Кто и когда дал конституцию царству польскому – Польская конституция 1815 года — Википедия

Польская конституция 1815 года — Википедия

Польская конституция 1815 года — конституция Царства Польского, обнародована 20 июня 1815 года. Действовала конституция до восстания 1830 года. В 1832 году император Николай I отменил конституцию Царства Польского.

15 (27) ноября 1815 г. отданное Александру I Венским конгрессом Царство Польское получило от своего нового Короля Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединенную с Российской империей». Король назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома.

«Римско-католическая религия, исповедуемая большинством жителей Царства Польского», должна была быть предметом особого попечения правительства, без малейшего, однако, ущерба для свободы иных исповеданий.

Особой статьей обеспечивалась свобода печати. Закон должен был определить способы устранения злоупотреблений этой свободой.

Далее обеспечивалась свобода личности с ссылкою на стародавний основной закон: «neminem captivari permittimus nisi jure victum».

Польский язык объявлялся языком администрации, суда, войска и т. п.; все должности должны были замещаться только одними поляками.

«Польский народ, — гласила далее одна статья, — на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состоящем из короля и двух палат (изб), из коих первую будет составлять сенат, а вторую послы и депутаты от общин» (гмин).

Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.

Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.

Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. Сейм созывался каждые два года на тридцать дней, причем королю представлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королём, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан.

Бюджет утверждался сеймом не более как на четыре года.

Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствующих членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королём на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом.

«Посольская изба» должна была состоять из 77 послов, выбранных на шляхетских сеймиках по одному от каждого повета, то есть уезда, и из 51 депутата от гмин, то есть общин. Срок полномочий для послов и депутатов устанавливался шестилетний, избирательный ценз определялся уплатой в виде прямого налога не менее ста злотых. Если бы король распустил посольскую избу, то в течение двух месяцев должен был назначить новые выборы.

Конституция определяла также состав и функции шляхетских сеймиков и нешляхетских общинных собраний, которым давалось право выбирать не только послов и депутатов, но и членов воеводских советов, а также составлять списки кандидатов на административные должности.

Отправление правосудия конституция объявляла независимым: судья должен был выражать своё мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны «наивысшей или министерской власти». Судьи, как назначенные королём, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления.

Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената. Наказание конфискацией имуществ отменялось и не могло быть ни в каком случае восстановлено.

Эта конституция, которая некоторыми своими сторонами (особенно терминологией) примыкает к прежнему устройству Речи Посполитой, была весьма либеральна, принимая в расчет политические теории эпохи. В наиболее существенных своих пунктах она выдерживает сравнение с французской хартией 1814 г., которая, в свою очередь, должна была установить порядок, напоминающий английскую конституцию. Либеральный характер польского «конституционного устава» 1815 г. признается и историками, изучавшими этот документ.

ru.wikipedia.org

Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому :: Издательство Русская Идея

17.11.1815 (30.11). – Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому

Присоединение Польши

Государственный герб Царства польского – польский орёл на фоне герба России

Так называемые "разделы Польши" (1772–1795 гг.) между Германией, Австро-Венгрией и Россией диктовались с российской стороны возвращением исконно русских земель, ранее отторгнутых поляками. Лишь после войны 1812–1814 гг., в которой поляки активно поддержали армию Наполеона, по решению Венского конгресса 1815 г. России были переданы собственно польские территории.

На Венском конгрессе, открывшемся осенью 1814 г. основные противоречия между державами вскрылись именно при обсуждении польского вопроса. Австрия, Пруссия (на первом этапе), Франция и главным образом Англия оспаривали выдвинутый Императором Александром I проект присоединения территории Княжества Варшавского к России. Острые разногласия вызвал вопрос о размерах территории, которая будет присоединена к России, и о статусе этой территории – будет ли она провинцией или конституционным Королевством.

3 мая 1815 г., наконец, были подписаны договоры между Россией, Пруссией и Австрией о Варшавском княжестве, а 9 июня – генеральный акт Венского конгресса. Пруссия получила Познанский и Быдгощский департаменты Варшавского княжества, из которых образовалось Великое княжество Познанское, а также город Гданьск; Австрия получала район Велички. Краков и его окрестности стали "вольным городом" под протекторатом Австрии, Пруссии и России. Оставшаяся территория была присоединена к России и составила

Королевство (Царство) Польское с территорией около 127 700 кв. км и населением 3,2 млн. человек. Этот успех российской дипломатии объяснялся прежде всего статусом России как победительницы на тот момент: русские войска были основной силой, разгромившей Наполеона, и Европа должна была с этим считаться.

Желая заручиться расположением польского общества, Император Александр I сразу же после окончания военных действий амнистировал польских офицеров и солдат, воевавших у Наполеона против России. В 1814 г. польское войско вернулось домой из Франции. Восстановление суверенного Польского государства в составе Российской империи (по образцу присоединенного в 1809 г. Великого Княжества Финляндского) вызывало сочувствие среди влиятельных кругов польской шляхты, которые в этом усматривали необходимое условие сохранения своих сословных преимуществ.

17 ноября 1815 г. Император Александр I даровал полякам статус суверенного Царства (Королевства) Польского с собственной Конституцией. Конституция сохраняла традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в выборности администрации и судей. Польша сохраняла свое правительство, армию (она была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования), национальную денежную единицу – злотый. Польский язык по-прежнему носил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Высшей законодательной властью был Сейм Царства Польского, который был торжественно открыт в 1818 г. самим Императором Александром I в доказательство возможности мирного развития польской нации в рамках Империи как западно-славянского звена, связующего Россию с Западной Европой.

Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство было единственной страной с парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено (по российскому образцу), что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Иудеи отныне были лишены политических прав как приверженцы антихристианской религии.

Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Российский Император становился польским королем и вступал на польский трон в соответствии с порядком наследования престола, существовавшим в Российской империи. Однако в Польском Царстве Император-король был конституционным, его власть ограничивал изданный им самим конституционный закон.

Законодательная инициатива принадлежала Императору-королю, но он свою законодательную власть он должен был осуществлять вместе с сеймом. Правда, при утверждении конституции Александр I внес в ее текст поправку: он оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв. Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы. В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа избираемых депутатов Посольской избы, которая состояла из 128 членов. Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета.

Заместителем Императора-короля в Польше являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Центральным органом управления при наместнике был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет. В состав Административного Совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые Императором-королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826 г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Большинство шляхетского общества с удовлетворением приняло конституцию 1815 г. Ее считали вполне отвечающей сословным интересам польского дворянства. Хуже обстояло дело с "общественностью": стали появляться и укореняться либеральные воззрения, создавались новые органы печати, тайные антиправительственные организации. Этого было достаточно, чтобы ввести вопреки конституции цензуру на газеты и журналы, а затем на все печатные издания. Критике все больше подвергалась российская власть в лице наместника, Великого князя Константина Павловича, которая в стремлении удержать порядок де факто отодвинула на задний план все другие органы государственной власти.

Так уже с момента возникновения Королевства Польского, появилась и в 1820-х гг. достигла значительного уровня нелегальная оппозиция – тайные революционные организации. Сеймовую и нелегальную оппозицию объединяло стремление к восстановлению прежних польских границ, главным образом за счет утраченных вследствии первых трех "разделов" земель Литвы, Белоруссии и Украины. Общность этого стремления в сочетании с неодинаковыми социально-политическими программами различных течений отразилось на характере восстания 1830-1831 г., которое привело к утрате Конституции.

Материалы в календаре Святая Русь, имеющие отношение к Польше:

  • 15.07.1410 (28.07). – Битва при Грюнвальде, в которой польско-литовско-русские войска разгромили армию Тевтонского ордена, остановив его "дранг нах остен"
  • 9.10.1596 (22.10). – Окончился "униатский" Собор в Бресте, а также Собор православных, отвергших унию
  • 17.05.1606 (30.05). – Низложение и убиение самозванца Лжедмитрия I в Москве
  • 12.01.1610 (25.01). – Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)
  • 17.08.1610 (30.08). – "Семибоярщина" избирает на Московский престол польского королевича Владислава
  • 20.09.1610 (3.10). – Занятие поляками Москвы
  • 19.03.1611 (01.04). – Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы
  • 17.02.1612 (2.03). – Память сщмч. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси чудотворца
  • 24.08.1612 (6.09). – Победа войска кн. Пожарского над поляками под Москвой
  • 22-26.10.1612 (4-8.11). – Освобождение Москвы от поляков. Празднование Казанской иконе Божией Матери
  • 20.03.1613 (2.04). – Подвиг Ивана Сусанина, спасшего жизнь Царю Михаилу Романову
  • 8.01.1654 (21.01). – Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
  • 27.07.1657 (09.08). – Умер гетман Богдан Михайлович Хмельницкий, предводитель освободительной войны за воссоединение Малороссии с Великороссией
  • 13.02.1768 (26.02). – Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных с католиками на территории Речи Посполитой
  • 25.07.1772 (7.08). – Конвенция о "первом разделе" Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия вернула русские земли в Восточной Белоруссии и часть Ливонии
  • 12.01.1793 (25.01). – Второй "раздел Речи Посполитой" – Россия вернула еще часть земель Белоруссии и Малороссии
  • 25.10.1794 (7.11). – Взятие Варшавы войсками А.В. Суворова. Подавление Польского восстания
  • 13.10.1795 (26.10). – Конвенция о третьем "разделе Речи Посполитой". Присоединение к России Курляндии, возвращение Зап. Белоруссии и части Левобережной Украины
  • 17.11.1815 (30.11). – Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому
  • 17.11.1830 (30.11). – Нападение польских повстанцев на дворец наместника Царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича. Начало польского восстания
  • 10.01.1863 (23.01). – Начало польского восстания 1863-1864 гг.
  • 25.05.1867 (7.06). – Покушение польского революционера Березовского на жизнь Императора Александра II в Париже
  • 7.06.1927. – Выстрел гимназиста-эмигранта Бориса Коверды в убийцу Царской Семьи Войкова – советского полпреда в Варшаве
  • 23.08.1939. – Подписание "Пакта Молотова-Риббентропа" о ненападении и разделе территорий между СССР и Германией
  • 1.09.1939. – Начало Второй мiровой войны нападением Германии на Польшу
  • 6.3.326 (19.3). – Празднование Ченстоховского образа Богородицы. Обретение его св. Царицей Еленой в Иерусалиме

Поделиться новостью в соцсетях

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rusidea.org

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 ГОДА

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 ГОДА - кон­сти­ту­ци­он­ная хар­тия Цар­ст­ва Поль­ско­го, ос­нов­ной за­кон, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Цар­ст­во Поль­ское по­лу­ча­ло ав­то­но­мию в со­ста­ве Российской им­пе­рии и пре­вра­ща­лось в кон­сти­туционную мо­нар­хию; пер­вый в ис­то­рии Рос­сии кон­сти­туционный акт.

Под­пи­са­на российским императором Алек­сан­дром I 15(27) но­ября в Вар­ша­ве. Обя­за­тель­ст­во пре­дос­та­вить по­ля­кам ав­то­но­мию и кон­сти­ту­цию (пра­во «иметь народ­ных пред­ста­ви­те­лей и на­цио­наль­ные го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния») бы­ло при­ня­то по на­стоя­нию Алек­сан­д­ра I Австрийской им­пе­ри­ей, Российской им­пе­рией и Прус­си­ей на Вен­ском кон­грес­се 1814-1815 годов  при раз­де­ле тер­ри­то­рии бывшего Вар­шав­ско­го кня­же­ст­ва ме­ж­ду тре­мя дер­жа­ва­ми (ус­ло­вие бы­ло вы­пол­не­но толь­ко Российской им­пе­ри­ей). На­стаи­вая на вве­де­нии в польских зем­лях кон­сти­ту­ции, российский мо­нарх, в ча­ст­но­сти, ру­ко­вод­ство­вал­ся тем, что в 1791 году Речь По­спо­ли­та пер­вым из го­су­дарств Ев­ро­пы при­ня­ла свою кон­сти­ту­цию. О сво­ём на­ме­ре­нии ор­га­ни­зо­вать управ­ле­ние польскими зем­ля­ми «на осо­бен­ных пра­ви­лах, свой­ст­вен­ных на­ре­чию, обы­ча­ям жи­те­лей и к ме­ст­но­му их по­ло­же­нию при­ме­нён­ных» Алек­сандр I объ­я­вил в Ма­ни­фе­сте от 9(21) мая 1815 года.

Про­ект Конституции Царства Польского был под­го­тов­лен по собственной  ини­циа­ти­ве пред­ста­ви­те­ля­ми польской ари­сто­кра­тии (кн. А.А. Чар­то­рый­ский и др.). Текст Конституции Царства Польского ре­дак­ти­ро­вал лич­но Алек­сандр I. Кон­сти­ту­ция бы­ла из­да­на на польском и французском язы­ках. Со­стоя­ла из 7 раз­де­лов и 165 ста­тей.

Российский им­пе­ра­тор объ­яв­лял­ся польским ца­рём [ука­зом Алек­сан­д­ра I от 6(18) июня 1815 года ти­тул им­пе­ра­то­ра до­пол­нен сло­ва­ми «Царь Поль­ский»], ус­та­нав­ли­ва­лась общ­ность цар­ст­вую­щей ди­на­стии. Царь Поль­ский (Król Polski) об­ла­дал ис­пол­нительной вла­стью, пра­вом на­зна­че­ния чи­нов­ни­ков и выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, ко­ман­дую­щих и офи­це­ров вновь соз­да­вав­ших­ся национальных польских воо­руженых сил, пра­вом воз­ве­де­ния в дво­рян­ское дос­то­ин­ст­во, на­гра­ж­де­ния ор­де­на­ми, объ­яв­ле­ния вой­ны и ми­ра, за­клю­че­ния до­го­во­ров, пра­вом со­зы­ва Сей­ма Цар­ст­ва Поль­ско­го, на­зна­че­ния со­ста­ва его верх­ней па­ла­ты - Се­на­та (Isba Senatorska), а так­же ис­клю­чи­тель­ным пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы и др. Ниж­няя па­ла­та Сей­ма - Па­ла­та де­пу­та­тов, или по­слов (Isba Posolska), из­би­ра­лась дво­рян­ски­ми со­б­ра­ния­ми - шля­хет­ски­ми сей­ми­ка­ми (77 мест, по од­но­му де­пу­та­ту от ка­ж­до­го по­ве­та) и ор­га­на­ми городского са­мо­управ­ле­ния - городскими гми­на­ми (51 ме­сто) (из­би­рательных прав бы­ла ли­ше­на зна­чительная часть на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го кре­сть­ян­ст­во).

Раз­ра­бот­ка за­ко­но­про­ек­тов про­из­во­ди­лась Го­су­дар­ст­вен­ным со­ве­том Цар­ст­ва Поль­ско­го при на­ме­ст­ни­ке ца­ря в крае. Сейм имел пра­во при­нять или от­кло­нить за­ко­но­про­ект, но не имел пра­ва са­мо­стоя­тель­но вно­сить в не­го из­ме­не­ния. На­ме­ст­ник дол­жен был на­зна­чать­ся из чис­ла чле­нов им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии или «поль­ских уро­жен­цев». Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ла сво­бо­ду пе­ча­ти, пре­ду­смат­ри­ва­ла ме­ры по обес­пе­че­нию не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, пре­дос­тав­ля­ла по­ля­кам ис­клю­чительное пра­во на за­ня­тие долж­но­стей на государственной и во­енной служ­бе, объ­яв­ля­ла польский язык го­су­дар­ст­вен­ным.

На от­кры­тии пер­во­го Сей­ма, со­зван­но­го в со­от­вет­ст­вии с Конституция Царства Польского (1818 год), император Алек­сандр I объ­я­вил о на­ме­ре­нии рас­про­стра­нить «спа­си­тель­ное дей­ст­вие» «за­кон­но-сво­бод­ных уч­ре­ж­де­ний», вве­дён­ных Конституцией Царства Польского, на ос­таль­ные тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. Это за­яв­ле­ние вы­зва­ло боль­шой об­ще­ст­вен­но-по­ли­тический ре­зо­нанс в Рос­сии и Ев­ро­пе, од­на­ко ре­аль­ных по­след­ст­вий не име­ло.

Конституция Царства Польского дей­ст­во­ва­ла до на­ча­ла Поль­ско­го вос­ста­ния 1830-1831 годов, по­сле по­дав­ле­ния ко­то­ро­го был из­дан Ор­га­ни­че­ский ста­тут Цар­ст­ва Поль­ско­го 1832 года.

Ис­торические источники:

На­цио­наль­ная по­ли­ти­ка в им­пе­ра­тор­ской Рос­сии. Ци­ви­ли­зо­ван­ные ок­раи­ны: [До­ку­мен­ты]. М., 1997.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Конституция Царства Польского 1815

После окончания войны с Наполеоном осенью 1814 г. открылся Венский конгресс, одним из главных вопросов которого, был раздел территории Польши. После бурных споров к России отошло свыше 127 тыс. км2 исконно польских земель с более, чем трехмиллионным населением. Эта территория получила название Королевства (Царства) Польского.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

Основные статьи Конституции

Предоставленный Основной закон и тесно связанное с ним положение о порядке выборов в парламент считались наиболее либеральными законодательными актами для Европы того периода. Избирательное право предоставлялось для более, чем 100 тыс. человек. Цифра довольно внушительная для тех лет. Это стало возможным за счет довольно низкого имущественного ценза. Польша была единственным государством Центральной Европы, парламент которого формировался по итогам прямых выборов представителями всех общественных классов.

Государством признавался принцип всеобщего равенства перед законом. Правда, с некоторыми нюансами. Вполне официально было объявлено, что это справедливо исключительно для граждан, исповедующих христианство. Иудеи, как приверженцы антихристианского учения, лишались любых политических свобод и прав.

В Основном законе было провозглашены присоединение к Российской империи навечно и связь с ней общностью царской династии. Российский монарх становился одновременно польским королем. При этом монархия была конституционной, а власть короля ограничивалась изданным им самим конституционным законом. Порядок наследования престола соответствовал российскому.

Законодательная инициатива была закреплена за монархом, но осуществление его законодательной власти должно было происходить совместно с Сеймом. Монархом Александром была внесена в текст Конституции поправка, предоставляющая ему право корректировки предлагаемого Сеймом бюджета и замораживания его созыва на неопределенный период.

Сейм был двухпалатным. В Верхней палате — Сенате — заседали представители императорской семьи, а также назначаемые монархом военачальники, епископы и прочие чиновники. Их общее количество не должно было превышать 128 человек — численность избираемых депутатов Нижней палаты, называемой Посольской избой. Основными задачами депутатов Сейма являлись изменения положений уголовного и гражданского права. Проблемы хозяйствования и администрирования решались указами наместника и созданным немного позже Административным советом.

Наместник считался заместителем монарха. Он исполнял практически все его функции во время отсутствия короля в стране. Для централизованного управления был создан Государственный совет, включающий Административный совет с Общим собранием. Членами Административного Совета, кроме самого царского наместника, являлись пять министров и другие чиновники, назначаемые монархом. По сути Административный совет являлся высшим органом исполнительной власти и одновременно консультативным органом монарха и наместника в вопросах, выходящих за рамки министерских полномочий. После упразднения поста наместника в 1826 г. Административный совет стал высшей правительственной структурой. Любые поправки к правительственным законопроектам теперь могли приниматься только после соглашения членов Административного совета с комиссиями Сейма.

С целью рассмотрения в последней инстанции почти всех дел гражданского и уголовного характера в Варшаве был создан Высший суд Королевства Польского. Государственные преступления, а также преступные деяния государственных чиновников рассматривались Верховным судом Польши, в состав которого входили все члены Сената.

Последствия принятия Конституции

Большей частью представителей шляхетского общества Конституция 1815 г., как вполне соответствующая их сословным интересам, была принята с удовлетворением. Намного хуже была ситуация с «основным населением». Появились и укоренились либеральные воззрения. Начали создаваться новые печатные органы и тайные антиправительственные структуры. Это послужило поводом для создания, вопреки положениям Основного закона, цензуры сначала на периодические издания, а потом на всю печатную продукцию. Значительной критике подвергались действия российской власти. Ее представлял наместник Великий князь Константин Павлович, который, стремясь удержать существующий порядок, фактически прекратил нормальное функционирование всех остальных органов власти в государстве.

Сразу же с момента провозглашения Царства Польского, возникла нелегальная оппозиция. Эти тайные революционные структуры уже к началу 1820-х гг. получили значительное влияние. Общей целью сеймовой и нелегальной оппозиций считался возврат утраченных из-за былых «разделов» территорий Белоруссии, Украины и Литвы и реставрация былых польских границ. Итогом явилось восстание 1830-31 гг., ставшее причиной утраты Конституции.

slawomirkonopa.ru

Царство Польское — Википедия

Генерал-губернаторство Российской империи
Царство Польское
польск. Królestwo Polskie
Флаг Герб
Гимн: Boże, coś Polskę[pl], Боже, Царя храни
Столица Варшава
Язык(и) польский, русский
Религия католичество, православие (гос.)
иудаизм, лютеранство, кальвинизм, старообрядчество (негос.)
Денежная единица рубль, в 1815—1865 годах также польский злотый
Площадь 128 500 км² (1816)
Население 9 402 253 (1897)
71,85 % — поляки
13,05 % — евреи
4,33 % — немцы
3,57 % — украинцы
3,24 % — литовцы
2,84 % — русские
0,31 % — белорусы
Форма правления парламентарная монархия (1815—1832), абсолютная монархия (1832—1905), дуалистическая монархия (1905—1915) в личной унии императоров Российской империи
Династия Гольштейн-Готторп-Романовы
Официальный язык русский и польский
 • 1815—1825 Александр I
 • 1825—1855 Николай I
 • 1855—1881 Александр II
 • 1881—1894 Александр III
 • 1894—1915 Николай II

Ца́рство По́льское (польск. Królestwo Polskie, также Конгрессовая Польша или Конгрессовка, от польск. Królestwo Kongresowe, Kongresówka) — территория в Центральной Европе, находившаяся в составе Российской империи по решению Венского конгресса с 1815 по 1915 годы. Летом 1915 года, во время Первой мировой войны, оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками. В ноябре 1918 года стала независимым государством.

До 1860-х годов в законодательстве чаще использовалось название «Царство Польское», редко — «Польша». В 1860-х годах эти названия стали заменяться словосочетаниями «губернии Царства Польского» и «губернии Привисленские» (по главной польской реке Висле). 5 марта 1870 года повелением Александра II было предчертано именовать российскую Польшу «губерниями Царства Польского», однако в ряде статей Свода законов Российской империи наименование «Царство Польское» сохранилось. С 1887 года наиболее применяемыми становятся словосочетания «губернии Привислинского края», «Привислинские губернии» и «Привислинский край», а в январе 1897 года Николай II отдал распоряжение, которым употребление названий «Царство Польское» и «губернии Царства Польского» было ограничено случаями крайней необходимости, хотя из Свода законов эти названия так и не были удалены[2].

Поляки называли Царство Польское «конгресу́вка» (польск. Kongresówka, от Królestwo Kongresowe).

Царство Польское занимало центральную часть современной Польши: Варшава, Лодзь, Калиш, Ченстохова, Люблин, Сувалки, юго-запад современной Литвы: Алитус, Мариямполе, часть территории Гродненского района Белоруссии с посёлком Сопоцкин и небольшую часть Сокальского района Львовской области Украины с селом Песочное. Площадь территории — 127 тыс. км².

Административное деление[править | править код]

* Образована за счёт части территорий Варшавской и Радомской губерний.
** Часть территории отошла Ломжинской и Люблинской губерниям.

На протяжении всего времени существования Царства Польского границы губерний (департаментов, воеводств) многократно перекраивались, польские уезды (повяты) целиком или частью переводились из управления одной губернии в другую.

Население:
1818 год — около 2,6 млн чел.;
1843 год — около 4,7 млн чел.;
1868 год — свыше 5,7 млн чел.;
1894 год — свыше 8,8 млн чел.[3];
1900 год — около 10,0 млн чел.

По данным переписи 1897, население Привислинских губерний составило 9 млн 402 тыс. человек. Основное население (71,85 %) составляли поляки. Крупнейшим меньшинством были евреи (13,47 %), жили также немцы (4,33 %), украинцы (3,56 %), литовцы (3,24 %), русские (2,84 %), белорусы[4]. Евреи, немцы и русские состояли главным образом из горожан, остальные национальности жили в основном в сельской местности. Поляки преобладали на большей части территории Царства, кроме ряда восточных уездов с преобладанием литовского (Сувалкия) и украинского (Холмщина) населения. Белорусы составляли значительную часть населения Августовского уезда.

По данным переписи 1897, население городов Привислинских губерний составило 2 млн 158 тыс. человек. Основное население (48,75 %) составляли поляки. Крупнейшим меньшинством были евреи (35,36 %), жили также немцы (5,26 %), украинцы (1,33 %), литовцы (0,32 %), русские (8,0 %), белорусы[5].

Правление Александра I[править | править код]

Флаг военных судов царства Польского (1815—1833)

Преследуя отступавшие войска Наполеона, русская армия заняла в конце февраля 1813 года почти всё Великое герцогство Варшавское. Краков, Торн, Ченстохова, Замосць и Модлин сдались несколько позже. Таким образом, созданное Наполеоном государство очутилось фактически в руках России, но его судьба ещё зависела от взаимоотношений держав. Государство это переживало тяжёлые времена. Реквизиции на нужды оккупационной армии в 380 000 человек истощили его. Император Александр I учредил временный верховный совет для управления делами герцогства во главе с генерал-губернатором В. С. Ланским. Командование армией было поручено фельдмаршалу Барклаю де Толли. Сосредоточивались польские дела в руках графа Аракчеева, что в достаточной мере определяет общий характер управления.

Несмотря на обещанную амнистию и вопреки желанию генерал-губернатора, лишь на основании доноса граждан подвергали аресту и высылке. В начале 1814 года польское общество оживила надежда на улучшение его участи. Император облегчил постои, сократил налоги и разрешил сформировать из польских солдат корпус под командой генерала Домбровского. Организацией войска руководил великий князь Константин Павлович. Позже император образовал гражданский комитет, предложивший заменить кодекс Наполеона новым польским кодексом, наделить крестьян землёй и улучшить финансы.

Между тем на Венском конгрессе (1814—1815), переделывавшем на новый лад карту Европы, герцогство породило распри, чуть не обернувшиеся новой войной. Александр I желал присоединить к своей империи всё Варшавское герцогство и даже другие земли, когда-то входившие в состав Речи Посполитой. Австрия усматривала в этом опасность для себя. 3 января 1815 года был заключён тайный союз между Австрией, Англией и Францией для противодействия России и Пруссии, сблизившихся между собой. Ситуация в корне изменилась когда из ссылки на острове Эльба вернулся Наполеон и обнаружил в Фонтенбло секретный англо-австро-французский договор, который он незамедлительно отправил русскому императору. Однако Александр, считая Наполеона большей опасностью, ограничился лишь представлением австрийскому послу Метерниху. В конце концов Александр I пошёл на компромисс: он отказался от Кракова в пользу Австрии, а от Торна и Познани — в пользу Пруссии. Большая часть Великого герцогства Варшавского была присоединена «на вечные времена» к Российской империи под именем Царства Польского (3 мая 1815 года), которое получало конституционное устройство. Польская конституция была обнародована 20 июня 1815 года. Вместе с тем жителей Царства Польского привели к присяге на подданство русскому государю.

Конституция вступила в силу с 1816 года. Наместником император назначил генерала Зайончека, весьма услужливого к великому князю Константину Павловичу. Императорским комиссаром стал граф Новосильцев.

В 1816 году был учреждён Варшавский университет, основаны высшие школы: военная, политехническая, лесная, горная, институт народных учителей, увеличено число средних и первоначальных школ. Сильное влияние на интеллектуальную жизнь оказывали два центра, находившиеся вне пределов Царства Польского: Виленский университет и Кременецкий лицей. В Виленском университете учился величайший поэт Польши Адам Мицкевич, там же преподавал историк Лелевель. Просвещение развивалось, несмотря на преграды.

Министр просвещения Станислав Потоцкий, осмеявший обскурантизм в аллегорической повести «Путешествие в Темноград» (польск. Podróż do Ciemnogrodu), был вынужден подать в отставку. Над учебными заведениями был учреждён строгий надзор, книги и периодика подвергались суровой цензуре.

В 1817 году государственных крестьян освободили от многих средневековых повинностей. В 1820 году барщину стали заменять оброком.

Между императором и созданным им Царством Польским существовала сначала полная гармония, благодаря либеральным настроениям государя. С усилением реакционных течений вышеупомянутая гармония расстроилась. В самой стране одни готовы были смириться с тем, что имели, другие же мечтали о восстановлении польского государства в прежних его границах. 5 (17) марта 1818 года император открыл сейм (польск.) в Варшаве знаменательной речью:

прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить, при Божьей помощи, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление.

Сейм принял все правительственные законопроекты кроме отмены гражданского брака, введённого в Польше кодексом Наполеона. Император остался доволен, что и выразил в своей заключительной речи, возбуждая ею в поляках надежды на осуществление их патриотических мечтаний:

Поляки, я остаюсь при прежних своих намерениях; они вам хорошо знакомы.

Император намекал на своё желание распространить действие конституции Царства Польского и на русско-литовские области.

Когда, согласно конституции, в 1820 году был созван второй сейм, император опять открыл его, но в его речи звучали уже предостережения об опасностях либерализма. Под влиянием оппозиции сейм отклонил правительственный законопроект на том основании, что он упразднял гласность судопроизводства, отменял суд присяжных и нарушал принцип «никто не будет арестован без решения суда».

Оппозиция разгневала Александра, что он и выразил в заключительной речи, замечая, что поляки сами мешают восстановлению своей родины. Император хотел даже отменить конституцию, но ограничился угрозами. Вопреки конституции, установившей созыв сеймов каждые два года, третий сейм был созван только в 1825 году. Предварительно была издана добавочная статья к конституции, упразднявшая гласность заседаний сейма, и арестован вождь оппозиции Викентий Немоёвский. Для контроля деятельности сейма назначались особые чиновники, обязанные присутствовать на заседаниях. Проекты, предложенные правительством, сейм принял. Император выразил своё удовлетворение.

Одновременно с легальной оппозицией действовала и тайная, революционная. Возникла тайная организация «Национально-патриотическое товарищество». В мае 1822 года главные вожаки «Товарищества» были арестованы и подвергнуты строгим наказаниям. Тем не менее, «Товарищество» продолжало свою деятельность и вошло даже в сношения с декабристами. Попытка последних произвести переворот в России обнаружила и деятельность польских революционеров. Согласно конституции, их судил сеймовый суд, ограничившийся мягкими наказаниями. Император Николай I выразил своё неудовольствие по поводу приговора.

В экономическом и культурном отношении Царство Польское в 1815—1830 годах заметно развивалось. Изнурение сил исчезло благодаря продолжительному миру и ряду замечательных деятелей — министров финансов Матушевича и князя Друцкого-Любецкого, и заведовавшего делами промышленности известного писателя Сташица. Прогресс отмечался во всех областях хозяйственной жизни: в земледелии, промышленности и торговле. Энергичный министр финансов Любецкий рядом мер, иногда крутых, иногда репрессивных, привёл финансы в порядок. Дефицит исчез, в казне накопился запас в несколько десятков миллионов злотых, чиновники и войско стали получать вовремя жалованье. Население страны возросло до 4,5 млн.

Вместе с тем члены тайных обществ распространяли демократические идеи. В литературе громко раздавались голоса против крепостного права, наносящего вред и хозяйству, и общественной нравственности.

Правление Николая I и Польское восстание 1830—1831 годов[править | править код]

В 1829 году Николай I торжественно короновался польским королём в Варшаве и скрепил присягой своё обязательство исполнять конституцию, но поданную петицию об отмене добавочной статьи к конституции оставил без ответа. Сейм был созван только в 1830 году. Проект упразднения гражданского брака вновь был отвергнут почти единогласно, несмотря на ясную волю императора. Оппозиция подала правительству ряд петиций: об ослаблении стеснений цензуры, об отмене добавочной статьи, об освобождении из-под ареста вожака оппозиции. Такой образ действий сейма сильно разгневал государя.

Царство Польское в 1831 году

В 1830—1831 годах произошло восстание, которое произвело глубокие перемены. Значительное количество политически активных поляков было выслано из Царства Польского и расселено в губерниях Российской империи. Обширная власть вместе с титулом князя Варшавского и постом наместника была вручена графу Паскевичу. В помощь ему учреждено было временное правительство, состоявшее из четырёх департаментов: юстиции, финансов, внутренних дел и полиции, просвещения и исповеданий. Полномочия временного правительства прекратились с обнародованием Органического статута (26 февраля 1832 года), упразднившего коронование императоров польскими королями, особое польское войско и сейм и объявившего Царство Польское органической частью Российской империи. Сохранённый административный совет представлял государю кандидатов на духовные и гражданские должности. Государственный совет составлял бюджет и рассматривал пререкания, возникавшие между административными и судебными инстанциями, и привлекал к ответственности чиновников за должностные преступления. Были учреждены три комиссии — для заведования: 1) внутренними делами и делами просвещения; 2) судом; 3) финансами. Вместо сейма проектировалось учреждение собрания провинциальных чинов с совещательным голосом. Законодательная власть принадлежала безраздельно государю Императору.

Органический статут не был приведён в исполнение. Собрание провинциальных чинов, как и шляхетские и гминные собрания, остались только в проекте. Воеводства преобразованы в губернии (1837 год), Государственный совет упразднён (1841 год). В делопроизводство административного совета и канцелярии наместника введён русский язык, с разрешением пользоваться французским для тех, кто не владел русским. Конфискованные имения польской шляхты были пожалованы русским; высшие государственные должности в крае были замещаемы русскими. В 1832 году польская валюта злотый была заменена российским рублём, на смену метрической введена российская имперская система мер. Также в этом году была заложена Александровская цитадель в Варшаве. Император приезжал осматривать эти крепости, но Варшаву посетил только в 1835 году. Депутации от обывателей он не разрешил выразить верноподданнические чувства, замечая, что желает этим предохранить их от лжи:

Мне нужны деяния, а не слова. Если вы будете упорствовать в своих мечтаниях о национальной обособленности, о независимости Польши и тому подобных фантазиях, вы навлечёте на себя величайшее несчастие. Я устроил здесь цитадель. Говорю вам, что при малейшем волнении я прикажу стрелять в город, обращу Варшаву в развалины и, конечно, не отстрою её.

Варшавское научное общество было упразднено, его библиотека и музеи переведены в Санкт-Петербург. Варшавский и Виленский университеты и Кременецкий лицей были закрыты. Вместо университета разрешено было открыть при гимназии добавочные курсы по педагогике и юриспруденции (1840 год), но вскоре и они были закрыты. Преподавание в средних школах велось на русском языке. Правительство обратило внимание и на образование женской молодёжи, как будущих матерей, от которых зависит воспитание последующих поколений. С этой целью учреждён был в Варшаве Александрийский институт. Плату за обучение в гимназиях увеличили и запретили принимать детей недворянского или нечиновничьего происхождения.

В 1833 году устроено Варшавское православное епископство, в 1840 году преобразованное в архиепископство. Католическое духовенство было подчинено строгому надзору: ему запрещено было собирать поместные синоды, устраивать юбилейные празднества и основывать общества трезвости. В 1839 году секуляризируется имущество Польской католической церкви. За пределами Царства Польского греко-католическая церковь после съезда в Полоцке, инициированного её предстоятелем, архиеп. Иосифом (Семашко), самораспускается и официально переходит в подчинение православному Святейшему Синоду. По упразднении Варшавского университета учреждена была в Варшаве римско-католическая духовная академия, находившаяся под контролем комиссии внутренних дел, вообще следившей за деятельностью католического духовенства. Правительство желало подчинить духовные дела католического населения в Царстве Польском петербургской римско-католической коллегии, ведавшей духовными делами католиков в остальной империи, но вследствие сопротивления Рима от этого отказалось. Умственная жизнь страны находилась в застое, иногда нарушавшемся только революционной пропагандой, очаги которой сосредоточивались среди польской эмиграции, главным образом в Краковской республике и во Франции.

В 1833 году французские, немецкие и итальянские карбонарии задумали произвести в своих странах революционные движения. Многие польские эмигранты примкнули к обществам карбонариев. Решено было предпринять партизанский рейд в Царство Польское, чтобы поднять здесь восстание. Начальником рейда стал Юзеф Заливский. Партизаны с трудом проникли в Царство Польское, чтобы призвать к восстанию простой народ, но простые люди отнеслись к ним равнодушно. Преследуемый казаками Заливский бежал в Австрию, был там арестован и посажен на 20 лет в крепость. Другие партизаны попали в руки русских солдат. Некоторых повесили, других расстреляли или отправили на каторгу. Неудача рейда Заливского привела польских демократов к убеждению, что необходима революционная пропаганда.

Новое «Общество польского народа» старалось охватить своею деятельностью все земли Речи Посполитой, отправляя посланцев в Литву, Волынь, Украину и в Царство Польское. В мае 1838 года был арестован близ Вильны главный эмиссар Конарский, что повлекло за собой другие аресты. В каторжные работы сослано было даже несколько гимназистов. Эти суровые меры не охладили энтузиазма польских революционеров. Во главе их встало «Демократическое общество», которое исповедовало не только демократические идеи, но и социалистические. Под его влиянием ксёндз Сцегенный устроил на юге Царства Польского тайное общество среди крестьян с целью основать польскую крестьянскую республику; выданный одним из своих, он был арестован и приговорён к повешению, но помилован и сослан в каторгу. Многим крестьянам — участникам заговора - пришлось последовать за ним в Сибирь (1844 год).

В 1846 году правление решило, что страна уже готова к восстанию. Начавшееся в Галиции движение окончилось самым плачевным образом. Крестьяне не только не примкнули к движению, но, побуждаемые австрийскими чиновниками, произвели ужасную резню среди польских дворян. В Царстве Польском дворянин Панталеон Потоцкий с маленьким отрядом овладел городом Седлец (в феврале 1846 года), но вскоре был захвачен в плен и повешен. Повстанцы были отправлены в Сибирь.

Россия, Пруссия и Австрия приняли меры против поляков. С согласия России и Пруссии Австрия заняла своими войсками Вольный город Краков. Кроме того, русское и австрийское правительства обратили внимание на положение крестьян, находившихся под властью польских дворян. В июне 1846 года запрещено было самовольно удалять крестьян с земли, уменьшать их наделы, присоединять пустоши, оставшиеся после крестьянина, к имениям. В ноябре 1846 года уничтожены были многие повинности, лежавшие на крестьянах. Вместе с тем правительство принимало меры, направленные к более тесному включению Царства Польского в империю. В 1847 году был издан для него новый свод наказаний, являвшийся почти дословным переводом русского Уложения о наказаниях 1845 года.

Революция 1848 года сильно взволновала поляков: они подняли восстания в княжестве Познанском и в Галиции. Мицкевич сформировал польский легион, который принимал участие в итальянском революционном движении; польские генералы, офицеры и простые добровольцы сражались за независимость Венгрии. Тайное общество в Царстве Польском оставило свои намерения поднять восстание, узнав о подавлении революции в Познани. Заговор был раскрыт (1850 год), заговорщики подвергнуты телесным наказаниям и ссылке на каторгу. Правительство Луи-Наполеона изгнало из Парижа руководителей польского Демократического общества. Они принуждены были удалиться в Лондон, и влияние их на Польшу почти совсем прекратилось.

Крымская война снова оживила надежды патриотов. Призывы к восстанию в Польше не имели успеха. Было решено сформировать польские легионы на театре военных действий для борьбы с Россией. Этому плану содействовала и консервативная польская эмиграция во главе с князем Адамом Чарторыйским. В Константинополь отправился, между прочим, Мицкевич. Хлопоты польских патриотов окончились почти ничем. Польский писатель Михаил Чайковский, принявший магометанство (Садык-паша), набрал, правда, отряд так называемых султанских казаков, но он состоял из армян, болгар, цыган и турок, да к тому же и не принял участия в военных действиях, ибо война окончилась. Горсть поляков действовала на Кавказе против русских войск, помогая черкесам. Между тем, умер император Николай I, а около года спустя — и наместник Царства Польского князь Паскевич.

Правление Александра II и последующие царствования[править | править код]

В мае 1856 года в Варшаву прибыл император Александр II, встреченный с большим энтузиазмом. В речи, произнесенной к депутации обывателей, государь предостерёг поляков от мечтаний:

Прочь фантазии, господа! (Point de reveries, messieurs!) Всё, что сделал мой отец, хорошо сделано. Правление моё будет дальнейшим продолжением его царствования.

Вскоре, однако, был несколько облегчен прежний суровый режим. Император разрешил печатать некоторые сочинения Мицкевича. Цензура прекратила преследование произведений Словацкого, Красинского и Лелевеля. Были освобождены многие политзаключённые. Вернулись некоторые эмигранты. В июне 1857 года было разрешено открыть в Варшаве Медико-хирургическую академию, а в ноябре — учредить Земледельческое общество, ставшие важными очагами интеллектуальной жизни.

На политическое настроение поляков оказывали сильное влияние объединение Италии и либеральные реформы в Австрии. Молодёжь, читавшая Герцена и Бакунина, полагала, что Россия накануне революции. И умеренные, и радикалы надеялись на помощь Наполеона III, желавшего видеть идею национальности руководящим международным принципом. Радикалы начали устраивать манифестации по всякому славному поводу из польской истории.

Грандиозная демонстрация состоялась 29 ноября 1860 года в годовщину Ноябрьского восстания 1830 года. 27 февраля 1861 года войска стреляли в толпу и убили 5 человек. Наместник князь Горчаков согласился удовлетворить жалобы, обещал удалить полицмейстера Трепова и разрешил учредить комитет для управления Варшавой.

Царство Польское в 1861 году

Правительство согласилось на ряд реформ в духе автономии. Указом 26 марта 1861 года восстановлен государственный совет, образованы губернские, уездные и городские советы, решено открыть высшие учебные заведения и преобразовать средние школы. Назначенный помощником наместника маркиз Александр Велёпольский раздражил шляхту закрытием Земледельческого общества, что вызвало грандиозную манифестацию (8 апреля 1861 года), повлекшую около 200 убитых. Революционное настроение нарастало, а Велёпольский стал энергично осуществлять реформы: уничтожил крепостное право, заменил барщину оброком, уравнял евреев в правах, увеличил число школ, улучшил систему преподавания и учредил в Варшаве высшее учебное заведение.

30 мая 1861 года умер наместник князь Горчаков, его преемники не сочувствовали деятельности маркиза. В годовщину смерти Тадеуша Костюшко (15 ноября) костёлы наполнились молящимися, певшими патриотические гимны. Генерал-губернатор Герштенцвейг обнародовал осадное положение и двинул войска в храмы. Пролилась кровь. Духовенство сочло это святотатством и закрыло костёлы.

Велёпольский подал в отставку. Государь принял её, приказав ему остаться членом госсовета. Император назначил наместником своего брата, великого князя Константина Николаевича, дав ему в помощники по гражданским делам Велёпольского, по военным — барона Рамзая. Царству Польскому предоставлялась полная автономия.

Радикалы, или «красные», не прекращали, однако, своей деятельности, и перешли от демонстраций к террору. Были совершены покушения на жизнь великого князя. Умеренные, или «белые», не сочувствовали «красным», но расходились и с Велёпольским. Тот желал восстановить конституцию 1815 года, между тем как «умеренные» думали о соединении всех земель Речи Посполитой в одно целое с конституционным устройством. Белые вознамерились составить адрес на высочайшее имя, но Велёпольский воспротивился. Лидеру белых Замойскому было приказано эмигрировать. Это окончательно отшатнуло и «белых» от Велёпольского. Приближался революционный взрыв, который Велёпольский решил предупредить рекрутским набором. Расчёт оказался плох.

Восстание вспыхнуло в январе 1863 года, продолжалось до поздней осени 1864 года и закончилось казнью наиболее активных участников и массовыми высылками бунтовщиков. В марте 1863 года главнокомандующим был назначен граф Берг, который после отъезда 8 сентября 1863 года великого князя Константина Николаевича и отставки Велёпольского стал наместником. Заведование полицией поручено было прежнему полицмейстеру генералу Трепову. В начале января 1864 года в Петербурге учреждён комитет по делам Царства Польского под председательством самого государя.

Указом 19 февраля (2 марта) 1864 года, польские крестьяне получили в собственность те пахотные земли, которые они обрабатывали. Помещики получили из казны компенсацию так называемыми ликвидационными бумагами согласно оценке отчужденных земель. Вместе с тем устроена была всесословная гмина.

Управление делами католического духовенства предоставлено комиссии внутренних дел, директором которой поставлен князь Черкасский. Все церковные имущества были конфискованы и почти все монастыри закрыты. По уставу 1865 года католическая церковь в Царстве Польском была разделена на 7 епархий — Плоцкую, Люблинскую, Сандомирскую, Келецкую, Августовскую, Куявско-Калишскую и Подляшскую; в 1867 года Подляшская епархия соединена с Люблинской. Духовенство стало получать жалованье из казны. С 1871 году оно подчинено департаменту иностранных исповеданий министерства внутренних дел. В 1875 году была упразднена в Царстве Польском уния и основана новая (Холмская) православная епархия.

Царство Польское в 1896 году

Одновременно производились преобразования и в гражданской администрации. В 1866 году издан устав о губернском и уездном управлении: 10 губерний (вместо пяти) и 84 уезда. В 1867 упразднен государственный совет, в 1868 году упразднены административный совет и правительственные комиссии (исповеданий и просвещения, финансов и внутренних дел). Дела переданы в соответствующие общеимперские учреждения в Петербурге. В духе полного слияния Царства Польского с Российской империей совершались преобразования и в сфере образования. В 1872 году распространен на Царство Польское общеимперский устав о гимназиях 1871 года. Введена также и судебная организация общеимперская, с важным исключением: край не получил суда присяжных. С 1871 года приостановлен выход «Дневника Законов Царства Польского», поскольку к стране стали применяться общеимперские правила обнародования законодательных постановлений. В администрации, судопроизводстве и преподавании введено обязательное употребление русского языка. Предпринимаются попытки перевода польского языка на кириллицу. После смерти в 1874 году графа Берга пост начальника края и главнокомандующего войсками Варшавского военного округа, с титулом генерал-губернатора, получил граф Коцебу; затем краем управляли генералы Альбединский (1880—1883), Гурко (1883—1894), граф Шувалов (1894—1896), князь Имеретинский (1896—1900) и М. И. Чертков (1900—1905).

От революции 1905—1907 годов до Первой мировой войны[править | править код]

В революцию 1905—1907 в Царстве Польском проходили массовые антиправительственные выступления, представители российских либеральных организаций выдвигали требование восстановления автономии Царства Польского, польские партии в зависимости от степени своего радикализма боролись за автономию либо за независимость.

В Государственной думе и в Государственном совете Российской империи депутаты от Царства Польского образовали политическое объединение — «польское коло».

В 1912 году из состава губерний Царства Польского была выделена Холмская губерния, где проживало значительное количество украинцев.

Конец Царства Польского[править | править код]

14 августа 1914 года Николай II пообещал после победы в войне объединить Царство Польское с польскими землями, которые будут отняты у Германии и Австро-Венгрии, в автономное государство в унии с Российской империей[6].

Война создала ситуацию, при которой поляки, российские подданные, сражались против поляков, служивших в австро-венгерской и германской армиях. Пророссийская

ru.wikipedia.org

Конституция Польши - история дарования конституции стране

Уже в тринадцатом веке во главе польского государства находилось правительство, принимавшее решения и разрешавшее возникающие конфликтные ситуации. Сеймы и сеймики возникли немного позже, причем первые сосредоточили на себе всю законодательную и частично судебную власть, а вторые представляли собой собрания воеводства или шляхты на региональном уровне.

Период расцвета дворянского сословия и знати принес наделение шляхты обширными привилегированными правами, возможность выбора участников сейма и короля. С 1652 года в стране использовалось так называемое право liberum veto, позволявшее любому из депутатов одним своим голосом не пропустить принятый коллегами законопроект. Многочисленные собрания сейма проходили впустую, принятие актов откладывалось на неопределенное время или вовсе отклонялось. Более ста лет работа сейма была парализована, ведь реформировать существующую систему не представлялось возможным. Парламентариям было выгодно не пропускать в свет законы из-за представления ими интересов зарубежных стран, таких как Россия, Франция, Пруссия, поддержки местных магнатов, а также стойкого убеждения, что новые устои нанесут державе непоправимый вред. Инициаторами изменений выступали различные известные деятели того времени, однако их старания не нашли поддержки в сложившейся ситуации.

Сменяющие друг друга короли, являющиеся представителями иностранных династий, не имели права передать трон по наследству, увеличивать налоговую базу, объявлять войны без созыва сейма, поэтому пытались удержать в своих руках власть устрашениями и силой, что создавало конфликты их сторонников и противников. Оппозиционеры выступали в форме временных политических союзов – конфедераций, поддерживаемых дворянским сословием. Появление термина «польская анархия» полностью связано с переходом власти к магнатам и законодательным собраниям в провинциях. Станислав Август Понятовский оказался последним выбранным монархом Речи Посполитой.

Польша на тот момент являлась одной из наиболее развитых европейских стран. Однако слабость государственного аппарата и отсутствие проведения своевременных реформ сформировали смутное время, когда для дальнейшего развития и процветания необходимо было зарегламентировать основы главенствующих систем, таких как экономическая, политическая, правовая. Введение конституции в Польше было обусловлено нахождением страны в глубочайшем упадническом состоянии из-за шляхетской демократии, внутренних разногласий, нестабильности, непрекращающихся войн.

Первая конституция Польши

Приступивший к работе в 1788 году Чрезвычайный сейм состоял из двух противоположно настроенных партий: первая из них, патриотическая, настаивала на принятии нормативных актов для поднятия страны с колен, а вторая, старошляхетская, наоборот, не поддерживала никакие новшества и придерживалась мнения, что грядущие реформы принесут сплошной вред. Через два года правления сейма срок его действия был продлен, а количество приверженцев патриотической партии увеличилось в несколько раз.

Целиком основываясь на поддержке патриотов, на одном из очередных собраний хитростью была принята Конституция Польши 1791 года. Большинство оппозиционеров в этот день отсутствовали на рабочих местах из-за каникул, поэтому не смогли участвовать в обсуждении документа и высказать возражения против его принятия. Через два дня небольшая часть депутатов подала протест, но он был отвергнут Конституционной Депутацией. Именно этот факт помог совершить грандиозный прорыв – все новшества принимались теперь большинством голосов, а свободное вето наконец-то отменено.

Первый на территории Европы подобный правительственный акт разрабатывался без участия представителей иностранных государств два с половиной года, содержал принципы демократии, призванные стереть шляхетские злоупотребления, провоцирующие кризис в политической сфере. В одиннадцати статьях документа были закреплены следующие правовые нормы:

  • Католицизм стал господствующей религией на всей территории Речи Посполитой. Наказанию подвергались все те, кто проповедовал другое вероисповедание или поклонялся другим богам, кроме иных национальностей, которым это разрешалось.
  • Шляхетские привилегии сохранялись, к чему прибавлялись равноправие, право на собственность и личную безопасность.
  • Гарантии безопасности и польский налог стали распространятся на всех горожан без исключения. Кроме того, мещанам разрешалось занимать гражданские и военные должности, приобретать в собственность земельные участки, участвовать в сейме и комиссиях по вопросам власти, общественного порядка, казны. Жители городов могли в упрощенном порядке получить дворянский титул.
  • Национальные законы защищали многочисленное сословие – крестьянство, хотя дополнительными правами их не наделили.
  • Существующая власть разделилась на привычные ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
  • Двухпалатный парламент, состоящий из депутатов, сенаторов и короля, сосредоточил на себе всю законодательную власть. Каждые два года происходило очередное собрание сейма, внеочередное – по срочным вопросам и произошедшим обстоятельствам в стране. О предлагаемых законопроектах депутатам заранее сообщалось канцелярией. Король являлся председателем сената и мог решить любую спорную ситуацию, в которой не хватало решающего голоса. Сенат имел право накладывать на законы отлагательное вето, действующее до следующего собрания.
  • Признается действие закона о «сеймиках». Человек, имеющий в собственности землю, сдающий ее в аренду, уплачивающий налоги, а также его близкие родственники, могли участвовать в голосовании. Избирателям должно было быть не менее восемнадцати лет. Кроме того, право голоса вновь получили находившиеся на военной службе землевладельцы.
  • При помощи укрепления власти сейма и упразднения институциональных источников государство приблизилось к конституционной монархии.
  • Кабинет министров сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть. Разрабатываемые и выпускаемые министерствами акты имели статус временных документов и требовали обязательного одобрения сейма, а две трети голосов его участников могли освободить любого министра вотумом недоверия от занимаемой должности.
  • Единоличным главнокомандующим армиями являлся король, который мог помиловать всех, кроме обвиненных в государственной измене.
  • Закрепились признаки наследственной монархии – власть переходила по королевскому роду, при его исчезновении или отказе от трона следующий правитель должен быть избран народным голосованием.
  • В каждом воеводстве непрерывно трудились суды первой инстанции, состав которых назначается сеймиками в регионах, а в провинциях — референдарные, рассматривающие крестьянские дела, а также апелляционные трибуналы.
  • Временные обязанности и полномочия главы государства осуществлялись королевой при поддержке совета блюстителей либо единолично архиепископом.
  • Эдукационная комиссия отвечала за образованность королевских наследников.
  • Численность армии, защищающей народ, определялась термином «силы обороны» и должна была содержать в своем составе не менее ста тысяч солдат.

Принятый акт уравновесил права простых горожан и знатных дворян, провозгласил особую опеку над крестьянским народом, хоть и не отменил крепостное право. Поправки к принятому документу утверждались на внеочередных сеймах, проводимых раз в четверть века.

Взгляд на новшества с другой стороны

Главы соседних государств восприняли введенный документ с настороженностью и даже некоторой враждебностью:

  • по мнению Екатерины II, установленные правовые нормы в Речи Посполитой угрожали российскому влиянию. Кроме того, при дальнейшем усилении страна будет готова потребовать возращения отторгнутых земель от Пруссии.
  • ущемленные в правах и изначально противостоящие принятию документа магнаты также неоднократно обращались за помощью к царице, после чего объединились и самостоятельно создали в городе Санкт-Петербург Тарговицкую конфедерацию, критикующую принятие конституции Польши.
  • прусский правитель расторг многолетнее соглашение с Речью Посполитой, втянув ее тем самым в неравную войну против России и Тарговицкой конфедерации.

Начало Русско-Польской войны привело к прекращению действия нормативно-правового акта, к тому моменту просуществовавшему чуть более одного года. В середине мая 1792 года польская армия в количестве тридцати семи тысяч неопытных солдат не смогла противостоять натиску и потерпела сокрушительный разгром. Король, являющийся одним из соавторов конституции, при поддержке кабинета министров выдвинул решение о капитуляции при условии сохранения территориальной целостности страны. Екатерина II вскоре после окончания войны настояла на принудительном присоединении короля к Тарговицкой конфедерации.

К большому сожалению лидеров реформаторов, не принявших сложившийся исход событий и провозглашенных предателями, страну настиг второй раздел территорий в пользу России и Пруссии. Благодаря решению Гродненского сейма, созыв которого был основан исключительно на угрозах, Речь Посполитая существенно сократилась в размерах, а ее границы и остатки армии непрерывно контролировались российскими гарнизонами. Восстания несогласных подавлялись вплоть до последнего раздела страны в 1795 году.

Дарование конституции Польше

Общеевропейская конференция, именуемая Венский конгресс, после окончания войны с наполеоновской Францией, отписала большую территорию Польши в пользу России, впоследствии названную Царство Польское. Для получения поддержки и одобрения присоединённых народов Александр 1 обнародовал правоустанавливающий документ и назначил наместника.

Конституция Польши 1815 года по принципу Российской империи навязывала стране модель наследственной монархии. Кроме этого, выделялись следующие права:

  1. Разрешалось свободное вероисповедание, помимо преобладающей римско-католической религии.
  2. Обеспечивалась свобода печати и личности, но ограничивались и наказывались любые методы злоупотребления ими.
  3. Языком государства, в том числе войска, суда, администрации, объявлялся польский.
  4. Свободные должности занимались и замещались поляками.
  5. Исполнительной властью наделялся король. Он и его преемники были обязаны давать присягу о целостности конституции при коронации в Варшаве.
  6. Выделялось пять основных министерств для разных сфер деятельности: военное, юстиции, народного просвещения, доходов и имущества, внутренних дел и полиции.
  7. Законодательная власть принадлежала королю и двум палатам. Раз в два года на месяц созывался сейм, который мог быть перенесен, созван чрезвычайно или даже распущен по требованию председателя.
  8. Судьи становились несменяемыми и, по долгу службы, были обязаны придерживаться независимой точки зрения от различных влияний.

Предоставление Польше конституции российским царем было принято польским народом в бо́льшей своей массе удовлетворительно. Со временем разрослись либеральные течения, революционные структуры, тайно создавались антиправительственные организации и печатные издания, публикующие статьи о критике действий российской стороны.

Отмена конституции Польши

В 1820 году наместником и единоличным главнокомандующим Польши был российский цесаревич Константин Павлович. Польский сейм постоянно конфликтовал с князем по вопросам ограничения автономии страны, пренебрежения правилами существующей конституции, замещений должностей русскими людьми вместо поляков, жестоких репрессий приверженцев либерализма. Народное ноябрьское восстание 1830 года разгорелось из-за накала страстей, но было быстро подавлено российскими войсками. Конституция Польши была отменена в 1832 году Николаем I, который взамен ввел Органический статут. Этот нормативно-правовой документ:

  • накладывал ограничения на самостоятельность царства Польского, считая его неотделимой частью Российского государства;
  • упразднил отдельную армию и комиссию по военным делам;
  • запустил процесс ликвидации особенностей административной и судебной систем, в том числе заменил сеймы на специализированные департаменты и советы управления;
  • закрепил использование российской системы монет, мер, весов;
  • сократил количество действующих гимназий, институтов, обществ;
  • усилил цензуру печатных изданий местных поэтов и писателей, чем заставил эмигрировать заграницу целый ряд деятелей того времени.

Только в 1910 году к российскому правительству пришло осознание необходимости смягчения политики и либерализации административной власти. В Первую мировую войну Польша поддерживала Россию, но отделившаяся национал-демократическая партия вела подрывную деятельность, воюя на стороне Германии. В 1915 году Царство польское было оккупировано Германией, российские войска ушли с его территории, а через полгода вышла в свет декларация, по которой Польша находилась под германским протекторатом вплоть до 1918 года, пока немцы и австрийцы не потерпели поражение, оккупационное правительство не было свергнуто, и была восстановлена полная независимость польского государства.

Конституция Польши 1921 года

Следующая Конституция Польши 1921 года (другое название «мартовская») принята после окончания советско-польской войны под влиянием демократического движения в марте 1921-го.

Документ был утвержден сеймом и содержал нижеперечисленные положения:

  • Форма государственного правления – республиканский строй.
  • Национальное собрание состояло из сейма и сената.
  • Сейм закреплялся на особой позиции из-за сложной процедуры роспуска до окончания срока действия, утверждал и имел право смены правительства и отдельных министров. Жителям, достигшим двадцати одного года, предоставлялось право быть избранным в сейм, тридцати лет – в сенат. Отсутствовал избирательный голос у военнослужащих.
  • Президент избирался сенатом национального собрания на срок до семи лет, осуществлял исполнительную власть, выдвигал на должности министров и премьера, был представителем страны в международных переговорах. Его законы подлежали обязательному заверению премьер-министра для придания им юридической силы.
  • Граждане наделялись демократическими правами: равенство всех перед законом, свобода собраний, слова, печати.
  • Римско-католическое вероисповедание оставалось главенствующим.
  • Суды делились от высшей инстанции (Верховного) до низших (городские).
  • Оговаривались отдельные аспекты охраны труда, социального обеспечения граждан в случае болезни, потери работы.

В 1926 году в документ были внесены поправки, связанные с появлением нового политического движения — Санации. Через девять лет после даты внесения изменений конституция 1921 года в Польше была заменена более современной версией.

Конституция Польши 1997 года

Конституция Польши 1997 года разрабатывалась в течение восьми лет на основе семи различных проектов и в итоге была утверждена Национальным собранием. Множество споров и разногласий у оппозиционеров и представителей католической церкви возникло после ее обнародования, потребовалось около полугода, чтобы новая компромиссная версия вступила в законную силу. Конституция республики Польши, утвержденная более двадцати лет назад, действует по настоящее время всего с двумя небольшими поправками. Документ включает в себя двести сорок три статьи, описывающие основные принципы социальной справедливости демократического государства, например, такие как:

  • равноправие, безопасность граждан;
  • свобода прав человека, выражения взглядов, передвижения, пользования культурными благами, совести, религии, прессы и иных средств массовой информации, создания профсоюзов, политических партий;
  • защита союза мужчины и женщины, родительства, материнства, опеки ребенка;
  • забота о ветеранах и инвалидах войны;
  • охрана здоровья, права наследования и собственности;
  • равенство вероисповеданий;
  • запрет на медицинские эксперименты, пытки, телесные наказания, унизительное обращение;
  • независимый беспристрастный суд над преступниками;
  • неприкосновенность жилища;
  • право убежища для иностранных граждан;
  • избирательное право по достижению гражданами возраста восемнадцати лет;
  • определение размера минимальной оплаты труда, запрет на постоянную работу детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
  • социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности, пенсионного возраста;
  • бесплатное обучение в заведениях публичных школ;
  • возмещение вреда, в том числе незаконно лишенным свободы.

Официальный текст Конституции Польши на русском представлен для свободного ознакомления любым желающим на сайте польского сейма.

День конституции Польши

Сколько бы ни выпадало на долю польской республики войн, разделов территориальной целостности, выбранных и поставленных королей, наместников, а также утвержденных ими юридических правовых документов и введенных устоев, но местным народом сквозь века чтится особенный день – 3 мая. Дата принятия нормативно-правового документа является истинной гордостью польского народа, ведь это был первый подобный документ, утвержденный в европейских странах. В целом с годами текст акта только дополнялся новыми демократическими правами и свободами, государство приобрело тот вид, который имеет на сегодняшний день, а конституция стала символом прогресса, демократии и независимости. Конституция в Польше была принята в 1791 году, а праздник начали отмечать с 1919 года, после чего возобновили его празднование с 1990. Дата проведения мероприятия является нерабочей для всех граждан страны.

gopolsha.com

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 • Большая российская энциклопедия

КОНСТИТУ́ЦИЯ ЦА́РСТВА ПО́ЛЬСКОГО 1815 (Кон­сти­ту­ци­он­ная хар­тия Цар­ст­ва Поль­ско­го), ос­нов­ной за­кон, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Цар­ст­во Поль­ское по­лу­ча­ло ав­то­но­мию в со­ста­ве Рос. им­пе­рии и пре­вра­ща­лось в кон­сти­туц. мо­нар­хию; пер­вый в ис­то­рии Рос­сии кон­сти­туц. акт. Под­пи­са­на рос. имп. Алек­сан­дром I 15(27) но­яб. в Вар­ша­ве. Обя­за­тель­ст­во пре­дос­та­вить по­ля­кам ав­то­но­мию и кон­сти­ту­цию (пра­во «иметь народ­ных пред­ста­ви­те­лей и на­цио­наль­ные го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния») бы­ло при­ня­то по на­стоя­нию Алек­сан­д­ра I Австр. им­пе­ри­ей, Рос. им­пе­рией и Прус­си­ей на Вен­ском кон­грес­се 1814–15 при раз­де­ле тер­ри­то­рии быв. Вар­шав­ско­го кня­же­ст­ва ме­ж­ду тре­мя дер­жа­ва­ми (ус­ло­вие бы­ло вы­пол­не­но толь­ко Рос. им­пе­ри­ей). На­стаи­вая на вве­де­нии в польск. зем­лях кон­сти­ту­ции, рос. мо­нарх, в ча­ст­но­сти, ру­ко­вод­ство­вал­ся тем, что в 1791 Речь По­спо­ли­та пер­вым из го­су­дарств Ев­ро­пы при­ня­ла свою кон­сти­ту­цию. О сво­ём на­ме­ре­нии ор­га­ни­зо­вать управ­ле­ние польск. зем­ля­ми «на осо­бен­ных пра­ви­лах, свой­ст­вен­ных на­ре­чию, обы­ча­ям жи­те­лей и к ме­ст­но­му их по­ло­же­нию при­ме­нён­ных» Алек­сандр I объ­я­вил в Ма­ни­фе­сте от 9(21).5.1815. Про­ект К. Ц. П. был под­го­тов­лен по собств. ини­циа­ти­ве пред­ста­ви­те­ля­ми польск. ари­сто­кра­тии (кн. А. А. Чар­то­рый­ский и др.). Текст К. Ц. П. ре­дак­ти­ро­вал лич­но Алек­сандр I. Кон­сти­ту­ция бы­ла из­да­на на польск. и франц. язы­ках. Со­стоя­ла из 7 раз­де­лов и 165 ста­тей.

Рос. им­пе­ра­тор объ­яв­лял­ся польск. ца­рём [ука­зом Алек­сан­д­ра I от 6(18).6.1815 ти­тул им­пе­ра­то­ра до­пол­нен сло­ва­ми «Царь Поль­ский»], ус­та­нав­ли­ва­лась общ­ность цар­ст­вую­щей ди­на­стии. Царь Поль­ский (Król Polski) об­ла­дал ис­пол­нит. вла­стью, пра­вом на­зна­че­ния чи­нов­ни­ков и выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, ко­ман­дую­щих и офи­це­ров вновь соз­да­вав­ших­ся нац. польск. воо­руж. сил, пра­вом воз­ве­де­ния в дво­рян­ское дос­то­ин­ст­во, на­гра­ж­де­ния ор­де­на­ми, объ­яв­ле­ния вой­ны и ми­ра, за­клю­че­ния до­го­во­ров, пра­вом со­зы­ва Сей­ма Цар­ст­ва Поль­ско­го, на­зна­че­ния со­ста­ва его верх­ней па­ла­ты – Се­на­та (Isba Senatorska), а так­же ис­клю­чи­тель­ным пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы и др. Ниж­няя па­ла­та Сей­ма – Па­ла­та де­пу­та­тов, или по­слов (Isba Posolska), из­би­ра­лась дво­рян­ски­ми со­б­ра­ния­ми – шля­хет­ски­ми сей­ми­ка­ми (77 мест, по од­но­му де­пу­та­ту от ка­ж­до­го по­ве­та) и ор­га­на­ми гор. са­мо­управ­ле­ния – гор. гми­на­ми (51 ме­сто) (из­би­рат. прав бы­ла ли­ше­на зна­чит. часть на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го кре­сть­ян­ст­во). Раз­ра­бот­ка за­ко­но­про­ек­тов про­из­во­ди­лась Го­су­дар­ст­вен­ным со­ве­том Цар­ст­ва Поль­ско­го при на­ме­ст­ни­ке ца­ря в крае. Сейм имел пра­во при­нять или от­кло­нить за­ко­но­про­ект, но не имел пра­ва са­мо­стоя­тель­но вно­сить в не­го из­ме­не­ния. На­ме­ст­ник дол­жен был на­зна­чать­ся из чис­ла чле­нов им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии или «поль­ских уро­жен­цев». Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ла сво­бо­ду пе­ча­ти, пре­ду­смат­ри­ва­ла ме­ры по обес­пе­че­нию не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, пре­дос­тав­ля­ла по­ля­кам ис­клю­чит. пра­во на за­ня­тие долж­но­стей на гос. и во­ен. служ­бе, объ­яв­ля­ла польск. яз. го­су­дар­ст­вен­ным.

На от­кры­тии пер­во­го Сей­ма, со­зван­но­го в со­от­вет­ст­вии с К. Ц. П. (1818), имп. Алек­сандр I объ­я­вил о на­ме­ре­нии рас­про­стра­нить «спа­си­тель­ное дей­ст­вие» «за­кон­но-сво­бод­ных уч­ре­ж­де­ний», вве­дён­ных К. Ц. П., на ос­таль­ные тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии. Это за­яв­ле­ние вы­зва­ло боль­шой об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ре­зо­нанс в Рос­сии и Ев­ро­пе, од­на­ко ре­аль­ных по­след­ст­вий не име­ло.

К. Ц. П. дей­ст­во­ва­ла до на­ча­ла Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31, по­сле по­дав­ле­ния ко­то­ро­го был из­дан Ор­га­ни­че­ский ста­тут Цар­ст­ва Поль­ско­го 1832.

bigenc.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о