Устройство лифта и лифтовой шахты – Устройство лифтов (МП,шахта) — Статьи Лифты — Каталог статей

Устройство пассажирского лифта в жилых многоэтажных домах

Лифтовое оборудование — обязательный элемент оснащения любой современной многоэтажки. Оно применяется в жилых домах, в офисах, торговых центрах, общественных и других объектах. Устройство современного лифта обеспечивает возможность быстрого, комфортного и безопасного подъема и опускания пассажиров и грузов на нужный этаж здания. Собственникам зданий, представителям управляющих компаний, обслуживающему персоналу и просто пассажирам необходимо иметь, по крайней мере, общее представление о том, как устроен лифт в многоэтажке и как он работает.

Содержание:

Конструкция лифта

Сегодня применяются подъемные устройства различных видов. Несмотря на это, общее устройство лифта для всех разновидностей является одинаковым. Его конструкция состоит из следующих основных элементов и узлов:

  • кабина пассажирского или платформа грузового лифта;
  • противовес — система грузов, которые уравновешивают кабину;
  • стальной канат;
  • шкив;
  • механизм привода и система управления.

Кабина пассажирского лифта крепится на одном конце стального троса, а противовес — на другом конце. Трос перекинут через шкив, который вращается приводным механизмом. Количество канатов и шкивов может быть разным, в зависимости от грузоподъемности и других характеристик лифта. Таким образом, при подъеме кабины по шахте противовес опускается, и наоборот. Такой принцип работы пассажирского лифта позволяет существенно уменьшить необходимую мощность, а значит и расход электроэнергии на подъем и опускание лифта, поскольку значительная часть работы выполняется за счет силы тяжести противовесов. Кабина опускается и поднимается по направляющим. Поэтому она движется только в вертикальном направлении, исключаются ее смещения и раскачивание.

Привод лифта и аппаратура управления размещаются в машинном отделении. Привод состоит из двигателя и передаточного механизма, который обеспечивает вращение шкива. Управление лифтом осуществляется электронной системой, которая размещается в специальном шкафу. Шкаф управления подключен к расположенной в кабине кнопочной панели при помощи кабеля, который протянут по лифтовой шахте.

Разновидности лифтов

Лифты подразделяются в зависимости от назначения на следующие основные разновидности:

  • пассажирские лифты;
  • грузовые лифты;
  • грузопассажирские и специальные лифты.

От разновидности лифта зависят и особенности его технического устройства. Например, грузовой лифт, который имеет значительно более высокую грузоподъемность, обычно имеет не менее двух шкивов.

По типу привода лифты делятся на электрические и гидравлические. Наиболее распространенным типом являются электрические лифты, которые используются в большинстве многоэтажных домов. Вращение шкива в таких системах осуществляет электродвигатель. Многие современные лифты имеют конструкцию, которая может отличаться от классической схемы устройства лифта в жилом доме. Например, могут применяться системы с компактным электродвигателем, что позволяет обходиться без машинного отделения. Мотор может быть закреплен непосредственно на направляющих или монтироваться в проеме шахты на верхнем этаже в специальной раме.

Также сегодня часто применяется система устройства электрического лифта Twin. Она предусматривает движение двух независимых друг от друга кабин в одной шахте по одним направляющим. Каждая из кабин имеет собственный привод, шкив и противовес. Поэтому они движутся независимо и могут подаваться к расположенным друг над другом этажам. Такая система не используется при устройстве лифта в жилом доме. Но дает высокую эффективность в офисных, торговых комплексах и на других объектах, где имеется более одного основного посадочного этаже (например, подземная парковка, холл, приемные и т.д.) и необходимо обеспечить повышенную пропускную способность.

Устройство лифта гидравлического типа существенно отличается от электрического. Его кабина перемещается за счет поступательного движения штока гидроцилиндра. Такие лифты не имеют противовесов. Особенностью гидравлической системы является довольно большое потребление масла и ограничение по высоте — подъем возможен только до 20 метров. Однако при эксплуатации гидравлического лифта создаются значительно меньшие нагрузки на конструкцию здания. Такая конструкция позволяет устроить лифт без шахты, монтировать кабины полностью круглого сечения, устраивать выходы на смежных сторонах кабины. Кроме того, гидравлический привод позволяет экономить энергию, которая расходуется только при подъеме кабины.

Характеристики лифтового хозяйства

Устройство и работу лифта характеризует большое количество физических параметров. Основными из них являются следующие:

  • скорость перемещения кабины;
  • грузоподъемность;
  • максимальная высота подъема;
  • число остановок.

Характеристики каждого лифта должны соответствовать требованиям ГОСТ и Правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭЛ). Этим же правилами регламентируется обслуживание лифтов.

Особое значение необходимо уделять таким параметрам, как скорость и грузоподъемность. Различают следующие виды скорости:

  • номинальная;
  • рабочая;
  • предельная;
  • ревизионная;
  • остановочная.

Номинальная указывается в заводских характеристиках подъемного устройства. Это скорость, на которую рассчитан лифт при оптимальных условиях эксплуатации. Большинство современных моделей имеют номинальную скорость в пределах 0,18-4 метра в секунду. В высотных зданиях могут применяться модели с номинальной скоростью до 9,5 метров в секунду и выше. При этом в небоскребах часто применяется экспрессная схема работы лифта скоростного типа, который не останавливается на этажах до определенной высоты. При такой схеме нижние этажи обслуживаются обычными лифтами.

Рабочая — это фактическая скорость с которой осуществляется движение кабины в конкретных условиях эксплуатации. Ее значение может меняться в зависимости от разных факторов, таких как величина нагрузки, напряжение в электрической сети, сила трения в подвижных частях и т.д. В целом рабочая скорость зависит от устройства и обслуживания лифта, а также от условий его эксплуатации. В соответствии с ПУБЭЛ, ее величина не может отклоняться от величины номинальной скорости более чем на 15%.

Важными параметрами также являются предельная и остановочная скорости. Предельной называется скорость, при которой срабатывает оборудование безопасности лифта — ловители. Таким образом, система работы лифта не должна позволять разгоняться кабине выше этого значения. Остановочная — это скорость движения кабины перед подачей на нужный этаж. Она должна быть ниже рабочей и обеспечивать безопасную и комфортную для пассажиров остановку кабины. В лифтах старых моделей предусматривается две скорости движения — рабочая и остановочная. В современных моделях применяются частотные регуляторы, которые позволяют плавно уменьшать скорость перед остановкой и наращивать после старта. Это обеспечивает более комфортные условия для пассажиров и уменьшает нагрузку на электродвигатель

Грузоподъемностью называют максимальную массу груза, которую может транспортировать лифт в рабочем режиме. При ее расчете не учитывается масса кабины и ее оснащения. Пассажирские лифты чаще всего имеют грузоподъемность 400 кг. Однако сегодня широкое применение получают модели с повышенной грузоподъемностью. Так, современные жилые комплексы часто оснащаются лифтами, способными перевозить до 630 кг, а также грузопассажирскими моделями с грузоподъемностью до 1 тонны. Устройство грузового лифта дает возможность ему перевозить груз массой до 5 тонн.

Обеспечение безопасности лифтов

Оборудование подъемников должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. В особой степени это требование актуально при устройстве пассажирских лифтов. Во время разработки, производства и монтажа лифтового хозяйства учитывается целый ряд угроз, которые могут возникать при их эксплуатации.

Большое значение имеет пожарная безопасность, поскольку в лифте пассажиры находятся в условиях замкнутого пространства на ограниченной площади и не имеют возможности сразу покинуть его. Кабина вместе с ограждающими ее конструкциями должна быть изготовлена из негорючих материалов. Двери должны иметь огнестойкое исполнение. При монтаже современных лифтов предусматривается их оснащение специальным оборудованием, которое при отключении электроэнергии автоматически подает кабину на ближайший этаж и осуществляет аварийное открывание дверей. Это дает возможность пассажирам оперативно эвакуироваться. По нормативным требованиям такое оборудование должно обязательно применяться в схеме устройства лифтов, обслуживающих коммерческие и общественные объекты.

Также к числу основных угроз, которые могут возникать при эксплуатации лифтового хозяйства, относятся:

  • зажим пассажира дверьми лифта;
  • застревание кабины между этажами;
  • падение кабины;
  • падение пассажиров через открытые двери шахты.

Для защиты кабины от падения используются ловители, которые останавливают лифт при достижении предельной скорости. Также используются амортизаторы, которые позволяют смягчить ударное воздействие. При застревании лифта специальное устройство должно обеспечивает открытие дверей и блокировать движение кабины, чтобы пассажиры могли ее покинуть. Также освобождение пассажиров в таких ситуациях входит в обязанности персонала, обслуживающего лифтовое хозяйство. Перегруз лифта предотвращается его конструкцией, поскольку площадь кабины зависит от грузоподъемности и не позволяет вместить большее количество пассажиров, чем можно перевозить.

Принцип работы лифта в жилом доме предусматривает контроль открывания и закрывания дверей. На них устанавливаются инфракрасные датчики, которые контролируют нахождение пассажира в проеме и не позволяют дверям закрыться в этом случае. Также применяются специальные устройства, которые блокируют несанкционированное открытие дверей шахты, если на этаже не остановилась кабина.

Оснащение кабины

Ключевым элементом лифта является его кабина. От ее оснащения в значительной мере зависит безопасность и комфорт пассажиров. Также в кабине устанавливаются и командные устройства лифта.

Для оборудования лифтовых кабин чаще всего применяются раздвижные двери. Если лифт монтируется в узкой шахте, то его кабина может оснащаться телескопическими или раздвижными дверьми. В последнем случае открывание выполняется вручную. В некоторых случаях двери монтируются спереди и сзади, что позволяет входить и выходить в кабину с разных сторон.

Отделка кабины может выполняться различными материалами, в том числе стеклянными панелями, полированными листами нержавеющей с серебристым или золотистым покрытием и др. Напольное покрытие может выполняться из велюра, линолеума, искусственного камня, специальной резины. Также в кабине может предусматриваться монтаж поручней.

Обязательными элементами оснащения кабины являются светильники, устройства для вентиляции, средства аварийной связи с обслуживающим персоналом. Также, как правило, в кабине устанавливается панель управления, с помощью которой пассажир выбирает нужный этаж. Однако сегодня в коммерческих, офисных, общественных зданиях с большим количеством лифтов нередко применяются системы предварительного планирования лифтового трафика. Их смысл заключается в том, что пассажир выбирает нужный этаж еще в холле во время вызова лифта. В самой же кабине панель управления отсутствует. Такое решение ускоряет обслуживание пассажиров, позволяет обеспечить рациональное использование лифтового хозяйства, сократить его износ и сократить затраты на обслуживание. Применяются такие системы в зданиях высотой от 15 этажей при параллельной работе от 4 лифтов.

Понравилась статья? поделитесь с коллегами и друзьями

www.akruks.net

Устройство лифта - внутреннее и внешнее

Как устроен лифт?

Вне зависимости от конструктивных различий и особенностей, все лифты устроены по одному принципу.

Устройство лифта подразумевает наличие определенных компонентов вне зависимости от принципа работы лифта. Кабина (или платформа) пассажирского лифта закреплена на стальных тросах, перекинутых через шкив (колесо с канавкой или ободом по окружности) приводного механизма, который представляет собой систему, с помощью которой передается сила с одного места на другое. Приводной механизм вместе с аппаратурой управления лифтом находятся в машинном отделении, расположенном в верхней части шахты, куда и передаются сигналы из кабины лифта. Эти сигналы проходят по электрическому кабелю, протянутому внутри шахты и соединяющему кнопочную панель в кабине и шкаф управления в машинном отделении. На одном из концов стальных тросов находятся противовесы – грузы, уравновешивающие кабину или платформу лифта. Поэтому, когда кабина лифта приводится в движение электрическим двигателем (привод лифта может также быть гидравлическим, в котором не используется противовес, или пневматическим), противовесы опускаются вниз и поднимают кабину (или же наоборот: опускается кабина, а грузы поднимаются). При этом мощность, затрачиваемая на эту работу, существенно снижается за счет того, что основная нагрузка по подъему кабины выполняется именно за счет противовеса.

Трос, перекинутый через шкив, под влиянием силы трения, преобразует вращение колеса в поступательное движение троса: то есть, чем выше сила сцепления троса со шкивом, тем больше передаваемая на трос мощность и тем больший вес он может поднять или удержать. Для того, чтобы обеспечить надежную и безопасную работу грузового лифта, который поднимает неизмеримо больший груз, чем пассажирский лифт, силу трения тросов о шкив увеличивают за счет установки еще одного шкива, соединенного с первым, и обвивают ведущее колесо тросами дважды. Количество тросов (которое может быть разным) обусловлено требованиями безопасности и надежности конструкции в целом, хотя каждый из них рассчитан на тяжесть кабины и груза, перевозимого в ней. Подъемник, которым оснащен лифт, может быть с редуктором или без оного. Если в конструкции лифта используется именно редуктор, то вал электропривода, вращаясь, приводит в движение канатоведущий шкив с помощью так называемой червячной передачи, когда поступательное движение вала преобразуется во вращательное движение колеса. Как правило, такие механизмы применяются для подъема грузов на небольшую высоту с малой скоростью. Поэтому, строя загородный коттедж, где будет работать пассажирский лифт, уместно будет использовать именно такой вид подъемника. В механизмах без редуктора ведущий шкив находится непосредственно на валу двигателя, и в этом случае скорость лифта, приводимого в движение такой машиной, может быть максимальной – 750 м/мин.

Шахта и кабина имеют двери, которые открываются синхронно (исторически так сложилось, что если у подъемного устройства двойные двери, то оно называется лифтом, а если одностворчатые, то — подъемником), остаются открытыми в соответствии с настройками реле времени. Когда реле срабатывает, электродвигатель привода дверей захлопывает их.

Безопасность лифта обеспечивается тормозом, удерживающим противовес и кабину зафиксированными. Приямок лифта, находящийся внизу шахты, служит вместилищем буферов и натяжного устройства ограничителя скорости, который, в свою очередь канатами связан с ловителями. Блокировка кабины лифта в случае обрыва или ослабления тросов осуществляется с помощью ловителей, которые останавливают движение.

Они же выполняют функцию тормоза при превышении кабиной или противовесом заданной скорости.

www.optimalift.ru

Состав, устройство и работа лифта — Студопедия.Нет

ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ»      

ЛИФТ ПАССАЖИРСКИЙ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ 400 – 1000 кг.

СКОРОСТЬ ДО 1,6 м/с

 

 

Руководство по эксплуатации

ELM 0410.00.00.00.000 РЭ

 

 

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ………………………………………………………………………………………………. 4
  2. Назначение лифта…………………………………………………………..….…………………. 4
  3. Состав, устройство и работа лифта……………………………………………………..… 5
  4. Общий принцип работы лифта …………………………………………………………….. 6
  5. Устройство составных частей лифта …………………………………………………….. 8

5.1 Лебёдка …………………………………………………………………………………………………. 8

5.2 Направляющие кабины и противовеса ……………………………………………….. 9

5.3 Кабина …………………………………………………………………………………………………… 9

5.4 Ловители ………………………………………………………………………………………………. 9

5.5 Двери кабины. Привод дверей ……………………………………………………………. 10

5.6 Устройство контроля загрузки кабины ………………………………………………… 10

5.7 Башмаки кабины. Противовеса …………………………………………………………… 13

5.8 Установка перил на крыше кабины …………………………………………………….. 14

5.9 Двери шахты ………………………………………………………………………………………… 14

  1. Противовес …………………………………………………………………………………………… 15
  2. Оборудование приямка ………………………………………………………………………. 16

7.1 Натяжное устройство ……………………………………………………………………………. 17

8. Ограничитель скорости ………………………………………………………………………….. 18

   9. Шунты и датчики   …………………………………………………………………………………… 19

10 Канаты, компенсирующие цепи ……………………………………………………………  19

11 Установка струбцины на КВШ ……………………………………………………………….. 20

12 Станция управления лифтом …………………………………………………………………. 22

13 Требования и условия безопасной эксплуатации лифта ……………………… 23

13.1  Общие требования ………………………………………………………………………………… 23

    13.2 Указания мер безопасности …………………………………………………………………. 23

14 Подготовка лифта к работе …………………………………………………………………….. 24

15 Эвакуация пассажиров ……………………………………………………………………………. 25

16 Эксплуатация лифта …………………………………………………………………………………. 26

17 Подготовка к проведению технического обслуживания лифта …………….. 26

18 Техническое освидетельствование лифта ………………………………………………. 27

  1. Методы проверок и испытания ……………………………………………………………………….. 28
  2. Утилизация ……………………………………………………………………………………………………….. 30
  3. Перечень возможных неисправностей (Табл.1.) …………………………………………….. 31
  4. Регламентные работы по техническому обслуживанию оборудования ………. 33

 

1 Введение

Настоящее руководство по эксплуатации содержит основные сведения по                   устройству и работе пассажирских, грузопассажирских лифтов, а также основные положения по эксплуатации и техническому обслуживанию.

 

Руководство предназначено для обслуживающего персонала, обученного и аттестованного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53780-2010 «ЛИФТЫ.  Общие требования безопасности к устройству и установке». Обслуживающий персонал должен быть обеспечен необходимыми инструкциями, в том числе инструкциями по охране труда и технике безопасности, инструментом, защитными и техническими средствами для осуществления безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию лифта.

 

Специализированная лифтовая организация должна обеспечить техническое                     обслуживание лифта и устройств безопасности лифта в порядке, предусмотренном в на-

стоящем руководстве. При эксплуатации лифтов следует руководствоваться также следующими документами:

 

1. Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 011/2011. «Безопасность лифтов».                     

2. ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН81-1:1998, ЕН81-2:1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».

3. ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».

4. ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации».

5. ГОСТ Р 55969 -2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».

6. ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-71:2003) «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных».

7. ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) «Лифты пассажирские. Требования                вандалозащищенности».

8. Правила  устройства электроустановок (ПУЭ).

9. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

  1. «Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов». Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (от 17.08.1998 г.).
  2. техническим описанием электропривода и автоматики, которая дается отдельным приложением к настоящему руководству.

 

Примечание: При пользовании настоящего руководства, целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования, на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей инструкции следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

В процессе производства лифта, заводом-изготовителем могут быть внесены                    незначительные конструктивные изменения, в результате чего,  некоторые лифтовые узлы и механизмы  могут не соответствовать рисункам, представленным в настоящей инструкции.

 

 

Назначение лифта

Пассажирские (грузопассажирские) лифты грузоподъёмностью до 1000кг, скоростью движения до 1,6м/с (включительно), на которые распространяется настоящее руководство, предназначены для транспортирования пассажиров в кабине, движущейся по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. Допускается подъем грузов в сопровождении пассажира, масса которых вместе с сопровождающим лицом не превышает установленной грузоподъемности лифта. Назначение лифта указывается в соответствующей графе паспорта лифта.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:

- использование лифта не по назначению;

- использование лифта с превышением номинальной грузоподъемности, указанной в

кабине лифта;

- использование лифта во время пожара, за исключением использования лифта,      предназначенного для транспортировки пожарных и соответствующего ГОСТ Р 52382-2010;

- транспортирование грузов, которые могут повредить оборудование лифта или отделку

купе кабины;

- транспортирование взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов;

Лифты предназначены для установки в жилых, общественных, административных и производственных зданиях.

Лифты не предназначены для эксплуатации:

- в условиях, не исключающих попадание на оборудование лифта атмосферных осадков;

- в условиях конденсации влаги в шахте, выпадении инея или образования льда на оборудовании;

- во взрывоопасной и пожароопасной средах;

- в помещениях с агрессивными парами или газами вызывающими коррозию;

- при наличии избыточного подпора воздуха в шахте.

Значения климатических факторов окружающей среды для машинного помещения и шахты лифта составляют:

1) рабочая температура воздуха:

- в машинном помещении от +5°С до +40°С,

- в шахте от +1°С до +40°С

2) рабочая относительная влажность воздуха не более 80% при температуре +25°С

и при более низких температурах без конденсации влаги.

Лифты рассчитаны на установку их на высоте не более 2000 м над уровнем моря в

районах с сейсмичностью до 7 баллов.

Лифты изготовлены для работы от сети переменного тока с частотой 50Гц и напряжением   380 В и сохраняют работоспособность при отклонении от номинальных значений частоты тока не более 1% и напряжения не более+10% / -5%.

Назначенный срок службы лифта составляет 25 лет.

 

Состав, устройство и работа лифта

Лифт состоит из составных частей, размещенных в шахте и машинном помещении.

Машинное помещение и шахта  лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т. д.). Модификации лифтов различаются между собой размещением оборудования в шахте, машинном помещении и конструктивными исполнениями отдельных узлов.

Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие кабины и противовеса,  двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электропроводка.

 Общий вид и кинематическая схема лифта с прямой подвеской и верхним расположением машинного помещения показаны на рис.1 и рис. 2.

Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине 2, которая перемещается по вертикальным направляющим 4. Передвижение кабины 2 и противовеса 9 осуществляется лебедкой 1, установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов 5. Там же размешены ограничитель скорости 13 и устройство управления (контроллер) 12.

В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости 14, связанное посредством каната 6 с ограничителем скорости 13, а также буферные устройства кабины 10 и противовеса 11, электрооборудование приямка.

 Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями 8, количество которых соответствует количеству остановок лифта. Открывание и закрывание двери производится с помощью привода, установленного на балке двери кабины. Двери шахты открываются, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже, открывание двери шахты снаружи, возможно только специальным ключом.

Составные части лифта в строительной части здания, размещаются в определенном положении  относительно друг друга, обеспечивающем их согласованное взаимодействие.

Двери шахты на всех этажах устанавливаются в одной вертикальной, общей для всех этажей плоскости и на одинаковом удалении от направляющих кабины. Лебедка установлена над шахтой таким образом, что тяговые канаты, идущие с канатоведущего шкива и отводного блока лебедки, проходят через центр подвески противовеса и кабины соответственно. Связь электрических устройств, расположенных в шахте и кабине с устройством управления осуществляется через подвесной кабель.

Для управления главным приводом и приводом дверей применяются частотные регуляторы (частотный преобразователь), дающие преимущества по энергосбережению, комфорту для пассажиров (плавный пуск- остановка) и соответственно увеличению ресурса работы редуктора.

  1. Общий принцип работы лифта

При нажатии кнопки вызывного аппарата 7 (рисунок1.) в электроаппаратуру управления лифтом подается электрический сигнал (вызов). Если кабина находится на данной остановке, откроются двери кабины и шахты. Если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. На обмотки электродвигателя лебедки и электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются и ротор электродвигателя начинает вращаться, обеспечивая с помощью червячного редуктора вращение канатоведущего шкива, который посредством тяговых канатов за счет сил трения приводит в движение кабину и противовес.        При подходе кабины к нужному этажу скорость движения снижается и в момент, когда порог кабины совместится с уровнем порога двери шахты, кабина останавливается, накладывается тормоз, включается в работу привод дверей, двери кабины и двери шахты открываются.

При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, расположенного в кабине, закрываются двери кабины и шахты и кабина отправляется на этаж, кнопка приказа которого была нажата.

По прибытию кабины на требуемый этаж и выходе пассажиров, двери закрываются, и кабина стоит на остановке до тех пор, пока не будет вновь нажата кнопка любого вызывного аппарата. Срабатывание любого выключателя безопасности приводит к разрыву цепи безопасности и к остановке кабины.

Система управления смешанная собирательная при движении вниз или смешанная собирательная в двух направлениях.

Лифты, установленные в непосредственной близости и обслуживающие одни и те же этажи, объединяются групповым управлением. Работа лифтов в группе рассматривается в техническом описании электропривода и автоматики.

 

Рис.1

Лифт пассажирский. Расположение оборудования в шахте и машинном помещении

1-лебедка; 2- кабина; 3- направляющие противовеса; 4- направляющие кабины; 5- тяговые канаты; 6- канат ограничителя скорости; 7- кнопка вызывного аппарата; 8- двери шахты;     9- противовес; 10- буферные устройства кабины; 11- буферные устройства противовеса;          12- контроллер; 13- ограничитель скорости; 14- натяжное устройство

Рис.2. Кинематическая схема лифта с прямой подвеской                                                                1- шкив канатоведущий; 2- кабина; 3- противовес; 4- кабель подвесной; 5- ограничительскорости;    6- натяжное устройство; 7- отводной блок; 8- компенсирующая цепь.

studopedia.net

1 Общее устройство лифта.

Содержание

1 Общее устройство лифта. 3

4.1 Кинематический и статический расчёт механизма подъёма 16

4.1.1 Определение массы и уравновешивание подвижных частей механизма подъема 16

4.1.2 Определение силы аэродинамического сопротивления движению кабины и противовеса 18

4.1.3 Расчет натяжения канатов подвески кабины Sk и Sп в рабочих и испытательных режимах 20

4.1.4 Расчет необходимой мощности привода лебедки 22

5 Динамический расчёт 23

5.1 Механические характеристики двухскоростного электродвигателя 23

5.2 Расчет приведенной к ободу КВШ массы поступательно двигающихся частей лифта (для 10 эксплуатационных и испытательных режимов). 27

5.4 Расчёт ускорения пуска при подъеме (режимы с 1 по 6) и опускании (с 7 по 10) неуравновешенного груза 29

5.5 Расчет ускорений при генераторном торможении 30

6 Расчёт точности остановки кабины 32

Список использованных источников 35

С каждым годом увеличивается этажность жилых и административных зданий, промышленных сооружений, учебных заведений, больниц, магазинов и складов. Для перемещения людей и грузов на различные уровни эти здания оборудуют лифтами. Невозможно представить себе нормальное функционирование любого современного многоэтажного здания, будь то жилой дом, гостиница, больница или предприятие, без надежно работающих лифтов.

Расширяющиеся потребности общественного развития требуют непрерывного совершенствования средств внутреннего транспорта зданий и сооружений на основе современных научно–технических достижений.

Возрастающий парк лифтов и других средств ближнего транспорта (эскалаторов, пассажирских конвейеров и многокабинных подъемников) требует непрерывного совершенствования техники монтажа и технического обслуживания этих машин с целью повышения надежности и безопасности применения.

В настоящее время отмечается непрерывный рост парка лифтов при устойчивой тенденции поиска новых конструктивных решений, отражающих требования рынка и научно –технические достижения в различных отраслях промышленности.

Совершенствуются организационные формы и технические средства службы эксплуатации лифтов. Серьезное внимание уделяется вопросам повышения производительности и качества монтажных работ.

Жесткая конкуренция на внутреннем и мировых рынках, расширяющийся спектр потребностей заказчиков лифтового оборудования, служат хорошим стимулом поиска более эффективных технических решений.

Основу конструкции лифта составляет механизм подъема на основе применения

лебедки или гидроцилиндра с канатной системой передачи движения кабине.

Пассажиры и грузы перемещаются в специально-оборудованной кабине с закрываемыми

дверями, которые имеют блокировочные устройства, исключающими

возможность движения при открытых створках.

Для центрирования кабины (противовеса) в горизонтальной плоскости и исключения

поперечного раскачивания во время движения, применяются направляющие,

устанавливаемые на всю высоту шахты лифта.

Направляющие обеспечивают возможность торможения кабины (противовеса)

ловителями при аварийном превышении скорости и удерживают ее до момента

снятия с ловителей.

Пространство, в котором перемещается кабина и противовес ограждается на

полную высоту и называется шахтой.

На погрузочных площадках обслуживаемых этажей шахта имеет автоматически

запираемые двери с блокировками безопасности.

Помещение, в котором устанавливается подъемная лебедка и другое необходимое

оборудование, называется машинным помещением.

При нижнем расположении машинного помещения и, в некоторых других случаях,

над шахтой устанавливаются отводные блоки в специальном блочном помещении.

Часть шахты, расположенная ниже уровня нижней посадочной площадки,

образует приямок, в котором размещаются упоры или буферы, ограничивающие

ход кабины (противовеса) вниз и останавливающие с допустимым ускорением

замедления.

Для предотвращения аварийного падения кабины (противовеса) лифт оборудуется

автоматической системой включения ловителей от ограничителя скорости,

срабатывающей при аварийном превышении скорости.

Ловители устанавливаются по боковым сторонам каркаса кабины

(противовеса) и приводятся в действие канатом, охватывающим шкив ограничителя

скорости.

В приямке устанавливается натяжное устройство ограничителя скорости.

Ограничитель скорости может устанавливаться в машинном, блочном помещении;

на кабине и противовесе.

Срабатывание ограничителя скорости приводит к торможению каната ограничителя

скорости и включению ловителей.

Станция управления работой лифта, приборы и аппараты находятся в машинном помещении.

Соединение электрического оборудования кабины со станцией управления обеспечивается

посредством подвесного кабеля и жгута проводов, смонтированного в шахте.

Датчики замедления, шунты датчика точной остановки и устройства контроля

шахтных дверей также устанавливаются в шахте.

При наличии копираппарата основные элементы контроля положения кабины

входят в состав его конструкции, а в шахте располагается бесконечная перфорированная

лента его приводного шкива.

Схема типовой конструкции пассажирского лифта приведена на рис. 1.

Рис.1. Общий вид пассажирского лифта

1 - монорельс; 2 - ограничитель скорости;3 - лебедка;4 - станция управления; 5 - тяговые

канаты; 6 - кабина; 7 - подвесной кабель; 8 - клемная коробка; 9 - направляющие

противовеса; 10 - направляющие кабины;6 - подвесной кабель;11 - индикатор положения

кабины; 12 - дверь шахты;13 - вызывной аппарат;14 - пружинный буфер кабины;

15 - пружинный буфер противовеса;16 - вводное устройство;17 - противовес;18 - канат

ограничителя скорости; 19 - натяжное устройство каната ограничителя скорости;20 - шунт

датчика точной остановки; 21 - датчик точной остановки;22 - шунт датчика замедления;

23 - датчик замедления кабины;24 - понижающие трансформаторы

Приведенная выше типовая конструкция пассажирского лифта не является

единственно возможным решением.

В зависимости от назначения, скорости передвижения кабины и типа привода

конструктивные решения могут отличаться большим разнообразием.

Так для скоростных лифтов характерно наличие безредукторного привода

КВШ от тихоходного двигателя постоянного тока и применение гидробуферов

вместо пружинных.

При больших скоростях в кабине применяется принудительная система вентиляции, создающая в салоне небольшое избыточное давление.

Отличительные особенности имеет конструкция ограничителя скорости и ловителей скоростного лифта.

На конструкции лифта оказывает влияние и расположение машинного помещения.

При нижнем машинном помещении в верхней части шахты оборудуется дополнительное блочное помещение .

Больничные лифты оборудуются глубокими кабинами и приводом, обеспечивающим повышенную точность остановки и плавность хода кабины.

Жесткая конкуренция ведущих лифтостроительных фирм стимулирует поиск

новых прогрессивных решений не только в части совершенствования основных

функциональных узлов, но и в решении задач компоновки и размещения лифтового

оборудования.

studfile.net

Глава 2. УСТРОЙСТВО ЛИФТОВ

Глава 2. УСТРОЙСТВО ЛИФТОВ

62. Что называется лифтом? Лифтом называется транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина (платформа) которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленном в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверьми.

63. Как разделяются лифты в зависимости от назначения? По назначению лифты подразделяют на: пассажирские, грузопассажирские, больничные, грузовые с проводником, грузовые без проводника, грузовые малые. Пассажирские лифты служат

для перевозки людей и сопутствующих малогабаритных грузов, если общий вес их не нарушает грузоподъемности лифта. Г р у зона с с а ж и р с к и е лифты предназначены дли транспортировки грузов и людей. Эти лифты отличаются от пассажирских увеличенными размерами кабин. Больничные лифты служат для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Г рузовые лифты с проводником предназначены для транспортирования груза и лиц, сопровождающих его. На грузовых лифтах без проводника транспортируют только грузы. Малые грузовые лифты — это грузовые лифты без проводника, грузоподъемностью до 160 кг включительно с площадью пола кабины до 0,9 м5 и с высотой кабины не более 1 м.

64. По каким основным признакам классифицируют лифты? Лифты классифицируют по следующим основным признакам; виду транспортируемых объектов; типу тягового органа; приводу лифта; приводу дверей; виду шахты; конструкции дверей шахты или кабины; расположению машинного помещения; типу системы управления. По грузоиесущему устройству лифты подразделяют: на лифты с кабиной и лифты с платформой; по типу тягового органа: на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные; по типу привода: на электрические и электрогидравлические; по приводу дверей лифты могут быть оборудованные дверями; а) открываемыми вручную; б) полуавтоматическими; в) автоматическими.

65. Как разделяют шахты? Шахты лифтов подразделяют на: а) глухие, огражденные со всех сторон и на всю высоту стеновыми материалами; б) металлокаркасные, огражденные со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой или щитами;

в) комбинированные, часть которых глухая, а часть—металлокаркасная.

66. Как разделяют лифты по конструкции дверей шахты и кабины? По конструкции дверей шахты и кабины лифты разделяют на: а) лифты с распашными дверями; б) лифты с горизонтально-раздвижными дверями; в) лифты с вертикально-раздвижными дверями.

67. Какие бывают лифты по расположению машинного помещения? По расположению машинного помещения лифты бывают с машинным помещением, расположенным: а) над шахтой; б) непосредственно под шахтой; в) сбоку шахты.

65. Как различают лифты по типу системы управления? По типу системы управления лифты могут быть: а) с кнопочным

внутренним управлением; б) с кнопочным наружным управлением; в) со смешанным управлением; г) с парным управлением; д) с групповым управлением.

69. Какой лифт называется выжимным? Лифт, у которого кабина приводится в движение силой, действующей снизу, называют выжимным.

70. Какой лифт называется тротуарным? Выжимной лифт, у которого кабина на верхней остановке выходит из шахты, называют тротуарным.

71. Что такое номинальная грузоподъемность лифта? Номинальная грузоподъемность — это вес наибольшего груза, на транспортировку которого лифт рассчитан. В величину поминальной грузоподъемности не входит масса кабины и масса всех устройств, постоянно расположенных в ней (рельсовых путей, монорельсов, талей и т. п.).

72. Как рассчитывают номинальную грузоподъемность лифтов? Номинальную грузоподъемность лифтов рассчитывают по принципу свободного заполнения, исходя из полезной площади пола кабины, по графику (рис. 1), рекомендуемому «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) Госпроматомнадзора СССР. При определении полезной площади пола кабины площадь, занимаемую одной из створок распашных дверей при открывании, в расчет не приникают. Массу человека следует принимать равной 80 кг.

73. Что называется номинальной скоростью лифта? Номинальной скоростью лифта называется скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

74. Что такое рабочая скорость лифта? Рабочая скорость лифта — это фактическая скорость кабины лифта в эксплуатационных условиях. Рабочая скорость кабины отличается от номинальной не более чем на 15 %. По скорости лифты подразделяют на: пассажирские — от 0,63 до 4 м/с; грузовые — от 0,18 до 0,5 м/с.

75. Что понимают под характеристикой (основными параметрами) лифтов? Характеристика — это величины, характеризующие конструкцию и технологические возможности лифта (т. е. основные параметры). Основные параметры пассажирских лифтов (ГОСТ 5746—83*), работающих при переменном трехфазном токе напряжением 220 и 380 В, следующие: а) лифты грузоподъемностью 400 кг: вместимость кабины 5 чел.; номинальная скорость — 0,63; 1,0; 16 м/с; высота подъема — 60. 70, 85 м; число остановок—10, 16, 25; б) грузоподъемно-

стью 630 кг: вместимость кабины 8 чел.; номинальная скорость— 1,0; 1,6 м/с; высота подъема — 60, 85 м; число остановок— 16, 25; в) лифты, устанавливаемые в общественных зданиях и промышленных предприятиях (ГОСТ 8823—85, 8824—84*), грузоподъемностью 800 кг: вместимость кабины 10 чел.; скорость—1,0; 1,6; 2,5 м/с; высота подъема — 45, 65, 100 м;

г) грузоподъемностью 1000 кг: вместимость кабины

12 чел.; скорость — 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема 45, 65,

100, 150 м; число остановок — 10, 16, 25; д) грузоподъемностью 1250 кг: вместимость кабины 15 чел.; номинальная скорость их соответственно 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема-

45, 65, 100, 150 м; число остановок—10, 16, 25; е) грузоподъемностью 1600 кг: вместимость кабины 20 чел.; номинальная скорость — 2,5; 4,0 м/с, высота подъема—100, 150 м, число остановок — 25, 25.

Лифты с монорельсом: а) грузоподъемностью

1000; 2000 ; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,4; 0,5; 0,5 м/с; в) числом остановок —45, 12. Выжимные лифты: а) грузоподъемностью 500; 1000; 2000; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,5; 0,4 и 0,5; 0,4 и 0,5; 0,5 м/с; в) высотой подъема 25 м; г) числом остановок—8. Тротуарные лифты: а) грузоподъемностью 500; 630 кг; б) номинальной скоростью 0,18; 0,2 м/с; в) высотой подъема 6,5 м; г) числом остановок — 3. Перечисленные лифты выпускаются отечественным лнфтостроеннем. Лифты пассажирские и грузопассажирские грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг со скоростью движения кабины 0,71; 1,0; 1,4 м/с, больничные грузоподъемностью 500 кг, грузовые грузоподъемностью 500, 1000, 2000 кг эксплуатируются в настоящий момент в большом количестве в жилых домах, административных зданиях, в больницах, в производственных и складских помещениях.

76. Что называется производительностью лифта? Производительностью лнфта называется число пассажиров или количество грузов, перевозимых в единицу временя. Производительность грузового лифта зависит от номинальной грузоподъемности, величины перевозимого груза, высоты и номинальной скорости лифта, а также от времени, затрачиваемого иа остановках для погрузки и выгрузки. На производительность пассажирского лифта илияют следующие факторы: вместимость кабины, место установки, время использования, условия работы (жилой дом, учреждение, учебное заведение и т. д.), высота и скорость подъема; время заполнения и освобождения кабины, время, затрачиваемое на операции, связанные с пуском, разгоном, замедлением и остановкой кабины.

77. Как подразделяют лифты по конструкции привода? По конструкции привода лифтовые лебедки могут быть с канатоведущим шкивом и барабанного типа. Привод лифта может быть редукторным или безредукторным. Барабаны и канатоведуще шкивы наряду с канатами или цепями являются тяговыми органами лебедок. Редуктор служит для передачи вращения от электродвигателя к тяговому органу и снижает угловую скорость последнего. У безредукторных лебедок барабан и канатоведущие шкивы находятся на валу тихоходного электродвигателя.

78. Какой недостаток лифтов с барабанной лебедкой? Основной недостаток лифтов этого типа — большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты и числа несущих канатов.

79. В чем достоинства лифтов с канатоведущим шкивом? Лебедка с канатоведущим шкивом позволяет значительно уменьшить мощность приводного электродвигателя и получить экономию электроэнергии при работе лифта по сравнению с барабанной лебедкой. Лифты с канатоведущим шкивом просты по конструкции. Они имеют малые габаритные размеры и массу лебедки. В настоящее время лифты с канатоведущими шкивами почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

80. Как создается тяговое усилие в лебедках с канатоведущим шкивом? Тяговое усилие лебедок с канатоведущим шкивом

создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Сила трения зависит от угла обхвата канатом канатоведущего шкива, формы профиля ручья и величины коэф-фицвента трения между канатом и поверхностью ручьи.

81. На каких лифтах применяют лебедки с редукторным приводом, а на каких —с безредукторным? Лебедки с редукторным приводом применяют иа лифтах со скоростью ие более 1,6 м/с. Безредукторные лебедки используют на лифтах с большими скоростями движения кабины. Безредукторные лебедки отличаются большой массой и сложными системами управления, что повышает их стоимость, создает трудности при изготовлении и обслуживании. Наиболее распространены редукторные лебедки с червячной передачей, у которых канатоведущий шкив насажен консольно иа конец тихоходного нала редуктора.

82. Как располагаются лифтовые лебедки относительно шахты? Лебедки по расположению относительно шахты бывают с нижним и верхним расположением привода (рис. 2).

83. В каких случаях привод располагают внизу? Привод располагают ннизу только в том случае, когда машинное помещение невозможно разместить над шахтой.

84. В чем преимущества и недостатки нижнего и верхнего расположения привода? Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната, уве-личнная срок его службы. Длина каната уменьшается в 2—3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается КПД лифтовой установки. Нижнее расположение привода приводит к повышению нагрузок на шахту, увеличивает длину канатов, делает необходимой установку дополнительных отклоняющих блокон в т. д.

85. В каких шахтах устанавливают лифты? Лифты устанавливают в глухих (кирпичных, железобетонных) или в металлокаркасных шахтах.

86. Где у лифтов расположены аппараты управления? Аппараты управлевия могут быть расположены: при внутреннем управлении—в кабине; при наружном управлении — на посадочной (загрузочной) площадке обслуживаемых лифтов; при смешанном управлении —в кабине а на посадочных (загрузочных) площадках.

Рис. 2. Кинематические схемы лифтов
а, б. д, з — нижнее расположение лебедки; в. г. е. ж, и. к — верхнее расположение лебедки; 1 — кабина; 2 — блока; 3 — лебедки; 4 — противовесы

www.liftspas.ru

Шахта лифта - устройство


Шахта лифта - устройство

 В соответствии с требованиями ПУБЭЛ шахта лифта должна быть ограждена со всех сторон на всю высоту и иметь верхнее перекрытие и пол.

Как правило, шахты строят из кирпича или бетона, в исключительных случаях допускается ограждение шахт из металла, сетки или стекла. Толщина металлического листа должна быть не менее 1 мм, диаметр проволоки, из которой сделана сетка, не менее 1,2 мм, а ячейка сетки должна быть не более 20x20 мм. При ограждении шахты стеклом толщина стекла должна быть не менее 8 мм, а армированного — не менее 6 мм. Если шахта выложена листом толщиной менее 1,4 мм, сеткой или стеклом, то со стороны прилегающих к шахте площадок должно быть сделано ограждение на высоту не менее 1000 мм от уровня пола площадки металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм.

Ограждение шахты всегда должно быть в исправности, так как отверстия в разбитом стекле или порванной сетке могут быть причиной аварии и несчастного случая.
 

Одно из требований, обеспечивающих безопасность пользования лифтом, — вертикальность шахты со стороны, к которой обращены двери кабины, и отсутствие на этой стороне впадин и ниш.

Все выступы размером более 50 мм должны быть скошены под углом 75° к горизонтали. В целях безопасного обслуживания лифтов в верхней части шахты предусматривается пространство для свободною хода кабины вверх не менее чем на 600 мм.
 
В нижней части шахты устраивается приямок. Глубина приямка должна быть такой, чтобы под нижними выступающими частями кабины, находящейся на полностью сжатых буферах или упорах, оставалось пространство над полом приямка высотой не менее 750 мм. Глубокие приямки оборудуются лестницей или скобами для облегчения входа и выхода обслуживающего персонала. ПУБЭЛ регламентирует зазоры между отдельными элементами оборудования, размещаемого в шахте, и стенами шахты. Эти зазоры определяют основные габариты шахты по высоте и в плане:

Расстояние, мм
Между порогами дверей кабины и шахты одинаковое по
всей ширине порога................................15—50
 


Между наружной поверхностью дверей кабины и стеной шахты:

у лифтов с распашными дверями..................25—135

у лифтов с раздвижными дверями, створки которых

расположены в одной плоскости ................25—200

у лифтов с раздвижными дверями, створки которых

расположены в двух плоскостях ................25—250

у лифтов с вертикально-раздвижными дверями . . 25—250

От выступающих деталей кабины до выступающих деталей ограждения шахты со стороны, к которой не обращены

двери кабины....................................25

От выступающих деталей кабины до сетки (при сетчатом ограждении шахты) ..............................50
От наружной поверхности кабины до внутренней поверхности ограждения шахты (пояса шахты и ригельные балки, выступающие внутрь не более чем на 50 мм, в расчет не принимаются):

со стороны расположения ловителей, за исключением случая, когда с этой стороны проходит противовес
у грузовых малых лифтов......................150—250

то же, у остальных лифтов ......................200—350

со стороны противовеса ..........................650

с задней стороны кабины при боковом расположении противовеса....................................300


Противовес — шахта

Между выступающими деталями противовеса и ограждения шахты .....................25

От выступающих деталей противовеса до сетки (при сетчатом ограждении шахты) ..........................50

Шахта тротуарного лифта должна на верхней остановке иметь закрывающийся люк, предохраняющий от попадания в шахту дождевых и сточных вод. Люк автоматически открывается при выходе

платформы из шахты и закрывается с уходом ее. Крышка люка рассчитана на нагрузку 500 кг/м2.

Все входные двери шахты и погрузочные проемы в шахте лифта должны закрываться дверями. Не допускается, чтобы ширина шахтных дверей превышала ширину дверей кабины лифта. Двери шахты, если к ним не предъявляют специальных требований, могут выполняться из стальных листов, дерева, сетки, стекла и других материалов.

К металлическим листам, сетке и стеклу предъявляются те же требования, что и к ограждению шахты. Двери шахты оборудуются автоматическими замками, которые запирают дверь после удаления кабины от этажной площадки на расстояние более 150 мм.

Распашные двери шахты должны открываться только наружу. Все двери, кроме открывающихся автоматически, должны иметь застекленные смотровые отверстия, чтобы пользующиеся лифтами, прежде чем открыть дверь, могли убедиться, что кабина находится на данном этаже. Ширина смотрового отверстия должна быть не более 120 мм. Этот размер может быть уменьшен до 50 мм у лифтов, в кабины которых не входят люди. Выступы шахтных дверей, обращенные внутрь шахты, должны иметь скосы под углом 75°.

В автоматических дверях усилие статического сжатия створок не должно превышать 12 кгс, а кинетическая энергия закрывающейся створки должна быть не более 0,4 кгс-м. Эта энергия может быть увеличена до 1 кгс -м, если после того, как створка встретит на своем пути препятствие, она возвратится в исходное положение или остановится.

Раздвижные двери шахты изготавливают одностворчатыми и многостворчатыми. Многостворчатые двери выполняются со створками, раздвигающимися в разные стороны и телескопически (створки как бы вдвигаются одна в другую и общим пакетом, отодвигаясь, освобождают проем). На рис. 6 показана раздвижная дверь шахты пассажирского лифта блочного типа с обрамлением дверного проема.

www.liftspas.ru

Устройство лифта – современные лифты в строительстве

Лифт, больше чем какое-либо другое современное изобретение, сформировал облик современных городов, ведь именно благодаря ему стало возможно многоэтажное и высотное строительство. Кстати, в этом году весь строительный и архитектурный мир отмечает 160-летие первого в мире безопасного лифта. В этой статье, посвященной современному лифтостроению, мы хотели бы ответить на основные вопросы, с которых начинается подбор лифтового оборудования для строящегося здания: устройство лифта, характеристики лифтов, виды лифтов, управление лифта, безопасность.

Лифтом (от английского to lift – поднимать) сегодня принято называть стационарную грузоподъемную машину периодического действия, предназначенную для подъема и спуска людей, а также грузов. При этом перевозка пассажиров осуществляется отдельными партиями через определенное время, и движение чередуется с остановками для посадки и высадки людей.

В этом и заключается принцип периодического действия, который, кстати, роднит лифт с фуникулером. К подъемно-транспортным машинам относятся и эскалаторы, но это уже модели непрерывного действия. Посадка и высадка пассажиров с таких машин происходит без остановки последних в процессе работы.

При значительных и интенсивных пассажиропотоках, характерных для большинства общественных зданий, в метрополитенах, портах, вокзалах и универмагах наибольшее распространение получили эскалаторы. А вот там, где пассажиропоток сравнительно невелик и непостоянен (жилые дома, административные и торговые комплексы), устанавливают лифты. Всего, по оценкам специалистов, в мире сегодня эксплуатируется более миллиона лифтов.

Устройство лифта

Устройство лифта предполагает наличие необходимых элементов вне зависимости от вида и принципа работы лифта. Кабина (или платформа) пассажирского лифта крепится на стальных тросах, которые закреплены через шкив (колесо с канавкой или ободом по окружности) механизма привода, представляющего собой систему, с помощью которой передается сила с одного места на другое. Приводной механизм наряду с аппаратурой управления лифтом расположены в машинном отделении, находящемся в верхней части шахты, куда и передаются сигналы непосредственно из кабины лифта. Данные сигналы проходят по электрическому кабелю, протянутому внутри шахты и соединяющему кнопочную панель в кабине и шкаф управления в машинном отделении. На одном конце стальных тросов находятся  грузы-противовесы, которые уравновешивают кабину лифта. Следовательно, когда кабина лифта приводится в движение электрическим двигателем (привод лифта может также быть гидравлическим, в котором не используется противовес, или пневматическим), противовесы опускаются вниз и за счет этого поднимают платформу (либо наоборот: опускается кабина, а грузы поднимаются). При этом мощность, используемая на эту работу, существенно снижается за счет того, что основная нагрузка по подъему кабины выполняется именно за счет противовеса.

Виды лифтов

По области применения лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу привода – на электрические и гидравлические. Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан, и кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 15 градусов). Конечно, современные лифты шагнули далеко вперед по сравнению с этой классической моделью: у электрических лифтов нового поколения машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке.

Есть сегодня и электрические лифты без машинного помещения: в этом случае имеющий форму диска приводной двигатель либо крепится прямо к направляющим, либо встраивается в дверную раму на верхнем этаже. Кроме того, сегодня активно внедряется система Twin, позволяющая двум независимым кабинам перемещаться в одной шахте. Они расположены одна над другой и используют одни рельсы и двери. Каждый лифт имеет собственный привод с ведущим шкивом и собственный противовес, и кабины могут независимо друг от друга подъезжать к этажам, находящимся друг над другом. Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в задании двух и более основных посадочных этажей (например, фойе, приемные, подземные парковки). Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока.

Гидравлика требует машинного отделения, потребляет довольно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема – не более 20 м. Плюсы такого типа привода – в экономии электроэнергии (она тратится только на подъем кабины, спуск же происходит без ее потребления) и низкой статической и динамической нагрузке на здание. Кроме того, именно лифты с гидравлическим приводом позволяют реализовать сложные архитектурные и технологические решения: например, когда требуется установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, выполнить выходы на смежных стенах кабины или сделать лифт без шахты. Гидравлические лифты также пользуются спросом у владельцев 3–4-этажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных хозяйств. В последнем случае гидравлический привод используется для перемещения по вертикали не только людей, но и машин, позволяя создавать полностью автоматизированные паркинги.

Лифт начинается с цифр – Характеристики лифтов

Основными характеристиками лифтов являются скорость движения, грузоподъемность, максимальная высота подъема кабины и количество остановок. Все эти показатели регламентируются Государственными стандартами (ГОСТ) России и национальными стандартами зарубежных стран на конкретный тип оборудования. Что касается скорости движения лифта, то специалисты различают номинальную, рабочую, предельную, ревизионную и остановочную скорости. Номинальная скорость – это скорость, на которую рассчитан лифт. Диапазон номинальных скоростей современных лифтов массового применения – от 0,18 до 4 м/с. Но в небоскребах применяются и гораздо более быстрые подъемники, способные разгоняться до 9,5 и даже 17 м/с. При этом для более эффективного использования этих лифтов они не обслуживают нижние этажи – эта экспрессная, то есть безостановочная зона обслуживается более простыми и медленными моделями. Рабочей скоростью называют фактическую скорость лифта в эксплуатационных условиях.

Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) допускается ее отклонение от номинальной не более чем на 15 %. Она изменяется в зависимости от напряжения в электросети, массы полезной нагрузки, сопротивления подвижных частей лифта. Предельная скорость лифта, как и следует из названия, – это наибольшая скорость, при которой обязательно должны срабатывать устройства безопасности (ловители). При этом в отличие от большинства отечественных лифтов, которые обладают только двумя скоростями (при движении и при торможении перед остановкой), импортные оснащены так называемым частотным регулятором, который по мере необходимости увеличивает или уменьшает мощность двигателя для повышения комфортности движения.

Грузоподъемность – это наибольшая масса расчетного груза, для транспортировки которой предназначен лифт, без учета массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств. Современные лифты способны единовременно поднять от 50 кг (лифты для ресторанов, библиотек, коттеджей и т. д.) до 5 000 кг (грузовые лифты). Стандартная грузоподъемность пассажирских лифтов – 400 кг. Впрочем, в современных жилых комплексах повышенной комфортности все чаще используются лифты с большей грузоподъемностью – до 630 кг или даже 1 000 кг.

Безопасность лифтов

Как любое замкнутое помещение ограниченной площади, лифт требует соблюдения повышенных мер безопасности. Прежде всего лифтовое оборудование необходимо защитить от возможного возгорания. Для этого ограждающие конструкции кабины лифтов изготавливаются только из негорючих материалов, а также устанавливаются огнестойкие двери и специальный механизм, который в случае отключения электроснабжения доставит кабину до ближайшего этажа и откроет ее двери. Для лифтов, установленных в объектах жилой недвижимости, данная опция сегодня считается желательной, для коммерческой недвижимости – обязательной. Каждая страна имеет свод правил техники безопасности, который разрабатывается и хранится национальным комитетом по вопросам стандартизации.

В США перечень правил по технике безопасности для подъемников и эскалаторов разработан Национальным институтом стандартов США (ANSI), в России – Госстандартом. Естественно, главная цель правил техники безопасности – предупредить поломки подъемников. Среди самых распространенных возможных неприятностей – заклинивание в результате сдвига, застревание пассажиров в кабине лифта между этажами, падение кабины, зажим пассажиров между дверьми. В частности, от возможного падения кабину лифта страхуют устройства под названием ловители и специальные амортизаторы, а застревание пассажиров предотвращается благодаря тому, что на дверях лифта монтируется аварийное устройство по их раскрытию и предусматривается подготовка специально обученного персонала для открытия дверей лифта и освобождения пассажиров. Перегрузка лифта предотвращается благодаря тому, что строго соблюдается соотношение между номинальной нагрузкой и общей площадью напольного покрытия лифта.

Безопасным лифт также делают специальные устройства, предотвращающие преждевременное закрывание дверей. Как правило, в них используются инфракрасные датчики входа, позволяющие избежать травматизма даже при большом скоплении народа. Специальное устройство контроля дверей шахты предотвращает движение кабины лифта при несанкционированном открытии шахтной двери. Кроме того, при использовании лифтовой системы Twin, как правило, внедряется система компьютерного распределения вызовов кабины, что позволяет поддерживать между ними минимальное заданное расстояние и осуществлять постоянный мониторинг. В случае, когда кабины приближаются друг к другу, их скорость автоматически замедляется, чтобы в любой момент они могли остановиться, сохранив между собой заданное расстояние. А если вдруг расстояние между кабинами все-таки становится меньше их расчетных тормозных путей, срабатывают ловители обеих кабин при помощи рычажного механизма.

Управление лифтов

Безусловно, визитная карточка любого лифта – его кабина. Вот почему интерьеру подъемника и дизайну его дверей производители уделяют самое пристальное внимание. Двери лифтов бывают автоматические, раздвижные и телескопические, ручные распашные. Их выбор напрямую зависит от особенностей конструкции лифта и дизайна здания, в котором он устанавливается. Для широких шахт уместнее всего будут раздвижные двери, для узких – такие, которые открываются ручным способом, или телескопические. Последние наиболее компактны, так как складываются по принципу подзорной трубы и не требуют дополнительного места по бокам шахты. Возможна установка и нескольких дверей (спереди, сзади, по бокам) в кабине, что позволяет входить в нее с разных сторон.

При оформлении лифтовых кабин используют полированную нержавеющую сталь с покрытием под золото (серебро), стеклянные или деревянные панели, напольные покрытия в виде линолеума, резины, искусственного камня, велюрового ковра. Также используется целый ряд разнообразных поручней, светильников, кабинных постов управления и напольных покрытий, которые дополняют современный дизайн лифта и создают в сочетании с цветовым исполнением щитов купе и дверей кабины композицию в едином стиле. Впрочем, характер лифта определяется не только его «внешними данными», но и системой управления. Наиболее современной на сегодняшний день считается система предварительного планирования лифтового трафика. Вы вводите номер этажа назначения в лифтовом холле еще до того, как войти в кабину лифта.

После этого на панели высвечивается номер лифта, который отвезет вас на нужный этаж. Программное обеспечение выбирает для пассажира тот лифт, который довезет его с минимальным количеством остановок в пути. Благодаря этой системе можно установить меньшее количество лифтов в здании, избежать толчеи посетителей и сэкономить на техобслуживании. Такая система, как правило, устанавливается в зданиях высотой от 15 этажей, с группой лифтов не менее четырех. Предварительное планирование трафика позволяет увеличить производительность лифтов на 30–40 %. Подобная система действует, например, в офисном комплексе «Башня 2000» (ММДЦ «МоскваСити»), а вскоре появится в комплексе «Город Столиц», который строится неподалеку. Но у системы есть и недостаток. Она рассчитана на сообразительных людей. Если вы случайно сели не в тот лифт, изменить вы уже ничего не сможете – внутри лифта отсутствует панель управления.

Точнее, она есть, но закрыта на ключ и доступна только лифтеру. Придется ехать до ближайшего этажа, выходить на площадку и заново вызывать лифт. Поэтому в офисных зданиях чаще применяются лифты, в которых задается только направление движения. Существует и другая система, когда вычисляется время, необходимое данному лифту для ответа на вызов. Система управления определяет кабину, которая за минимальный промежуток времени отреагирует на поступивший вызов. Числовой индекс кабины определяется в процессе анализа ее основных параметров (положения, направления движения, загруженности), а также запросов, полученных от пассажиров (приказов из кабины и вызовов с этажей).

Кабина с самым лучшим индексом и отправится на этаж, с которого поступил вызов. Еще дальше пошли японские изобретатели. Так, корпорация Mitsubishi Electric недавно представила передовую систему управления группой подъемников (от 3 до 8 лифтов), которая называется AI Supervisory Control 2200. Аббревиатуру AI в данном случае следует расшифровывать как «искусственный интеллект», и эти слова использованы не случайно: компьютер не просто посылает лифты к вызвавшим их пассажирам, но и управляет кабинами, используя гибкий набор правил, так называемую нечеткую логику, которая позволяет системе принимать решения, используя фрагментарные данные. Главная цель программы – чтобы каждый человек ожидал нужный ему лифт как можно меньше времени, а все пассажиры в целом добрались до нужных этажей как можно быстрее.

Для этого японские инженеры предложили разместить на каждом этаже не стандартные пульты вызова, состоящие из двух кнопок (вверх-вниз), но копии внутрикабинного пульта с полным набором этажей. При этом табло, расположенное над головой ожидающих, высвечивает все актуальные в данный момент запросы, а система выбирает направление движения того или иного лифта исходя из картины «заказов». Но и это еще не все. Уникальность японской системы в том, что она запоминает все свои действия за день, неделю, месяц и так далее, составляя карту наиболее типичных пассажиропотоков по времени суток, по рабочим дням и выходным, праздникам.

Рынок

Исследователи отмечают, что основной целью участников российского рынка лифтов сегодня является жилой фонд. Многие годы безденежья в жилищно-коммунальной сфере существенно повлияли на состояние лифтов: на данный момент износ лифтового парка превышает 60 % от общего числа всех пассажирских лифтов, так что установка новых моделей – одна из самых актуальных задач для производителей лифтов. Еще одной важной нишей рынка для лифтовых компаний является строительство элитного жилья, где устанавливаются бесшумные скоростные модели с качественной отделкой. Активно осваивается и сегмент коммерческой недвижимости.

Так, сегодня ни один торговый или офисный центр не обходится без современного лифтового оборудования – вместительных грузовых и представительских пассажирских лифтов. Наряду с этим крупным потребителем лифтового оборудования в нежилом секторе является гостиничное хозяйство, причем как вновь возводимые, так и реконструируемые объекты, а также активно строящиеся сейчас высотные многофункциональные комплексы. Круг основных поставщиков лифтов для высотных зданий ограничен несколькими компаниями: Otis, KONE, Schindler, ThyssenKrupp Elevator, LG, Mitsubishi Electric и Toshiba Elevator and Building Systems. Каждая из этих компаний использует свой собственный метод анализа пассажиропотоков в здании и выработки рекомендаций по оптимальной конфигурации, количеству лифтов и их грузоподъемности, однако все они базируются на компьютерном расчете. Он предусматривает, что программное обеспечение имитирует будущий пассажиропоток: виртуальная лифтовая группа перевозит максимально возможное количество виртуальных пассажиров. Из собранных данных формируется отчет, по которому подбираются правильные показатели лифтовых групп.

Читайте также:
Технологии

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о