Признаки демократизма – Основные признаки демократии и классификация ее теорий

Основные признаки демократии и классификация ее теорий

Демократический
режим можно охарактеризовать следующими
признаками:

  • Суверенитет народа
    – признание этого принципа означает,
    что народ является источником власти,
    именно он выбирает своих представителей
    власти и периодически их сменяет.

  • Периодическая
    выборность основных органов власти
    позволяет обеспечить четкий легитимный
    механизм преемственности власти.
    Государственная власть рождается из
    честных демократических выборов, а не
    посредством военных переворотов и
    заговоров.

  • Власть выбирается
    на определенный и ограниченный срок.

  • Всеобщее, равное
    и тайное избирательное право. Выборы
    предполагают наличие реальной
    соревновательности различных кандидатов,
    альтернативность выбора, реализацию
    принципа: один гражданин – один голос.

  • Конституция,
    закрепляющая приоритет прав личности
    над государством и обеспечивающая
    одобренный гражданами механизм
    разрешения споров между личностью и
    государством.

  • Принцип разделения
    властей (на законодательную, исполнительную
    и судебную) в построении государственного
    аппарата.

  • Наличие развитой
    системы представительства (парламентаризма).

  • Гарантия основных
    прав человека1.

  • Политический
    плюрализм (от лат. pluralie– множественный),
    позволяющий легально действовать не
    только политическим и общественным
    движениям, поддерживающим политику
    правительства, но и оппозиционным
    партиям и организациям.

  • Свобода выражения
    политических суждений (идеологический
    плюрализм) и свобода формирования
    ассоциаций, движений дополняется
    многообразием различных источников
    получения информации, независимыми
    СМИ.

  • Демократическая
    процедура принятия решений: выборы,
    референдумы, парламентское голосование
    и др. Решения принимаются большинством
    при уважении права меньшинства проявлять
    несогласие. Меньшинство (оппозиция)
    имеет право выступать с критикой в
    адрес правящей власти и выдвигать
    альтернативные программы. Разрешение
    конфликтов мирным путем.

Исходя из
вышеперечисленных основных принципов
демократического режима необходимо
подробно рассмотреть его характерные
черты:

1) Важнейшие
признаки демократического государства:

а) реальная
представительная демократия;

б) обеспечение
прав и свобод человека и гражданина.

Представительная
демократия
– осуществление народом
власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее
важных вопросов жизни народа (объявление
войны, принятие бюджета, введение
чрезвычайного и военного положения,
разрешение территориальных споров и
др.). Конституции в различных странах
наделяют представительные органы
различными полномочиями, но обязательными
и важнейшими среди них являются функции
законодательной власти и принятие
бюджета. Представительные органы не
обязательно призваны напрямую
контролировать исполнительную власть
– это признаётся только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы всё же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области. Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью. Другое не менее важное условие
– независимость представительного
учреждения в пределах своих полномочий,
отсутствие конкурирующей законодательной
власти, невмешательство исполнительной
власти в прерогативы представительных
учреждений.

Обеспечение прав
и свобод человека и гражданина

другой важнейший признак демократического
государства. Именно здесь появляется
тесная связь формально демократических
институтов с политическим режимом.
Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся
реальными, устанавливается законность
и исключается произвол силовых структур
государства. Никакие возвышенные цели
и демократические декларации не способны
придать государству подлинно
демократический характер, если не
обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина.
Конституция РФ закрепила известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многим из них ещё
необходимо создать условия.

2)
Государство может соответствовать
характеристике демократического только
в условиях сформировавшегося гражданского
общества. Оно должно строго придерживаться
установленных пределов вмешательства
в экономическую и духовную жизнь, которые
обеспечивают свободу предпринимательства
и культуры. В функции демократического
государства входит обеспечение общих
интересов народа, но при безусловном
соблюдении и защите прав и свобод
человека и гражданина. Такое государство
является антиподом тоталитарного
государства, эти два понятия взаимно
исключают друг друга.

3) При демократическом
режиме на первый план наряду с плюра­лизмом
выступает либерализм, который
предусматривает расшире­ние прав и
свобод граждан.

Либерализм
предполагает обеспечение демократических
свобод и прав личности, ограничение
вмешательства государства и общест­ва
в деятельность частных лиц, суверенных
субъектов. Он ставит права и свободы
человека выше национальных, классовых
и рели­гиозных интересов, ориентирован
на сохранение механизма рыноч­ного
хозяйства, многопартийную систему,
ограниченную регулирую­щую роль
государства, умеренный социальный
реформизм, обеспе­чение международной
безопасности и развитие интеграционных
про­цессов.

4) функционирование
политической системы при демократическом
режиме государственного управления
строится на основе разделения властей
–законодательной, исполнительной и
судебной. Эти орга­ны власти как бы
взаимоуравновешивают друг друга, и ни
один из них не может узурпировать власть
в государстве.

Демократическая
система государственного управления
предус­матривает формирование основных
органов государства путем сво­бодных
выборов – парламента, главы государства,
органов местно­го самоуправления,
автономных образований, субъектов
федерации.

Взятые в комплексе
разделение властей, система сдержек и
противовесов, федеративные, партийные,
общественные и информа­ционные
структуры в условиях гласности могут
через механизмы го­сударственной
власти способствовать проведению, в
рамках консти­туционной законности
мирного конструктивного диалога
различных политических сил, созданию
политической стабильности в обществе.

5) Демократическое
государство не отрицает принуждения,
а предполагает его организацию в
определённых формах. К этому побуждает
сущностная обязанность государства
защищать права и свободы граждан,
устраняя преступность и другие
правонарушения. Демократия — это не
вседозволенность. Однако принуждение
должно иметь чёткие пределы и осуществляются
только в соответствии с законом.
Правозащитные органы не только вправе,
но и обязаны применять силу в определённых
случаях, однако при этом всегда действуя
только законными средствами и на
основании закона. Демократическое
государство не может допустить
«разрыхления» государственности, то
есть невыполнения законов и других
правовых актов, игнорирование действий
органов государственной власти. Это
государство подчинено закону и требует
законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность
государства выражается в том, что его
организация открывает гражданам и их
объединениям возможности оказывать
влияние на «содержание управленческих
государственных решений, добиваться
реализации в этих решениях закономерных
социальных интересов». Но для того,
чтобы эта возможность была претворена
в действительность, необходимы
существенные дополнительные условия.
Это, прежде всего, демократический
политический режим и политико-правовая
культура.

6) Демократический
политический режим характеризуется
высокой степенью политической свободы
человека, реальным существованием
политических и правовых институтов,
позволяющих ему оказывать влияние на
государственное управление обществом.

Демократический
политический режим обычно находит
отражение в конституциях и законах,
регулирующих развитые формы участия в
политической жизни: институты
представительной и непосредственной
демократии, гарантированные гражданские
(личные) и политические права и свободы,
независимые средства массовой информации,
партийный плюрализм, включающий
разнообразную оппозицию власти,
разделение властей, широкое самоуправление
мест и профессий, гарантии для меньшинств
и мн. др.

7) В любом, даже
самом либеральном обществе имеются
силовые органы – это армия, органы
внутренних дел, полиция, разведка,
контрразведка, органы госбезопасности.
Наличие и полномочия это­го разветвленного
и многообразного аппарата принуждения
и на­силия закреплены в конституциях
и специальных законах. На случаи
необходимости подавления массовых
выступлений во многих стра­нах имеются
законы о чрезвычайном положении,
комендантском ча­се, президентском
правлении, которые приводят к временному
огра­ничению прав и свобод граждан.

8) Государство не
может обойтись без профессионального
управленческого аппарата, именуемого
в социологии бюрократией (социологи не
вкладывают в этот термин того отрицательного
смысла, к которому мы привыкли). Но для
того, чтобы этот аппарат не встал над
народом и его представителями, не стал
бюрократией в нашем понимании, необходима
продуманная система социального контроля
за его составом и деятельностью, и
система его ответственности. В развитых
демократических странах конституционное
право обычно содержит основательно
разработанные соответствующие институты
(парламентская и судебная ответственность,
конкурсная система комплектования
государственной службы и др.). Опыт,
правда, показывает, что и в этих странах
не такой уж редкостью является
бюрократические извращения (служебные
злоупотребления, неэффективность и
пр.), однако, общество и человек обладают
там сильными правовыми средствами
борьбы против таких явлений.

Что
же касается «социалистических» и
развивающихся стран, то там засилье
бюрократизма в самом отрицательном
смысле слова – повсеместное явление,
хотя и в конституциях и законах можно
встретить немало направленных против
этого положений. Они, однако, бездействуют
или малоэффективны в силу упомянутых
факторов – авторитарного или тоталитарного
политического режима и низкого уровня
политико-правовой культуры общества.

9) Демократический
режим может успешно функционировать
лишь при наличии определенного уровня
политической культуры. Это означает,
что все граждане соблюдают единые для
всех нормы (правовые, конституционные)
с учетом тех или иных традиций, присущих
данной стране. От уровня и типа политической
культуры во многом зависят характер
власти, ее формы, отношение к рядо­вым
гражданам, способы насилия и подавления,
применяемые в чрезвычайных ситуациях.
В структуре политической культуры
выде­ляются познавательный,
нравственно-оценочный и поведенческий
эле­менты. Так, например, поведенческий
элемент политической культуры в условиях
демократического режима предполагает
осознанное уча­стие граждан в
политической жизни страны: при обсуждении
про­ектов государственных документов
и актов; при проведении рефе­рендумов
и плебисцитов; в выборах законодательной,
исполни­тельной и судебной власти; в
работе различных государственных и
общественных органов и ряде других
кампаний общественно-поли­тической
деятельности.

studfiles.net

Признаки и принцип демократии

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа.

Рассмотрим разные значения, которые вкладывают в это слово.

Под демократией также понимается :

  • Особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех её участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • Некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • Политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Какие же признаки и принципы характерны для демократии?

Признаки демократии

Основные признаки демократии это:

  • закреплённое законодательно, и отражённое в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие.
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей.
  • все граждане государства имеют равное право на своё участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики.
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Принципы демократии

Замечание 1

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях.

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их.

Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.

Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.

Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.

Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определённой внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтёры) и т. д.

Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на:

  1. Жизнь,
  2. Свободу,
  3. Безопасность
  4. Равенство
  5. Участие в политической жизни
  6. Тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что всё, что не запрещено законом, разрешено к исполнению.

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Замечание 2

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определённых людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определёнными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством.

Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.

Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства.

Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы.

Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.

Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

spravochnick.ru

16. Понятие демократии, ее признаки и классификация

Понятие
демократии

как особой формы государственно-политического
устройства: (народовластие)
– форма государства, характеризующаяся
рядом признаков: источник власти –
народ; свободные выборы как способ
формирования властных институтов;
равноправие граждан; гарантия прав и
свобод личности и т.д.

В ХХ веке слово
«демократия» стало, пожалуй, самым
популярным у народов и политиков всего
мира. Сегодня нет ни одного влиятельного
политического движения, которое не
претендовало бы на осуществление
демократии, не использовало этот термин
в своих, часто далеких от подлинной
демократии, целей. Что же представляет
собой демократия и в чем причины ее
популярности?

Этимологические
определения демократии.

В современном языке слово «демократия»
имеет несколько значений. Его первое,
основополагающее, значение связано с
этимологией, т.е. с происхождением этого
термина. «Демократия» переводится с
древнегреческого как «народовластие»
или, используя расшифровку определения
американским президентом Линкольном,
«правление народа, избранное народом
для народа».

Производным от
этимологического понимания является
более широкая вторая трактовка демократии
как формы устройства любой организации,
основанной на равноправном участии ее
членов в управлении. В этом смысле
говорится о партийной, профсоюзной,
производственной и даже семейной
демократии. Понимая демократию в широком
значении, она может существовать всюду,
где есть организация, власть и управление.

С этимологическим
пониманием демократии связаны также и
другие – третье и четвертое – значения
этого термина. В третьем значении
демократия рассматривается как основанный
на определенной системе ценностей идеал
общественного устройства и соответствующее
ему мировоззрение. К числу составляющих
этот идеал ценностей относятся свобода,
равенство, права человека, народный
суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении
демократия рассматривается как социальное
и политическое движение за народовластие,
осуществление демократических целей
и идеалов. Это движение возникло в Европе
под флагом борьбы с абсолютизмом за
освобождение и равноправие третьего
сословия и в ходе истории постепенно
расширяет диапазон своих целей и
участников. Современные демократические
движения чрезвычайно разнообразны. Это
социал-демократы, христианские демократы,
либералы, новые социальные и другие
движения.

Понятие демократии
как народовластия (и другие производные
от него трактовки демократии) является
нормативным, поскольку базируется на
нормативном подходе к этому феномену,
предполагающем посторонние категории
исходя из человеческих идеалов, ценностей
и пожеланий. Демократия характеризуется
в этом случае как идеал, основанный на
таких основополагающих ценностях, как
свобода, равенство, уважение человеческого
достоинства, солидарность. В первую
очередь именно такому ценностному
содержанию демократия обязана своей
популярности в современном мире.

Конституирующие
признаки демократии.

Учитывая
взаимосвязь нормативных определений
демократии как формы государственного
правления, можно выделить ее следующие
характерные черты.

1. Юридическое
признание и институциональное выражение
суверенитета, верховной власти народа.
Именно народ, а не монарх, аристократия,
бюрократия или духовенство выступают
официальным источником власти. Суверенитет
народа выражается в том, что именно ему
принадлежит учредительная, конституционная
власть, что он выбирает своих представителей
и может периодически сменять их, а во
многих странах имеет также право
непосредственно участвовать в разработке
и принятии законов с помощью народных
инициатив и референдумов.

2. Периодическая
выборность основных органов государства.
Демократией может считаться лишь то
государство, в котором лица, осуществляющие
верховную власть, избираются, причем
избираются на определенный, ограниченный
срок. В древности многие народы нередко
выбирали себе царей, которые затем имели
право на пожизненное правление и даже
передачу этого права по наследству. (У
древних греков выборная монархия
называлась «эсимнетия».) Однако в этом
случае демократии еще не было.

3. Равенство прав
граждан на участие в управлении
государством. Этот принцип требует как
минимум равенства избирательных прав.
А в современной, сложно организованной
политической системе он предполагает
также свободу создавать политические
партии и другие объединения для выражения
воли граждан, свободу мнений, право на
информацию и на участие в конкурентной
борьбе за занятие руководящих должностей
в государстве.

4. Принятие решений
по большинству и подчинение меньшинства
большинству при их осуществлении.

Эти требования
являются минимальными условиями,
позволяющими говорить о наличии
демократической формы правления в той
или иной стране. Однако реальные
политический системы, основанные на
общих принципах демократии, весьма
существенно отличаются друг от друга,
например, античная и современная
демократии, американская и швейцарская
политические системы и т.д.

Названные общие
принципы демократии дают возможность
выделить основные критерии, позволяющие
различать и классифицировать многочисленные
теории и практические демократические
модели и как бы измерять их.

Прямая,
плебисцитарная и представительная
демократии.

Суверенитет народа – важнейший
конституирующий признак демократии,
служащий основанием ее оценки не только
с точки зрения понимания самого этого
субъекта, но также по форме осуществления
им власти. В зависимости от того, как
народ участвует в управлении, кто и как
непосредственно выполняет властные
функции, демократия делится на прямую,
плебисцитарную и представительную
(репрезентативную).

В прямых формах
народовластия граждане сами непосредственно
участвуют в подготовке, обсуждении и
принятии решений. Такая форма участия
доминировала в античных демократиях.
Практически она возможна в сравнительно
небольших коллективах (на производственных
предприятиях, в общинах, городах и т.п.),
причем в тех случаях, когда принимаемые
решения достаточно просты и участие в
их подготовке и обсуждении не требует
специальной квалификации. В современном
мире прямая демократия встречается
главным образом на уровне местного
самоуправления, например, в американских
и швейцарских общинах, в израильских
кибуцах (поселения коммунистического
типа)
и т.п. Распространенность прямых
форм демократии прямо зависит от того,
насколько удается децентрализовать
процесс вынесения решений и передать
право их принятия сравнительно небольшим,
локальным коллективам.

К прямой демократии
обычно относят так называемый императивный
мандат, предполагающий обязанность
выборных представителей голосовать
строго в соответствии с наказом
избирателей, их волей. Так, характер
императивного мандата имеет коллегия
выборщиков президента США, обязанных
отдать свой голос за кандидата, победившего
в соответствующих штатах. Императивный
мандат как бы консервирует волю
избирателей, не позволяя его носителям
участвовать в обсуждении и принятии
компромиссных вариантов решений.

Важным (вторым)
каналом участия граждан в осуществлении
власти является плебисцитарная
демократия. Различие между ней и прямой
демократией проводится не всегда,
поскольку обе эти формы участия включают
непосредственное волеизъявление народа,
однако оно существует. Суть его состоит
в том, что прямая демократия предполагает
участие граждан на всех важнейших
стадиях процесса (в подготовке, принятии
политических решений и в контроле за
их осуществлением), а при плебисцитарной
демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены.
Им предоставляется право посредством
голосования одобрить или отвергнуть
тот или иной проект закона или другого
решения, который обычно готовится
президентом, правительством, партией
или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в
подготовке таких проектов очень невелики
даже в тех случаях, когда непосредственно
самим гражданам предоставляется право
подготавливать и выносить их на
рассмотрение законодательных органов
или на всенародное голосование.

Плебисцитарные
институты нередко используются в целях
манипулирования волей граждан,
достигаемого, в частности, с помощью
двусмысленных формулировок вопросов,
выносимых на голосование. Они, особенно
референдумы и опросы, достаточно широко
применяются на различных уровнях
управления: в общинах, городах, областях,
в масштабах всего государства.

Третьей ведущей
в современных государствах формой
политического управления является
представительная демократия. Ее суть
– в опосредованном участии граждан в
принятии решений, в выборе ими в органы
власти своих представителей, призванных
выражать их интересы, принимать законы
и отдавать распоряжения. Представительная
демократия необходима особенно тогда,
когда из-за больших территорий или
вследствие других причин затруднено
регулярное непосредственное участие
граждан в голосованиях, а также когда
принимаются сложные решения, труднодоступные
для понимания неспециалистов.

studfiles.net

Формы и виды демократии :: BusinessMan.ru

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:

  1. Признание верховной власти народа, юридическое закрепление суверенитета. То есть именно общество обязано иметь возможность создавать законы, формировать конституцию, выбирать представителей.
  2. Выборность органов власти. Она является периодической. Кроме того, практически все виды демократии предусматривают возможность народа свободно выбирать и переизбирать органы власти. Человек, который является представителем народа, не имеет права узурпировать власть или оставаться на своей должности дольше назначенного времени.
  3. Каждый гражданин может участвовать в управлении страной, независимо от его вероисповедания, социального положения или пола.
  4. Принятие и осуществление тех решений, которые были приняты большинством.
  5. Политическая свобода, которая позволяет людям выбирать подходящий государственный строй, направленный на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть каждая ветвь управления государством имеет ограниченный круг полномочий. На сегодняшний день существует судебная, исполнительная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений – плюрализм. Он предусматривает большое количество и свободный выбор политических партий, общественных организаций, которые действуют в рамках конституции.

Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная. Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная. Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая. Эта функция предполагает народ как источник власти.
  • Регулятивная. Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная. Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая. Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:

  1. Прямая, или непосредственная. Она характеризуется тем, что вся власть осуществляется самим народом, например, существуют такие виды непосредственной демократии, как выборы, референдум. Эта форма имеет определенные недостатки. Например, она предусматривает учет мнения не только большинства, но и меньшинства, а это усложняет принятие согласованного решения. Причем оно не всегда бывает правильным, так как не все граждане хорошо осведомлены в юриспруденции, законодательстве и других нюансах власти. А еще есть люди, которые могут умело манипулировать общественным мнением в свою пользу.
  2. Непрямая, или представительная. Функция руководства государством осуществляется выбранными центральными представителями, а также органами местного самоуправления. Здесь тоже есть свои минусы. Например, народный контроль может быть ослаблен, лоббируются интересы некоторых групп, имеет место бюрократизм.

Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная. Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная. Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская. Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая. Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная. Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

businessman.ru

Основные признаки демократии

1. Юридическое
признание верховной власти народа.

В этом смысле Конституция РФ говорит
о многонациональном народе России.
Народ осуществляет свою власть в
различных формах: через органы
государственной власти, непосредственно
путем выборов и общегосударственного
референдума, а на местном уровне
посредством предусмотренных Конституцией
различных форм самоуправления. Природе
демократии соответствует конституционное
положение о том, что незаконный захват
власти народа кем-либо преследуется
по Федеральному Закону (ч. 4 ст. 3
Конституции РФ).

2. Периодическая
выборность основных органов государства

– показатель демократизма общества и
его политической системы. Соответственно,
демократическим может считаться лишь
то государство, в котором лица, реализующие
ключевые властные функции, избираются
на определенный ограниченный срок, а
не назначаются. В Российской Федерации
посредством выборов избираются глава
государства, главы муниципальных
органов, депутаты всех уровней.

Идея и практика
выборности основных государственных
органов содержит большой демократический
потенциал. Выборный руководитель,
сознавая, что ему оказаны уважение и
доверие, несет большую политическую и
моральную ответственность перед
избирателями. Отметим и то, лица не
участвующие в выборах, получающие
властные полномочия не от народа, а от
вышестоящих руководителей, иногда по
протекции, личной преданности находятся
в системе определенной зависимости. В
этой связи имеют место проявления
бюрократизма, консерватизма, подхалимства
и других негативных явлений.

3. Верховенство
права в жизнедеятельности общества

– одна из важнейших характеристик
демократии (наряду с народовластием,
выборностью основных органов государства).
Верховенство (господство) права
предполагает наличие таких законов,
которые содержат правовые средства и
механизмы, составляющие своеобразный
барьер для произвола государственных
властных структур регионального и иных
уровней в отношении демократических
объединений, прав и свобод граждан.

4. Свобода как
свойство демократии.
Какова
взаимосвязь свободы и демократии?
Очевидно, демократия содержит необходимые
предпосылки, условия для реализации
свободы личности. В современной России,
если иметь в виду область политико-правовых
отношений, – это свобода выборов,
предполагающая, прежде всего, отсутствие
политического, социально-экономического,
психологического давления на избирателей,
наличие альтернативных кандидатов,
плюрализм мнений, гласность,
многопартийность, признание оппозиции
и др. С другой стороны, потенциал свободы
способствует упрочению и совершенствованию
демократии. Это подтверждается
деятельностью СМИ, придающих гласности
имеющие место факты «нажима», «наступления»
на эти структуры со стороны отдельных
должностных лиц (нередко регионального
уровня), случаи злоупотребления,
коррупции в системе государственного
аппарата, общественных объединений,
наносящих существенный урон, вред
процессу становления Российской
демократии.

5. Органическая
связь демократии и дисциплины.

Демократия и дисциплина – понятия
взаимообусловленные, не совпадающие
в связи со спецификой их содержания.

Дисциплина –
важнейший фактор общественной жизни,
поскольку способствует целенаправленной
и разумно организованной совместной
деятельности индивидов и организаций.
Цивилизованная демократия строится
на дисциплине и невозможна без нее.
Демократия в своих движениях (динамике)
и проявлениях – в избирательных
кампаниях и др. всегда ассоциируется
с определенной организованностью,
порядком. В этой связи отметим следующее:
нередко правильные демократически
подготовленные и принятые решения без
необходимой дисциплины неизбежно «не
работают», становятся нереализованными
(«повисшими в воздухе»).

Можно сказать,
что демократия без дисциплины теряет
свою привлекательность и значимость
в связи с набирающими силу элементами
неорганизованности, неуправляемости,
стихийности. Так обстоит дело в тех
случаях, когда проводятся несанкционированные
митинги, демонстрации, используется
«грязная технология» в период предвыборных
кампаний, демократические решения
принимаются, но не используются и др.
Образно говоря, демократия без дисциплины
работает на «холостом ходу», теряет
свою социальную ценность.

С другой стороны,
демократия придает дисциплине осознанную
целесообразность принимаемых решений,
добровольный выбор поведения, сопряженный
с подчинением установленным правилам,
порядку. В этом случае дисциплина без
демократии оборачивается администрированием,
стремлением поставить всех в одни
«рамки», без учета определенных
индивидуальных, личностных особенностей
людей.

Следовательно,
подлинная свобода в условиях демократии
имеет границы, предопределяемые
дисциплиной, ответственностью. Свобода,
дисциплина, ответственность –
составляющие содержание демократии в
обществе.

В числе признаков
демократии можно назвать и такие, как
наделение граждан широким кругом прав
и свобод, равенство прав граждан на
участие в управлении государством,
плюрализм,
в условиях которого утверждается
многообразие форм собственности,
общественных интересов, идейных течений,
возможность самовыражения, отстаивания
своей жизненной позиции и др. Это
подтверждает то, что идея демократии
получает в современном Российском
обществе определенное распространение
и признание, постепенно становится
более жизнеспособной. Названные общие
признаки демократии дают возможность
получить представление о ее сущности,
содержании, ценности и значимости в
жизни человека и общества, перспективе
совершенствования.

На страницах
печати в последнее время нередко
используются словосочетания «управляемая
демократия», «суверенная демократия»,
«демократия по российскому образцу».
В этом контексте под «управляемой
демократией» понимается определенная
ранжировка политических и общественных
сил, оценка их значимости в зависимости
от лояльности к государственной власти
и соответствующая их поддержка,
поощрительное стимулирование
(государственные награды журналистам,
последовательно одобряющим официальный
государственный курс и др.). Отметим
также приоритет государственной власти
в формировании демократических
институтов (образование Общественной
палаты в России и ее ответвления в
регионах). Это подтверждает то, что в
условиях управляемой демократии
«присутствие» государства в различных
демократических сферах нередко
становится их неотъемлемым компонентом.
В этой связи очевидно стремление
государственной власти к соответствующему
контролю в процессе выстраивания
системы субъектно-объектных отношений.
Объектами того или иного властного
воздействия в условиях управляемой
демократии становятся политические
партии, общественные движения, средства
массовой информации, избирательная
система.

Практическое
осуществление управляемой демократии
в России – явление во многом закономерное,
поскольку продиктовано логикой
исторического процесса, предопределяется
спецификой современной России. Очевидно,
российская демократия несовершенна,
не имеет твердой опоры в экономике, в
мироощущении многих граждан, оценивающих
существующую демократию в России со
«знаком минус» в силу ее «переходности»,
«управляемости» и других свойств.

В этой связи можно
отметить следующий аспект управляемости
рассматриваемого института: соблюдение
внешних демократических процедур
(наличие внешних демократических
деклараций) не препятствует принятию
значимых, ключевых, не всегда
демократических решений, определенной
узкой уполномоченной группой людей,
образно говоря «за кулисами» событий.

По-видимому, в
силу потенциальных возможностей нашего
общества будет усиливаться тенденция
совершенствования демократии в России,
постепенного отхода от «управляемой
демократии», так или иначе связанной
с властью определенных персоналий и
послушных им общественных институтов.

Сказанное означает,
что в российской юридической и
политической литературе еще не достигнут
теоретический предел в изучении проблемы
демократии. В целом можно сказать, что
социальная значимость демократии в
Российской Федерации, подтверждается
свойственной ей шкалой существующих
ценностей (идеологический плюрализм,
наличие оппозиционных партий и др.).
Кардинальные изменения, происходящие
в обществе, будут оказывать позитивное
влияние на содержание российской
демократии. Одно из таких направлений
– не только совершенствование
деятельности демократических институтов,
но и создание условий для повышения
роли личности, гражданина в системе
политических и иных отношений.

Здесь рассмотрены
отдельные вопросы сложной и комплексной
темы, находящейся на пересечении
интересов представителей различных
направлений научного знания – философов,
юристов и др.

studfiles.net

Признаки демократии: ее ценности

Демократия является особенной формой правления, при которой политические решения принимаются большинством граждан. В качестве политического режима демократия характеризуются народовластием. К примеру, Российская Федерация является демократическим государством, так как согласно конституции РФ, единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Чтобы лучше уяснить понятие демократии, надо узнать, что присуще данному типу политического режима. Характеристики демократии, признаки демократического государства:

  • Юридическое равноправие гражданин государства. Каждый гражданин демократического государства имеет равные возможности (в теории) для того, чтобы принимать участие в политической жизни общества.
  • Принятие решений по принципу большинства. В демократическом обществе представлены интересы большинства.
  • Меньшинству дана возможность выражать оппозиционную точку зрения.
  • Народ признан единственным возможным источником власти.
  • Политический плюрализм. Существуют многочисленные партии, общественные движения и объединения, каждое из них предоставляет множество выборов развития общества.
  • Правовое государство. Его построение возможно только при условии верховенства права, соблюдении естественных прав человек. В правовом государстве все равны перед законом. «Закон суров, но справедлив» — как говорил Цицерон.
  • Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, чтобы слишком много власти не скапливалось у одной группы лиц, чтобы не образовалась диктатура.
  • Проведение выборов для избрания управляющих государством. К примеру, должность президента РФ является выборной. Это пример демократического режима в современном российском государстве. Государственная Дума также комплектуется по итогам выборов.
  • Проводится демократизация образования.

Если соблюдены эти признаки демократического государства, то общество лучше и активнее развивается.

Виды демократии

Существуют два вида демократии: прямая демократия и представительная демократия. Прямая демократия является таким видом организации общества, в котором народ есть власть, принимающая все решения о развитии общества. Пример из истории великой демократии в Афинах: когда персы вторглись в Грецию, афиняне собрались на площади, где надо было принять решение, как противостоять захватчикам. Фемистокл предложил потратить деньги на борьбу с персами. Жители спорили, но все-таки выбрали вариант Фемистокла. Был собран флот, который сокрушил персов.

Не стоит и идеализировать понятие демократии в Афинах. Правом голоса обладали лишь мужчины, являвшиеся коренными афинянами.

Афинская демократия имела такой минус: демагоги (с греческого переводится «заискивающий у народа») часто склоняли людей на свою сторону, использую популистские лозунги. Слово «популизм» происходит от слова «народ». Апеллировать громкими словами к народным нуждам – вот популизм и демагогия. Афинская демократия породила и эти негативные явления.

В современном обществе не существует прямой демократии. Народ не принимает самостоятельные решения, а делегирует полномочия законно избранным представителем. Приведем пример: в РФ граждане не занимаются законотворчеством самостоятельно, они избирают депутатов в Госдуму, которая занимается законотворчеством. Плюс такого режима заключается в том, что государственными делами занимаются профессионалы. А минус в том, что качество работы народных избранников может быть низким.

Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократия может сочетаться либо с рыночной, либо со смешанной экономикой. Чтобы понять, почему демократический режим нельзя совместить с экономическим планированием, надо узнать основные ценности демократии.

Ценности демократии:

  1. Человек. Человеческая жизнь.
  2. Свобода и личная неприкосновенность.
  3. Неотчуждаемые права.
  4. Индивидуализм.
  5. Демократизация образования. Уважение личности ученика, предоставление учащимся большей свободы в образовании. Демократизация образования активно ведется в современном российском обществе.
  6. Позитивное отношение к частной собственности.

Демократия и экономика. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Последний признак не укладывается в модель плановой экономики. Там единственным заказчиком и производителем является де-юре государство.

Существуют различные подходы касательно роли государства в рыночной экономике. Политика либертарианства отводит государству роль «ночного сторожа». Государство лишь устанавливает правила рыночной игры и следит за тем, чтобы они исполнялись, наказывает преступников.

В настоящее время признана концепция смешанной экономики в демократическом режиме. Функции государства в такой модели:

  1. Государство препятствует тому, чтобы образовывались предприятия-монополисты, захватывающие рынок.
  2. Делает государственные заказы в тех сферах, в которых не заинтересован предприниматель: развитие науки, оборонная промышленность.
  3. Защищает незыблемость права собственности.
  4. Разрешает экономические споры.
  5. Препятствует тому, чтобы бизнесмены вели экологически вредное производство.

Волеизъявление граждан в демократическом режиме

Как было оговорено ранее, демократия есть власть большинства, где меньшинство имеет право выражать оппозиционные идеи. Возможны следующие формы политического участия граждан:

  • Голосование. Проведение выборов, избрание президента и государственной думы – явные проявления демократии.
  • Свободное выражение своих мнений, использование свободных СМИ.
  • Участие в законных митингах, стачках, забастовках, демонстрациях и других формах выражения недовольства.
  • Пассивное и активное избирательное право. Когда в стране демократия, каждый гражданин может и избирать, и быть избранным наравне с другими.

Демократия имеет свои минусы: мнением народа можно манипулировать, точка зрения меньшинства может игнорироваться, решения народа могут быть неверными. Но при всех минусах демократия обеспечивает равные права для всех, свободу экономической, творческой, производственной и иной деятельности, предоставляет неотчуждаемые естественные права, дает возможность для вполне справедливого волеизъявления и проведения честных и открытых выборов.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает «власть народа». В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма или разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании), и не группа лиц (как при. аристократии, олигархии), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством.

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, XVIII в.), ТДжефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), В.Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (Россия, XX в.) и др. Многие из них (напр., А. Токвиль) акцентировали внимание на необходимости «учиться демократии».

Гёте писал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой».

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

• как форма государства;

• как политический режим;

• как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно — демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Рассмотрим признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочии государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Напоминаем, что ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно — и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые вступили в силу с 23 марта 1976 г., и др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектам политической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто:

«Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

{module 109}

studentu.info

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о