Реформа местного управления ивана грозного – Реформа центрального управления.

Иван Грозный и его реформы по управлению государством

Кафедра

Группа: «Государственное и муниципальное управление »

ФакультетаГосударственное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

« ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ »

Слушатель: Иванов С.Г.

Преподаватель: Аюпов Р.С.

Введение

1. Царь Иван Грозный

2. Реформы по управлению государством

2.1 Земская реформа

2.2 Численность боярской думы

2.3 Испомещение «Избранной тысячи»

2.4 Дворцы и княжеская казна заменены приказами

2.5 Составлена «Дворцовая тетрадь»

2.6 Реформа местного управления

2.7 Принят новый «Судебник»

2.8 Военная реформа

Заключение

Введение.

В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси». Успехи собирательной деятельности существенно видоизменили его политическую роль, превратив в представителя национальных интересов великорусской народности. Объединение России поставило московского князя лицом к лицу с враждебными соседями России – татарами и Литвой, и сделало из него вождя национальной самообороны. Был он, судя по рассказам современников, нрава сурового и крутого. Скончался Василий III от злокачественного нарыва в декабре 1533 года.

1. Царь Иван Грозный

В 1533 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Рос он беспризорным, в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия власть. Детство в его памяти осталось как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

В 1543 г. 13-летний Иоанн восстал на бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским, родственникам Иоанна, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иоанне. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке Иоанн книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI столетия и богатейшей памяти. Только под знаком переутонченной и извращенной эгоцентричности, с детства питавшейся в нем условиями среды и обстановки, можно не удивляться, вопреки современнику, "чудному разумению" Иоанна. Резкие переходы от распоясанного будня к позирующему торжеству в детстве потом дали себя знать в страсти к драматическому эффекту, к искусственному углублению данного переживания. Обладая небольшой, но неистощимой энергией воображения, при досуге и уединенности душевной жизни Иоанн любил писать, его влекло к образу. Получив московскую власть, плохо организованную, как и сам, Иоанн перешел к воплощению образов в действительность. Идеи богоустановленности и неограниченности самодержавной власти, которой вольно казнить и миловать своих холопов - подданных и надлежит самой все "строить", были накрепко усвоены Иоанном, преследовали его, стоило лишь ему взяться за перо, и осуществлялись им позднее с безудержной ненавистью ко всему, что пыталось поставить его в зависимость от права, обычая или влияния окружающей среды. Ряд столкновений с последней на почве личного понимания власти и ее применения создал в воображении Иоанн образ царя, непризнанного и гонимого в своей стране, тщетно ищущего себе пристанища, образ, который Иоанн во вторую половину царствования настолько любил, что искренно верил в его реальность. С 1547 г. меняются условия жизни Иоанна и правительственная среда, руководителем которой становится на время митрополит Макарий, сторонник идеи национального величия Москвы и теории "Москвы - третьего Рима". В 1547 и 1549 годах созываются церковные соборы, на которых канонизируют всех тех местных угодников, о которых удалось собрать сведения и жития которых были включены в "Великие Минеи-Четьи", редактированные Макарием. В 1547 же году, 16 января, Иоанн принимает торжественное венчание на царство, которое было шагом к осуществлению теории третьего Рима (в 1561 г. царский титул утвержден грамотой константинопольского патриарха). 3 февраля Иоанн женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода, к которой сохранил сильную привязанность до самой ее смерти.

2. Реформы по управлению государством

Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге.

Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович (ему принадлежит фраза: Государство без грозы, что конь без узды, - так он заканчивал свои челобитные царю). Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.

Реформы Ивана IV:

2.1 Земская реформа - начат созыв Земских соборов

Возникшие в XVI веке земские соборы. Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса.

Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

2.2 Численность Боярской думы увеличена в 3 раза.

Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений

2.3 Испомещение "избранной тысячи".

В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу лутчших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска.

Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.

Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях”. Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”) относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в-ыном городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”. Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.

mirznanii.com

Экономические реформы Ивана IV Грозного

Экономические реформы Ивана IV Грозного — ряд преобразований, проведенных при содействии Избранной Рады, и направленных на укрепление сословно-представительной монархии, изменение нормирования налогов, правил землепользования и снижение финансовой независимости церкви.


Кратко о сути и содержании экономических реформ

Следует понимать, что большая часть реформ носила смешанный характер, затрагивая одновременно социальные, административные и экономические аспекты функционирования государственной системы. В данной статье рассмотрено экономическое значение различных преобразований.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.

Снижение финансовой независимости церкви

В результате церковной реформы, с 1551 года Церкви запрещалось давать деньги или зерно в рост (т.е. заниматься ростовщичеством, выполнять функции кредитования).

Также был введен запрет на бесконтрольную передачу/продажу земельных наделов к Церкви — за нарушение земля конфисковывалась в пользу государства.

Согласно 43 Статье Судебника 1550 года вводился запрет выдачу новых тарханных грамот и указание об отмене ранее выданных (тарханные грамоты на тот момент присутствовали преимущественно у монастырей и церквей, давая им право выплачивать налоги не полностью или вообще освобождая церковников от налогообложения.

Кратко о сути церковной реформы

Снижение феодальной самостоятельности

Общее направление реформ земельного законодательства заключалось в стремлении царя перераспределить земельные наделы от потомственного зажиточного дворянства (вотчинники, неохотно исполняющие указы царя или уклоняющиеся от военной службы) в пользу служивых людей — активных, но небогатых дворян, которые были обязаны участвовать в жизни государства.

85-я статья Судебника 1550 года вводила запрет на выкуп проданной вотчины для крупных потомственных феодалов (за родственникам оставлялось право выкупить землю в течении 40 лет).

В своих вопросах к Стоглавому собору 1551 года Иван Грозный заявил о необходимости перераспределения земельных наделов от вотчинников к служилым людям.

В Уложении о службе 1555-1556 годов уравнивались обязанности вотчинников и служилых людей — вне зависимости от происхождения земельного надела (наследуемого или пожалованного царем) дворяне обязаны были предоставить в общегосударственное войско определенное количество воинов. Выставившие больше нормы получали денежное вознаграждение, а для не выполняющих норму предусматривались штрафы, вплоть до изъятия земли.

Отмена кормлений

Постепенное введение местного самоуправления взамен наместников и волостелей, которое происходило в рамках губной и земской реформ, позволило не только увеличить эффективность разрешения мелких споров и тяжб, но и увеличило поступление налогов, а кроме того — позволило снизить преступность и повысить авторитет центральной власти в глазах низших слоев населения.

Общины, решившие воспользоваться правом отказаться от наместника были обязаны выплачивать в государственную казну особый налог — кормленный откуп (т.е. те деньги, которые ранее шли на содержания чиновника-администратора назначенного князем)

Губная реформа

Земская реформа

Прочие законы повлиявшие на экономику

Среди прочих законов, затрагивающих экономические отношения внутри государства, можно выделить следующие:

  • Запрет на переход в кабальное холопство служилых людей
  • Запрет монастырям принимать крестьян уклоняющихся от налогов и указ о возвращении скрывающихся за стенами монастырей обратно на землю
  • Увеличение «пожилого» откупа в момент перехода крестьян к другому помещику (Юрьев день), введение временного запрета на переход (Заповедные лета)

Итоги и результаты экономических реформ

  • Увеличение сбора налогов, введение налоговых льгот для дворян предоставляющих дополнительных воинов в поместное войско
  • Право владения землей для дворян означает обязательность военной службы — еще один шаг в сторону централизации государственной власти
  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Повышение эффективности местного самоуправления
  • Закрепощение крестьян

xn--4-7sbfx1a.xn--p1ai

Церковная реформа Ивана IV Грозного - 1551 год

Церковная реформа Ивана IV Грозного — комплекс законов (Стоглав), принятых на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающихся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.

Кратко о сути церковной реформы

Кратко о сути церковной реформы

Перед Стоглавым собором Иван Грозный поставил ряд вопросов (69) касающихся нравственных, просветительских и социальных сторон жизни в государстве, а также затрагивающих финансовые и административные отношения между царем и церковью.

В результате заседания собора, на котором присутствовали как высшие иерархи Церкви так и представители Избранной рады, были приняты 100 глав соборного приговора (в последствии к ним была добавлена 101 глава о церковном землевладении).

Финансовые вопросы

  • Все земли полученные Церковью в период с момента смерти Василия III до Стоглавого собора (боярское правление) передавались старым владельцам.
  • Церкви запрещено принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя
  • Церкви запрещено давать деньги в рост (кредиты) и зерно в насып (натуральные кредиты)
  • За нарушение запрета на безконтрольную передачу/продажу земли к Церкви производится конфискация земли в пользу государства без компенсации дарителю или продавцу
  • Всех крестьян и посадских (горожан) пытающихся скрыться от уплаты налогов в стенах монастырей были обязаны вернуть к работе в миру (выгнать).

Религиозные вопросы

  • Определен список канонизированный святых
  • Введение должности поповских старост (избираемых среди священников)
  • Запрет для мирян на общение с иностранцами
  • Узаконено двоеперсное сложение пальцев при совершении крестного знамения и сугубая аллилуйя (т.е. произнесение хвалы дважды)
  • Запрет на прохождение через Царские врата для служителей без риз и епитрахили
  • Отмена «несудимых» грамот — все монастыри стали подсудны епископам, но государственным судьям запрещено судить духовных лиц.
  • Определены правила создания икон, написания новых и переписи старых книг.
  • «Двойным» монастырям (в которых проживали и мужчины и женщины) предписывалось строгое соблюдение обособленности полов, недопущение разврата.

Прочие вопросы

  • Одобрен Судебник 1550 года
  • Брачный возраст для юношей устанавливается с 15 лет, для девушек — с 12 лет.
  • Единственный брак считался идеальным, второй нельза было венчать, но разрешалось благословлять, за третий предусматривалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертое бракосочетание следовало назвать «преступлением»
  • Запрет на стрижку усов и бороды под страхом отлучения от церкви
  • Указание для священников и дьяконов создавать училища для обучению крестьян грамоте и «страху Божию».

Итоги и результаты церковной реформы

  • Царь попытался лишить Церковь дохода от кредитования населения деньгами и продуктами
  • Попытка поставить увеличение земель церкви под контроль государства
  • По факту, соборный приговор относительно финансовых ограничений деятельности Церкви был проигнорирован — данный вопрос поднимался и на соборе 1573 года, и на Земском соборе 1580 года, но на всем протяжении этого времени и после данных мероприятий вклады в монастыри и переписывание им земель продолжались.
  • Определены спорные религиозные моменты
  • Духовные лица может судить только духовная власть, но не государственный суд
  • Принятые значимыми двоеперсие и сугубая алилуйя стали впоследствии основой для старообрядческого раскола в XVII веке.

Полный список реформ

xn--4-7sbfx1a.xn--p1ai

Административные и судебные реформы. Царь Иван Грозный

Административные и судебные реформы

С 1549 года вместе с «Избранной радой» (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на перераспределение полномочий, административных, судебных и финансовых: Земскую реформу, Губную реформу. В 1550 году, после проведения первого Земского собора, был принят новый Судебник, пришедший на смену Судебнику, составленному еще во времена Ивана III в 1497 году.

Централизованная система управления страной сложилась еще при Иване III. Во главе ее стоял великий князь. Боярская дума была законосовещательным органом при правителе. Она вела дела посольские, разрядные и поместные. Каждый новый закон исходил из Думы с обычной пометою: «Государь указал, бояре приговорили».

Далее шли приказы (разряды) которые непосредственно вели разные дела. Их возглавляли думные дьяки. Главным приказом считался Большой Московский разряд: он ведал служебными назначениями, сообщал другим приказам касавшиеся их распоряжения государя и Думы, вносил в Думу дела, восходившие к государю помимо приказов.

В результате принятия нового Судебника, который назвали «Царским», число приказов значительно выросло (к концу XVI века их было уже тридцать), совершенствовались формы их работы. Были приказы общегосударственного значения (Посольский, Поместный), были и такие, которые вели дела отдельных территорий. Например, приказ Казанского дворца занимался присоединенным к России Казанским ханством.

Земская реформа 1550-х гг. Миниатюра из Лицевого свода. ХVI в.

В 1552 году была создана Дворцовая тетрадь – список членов государева двора (около четырех тысяч человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства – военачальники, городские воеводы, дипломаты…

На местах управляли бояре – наместники и волостели, которые за свою службу (сбор налогов, осуществление суда и расправы) брали доходы с населения – «кормились». Их служба и называлась «кормлением». Такой порядок был установлен при Иване III. При нем же было решено, что крестьянин может переходить от одного хозяина к другому только раз в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) или в течение недели после этой даты.

В новом Судебнике 1550 года была предпринята попытка улучшить отправление правосудия. Правда, поначалу старая система наместников и волостелей (кормленщиков) осталась. Однако контроль над ними со стороны местного населения был усилен. Теперь в суде наместников должны были участвовать земские старосты и целовальники. Последние представляли посадских людей или черносошных (свободных) крестьян. Когда их выбирали, они клялись честно исполнять свои обязанности и в знак этого целовали крест, за что и получили свое название. «Без старост и без целовальников суда не судити!» – указывал Судебник.

Со стороны центральной власти контроль выражался в том, что теперь ряд дел должен был обязательно согласовываться и получать одобрение в Москве. Без доклада государю наместник не имел права наказывать или миловать «татя» (вора) или «душегубца и всякого лихого человека». Действия наместников и волостелей должны были контролировать дьяки.

Приказ в Москве. Худ. А. Янов

Пишут наказ. Худ. А. Карелин

Право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации.

Среди финансовых мероприятий «Избранной рады» была и податная реформа. Население должно было нести «тягло» – совокупность натуральных и денежных повинностей. Была установлена единая для государства мера налогов – «соха» (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель, в среднем 400–600 гектаров). Величина «тягла» теперь прямо зависела от «сохи».

Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных наместнических пошлин. Население на местах получило доходные списки с перечнем круга судебных и финансовых прав наместника. Взяточничество, волокита, мздоимство карались по закону.

Все эти меры позволили в значительной степени ограничить основания для произвола наместников и волостелей.

Согласно новому Судебнику в стране была проведена так называемая губная реформа, утверждавшая местное самоуправление. В масштабах округа – губы – избирались губные старосты, губные целовальники, которые взяли на себя ведение некоторых уголовных дел: розыск «ведомых разбойников», особо досаждавших местным жителям. Хотя круг прав у губного управления был невелик, оно все-таки забирало часть дел у наместников.

А в 1556 году по инициативе «Избранной рады» наместники и волостели, «кормившиеся» от населения, и вовсе утратили власть. Управление перешло в руки избранных населением «излюбленных голов» («излюбленных судей»), «которые были бы добры и прямы и всем крестьянам (христианам) любы». Те дела, которые «излюбленным головам» «кончать не можно», велено было отправлять в Москву.

В приказе московских времен. Худ. С. Иванов

Страница «Судебника»

Вместо наместнических «кормов» и пошлин устанавливался оброк («кормленичий окуп»), шедший в царскую казну на жалованье ратным людям и другие нужды. Так канула в прошлое система «кормлений» наместников.

В дополнение к Судебнику был принят и Указ о местничестве. Система местничества (распределения служебных мест) складывалась на Руси еще в ХIV–XV веках. При назначении на военную, административную и придворную службу обязательно надо было учитывать знатность рода, происхождение предков человека и личные заслуги. Между родами и их представителями шли нескончаемые распри – кто знатнее, у кого больше заслуг, больше прав занять то или иное место, кто кому должен подчиняться. Недовольные часто отказывались от поста, «волочили дело», не повиновались начальникам. Назначение в военные полки происходило порой не по заслугам и талантам, а по принципу местнической совместимости. Иван IV не раз жаловался: «Кого ни назначишь, всяк тотчас заместничает!»

Указ, подготовленный «Избранной радой», ограничивал местнические свары.

По новому Судебнику усилилось законодательное значение Боярской думы. Одна из его статей гласила: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не записаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершаться, и те дела в сем Судебнике приписывати». Все дополнительные к Судебнику указы и были приговорами Думы.

Дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным управлением. Она же решала множество судебных дел как высшая или единственная инстанция. Заседание Думы обозначалось выражением «сидеть за делы», а если присутствовал царь, то говорили: «Слушать дел с бояры». Проекты законов сама Дума вносила очень редко. Обычно они шли сверху (от царя) или снизу (от приказов).

Текущие дела на рассмотрение Думы вносили начальники приказов – каждый по своему ведомству. Государь вносил в Думу важнейшие законы по внутренней и внешней политике и часто сам председательствовал на ее заседаниях – «сидел с бояры о делах». Но нередко он приказывал думцам «без себя сидеть» и решать вопросы самостоятельно. Только два рода боярских приговоров обязательно должен был утверждать царь: приговоры о местничестве и о наказании за тяжкие преступления.

В особо важных случаях обычный состав Думы расширялся за счет правительственного совета, ведавшего делами Русской Православной Церкви. В этот совет входили митрополит и епископы, назывался он Освященным собором. Совместно с Боярской думой Освященный собор решал все вопросы, связанные с делами церковными.

Стоглав. Титульный лист

В Грановитой палате Московского Кремля

Заседание Боярской думы в 1541 г. Миниатюра из Лицевого свода

Судебник 1550 года сыграл очень важную роль в жизни страны. Это был систематизированный свод законов, который навел порядок в области законодательства в центре и на местах. В результате проведенных реформ начала оформляться сословно-представительная монархия, которая означала новый шаг в развитии государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Земская реформа Ивана IV

Положения земской реформы Ивана IV

Определение 1

Земская реформа — это ряд мер, которые были разработаны правительством Ивана IV в попытке полностью отменить систему кормлений путем замены наместников выборными властями, а также в целях передачи земствам всего местного управления с уголовной полицией и гражданским судом.

С 1550 года управление государством разделилось на две сферы, первая из которых касалась внешней обороны страны с боевым устройством, а вторая – внутренней безопасности страны и хозяйства. Другими словами, внутренняя сфера была направлена на устройство экономических источников, обеспечивающих военные силы.

Военно-административная сфера по-прежнему включала учреждения и служивых людей. Правительственные органы действовали в соответствии с непосредственным приказом, и потому назывались приказными.

Финансовые и полицейские дела второй сферы относились к ведению земских обществ. Так как в качестве органов управления выступали ответственные выборные власти, действовавшие под руководством центральных приказных учреждений, данная сфера управления являлась земской.

Вместе с новым Судебником 1550 г. правительством были изданы уставные грамоты местного самоуправления.

Отныне поставленные правительством наместники не могли проводить суд без участия выборных от населения. Помимо суда через выборных судей, правительство предоставило всем общинам право собственного управления, контроля за порядком и раскладки податей.

Каждая крестьянская община отныне признавалась равноправной с городскими общинами, и потому начальники общины и старосты, а также иные выборные должности считались состоящими на государственной службе.

Замечание 1

Также на протяжении всего времени правления Ивана Грозного общины имели право просить освобождения от наместников, и их просьбы постоянно удовлетворялись. Единственным условием было внесение положенных на наместников оброков в казну.

Выборные начальники повсеместно избирались всеми членами общины.

Цели и результаты земской реформы

Замечание 2

Основной целью земской реформы была замена наместников органами земского самоуправления, которые избирались из посадского населения и слоя зажиточного крестьянства. Отныне земские власти совершали судебные действия и чинили расправу по делам второстепенной важности, а также контролировали сбор подати, которая ранее шла кормленщикам, а теперь поступала в царскую казну.

В целом, реформа местного самоуправления была направлена на ликвидацию феодальной раздробленности в местном аппарате правительства, укрепляя власть феодалов над низшими слоями крестьянства и городских жителей.

Однако правительство действовало не всегда планомерно, и то давало земли на откуп, то вновь вводила кормления

В центре Московского государства было наиболее сильно поместно-вотчинное землевладение, и потому земское самоуправление не в состоянии было соперничать с дворянским землевладением в лице губных старост.

Западные и южные окраины в конечном итоге вернулись к кормлениям.

Наиболее успешно проведение земской реформы было в северо-восточных землях государства, потому что преобладающим населением являлось черносошное крестьянство, а вотчинников было, напротив, довольно мало. Хуже дела обстояли в южных русских землях по причине преобладания бояр-вотчинников.

Замечание 3

Таким образом, на основной территории земская реформа так и не была осуществлена, однако власть наместников все же со временем была заменена на тесно связанное с центральным правительственным аппаратом воеводское управление.

spravochnick.ru

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1555‒1556 — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1555-1556 годов - од­на из ре­форм ме­ст­но­го управ­ле­ния в Pycском государствеве, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой в по­са­дах и чер­но­сош­ных во­ло­стях вво­ди­лось со­слов­но-вы­бор­ное са­мо­управ­ле­ние, соз­да­ва­лись ин­сти­ту­ты зем­ско­го уп­рав­ле­ния.

Од­ной из при­чин Земской реформы ста­ла не­эф­фек­тив­ность си­сте­мы мест­но­го уп­рав­ле­ния во гла­ве с на­мест­ни­ка­ми и во­ло­сте­ля­ми из чи­сла чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, по­лу­чав­ши­ми оп­ре­де­лён­ную тер­ри­то­рию с на­се­ле­ни­ем в кор­мле­ние (т. е. прак­ти­чес­ки в собственное рас­по­ря­же­ние, без эко­но­мического конт­ро­ля со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти, при ус­ло­вии вып­ла­ты в каз­ну ус­та­нов­лен­ных сумм), что спо­соб­ство­ва­ло мас­со­вым злоу­пот­реб­ле­ни­ям. Дру­гой при­чи­ной был чис­лен­ный рост Го­су­да­ре­ва дво­ра, что сде­ла­ло не­воз­мож­ным ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние всех его чи­нов корм­ле­ния­ми. В то же вре­мя са­мо на­се­ле­ние не­ко­то­рых круп­ных по­са­дов и чер­но­сош­ных во­ло­стей бы­ло го­то­во «вы­ку­пить» пра­во на сбор на­ло­гов и их пе­ре­чис­ле­ние в каз­ну че­рез сво­их вы­бор­ных лиц, без уча­стия пос­ред­ни­ка-корм­лён­щи­ка. Это долж­но бы­ло спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию ка­зён­ных до­хо­дов.

Земской реформе пред­шест­во­вал ряд ме­ро­прия­тий, свя­зан­ных с по­пыт­ка­ми соз­да­ния зем­ских ор­га­нов. Им­пульс для их по­яв­ле­ния был дан т. н. Со­бо­ром при­ми­ре­ния (февраль 1549 года). Основными за­да­чами зем­ских пред­ста­ви­те­лей бы­ли недопущение не­пра­вед­но­го су­да и уча­стие в мест­ном уп­рав­ле­нии для ук­реп­ле­ния ав­то­ри­те­та пра­ви­тель­ственных ор­га­нов и уси­ле­ния их влия­ния на ши­ро­кие слои на­се­ле­ния. Су­деб­ник 1550 года ус­та­но­вил обя­зательное уча­стие вы­бор­ных от на­се­ле­ния в на­мест­ни­чь­ем су­де (пред­ста­ви­тель­ст­во по­сад­ско­го и сво­бод­но­го кресть­ян­ско­го на­се­ле­ния из­вест­но с середины XV века, оно бы­ло за­фик­си­ро­ва­но Су­деб­ни­ком 1497 года, но не яв­ля­лось по­сто­ян­ным). По­сле это­го на­ча­лась вы­да­ча пер­вых ус­тав­ных гра­мот во­лост­ным об­щи­нам (наи­бо­лее ран­ней из сох­ра­нив­ших­ся счи­та­ет­ся гра­мо­та 1551 года Плёс­ской волости Вла­ди­мир­ско­го уезда), в ко­то­рых фик­си­ро­ва­лись их пра­ва и обя­зан­но­сти: из­бран­ные «ми­ром» зем­ские ста­ро­сты, це­ло­валь­ни­ки и «из­люб­лен­ные» го­ло­вы долж­ны бы­ли со­би­рать и до­став­лять государственные на­ло­ги и сбо­ры - «корм­лё­ный окуп». Сто­гла­вый со­бор (1551 год) бла­го­сло­вил уча­стие зем­ских ста­рост в уп­рав­ле­нии как свет­ски­ми, так и цер­ков­ны­ми зем­ля­ми. Од­на­ко про­цесс внед­ре­ния ин­сти­ту­тов зем­ско­го уп­рав­ле­ния при­ос­та­но­вил­ся в свя­зи с тем, что пос­ле за­вое­ва­ния Ка­зан­ско­го хан­ст­ва (1552 год) поя­ви­лась воз­мож­ность обес­пе­чить многих слу­жи­лых лю­дей (от бо­яр до вер­хуш­ки про­вин­ци­аль­но­го дво­рян­ст­ва) корм­ле­ния­ми или де­неж­ны­ми сум­ма­ми из «корм­лё­ных» до­хо­дов.

В хо­де про­ве­де­ния Земской реформы в 1555-1556 годах бы­ли от­ме­не­ны корм­ле­ния, ор­га­ни­зо­ва­на мас­со­вая рас­сыл­ка по го­ро­дам и во­ло­стям уч­ре­ди­тель­ных гра­мот о про­из­вод­ст­ве вы­бо­ров но­вых зем­ских вла­стей, вы­ра­бо­тан фор­му­ляр вы­да­вае­мых ус­тав­ных гра­мот и уни­фи­ци­ро­ва­но их со­дер­жа­ние, сфор­ми­ро­ва­ны зем­ские ор­га­ны на ме­стах. В за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на со­ци­аль­ный со­став зем­ских ор­га­нов ме­нял­ся. В уез­дах с силь­ны­ми и бо­га­ты­ми по­са­да­ми, например на Русском Се­ве­ре, зем­ские пред­ста­ви­те­ли из­би­ра­лись из куп­цов, про­мыш­лен­ни­ков, кресть­ян; здесь они сое­ди­ня­ли в се­бе и функ­ции губ­ных вла­стей. В бо­лее южных райо­нах с раз­ви­тым слу­жи­лым зем­ле­вла­де­ни­ем зем­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми из­би­ра­лись чле­ны мест­ных дво­рян­ских кор­по­ра­ций.

Земская реформа по­вы­си­ла государственные до­хо­ды, уси­ли­ла роль дво­рян­ских го­ро­до­вых кор­по­ра­ций и по­са­дов, под­чи­нив их фор­ми­ро­вав­шим­ся в то же вре­мя при­ка­зам и умень­шив влия­ние ре­гио­наль­ной вла­сти.

По мне­нию Н. Е. Но­со­ва, Земскую реформу сле­ду­ет да­ти­ро­вать нес­коль­ко ина­че: он оп­ре­де­лял 1550-1553 годы как 1-й этап, а 1555-1556 годы как 2-й этап ре­фор­мы.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о