Виды и формы речи таблица – Виды и формы речи.

Виды и формы речи.

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.

В психологии различают два вида речи:

- внешняя;

- внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической – это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

- персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

- спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

- ситуативность речевого поведения - непосредственный контакт говорящих;

- эмоциональность - ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

- информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

- убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

- побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

  1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

  2. монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и монологическая речь могут быть активной или пассивной

. Активная форма речи – это речь говорящего человека, а пассивная – это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно).

2. Внутренняя речьэто особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Она формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления.

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

Понятность речи зависит:

- от её смыслового содержания;

- от её языковых особенностей;

- от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны.

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

studfile.net

Виды речи в психологии: характеристика, классификация, схема, таблица

Одним из самых великих достижений человечества является речь. Это уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. Виды речи в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу – это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные виды речи в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство – это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, письменную речь рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи – устную. Характеристика видов речи в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Монологическая речь

Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все языковые нормы. Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

Активная форма речи

Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется "моторная афазия".

Пассивная форма

Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

1) Обозначение2) Обобщение3) Коммуникация
Эта функция показывает отличие между общением человека и животных. Представители фауны могут передать звуками лишь эмоциональное состояние, а человек способен указать на какое-либо явление или предмет.Человек способен одним-единственным словом обозначить целую группу предметов, схожих по определенным качествам. Речь и мышление человека тесно связаны, без языка мысли не существует.Человек способен с помощью речи передавать свои эмоции и мысли, делиться своими переживаниями и наблюдениями, на что животные просто не способны.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

fb.ru

виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи. — КиберПедия

Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст.Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим .

*Речь – форма общения, сложившаяся исторически в процессе общения людей.

*Виды речи. Внешняя, эгоцентрическая, внутренняя , аффективная

Устная речь: ее ведущие признаки.

Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговорный, беседа)

1.Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

2.Устной речи свойственны:

-меньшая лексическая точность;

-небольшая длина предложений

-отсутствие причастных и деепричастных оборотов

-деление единого предложения на несколько коммуникативно

самостоятельных.

3.выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:

а- устная научная речь

б- устная публицистическая речь

в- в сфере официально-делового общения

г- художественная речь

д- разговорная речь

Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Письменная речь использует книжный язык, употребления которого достаточно строго нормировано и регламентировано.

1.Порядок слов в предложении закреплен

2. предложение выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса.

3. письменной речь свойственны:

-сложные синтаксические конструкции

-причастные и деепричастные обороты

-распространенные определения

-вставные конструкции и т.д.

4. письменная речь является основной формой в следующих стилях:

а- научном

б- публицистическом

в- официально-деловой

г- художественном

Вывод: письменная речь использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями

Текст как ведущая единица словесной коммуникаций. Оснавные признаки текста.

*Текст – это произведение речи, которые состоит из несколько предложений, расположенных в определенной наследовательности и связанных между собой по смыслу и с помощью разных языковых средств:повторение, сложных, синтаксических конструкции и т.д.

*Текст существует двух речевых формах : диалог, монолог.

*Текст имеет заглавие «абзацы, парографы, главы».

*Минимальный единицей текста является предложение.



*Текст оформляется стилистический как:: разговорный, официально деловой, публицистический, художественный, научный стиль.

*Важнейший признак текста – стилевое единство.

*Любой связный текст можно озаглавить, выделить его основной мысл.

*В тексте выделяется тема и под тема.

*Тема – это само содержание текста.

*Под тема – где конкретизируется развивается действие в тексте.

ССЦ как компонент теста

ССЦ- это сочетание нескольких предложений, которые объединены по смыслу и синтаксически.

В ССЦ выделяются 3 структурно-смысловые части: зачин, оснавная часть и концовка

Эти части соотносены друг с другом, т.к. в каждой части раскрывается часть темы, подтема и микро тема

Большую роль в ССЦ играет первое предложение – зачин.

Зачин дает тему, которая раскрывает последующие события в тексте, строится свободно и вполне самостоятельно.

Предложения с ССЦ могут быть связаны между собой цепной, параллельной связью.

ССЦ характерно для связного текста

Сочетание нескольких предложений характеризуется смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Например: все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя

7. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь.

Предложения, входящие в тексты, объединяются не только единством темы, но и определенными синтаксическими средствами. К их числу относятся:

а) повторение ключевого слова (словосочетания), местоименная замена его;

б) союзы, вводные слова, соединяющие предложения;

в) одинаковые формы глаголов-сказуемых и др.

Связи в тексте могут быть цепными и параллельными. Цепная связь отражает последовательное движение мысли в тексте: обычно новое в предшествующем предложении становится темой следующего предложения; новое предложение в свою очередь, требует пояснения. При цепной связи наблюдается лексический повтор.



Во многих текстах, особенно в научных и научно-популярных, часто используется другой вид связи – параллельный. При такой связи предложения объединяются единством темы, но сохраняют свою автономность: все предложения, кроме первого, синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому предложению.

cyberpedia.su

формы речи - это... Что такое формы речи?

  • ФОРМЫ РЕЧИ — ФОРМЫ РЕЧИ. Формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Формы речи — – формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме. См. Устная речь; Письменная речь; Монолог; Диалог; Авторская речь; Прямая речь; …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • формы речи — Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • формы речи —   Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) — (англ. speech organs) органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на 3 взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • dic.academic.ru

    Формы и виды речи

    Количество просмотров публикации Формы и виды речи - 798

    Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи˸

    1. внешнюю;
    2. внутреннюю.

    1.Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи˸

    • жаргон;
    • интонация.

    Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски. Внешняя речь включает следующие виды˸

    • устную˸
      • диалогическую и;
      • монологическую;
    • письменную

    Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной позиции, и восприятия их людьми на слух - с другой. Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны˸

    • последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
    • грамматически правильное оформление;
    • выразительность голосовых средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

    Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи˸ повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая. Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на базе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. 2.Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

    referatwork.ru

    Виды речи в психологии: характеристика, классификация, схема, таблица

    Одним из самых великих достижений человечества является речь. Это уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. Виды речи в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

    Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу – это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные виды речи в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство – это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, письменную речь рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.


    Диалогическая или разговорная речь

    Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи – устную. Характеристика видов речи в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

    Монологическая речь

    Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все языковые нормы. Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

    Активная форма речи

    Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется "моторная афазия".

    Пассивная форма

    Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

    Письмо

    Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

    Кинетическая речь

    Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

    Внутренняя речь

    Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

    Функции речи

    Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

    1) Обозначение2) Обобщение3) Коммуникация
    Эта функция показывает отличие между общением человека и животных. Представители фауны могут передать звуками лишь эмоциональное состояние, а человек способен указать на какое-либо явление или предмет.Человек способен одним-единственным словом обозначить целую группу предметов, схожих по определенным качествам. Речь и мышление человека тесно связаны, без языка мысли не существует.Человек способен с помощью речи передавать свои эмоции и мысли, делиться своими переживаниями и наблюдениями, на что животные просто не способны.

    Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

    autogear.ru

    Виды речи.

    Внешняя речь, которая подразделяется на устную речь и письменную.

    Особенностью устной речи является то, что она может содержать много неточностей и будет достаточно нелогичной. Часто это незрелый и смешной продукт. На этом часто строиться политическое манипулирование, когда есть потребность дискредитировать оратора. Неточность и нелогичность устной речи объясняется тем, что в коре головного мозга центры устной и письменной речи различны.

    Устная речь всегда произносится в определенном контексте. Существует много исследований, согласно которым, люди могут различаться на «говорящих» и «пишущих». Это означает, что если человек хорошо владеет письменным словом, он также хорошо будет владеть и устным словом, и наоборот.

    Устная речь – это вербальное общение при помощи средств, воспринимаемых на слух. Она достаточно сложна, потому что компоненты речевого сообщения мы порождаем и воспринимаем последовательно. Устную речь трудно остановить и еще раз повторить то, что было сказано несколько минут назад. Процесс рождения устной речи сложен. С одной стороны человек должен спланировать высказывание, сориентироваться в нем, реализовать высказывание, проконтролировать его правильность. С другой стороны он контролирует и выстраивает двигательный компонент.

    Поэтому программирование идет по двум каналам одновременно: по смысловому каналу, и моторно-артикуляционному, для того, чтобы правильно произнести то, что нам необходимо.

    Внешняя устная речь происходит в форме монолога и диалога. Они различаются по степени активности каждого из партнеров. Монолог ассиметричен, потому что один партнер говорит, а другой слушает. Слушатель может находиться в различных состояниях, от состояния суггестии, до полного отсутствия, не восприимчивости и отчужденности. Суггестивное состояние восприятия состоит в полной поглощенности словами говорящего партнера, и на этом фоне высокой степенью внушаемости. Для оратора монолог требует значительных энергетических затрат и большой подготовки. Например. Одного лектора спросили, может ли он выступить с речью. Лектор ответил, что все будет зависеть от того, сколько времени будет длиться это выступление. Если три часа, то можно выступать сразу, без подготовки. Если же выступление будет длиться три минуты, то ему необходимо на подготовку три дня. Вывод: чем короче время выступления, тем выше требование к информативности речи.

    Если выступление лектора интеллектуальное, то есть монолог обращен исключительно к интеллекту, то оно будет оставлять слабый след у слушателей. Более сильное воздействие случается тогда, когда лектор обращается к эмоциональной сфере человека, потому что эмоции усиливают восприимчивость.

    Лекция или монолог может оставить еще более глубокий след, если апеллировать к бессознательной части психики. Для этого используются различные метафорические формы. Метафора, ассоциирование, связывание каких-то явлений дают нам новый ракурс видения, открываются новые смыслы, они лежат не в самих понятиях, а в связках между ними.

    Самое глубокое воздействие идет тогда, когда мы обращаемся к практике жизни.

    Диалог предполагает присутствие двух участников, причем их речевые реплики должны быть связанными между собой. Минимальный диалог требует трех взаимосвязанных высказываний. Здесь работает и речевое порождение и память. Если нет этой взаимосвязи, то о диалоге говорить не приходится.

    Диалог контекстен, в нем используются дополнительные средства эмоциональной выразительности: жесты, мимика, пантомимика. Мы можем некоторые высказывания давать не развернуто, а сокращенно или отрывочно. Но, эти формы понятны для людей, которые ведут беседу, которые участвуют в процессе разговора.

    В современной психологии большое внимание уделяется активному слушанию в процессе диалога. О чем идет речь. При помощи внешней речи люди обмениваются своими мыслями, мнениями, позициями, точками зрения, которые всегда несут образную структуру. За словами всегда стоит образная структура. Когда мы переводим свой опыт в речевую форму, то внутри мы имеем содержание гораздо более содержательное, чем слова, которыми это выражаем.

    Человек, который слушает эту информацию, а ситуация, в которой это происходит, называется – канал связи, действует согласно принципу «хорошей формы». Мы так устроены, что для большей ясности все упрощаем, причем эти упрощения идут в субъективном ключе. Это означает, что любую услышанную фразу человек понимает через призму своего опыта. В такой ситуации получается, что по форме вроде бы два человека говорят друг с другом, и вроде бы их высказывания связаны, но на самом деле каждый человек говорит сам с собой.

    Чтобы избежать такой формы диалога необходимо использовать активное слушание. Такой диалог строится с использованием приемов, помогающих лучше понять собеседника и выяснить особенности его субъективного восприятия действительности. Для этого постоянно задаются уточняющие и наводящие вопросы. Например. «Я правильно вас понял, вы имели в виду…», «Как ты понимаешь это высказывание!» и так далее. Очень важно установить контекст в диапазоне, которого разворачивается беседа. Известно, что полного понимания добиться очень сложно, даже если люди становятся «совокупными субъектами», все равно есть какая-то отдаленность и присутствует проблема полноты понимания.

    Работа психолога состоит в том, чтобы стать рецептивным (адекватно воспринимающим), лучше понимать партнера, стимулировать его к высказываниям. Если говорить о психоаналитическом ракурсе, то здесь будет своеобразный диалог двух бессознательных.

    Письменная речь – это общение при помощи письменных текстов. Письмо прочнее оседает в памяти, потому что когда мы пишем, мы сохраняем высказанное. Письмо требует специфических конструкций и имеет специфические национальные стили. Для письма характерна сложная структурная организация. Основная задача в том, чтобы научиться точно, выражать свои мысли.

    Сейчас появилась электронная форма обмена информацией. Здесь также есть своя специфика, потому что используются «смайлики», телеграфный стиль. Характер детско-родительских отношений улучшается, когда родители вместо выговора по телефону пишут сообщение. Дело в том, что устная речь менее контролируемая, поэтому могут возникать сложности в общении. На практике взрослые дети и родители, когда у них теряется контакт, обмениваются сообщениями. В таком варианте процесс налаживания отношений идет более эффективно потому, что можно хорошо проконтролировать все, что написал. Если люди находятся в конфликте, отсроченное письмо будет верным психологическим приемом. В конфликте, «благодаря» своему эмоциональному состоянию можно наговорить много такого, о чем в последствие будешь жалеть. Особенно это касается семейных конфликтов, которые разрастаются как снежный ком. Если муж с женой начинают ругаться, то вспоминают события, далеко уходящие в их совместную жизнь. В написанном письме от многих стереотипов в общении можно избавиться.

    Текст письменной речи можно перечитать, что тоже очень важно. В устной речи информация может потеряться, рассеяться, вернуться к ней достаточно сложно. Письменная речь связана с большей ответственностью.

    Кроме внешней речи, существует еще и внутренняя речь. Эта речь беззвучная, она характеризуется отрывочностью, и также бывает в форме монолога и диалога.

    Типы внутренней речи.

    1. Внутреннее проговаривание – это «речь про себя», человек не произносит звуки, но вся структура устной внешней речи сохраняется. Обычно внутренние проговаривание используется в трудных ситуациях, чтобы в суматохе не потерять нужную мысль. Структура внешней и внутренней речи во внутренним проговаривание одинакова.

    2. Собственно внутренняя речь – это средство мышления, и человек в этой речи использует специальные образы, схемы. Здесь структура иная, она отличается от структуры внешней речи. Имеется внутренний код. Исследовать ее очень сложно.

    3. Внутреннее программирование – это формирование замысла речевого высказывания. Каждый человек имеет программу высказывания определенного текста и его частей.

    Внутренняя речь объединяет воедино мысль и язык. Благодаря внутренней речи словесно выражаются процессы восприятия мира, процессы действий и переживаний личности. Внутренняя речь присутствует всегда, причем и в диалоге, и в монологе.

    Почему в диалоге? Ответ очень прост, потому что человек не целостен по своей природе, и в нем присутствуют определенные эмоционально зараженные комплексы. Иногда эти комплексы называют субличностями. В каждом человеке живет прокурор, судья, саботажник, обжора, оптимист, пессимист и так далее. Можно называть их метафорически по-разному, но внутри всегда своеобразное многоголосье.

    Часто мы можем зарегистрировать голоса этих субличностей в странных высказываниях. Если мы начинаем внимательно слушать человека, то можем легко отличить эти субличности друг от друга. Они могут даже интонировать по-разному. Бывает ситуации, когда человек, находясь наедине с собой, переживает настоящую «бурю». Это проявляется в тех случаях, когда трудно принять нужное решение. Разворачивается настоящая драма, субличности начинают проявляться, и каждая с определенной силой. Вот отсюда и появляется внутренний диалог. Разговаривать с самим собой – это не клиника, это норма для каждого человека.

    Кроме внешней и внутренней речи выделяют еще и эгоцентрическую речь. Она занимает промежуточное положение между этими двумя формами речи. По форме это речь внешняя, а по сути внутренняя. Например. Маленький ребенок разговаривает сам с собой. В возрасте от 3-х до 5-ти лет эгоцентрическая речь занимает до 75% речевой активности. Для ребенка не важно, есть ли у него партнер для слушания, отвечают ли ему, это его совершенно не беспокоит. В данном случае речь здесь выполняет контролирующую и регулирующую функции.

    Взрослые люди так же могут прибегать к такой речи, давая себе определенные команды. Когда взрослый человек постоянно комментирует свои действия, он, таким образом, саморегулирует себя, фиксирует это, как узелок на память.

    studfile.net

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о