Традиционная парадигма образования характеризуется – Глоссарий

Глоссарий

При рассмотрении материала этого модуля студент должен понять: проблемы и ограничения дидактических возможностей традиционной парадигмы образования, входящей в противоречие с требованиями современного информационного общества; задачи новой парадигмы образования и основные принципы ее функционирования; личную ответственность обучающегося за свой уровень образования и развития в новой модели образования.

2.1Парадигмы образования

Мир, казалось, недавно пережил появление персонального компьютера. Именно пережил, так как и на примере нашей страны видно, как сильно персональный компьютер меняет подход к решению многих насущных задач. Для чего нужен компьютер, может сказать практически любой более-менее грамотный человек. Развитие человеческой мысли стремительно, неиссякаема жажда человека к новому, неизвестному. Но что можно наблюдать порой в наше время, когда царит огромная масса различной информации? Самое интересное, что на фоне неимоверно богатых сведений об интересующем нас предмете мы нередко остаемся на уровне «информационного голода», потому что не можем найти своевременно необходимую информацию. И приходится заново «изобретать велосипед».

Следует также отметить, что за последнее десятилетие в мировом сообществе произошел резкий скачок использования во всех сферах деятельности новой компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи.

2.1.1 Традиционная парадигма образования

Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения. Использование основных теоретических положений и принципов, которые были разработаны ранее в теории обучения, и в том числе в технологии компьютерного обучения, применение возможностей современной компьютерной техники позволяют создать более мощные программно-дидактические системы модернизации

образовательного процесса, поиска и поддержки принципиально новых видов познавательной деятельности обучающихся.

Уровень развития общества в последнее десятилетие, его информаци- онно-технологическая база, резкий скачок в развитии компьютерной техники, технологии программирования и, главное, появление новых средств связи дали толчок к поиску и развитию новых технологий обучения.

Стремление педагогов практически всех времен обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится практически в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний, или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая их часть, полученная в вузе, к его окончанию устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод» (Ефимов А.Н.).

С учетом вышесказанного понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образования является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями подготовки в системе высшего образования, в первую очередь, являются следующие: экологическая культура; информационная культура; творческая активность; высокая нравственность.

Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику, производство, требует разработки новой модели образования, разнообразных информационно-образовательных сред, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Узкая специализация и профессионализация привели к частичным разорванным знаниям и репродуктивному характеру мышления. О необходимости пересмотра системы образования говорят давно и уже не только исследователи, поскольку подготовка специалистов в вузах не соответствует динамике социальноэкономического развития общества.

2.1.2 Необходимость новой парадигмы образования

Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования, проведенный академиком В.Н. Турченко , представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Парадигмы стратегии образования

Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования // Педагог, 1998, № 4.

Принципы

Консервативно-

Прогрессивно-

эволюционная

революционная

 

1. Взаимодействие

Адекватное

отраже-

Творческое

преобра-

с обществом

ние жизни

 

 

 

зование жизни

2. Взаимосвязь с

Реакция на изменяю-

Формирование новых

потребностями

щиеся потребности

потребностей

общества

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отношение к

Потребление

матери-

Создание

материаль-

альных и

духовных

ных и духовных цен-

ценностям

ценностей

 

 

 

ностей

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы адап-

Адаптация личности к

Адаптация

производ-

требованиям

произ-

ства

к

требованиям

тации

гармоничного разви-

 

водства

 

 

 

тия личности

 

 

 

 

 

5. Технологиче-

Ориентация

на

усто-

Ориентация на созда-

явшиеся

педагогиче-

ние

новых

педагоги-

ские решения

ские технологии

 

ческих технологий

 

 

6. Финансовое

Остаточное

финанси-

Приоритетное финан-

сирование и развитие

обеспечение

рование

 

 

 

самофинансирования

 

 

 

 

 

7. Направленность

Предотвращение

вы-

Содействие

выходу

динамики развития

хода на точки бифур-

на точки бифуркации

 

кации

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества.

Очень часто рассматривают образование как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. По словам О.В. Долженко , «детерминация же образовательной политики социокультурным опытом, как правило, не учитывается. Отсюда далеко не безобидные выводы о роли фундаментального универсального знания, под которыми понимаются, прежде всего, науки естественные. Но ведь сами высказывания этих наук производные от социальной действительности».

Долженко, О.В. Очерки по философии образования/ О.В. Долженко. – М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.

Следует признать, что одна из сложнейших задач общества — воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. «Ведь основная задача, которая преследовалась в ходе «доработки» продукта, — снять тайну, ощущение исключительности и неповторимости происшедшего: все должно стать простым до невероятного!». Хорошо ли это? Чему и на чем мы учим в вузах?

Нужно всем проанализировать мнения автора, его размышления о путях развития университетского образования и понять их значимость. «Нужно отказаться от упрощения. Признать, что образование – не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. … Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования» (О.В. Долженко).

Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель — англосаксонская, вторая модель – немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству.

«Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума» (О.В. Долженко).

Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, то есть перед лицом информационного общества.

В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи и процессы в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая. Традиционные учеб-

studfiles.net

Глоссарий

При рассмотрении материала этого модуля студент должен понять: проблемы и ограничения дидактических возможностей традиционной парадигмы образования, входящей в противоречие с требованиями современного информационного общества; задачи новой парадигмы образования и основные принципы ее функционирования; личную ответственность обучающегося за свой уровень образования и развития в новой модели образования.

2.1Парадигмы образования

Мир, казалось, недавно пережил появление персонального компьютера. Именно пережил, так как и на примере нашей страны видно, как сильно персональный компьютер меняет подход к решению многих насущных задач. Для чего нужен компьютер, может сказать практически любой более-менее грамотный человек. Развитие человеческой мысли стремительно, неиссякаема жажда человека к новому, неизвестному. Но что можно наблюдать порой в наше время, когда царит огромная масса различной информации? Самое интересное, что на фоне неимоверно богатых сведений об интересующем нас предмете мы нередко остаемся на уровне «информационного голода», потому что не можем найти своевременно необходимую информацию. И приходится заново «изобретать велосипед».

Следует также отметить, что за последнее десятилетие в мировом сообществе произошел резкий скачок использования во всех сферах деятельности новой компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи.

2.1.1 Традиционная парадигма образования

Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения. Использование основных теоретических положений и принципов, которые были разработаны ранее в теории обучения, и в том числе в технологии компьютерного обучения, применение возможностей современной компьютерной техники позволяют создать более мощные программно-дидактические системы модернизации

образовательного процесса, поиска и поддержки принципиально новых видов познавательной деятельности обучающихся.

Уровень развития общества в последнее десятилетие, его информаци- онно-технологическая база, резкий скачок в развитии компьютерной техники, технологии программирования и, главное, появление новых средств связи дали толчок к поиску и развитию новых технологий обучения.

Стремление педагогов практически всех времен обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится практически в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний, или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая их часть, полученная в вузе, к его окончанию устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод» (Ефимов А.Н.).

С учетом вышесказанного понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образования является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями подготовки в системе высшего образования, в первую очередь, являются следующие: экологическая культура; информационная культура; творческая активность; высокая нравственность.

Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику, производство, требует разработки новой модели образования, разнообразных информационно-образовательных сред, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Узкая специализация и профессионализация привели к частичным разорванным знаниям и репродуктивному характеру мышления. О необходимости пересмотра системы образования говорят давно и уже не только исследователи, поскольку подготовка специалистов в вузах не соответствует динамике социальноэкономического развития общества.

2.1.2 Необходимость новой парадигмы образования

Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования, проведенный академиком В.Н. Турченко , представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Парадигмы стратегии образования

Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования // Педагог, 1998, № 4.

Принципы

Консервативно-

Прогрессивно-

эволюционная

революционная

 

1. Взаимодействие

Адекватное

отраже-

Творческое

преобра-

с обществом

ние жизни

 

 

 

зование жизни

2. Взаимосвязь с

Реакция на изменяю-

Формирование новых

потребностями

щиеся потребности

потребностей

общества

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отношение к

Потребление

матери-

Создание

материаль-

альных и

духовных

ных и духовных цен-

ценностям

ценностей

 

 

 

ностей

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы адап-

Адаптация личности к

Адаптация

производ-

требованиям

произ-

ства

к

требованиям

тации

гармоничного разви-

 

водства

 

 

 

тия личности

 

 

 

 

 

5. Технологиче-

Ориентация

на

усто-

Ориентация на созда-

явшиеся

педагогиче-

ние

новых

педагоги-

ские решения

ские технологии

 

ческих технологий

 

 

6. Финансовое

Остаточное

финанси-

Приоритетное финан-

сирование и развитие

обеспечение

рование

 

 

 

самофинансирования

 

 

 

 

 

7. Направленность

Предотвращение

вы-

Содействие

выходу

динамики развития

хода на точки бифур-

на точки бифуркации

 

кации

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества.

Очень часто рассматривают образование как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. По словам О.В. Долженко , «детерминация же образовательной политики социокультурным опытом, как правило, не учитывается. Отсюда далеко не безобидные выводы о роли фундаментального универсального знания, под которыми понимаются, прежде всего, науки естественные. Но ведь сами высказывания этих наук производные от социальной действительности».

Долженко, О.В. Очерки по философии образования/ О.В. Долженко. – М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.

Следует признать, что одна из сложнейших задач общества — воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. «Ведь основная задача, которая преследовалась в ходе «доработки» продукта, — снять тайну, ощущение исключительности и неповторимости происшедшего: все должно стать простым до невероятного!». Хорошо ли это? Чему и на чем мы учим в вузах?

Нужно всем проанализировать мнения автора, его размышления о путях развития университетского образования и понять их значимость. «Нужно отказаться от упрощения. Признать, что образование – не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. … Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования» (О.В. Долженко).

Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель — англосаксонская, вторая модель – немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству.

«Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума» (О.В. Долженко).

Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, то есть перед лицом информационного общества.

В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи и процессы в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая. Традиционные учеб-

studfiles.net

📌 Парадигма образования — это… 🎓 Что такое Парадигма образования?

Парадигма образования — совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее («прогрессивные») или обращенные в прошлое («классические»). Термин «классическая» обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. «Прогрессивные» предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет.[1]

Отличия новой парадигмы образования и классической [2]

Критерии Классическая парадигма Новая, неклассическая парадигма
Основная цель образования Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек Простая система Сложная система
Знания Из прошлого («школа памяти») Из будущего («школа мышления»)
Образование Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
Учащийся Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
Отношения педагога и учащегося Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
Вид деятельности учащегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого «Активная», творческая деятельность обучающегося

В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.

В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе»[3]

Литература

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
2.Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с.
3.Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.

dic.academic.ru

Глоссарий

При рассмотрении материала этого модуля студент должен понять: проблемы и ограничения дидактических возможностей традиционной парадигмы образования, входящей в противоречие с требованиями современного информационного общества; задачи новой парадигмы образования и основные принципы ее функционирования; личную ответственность обучающегося за свой уровень образования и развития в новой модели образования.

2.1Парадигмы образования

Мир, казалось, недавно пережил появление персонального компьютера. Именно пережил, так как и на примере нашей страны видно, как сильно персональный компьютер меняет подход к решению многих насущных задач. Для чего нужен компьютер, может сказать практически любой более-менее грамотный человек. Развитие человеческой мысли стремительно, неиссякаема жажда человека к новому, неизвестному. Но что можно наблюдать порой в наше время, когда царит огромная масса различной информации? Самое интересное, что на фоне неимоверно богатых сведений об интересующем нас предмете мы нередко остаемся на уровне «информационного голода», потому что не можем найти своевременно необходимую информацию. И приходится заново «изобретать велосипед».

Следует также отметить, что за последнее десятилетие в мировом сообществе произошел резкий скачок использования во всех сферах деятельности новой компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи.

2.1.1 Традиционная парадигма образования

Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения. Использование основных теоретических положений и принципов, которые были разработаны ранее в теории обучения, и в том числе в технологии компьютерного обучения, применение возможностей современной компьютерной техники позволяют создать более мощные программно-дидактические системы модернизации

образовательного процесса, поиска и поддержки принципиально новых видов познавательной деятельности обучающихся.

Уровень развития общества в последнее десятилетие, его информаци- онно-технологическая база, резкий скачок в развитии компьютерной техники, технологии программирования и, главное, появление новых средств связи дали толчок к поиску и развитию новых технологий обучения.

Стремление педагогов практически всех времен обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится практически в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний, или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая их часть, полученная в вузе, к его окончанию устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод» (Ефимов А.Н.).

С учетом вышесказанного понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образования является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями подготовки в системе высшего образования, в первую очередь, являются следующие: экологическая культура; информационная культура; творческая активность; высокая нравственность.

Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику, производство, требует разработки новой модели образования, разнообразных информационно-образовательных сред, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Узкая специализация и профессионализация привели к частичным разорванным знаниям и репродуктивному характеру мышления. О необходимости пересмотра системы образования говорят давно и уже не только исследователи, поскольку подготовка специалистов в вузах не соответствует динамике социальноэкономического развития общества.

2.1.2 Необходимость новой парадигмы образования

Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования, проведенный академиком В.Н. Турченко , представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Парадигмы стратегии образования

Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования // Педагог, 1998, № 4.

Принципы

Консервативно-

Прогрессивно-

эволюционная

революционная

 

1. Взаимодействие

Адекватное

отраже-

Творческое

преобра-

с обществом

ние жизни

 

 

 

зование жизни

2. Взаимосвязь с

Реакция на изменяю-

Формирование новых

потребностями

щиеся потребности

потребностей

общества

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отношение к

Потребление

матери-

Создание

материаль-

альных и

духовных

ных и духовных цен-

ценностям

ценностей

 

 

 

ностей

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы адап-

Адаптация личности к

Адаптация

производ-

требованиям

произ-

ства

к

требованиям

тации

гармоничного разви-

 

водства

 

 

 

тия личности

 

 

 

 

 

5. Технологиче-

Ориентация

на

усто-

Ориентация на созда-

явшиеся

педагогиче-

ние

новых

педагоги-

ские решения

ские технологии

 

ческих технологий

 

 

6. Финансовое

Остаточное

финанси-

Приоритетное финан-

сирование и развитие

обеспечение

рование

 

 

 

самофинансирования

 

 

 

 

 

7. Направленность

Предотвращение

вы-

Содействие

выходу

динамики развития

хода на точки бифур-

на точки бифуркации

 

кации

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества.

Очень часто рассматривают образование как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. По словам О.В. Долженко , «детерминация же образовательной политики социокультурным опытом, как правило, не учитывается. Отсюда далеко не безобидные выводы о роли фундаментального универсального знания, под которыми понимаются, прежде всего, науки естественные. Но ведь сами высказывания этих наук производные от социальной действительности».

Долженко, О.В. Очерки по философии образования/ О.В. Долженко. – М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.

Следует признать, что одна из сложнейших задач общества — воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. «Ведь основная задача, которая преследовалась в ходе «доработки» продукта, — снять тайну, ощущение исключительности и неповторимости происшедшего: все должно стать простым до невероятного!». Хорошо ли это? Чему и на чем мы учим в вузах?

Нужно всем проанализировать мнения автора, его размышления о путях развития университетского образования и понять их значимость. «Нужно отказаться от упрощения. Признать, что образование – не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. … Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования» (О.В. Долженко).

Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель — англосаксонская, вторая модель – немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству.

«Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума» (О.В. Долженко).

Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, то есть перед лицом информационного общества.

В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи и процессы в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая. Традиционные учеб-

studfiles.net

Новая парадигма образования в условиях информатизации

ные заведения не обеспечивают необходимого уровня подготовки специалистов в очень короткие сроки, поэтому и возникают различные центры обучения на фирмах, внутри предприятий, где идет переподготовка обычно профильных специалистов. На базе больших компаний развиваются учебные заведения, ведущие узко профильную специальную подготовку. Такая ситуация обычно касается именно профессионального обучения.

Сдругой стороны, и это уже касается общего образования, – развитие системы дополнительного образования, которое по своим направлениям и нетрадиционным подходам к обучению, воспитанию и развитию ребенка все больше создает конкуренцию традиционным государственным учебным заведениям. Создаются новые образовательные заведения различных типов и на базе университетов, и других вузов. Чем вызван отток части обучающихся из традиционных учебных заведений? Неудовлетворенностью качеством образования и жесткими рамками государственных учебных заведений традиционного типа, с одной стороны. Вторая причина такой тенденции – развитие технологии общения, подготовки и передачи информации, то есть современные информационные технологии ворвались и в сферу образования, причем диктуя свои условия. Но разнообразие учебных заведений не может просто так изменить новые качества системы образования. Это не просто философская категория перехода количества в качество — зарождение нового и его разрастание может дать такой переход в развитии образования.

Сучетом выше приведенных рассуждений предлагаем рассмотреть современную модель образования, построенную с учетом потребности развития личности и общества.

Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодого поколения к труду, жизни, потребляя созданные в других отраслях материальные ценности. Новая парадигма видит в образовании самостоятельную ценность.

Цель создания новой парадигмы образования — обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, интегрированных в мировое информационное пространство.

Задачи новой модели образования

1Создать условия развития свободной, критически мыслящей лич-

ности.

2Обеспечить личностно-ориентированный разно уровневый подход к обучению.

3Сформировать потребность к постоянному и непрерывному самообразованию.

4Обеспечить свободный доступ обучающемуся к любой жизненно важной для него информации.

5Разработать и внедрить методологический, целостный и интеграционный подход способов освоения мира.

6Обеспечить доступ к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений.

Основные принципы создания новой модели образования

1Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.

2Интеграция разных форм деятельности: учебной, научнопоисковой, производственной.

3Демократизация образования – повышение возможности получения образования лицам, которые по каким-либо причинам не могут посещать обычные учебные заведения.

4Обеспечение условий и уровня обучения, адекватных требованиям

времени.

5Свобода времени и сроков обучения (поступление в вузы в течение всего года, сроки обучения зависят от способностей и возможностей обучающегося).

6Индивидуальные программы обучения, открытое планирование

обучения.

7Переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

8Свобода в выборе места расположения учебного заведения.

9Самоуважение, целеустремленность, самоконтроль обучающегося.

10Свободное развитие индивидуальности.

2.1.4 Модель новой парадигмы образования

Спор о выборе модели образования решается в пользу технологического образования, и это не надуманное решение, а ход развития жизни. Как противостоять этой экспансии? Попытками сбалансировать влияние технологизации общества на развитие и образование личности и объясняется обращение практически всех государственных институтов образования к гуманитаризации и гуманизации образования. Решение проблемы «Каким быть образованию?» все-таки остается за самой личностью, определяется логикой ее развития, внутренними потребностями индивидуума, целями и задачами, которые он перед собой ставит. Но чтобы понять: «Что я, личность, хочу» – необходимо пройти сложный путь становления и на этом непростом для ка-

ждого человека отрезке времени жизни необходима работа педагогов, исповедующих не авторитарную педагогику, а стремящихся к вдумчивому и доброжелательному сотрудничеству. Вряд ли в условиях массовой школы это возможно. Именно поэтому и собираются на форумы энтузиасты-педагоги для защиты своих идей и хотя бы морального признания значимости своих работ.

Предлагаем рассмотреть концептуально современную модель образования, основные элементы которой признаны практически во всех развитых странах и у нас в стране. Мы приводим свои рассуждения и видения современной модели образования, опираясь на научные исследования таких известных педагогов, как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, К. Роджерс , авторов развивающего обучения. Известный педагог Г.К. Селевко отмечает: «Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает».

Концепциями индивидуализации обучения занимаются давно, поскольку творческий поиск нового всегда сопровождал деятельность педагогов России. Каждый период времени имеет свою научно-техническую основу, и тем более заслуживают уважения, анализа и дальнейшего развития те идеи, которые опередили свое время, его техническое оснащение и заложили основные принципы развития ряда современных направлений в педагогике и технологии обучения.

С учетом всех наших рассуждений, возможностей, предоставляемых современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникационной связи, предлагаем рассмотреть подход к построению современной модели образования.

Современная модель образования должна обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, тем самым раскрыть и увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира, нести новизну и широкое, по возможности, внедрение инновационных процессов в систему массового обучения.

Проблема разработки современной модели образования заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель — ученик. Образование не может быть целиком самоопределяемо индивидами или группами. Определение целей, программ и планов обучения — это совместное творчество организаторов обучения, преподавателей и обучающихся, и в то же время образование нельзя рассматривать толь-

Ссылка сделана в работе Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»

ко через призму целей и задач, которые должен решать в жизни человек, но необходимо учитывать и потребности в развитии самой личности.

Переход от нормативного к современному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску новых технологий обучения и определению собственного места в этой системе. Трудности, испытываемые преподавателями, можно свести к двум проблемам:

1)необходимость перехода от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству;

2)необходимость перехода от репродуктивного подхода в обучении

кразвитию продуктивной творческой мыслительной деятельности.

Самая трудная задача в новой модели образования — смена личной установки, как педагога, так и обучающегося на самообразование, саморазвитие.

На рисунке 2 представлены основные принципы модели современного образования. При разработке этой модели использована схема, представленная в работе «Открытое образование – объективная парадигма XXI века».

Особенности новой парадигмы образования – создание условий для саморазвития, самостоятельного принятия решения, развития ответственности, выработки собственного индивидуального стиля учебной деятельности и общения в огромной степени зависит от личностных качеств обучающегося. Непременными условиями саморазвития являются самостоятельность, ответственность, инициативность, которые в той или иной степени проявляются у обучающихся дистанционно.

По мнению Г.А. Цукермана , “… саморазвитие для человека является безусловной ценностью,…саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность…” и “…самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития…”.

Все вышесказанное о проблемах системы образования, новых возможностях, предоставляемых компьютерными и коммуникационными технологиями обучения и взаимодействия, отвечает основной цели обучения в школе, вузе – научить учиться.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. — М.: Ин-

терпракс, 1995. — 288 с.

 

Системно-

 

Принцип

ценностный подход в

Принцип интеграции

стремления

образовании

способов

к обучению

 

освоения мира

Личностно-

Современная

Изменение

модель

роли

ориентирован-

образования

преподавателя

ный подход об-

разования

 

 

Принцип непре-

Принцип ин-

Принцип свободного

Принцип

рывности само-

доступа к

сотрудничества

формационной

образования

информационным

 

культуры

 

 

ресурсам

 

 

 

 

Рисунок 2 — Приоритетные принципы и подходы

studfiles.net

Словарь основных понятий

ПАРАДИГМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ Т10

«У
каждого народа своя собственная
национальная система воспитания, а
поэтому заимствование одним народом у
другого воспитательных систем является
невозможным»
К.Д.
Ушинский
(1824-1570).
Великий русский педагог. Основоположник
русской народной школы и педагогики

Система

целое, составленное из частей, находящихся
во взаимосвязях и взаимообусловности.

Процесс
ход
развития какого-либо явления,
последовательная смена состояний в
развитии чего-либо.

Педагогический
процесс —
целенаправленное
взаимодействие педагогов и воспитанников
с целью их развития, обучения и воспитания.

Личность
человек
как общественное существо, носитель
общественного сознания и самосознания.

Ведущие парадигмы образования

Парадигма
— это совокупность теоретических и
методических предпосылок, определяющих
конкретное научное исследование,
которыми руководствуются в качестве
образца в научной практике на данном
этапе.

В
современной педагогике выделяют четыре
ведущих парадигмы образования:
когнитивная, личностно ориентированная,
функционалистская, культурологическая.

Когнитивная парадигма

Когнитивный
(лат.
cogito — мыслю) — относящийся к познанию
только на основе мышления.

В
соответствии с когнитивной парадигмой
образование связывается только с
познанием на основе мышления. Целью
обучения выступают знания, умения и
навыки (ЗУНы), которые отражают социальный
заказ. Главным источником знаний
выступает обучающий (учитель,
преподаватель). Обучающийся рассматривается
как объект (а не личность), который нужно
наполнить знаниями. Личностные аспекты
обучения сводятся только к формированию
познавательной мотивации и познавательных
способностей. Задача всестороннего
развития личности и развития ее активности
в обучении не ставится.

Учебный
предмет рассматривается как своеобразная
«проекция» науки, учебный материал
— как дидактически интерпретированные
научные знания.

Одной
из основных категорий в когнитивной
парадигме является учебная деятельность.
Поэтому вся организация процесса
обучения направлена на отражение в
программах и учебниках состояния
научного знания и способов его освоения.

Основным
критерием эффективности обучения
являются знаний, умения и навыки.
Характеристика личностного развития
не учитывается. Поэтому основное внимание
уделяется информационному обеспечению
личности, а не ее развитию. Это развитие
рассматривается как «побочный продукт»
учебной деятельности, целью которой
является усвоение определенных знаний
и способов деятельности.

Педагогику,
обосновывающую свои положения в контексте
когнитивной парадигмы, называют
«знаниевой», императивной,
традиционной, а школу -«школой памяти»,
так как основное внимание уделяется
развитию памяти, а не умения мыслить.

Личностно ориентированная парадигма

«Плохой
учитель преподносит истину, хороший
учит ее находить».

А.
Дистервег (1790-1866). Выдающийся немецкий
педагог-демократ. Создатель дидактики
развивающего обучения.

Уже в
рамках когнитивной парадигмы появились
новые подходы к обучению: решение
творческих задач, активизация
самостоятельной деятельности учащихся,
проблемное обучение, профильные классы
и др. Они явились предпосылкой утверждения
личностно ориентированной парадигмы
образования в конце 1980-х годов.

Большую
роль в становлении личностно ориентированной
парадигмы образования сыграли
педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А.
Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова,
И.П. Волков и др.). В своей практической
педагогической деятельности они
стремились к интеграции различных
дидактических концепций: проблемного
обучения, программированного обучения,
оптимизации обучения, развивающего
обучения и другие. Разработанные ими
практико-ориентированные системы имели
хорошее инструментальное обеспечение
и отличались определенностью и
целостностью, они способствовали
развитию активности и самостоятельности
в обучении. Системообразующим фактором
их методов выступала уникальная и
неповторимая личность учащегося.

Исследователи
(Э.Ф. Зеер и др.) утверждают, что личностно
ориентированное обучение в России
возникло в процессе педагогического
поиска педагогов-новаторов, а также в
практике создания инновационных учебных
заведений, вариативных учебных планов,
региональных программ образования.

В
1990-е годы появились работы методологического
характера, в которых была обоснована
необходимость и возможность личностно
ориентированного образования. Основные
его положения изложены в работах Н.В.
Алексеева, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова,
В.В. Серикова, П.Г. Щедровицкого, И.С.
Якиманской и др.

Сущность
личностно ориентированной педагогики
заключается в последовательном отношении
педагога к воспитаннику как к личности,
как к самостоятельному и ответственному
субъекту собственного развития и как
к субъекту воспитательного воздействия.
Личностно ориентированному обучению
будет посвящен специальный параграф.
Здесь же мы покажем основные отличия
личностно ориентированной педагогики
от когнитивной или традиционной

Как
видно, в когнитивной педагогике общение
осуществляется через содержание, формы,
методы и средства. В личностно
ориентированном обучении есть
непосредственное взаимодействие между
учителем и учеником, которое направлено
на овладение материалом с помощью форм,
методов и средств.

В
личностно ориентированном обучении
каждый ученик имеет свой вектор развития,
который строится не от учителя к ученику,
а наоборот, от ученика к учителю.

studfiles.net

Парадигмы образования

Парадигма (лат.) – образ или пример,
алгоритм, модель.

Парадигма образования – концептуальная
модель образования. Колесникова ввела
это понятие.

Формирование парадигм образования
происходило по мере освоения человечеством
различных способов взаимодействия с
миром. Каждая из парадигм отвечает тому
или иному восприятию мира, педагогических
объектов, понимания существа этих
педагогических объектов. Существует
три подхода к культуре и три концептуальные
модели образования.

3 Подхода к культуре

Аксиологический– культура
рассматривается как ценность

Деятельностный– некакая деятельность
по созданию материальных или духовных
ценностей

Личностный– культура воплощается
в определенном типе личности, ее
свойствах.

3Парадигмы или 3 концептуальные модели образования

(соответствующие
подходам к культуре)

Традиционалистко – консервативная(соотв-т аксиологическому подходу)
сохранение культуры с помощью образования,
имеет позитивный смысл.

Рационалистическая (деятельностный
подход) – в центре внимания не знания,
а способы действия

Феноменологическая/гуманистическаяотносится к человеку, как к главному
феномену культуры, субъектом образование
(соотв-т личностному подходу)

Парадигмы различаются:

  1. по целям, которые ставятся перед
    образованием

  2. по пониманию функций школы

  3. по способам достижения целей

  4. по характеру педагогического
    взаимодействия

  5. по позиции ученика в образовании.

Выбор базовых ценностей определяет
выбор образовательной парадигмы.

Традиционалистско-консервативная (Знаниевая парадигма)

В основе 3 постулата:

  1. В основе образования должны лежать
    базовые знания и соответствующие им
    умения, способы и навыки.

  2. Система образования должна иметь
    академический характер и ориентироваться
    на базовые отрасли науки. Внимание
    школы должно быть направлено на то, что
    выдержало проверку временем и является
    основой образования.

  3. Большое место уделяется этическим
    ценностям.

Эта парадигма имеет в своей основе
сберегательную функцию.

Цель школы заключается в сохранение и
передаче молодому поколению культурного
наследия, идеалов и ценностей,
способствующих сохранению социального
порядка.

Характерна академическая направленность
не связывающая школу с жизнью.

Традиционалистско-консервативная
парадигма существовала до 50-х годов 20
века в СССР.

Технократическая парадигма

Сформировалась как производная от
наблюдательных фактов и явлений
научно-технической революции и ее
последствий.

В основе парадигмы лежит представление
об истине, доказанной научно и проверенной
опытом.

Девиз для учителей данной технократической
парадигмы: «Знание – сила!».

Критерием истинности служит практика.
В условиях данной парадигмы результат
может быть оценен в системе «да — нет»,
«знает – не знает», «владеет – не
владеет» и др. Всегда существует некий
эталон, идеал, норматив, по которому
сверяется уровень знаний. Понимание
качеств человека сопряжено с оценкой
его готовности или неготовности выполнять
определенную социальную функцию.
Представление о должном знании, поведении
формируется на государственном уровне.
На уровне философско-педагогического
сознания фигурирует «любовь» к науке
и знаниям, а любовь к ребенку оказывается
лишней, ее заменяют уважение и
требовательность.

Официально введена в 1958 г. в СССР. Из
учебных планов было изъято:

  1. Конституция СССР

  2. Психология

  3. Логика

Вместо них:

  1. Технически-обслуживающий труд

  2. Военная подготовка

Сейчас трудовая практика – отголосок
этой парадигмы. В годы господства этой
парадигмы «освоили» космос, высок.
Результат.

studfiles.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о