Раздельное и дефисное написание частиц – Раздельное и дефисное написание частиц

Правописание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц

1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и т. п.).

2. Частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -таки, -ка, -де, -тка пишутся через дефис.

Частица кое- (кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно (кое с кем).

Частица -таки пишется через дефис только после наречий (опять-таки) и глаголов (взял-таки), в остальных случаях — отдельно (он таки не пришел; дачку таки себе построил). Сочетание все ж таки пишется в три слова.

Частицы будто, ведь, мол

и другие, а также сочетания почти что, только что и т. п. пишутся отдельно.

 

Правописание частиц НЕ и НИ

 Существуют две разные по значению и употреблению частицы – не   и ни. Сравните случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае.

Основная функция частицы не – отрицание. Отрицательная частица может относиться к любому самостоятельному слову в предложении, например: Не он купил книгу. Он не купил книгу. Он купил не книгу. Он купил не эту книгу. Он купил эту книгу не в магазине. Он купил эту книгу не сегодня.

Основная функция частицы ни – усиление отрицания. Поэтому она употребляется в предложениях с отрицательным сказуемым, т. е. сказуемым, включающим частицу

не или выраженным словами нельзя, нет. Частица ни   может быть одиночной и повторяющейся (в составе союза ни… ни ).

1. Одиночная частица ни выступает перед словами один  и (реже) единый, которые могут быть и подразумеваемыми, например: За несколько дней он не увидел ни одного человека. Ни на одном из этих решений они не остановились. Ни одна из этих книг ему не нужна. За весь день он не произнес ни одного слова. В ответ он не сказал ни единого слова.  (В последних двух случаях слова один, единый  могут быть опущены.) Он не издал ни звука. Они не встретили ни души.  (В этих предложениях можно подставить слова один, единый.)

Отрицательное сказуемое нет в предложениях с одиночной частицей ни может опускаться, например: Около дома нет ни одного дерева. В доме ни души. У нас ни клочка бумаги.

2. Повторяющаяся частица ни (в составе союза ни… ни) соответствует повторяющемуся союзу и

утвердительного предложения, например: Они не получали ни газет, ни журналов, ни книг. (Сравните: Они получали и газеты, и журналы, и книги.) С ним не переписывались ни брат, ни сестра, ни родители. (Сравните: С ним переписывались и брат, и сестра, и родители.)

Отрицательное сказуемое в предложениях с повторяющимся союзом ни… ни  может выражаться словами нельзя, нет , например: Ему нельзя ни читать, ни писать. Ни в лодке, ни в телеге / Нельзя попасть сюда  (Ахм.). В этом бесплодном лесу нет ни ягод, ни грибов, ни цветов.

Сказуемые нет, нельзя  могут отсутствовать, например: Ни огня, ни чёрной хаты, / Глушь и снег… (П.). Ни шороха, ни звука, ни движенья  (Инб.). Условия оказались ужасные: ни помыться, ни постирать, ни даже чаю горячего напиться.

Различайте сочетания:

ни разу (никогда) — не раз (часто),

ни один (никто) — не один (много).

Запомните: 1) Не — ни разу, ни — много раз. (Я никогда не был в Крыму. — Сколько бы раз ни бывал в Крыму, все время любуюсь им, как впервые

).

2) Частицу ни можно заменить союзом и или опустить. Например: Сколько б ни говорил, ни настаивал — безрезультатно (и говорил, и настаивал). — Куда ни посмотришь, повсюду леса новостроек (куда посмотришь...).

 

Существуют особые конструкции с частицами не и ни.

1. Конструкцию с глаголом мочь и двойным отрицанием следует отличать от конструкции с глаголом мочь  с предшествующим не и повторяющимся усилительным ни.

Сравните попарно примеры: 1) Он не может не работать. – Он не может ни работать, ни отдыхать. 2) Он не может не читать, он не может не писать, он не может не слушать музыку. – Он не может ни читать, ни писать, ни слушать музыку. В первом предложении каждой пары утверждается, что соответствующее действие производится; в каждом втором констатируется невозможность производить эти действия.

2. И частица не, и частица ни могут входить в конструкции с местоименными словами

кто, что (в разных падежах), как, где, куда, откуда  и т. п.

а) Конструкции с частицей не входят в восклицательные или вопросительно?восклицательные предложения, в которых часто присутствует частица только, например: Кто не знал этого человека! Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?  (Держ.). Как не любить родной Москвы!  (Бар.). Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался!

Такие предложения – по форме отрицательные – по содержанию всегда содержат утверждение. (Кто не знал этого человека! означает ‘все знали этого человека’; Где только не приходилось ему бывать! означает ‘ему всюду приходилось бывать’).

б) Конструкции с местоименными словами и частицей ни (часто – с предшествующей частицей бы) всегда являются частью уступительных придаточных предложений, например: Кто ни умрёт, я всех убийца тайный  (П.). Как ни жаль, а придётся от этого отказаться. Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие. Кого ни спрашивали, никто не знает. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало

  (посл.). Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить  (П.). Где бы он ни работал, его всюду ценили. Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!  (Майк.). Когда бы к нему ни пришли, он всегда занят. Сколько ни ищи в этом деле виновника, всё равно не найдёшь.

3. Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто  и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами (не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как  и т.д.), следует отличать от конструкций, в которые входят местоимения никто  и ничто  (тоже в разных падежах без предлогов и с предлогами).

Сравните попарно следующие примеры: 1) Это не кто иной, как его родной брат. – Никто иной, кроме его родного брата, не может этого знать.  2) Это не что иное, как самый наглый обман. – Ничто иное его не интересует.  3) Он встретился не с кем иным, как с президентом страны. – Ни с кем иным, кроме президента, он не согласен встречаться.

  4) Он согласился не на что иное, как на руководство всей работой. – Ни на что иное, кроме руководящей должности, он не согласится. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе – отрицательное.

4. И частица не, и частица ни входят в состав ряда устойчивых сочетаний.

а) Частица не может входить в состав сложных союзов: пока не; не то; не то… не то; не только… но и; не то что (не)… ; не то (не так) чтобы… . Например: Подожди, пока не кончится передача. Прекрати, не то я закричу! Погода неприятная: идет не то дождь, не то снег. Он не только поэт, но и композитор. Отношения между ними не то что не дружеские, а враждебные. Он не то что на десять минут, а и на час опоздает. Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив. Она не так чтобы злая, а равнодушная.

Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как

.

Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти (как, какой), не бог весть (кто, что, какой и т.п.), не в дугу, не в духе, не в зачёт, не в лад, не в ладах, не в меру, не в подъём, не в пример, не в радость, не в себе, не в силах, не в счёт, не грех, не дай бог, не до жиру, не до смеху, не до того, не к добру, не к лицу, не к месту, не ко двору, не к спеху, не на шутку, не по адресу; не по дням, а по часам; не под силу, не по зубам, не по нутру, не по себе, не ровён час, не с руки, не тут-то было, не у дел, не чета  и др.

б) Частица ни является составной частью множества устойчивых сочетаний.

Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори.

Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб

(ногой), ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что  (ставить), ни гроша, ни гугу, ни за грош  (погибнуть, пропасть ), ни за понюх табаку  (погибнуть, пропасть), ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту (не годится), ни на волос, ни на грош,  (кто, что, какой) ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем  (остаться), ни фига, ни черта, ни шагу  (восклицание), ни шиша.

Сочетания с повторяющимся ни: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни вздумать ни взгадать, ни в мать ни в отца, ни в склад ни в лад, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ни покрышки, ни днём ни ночью, ни душой ни телом, ни жарко ни холодно, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни кожи ни рожи, ни кола ни двора, ни конца ни края, ни к селу ни к городу, ни ложки ни плошки, ни мало ни много, ни много ни мало, ни мычит ни телится, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни отдыху ни сроку, ни пава ни ворона, ни пройти ни проехать, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни сват ни брат, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни складу ни ладу, ни слуху ни духу, ни сном ни духом, настать ни сесть, ни с того ни с сего, ни стыда ни совести, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни этот, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни убавить ни прибавить, ни уму ни сердцу, ни уха ни рыла, ни холодно ни жарко, ни шатко ни валко

; более развернутые сочетания такой же структуры: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни в сказке сказать ни пером описать.

 

videotutor-rusyaz.ru

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц.

·                   Сегодня мы поговорим о правописании частиц.

·                   Различим дефисное и раздельное написание.

·                   Выполним морфологический разбор частиц.

Как мы уже знаем, частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слов.

Чаще всего частицы пишутся раздельно.

Эти ботинки мне как раз впору.

Вот бы похвастаться ими!

Но некоторые частицы пишутся через дефис.

Скажи-ка, где ты их купил?

Через дефис пишутся частицы -то и -ка, которые употребляются обычно в разговорной речи.

А Вовочка-то на уроках не слушает!

А вызовем-ка его родителей в школу!

Через дефис пишется и частица всё-таки.

А учиться всё-таки придётся…

Будьте внимательны! Таки – коварная частица. Через дефис она пишется в составе частицы «всё-таки», а также с наречиями, глаголами и частицами. А в остальных случаях таки пишется раздельно.

Мы всё-таки успели к поезду. Частицу всё-таки напишем через дефис.

Мы успели-таки к поезду. С глаголом частицу таки тоже напишем через дефис.

Мы таки успели к поезду. Никакого дефиса не нужно, потому что частица таки стоит после местоимения.

Такие случаи нужно различать.

Посмотрим на такой занимательный диалог.

 Верно! Бы, ли, же!

Раздельно пишутся частицы бы, ли и же.

Хорошо бы погулять!

А не нужно ли тебе делать уроки?

Я же сделал их час назад.

Но ведь в этих случаях мы и так, скорее всего, написали бы частицы раздельно.

В данном правиле главное – не спутать частицы с союзами.

Я так хочу, чтобы лето не кончалось. Чтобы – это союз. Во-первых, соединяет две части сложного предложения, во-вторых, его нельзя удалить. Мы помним, что союз чтобы пишется слитно.

Что бы ты хотел в подарок? Бы здесь – частица, которую можно удалить. Значит, она пишется раздельно.

Мы тоже поедем на экскурсию. Тоже – это союз, который можно заменить на также. Значит, мы пишем всё слитно.

Попугай повторял одно и то же. Тоже нельзя заменить на также. Значит, же здесь – частица, которую пишем раздельно с местоимением то.

Раздельно также пишутся частицы как будто, как раз, всё равно.

Теперь перейдём к морфологическому разбору частицы. Морфологический разбор частицы выполняется по привычной для нас схеме.

·               Сначала мы указываем часть речи.

·               Потом общее значение.

·               И, наконец, разряд.

Присмотримся к этой схеме пристальнее.

Мы помним, что частицы бывают смысловые и формообразующие. Первые выражают оттенки смысла. А вторые служат для образования форм слова.

Молилась ли ты на ночь, Дездемона? Выполним морфологический разбор частицы ли.

Образец письменного разбора

Образец устного разбора

Ли – частица.

Во-первых, вносит дополнительное значение вопроса: ли.

Во-вторых, смысловая.

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам. Выполним разбор частицы пусть.

Образец письменного разбора

Образец устного разбора

Пусть – частица.

Во-первых, служит для образования формы повелительного наклонения глагола: пусть бегут.

Во-вторых, формообразующая.

Проверим себя. Как мы напишем частицы?

Я бы мог учиться лучше. Частица бы пишется раздельно.

Ну-ка ответь: ты же знаешь правило? Частица -ка пишется через дефис, а частица же – раздельно.

А я-то думала, что ты мне друг! Частица -то пишется через дефис.

Стоило ли тебе тоже ехать в лес?  Частица ли пишется через дефис. Тоже в данном случае – союз, поскольку можем заменить его на также. Пишем слитно.

Этому человеку как будто всё равно. Как будто и всё равно напишем раздельно.

Именно это я и имею в виду! Выполним морфологический разбор частицы именно.

Образец письменного разбора

Образец устного разбора

Именно – частица.

Во-первых, вносит дополнительное значения уточнения: именно.

Во-вторых, смысловая.

videouroki.net

Раздельное и дефисное написание частиц / Русский язык / LangTown

Раздельное и дефисное написание частиц


Раздельное написание частиц

1. Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль), например:

— Ты написал бы письмо Наталье. Она ведь ждет.
Хотя бы продержаться до утра, а там легче будет.
Если б я тебе нравилась, ты не засматривался бы на Аленку с соседней улицы.
— Вот же тебе одеяло. Бери!
— Поздно, однако ж, Вы ходите, Иван Михайлович!
— Ни это ли Вы потеряли, милая незнакомка?
Всегда ль было такое холодное лето. Скорее нет, чем да.

2. Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие. Например:

— А я ведь тебе говорила, чтобы ты не забывал надевать шапку. Зима нынче суровая.
Вот и наступила настоящая весна, птички со всех сторон запели мелодичными переливчатыми голосами.
Александр повторил снова: «Антон Петрович пытался вам уже два раза объяснить, что мы, мол, люди не его круга. Нам социально вырасти нужно.»
Дефисное написание частиц

1. Через дефис пишутся частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко, например:
Кто-то очень хочет быть хирургом, но такая возможность предоставляется именно тебе.
Он едва слышно постучал в комнату к Мари и тут же отбежал за угол.
У него кто-либо вызывает отвращение.
— Что-нибудь носить я не буду. Я собираюсь стать настоящей известной актрисой и пропадать в провинции я не намерена.
Одет на нем был кое-какой костюмчик из тесненной ткани. Выглядело это слегка жеманно.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром. Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!
Он-де не хотел только, чтобы это выглядело так, будто он сбежал.
— Да-с. Это была полностью моя инфициатива привести дочь в консерваторию.

2. Частица -то стоит после местоимений и наречий не только для того, чтобы выразить неопределенность, но и для придания им оттенка эмоциональности, например:

– Я давно заметил, что он как-то особенно о тебе печется!
Высоко летает, да где-то сядет?

Слово как-то пишется через дефис перед перечислением однородных членов предложения, например:
В моем шкафу много разнообразных вещей, как-то: свитера, брюки, деловые костюмы, вечерние платья.

Примечания:

1. Если частица -то находится в середине сложного слова, части которого соединяются дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается, например:

Подобру-то поздорову, а уходить все-таки неохота.
Шуры-то муры ваши с сестрицей моей я вижу.

2. Частица как будто пишется без дефиса в два слова, например:
Он как будто уснул, забыв за собой закрыть дверь.

Союз как будто пишется также.

3. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например:

Все же таки, мы бы де так не поступили.
Сравните:
Кому же нибудь я должен был открыть этот секрет!
– Не отведаете ли-с чаю?

Как же-с (частица присоединяется дефисом также к предшествующей частице).

4. Частица -таки пишется через дефис после:

1) частиц, например:

– И все-таки я его люблю!
Сегодня погода действительно-таки чудная!
– Неужели-таки он меня не узнал?

2) наречий, например:
– Верно-таки Вы подметили, Зинаида Алексеевна! Это Яков ночью к Лильке ходил.
Он был довольно-таки упертым мужиком.
Опять-таки я повторил ту же ошибку, что и два года назад.
Она вышла из сарая прямо-таки, как богиня: красивые длинные черные волосы и платье в пол.
Так-таки и будет!

3) глаголов, например:
Мой отец настоял-таки, чтобы я пошел в летное училище.
Он взял котомку и ушел-таки.

В остальных случаях таки пишется отдельно, например:
Старик таки добился своего – избавился от всех соседей в округе.
Она таки бросила семью, оставив при этом бедных полугодовалых детей.
Барановы все жаловались на жизнь, а сами большую таки дачу себе построили.

5. Частица кое-(кой-), разделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно, например:

Кое у кого сегодня день рождения.
Кое в чем я тоже разбираюсь. Так что не надо думать, что я такая глупая.
Посидим вдвоем и выпьем чай кой с каким вареньем.

langtown.ru

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Раздельное и дефисное написание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц

(повторительно – обобщающий урок по технологии КСО)

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Частицы»

Задачи:

 - Учить видеть частицы в тексте

- Применять и объяснять правило при написании той или иной частицы

- Учить логически и кратко излагать материал параграфа

Ход урока

  1. Слово учителя о предстоящей работе, задачах и цели урока
  2. Раздача карточек, листов учета.
  3. Ввод заданий карточек – самоввод по алгоритму
  4. Работа по карточкам – выполнение и объяснение материала – выставление оценок в лист учета
  5. Подведение итогов работы учащихся (сбор  тетрадей для проверки учителем)

Приложение 1

Алгоритм

работы учащихся при отработке умений

по методике «Взаимообмен заданиями»

  1. Получите карточку и цветовой сигнал
  2. Разойдитесь на ввод своей карточки на группы, где  постарайтесь усвоить содержание своей карточки
  3. После ввода разойдитесь в свои малые группы и приступайте к работе со своим партнером
  4. Сядьте рядом. Добровольно решите, кто первым начнет объяснять
  5. Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради
  6. Выслушайте объяснения товарища первой части его карточки. Проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь
  7. После объяснения друг другу первой части карточки и ответов на вопросы, обменяйтесь карточками  и каждый  выполняет задание второй части новой для себя карточки
  8. Сверьте вторые задания и обсудите свои ответы. Оцените работу друг друга. Выставьте оценки в листок учета
  9. Поблагодарите друг друга за совместную работу
  10.  При наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера
  11. Найдите нового партнера ( с другим цветовым сигналом) и работайте так, как описано в алгоритме, начиная с п. 4

Рекомендации: работая в парах,  учитесь говорить, слушать, задавать вопросы, четко писать в тетради партнера, аргументированно спорить, пользоваться учебной и справочной литературой

Приложение  2

Лист учета работы в группе

Стол № 1

Учитель

Ученик

 

Яковлева М.

Михайлова О.

Тимофеева С.

Коршунова С.

Яковлева М.

Карточка №1

5

5

5

Михайлова О.

5

Карточка №2

5

5

Тимофеева С.

5

5

Карточка №3

5

Коршунова С.

5

5

5

Карточка №4

Тема: Раздельное и дефисное написание частиц

Карточка 1

  1. Задание для взаимообмена

Прочитайте в учебнике и напомните партнеру правило о раздельном и дефисном написании частиц § 152

  1. Запишите в тетради партнера опорный конспект «Раздельное и дефисное написание частиц»,  пользуясь § 152 и схемой

                                     

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Бы, ли(ль), же(ж),с  глаголами; со словами, которые могут быть без этих частиц

-то, -ка, частицы со словами; -то, -либо, - нибудь, кое- части слова (суффикс или приставка)

  1. Запиши в тетради партнера примеры предложений и объясни написание частиц в этих предложениях

А) Хоть (бы) взял ты с нее корыто, наше (то) совсем раскололось.

Б) Ещё б) ты боле навострился, когда (бы) у него немного научился.

  1. Задание для самоконтроля

1). Давай (ка), брат, давай поедем:

Не только свету, что в окне!

2) Что белеется на горе зеленой?

Снег (ли) то, али лебеди белы?

Был (бы) снег – он уже (бы) растаял,

Были (бы) лебеди – они (б) улетели

Тема: Раздельное написание частицы НЕ

Карточка 2

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте в учебнике  правило о раздельном написании частицы НЕ  § 153
  2. Напомните партнеру это правило
  3. Запиши в тетради товарища предложения  и объясни, чем является  НЕ  в каждом примере

А) (Не) котел варит, а стряпуха.

Б) (Не) доброе слово больше огня жжет.

В) (Не) видимкою луна освещает снег летучий.

  1. Задание для самоконтроля

1). В деревне скучно, грязно, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег.

2). (Не)знакомец добавил:  «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он  (не)тронет тебя»

Тема: Различение на письме частицы НИ,

союза НИ – НИ и приставки НИ-

Карточка 3

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте материал учебника о частице НИ, союзе НИ – НИ и приставке  НИ-    § 152, с.157
  2. Познакомь товарища с этими правилами.
  3. Запиши в тетрадь партнеру предложения, объясни, чем является НИ (графически)

А).  Кругом (не,ни) души. (Не,ни) звука , (не,ни) дымка.

Б).  Экипаж не был похож (не,ни) на тарантас, (не,ни) коляску.

В). Друг мой увлекался математикой, (не,ни) что иное его не интересовало

  1. Задание для самоконтроля

1). Куда (не,ни) посмотришь, (не,ни) видишь (не,ни) кустика.

2). Взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором (не,ни) облачка, (не,ни) пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим.

Тема: Различение частиц НЕ и НИ на письме

Карточка 4

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте материал учебника о различении частиц Не и  НИ   § 152, 153
  2. Познакомься с порядком рассуждения при написании Не и НИ.

Чтобы РАЗЛИЧАТЬ на письме частицы НЕ и НИ, надо:

  1. Определить, сколько частиц Не и НИ в предложении.

Если одна, то

  1. Определить, к какой части речи относится эта частица.

Если она относится к существительному в Род.падеже – пиши НИ;  если к другой части речи – пиши НЕ

Если частица при глаголе, то

3).  Дополнительно надо определить, восклицательное ли предложение. Если восклицательное  или сложное с отрицательным смыслом – пиши НЕ, если сложное с придаточным, имеющим утвердительный смысл, - пиши НИ

4). Определить положительный ли смысл имеет предложение.

Если положительный – пиши две частицы НЕ, если отрицательный – пиши НИ и НЕ (Ни усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ)

  1. Запиши в тетрадь товарища предложения, раскрывая скобки

Где бы люди меня  (НЕ, НИ) спросили,

Я отвечу им так, (НЕ, НИ) солгу:

Мне (НЕ, НИ) жить без России,

Я дышать без нее (НЕ, НИ) могу

  1. Задание для самоконтроля

Матушка русская земля!

Кто (НЕ, Ни) топтал тебя, (НЕ, Ни) бил копытами! Какая жадная орда (НЕ, НИ) бесновалась  по тебе! Какой заморский владыка (НЕ, НИ) жаждал сделать тебя рабыней!

Всё выдержала ты…

Лист учителя

Тема: Частицы (повторительно – обобщающий урок)

Тема карточек

Отрабатываемые умения

Задания для взаимообмена

Задания для самоконтроля

Раздельное и дефисное написание частиц

1.Находить частицы в тексте

2. Применять правило о раздельном и дефисном написании частиц

3. Уметь объяснять орфограмму

1.Прочитайте в учебнике и напомните партнеру правило о раздельном и дефисном написании частиц § 152

2.Запишите в тетради партнера опорный конспект «Раздельное и дефисное написание частиц»,  пользуясь § 152 и схемой                             

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Бы, ли(ль), же(ж),с  глаголами; со словами, которые могут быть без этих частиц

-то, -ка, частицы со словами; -то, -либо, - нибудь, кое- части слова (суффикс или приставка)

3.Запиши в тетради партнера примеры предложений и объясни написание частиц в этих предложениях

А) Хоть (бы) взял ты с нее корыто, наше (то) совсем раскололось.

Б) Ещё б) ты боле навострился, когда (бы) у него немного научился.

1). Давай (ка), брат, давай поедем:

Не только свету, что в окне!

2) Что белеется на горе зеленой?

Снег (ли) то, али лебеди белы?

Был (бы) снег – он уже (бы) растаял,

Были (бы) лебеди – они (б) улетели

Раздельное написание частицы НЕ

1.Объяснять написание НЕ  с разными частями речи

2. «Видеть» частицы в тексте

3. Отличать частицы от других морфем

Прочитайте в учебнике  правило о раздельном написании частицы НЕ  § 153

*Напомните партнеру это правило

*Запиши в тетради товарища предложения  и объясни, чем является  НЕ  в каждом примере

А) (Не) котел варит, а стряпуха.

Б) (Не) доброе слово больше огня жжет.

В) (Не) видимкою луна освещает снег летучий.

1). В деревне скучно, грязно, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег.

2). (Не)знакомец добавил:  «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он  (не)тронет тебя»

Различение на письме частицы НИ,

союза НИ – НИ и приставки НИ-

1.Применять правило о различении частицы НИ, союза НИ – НИ и приставки  НИ-  

2. Объяснять правило написания НИ в различных ситуациях

Прочитайте материал учебника о частице НИ, союзе НИ – НИ и приставке  НИ-    § 152, с.157

Познакомь товарища с этими правилами.

Запиши в тетрадь партнеру предложения, объясни, чем является НИ (графически)

А).  Кругом (не,ни) души. (Не,ни) звука , (не,ни) дымка.

Б).  Экипаж не был похож (не,ни) на тарантас, (не,ни) коляску.

В). Друг мой увлекался математикой, (не,ни) что иное его не интересовало

1). Куда (не,ни) посмотришь, (не,ни) видишь (не,ни) кустика.

2). Взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором (не,ни) облачка, (не,ни) пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим.

Различение частиц НЕ  и НИ на письме

1.«Видеть» частицы

2. Применять алгоритм, дающий понятие о различении НЕ и НИ

3.Уметь объяснять написание этих частиц

Прочитайте материал учебника о различении частиц НЕ и  НИ   § 152, 153

Познакомься с порядком рассуждения при написании НЕ и НИ:

Чтобы РАЗЛИЧАТЬ на письме частицы НЕ и НИ, надо:

-Определить, сколько частиц Не и НИ в предложении.

-Если одна, то:

*Определить, к какой части речи относится эта частица.

*Если она относится к существительному в Род.падеже – пиши НИ;  если к другой части речи – пиши НЕ

*Если частица при глаголе, то *Дополнительно надо определить, восклицательное ли предложение. Если восклицательное  или сложное с отрицательным смыслом – пиши НЕ, если сложное с придаточным, имеющим утвердительный смысл, - пиши НИ

* Определить положительный ли смысл имеет предложение.

Если положительный – пиши две частицы НЕ, если отрицательный – пиши НИ и НЕ (Ни усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ)

Запиши в тетрадь товарища предложения, раскрывая скобки

Где бы люди меня  (НЕ, НИ) спросили,

Я отвечу им так, (НЕ, НИ) солгу:

Мне (НЕ, НИ) жить без России,

Я дышать без нее (НЕ, НИ) могу

Матушка русская земля!

Кто (НЕ, Ни) топтал тебя, (НЕ, Ни) бил копытами! Какая жадная орда (НЕ, НИ) бесновалась  по тебе! Какой заморский владыка (НЕ, НИ) жаждал сделать тебя рабыней!

Всё выдержала ты…

nsportal.ru

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Раздельное и дефисное написание частиц"

Учебно-методический комплект: учебник "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008, М.

Цели урока:

познакомить с написанием частиц, закрепить у учащихся понимание необходимости усвоения данной темы.
  • Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление
  • Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, учить видеть прекрасное в обычных предметах, выражать свои чувства
  • Задачи

    • развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
    • развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

    Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для каждого ученика

    Ход урока

    1.Организационный момент (настрой на работу).

    Здравствуйте, ребята! Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна: вы слышите, как оживленно щебечут птицы, вы чувствуете, как нежно пахнет зелень, вы видите, как бушует за окном весна?! Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дорожке, и вдруг... дорогу перегородил большой камень: не пройдешь и не проедешь!

    Знаете, как он называется? – Камень преткновения.

    А почему он так называется кто-нибудь знает?

    Приложение. Слайд 2.

    Камень преткновения (лат. petra scandali) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.

    На уроке по пути к нашей цели – новым знаниям – мы встретим много таких камней, но я уверена, что вы все сможете их преодолеть!

    2. Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).

    Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, тем самым решив орфографическую задачу, связанную с темой урока. (Тема урока пока не сообщается). На выполнение задания дается 3 минуты.

    (1 ученик выполняет данное задание на доске.)

    Карточка № 1.

    Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:

    (из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.

    Раздельно Части речи Через дефис
      Имя существительное
      Имя прилагательное  
      Наречие
      Местоимение
      Предлог
      Частицы  

    3. Взаимопроверка, диагностика.

    Ребята, поменяйтесь листочками, на проверку дается 3 минуты. В ходе взаимопроверки каждый ученик видит ключ на слайде 3 и с его помощью исправляет допущенные ошибки.

    Оцените уровень знаний по следующей шкале: 0 ошибок – “5”, 2 ошибки – “4”, 3– 5 ошибок – “3”, более 5 ошибок.Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.

    Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)

    На основе примеров из задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ отвечающий прибавляет к своей первоначальной оценке 0,5 балла

    Что получилось? Поднимите руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)

    Проверьте!

    Слайд 3.

    Раздельно Части речи Через дефис
     не друг, а враг Имя существительное чудо-машина
     вовсе не веселый Имя прилагательное  юго-западный
     отнюдь не весело Наречие  мало-помалу
    не у кого Местоимение кто-либо
     В течение часа Предлог из-за
      Частицы  

    4. Уточнение образовательного объекта.

    Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?

    Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

    (Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)

    Слайд 4.

    Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.

    А зачем нам нужно знать, где в тексте раздельное написание слов, где дефисное?

    Не все ли равно, как писать? Как вы думаете? Ребята отвечают.

    5. Работа с культурно-историческим материалом (подготовка к осознанному восприятию новых знаний).

    А вы знаете, что однажды из-за неправильно разделенного на слова текста “родился” человек! И его звали…подпоручик Киже.

    В свое время эта таинственная личность была прославлена в знаменитом историческом анекдоте эпохи правления Павла I. В чем загадочность подпоручика Киже? Она в том, что... его никогда не существовало в действительности.

    На этот сюжет, достаточно известный во второй половине XIX века, Ю. Н. Тынянов в 1928 году написал повесть “Подпоручик Киже”, где описано “рождение” псевдогероя. Это мнимый герой, которого долгое время принимали за реально существовавшего человека из-за недоразумения, возникшего при переписке текста.

    Работа с карточками № 2, № 3

    Карточка № 2 Словарная работа.

    АДЪЮТАНТ– (нем. Adjutant, слово происходит из латинского языка, где означало помощник) — ранее воинское звание, а в дальнейшем должность обер-офицера, который состоял при военачальнике или при штабе той или иной воинской части для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.

    АНЕКДОТ – в переводе с греческого обозначает "неизданное" и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее под Анекдотом стали понимать неизвестные факты из какого-либо интересного периода истории или "сокровенные" подробности из жизни примечательного лица.

    ПОДПОРУЧИК – офицерский чин в русской армии (c 1703 г.). В кавалерии ему соответствовал чин корнета, в казачьих войсках – хорунжего. В Войске Польском и некоторых других армиях первичное воинское звание младшего офицера.

    Карточка № 3 Прочитайте текст и завершите последнее предложение.

    Нужно было кончить перепиской приказа по полку ровно к шести часам, для того чтобы дежурный адъютант отвез его во дворец и там адъютант его величества, присоединив приказ к другим таким же, представил императору в девять. Опоздание было преступлением.

    Полковой писарь встал раньше времени, но испортил приказ и теперь делал другой список. В первом списке сделал он две ошибки: поручика Синюхаева написал умершим, так как Синюхаев шел сразу же после умершего майора Соколова, и допустил нелепое написание – вместо “Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются” написал: “Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются”. Когда он написал слово “подпоручики”, вошел офицер, и он вытянулся перед ним, остановясь на к, а потом, сев снова за приказ, напутал и написал: “подпоручик Киже”.

    Вот так, в результате ошибочного разделения текста на слова (подпоручики же — подпоручик Киже) при переписке текста, и возник человек, которого никогда не было. Подписав этот приказ с ошибкой, Павел I дал герою жизнь, “описка стала подпоручиком, без лица, но с фамилией”.

    Так началась биография преуспевающего подпоручика Киже, наполненная бурными событиями: он был строго наказан и сослан в Сибирь, а затем великодушно помилован государем; за короткий срок благополучно сделал военную карьеру, став капитаном, полковником и, наконец, генералом. Павел I даже выразил желание встретиться с этим легендарным человеком и очень огорчился, когда узнал о его “смерти”: “У меня умирают лучшие люди!”

    Блистательно прожил свою сомнительную жизнь подпоручик Киже, дослужившийся до генерала! И “жизнь” эта — свидетельство того, что безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может ….__________

    Ваши варианты завершения предложения.

    Читаем на Слайде 5.

    Безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может иметь самые неожиданные последствия. История знает множество подобных подпоручиков Киже. Очень часто причина их незаконного появления связана с неправильным чтением (а значит, и неверным пониманием) не разделенного на слова текста.

    Слайд 6.

    А теперь давайте вернемся во времени на 9–10 веков назад:

    Новгородская грамота на бересте,
    написанная в XII в., открыта во время
    археологических раскопок в г. Новгороде в 1951 г
    Письмо “От Гостяты к Василию”.
    Лист из Изборника Святослава 1073 г.,
    созданного в Киеве. Эта книга являетя
    своеобразной энциклопедией  знаний
    того времени в разных областях жизни.

      В чем сходство этих текстов? – Слитное написание слов, отсутствие членения текста

    Слайд 7. (Попробуйте прочитать!)

    А вы знаете, что

    слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения
    печатногостанкаиучреждениявовторойполовине
    16векапервойкрупнойтипографиивМоскве

    Сложно ли было читать? Почему?

    Сравнивая старое и современное письмо, мы видим преимущество последнего.

    Современное письмо – письмо смысловое, четко указывает на начало и конец слова.

    Раздельное написание слов позволяет
    – точно передать смысловую сторону речи,
    – избежать непонимания и двусмысленности,
    – помогает быстро и осмысленно читать текст

    6. Демонстрация образовательного продукта.

    Слайд 8.

    Частицы

    Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)

    Через дефис пишутся: -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка -де, –с.

    Запомните:

    Бывает, бессильна и логика.
    Пугаться ж, постой, не спеши.
    То, либо, нибудь, кое, таки, ка
    Ты только с дефисом пиши!

    7. Закрепление.

    Слайд 9.

    Впишите слова с частицами в карточку № 1.

    Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).

    После выполнения задания карточки № 1 сдаются, проводится анализ работы на следующем уроке.

    (Дополнительный материал А вы знаете, что…)

    Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала”. А кто не знает знаменитого “Уж небо осенью дышало...”?)

    8. Рефлексия.

    Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. А сейчас ответьте на вопросы. Что вы нового вы узнали на уроке? Какие камни преткновения преодолели? Что больше всего запомнилось?

    9. Постановка домашнего задания.

    В зависимости от подготовленности класса (от времени, оставшегося до окончания урока) Притча зачитывается или не зачитывается на уроке, но обязательно каждый учащийся получает Карточку № 4 .

    Слайд 10.

    По карточке каждый учащийся выполняет разноуровневое домашнее задание.

    Карточка № 4.

    Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком.
    Анаис Нин.

    Притча.

    Давным-давно в одном городе жили друзья.

    В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний же, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

    Они продолжа

    urok.1sept.ru

    Какие частицы пишутся через дефис в русском языке

    В данной статье будет рассмотрен материал, посвященный тому, какие частицы пишутся через дефис в русском языке. Также будет детально разобран материал раздельного написания данной части речи. В дополнение будет приведено множество примеров, которые позволят более детально рассмотреть данную тему.

    Русский язык многообразен и гибок. Его изучать интересно, владеть этими знаниями приятно. Забудем о сложностях изучения, давайте будем двигаться вверх, ступенька за ступенькой… Итак, начнем рассмотрение непростой и очень интересной темы.

    Понятие частицы и определение дефиса

    В нашей разговорной речи для передачи эмоций и более сильных смысловых значений используются частицы. Их в русском языке множество, поэтому так важно знать правила написания данного элемента языка. Во-первых, что же скрывается за этим определением в письменности?

    Это служебная часть слова, благодаря которой можно внести дополнительную эмоциональную и смысловую информацию в речь, текст, предложение. Какие частицы пишутся через дефис, а какие – раздельно? Прежде всего разберемся с тем, что же такое дефис.

    Дефисом называют орфографический знак в виде короткой черточки. На письме длина этой черточки условно короче знака "тире". Также он употребляется на письме как знак переноса или как соединительная черта между частями сложного слова или слов. Если есть необходимость перенести слово с одной строчки на другую, то его необходимо ставить на первую строчку в конце первой части слова.

    Дефисное написание частиц

    Через дефис в русском языке пишутся следующие частицы (или есть еще одно название – аффиксы): -де, кое-, -ка, кой-, -либо, -тка, -нибудь, -тко, -с.

    Увижу-де, в обязательном порядке передам ему приветствие от вас.

    Загляни-ка, будь добр, под стол.

    Кое-где на бумаге написано, кое-как будет прочитано.

    Что-либо сказанное мною было истолковано превратно.

    Можно увидеть, даже скорее услышать эмоционально усиленный смысл сказанного, также можно увидеть какие частицы пишутся через дефис. Примеры этого были приведены выше по тексту.

    Частица "таки" пишется через дефис только, если в предложении она стоит после глагола или наречия: все-таки, опять-таки, пришел-таки. То есть через дефис со словами пишется частица "таки" в сочетании с одной из ранее указанных частей речи. Но во всех других случаях пишется раздельно. Приведем два примера сравнительного характера:

    • Он пришел-таки.
    • Он таки пришел.

    В первом случае рассматриваемая часть речи стоит после глагола, поэтому на письме ставим дефис, а во втором случае «таки» стоит перед глаголом, поэтому короткая черта не ставится.

    «Разговорные частицы»

    В разговорной речи можно встретить частицы, которые реже, чем другие используются в письменности. Например, "де", которую употребляют, если хотят передать речь другого или чужого человека. Она пишется в обязательном порядке через дефис. Или же она может быть употреблена в значении глагола "говорить" ("говорят"). Также используется в значении: дескать, мол. Рассмотрим пример частиц через дефис.

    А скажи-де, сударь мой, где такие ботиночки нашел?

    В приведенном примере видно, как с помощью данной части речи передается разговор отсутствующего человека и, конечно, на письме она отделена дефисом.

    Частица «ка»

    Продолжим разбирать тему: «Какие частицы пишутся через дефис?». Теперь обратим свое внимание в сторону такого элемента данной части речи, который встречается достаточно часто и состоит из двух букв: «ка». Частица "ка" через дефис пишется с неопределенными местоимениями и наречиями.

    Приведем такие примеры:

    • Расскажи-ка ты мне, милок, историю эту еще раз.
    • Покажи-ка руки.

    Если вы встретили эту часть речи в таком исполнении, то можете смело ставить короткую черту, так как она через нее пишется всегда и без каких-либо возможных исключений.

    Частица «то»

    В большинстве случаев частица "то" пишется через дефис. Конечно же, существуют возможные исключения, когда данный элемент рассматриваемой части пишется без дефиса. Рассмотрим подробнее все случаи.

    Частица "то" используется не только для придания эмоциональности сказанному, но и для выражения неопределенности говорящего. Она с использованием короткой черты присоединяется к наречиям и местоимениям. Например: «Посмотрим, как-то он обо мне переживать будет». Вот в таких случаях частица "то" через дефис должна писаться.

    Примеры предложений

    Обратим внимание на частный случай, если "то" находится в составе сложного слова, то дефис ставится только перед ним, а после нее – нет.

    Шуры-то муры были у Александра с моей старшей сестрицей.

    Точь-то в точь, да сказать тебе уже нечего.

    Обратим внимание еще на один случай, когда "то" пишется раздельно. Если в предложении идет перечисление однородных членов данного предложения, в этом случаи частица "то" пишется без дефиса. Здесь смысловое значение данной служебной части слово должно быть приравнено по смыслу к слову «а именно». Приведем такой простой пример.

    В нашем любимом магазине мы можем найти разнообразные продукты питания, как то: молоко, хлеб, фрукты, овощи, рыбу, соления.

    Раздельное написание частиц

    В большом разнообразии данной части есть элементы, которые при написании не применяют разделительного орфографического знака. Итак, это: бы (б), же (ж), ли (ль). Через дефис частица "ли" не пишется. Приведем следующие примеры.

    • Почитал бы, да лень мне.
    • Если б было так сделано, то был бы полный порядок.
    • Здесь же написано черным по белому.
    • Какой же ты упрямый человек.
    • Однако же дело пора начинать.
    • Навряд ли я тебе позвоню.
    • Едва ли ты успеешь это сделать.

    Только что нами было отмечено, что "же" ("ж") пишется раздельно, следует запомнить исключение из правил: "то-то-ж" пишется через двойной дефис.

    Из приведенных выше примеров видно, что ни в одном предложении дефис не ставится.

    Но правило не распространяется на те случаи, когда в состав слова частица входит. Это "чтобы", "также", "тоже", "неужели", "или". Для того чтобы понять, как писать частицу - слитно или раздельно, необходимо прочитать текст и мысленно откинуть частицу. Если смысл предложения не поменяется, то пишем ее раздельно и без дефиса, а если смысловое значение изменилось и текст стал нечитаемым, то частицы пишем слитно без дефиса. Рассмотрим в качестве примера следующие предложения.

    • Мне казалось, чтобы было хорошо и смешно написано, я должен был немало трудиться.

    В приведенном примере, применяя правило проверки, можно понять, что частица пишется слитно.

    Также следующие части слова пишутся раздельно: мол, ведь, вон, даже, вот.

    Примеры.

    • Так ведь он даже не умеет писать и читать.
    • Вон там за углом можно увидеть этот переулок.
    • Вот так и становятся чемпионами.
    • Даже он знал эти правила.
    • Принес, мол, и говорит мне подписать контракт.

    Следующую группу частиц следует отнести к категории «запомнить»: точно так же, то же самое.

    Примеры: какие частицы пишутся через дефис, а какие - нет

    - Не спится, знаете ли, вы разрешите с вами немного побеседовать (М. Булгаков "Мастер и Маргарита").

    В данном контексте показано написание "ли" без дефиса.

    Увидев Елену, Толик сильно побледнел, переступил через возвышение и, глядя почему-то в сторону, задумался.

    Здесь приведен пример написания "то" через дефис.

    Поди-ка красавица ко мне, присядь-ка рядом со мной.

    В данном предложении мы видим написание частицы "ка" через дефис.

    Данное решение оказалось всё-таки наиболее правильным. Дальнейшее развитие событий это лишь только подтвердило.

    Написание частиц: пример

    Ведь были ж славные времена, когда мы добивались всего и для нас не было преград при достижении своих целей.

    Демонстрация раздельного (без дефиса) написания частицы "ж".

    По его мнению, она была ещё не готова и вряд ли выдержит такие нагрузки.

    В этом предложении частица "ли" пишется отдельно.

    Игорь не решился-таки пойти прямо на работу рано утром.

    Заключение

    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в данной статье были рассмотрены такие случаи: «Какие частицы пишутся через дефис?» Выделены исключения из правил. Также были описаны правила раздельного написания частиц, приведены разнообразные примеры написания данной части речи с дефисом и без него.

    Основа – это правила, которые необходимо выучить и на практике при необходимости использовать. Тем более, что повышенным уровнем сложности они не отличаются и каждому с ними по силам разобраться.

    fb.ru

    Раздельное и дефисное написание частиц

    Цели: определить случаи раздельного и дефисного написания частиц; развивать умение отличать частицы от других частей речи.

    Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, тренировочные упражнения.

    Ход урока

    I. Лингвистическая разминка

    - Запишите предложения, поясните значения частиц.

    Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А.С. Пушкин.)

    (Восклицательная частица что за выражает восхищение.)

    Как бы узнать, что там делается, за воротами? (Ю. Олеша.)

    (Формообразующая частица бы образует форму условного наклонения глагола.)

    Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни желтого.(Ю. Олеша.)

    (Смысловые частицы ни служат для усиления.)

    II. Проверка домашнего задания

    Упражнение 374: проверка по цепочке.

    В это время трое учеников на доске выполняют морфологический разбор слов.

    III. Изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. Слово учителя

    Правило легко запомнить: частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частицы -то и -ка присоединяются к словам дефисом. Главное - уметь отличать частицы от других частей речи.

    Суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях тоже пишется через дефис: какой-то, где-то, здесь трудностей не возникнет, вряд ли вы его спутаете с местоимением то. В частицы часто путают с частями указательных местоимений, наречий, союзов. С этим мы уже недавно сталкивались при изучении союзов.

    Сравним пары предложений, подчеркнем частицы:

    1) Что бы вы хотели узнать о частицах?

    Чтобы правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.

    2) Частица -то пишется со словами так же, как суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях, то есть через дефис.

    Частица бы пишется со словами раздельно, частицы ли и же также пишутся раздельно.

    Во вторых предложениях каждой пары слова только похожи на частицы: в первом чтобы - союз, во втором также - наречие.

    Упомянем еще одну частицу, которая тоже пишется через дефис и носит разговорный характер - частица -таки. Придумаем предложения с этой частицей.

    Например: И всё-таки она вертится! Я решил-таки сложную задачу. Опять-таки придется вернуться к обсуждению наших проблем.

    Потренируемся различать части речи в упражнениях.

    IV. Выполнение упражнений

    1. Упражнение 376: комментированное письмо.

    2. Упражнение 377: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

    3. Упражнение 378: самостоятельная работа с последующей проверкой.

    Комментарий. Суффикс -то - в предложениях 4, 5; частица -то - в предложениях 2, 6; местоимение то - в предложении 1, составной союз то - то - в предложении 3.

    4. Упражнение 380: устно; морфологический и синтаксический разбор - письменно.

    Домашнее задание

    1. § 65.

    2. Упражнения 379, 381: письменно.

    3. Упражнение 382: устно.

    compendium.su

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о