Становление советской культуры – —

34 Становление советской культуры (1917-1937) » СтудИзба

Становление советской культуры (1917-1937 гг.)

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

 

Культура в период гражданской войны

Условия развития культуры в годы нэпа

Образование и наука

Литература и искусство

 

Культура в период гражданской войны.

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский

- видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели

И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

 

Условия развития культуры в годы нэпа.

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты.

 

Образование и наука.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический; (сейчас - имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). Были основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

 

Литература и искусство.

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как да средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАГГХ).

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).

 

 

studizba.com

Становление советской культуры (1917-1937 гг.)

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в период гражданской войны.

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (

А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели

И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

Условия развития культуры в годы нэпа.

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты.

Образование и наука.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический; (сейчас - имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). Были основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство.

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как да средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАГГХ).

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).

students-library.com

Параграф 17. Советская модернизация экономики. становление советской культуры

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология

resheba.me

Становление и развитие новой Советской культуры в 1918-1945 годах.

Октябрь 1917 года считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявились в культурной жизни общества.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Государство финансирует все отрасли, культуры, заботится о расширении их материальной базы. Начиная с первой пятилетки культурное строительство планируется в масштабах всей страны.

Тоталитаризм и наложил отпечаток на развитие культуры советского общества. Ее становление началось под знаменем так называемойкультурной революции. Культурная революция преследовала две цели. С одной стороны, она была направлена на борьбу с неграмотностью и малограмотностью, развитие профессионального обучения, средней и высшей школы, подъем науки, литературы, искусства. С другой — проповедовалась борьба с буржуазным влиянием и буржуазными кадрами во всех сферах культурной жизни. В тех отраслях знания, где это было возможно, насаждались принципы коммунистической идеологии. В 1922 г. интеллигенцию, находящуюся в оппозиции к советскому режиму, выслали за границу на так называемом философском пароходе.

На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству. В 1925 году была создана Федерация советских писателей, которая объединила несколько групп (ВАПП, Всероссийский союз крестьянских писателей, "Перевал", "Кузницу", ЛЕФ). Укреплялись связи между группами в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке.

Политика партии в области литературы и искусства в новых условиях была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей, "...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем...".

Вместе с тем по мере укрепления тоталитарной системы усиливалось идеологическое давление на культуру. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принимает решение о создании единого Союза советских писателей. В 1934 г. был образован Союз писателей СССР. Затем создаются другие творческие союзы, объединившие композиторов и художников. Все они служили инструментами идеологического и организационного управления творческой интеллигенцией. Для управления самим творческим процессом было введено понятие «социалистический реализм», предусматривавшее создание произведений на основе коммунистической идеологии.

В середине 1930-х гг. в СССР утверждается так называемый большой стиль. Он вообще характерен для тоталитарных режимов (Германия, Италия) и характеризуется тяготением к эпическим, псевдореалистическим формам. Все формалистические, новаторские поиски в искусстве оказались под запретом. Пересмотру подвергается история страны. Возвеличиваются фигуры Петра Великого, Ивана Грозного, в книгах и кинофильмах воспеваются победы русского оружия

Ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" (опубликована в 1928-1940 гг.). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л. Леонова "Соть", М. Шагинян "Гидроцентраль", В. Катаева "Время вперед", И. Эренбурга "Не переводя дыхания". Значительное место в художественной литературе 30-х годов заняли произведения, посвященные отечественной истории и выдающимся деятелям культуры прошлого. Это "Петр Первый" А. Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").

Особое внимание уделялось кинематографу как самому массовому из искусств. Несмотря на идеологический пресс, создавались талантливые картины, в которых идеологическая составляющая не мешала высокохудожественному началу («Цирк», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Путевка в жизнь» и др.).

Грамотность перестала быть привилегией зажиточной части крестьян. Тяга к знаниям трудового крестьянства отражала рост его сознания и социальной активности. К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая неграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранялись незначительные.

Успехи культурной революции действительно были впечатляющими. К 1939 г., по данным Всесоюзной переписи населения, грамотность достигла 81,2% (1897 г. — 24%, 1926 г. — 51,1%). 3670 школ было построено в 1933—1937 гг. в городах и рабочих поселках, более 15 тыс. в деревнях. 700 вузов (больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых) готовили специалистов разных профилей. Активно развивалась Академия наук. Были созданы академические институты по различным направлениям науки. Такая организация позволяла эффективно решать самые сложные научные задачи.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни Советской страны. Военное время, поставив новые идеологические задачи, потребовало перестройки учреждений культуры, форм и содержания деятельности интеллигенции. Предпочтение теперь отдавалось наиболее оперативным, мобильным, доступным и эффективным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать.

Непосредственное руководство всей культурной работой осуществляли Управление пропаганды и агитации ЦК партии, Главное политическое управление Красной Армии, республиканские наркоматы просвещения, комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКДВШ), отделы культуры ВЦСПС. В годы войны был создан Отдел науки ЦК ВКП(б).

С первых дней войны возросло значение средств массовой информации. Основным средством являлось радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Советской Армии, партизанам, молодежи.

 Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух советских воинов.
Одним из ведущих жанров стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К. Симонова, публицистические статьи И. Эренбурга и др.

В изобразительном искусстве самый оперативный жанр - это плакат, поэтому первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе.

Таким образом, хотя развитие советской культуры носило противоречивый характер, в целом был обеспечен подъем культуры и образованности масс, развитие науки и отчасти литературы и искусства.

students-library.com

Становление и развитие советской культуры ХХ века

Содержание

Введение 3
1. Советская эпоха как социокультурный феномен. Развитие советской культуры в 20-50 –х гг. Становление тоталитарной культуры. 4
2. Советская культура 60-80-х гг.: от «оттепели» до «застоя». 10
3. Развитие культуры России со второй половины 80-х гг. ХХ в. 16
Заключение 22
Литература 23

Введение

Сложный и противоречивый путь прошла художественная культура советского общества более чем за семь десятилетий своего развития. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти крайне полярные точки зрения и оценки всего происходившего, разрушенного и созданного за годы советской власти. Многие мнения весьма категоричны, односторонни - от полного отрицания всех достижений художественной культуры советского времени до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеохватывающее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно, многозначно и не может укладываться в рамки однозначных оценок.
Как бы ни оценивать революцию 1917 г., невозможно отрицать ее громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 г. контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого", созревали пока только в головах большевистских теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении многих десятилетий.

1. Советская эпоха как социокультурный феномен. Развитие советской культуры в 20-50–х гг. Становление тоталитарной культуры.

Во второй половине 20-х годов руководство СССР выдвинуло задачу социалистической реконструкции народного хозяйства. Острые внутрипартийные дискуссии о путях строительства социализма в стране осложнялись борьбой за власть. К концу 20-х годов у власти укрепилась группа Сталина и его ближайших сподвижников. Была сделана ставка на форсированную индустриализацию хозяйства и насильственную коллективизацию деревни. Для оправдания чрезвычайных мер раздувалась военная опасность. Официальная пропаганда сравнивала международное положение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враждебном капиталистическом окружении. Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, послуживший обоснованием массовых репрессий. Поворот конца 20-х годов ознаменовал складывание репрессивного политического режима с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничением доступа к информации, наличием единой обязательной для всех идеологии .
С начала 30-х годов проводилась реорганизация органов управления культурой. Основное направление перестройки - усиление специализации. Создавались новые органы отраслевого управления - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, (1933), Комитет по высшей технической школе (1932 г., с 1936 г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы). Всесоюзный комитет по делам искусств (1936). Соответственно сужалась компетенция Наркомпроса .
К этому времени в целом по стране (включая союзные республики) насчитывалось около 40 различных литературно-художественных объединений. На роль центра и руководителя литературно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они были массовыми, имели отделения по всей стране и были наиболее политически активны, хотя единства внутри пролетарского движения не было. Существовали пролетарские литературные кружки вне РАПП, которые соперничали между собой. Больших художественных достижений пролетарская литература и Искусство не дали. Недостаток творческих успехов компенсировался активностью в литературно-критической борьбе.
Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и "напостовским". Они крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Партия поддерживала пролетарское художественное движение, что подтверждала резолюция 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы". Но одновременно партийные лидеры болезненно реагировали на стремление рапповцев к монополии на руководство литературным процессом. В целом поддерживая линию РАПП, партия время от времени пыталась ее корректировать. Так, например, в ответ на критику Горького сибирской секцией Пролеткульта ЦК принял специальное постановление в защиту писателя .
В 1930 г. РАПП взяла на себя осуществление партийного призыва к консолидации литературных сил. Методы, которыми она действовала, были раскол и подчинение ассоциации литературных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. Чтобы "подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства" и "потребностям повседневной классовой борьбы", РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг "демьянизации" (от имени поэта Демьяна Бедного), призывавший к "созданию большевистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понятной для этих миллионов форме". Другой лозунг "За великое искусство большевизма" обязывал "незамедлительно отразить в художественной форме героев пятилетки". Был и "разоблачительный" лозунг, призывавший к беспощадному разоблачению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей.
В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. Предполагалось, что в основе литературы и искусства нового общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали новый метод рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марксистской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать "единство и борьбу противоположностей" в сознании и поступках своих героев. Механическое внедрение марксизма в литературоведение и искусствознание привело к появлению вульгарно-социологических теорий В. Фриче и В.Переверзева. Искусство выводилось непосредственно из классового бытия художника, и его функция сводилась к орудию в классовой борьбе. В соответствии с таким подходом Пушкин считался дворянским поэтом, а Достоевский - дворянским писателем реакционного мещанства. Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось .
В результате двухлетней дискуссии было найдено имя новому художественному методу советской литературы - социалистический реализм. В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен как ведущий метод советской литературы. Решающее значение придавалось идейному содержанию художественного произведения. От художника требовалось "правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма".
Классики советской литературы зачастую назначались не только по таланту и художественным достижениям, но и по конъюнктурным политическим мотивам. Так, высшее место в иерархии советской литературы занял М.Горький. Сталин сделал все возможное, чтобы вернуть писателя на родину после его затянувшегося пребывания за границей и приблизить к себе. Горький лучше всех остальных подходил на роль патриарха советской литературы, так как действительно был крупным писателем с мировой известностью и авторитетной фигурой в литературном мире и, что немаловажно, в свое время был близок к Ленину. Из собраний его сочинений и биографии выбрасывалось и подчищалось то, что не отвечало образу советского классика, а сам писатель в последние годы жизни оказался в положении узника в золотой клетке .
Волей Сталина лучшим и талантливейшим поэтом эпохи был объявлен В.Маяковский, творчество которого далеко не укладывалось в каноны социалистического реализма. По словам Б.Пастернака, "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью".
Начало войны резко изменило культурную жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были быть подчинены задачам борьбы с врагом .
Специального плана перестройки руководства культурой и всей системы культурных учреждений в соответствии с задачами военного времени не было. Но в партийно-государственных документах начального периода войны содержались общие установки по мобилизации страны, которые определяли направления перестройки в области культуры. Был создан чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти, Государственный Комитет Обороны. ГКО назначал уполномоченных для решения тех или иных вопросов, имевших оборонное значение. Уполномоченным ГКО по науке стал С.В.Кафтанов, председатель Комитета по делам высшей школы. При нем был создан Совет для координации научной работы в стране, в который входили академики А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, И.П.Бардин и др.
Вопреки расхожему утверждению, когда гремели пушки, музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров работали на передовой линии фронта и в партизанских отрядах .
В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А.Сурков, Е.Петров, А.Бек. Они были в окопах и блиндажах, беседовали с бойцами, освещали в печати боевые дела и подвиги воинов. Фронтовым корреспондентом "Красной звезды" участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом, на Курской дуге, в штурме Берлина и в освобождении Праги писатель К.Симонов. Военными корреспондентами работали М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов, В.Закруткин, М.Джалиль, А.Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них С.Борзенко, П.Вершигора, М.Джалиль.
События войны нашли художественное отражение в литературных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О.Берггольц и в "Пулковском меридиане" В.Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести К.Симонова "Дни и ночи" и В.Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинградской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.Шагинян, Ф.Гладкова. Характерной особенностью произведений военных лет является обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев, среди них поэма М.Алигер "Зоя", роман А.Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны.
Огромной популярностью пользовались поэма А.Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К.Симонова, публицистические статьи И.Эренбурга. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди", А.Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформбюро .
В начальный период войны театральная жизнь была дезорганизована. Часть театральных коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. сеть театров стабилизировалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с довоенным временем.
Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.
В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л.Варламов и И.Копалин). Всего за годы войны было выпущено почти 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И.Пырьев), "Нашествие" (режиссер А.Роом), "Радуга" (режиссер М.Донской), "Два бойца" (режиссер Л.Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф.Эрмлер). В последние годы войны государственные и партийные органы много занимались вопросами кинопроката и кинообслуживания населения. Однако довоенный уровень кинообслуживания достигнут не был.
В изобразительном искусстве самый оперативный жанр - это плакат, поэтому первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И.Тоидзе "Родина-мать зовет!". С 1942 г. возобновились художественные выставки. В картинах А.Пластова, Г.Ряжского, С.Герасимова, А.Дейнеки, Кукрыниксов нашли отражение темы военного времени.

2. Советская культура 60-80-х гг.: от «оттепели» до «застоя».

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Емким, образным определением новых веяний времени стало название романа И.Эренбурга "Оттепель", изданного в 1954 г. и вызвавшего в те годы бурные дискуссии. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Но значение "оттепели" выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, начались возвращение культур-ного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации - самиздата, передач зарубежных радиостанций.
Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников, орудовавших в органах государственной безопасности, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.
Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вавилова, В.Э.Мейерхольда, Б.А-Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.Лукова "Большая жизнь" (2-я серия), осужденный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко. Однако одиозные ждановские постановления не были отменены. Напротив, предложения некоторых писателей отменить их были расценены как политически ошибочные, а в партийных журналах появились статьи, обосновывавшие безупречность классовой партийной линии в литературе и искусстве. Лишь в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и 'От всего сердца» . Это было связано с реабилитацией народов Северного Кавказа, репрессированных в годы войны. (В постановлении 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели» содержались уничижительные высказывания в адрес представителей этих народов).
Консервативные и либеральные тенденции были тесно переплетены в политике и культурной жизни периода "оттепели". Противостояние шло не по линии интеллигенция - власть, а внутри интеллигенции и среди высшего партийного руководства. Либеральная и сталинистская интеллигенция в борьбе друг с другом искали поддержки наверху, так же и цековские "консерваторы" и "реформаторы" искали союзников в интеллигентской среде. Размежевание интеллигенции углублялось в поворотные моменты "оттепели". Власть, напротив, консолидировалась по мере углубления либеральных настроений в обществе.
Первая волна "оттепели" относится к 1953 -1954 гг., когда в ряде журнальных статей были подняты острые вопросы положения дел в литературе и искусстве. Эти публикации вызвали большой общественный резонанс, так как вопросы выходили за рамки литературной жизни. В центре полемики оказалась статья В.Померанцева "Об искренности в литературе" ("Новый мир" 1953, № 12). Мнение читателей, поддержавших автора, коренным образом разошлось с позицией критики, обвинившей его в забвении принципа партийности литературы. Результатом дискуссии стали закрытое решение ЦК об ошибках журнала "Новый мир" и отстранение А. Твардовского от должности главного редактора в августе 1954 г.
Шло становление нового художественного мышления в изобразительном искусстве. Были осуждены помпезный стиль в живописи и скульптуре, практика "отклика на события", реабилитировано искусство авангарда 20-х годов, стали проводиться выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. Однако консервативное руководство Академии художеств, не желая терять монопольного положения в советском изобразительном искусстве, всеми силами противилось утверждению нетрадиционных направлений. При поддержке Хрущева, который посетил в 1962 г. выставку, посвященную 30-летию МОСХа, оно добилось официального осуждения левых течений, "формализм" и "абстракционизм" были объявлены "враждебными всей марксистско-ленинской идеологии нашего общества". Но запретить творческие поиски молодых художников было невозможно. Изолированные от публики, они продолжали работать для себя и друзей .
С начала 60-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное "суровым стилем", для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям. К этому направлению относятся работы П.Ф.Никонова "Наши будни"(1960) и Теологи"(1962), Н.И.Андронова 'Плотогоны" (1959-1961), В.Е.Попкова "Бригада отдыхает" (1965) и др.
Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучительный процесс превращения человека из "винтика государственного механизма" в мыслящего, свободного члена общества.
Два десятилетия, отделившие реформы Хрущева от реформ Горбачева, вошли в историю как годы "застоя". Действительно, на фоне хаотичных реформ предшествующих и последующих лет время Брежнева было политически стабильным и экономически относительно благополучным. Но процессы, происходившие в культуре, никак не укладываются в понятие "застой".
С приходом нового политического руководства ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю.Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 г. состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и несмотря на давление они не признали своей вины.
Этот процесс окончательно похоронил надежды либеральной интеллигенции на то, что власти способны продолжить линию на десталинизацию. С этого же времени берет начало диссидентское движение, первыми актами которого были демонстрация 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, а также коллективное письменное обращение к властям с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей на свободу. Движение нон-конформистской диссидентской интеллигенции оставалось малочисленным и слабым, участники его жестоко преследовались властями и не находили моральной поддержки в обществе.
Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек. Негласные запреты превратились в норму.
Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е годы Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца.
Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. С одной стороны, нельзя не отметить качественный скачок в развитии материальной базы культуры. Радикальные изменения произошли в развитии средств массовой информации. Появление транзисторных радио- и телеприемников, кассетных и видеомагнитофонов, стереозаписей, цветного телевидения, цветного широкоформатного кино, ксерокопирования, совершенствование полиграфической промышленности значительно расширили возможности доступа к культуре .
Ярким явлением в литературе этого времени стала так называемая деревенская проза, представленная творчеством таких писателей, как Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Белов, Е.Носов. В их произведениях исследовались нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей народа - вечные проблемы, которые волновали людей всегда и которые с особой остротой ощущались обществом в рассматриваемый период.
Большой общественный резонанс имели произведения Ю.Трифонова "Обмен", "Предварительные итоги", "Другая жизнь", в которых автор показал духовную разобщенность и трагизм повседневного существования городской интеллигенции.
Духовные поиски 70-х годов вели к более глубокому осмыслению культурного наследия прошлого. Историческая преемственность в культуре, разрушенная в 30-е годы, начала постепенно восстанавливаться в период "оттепели". Этот процесс продолжился в последующие десятилетия. Во всех областях художественной культуры заметен растущий интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. В течение 60-х - первой половины 80-х годов в кино и на телевидении были экранизированы почти все наиболее значительные произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, романы Ч.Диккенса, Т.Манна, пьесы О.Уайльда и многих других авторов. Возрос поток посетителей картинных галерей. Большой популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Громадными тиражами вышли Библиотека всемирной литературы и Библиотека мировой литературы для детей. Классические произведения, по-новому осмысленные современным поколением, продолжали жить в духовной культуре народа, обогащая ее.
В этот период настоящий бум переживал театр. По сравнению с литературой и кино театр имел относительно небольшую аудиторию. Поэтому этот вид искусства играл роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, зревшего в обществе. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли театра на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), чтобы попасть в Современник (реж. О.Ефремов, после 1971 г. Г.Волчек) или в ленинградский Большой Драматический театр (гл.реж. Г.Товстоногов). Большой популярностью пользовались спектакли, поднимавшие острые социальные и экономические вопросы: "Сталевары", "Заседание парткома", "Обратная связь" (МХАТ), "Человек со стороны" (театр на Малой Бронной). Каждый из этих спектаклей рождался не только в творческих муках, но в борьбе с многочисленными идеологическими кураторами.
Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. В годы сталинизма возможность существования и распространения официально непризнанных произведений практически отсутствовала, так как представляла опасность для жизни. Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры.
Одним из ее ярких проявлений стало песенное творчество В.С.Высоцкого. Ему удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто. Демократичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не получал. Феномен популярности Высоцкого - характерная черта своего времени. Лишь некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были записаны на пластинки. Основным же источником распространения его произведений были магнитофонные записи.

magref.ru

Trojden | Советская модернизация экономики. Становление советской культуры: Загладин Н. В.

Вспомните, что такое модернизация. Каковы были общие направления, черты и итоги модернизации в России до 1917 г.?

Борясь за скорейшее осуществление индустриализации и модернизации страны, руководство СССР стремилось решить следующие основные задачи.

Во-первых, обеспечить полную экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран. Это стало особенно важным после обострения отношений с Англией и Францией в конце 1920-х гг., негативно сказавшегося на возможностях торговли с ними.

Во-вторых, создать базу развития Вооружённых сил, оснащённую самой передовой техникой.

В-третьих, добиться роста численности промышленного рабочего класса — основной социальной опоры правящей партии, подорвать экономическое влияние нэпманов и зажиточных крестьян.

В-четвёртых, повысить уровень жизни населения, продемонстрировать гражданам СССР и зарубежных стран правильность проводимого в стране курса на строительство социализма.

1. Коллективизация и её итоги. В апреле 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. Он предусматривал ускоренную модернизацию экономики — в первую очередь за счёт развития добывающей и обрабатывающей промышленности, особенно тяжёлой металлургии, а также энергетики. Предполагалось объединение наделов крестьян-единоличников в коллективные хозяйства (колхозы) и переход к обработке земли с использованием техники.

Ещё в 1928 г. для содействия кооперации крестьянства была создана первая машинно-тракторная станция (МТС), к 1932 г. их было 2,5 тыс. МТС заключали с колхозами договоры на производственно-техническое обслуживание.

Первоначально предполагалось проводить коллективизацию постепенно и на основе добровольности. Однако в ноябре 1929 г. плановые задания по всем основным показателям развития страны были резко увеличены. Одновременно И.В. Сталин выступил со статьёй «Год великого перелома», в которой утверждалось, что в колхозы якобы уже пошла основная масса крестьянства. Это выступление на местах поняли как указание повысить темпы создания колхозов. Однако добровольно в колхозы вступали лишь беднейшие крестьяне. В сельские районы были направлены 25 тыс. городских коммунистов, их называли «двадцатипятитысячники». Они становились во главе колхозов и руководили процессом коллективизации. Кулаки и те середняки, которые не желали идти в колхоз, раскулачивались: их земли и имущество передавались колхозам, их самих и членов их семей высылали в отдалённые районы страны — на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Крайний Север. Число пострадавших от этой политики точно неизвестно, однако, по некоторым данным, оно составило не менее 5 млн человек.

Форсированная, принудительная коллективизация нанесла большой урон стране и её экономике. Многие из раскулаченных погибли в тюрьмах, в процессе переселения или на отдалённых стройках Севера. С точки зрения идеологии большевизма проведённая «ликвидация кулачества» рассматривалась в качестве достижения. В действительности же оказалась уничтожена прослойка наиболее трудолюбивых, предприимчивых селян, которые в годы нэпа сумели создать высокопроизводительные хозяйства, дававшие большую часть товарной продукции.

Выселение кулака. 1930 г.

Многие крестьяне, не желая отдавать своё имущество в колхозы (сдаче подлежали все лошади и коровы, 80% свиней, 60% овец и т.д.), уничтожали инвентарь и забивали скот. Поголовье коров и лошадей в стране сократилось за 1930 г. на треть, свиней — в 2 раза, овец — в 2,5 раза. Общая урожайность упала на 10%. Во многих районах вспыхнули волнения, подавленные войсками. В городах пришлось вводить карточную систему распределения продовольствия.

Исчезла заинтересованность крестьян в результатах их труда. Его оплата в колхозах носила натуральный характер. За выполнение работ крестьянам начислялись условные единицы — трудодни (трудовые дни), в соответствии с которыми распределялись необходимые для жизни продукты. В беднейших колхозах после выполнения планов государственных поставок нередко не оставалось продуктов для личного потребления. Не могли колхозники искать пропитание и в городах. В 1932 г. была введена паспортная система, но без особого разрешения властей селянам паспорта не выдавали. Фактически они оказались прикреплены к колхозам. Жесточайшие репрессии ожидали тех колхозников, которые, голодая,

пытались утаить или похитить часть урожая, подлежащего сдаче государству. В 1932 г. был принят закон, предусматривавший меру наказания — от 10 лет заключения с конфискацией имущества до расстрела — за хищение колхозной собственности (за «колоски», как называли его в народе). Менее чем за полгода по этой статье было осуждено более 100 тыс. человек.

После проведения коллективизации в 1932-1933 гг. голод охватил обширные хлебородные районы Украины, Кубани, Поволжья и др. Количество его жертв не поддаётся точному учёту. По разным оценкам оно составило от 3 до 15 млн человек. Подвергавшаяся жесточайшей цензуре пресса даже не упомянула об этой катастрофе. На дорогах выставлялись воинские кордоны, которые не пропускали голодавших в города.

За счёт коллективизации из деревни были выкачаны огромные средства. На мировом рынке продавались советские зерно, масло, сахар, которых в стране не хватало. На вырученные средства закупались станки и оборудование для возводившихся гигантов индустрии.

Дешёвая избыточная рабочая сила деревни также стала важным источником индустриализации страны. Потребность в неквалифицированных рабочих при низком техническом оснащении промышленности была огромна. Уже к 1931 г. безработных в стране не осталось, был введён жёсткий контроль над использованием трудовых ресурсов. На стройки пятилетки с удовольствием отправлялась сельская молодёжь, избавляясь таким образом от полуголодной деревенской жизни, обретая возможность получить образование, сделать карьеру. Большинство молодых людей, направляемых из села на стройки пятилетки, были искренне признательны советской власти.

Широкий размах приобрело социалистическое соревнование — движение за перевыполнение хозяйственных планов. Трудовые достижения ударников и стахановцев (по имени шахтера-передовика А.Г. Стаханова) широко освещались в прессе.

Постепенно положение в деревне стабилизировалось. С развитием промышленности увеличилось число тракторов и комбайнов, улучшилась техника обработки земли, повысилась её урожайность. Начиная с 1935 г. планы закупок сельскохозяйственной продукции в основном выполнялись. В 1936 г. удалось отменить карточную систему распределения продуктов. Государство начало проводить политику, призванную материально заинтересовать колхозников в повышении производительности труда. В частности, устанавливались чёткие нормы сдачи зерна государству. Сверхнормативная сдача допускалась лишь на основе добровольности и по повышенным закупочным ценам. Вновь разрешалось иметь приусадебные участки, содержать коров, овец, свиней, птицу, кроликов и т.д., продавать продукцию приусадебных хозяйств на рынке. Уже к 1937 г. приусадебные участки давали более 50% валового производства овощей и картофеля, около 70% мяса, молока и кож.

2. Индустриализация: основные результаты. В годы первой пятилетки началось строительство свыше 1500 крупных предприятий машиностроения, металлургии, а также автомобильных, тракторных и химических заводов, новых шахт и домен. Их вступление в строй позволило увеличить общий объём промышленного производства. Национальный доход СССР вырос примерно вдвое. Выпуск тракторов с 1,3 тыс. повысился до 50,6 тыс., автомобилей — с 0,8 тыс. до 23,9 тыс. В 1932 г. вступила в строй крупнейшая в Европе Днепровская гидроэлектростанция. Всё это было несомненным успехом. И всё же плановые задания первой пятилетки, которые, по официальным данным, были выполнены за 4 года и 3 месяца, в действительности оказались провалены.

При составлении заданий второй пятилетки (1933-1937) и их выполнении были учтены прежние ошибки. Особое внимание уделялось освоению новых производств, завершению технической реконструкции народного хозяйства. Итоги второй пятилетки в целом были удачны, хотя планы развития лёгкой промышленности и энергетического комплекса оказались невыполнены.

Утро первой пятилетки. Художник Я. Ромас

В результате была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Были открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности — станкостроение, автомобильная, тракторная, авиационная, сельскохозяйственное машиностроение, химическая. К концу 1930-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции. К 1938 г. его доля в мировом промышленном производстве достигла 14,1%, что намного превосходило соответствующие показатели царской России. Это обеспечивало СССР второе место в мире по развитию индустрии.

Символом нового облика страны стал Московский метрополитен, строительство которого началось в 1933 г. Первая его очередь вступила в строй в мае 1935 г. По всеобщему признанию, станции московского метро по дизайну и удобству не имели себе равных в мире.

Большое внимание уделялось развитию восточных районов страны. Были построены десятки новых городов — Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Кемерово, Магнитогорск, Новокузнецк и др.

Транспортное сообщение по всей территории Советского Союза значительно улучшилось. Вступили в строй Туркестано-Сибирская железная дорога, канал «Волга — Дон» и Беломорско-Балтийский канал, благодаря чему Москва стала портом «пяти морей».

Началось освоение Севера. В 1934 г. известный полярный исследователь О.Ю. Шмидт на пароходе «Челюскин» попытался за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В Чукотском море пароход был раздавлен льдами. За спасением его экипажа, высадившегося на дрейфующую льдину, следила вся страна.

Большое внимание уделялось созданию авиации, способной действовать в высоких широтах. В 1937 г. летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.

В 1937 г. на Северном полюсе начала свою работу научная станция «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина.

Модернизация лишь частично изменила социально-демографическую структуру Советского Союза. Сельское население, составлявшее большинство населения страны (55,5%), в социальном отношении стало более однородным. Такие понятия, как «бедняки», «середняки» и «кулаки», исчезли. Всё крестьянство, объединённое в колхозы, находилось примерно в одинаковом положении. С завершением политики нэпа исчезла возникшая в 1920-е гг. прослойка мелких и средних городских предпринимателей.

Уровень реальных доходов населения сократился примерно вдвое. Однако это не вызвало массового недовольства. У людей сохранялась вера, что трудности страны носят временный характер. К тому же исчез такой источник социального раздражения, как высокие доходы нэпманов и кулаков.

3. Модернизация армии. Важнейшим звеном социалистической индустриализации была модернизация Вооружённых сил и развитие их экономической базы — военно-промышленного комплекса (ВПК) страны.

Приоритеты в модернизации и структуре ВПК в 1930-е гг. отдавались сухопутным войскам и авиации. Развитие флота рассматривалось как второстепенная задача.

В 1931 г. была принята концепция модернизации, предложенная М.Н. Тухачевским, который считал важнейшей задачей обеспечение армии бронетанковой и авиационной техникой. Он был инициатором организации предприятий двойного назначения, выпускавших на одних поточных линиях и гражданскую, и военную технику (в частности, сочетался выпуск тракторов и танков).

Предложения Тухачевского о создании массовой, оснащённой самой совершенной военной техникой армии далеко не сразу получили поддержку политического руководства страны. Оно исходило из того, что добровольческий принцип комплектования Красной армии, принятый после окончания Гражданской войны, позволял иметь хотя и немногочисленные (около 570 тыс. человек), но верные правящей партии Вооружённые силы. Кроме того, многие военные руководители недооценивали значения технического перевооружения армии. Однако в конечном счёте точка зрения Тухачевского взяла верх.

К середине 1930-х гг. реконструкция армии и оборонной промышленности осуществлялась быстрыми темпами. Формировались бронетанковые и авиационные силы, укреплялась индустриальнотехническая база.

4. Культурная революция и культурные достижения. В 1930-е гг. огромное значение придавалось осуществлению культурной революции. В стране принимались меры по преодолению неграмотности, повышению уровня образования населения, развитию науки и приобщению широких масс к культурным ценностям.

Ещё в 1919 г. правительство РСФСР приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. В городах и сёлах создавались пункты ликвидации неграмотности — ликбезы. Появились рабочие факультеты — рабфаки, готовившие молодёжь к поступлению в вузы. Однако Гражданская война и разруха помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-х гг. лишь около половины населения СССР старше 9 лет владели грамотой.

С началом индустриализации большой проблемой стала нехватка квалифицированных рабочих и инженеров. В 1930 г. было введено обязательное четырёхлетнее образование, а для городов и промышленных районов — семилетнее, с профессионально-техническим (фабрично-заводским) уклоном. На развитие образования выделялись значительные средства. В городах и рабочих посёлках открылось 3,6 тыс. новых школ. В сельской местности — около 15 тыс. В результате к 1939 г. 81% граждан СССР от 9 лет и старше владели грамотой.

Значительной реорганизации подверглась система высшего образования. Были отменены ранее существовавшие ограничения для выходцев из семей бывших дворян, предпринимателей, чиновников, священнослужителей, зажиточных селян на поступление в высшие учебные заведения. Их число значительно возросло. К началу 1930-х гг. в СССР насчитывалось более 700 вузов. С 1928 по 1940 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось почти в 4 раза, со средним специальным образованием более чем в 5 раз.

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 1930-х гг. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивавшие новые направления науки, такие, как органическая химия, геофизика, микрофизика, физика полупроводников, атомного ядра. Достижения советских учёных-физиков — П.Л. Капицы и А.Ф. Иоффе приобрели мировую известность.

П.Л. Капица и Н.Н. Семёнов. Художник Б. М. Кустодиев

Во многих районах РСФСР и союзных республиках создавались филиалы Академии наук СССР.

В условиях крайне ограниченного доступа СССР на ми

trojden.com

Становление советской культуры — Мегаобучалка

Ликвидация неграмотности. Создание советской системы образования.

Ликвидация неграмотности являлась одной из важнейших задач национально-культурного развития. В 1920 г. в БССР на 1000 чел. приходилось 673 неграмотных. В декабре 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (позже такие же комиссии создавались в уездах и волостях). В 1924 г. создано товарищество «Долой неграмотность». Но были большие трудности с финансированием. В 1925 г. обучение в школах и ликпунктах стало вестись на белорусском языке. Но многие люди, только немного научившись читать и писать, переставали посещать учебные заведения (нужно было зарабатывать на жизнь). С 1926 г. открываются школы для малограмотных, которые давали знания в объеме начальной школы. Согласно переписи 1926 г. грамотных в республике было 53,1%. Обучение принимало политизированный характер (пропаганда идей социализма).

Центрами политической и культурно-просветительской работы в городах стали клубы, в деревнях – хаты-читальни. В клубах занимались политическим просвещением трудящихся, популяризировали технические и культурные достижения. В хатах-читальнях организовывали лекции, велись беседы, читки газет и книг, пропагандировались агрономические знания.

Библиотеки стали государственными. В 1921 г. открыта библиотека БГУ (с 1926 г. – Государственная библиотека БССР). Возрастало значение средств массовой информации. В 1921 г. было создано государственное издательство БССР. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов. Из них 11 газет и 10 журналов на белорусском языке.

Хозяйственное и культурное строительство в республике требовало большего количества специалистов. 30 октября 1921 года в Минске открыт БГУ с факультетами медицинских и общественных наук, педагогическим (1922г.), народного хозяйства и советского права (1925). Большую организационную, педагогическую и научную работу проводили первый ректор БГУ В.Пичета, нарком просвещения БССР В.Игнатовский. Преподавателем в БГУ работал Я.Колас (Мицкевич).



В 1922 г. создан Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства. В 1925 г. он был объединен с Горицким земледельческим институтом. В результате была образована Белорусская сельхозакадемия.

Основным типом средней специальной школы был техникум. В 1921 г. в Минске, Борисове, Бобруйске, а позже в Мозыре, Петрикове, Червени были открыты педтехникумы. Открывались техникумы и др. профилей (с/х, музыкальные, экономические и т.д.). В 1929 г. насчитывалось 32 техникума. В основу комплектования институтов и техникумов был положен классовый принцип. Для помощи поступающим в вузы были организованы рабочие факультеты (1926 год – три рабфака).

В 1922 г. проводилась школьная реформа. Вместо 9-летней вводилась 7-летняя общеобразовательная школа. Острая проблема – нехватка средств. С 1926 г. вводится всеобщее обязательное обучение детей в возрасте от 8 до 11 лет. В 1928 – 1929 уч. г. в республике насчитывалось 5723 общеобразовательные школы. 79% детей в возрасте 8-12 лет посещали школы.

Развитие литературы.

20-е гг. – время возникновения и борьбы различных культурных течений. Признавалась свобода поиска содержания, художественной формы. Никакого диктата со стороны государства. Но со второй половины 20-х гг. культурную сферу начинают жестко контролировать.

Центральное место в развитии культуры принадлежало литераторам. Они группировались по творческо-художественным направлениям. В 1924 г. возникает всебелорусское объединение поэтов и писателей «Маладняк» (Александрович, Головач, Звонак, Лыньков, Чарот и др.). Они считали себя организацией пролетарских писателей.

В 1926 г. писатели Бабарека, Бядуля, Глебка, Крапива, Чёрный вышли из «Маладняка» и создали объединение «Узвышша». Они критиковали нигилистическое отношение молодняковцев к культурному наследию и уделяли большее внимание национальной специфике.

В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя» (Колас, Купала, Жилунович, Зарецкий и др.). Это объединение признавало высокое общественное призвание литературы, оно стало сдерживающим центром, который уравновешивал крайние тенденции.

В 1928 г. создана «Белорусскя ассоциация пролетарских писателей». Задача: концентрация литературных сил с целью активной поддержки социалистического строительства.

Развитие театра.

В 1920 г. образован «Белорусский драматический театр Е.Мировича» (с 1926 переименован в БГТ-1, с 1944 присвоено имя Я.Купалы, с 1955 – Академический). Ставилась не только классика, но и белорусские постановки («Раскiданае гняздо» Я.Коласа, «На Купалле» М.Чарота, «Машека» и «Кастусь Калiноýскi» Е.Мировича).

В 1921 г. в Москве возникла «Белорусская драматическая студия». Ее выпускники создали второй Белорусский государственный театр (БГТ-2), который открылся в 1926 г. в Витебске (с 1944 – им. Я.Коласа, с 1977 – Академический).

В 1920 г. начала работать белорусская театральная труппа В.Голубка, которая выросла из коллектива художественной самодеятельности (с 1926 по 1932 – «Белорусский передвижной театр», с 1932 – БГТ-3, с 1937 – Гомельский городской театр).

Тема 7. БЕЛАРУСЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

megaobuchalka.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о