Подчинительные союзы таблица 9 класс – Подчинительные союзы — список и таблица

Подчинительные союзы — список и таблица

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они при­со­еди­ня­ют.

Подчинительные союзы

Части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния  син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым.

Сложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью выра­жа­ет­ся с помо­щью син­так­си­че­ско­го вопро­са, зада­ва­е­мо­го к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, и под­чи­ни­тель­но­го сою­за.

Узнаем из таб­ли­цы, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сою­зы в зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частью слож­но­го пред­ло­же­ния.

Между частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния суще­ству­ют изъ­яс­ни­тель­ные, пространственно-временные, причинно-следственные, усту­пи­тель­ные, срав­ни­тель­ные и дру­гие отно­ше­ния.

Необходимыми эле­мен­та­ми в струк­ту­ре слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний явля­ют­ся союз­ные сло­ва и под­чи­ни­тель­ные сою­зы.

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зов Выражаемые отно­ше­ния Примеры
Изъяснительные Выражают отно­ше­ния пояс­не­ния Что, что­бы, как и др.
Временные Выражают вре­мен­ные отно­ше­ния Когда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают при­чин­ные отно­ше­ния Потому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с…
Условные Выражают услов­ные отно­ше­ния Если, коли, раз, еже­ли, кабы.
Целевые Выражают целе­вые отно­ше­ния Чтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
Сравнительные Выражают срав­ни­тель­ные отно­ше­ния Как, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают усту­пи­тель­ные отно­ше­ния Хотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
Следственные Выражают след­ствен­ные отно­ше­ния Так что.

Подчинительные сою­зы делят­ся на сле­ду­ю­щие груп­пы:

1. изъ­яс­ни­тель­ные (при­ме­ры) — что, что­бы, как, как бы, буд­то, буд­то бы

Юра вздра­ги­вал, и ему то и дело мере­щи­лось, буд­то мать аука­ет­ся с ним и куда-то его под­зы­ва­ет (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она про­си­де­ла до само­го све­та, вовсе не была утом­ле­на и внут­ренне жале­ла, что­бы ночь про­тя­ну­лась как мож­но доль­ше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. вре­мен­ные (при­ме­ры) — когда, как, едва, лишь, лишь толь­ко, как толь­ко, пока, пока не, в то вре­мя как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока про­дол­жа­лись эти раз­го­во­ры, насту­пи­ла ночь (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

Варенуха чирк­нул какую-то зако­рюч­ку в тет­ра­ди у жен­щи­ны и, лишь толь­ко дверь за ней захлоп­ну­лась, вскрыл квад­ра­тик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. срав­ни­тель­ные (при­ме­ры) — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, как если бы, подоб­но тому как и др.

Слезы бес­по­мощ­но­сти и оби­ды кати­лись у него по щекам, слов­но все горе­сти дол­гих вось­ми­де­ся­ти семи лет отра­зи­лись на его опе­ча­лен­ном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сво­да­ми ста­ли летать какие-то зву­ки, точ­но просну­лись демо­ны (М. Н. Булгаков. Белая гвар­дия).

4. целе­выечто­бы, с тем что­бы, затем что­бы,  дабы, для того что­бы, лишь бы и пр.

На листах бро­шю­ры лежа­ли кус­ки гра­ни­та, что­бы они не раз­ле­те­лись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в мину­ту гне­ва, не тре­бо­вал от них роко­вой кни­ги, дабы впи­сать в неё бес­по­лез­ную жало­бу на при­тес­не­ние, гру­бость и неис­прав­ность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. при­чин­ныепото­му что, отто­го что, так как, посколь­ку, ибо, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в свя­зи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они гово­ри­ли тихо, я не стал при­слу­ши­вать­ся (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, моло­дой чело­век взгля­нул на неё каким-то осо­бен­ным взгля­дом, пото­му что и в её гла­зах мельк­ну­ла вдруг преж­няя недо­вер­чи­вость (Ф. М. Достоевский. Преступление и нака­за­ние).

Но всё же я не вер­нул­ся домой, так как мне было стыд­но пока­зать­ся на гла­за близ­ким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. услов­ныеесли, еже­ли, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы при­об­ре­ли эти акции, то дер­жи­тесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, веро­ят­но, дру­гой, еже­ли бы они гово­ри­ли не при зву­ках пес­ни (Лев Толстой. Война и мир).

7. усту­пи­тель­ныехотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что, невзи­рая на то что

Вообще его люби­ли, хотя и почи­та­ли гор­дым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я про­спал креп­ким сном, несмот­ря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. след­ствиятак что

Веревка была дли­ною почти во всю ком­на­ту, так что один толь­ко про­ти­ву­по­лож­ный угол мог быть без­опас­ным от напа­де­ния страш­но­го зве­ря (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но рас­сто­я­ние меж­ду теле­граф­ны­ми стол­ба­ми по этой доро­ге шесть­де­сят ярдов, так что высчи­тать ско­рость ниче­го не сто­ит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон креп­че сжал руль, так что побе­ле­ли костяш­ки паль­цев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тай­ная ком­на­та).

Союзные слова

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии в роли под­чи­ни­тель­ных сою­зов высту­па­ют сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи — место­име­ния и наре­чия. Относительные место­име­ния и отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия назы­ва­ют союз­ны­ми сло­ва­ми.

В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, они выпол­ня­ют роль сою­за и в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

Союзные сло­ва

Относительные место­име­ния Что, кто, какой, кото­рый, каков, чей, сколь­ко
Местоимённые наре­чия Где, как, когда, куда, отку­да, поче­му

Меня спро­си­ли, кто я такой, спер­ва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одно­го из этих язы­ков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

  • (Кто?) я  — это под­ле­жа­щее;
  • (что гово­рит­ся обо мне?) кто такой — состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое.

Перечислим союз­ные сло­ва — место­име­ния:

  • кто;
  • что;
  • какой;
  • каков;
  • кото­рый;
  • чей;
  • сколь­ко (сколь).

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия:

  • где;
  • зачем;
  • как;
  • когда;
  • куда;
  • отку­да;
  • отче­го;
  • поче­му;
  • насколь­ко.

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Подчинительные сою­зы не явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, а слу­жат толь­ко для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных к глав­но­му или дру­го­му при­да­точ­но­му.

Например:

Горько думать, что прой­дет жизнь без горя и без сча­стья, в суе­те днев­ных забот. (И. Бунин.)

Сравним:

Отец дога­ды­вал­ся, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

Союзные сло­ва не толь­ко при­креп­ля­ют при­да­точ­ные пред­ло­же­ния к глав­но­му (или дру­го­му при­да­точ­но­му), но и явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­ных пред­ло­же­ний.

Например:

Осенью пти­цы уле­та­ют в такие края, где все­гда теп­ло.

Не знаю, зачем он это сде­лал.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях союз­ные сло­ва «где» и «зачем» явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми.

russkiiyazyk.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему: Таблица «Союзы»

Сочинительные союзы

( связывают: 1 —  однородные члены

2 – простые предложения в сложное – сложносочинённое)

Соединительные

и, да(=и), ни-ни, тоже, также

Противительные

а, но, да (=но), зато, однако, же

Разделительные

или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Подчинительные союзы

(связывают простые предложения в сложное – сложноподчинённое)

Изъяснительные

как, чтобы, что, будто

Временные

Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока

Причинные

Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что

Целевые

Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы

Условные

Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз

Уступительные

Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Сравнительные

Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно

Следствия

Так что

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку в 9 классе на тему «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.»

Подчинительные союзы и союзные слова

в сложноподчиненном предложении.

Ход урока.

I. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.

Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях — союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить это задание? (Нет)

— Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)

Какова будет тема урока? Слайд (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).

— Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)

III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».

Слайд 4

Подчинительный союз

Союзное слово

…..

(относительные местоимения, местоименные наречия)

1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится.

1. Можно поставить вопрос, является членом предложения.

2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом.

2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения.

3. Не может быть выделен логическим ударением

3. Произносится с ударением.

— Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).

— Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным, с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)

— Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения. Он входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи

Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

— Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)

— Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.

— Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?

— Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)

— Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16 Который час? Кто первый?

Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).

— Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)

Поработаем с предложением Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

— Можно задать вопрос к выделенному слову?

— Можно заменить словом(-ами) из главной части предложения?

— Произносится с ударением?

— К какому мы пришли выводу?

— Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)

— Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).

— Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)

VII. Рефлексия УД на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?

multiurok.ru

Союзы в русском языке — виды и разряды, таблица с примерами

Одним из важных элементов речи в повседневной жизни являются союзы. В русском языке без них очень сложно общаться: ведь, они – связующие элементы в любом тексте. С ними речь становиться более красивой и разнообразной.

Давайте разберёмся, что понимается в нашем языке под этим термином. Какие слова можно отнести к ним, каковы их функции.

Рассмотрим, какие бывают типы и разряды этой части речи, узнаем основные особенности. Составим план разбора этих слов в качестве определенной категории речи и сделаем разбор на конкретном примере.

Определение и функционал


Русский язык богат разными видами слов-помощников. Одной из таких базовых категорий речи являются союзы.

Суть этого термина заключается в следующем: ими можно назвать слова, соединяющие различные повторяющиеся элементы в отрывке, его отрезки, несколько различных предложений.

Это своеобразные слова-связки.

Важно знать: слова этой категории не изменяются и не должны быть элементами (членами) предложения!

Виды союзов

Классификация таких терминов происходит, как правило, по 3 направлениям. Рассмотрим по отдельности каждое.

По синтаксическим признакам

Эти слова соединяют фрагменты сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. Разберем по отдельности каждый тип.

Сочинительные

Их еще называют сложносочинительные. Эти слова можно употреблять только при связывании равноправных фрагментов сложного предложения.

Выделяют группы сочинительных слов, некоторые из них приведены в таблице.

Типы Примеры
соединительные и, да
разделительные или, либо
противительные да,но

Подчинительные

Они употребляются следующим образом — один фрагмент сложного предложения находится в подчинении иного. Эти отрезки считаются придаточными.

Выделяют следующие группы таких слов.

Типы Примеры
Временные едва
Причинные потому что
Условные раз, коли
Целевые для того чтобы
Уступительные вопреки тому что
Следствия так что
Сравнительные чем
Изъяснительные как

Иногда элементы 7 подвида легко можно спутать с изъяснительными и другими разрядами этой служебной категории речи. Чтобы не происходило путаницы, следует задавать уточняющие вопросы.

По морфологическим признакам

Они делятся так же просто, как и предыдущий тип на:

  • простые (в одно слово) – а, и, но и др.;
  • составные (несколько слов) – не только, но и; и другие.

Причем вторые тоже делятся на 2 категории: двойные и повторяющиеся. Чаще всего второй вид является подтипом первого.

К двойным можно приписать: если…да, когда…то…; а к повторяющимся – то…то, ни…ни…

По словообразованию

По тому, как они образованы, их можно поделить на:

  • непроизводные – произошли независимо от иных категорий;
  • производные – образовались из слов других категорий.

Выделяют такие виды последней разновидности слов:

  • сочетание нескольких слов этой категории 1-ого типа;
  • указ. слово гл. член предложения + простой союз;
  • слово этой категории + обобщающее звено;
  • историческое образование.

Алгоритм разбора союза как части речи


Как находить и определять характер союзов в любом тексте написано либо в справочнике, либо в учебнике или сборнике.

План простой:

  1. Категория речи и значение в тексте.
  2. Перечисление признаков: синтаксического, морфологического и словообразовательного.

Как это делать, разберем ниже.

Пример разбора по указанному плану

Мы готовили сценку, чтобы хорошо выступить на областном конкурсе театрального искусства. Для того, чтобы было разнообразие, мы включили в концертную программу танцевальные, литературные, игровые и музыкальные номера. Надеюсь, что мы выступим хорошо.

Для наглядности, искомые термины выделены.

  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, производный.
  • Для того, чтобы
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, составной, производный.
  1. Союз – связывает однор. члены СПП;
  2. Сочинительный, простой, непроизводный.
  1. Союз – связывает члены СПП;
  2. Подчинительный, простой, непроизводный.

Заключение

Мы узнали, на какие виды подразделяются союзы, чем отличаются сочинительные от подчинительных, на какие подвиды они делятся. Итогом послужит таблица, характеризующая данную часть речи.

1001student.ru

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Ход  урока

Время

Виды и формы работы

Примечания

I .

II

III.

IV.

V.

1.

 

2.

3.

VI

Организационный момент

Проверка домашнего задания:

Самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложения (слабые учащиеся выписывали из художественных произведений)

Лингвистическая разминка

Записать слова в три столбика  

(слова диктуются в случайном порядке)

Провер.гласн.

Непровер.гласн.

Чередующ. Гласн.

принесли

берёза

подрастали

спросили

костёр

прикасается

лесник

капуста

загорелый

верхушка

гирлянда

изложение

трава

модем

выбираем

Работа по теме урока

Сообщение темы и цели урока, запись темы на доске и в тетрадях

Работа с учебником.

Комментированное чтение теоретического материала п.20 и

  «ПАМЯТКИ» , распечатанной для каждого учащегося (приложение 2)  

 Просмотр презентации (приложение 1, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/18/podchinitelnye-soyuzy-i-soyuznye-slova  ), чтение примеров.

Тренировочные упражнения

3 чел. у доски с карточками:

В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

Уже было поздно и темно, когда я снова отворил дверь и стал звать Максимыча.

Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени.

Остальные – под диктовку, на доске- только схемы:

Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина.

Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван.  

Только схемы:  (самостоятельно)

За площадью базар кипел народом, потому что было воскресенье.

Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь.

   Упр. 94 (устно)

   Упр. 93 (устно)-отметить сложные предложения + разбор по составу.

Итог  урока  

Союзы и союзные слова. Их отличия. роль в предложении.

Домашнее задание

§ 20, упр. 93 (1-й абзац+ 4-циово+ схемы сложных предложений)

3 мин

8 мин

10 мин

17 мин

2 мин

Фронтальный опрос

Распределительный диктант

Чтение по цепочке

Учащиеся сами устно придумывают предложения на основе алгоритма презентации .

Чтение по цепочке

Повторение случаев употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Подготовка к ОГЭ (задания 2-14)

Развитие навыков выразительного чтения

Умение различать союзы и союзные слова

Индивидуальная работа.  

Дифференцированные задания ( у доски- более сильные учащиеся)

Самостоятельная работа

Помощь учителя во всех случаях затруднения

Развитие навыков выразительного чтения

Повторение (состав слова) подготовка к ОГЭ (задания 2-14)

Выставление оценок

nsportal.ru

Урок по русскому языку 9 класс Подчинительные союзы и союзные слова

Урок русского языка в 9 классе по теме: « Подчинительные союзы и союзные слова в СПП»

        Цели урока: 

  • углубить знания о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем;

  • проанализировать типичные задания ГИА части В;

  • развивать  умения находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;

  • научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

  • воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

II. Словарно – орфографическая  работа.

(Учащиеся по цепочке комментируют правописание слов с различными видами орфограмм).

— Правописание каких  орфограмм  мы повторяли?

III. Работа по теме урока.

  1. Актуализация ранее изученного материала о сложном предложении.

—  Какие предложения называются сложными?

– Что вам известно о ССП?

— Что вам известно о СПП?

– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)

– Что можно сказать о пунктуации в СПП?

– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

– Какие союзные слова вам известны?

  1. Задание.

Глядя на предложенные схемы, определите вид сложных предложений.

  1. Запись предложений.

Мы не видели, как ученики подошли к школе.

Я не знаю, как пройти к остановке.

– Чем связаны предложения? (Словом как.)

– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?

– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?

– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)

(По ходу работы делается запись на доске.)

— Какие различия союзов и союзных слов вы знаете?

Вывод:

Союз

1. Можно убрать из предложения.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Не является членом предложения.

Союзное слово

1. Является членом предложения

2. Падает логическое ударение.

4.Закрепление материала

4.1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.

Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться. (Несколько человек у доски).

4.2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.

 Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины.

10 (ПРОВЕРКА)

    5.   Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).

   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

      Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

      б) 1,2,3,4

      в) 1,3

      г) 2,3

 

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

      а) 2, 4 

      б) 1, 2, 3, 4

      в) 1, 2, 3

      г) 1, 3, 4

 

   В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

 

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 

    В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

 

а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

 г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

 

6.Тренировочные  упражнения.

  Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства… 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

7. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

8. Выполнение упражнение из учебника.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о СПП?

– Назовите средства связи в СПП?

– Как различать союзы и союзные слова.

Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Открытый урок: «Подчинительные союзы и союзные слова»

Цели урока: 1).обучающая: углубить понятие о сложноподчинённом предложении;

                                             закрепить главные признаки, по которым выделяются

                                                      придаточные  предложения; освоить связи придаточного

                                                      предложения с главным, совершенствуя пунктуационные

                                                      навыки; составлять схемы сложного предложения и

                                                       производить пунктуационный разбор;

                             2).воспитательная: воспитание интереса к слову, как средству общения,

                                                       источнику получения информации; связь изучаемого с

                                                       жизнью;

                              3).развивающая:умение составлять монологическое высказывание на

                                                       лингвистическую тему; развитие орфографической и пун-

                                                       ктуационной зоркости.

                                                 Ход урока.

I.Лингвистическая разминка.     

1.Словарно-орфографическая работа.

Задание: записать слова, выделив орфограммы.

Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2.Работа со словарём.

Задание: дайте лексическое толкование слов, подберите синонимы и составьте с ними сложные предложения.

Комментарий, популярный.

II. «Слепая таблица».

Задание: посмотрите на таблицу и заполните пустые её участки по теме: «Сложное предложение», соединив клетки стрелочками.

 

III.Устная работа с предложениями.

Задание: дайте характеристику следующим предложениям по таблице.

1).Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.

2). Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.

3). Труд человека кормит – лень портит.

IV. Расскажите о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, аргумен-

тируя свои высказывания примерами.

— в это время учащийся работает у доски по карточке.

                                                  Карточка.

 

Задание: расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.

1).Человек-труженик  человек-патриот бережно относится к природе чтобы она стала ещё более могущественной  и прекрасной.

2).Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.

V. Творческий диктант.

Задание: запишите предложения, расставив знаки препинания.

1). «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

— Переделайте предложение так, чтобы оно стало СПП. Запишите, подчеркните граммати-

ческие  основы. Начертите его схему.

2).Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.

— Составьте схему предложения. Замените его СПП предложением.

— Чем прикрепляется придаточное предложение в первом сложном предложении и во втором?

VI. Работа с таблицей «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП». (теория п.206).

Задание: прочитав параграф учебника и рассмотрев таблицу, расскажите о различии союзного слова  от союза.

VII.Тренировочные упражнения.

1.Упр.68 (комментированное письмо).

2.Работа с опорным конспектом. (Практика с.41).

3.Упр.73 (выборочный диктант).

4.Анализ предложения.

Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.

— сделайте полный синтаксический разбор данного предложения.

5.Редактирование предложений.

1).На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.

2).Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

-Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали?

VIII. Выводы по уроку.

1.Лингвистический эксперимент.

— Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.

Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.

-Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным? 

— Используйте способ расчленения другого сложного предложения.

К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.

— Что произошло с союзом где?

— Что нового узнали на уроке?

2.Цифровой диктант.

Задание: под каждой цифрой поставить знак +, если согласен с утверждением, и знак -, если не согласен.

1).Предложения бывают простые, сложные, составные.

2).Независимое предложение в составе СПП называется главным.

3).Подчинительные союзы не являются членами предложения.

4).Главное и придаточное предложения присоединяются при помощи сочинительных союзов.

5).Союзное слово в придаточном предложении можно заменить другим словом.

6).Придаточное предложение может стоять только перед главным или после него.

Д/з: п.205,206, упр.78.

   

                 «Сложноподчинённые предложения. Подчинительные союзы и союзные слова».

         

            (русский язык, 9 класс)

        Учитель: ИВЛЕВА

                                                               Ирина Викторовна

                            МОУ ООШ д.Бруслановка

                           Липецкий  район    Липецкая  область

                                               2005 год

        

nsportal.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о