 г. новое советское руководство выступило с двумя совершенно беспрецедентными инициативами:

• председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков на предвыборном собрании в Верховный Совет СССР заявил, что новая мировая война при наличии ядерного оружия и современных средствах его доставки приведет к «гибели всей мировой цивилизации», то есть фактически впервые выступил с новой внешнеполитической советской доктриной о «мирном сосуществовании» государств с различным общественным строем;

• министр иностранных дел СССР В. Молотов на встрече с послами трех великих держав — Ч. Боленом, У. Хейтером и Л. Жоксом вручил им ноту, в которой предложил правительствам их стран рассмотреть вопрос об участии СССР в Северо-Атлантическом военном блоке. Обе эти инициативы советской стороны не нашли поддержки у руководства западных держав, хотя в это время, после испытания водородных бомб в СССР и США, в мире резко возросли пацифистские настроения.

В апреле — июле 1954 г. состоялась работа Женевской конференции государств-участниц СМИД, на которой рассматривались корейский и индокитайский вопросы. Обсуждение первой проблемы из-за позиции, занятой госсекретарем Дж. Даллесом, завершилось безрезультатно. По второй проблеме была достигнута важная договоренность о прекращении огня и временном разделении территории Вьетнама на две части по 17-й параллели, где создавалась демилитаризованная зона и вводились войска ООН. Эти соглашения не были подписаны представителем США, и вскоре были вовсе сорваны в результате провозглашения в одной из зон Индокитая Республики Вьетнам, которая фактически превратилась в новую американскую колонию на азиатском континенте.

Желая закрепить успехи на азиатском континенте, советское политическое руководство активизировало свою деятельность на дальневосточных рубежах. В октябре 1954 г. состоялся первый официальный визит советской делегации во главе с Н.С. Хрущевым, Н.А. Булганиным и А.И. Микояном в Пекин. В ходе продолжительных переговоров с Мао Цзэдуном, Лю Шаоци и Чжоу Эньлаем был подписан советско-китайский договор об экономическом и военном сотрудничестве, который предусматривал выделение китайской стороне крупных денежных кредитов, отказ от смешанных советско-китайских компаний на территории Маньчжурии, вывод советских войск из Порт-Артура и Дайрена и т.д. Кроме того, руководству КПК удалось добиться от КПСС признания равенства двух компартий в международном рабочем и коммунистическом движении и «разделение труда» во внешней политике, поскольку китайские руководители считали, что по своему геополитическому положению и влиянию в азиатском регионе они смогут гораздо эффективнее поддерживать национально-освободительные движения в третьем мире.

2. Концепция «отбрасывания коммунизма» и ее основные составляющие

В последние годы правления президента Г. Трумэна американская администрация резко ужесточила свои подходы во внешней политике, что было вызвано как неудачами в Корейской войне, так и осложнением внутриполитической ситуации в самой стране, где началась печально знаменитая «охота на ведьм» и откровенная антикоммунистическая истерия.

Новое республиканское руководство США во главе с президентом Д. Эйзенхауэром, пришедшее к власти в январе 1953 г., не исключало, что смена власти в СССР может пойти во благо их страны, поэтому в Вашингтоне были готовы к новому диалогу с Москвой. Республиканская администрация пришла к власти на волне резкой критики демократов за их «примиренчество» по отношению к «коммунистической экспансии» и отрицании их доктрины «сдерживания коммунизма», которая обрекала США на неадекватную и сугубо оборонительную роль, что со всей очевидностью проявилось в печально знаменитой книге Дж. Даллеса «War or Peace» (1950). Все крупные идеологи республиканцев стремились предложить прежней трумэновской доктрине свою альтернативу, носящую исключительно наступательный характер, которая вскоре оформилась в новую доктрину «отбрасывания коммунизма», которую иногда называют доктриной «освобождения».

Впервые ключевые идеи этой доктрины были сформулированы в мае 1952 г. в известном новостном журнале «Life» в статье «Политика смелости», автором которой стал один из лидеров республиканской партии, глава Совета по международным отношениям Дж. Даллес. Суть его программной статьи состояла в том, что на все страны социалистического лагеря, включая СССР, необходимо постоянно оказывать очень жесткое давление посредством реальной угрозы применения массированного ядерного удара в любой момент. Он предполагал «политикой страха» сковать активность социалистических держав, заставить их политическое руководство изменить свою внутреннюю политику и отойти от союза с СССР. Примером, на который постоянно ссылался Дж. Даллес, был известный советско-югославский конфликт, ставший, по его мнению, блестящей иллюстрацией политики «отбрасывания» СССР вглубь евразийского континента, подальше от Западной Европы, Балкан и Ближнего Востока.

Официально Дж. Даллес представил свое видение международных реалий в середине января 1953 г. в выступлении перед сенатской комиссией по иностранным делам Конгресса США, где он прямо заявил о своем жестком намерении заменить политику «сдерживания» на «более динамичную политику “освобождения” от коммунизма народов Советского Союза и восточноевропейских стран». Хотя очевидные минусы этого подхода к оценке международных реалий были понятны почти всем американским экспертам, назначение Дж. Даллеса на пост нового главы внешнеполитического ведомства США означало, что новая американская администрация намерена использовать угрозу применения ядерного оружия как реальный инструмент своей внешней политики.

С доктриной «отбрасывания коммунизма», которая была призвана дать общее, доктринальное обоснование новой внешнеполитической платформе США, были связаны две военные доктрины — «нового взгляда» и «массированного возмездия».

Смысл доктрины «нового взгляда», которая впервые была изложена в докладе помощника президента Р. Катлера на заседании Совета национальной безопасности США в августе 1953 г., состоял в констатации того факта, что ядерная составляющая вооруженных сил страны обходится госбюджету гораздо дешевле, чем содержание обычных вооруженных сил, применение которых способно обеспечить тот же эффект, что и применение ядерного оружия. Это было циничное, но вполне точное наблюдение, из которого следовало, что США не следует держать большую армию в Европе, а достаточно нарастить количество ядерных боезарядов и средств их доставки на самой территории США и возложить на страны-союзницы по блоку НАТО основное бремя содержания всех остальных вооружений и войск, как на европейском континенте, так и в ряде других стратегических регионов мира.

Доктрина «массированного возмездия», провозглашенная в январе 1954 г. в выступлении Дж. Даллеса в нью-йоркском Совете по международным отношениям, в понимании американской администрации была основным инструментом чисто психологического давления на потенциального противника — СССР. На каждый случай «коммунистической экспансии», угрожавшей безопасности США, госсекретарь предлагал отвечать немедленной угрозой применения всей мощи ядерного потенциала страны в качестве возмездия за посягательство на эту безопасность.

Таким образом, на повестку дня неизбежно ставился вопрос о возможности вертикальной эскалации конфликта, который вскоре приобрел свое юридическое оформление в «стратегии быстрой эскалации», принятой странами НАТО в декабре 1954 г. В результате принятия этой стратегии любой, абсолютно случайный конфликт с участием США, мог сразу перерасти в большую войну с использованием ядерного оружия.

Американской администрацией сознательно устанавливался очень низкий порог возможного ядерного конфликта, поскольку главная опасность новой военной доктрины США заключалась в том, что она полностью легализовала «превентивный удар» по СССР при возникновении любого, даже самого пустякового противостояния двух стран, который мог быть расценен американской администрацией как угроза национальной безопасности страны.

Конечно, американские новации во внешнеполитической сфере были крайне рискованны, поскольку в августе 1953 г. наша страна не просто успешно испытала водородную бомбу, но в отличие от США создала и полноценное термоядерное оружие, пригодное для боевого применения. В мае 1954 г. на военном параде в Москве были впервые продемонстрированы четыре межконтинентальных бомбардировщика ТУ-16, способных с ядерной бомбой на борту через Северный полюс долететь до территории США и возвратиться обратно.

3. Создание ОВД и вхождение Германии в НАТО (1955)

Провал проекта Европейского оборонного содружества (ЕОС), который обсуждался странами Брюссельского пакта в 1954 г., вызвал явное раздражение в Вашингтоне, но не поколебал его стремления добиться сплочения западноевропейских держав, что было просто невозможно без вхождения ФРГ в многосторонние структуры сотрудничества со странами Западной Европы и США. Крах проекта ЕОС облегчил задачу усиления самого НАТО, поскольку была уничтожена угроза конкуренции со стороны «европеистов» атлантической доктрине обеспечения европейской безопасности.

В сентябре―октябре 1954 г. в Лондоне и Париже прошли многосторонние консультации стран-участниц Брюссельского пакта и представителей США и Канады, в ходе которых были разработаны условия включения ФРГ и Италии в Брюссельский пакт, а ФРГ — в НАТО. В конце октября 1954 г. в Париже состоялось подписание протокола о присоединении ФРГ к Брюссельскому пакту, и в связи с этим обстоятельством в текст самого пакта были внесены поправки, согласно которым прежний Западный Союз стал официально называться Западноевропейским Союзом. Отдельным протоколом на этой конференции было оформлено присоединение ФРГ и к Северо-Атлантическому договору. В день подписания этих документов канцлер Конрад Аденауэр выступил с официальным заявлением, что его правительство будет воздерживаться от всех действий, несовместимых со строго оборонительным характером парижских договоренностей и никогда не прибегнет к силе для объединения Германии или изменения границ ФРГ.

По мнению ряда современных авторов (Н. Быстрова, А. Богатуров, В. Аверков), включение ФРГ в НАТО и Западноевропейский Союз представляло собой большую ценность для американских стратегов, поскольку до сих пор обе эти структуры оставались, во многом, «бумажными фантомами», т.к. у них не было реальных вооруженных сил. Европейские страны (Франция, Италия, Бенилюкс) не могли по финансовым соображениям содержать многочисленные армии, чтобы уравновесить советское присутствие в Восточной Европе. А Великобритания и США не желали иметь на европейском континенте крупные воинские контингенты, за исключением сугубо символических сил. Поэтому создание германского бундесвера давало европейской и атлантической структурам безопасности необходимый им контингент войск в Западной Европе.

Вхождение вооруженных сил ФРГ в военно-политические структуры Запада позволяло союзным державам контролировать ее военную политику, быть в курсе планов ее военного строительства и разработки германской военной доктрины. Таким образом, как полагает ряд авторов (Н. Павлов, Ф. Новик, А. Богатуров, В. Аверков), Североатлантический альянс был нацелен не только на нейтрализацию активных наступательных устремлений Советского Союза, но и потенциальных реваншистских тенденций в самой Западной Германии. Эта двойная цель альянса и определялась в так называемой доктрине «двойного сдерживания».

После подписания Парижских соглашений советское политическое руководство не оставляло надежд убедить западные державы согласиться на решение германского вопроса по формуле «объединение + нейтрализация». В качестве возможного компромисса советские дипломаты предложили отложить ратификацию Парижских соглашений, однако нейтрализация Германии казалась американским стратегам неприемлемой ценой за ее объединение. Слабая и невооруженная Германия, как полагали в Вашингтоне, не сможет быть противовесом советскому присутствию в Европе, тогда как западноевропейские страны без германских ресурсов будут неспособны оказать сопротивление советским войскам в случае начала новой войны. Понимая эту ситуацию, советская дипломатия стала готовить контрудар, активно развернув в э

trojden.com

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. и ее итоги — Мегаобучалка

Основные даты и события;1955 г. — создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. — ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. — Берлинский кризис; 1962 г. — Карибский кризис.

 

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия:мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

Работа с картой:показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в .мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

Материал к ответу:После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. — с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным — в мае 1955 г. была создана военная Органи;зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е — начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии — 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии — Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны’> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х­середине 1980-х годов

Основные даты и события: 1964-1982 гг. — Л. И. Брежнев во гла­ве КПСС и СССР; 1977 г. — принятие новой Конституции СССР.

Исторические деятели:Л. И. Брежнев; . Ю. В. Андропов;

Д. Ф. Устинов.

Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.

План ответа:1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государствен­ной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов госу­дарственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Материал к ответу:После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секре­тарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым ве­ком,) для партийно-государственной номенклатуры, превра­тившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева ­«обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизнен­ность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом рас­цвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст выс­ших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Нача­лось их физическое «вымирание,) — В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Ге­неральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в чле­ны Политбюро ЦК из 22).

Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Офи­циально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ос­лабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешивать­ся в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслужи­вание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко воз­росла численность партийно-государственного аппарата. Если

в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. — уже 160. В системе уп­равления было задействовано 18 млн. человек — каждый седь­мой работник страны.

С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядер­ного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и ру­ководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, воз­главлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. ­всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого испол­нителя решений политического руководства в участника разра­ботки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО — 22 тыс.), атом­ных подводных лодок — в 3 раза, бомбардировщиков стратеги­ческого назначения — в 2 раза, орудий и минометов — в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались воору­жены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не слу­чайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государ­ства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.

Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о ка­ком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной пер­спективе. Новая концепция пришла на смену программе «по­строения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строи­тельства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об одно­родности построенного в стране общества, окончательном ре­шении национального вопроса’, отсутствии реальных противо­речий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.

Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, да­вались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и ин­теллигенция. Был сделан вывод о советском народе как но­вой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руко­водящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношени­ях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, от­дых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуа­ции 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены пра­ва общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получи­ли право предлагать законопроекты на обсуждение Верховно­го Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический харак­тер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон стра­ны были включены важнейшие международные обязательства СССР — основные положения Хельсинкского акта о принци­пах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что мно­гие права, записанные в конституции, в итоге так и остались

лишь на бумаге. . .

Главным итогом политического развития СССР в эти го­ды стала консервация политического режима и усиление гос­подства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

megaobuchalka.ru

Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг.

Разделы:
История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (578,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок изучения нового материала

Продолжительность: 1 урок (45 мин). 9 класс

Аннотация:

Тема «Внешняя политика СССР в 50-е – начале 60-х гг.» изучается в 9 классе в разделе «Советский Союз в 1963 – середине 1960-х гг.».

Дидактическая цель урока: обеспечить сознательное и прочное усвоение нового материала. Учитывая подготовленность и смотивированость учащихся класса, данную тему можно изучать либо при активной роли учителя (в данном случае урок будет проходить с использованием диалоговых технологий обучения). Либо при активной роли учащегося (в данном случае презентация урока будет являться своего рода кейсом (кейс-технология), с которым необходимо будет познакомиться, изучить и сделать выводы по теме каждому ученику).

Презентация к уроку разработана с тем условием, что каждый ученик сможет самостоятельно на ПК изучить данную тему (в компьютерном классе или дома). Каждый слайд презентации содержит текст оптимальный для усвоения и понимания темы. Для самоконтроля учащиеся могут выполнить предложенные в презентации задания и получить виртуальную оценку. Презентация содержит ссылки, в которых содержится дополнительная информация о политических деятелях, вооруженных конфликтах того времени; даны определения некоторых исторических понятий. Презентацию можно использовать и для подготовки домашнего задания. Данную презентацию могут использовать и учащиеся заочных классов и экстерната.

Цели урока:

  • охарактеризовать направления внешней политики СССР в 1953 -1964 гг.;
  • рассмотреть причины противоречивости внешнеполитического курса советского руководства (слайд №2).

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики СССР в данный исторический период.

Развивающие: формировать умения работать с учебником, с картой, текстом презентации,развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру, формировать самостоятельность, организованность.

Оборудование: компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном; учебник 9 класса «История России ХХ век» А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, контурная карта, атлас.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы (презентация и ssylci должны находиться в одной папке).

План урока (слайд №3)

  1. Внешнеполитический курс СССР.
  2. Взаимоотношения с капиталистическими странами.
  3. Начало кризиса мировой системы социализма.
  4. СССР и страны «Третьего мира».

Приступая к характеристике направлений внешней политики СССР в 1953 – 1964 гг., учащиеся вспоминают причины начала «холодной войны», ее признаки и проявления.

Начало «холодной войны» (слайд №4)







Признаки «холодной войны»  Политика
СССР США и Великобритания
Создание военных блоков СЭВ 1949, ОВД 1955г НАТО 1945г
Разделение мира на две лагеря: капиталистический и социалистический Лидерство за мировое господство, расширение сфер влияния в мире, особенно в странах Восточной Европы, ликвидация ядерной монополии США Лидерство за мировое господство, политика сдерживания и отбрасывания советской «экспансии»- доктрина «Трумена», разработка плана ядерной войны с СССР, план Маршалла
Идеологическое противостояние распространение социализма распространение капитализма
Участие в военных действиях в «третьих странах» Корейская война 1950-1953 гг.

Затем учитель рассказывает об изменениях во внешнеполитическом курсе СССР в этот период (слайды №5-6) и отношениях с капиталистическими странами (слайды №7-9,11) .

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Какой урок можно извлечь из Карибского кризиса 1962 г? (слайд №10).

Учащимся предлагается Задание №1 (слайд №12) — заполнить таблицу, используя учебник стр. 292- 294, и сделать вывод.

Учащиеся называют новые черты и противоречия внешней политики СССР и сверяют таблицу (слайд №13). Взаимо и самоконтроль.

Новые характерные черты:

  • создание системы коллективной безопасности в Европе
  • создание системы коллективной безопасности в Азии;
  • разоружение.

Противоречия: выступая с инициативой «мирного сосуществования» держав с разной политической системой, советское руководство продолжало эскалацию гонки вооружений.








События, свидетельствовавшие о мирном сотрудничестве СССР с капиталистическими странами События, свидетельствовавшие о напряженности отношений между СССР и капиталистическими странами
1953 г. — прекращение войны в Корее 1956 г. – изменение военной доктрины СССР (переход от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию)
1953 г. – отказ СССР от создания военно-морских баз на территории Турции 1957 г. – в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (временный приоритет над США)
1954 г. — прекращение войны в Индокитае 1956 г. – Суэцкий кризис
1955 г. – подписан договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска 1961 г. – Берлинский кризис
1955 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией 1961 г. – СССР отказался от моратория на ядерные взрывы в атмосфере
1956 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с Японией 1962 г. – Карибский кризис

Учащимся дается проблемное задание (слайд №14): Почему в конце 50-х начале 60-х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении?

Далее учитель характеризует взаимоотношения СССР с социалистическими странами (слайды №15-17) .

Учащимся дается проблемное задание (слайд №18): что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма, освободившимися государствами в 1953-1964 гг.?

Учащиеся выполняют Задание №2 (первичное закрепление материала в форме работы над историческими терминами и понятиями) (слайд №19).

При изучении взаимоотношений СССР со странами «третьего мира» (Слайды №20-21) , учащимся предлагается отметить на контурной карте страны «третьего мира», с которыми у СССР были установлены дружественные отношения.

Итог урока:

1вариант работы: Учащимся предлагается самим сделать вывод по теме урока, ответив на вопросы (Слайд № 22): Перечислите основные направления внешней политики СССР. Подумайте, каковы были причины противоречивости внешнеполитического курса советского руководства?

2вариант: Либо учитель подводит итог урока (Слайд №23).

Задания для закрепления (Слайд №24).

Домашнее задание (разгадать кроссворд) (Слайд №24).

При отсутствии ПК учащимся раздаются распечатанные варианты тестов (Приложение 1) и кроссворд (Приложение 2).

28.03.2013

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг — Мегаобучалка

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада.Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку «холодной войны», в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах «третьего мира». Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив (проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или «ракетный кризис» 1962г. поставил мир на грань термоядерной войны.

2. СССР и страны социалистического лагеря

Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим — образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956г. в Венгрии). В августе 1961г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960г., а уже в 1961г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% — Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960г. открылся Университет дружбы народов (с 1961г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих «добровольцев»), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших «союзнические» режимы в странах «третьего мира». В начавшейся в 1961г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

4. Итоги. В середине 50-х — первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в «третьем мире».

megaobuchalka.ru

36) Внешняя политика ссср в 1953-1964 гг.

Произошло
пять важных событий. Во-первых,
в конце 50-х гг. произошло ухудшение
отношений с Китаем. Почему?
В 1957 г. была проведено совещание
представителей коммунистических
и рабочих партий в Москве. На этом
совещании были подтверждены выводы и
о мирном сосуществовании государств с
различным общественным
строем, о возможности избежать новой
мировой войны, о мирном
пути взятия власти коммунистами в
развитых капиталистических странах
при определённых условиях, о целесообразности
использования парламентаризма
для этих целей.
Однако
руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном
с большой неохотой
присоединилось к решениям Совещания
1957 г. Оно
было особенно недовольно критикой
культа личности Сталина. Мао не
собирался расставаться с диктаторской
властью в своей партии и стране.
Вскоре
отношения между компартиями Китая и
СССР были прерваны. Стали
свёртываться межгосударственные связи.
Отношения между двумя странами
становились всё более напряжёнными.
Высказывались претензии на некоторые
советские территории.
Во-вторых,
произошло ослабление напряжённости
между СССР и США.
Осенью
1959 г. Н.Хрущёв в сопровождении большого
штата советников и
помощников прибыл на новом советском
авиалайнере ТУ -114 в США. Произошла
встреча с президентом США Дуайтом
Эйзенхауэром.
Дипломатическим
путём было согласовано, что главы
правительств СССР,
США, Великобритании и Франции встретятся
в мае 1960 г.
Однако
этой встрече не суждено было состояться.
За несколько дней до неё советская
зенитная ракета сбила на высоте более
20 км. пилотируемый самолёт — шпион США
У-2.
Недружественный
акт США в преддверии встречи в верхах
был расценен советской
стороной как стремление сорвать встречу.
И СССР отказался от участия
в ней. Осенью
1960 г. Н.Хрущёв вновь посетил США. Он
прибыл в Нью-Йорк как
глава советской делегации на сессию
Генеральной Ассамблеи ООН. На заседаниях
Н.Хрущёв вёл себя грубо, допуская реплики
в адрес дипломатов США
или других стран.
В-третьих,
началось улучшение отношений с Японией.
19
октября 1956 г. была подписана
советеско-японская декларация о
восстановлении отношений.
Улучшение
отношений Японией могло бы идти более
быстрыми темпами.
Но японская сторона выдвинула требование
пересмотра итогов второй
мировой в отношении пересдачи островов
Курильской гряды Советскому
Союзу. Ознакомившись
с доводами Японии, Н.Хрущёв предложил
своеобразный размен
: передать два из четырёх островов Японии
в обмен на заключение мирного
договора. Однако
после заключения японо-американского
договора безопасности советское
руководство отказалось от такого
варианта решения проблемы.
6
декабря 1957 г. в Токио был подписан первый
после войны советско-японский
торговый договор.
В-четвёртых,
в период хрущёвского правления возник
берлинский кризис.
В
августе 1961 г. обострилось положение в
Берлине. Власти ГДР по согласованию
с СССР 12 августа 1961 г. возвели за одну
ночь стену вокруг Западного Берлина и
установила контрольно-пропускной пункт
на границе.
Вскоре
у главных пропускных пунктов
сконцентрировались американские
танки. В ответ навстречу им были выведены
советские танки. Так они
и стояли сутки с наведёнными друг на
друга пушками.
Затем
Хрущёв предложил отвести наши танки
первыми. Через полчаса после
этого отошли от стены и американские
танки.
Однако
обстановка в Берлине ещё долго оставалась
напряжённой. Только через
несколько лет было подписано
четырехстороннее соглашение по Западному
берлину, узаконившее его особый статус.
В-пятых,
в этот период возник Карибский кризис.
После
победы кубинской революции обострились
американо-кубинские отношения.
Безоговорочная поддержка Хрущёвым
кубинского лидера Ф.Кастро
вызвала беспокойство Белого дома и
конгресса США.
В
апреле 1961 г. кубинские контрас,
базировавшейся в американском штате
Флорида, совершали вооружённую высадку
на Кубу. Хрущёв послал Джону
Кеннеди с протестом против действий
контрас.
Вскоре
после этого СССР с согласия правительства
Кубы разместил на острове ракеты среднего
радиуса действия, способных нести
атомные заряды. Эти
ракеты могли бы осуществить массированный
удар по американским городам.
3
сентября 1962 г. было опубликовано
советско-кубинское коммюнике об
оказании кубе помощи вооружением.
Советское
руководство пыталось тем самым сохранить
социализм на Кубе
и создать непосредственную угрозу
территории США.
В
это время американцы засекли развёртывание
советских ракет на кубе и
заявили протест, оценив эти ракеты как
наступательное, а не оборонительное
оружие.
22
октября военные корабли США установили
карантин вокруг остова и привели
вооружённые силы в боевую готовность.
Противостояние
достигло высшей точки, а мир оказался
на волоске от ядерной войны. В обеих
столицах шли совещания, рассматривались
различные способы
действия. Часть высокопоставленных
военных США настаивала на немедленной
антикубинской акции, что неизбежно бы
привело к войне.
Наконец,
лидеры США и СССР проявили здравый
смысл. Советское правительство
признало наличие ракет и их наступательный
характер.
27-28
октября 1962 г. состоялся обмен посланиями
между Хрущёвым и Кеннеди.
СССР согласился демонтировать и вывезти
с кубы все ракеты.

studfiles.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о