Внешняя политика в годы перестройки – Внешняя политика СССР в годы перестройки 1985-1991 гг.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991)

«Новое политическое мышление»

        В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции. Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР:  всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и  международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным. Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома». В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами,   политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

 

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

         Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. (его действие было возобновлено в 1990 г.).

В январе 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку. В феврале 1987 г. в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, заменив древний принцип «хочешь мира - готовься к войне» принципиально другим: «хочешь мира - борись за мир».

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

Между СССР и США были заключены важные договоры, способствовавшие взаимному разоружению. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности), который положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению путем ликвидации целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к уничтожению к 1990 г. более 2,5 тыс. ракет, что составило около 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), который также предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В  мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также вывод советских  воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

    В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами. Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

 

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

           1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя. Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.). Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками. Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана. В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

 

w.histrf.ru

Внешняя политика ссср в годы перестройки

Внешняя политика ссср времен перестройки (1985-1991)

«Новое политическое мышление»

        В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции.

Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР:  всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и  международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене.

Обратите внимание

Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным.

Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома».

В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами,   политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

         Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г.

, в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г.

(его действие было возобновлено в 1990 г.).

В январе 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку. В феврале 1987 г.

в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, заменив древний принцип «хочешь мира – готовься к войне» принципиально другим: «хочешь мира – борись за мир».

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

Важно

Между СССР и США были заключены важные договоры, способствовавшие взаимному разоружению. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности), который положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению путем ликвидации целого класса оружия.

Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к уничтожению к 1990 г. более 2,5 тыс. ракет, что составило около 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г.

в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), который также предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В  мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс.

человек, а также вывод советских  воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

    В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами.

Совет

Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне.

Она состоялась в мае-июне 1989 г.

Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

           1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя.

Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

Обратите внимание

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками.

Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг.

они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г.

отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана.

В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

Литература

  • Абалкин Л. Неиспользованный шанс. М.,1991.
  • Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.
  • История международных отношений. В трех томах. Т.III. Ялтинско-Потсдамская система. М., 2012.
  • Перестройка и современный мир. М., 1989.
  • Цыганков А.П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Формирование национального интереса. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vnieshniaia_politika_sssr_vriemien_pieriestroiki_1985_1991

4. Внешняя политика ссср в годы «перестройки» Изменения во внешней политике

Основные
идеи нового внешнеполитического курса
были сформулированы М. Горбачевым в его
книге «Перестройка и новое мышление
для нашей страны и для всего мира»,
вышедшей в 1987 году. По утверждению М.

Горбачева, все идеологические и
экономические разногласия между мировыми
системами социализма и капитализма
должны отступать перед необходимостью
защиты общечеловеческих ценностей, в
том числе мира. В этом процессе
страны-лидеры должны жертвовать своими
интересами в пользу малых стран и общих
целей мира и разрядки. Для выживания в
ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Одностороннее разоружение не является
таковым, так как способствует разрядке
напряженности и снижению уровня
вооружений у противостоящей стороны,
не решавшейся ранее на первый шаг.

Важно

Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985 г.
встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. Были подписаны
двусторонние обязательства об уничтожении
ракет средней и меньшей дальности и об
ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой
степени за счет ракетного потенциала
СССР.

“Урожайным”
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана.

Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии.

Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем.

В
начале 1989 г. СССР осуществил важнейший
внешнеполитический шаг — 15 февраля
1989 г. советские войска были полностью
выведены из Афганистана. СССР перестал
участвовать в войнах на чужой территории
и поддерживать социалистиче­ские
режимы.

В
мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки
Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева
в Китай. Началась нормализация
советско-китайских отношений.

Поездка
Горбачева способствовала началу в Китае
массовых антикоммунистических выступлений
молодежи, которые были подавлены
китайской армией 3 июня 1989 г. на площади
Таньаньмэнь.

Это был первый случай
массовых народных антикоммунистических
выступлений в соцстранах.

Демократизация и гласность
стали выражениями новой концепции
социализма. Демократизация коснулась
политической системы, но она рассматривалась
так же, как основа для осуществления
радикальных экономических реформ.

Совет

На данном этапе «перестройки»
широкое развитие получила гласность,
критика «деформаций социализма» в
экономике, политике, духовной сфере.

Советским людям стали доступны многие
произведения как теоретиков и практиков
большевизма, объявленных в свое время
врагами народа, так и деятелей русской
эмиграции различных поколений. В августе
1990 года были приняты указы Президента
СССР М.С.

Горбачева о реабилитации жертв
политических репрессий 1920-х — 1930-х годов
и о возвращении советского гражданства
всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации
происходило оформление политического
плюрализма. В марте 1990 года была отменена
6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе,
что открывало возможность для формирования
легальной многопартийности в СССР. Ее
юридическое обоснование нашло отражение
в Законе об общественных объединениях
(1990).

В
1989—1991 годы были сформированы основные
партийно-политические партии и блоки.
Кризис КПСС привел к идейному расколу
партии и образованию ВКП(б)
(Н.А. Андреева), Российской
коммунистической рабочей партии (В.А.
Тюлькин), движения «Трудовая Россия»
(В.И. Анпилов),
Коммунистической партии РСФСР (И.
Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др

Источник: https://StudFiles.net/preview/5178577/page:3/

Внешняя политика СССР в годы перестройки

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы.

В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР.

Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название “нового политического мышления”, эти ориентиры подверглись существенной корректировке. Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А.

Обратите внимание

Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

“Новое политическое мышление” предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии – Советского государства.

Национальная политика. В этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.

С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года.

  В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм.

Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г.

60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик.

Важно

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?).

В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут.

Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Завершение холодной войны

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г.

было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г.

мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М.

Совет

Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. Президентом Афганистана.

Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р.

Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бóльшие уступки, чем США.

Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности».

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и к началу нового десятилетия конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С.

Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва).

Обратите внимание

Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

“Урожайным” на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана.

Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии.

Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.

Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и “бархатных революций” в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в “холодной войне”.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/581-vneshnyaya-politika-sssr-v-gody-perestrojki.html

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы.

Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

  • смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д.

Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г.

, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

Важно

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена – символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики – «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО.

В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

Совет

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vneshnyaya-politika-sssr-1985-1991-godov/

dmitrschool04.ru

Внешняя политика ссср в годы перестройки

Внешняя политика ссср времен перестройки (1985-1991)

«Новое политическое мышление»

        В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции.

Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР:  всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и  международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене.

Обратите внимание

Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным.

Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома».

В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами,   политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

         Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г.

, в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г.

(его действие было возобновлено в 1990 г.).

В январе 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку. В феврале 1987 г.

в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, заменив древний принцип «хочешь мира – готовься к войне» принципиально другим: «хочешь мира – борись за мир».

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

Важно

Между СССР и США были заключены важные договоры, способствовавшие взаимному разоружению. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности), который положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению путем ликвидации целого класса оружия.

Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к уничтожению к 1990 г. более 2,5 тыс. ракет, что составило около 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г.

в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), который также предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В  мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс.

человек, а также вывод советских  воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

    В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами.

Совет

Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне.

Она состоялась в мае-июне 1989 г.

Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

           1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя.

Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

Обратите внимание

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками.

Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг.

они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г.

отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана.

В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

Литература

  • Абалкин Л. Неиспользованный шанс. М.,1991.
  • Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.
  • История международных отношений. В трех томах. Т.III. Ялтинско-Потсдамская система. М., 2012.
  • Перестройка и современный мир. М., 1989.
  • Цыганков А.П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Формирование национального интереса. М., 2008.

4. Внешняя политика ссср в годы «перестройки» Изменения во внешней политике

Основные
идеи нового внешнеполитического курса
были сформулированы М. Горбачевым в его
книге «Перестройка и новое мышление
для нашей страны и для всего мира»,
вышедшей в 1987 году. По утверждению М.

Горбачева, все идеологические и
экономические разногласия между мировыми
системами социализма и капитализма
должны отступать перед необходимостью
защиты общечеловеческих ценностей, в
том числе мира. В этом процессе
страны-лидеры должны жертвовать своими
интересами в пользу малых стран и общих
целей мира и разрядки. Для выживания в
ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Одностороннее разоружение не является
таковым, так как способствует разрядке
напряженности и снижению уровня
вооружений у противостоящей стороны,
не решавшейся ранее на первый шаг.

Важно

Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985 г.
встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. Были подписаны
двусторонние обязательства об уничтожении
ракет средней и меньшей дальности и об
ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой
степени за счет ракетного потенциала
СССР.

“Урожайным”
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана.

Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии.

Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем.

В
начале 1989 г. СССР осуществил важнейший
внешнеполитический шаг — 15 февраля
1989 г. советские войска были полностью
выведены из Афганистана. СССР перестал
участвовать в войнах на чужой территории
и поддерживать социалистиче­ские
режимы.

В
мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки
Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева
в Китай. Началась нормализация
советско-китайских отношений.

Поездка
Горбачева способствовала началу в Китае
массовых антикоммунистических выступлений
молодежи, которые были подавлены
китайской армией 3 июня 1989 г. на площади
Таньаньмэнь.

Это был первый случай
массовых народных антикоммунистических
выступлений в соцстранах.

Демократизация и гласность
стали выражениями новой концепции
социализма. Демократизация коснулась
политической системы, но она рассматривалась
так же, как основа для осуществления
радикальных экономических реформ.

Совет

На данном этапе «перестройки»
широкое развитие получила гласность,
критика «деформаций социализма» в
экономике, политике, духовной сфере.

Советским людям стали доступны многие
произведения как теоретиков и практиков
большевизма, объявленных в свое время
врагами народа, так и деятелей русской
эмиграции различных поколений. В августе
1990 года были приняты указы Президента
СССР М.С.

Горбачева о реабилитации жертв
политических репрессий 1920-х — 1930-х годов
и о возвращении советского гражданства
всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации
происходило оформление политического
плюрализма. В марте 1990 года была отменена
6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе,
что открывало возможность для формирования
легальной многопарти

facenewss.ru

Внешняя политика СССР в годы перестройки

Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы.

В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР. Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название "нового политического мышления", эти ориентиры подверглись существенной корректировке. Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

"Новое политическое мышление" предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии - Советского государства.

Национальная политика. В этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному. С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года.  В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами - армянами и азербайджанцами - из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм.

Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия - жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР - Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Завершение холодной войны

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. Президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бóльшие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности».

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и к началу нового десятилетия конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва).

Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

"Урожайным" на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.

Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и "бархатных революций" в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в "холодной войне".

 

historyrusedu.ru

54. Внешняя политика СССР в годы перестройки. История России

54. Внешняя политика СССР в годы перестройки

На рубеже 1987–1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были:

1) отказ от фундаментального вывода о расколе мира на две противоположные общественно-политические системы;

2) признание этого курса единым и неделимым;

3) отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма;

4) признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми иными.

Основными направлениями внешней политики в целом оставались традиционные для СССР отношения с Западом, социалистическими странами и третьим миром.

В июле 1991 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Был осуществлен (май 1988 – февраль 1989 г.) вывод советских войск из Афганистана, в 1989 г. начался вывод войск из Монголии, а также вьетнамских войск из Кампучии. В годы перестройки была уменьшена безвозмездная помощь дружественным режимам в развивающихся странах. Одновременно укреплялись отношения с Израилем и Южной Кореей.

За краткий период времени национально-демократические силы в бывших странах социалистического лагеря заняли лидирующее положение. Началась интеграция этих стран в НАТО и ЕЭС. Уже в 1990 г. состоялось воссоединение ГДР и ФРГ. Весной 1991 г. были официально распущены СЭВ и ОВД.

Главным итогом 1991 г. в плане международных отношений стало разрушение системы, возникшей после Второй мировой войны. Биполярное устройство мира, основанное на ядерном сдерживании, противостоянии двух экономических систем и двух сверхдержав, распалось. С этого времени только США могли претендовать на статус сверхдержавы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

  • смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Внешняя политика в годы перестройки — Студопедия.Нет

 

В эпоху перестройки серьёзному пересмотру подверглась и внешняя политика СССР. Переход от жесткого противоборства, противостояния двух систем к ослаблению международной напряженности, попыткам политического диалога – такой была основная задача советского правительства. Началась деидеологизация межгосударственных отношений, советское руководство отказывалось от идеологического принципа на международной арене.

В январе 1986 года СССР выступил с предложением полностью ликвидировать ядерное оружие к 2000 году. Несмотря на утопичность данной инициативы, она ярко демонстрировала новый вектор внешней политики СССР.

М. С. Горбачев в ряде выступлений в стране и за рубежом сформулировал основные принципы нового политического мышления: признание мирного сосуществования как единственного и универсального принципа международных отношений; создание системы всеобъемлющей международной безопасности в мире. Главный акцент в концепции нового политического мышления был сделан на приоритете общечеловеческих интересов над классовыми.

В декабре 1988 года, выступая в ООН, М. С. Горбачев призвал мировое сообщество учитывать баланс интересов всех стран, подтвердил право каждой страны на свободное развитие и самостоятельный выбор пути этого развития. Он заявил об одностороннем сокращении советских Вооруженных сил на 500 тыс. человек в течение двух лет и о выводе советских войск из стран Восточной Европы и Монголии.

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана, что означало завершение почти десятилетней войны, в ходе которой погибло около 15 тыс. советских солдат и офицеров, советников и гражданских специалистов. Это стало крупным событием международного значения.

Постепенно стал рушиться «образ врага», который на Западе десятилетиями создавали вокруг Советского Союза как «империи зла», а в СССР – вокруг Запада.

Постепенно активизировались советско-американские отношения. Ежегодно происходили встречи высших советских и американских руководителей. В декабре 1987 года во время официального визита М. С. Горбачева в Вашингтон был подписан советско-американский Договор о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности. Впервые удалось договориться об уничтожении целого класса стратегических вооружений. 1 июня 1990 года во время визита М. С. Горбачева в США были подписаны Договор об уничтожении химического оружия и Заявление о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Сам Договор ОСНВ-1 был подписан в Москве летом 1991 года во время очередной встречи на высшем уровне.

В отношении Европы была выдвинута идея «общеевропейского дома», которая основывалась на принципах добрососедства и сотрудничества. В результате ряда встреч на высшем уровне улучшились взаимоотношения СССР со странами Западной Европы. В сентябре 1986 года на Стокгольмской конференции по разоружению в Европе Советский Союз подписал Договор о мерах доверия и проверке военной деятельности от Атлантики до Урала инспекциями сухопутных и военно-воздушных сил. В мае 1989 г. М. С. Горбачев заявил об одностороннем выводе 500 советских тактических ядерных боеголовок из Восточной Европы. В конце 1989 года произошла встреча М. С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II, и вскоре были установлены дипломатические отношения с Ватиканом.

В странах Восточной Европы в результате внутренних процессов и под влиянием перестройки в Советском Союзе на рубеже 80-х – 90-х гг. произошли изменения, которые привели к крушению в них социалистической системы и отстранению от власти коммунистических партий.

Историческим для ряда стран Восточной Европы стал ноябрь 1989 года. 9 ноября началось разрушение Берлинской стены, которая была трагическим символом политики «холодной войны». Это явилось и началом краха социализма в ГДР. 10 ноября произошло смещение коммунистического лидера Болгарии Т. Живкова. 24 ноября в полном составе ушло в отставку политбюро компартии Чехословакии. 26 ноября на выборах в парламент Венгрии одержали победу оппозиционные коммунистам силы.

В декабре 1989 года произошло вооруженное свержение диктаторского режима Н. Чаушеску в Румынии.

Советское руководство заявило о своем невмешательстве во внутренние дела восточноевропейских стран.

В 1990 году Советский Союз начал вывод своих войск с территории стран Восточной Европы. В том же году при согласии СССР произошло объединение двух Германий в единое государство. Летом 1990 года в Москву с визитом приехал германский канцлер Г. Коль. М. С. Горбачев не возражал против вхождения единой Германии в НАТО, получив лишь устное заверение о нерасширении в дальнейшем НАТО на восток. Этот серьезный внешнеполитический промах Горбачева привел в дальнейшем ко многим негативным для России последствиям.

В 1990 г. в одностороннем порядке прекратили деятельность организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако блок НАТО остался, начав свое расширение на восток.

В 1991 году СССР по непонятным причинам передал США почти 60 тыс. кв. км шельфа морской территории Баренцева и Чукотского морей, богатых рыбными запасами и содержащих, по оценкам специалистов, 16% всех мировых запасов нефти и газа. Новая граница между СССР и США в этом районе получила название линии Бейкера-Шеварднадзе (государственный секретарь США и министр иностранных дел СССР, подписавшие документ о передаче). В США этот документ сразу же был ратифицирован (утвержден верховным органом государственной власти, после которого документ вступает в силу). В СССР, а затем и в РФ этот документ даже не выносился на ратификацию. Обещания американцев, данные при подписании документа, выполнены не были.

В 1991 году США заявили о победе в «холодной войне».

В 1990–1991 гг. СССР в связи с экономическим кризисом начал получать гуманитарную помощь из Западной Европы и США.

На Дальнем Востоке и в Азии СССР также стремился проводить политику мира и взаимопонимания. В ноябре 1986 года состоялся визит М. С. Горбачева в Индию, подтвердивший прочность советско-индийских отношений. В мае 1989 года Горбачев нанес официальный визит в Китай, а в мае 1991 года был подписан советско-китайский договор о границе. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией и установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. В конце 80-х – начале 90-х гг. нормализовались отношения с Израилем.

В 1990 г. СССР поддержал санкции ООН и военные действия США против Ирака, захватившего Кувейт.

В целом советская внешняя политика второй половины 80-х – начала 90-х гг. способствовала созданию более безопасного мира и окончанию «холодной войны».

В ноябре 1990 г. Президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Но именно в эти годы руководство СССР часто шло на односторонние уступки Западу и не думало об их дальнейших последствиях для своей страны. И чем хуже становилась политическая и экономическая ситуация внутри государства, тем все больше уступок делалось Западу в надежде на политическую поддержку и экономическую помощь.

Таким образом, с одной стороны, внешняя политика СССР этого периода способствовала реальному ослаблению международной напряженности, а с другой – Советский Союз терял свои позиции в мире на внешнеполитической арене, уступая их другим государствам, в первую очередь США в направлении формирования однополярной системы.

Резкий поворот в советской внешней политике на Западе и у нас в стране связывают, прежде всего, с именами президента СССР Михаила Горбачева и министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе.

 

Итоги перестройки

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще на территории Белоруссии лидеры трех республик – Б. Н. Ельцин (Россия), Л. М. Кравчук (Украина) и С. С. Шушкевич (Белоруссия) – заявили о том, что действие Союзного договора от 30 декабря 1922 года завершено. СССР как субъект международного права прекращает свое существование. Было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь государств. Таким образом, в СНГ стало 11 государств (не вошли Литва, Латвия, Эстония и Грузия).

25 декабря М. С. Горбачев, первый и последний Президент Советского Союза, ушел в отставку. 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР также принял решение о прекращении существования Советского Союза.

Таким образом, перестройка завершилась не только крахом СССР, но и социализма как политико-экономической системы Советского Союза в целом. В конечном итоге все закончилось распадом Восточной сверхдержавы в декабре 1991 года.

 

Глоссарий по разделу

 

Гласность – общеправовой термин, означающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

Децентрализация (decentralization) – это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие организации. В рамках государственного сектора децентрализация означает, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и региональными органами власти. Таким образом, децентрализация полагает расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Инфляция (лат. inflatio – вздутие) – рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит обесценивании денег, снижается покупательная способность населения. Процесс, обратный инфляции, то есть снижение цен, называется дефляцией.

Коррупция (от лат. Corruptio – подкуп) – термин, обозначающий общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в использовании должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – это политическое и философское учение, которое выступает за снижение вмешательства государства в жизнь граждан.

Либерализация – снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений.

Либерализация цен (отпуск цен) – элемент экономической политики российского Правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Либерализм в постсоветскую эпоху. После распада СССР в1991году экономика России переживала кризис, который усугублялся низкими ценами на нефть и газ на мировом рынке. Новое правительство под председательством Егора Гайдара взяло курс на либерализацию – переход к рыночной экономике. Хотя термин либерализм значительно шире термина «экономический либерализм», в России, начиная с 1990-х, эти два понятия стали часто употребляться взаимозаменяемо.

Либерализация, прежде всего, коснулась цен, фиксация которых была отменена 1 января 1992 года, что в сочетании с другими факторами привело к гиперинфляции, в результате которой большинство населения потеряло все долгосрочные сбережения, замороженные в Сберегательном банке России. Это также уменьшило спрос на товары, что устранило их дефицит. Но масштаб гиперинфляции настроил против реформ значительную часть населения России.

Центральной темой либеральных реформ стала приватизация, целью которой был переход государственной собственности в частные руки. Официально утверждалось, что главным новым собственником станет население, которое для этого получило приватизационные чеки (ваучеры).

Экономические реформы ликвидировали товарный дефицит, обеспечили внутреннюю конвертируемость рубля и способствовали развитию рыночных отношений, благодаря чему к 1999 году экономический спад остановился [1]. Тем не менее, по мнению ряда российских и западных специалистов, приватизация не достигла главной цели экономического либерализма: децентрализации экономики. Она привела к созданию частных монополий, которые заменили государственные централизованные рычаги управления. С точки зрения либеральных критиков российской приватизации, ее главной проблемой была атмосфера беззакония, которая противоречила принципам политического либерализма. Негативным последствием приватизации стала ее дискредитация в глазах значительной части общества.

Наряду с экономическими реформами проводились и политические преобразования. Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993года наделила граждан России широкими политическими и гражданскими свободами. По мнению ряда юристов [2], она также имеет «врожденный порок», поскольку закрепляет за Президентом Российской Федерации чрезмерно обширные властные полномочия и затрудняет сменяемость исполнительной власти.

Тем не менее, обозначенные реформы, проведенные в 1990-е годы, несмотря на свою жесткость и противоречивость, в целом способствовали выживанию и укреплению новой российской государственности в условиях глубокого кризиса, охватившего жизненно важные сферы жизни российского общества.

Парад суверенитетов – так называемый конфликт республиканского и союзного законодательств с 1988 по 1991 гг., связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными. Он стал одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.

6 августа1990 г. глава Верховного Совета РСФСРБ. Н. Ельцин произнёс историческую цитату: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».С августа по октябрь 1990 г. происходит «парад суверенитетов» автономных республик, выразившейся, прежде всего, в избрании республиками своих президентов.

Перестройка – общее название реформ и новой идеологии СССР, используемое для обозначения масштабных перемен в экономической и политической структурах СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Более конкретные сроки перестройки – с марта 1985 года по декабрь 1991-го.

К началу 1980-х рост экономики СССР практически остановился, нарастало технологическое отставание от развитых стран, бюрократический аппарат терял эффективность. В 1987году глава советского государства Михаил Горбачев объявил о начале масштабной перестройки с целью демократизации политической системы. Хотя главную задачу Горбачев видел в реформе экономики, на практике его основные усилия оказались направленными на отстранение КПСС от тотального контроля над всеми ветвями власти и над всеми аспектами общественной и экономической жизни. Радикальные изменения коснулись, прежде всего, свободы распространения информации и свободы общественных дискуссий, в которых активное участие принимала интеллигенция.

Новым высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, часть делегатов которого избирались напрямую из нескольких кандидатов путем тайного голосования. В результате последовавших в1989году выборов (во время которых народ активно практиковал протестное голосование, которое выражалось в вычеркивании единственного кандидата) позиции консервативной части партийной элиты оказались значительно подорванными. Сформированный съездом Верховный Совет впервые получил реальные законодательные полномочия. Параллельно КПСС ослабила контроль над исполнительной властью, которая также стала выборной. В конце1991года, после неудачной попытки переворота со стороны коммунистов-консерваторов, партия потеряла контроль над силовыми структурами.

Согласно мнению ряда политологов, политика Горбачева в целом характеризовалась приверженностью социальному консенсусу, конституционализму, эволюционному движению в направлении демократии. Однако реформы сопровождались политическим усилением союзных республик, острыми межэтническими конфликтами, падением авторитета власти центра, прогрессирующим параличом бюрократической машины и коллапсом централизованной плановой системы управления экономикой. Попытки Горбачева остановить эти процессы провалились, принятые меры по частичной децентрализации экономики оказались неэффективными. Причинно-следственные связи между этими явлениями и политикой Горбачева до сих пор являются предметом острых споров.

Разгосударствление (денационализация) – процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Разгосударствление как процесс направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике. В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

Регулируемый рынок – это рынок, который регулируется и контролируется государством посредством специальных мер административного и экономического характера. Однако следует иметь в виду, что в современной рыночной экономике развитых стран, как правило, происходит сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования современной экономики, их взаимодействие.

Ускорение социально-экономического развития – это стратегический курс партии (КПСС), направленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества. Ускорение – лозунги политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева, провозглашенный 20 апреля1985 г. на апрельском Пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформ («гласность – перестройка– ускорение»), проводившихся вСССРв1985–1991гг. Программа получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.

Термин «ускорение» впервые был использован Ю. Андроповым еще 22 ноября1982 г. на пленуме ЦК КПСС[3].

Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагал глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области, прежде всего, решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 1970–80-е гг., и повышение темпов роста.

В 1987 году был признан фактический провал политики ускорения, и на смену ей пришла экономическая реформа, предполагавшая существенное расширение самостоятельности государственных предприятий и развитие частного сектора.

Федерация – это форма территориального устройства государства, широко распространенная в современном мире. Для федерации характерно наличие территориальных образований – субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики, находясь в подчинении единому центру. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Республика Германия.

 

Цитаты по теме

 

О значении гласности

А. И. Солженицын: «Честная и полная ГЛАСНОСТЬ – вот первое условие здоровья всякого общества.... И кто не хочет нашей стране гласности – тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности – тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там».

(Из письма А. И. Солженицына (май 1967 г.) Четвертому Всесоюзному съезду писателей о цензурной травле литературы) [4].

 

М. С. Горбачев: «Думаю, и сейчас нам нужна гласность. Гласность разбудила общество. Реформаторы – те, кто хотел перемен, и те, кто считал, что они делают благо для своей страны, – опирались на прессу. Трудное дело – гласность. Трудное дело – писать о нашем обществе. Сейчас перед Россией стоит вопрос нового выбора: как идти, к чему идти дальше. Я думаю, надо идти к продолжению модернизации, демократических процессов, утверждению свобод. Надо двигаться к нормальному обществу. Мы не можем решить эти проблемы, если мы не будем открыто и прямо их обсуждать. И не надо бояться».

(Из выступления М. С. Горбачева (июнь, 2005 г.) на открытии Международной конференции «Гласность и журналистика») [5].

 

Контрольные вопросы

1.​Что мы называем перестройкой? Назовите ее основные причины. Какие этапы в своём развитии она прошла?

2.​Какие экономические реформы проводились в эпоху перестройки? Почему они не дали желаемого результата и привели к сложным кризисным явлениям?

3.​Что такое «шоковая терапия»? В чем вы видите ее негативные и позитивные стороны?

4.​В чем заключается суть приватизации? Почему в истории СССР и РФ она имеет негативные ассоциации у населения?

5.​Чем была вызвана необходимость проведения политических реформ в СССР в годы перестройки? Какие важные политические преобразования были сделаны в этот период? В чем вы видите их положительное значение?

6.​Почему кризисными стали этнонациональные отношения в СССР в период перестройки? В чем вы видите негативные и позитивные последствия данного кризиса?

7.​Что мы называем парадом суверенитетов? Его причины?

8.​Что такое русофобия? Почему она активизировалась в эпоху перестройки?

9.​Какие причины привели к попытке государственного переворота (путча) 19–21 августа 1991 года.

10.​Назовите основные причины распада СССР.

 

Темы для эссе

1. Как вы думаете, готово ли было советское общество накануне перестройки к идеям либерализма и реформам на его основе?

2. Как вы считаете, правомерна ли критика политики М. С. Горбачева как руководителя страны, развернувшаяся в постсоветское время?

3. Как вы думаете, перестройка как политика и процесс были навязаны советскому обществу или были продиктованы интересами общества и «шли» из его недр?

4. Почему национальную политику СССР называют миной замедленного действия и основной причиной распада СССР? Согласны ли вы с данным мнением?

5. Как вы думаете, какие причины стали основными в процессе распада СССР?

Как Вы думаете, можно ли было предотвратить распад СССР? Если «да», то как?

 

Темы для рефератов

1.​Перестройка в СССР. Причины, основные этапы. Итоги и значение.

2.​Парад суверенитетов в СССР (1989–1991 гг.).

3.​Внешняя политика СССР в эпоху перестройки. Итоги и значение.

4.​Политические преобразования СССР в эпоху перестройки. Итоги и значение.

5.​Экономические реформы перестройки. Итоги и значение.

6.​Духовная сфера жизни советского общества и развитие культуры в годы перестройки.

7.​История холодной войны.

 

Темы для докладов

1.​ «Шоковая терапия». Российский опыт на фоне зарубежного опыта.

2.​Приватизация: цели и итоги.

3.​Завершение «холодной войны».

4.​М. С. Горбачев – первый и последний президент СССР.

 

Список литературы

1. http://dictionary.sensagent.com/Либерализм_в_России/ru-ru/

2.Там же.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ускорение_(лозунг)

4. http://www.gorby.ru/presscenter/news/show_27411/

5. Там же.

РАЗДЕЛ 2

studopedia.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о