Схема аудиосистемы – Схемы подключения автозвука

Установка автозвука своими руками | Составляющие хорошего автозвука

Добиться качественного звука в автомобиле не так просто как кажется на первый взгляд. Все кажется просто: купил дешевую автомагнитолу «мистери» за 2000р, ведь в ней присутствуют все возможности магнитолы по цене в 8000р, сабвуфер за три копейки, тонкие дешевые провода искажающие звук и что самое ужасное, приводящие к возгоранию (особенно в летний период).

В результате вроде и играет музыка, но не с таким пробивающим и одновременно мягким и глубоким басом, как у друга Пети. В чем секрет? Все просто, чтобы добиться хорошего автозвука, сначала вам необходимо понять основы и выбрать хорошее оборудование, исходя из собственных предпочтений.

Именно о главных составляющих хорошего автозвука мы и поговорим, а в последующих статьях мы подробно будем разбирать каждое устройство. Поэтому добавляйтесь в социальные сети и подписывайтесь на ленту новостей сайта. Давайте начнем с составляющих.

Составляющие автозвука

Вся система система состоит из головного устройства (в простонародье магнитола), усилителя (от одного до бесконечности), динамиков и конечно же качественной проводки. Ниже кратко будет рассказано о каждой составляющей.

Какая должна быть автомагнитола?

Качественного автозвука без хорошей магнитолы просто не добиться, поэтому это первое, о чем необходимо побеспокоиться. Как и остальные составляющие, головное устройство влияет на качество звука и даже если у вас будет хороший саб и усилитель, а сама магнитола окажется полным шлаком, то о хорошем звуке можете забыть .

Качество сборки

При выборе ГУ (головного устройства) я рекомендую опираться в первую очередь на бренд и качество сборки. Pioneer и Alpine — бренды которые хорошо себя зарекомендовали на современном рынке. В среднем за 4000-12000 вы купите довольно неплохую магнитолу. Такие монстры как McIntosh, Denon и Nakamichi больше рассчитаны профессионалов.

Ну, а если ваш бюджет слишком ограничен и вы все равно не хотите прислушиваться к советам, то обратите внимание на Mystery, Prology, Challenger и тд.

Здесь можно дать один совет: помните — лучше купить не навороченную, а качественную магнитолу для прямого назначения. Большинство производителей второго эшелона предлагают устройство напичканное бестолковыми функциями, которые мало того что почти не работают, так и пользоваться в принципе ими вам не придется.

Узконаправленное устройство справится со своей задачей намного лучше мультимедийного комбайна — это  было проверено уже много раз.

Количество линейных выходов

Далее, мы смотрим на количество линейных выходов. Один линейный выход позволяет подключить один двух канальный усилитель. Два выхода позволит подключить четырех канальный усилитель и тд. Более подробно про усилители написано в другой статье.

Ниже представлена простая схема, которая должна помочь понять суть линейных выходов.

Помните, если в магнитоле отсутствуют линейные выходы то нам это неинтересно и следует присмотреться к другому устройству.

Управление, дизайн

Да, именно на управление. При выборе магнитолы тыкаем на все кнопки, проверяем джойстик, смотрим где спрятаны настройки эквалайзера, как быстро перключается трек и тд. Если есть лишние деньги то лучше вложить их в проводку то можно купить магнитолу с навороченным дизайном. Хотя лично я предпочитаю поражать людей качественным звуком, а не понтами.

Стоит отметить, что в условиях частой фальсификации продукции, конкретно указать, какая лучше магнитола практически невозможно, поэтому приобретение автомобильной системы даже в фирменных магазинах обязательно должно сопровождаться «живой» проверкой параметров.

Более подробно о выборе магнитолы написано здесь —  Как выбрать автомагнитолу 

Выбор динамиков

На первый взгляд выбор динамиков — сложнейшая задача для новичка, ведь не все динамики можно установить в штатные места, причем ограничение не столько в их габаритных размерах, как в технических характеристиках, точнее АЧХ.

На что обратить внимание при покупке:

Диаметр динамика Чем больше физический диаметр динамика и магнита, тем громче он будет воспроизводить звук.

Чувствительность динамика. Данное понятие отражает можно сказать КПД динамика. Чем больше эта цифра тем качественнее и громче будет играть динамик.

Материал динамика

 

Типы динамиков

Широкополосные динамики – воспроизводят основную звуковую полосу с явным подъемом звучания средних частот и падением на низах и высоких.  На дешевых динамиках качественного звучания добиться не возможно.

Широкополосный динамик Beyma 6P200FE. Источник samodelka.ru

Коаксиальная акустика – имеет несколько видов конструкций, но принцип один – разделение воспроизведения всей звуковой полосы на несколько динамиков, причем каждый работает на заданной частоте, обеспечение которой возлагается на фильтры, простейшие из них – это конденсаторы.
Такая акустика имеет общий корпус с двумя динамиками, что не составляет труда устанавливать ее своими руками вместо штатных громкоговорителей. Ценовая категория коаксиальной акустики не высока, зато можно добиться приемлемого качества.

Коаксиальный динамик Soundstream SST8.2

Компонентная акустика – больше подходит для искушенных слушателей, т.к. качество звучания значительно отличается из-за использования отдельных частотно разделенных динамиков, причем система требует дополнительного пространства с более проблематичной установкой. Иногда приходится изготавливать дополнительные подиумы, а расположение динамиков сильно влияет на восприятие звука.

Так очень важно правильно установить высокочастотные «пищалки», от которых зависит ощущение «полета» музыки, поэтому их необходимо устанавливать как можно выше без преград выходного звука т.к. ВЧ легко гасится. Такие системы чаще всего выполняются трехполосными, причем низкочастотные составляющиединамики можно устанавливать в любом месте, ведь человеком место НЧ-излучения не определяется.

В большинстве случаев их устанавливают на усиленный подиум возле заднего стекла, но бывают варианты установки в двери или под облицовочную панель, ведь НЧ слабо гасится. Среднечастотные динамики же устанавливаются на штатные места.

Трех полосная компонентная акустика DLS C36

Сабвуфер или глубокий бас позволяет насладиться низкими частотами, поэтому качественный автозвук своими руками без него создать практически не возможно. Выбор сабвуфера основывается на конструктивных его особенностях, габаритных размерах и АЧХ применяемого в нем динамика.

О том, как выбрать хорошую акустику читайте эту статью

Выбор сабвуфера

Определение, какая автомобильная акустика лучше подойдет для вашего случая, должно основываться на типе сабвуфера, ведь именно он несет важнейшую функцию воспроизведения мягкого, но мощного баса.

Бесспорен тот факт, что купить штатный сабвуфер значительно проще, но вот его установка может создать большие осложнения, причем его звучание в салоне машины может сильно отличаться из-за резонанса кузова и облицовки. Поэтому настоящие поклонники качественного автозвука всегда изготавливают свои конструкции сабвуфера с полным подбором низкочастотных динамиков по АЧХ:

  1. Резонансная частота (Fs) НЧ-динамика без какого-либо акустического оформления подбирается как можно ниже. В среднем этот параметр составляет 20-25 Гц, причем динамики с более низким порогом встречаются крайне редко, а вот верхний предел – это 40 Гц. Стоит учесть, что в некоторых случаях модификаций конструкций сабвуфера очень низкая резонансная частота становится помехой, вызывая сильные вибрации, приводящие к искажению звучания.
  2. Полная добротность (Qts) динамика указывает на важнейший фактор – мощность излучения на резонансной частоте, т.е. чем выше добротность, тем больше динамик выдает резонансную частоту, а чем она ниже, тем динамик «мягче» воспроизводит, цепляя смежные частоты. Стоит учесть, что чем больше магнит динамика, тем полная добротность ниже, хотя эта зависимость не столь строга, ведь на Qts влияют и другие факторы. Проектируя сабвуфер, необходимо учесть, что добротность ниже 0,3-0,35 считается низкой, а больше 0,5-0,6 – принято считать высокой.
  3. Эквивалентный объем (Vas) определяется жесткостью акустического подвеса динамика и его диаметром, причем, чем мягче подвес и больше диффузор, тем больший объем воздушной подушки необходим, ведь громкоговоритель при таких параметрах очень чувствителен к внешнему воздушному воздействию. Другими словами обязательно необходимоучитывать этот параметр для правильного подбора объема сабвуфера, ведь большие мягкие диффузоры имеют предпосылки для большой отдачи мощности (раскачки), но требуют большой воздушной подушки для правильной работы без искажений. Поэтому динамики с одинаковой резонансной частотой и размером диффузора, но разной жесткостью акустической подвески будут по-разному звучать в одном и том же корпусе сабвуфера.

Правильно подобрать динамики для сабвуфера – это полдела, более сложная стадия –расчет его размера, объема мощности и выбор корпуса:

Виды корпусов

Закрытый ящик (sealedbox) – самый простой тип изготовления сабвуфера, ведь динамик устанавливается в герметичный ящик заданного объема. При простоте конструкции такой тип сабвуфера имеет ряд преимуществ:

  • Простота расчета объема ящика, которая соответствует эквивалентному объему.
  • Упругая реакция воздушной подушки во всем рабочем диапазоне обеспечивает снижение перегрузок и уменьшает вероятность механического повреждения.
  • При правильном подборе размеров ящика и самого динамика воспроизведение басовых нот столь отличное, что нет равных.
  • Оклеивание сабвуфера изнутри звукопоглощающим материалом позволяет увеличить динамический объем ящика на 15-20 %.

Но в этой конструкции есть своя «ложка дегтя» — это самый низкий КПД из всех типов конструкций.

Сабвуфер Blaupunkt GTb-1200 BOX

Фазоинвертор (ventedbox) –самый распространенный тип сабвуфера, имеющий щадящий режим для самого динамика, т.к. ящик имеет заданных размеров отверстие для связи с атмосферой. Часть колебательной энергии в фазоинверторе передается воздушной подушке в ящике, что усиливает раскачку воздуха на определенной узкой (1-2 октавы) частоте, т.е. значительно повышается КПД, а искажения уменьшаются до минимума.

Фазоинвертор более сложен в настройке, ведь помимо учета, как выбрать акустику для него, необходимо правильно рассчитать объем ящика, сечение и длину тоннеля. Последний часто изготавливают с регулировкой длины тоннеля, чтобы правильно подобрать на месте желаемую частоту резонанса.

Полосовой громкоговоритель (bandpass) – самый сложный конструктивный тип сабвуфера, объединяющий в себе фазоинвертор и закрытый ящик, т.е. сабвуфер разделен на два пространства, выполняющих роль фильтров высоких и низких частот. Сам динамик несет функцию перегородки и воспринимает воздушную нагрузку сразу с двух сторон по принципу симметричной нагрузки.

Полосовой громкоговоритель имеет максимальный КПД с АХЧ в графическом виде колокола. Причем подбором объемов и резонансной частоты передней камеры можно создать, как резкий подъем мощности на узкой полосе частот, так и более широкий диапазонный подъем низких частот с меньшим звуковым давлением.

Помимо высокого КПД такой тип сабвуфера излучает звук именно через тоннель, что позволяет расширить возможности установки. Размещение самого динамика может быть в любом месте, а подача звука организовывается через гибкий тоннель-рукав.

Бандпасс сабвуфер Ground Zero GZRB 2300X

 

Более подробно о выборе сабвуфера написано здесь — Как выбрать сабвуфер

Выбор усилителя

Для создания качественного звука вам непременно понадобится мощный усилитель (или даже два). Чтобы купить хороший усилитель и не переплатить лишние деньги, вам следует знать следующие особенности:

Запас мощности которой много не бывает, причем не нужно путать понятия мощности и громкости, ведь имея мощный усилитель – не обозначает, что прослушивание обязательно должно быть громким. Ведь выбирая машину с мощным двигателем, вы же не собираетесь постоянно с нее «выжимать все силы», так же происходит с автомобильными усилителями.

Причем запас мощности позволяет прослушивать музыку с большим качеством, ведь отсутствие перегрузок избавляет от нелинейных искажений и значительно снижает внесение фоновых шумов.

Мощность усилителя бывает номинальная (RMS) и максимальная (PMPO). Поэтому при покупке усилителя первым делом обращайте внимание на эту характеристику.

В качестве дополнительного усилителя перспективно брать аппарат с мощностью 100-200 Вт на канал, а мощность сабвуфера должна составлять не менее суммарной мощности всех динамиков, т.е. при 4 канальной системе по 100 Вт необходимо устанавливать сабвуфер не менее 400 Вт.

Хотите поучаствовать в соревнованиях по автозвуку, то устанавливайте систему с мощностью не менее 200 Вт на канал и сабвуфером 1000 Вт. Но, не забывайте, что при таких мощностях «неосторожное» прослушивание может привести к потере слуха.

Усилитель Alpine MRX-T15 общей мощностью в 150 Вт

Громкость или пиковое напряжение раскачки – с одной стороны, чем больше, тем лучше, а с другой стороны – раскачка более 100 дБ вызывает сильное давление на ушные перепонки, и, как следствие, возникновение головной боли,а при длительном воздействии даже проявляется понижение слуха. Поэтому вполне достаточно 90-95 дБ.

При этом не забывайте, что использование мощного усилителя с акустической системой меньшей мощности недопустимо из-за возникновения перегрузок даже при 50% мощности. А обратное несоответствие (АС мощнее усилителя) приводит к повышенной нагрузке на усилитель из-за проблем раскачки диффузоров с заниженной громкостью.

Поэтому очень важно соблюсти соответствие мощности и пиковой раскачки дБ усилителя и акустической системы.Стоит учесть, что, чем чувствительнее динамик (больший параметр дБ), тем меньше нужно мощности для создания критического травматического давления на ушную перепонку.

Амплитудно-частотная характеристика должна быть линейной во всем звуковом диапазоне от 20 Гц до 20000 Гц без сильных провалов или подъемов. Более качественными усилителями считаются аппараты с расширенным диапазоном до 32 кГц, но «среднестатистическое» ухо способно воспринимать только до 18 кГц, поэтому не стоит гнаться за расширением диапазона. Главное – это линейность АЧХ.

Количество выходных каналов на акустическую систему в автомобильных усилителях бывает разным, причем по их количеству в большей степени можно рассуждать об его качестве и актуальности (современности):
Одноканальный– применяется для подключения сабвуфера большой мощности.

Моно усилитель Alpine MRX-M100

2-х канальный усилитель позволяет подключить акустическую систему по принципу раздельных каналов, причем можно организовать, как простое стерео, так и псевдоквадро или ABC. Причем вместо двух динамиков, вы можете подключить сабвуфер. Но стоит внимательно отнестись к изучению «предполагаемых внутренностей» усилителя, т.к. встречаются грубые монофонические подделки с выходами на два канала (псевдостерео).

2-х канальный усилитель DLS RA20

3-х канальный усилитель сегодня редко используют, потому что 4-х канальные усилители позволяют подключить по мостовой схеме сабвуфер и две колонки. Однако 3-х канальный усилитель для такой цели будет лучше четырехканального, поскольку он будет выдавать лучшую мощность на канал.

3-х канальный усилитель DLS RA30

4-х канальный усилитель – большинство современных усилителей оборудованы именно такой схемой, причем качество их вполне достойное. Четыре канала позволят вам подключить 4 динамика, либо два динамика и один сабвуфер, конечно если у него хватит на это мощности. Если усилитель с довольно большим запасом, то можете подключить даже два сабвуфера.

4- канальный усилитель Kicx KAP-45

5-ти канальные усилители позволяют подключить один сабвуфер и четыре динамика. Такой усилитель позволит сэкономить место, однако хорошие модели обойдутся вам в круглую сумму. При покупке обращайте внимание на количество ватт выдаваемых на один канал.

5-ти канальный усилитель Alpine PDX5

И наконец 6-ти канальные усилители. Сейчас такие усилители используют довольно редко, так как многие используют всего 4-х или (что реже) 5-ти канальные усилители.

6-ти канальный усилитель Audison LRx 6.9 6-channel black

О том как выбрать хороший усилитель читайте здесь.

Выбор конденсатора

Конденсатор необходим для компенсации падения напряжения усилителя. Другими словами иногда усилителю может не хватить нужной мощности аккумулятора и тем самым может произойти «провал». Вот именно конденсатор позволяет компенсировать этот недостаток и добиться глубины звучания во время глубокого баса. Конденсаторы имеют запас емкости, которая измеряется в фарадах.

Кроме того, установка конденсатора позволяет снизить всплески в бортовой сети до безопасного уровня для всего электрооборудования, вообще при значительной мощности аудиосистемы рекомендуется поставить специализированный фильтр питания, в схему которого входит конденсатор и обеспечивает отсутствие дополнительных наводок и шумов в звуковых каналах.

Что еще вам необходимо

Приобрести и проложить подходящие провода, которые выбираются на основании мощности на каждый канал с учетом удаленности от усилителя, причем не забыть, что для гарантированной работы усилителя потребуется толстый провод на клемму аккумулятора.

Заключение

Теперь вы знаете, что необходимо для получения хорошего звука в авто и можете приступать к сборке своими руками. Но мы все же рекомендуем обращаться в сертифицированный сервисный центр, где профессионалы выполнят работу на высоком уровне, все что вам останется, это предоставить им купленное вами оборудование.

menspassion.ru

Установка музыкальной системы в автомобиль – простые советы

Создание музыкальной системы в машине можно разделить на несколько этапов. Это выбор элементов, их установка в автомобиль и настройка звучания. Каждый этап достоин отдельного рассмотрения. Перед тем, как установить музыку в машину, ознакомьтесь со всеми этапами этой непростой работы.

Выбор компонентов

Рассмотрим в порядке важности выбор отдельных элементов музыкальной системы и другие важные моменты. От понимания вопроса зависит правильная установка музыки в машину.

Место установки

Установка динамиков в дверь

При подборе акустической системы необходимо определиться с местом ее установки и размерами. Чаще всего динамики встраивают в двери. Важную роль играет глубина динамиков, так как внутренние детали двери не всегда позволяют их установить. Рекомендуется при выборе акустической системы купить двухкомпонентные динамики популярных изготовителей.

Кроме дверей, динамики можно устанавливать в заднюю полку багажника. Для этого придется ее прорезать, если в ней не предусмотрены отверстия. В автомобильных магазинах можно купить готовые акустические полки, но стоят они немало. Поэтому все можно сделать своими руками из штатной полки.

Усилитель

В автомобиле можно слушать музыку и без усилителя. Но при правильном составлении музыкальной системы этот компонент обязателен. Его также лучше купить от известного бренда, например, Алпайн, Герц, Пионер, Кенвуд, Сони. Качественные усилители имеют защиту от перегрева, перегрузки, создают достойное звучание.

При выборе нужно учитывать мощность динамиков, наличие сабвуфера и другие параметры. Характеристики усилителя должны соответствовать динамикам. Если их сопротивление и мощность не соответствуют параметрам усилителя, то качество звука будет хуже, а электронная начинка может выйти из строя. Сопротивление динамиков должно превышать аналогичную характеристику платы усиления.

Усилитель звука в машину обойдется недешево, поэтому надо быть готовым к расходам.

По количеству выходных каналов эти устройства делятся на одноканальные, двухканальные, трехканальные и четырехканальные. Первые служат для подключения сабвуфера. В них не нужен фильтр высоких частот, но низкочастотный фильтр необходим. Также должен быть регулятор баса.

Универсальный вариант – двухканальные усилители. К ним можно подключить два динамика или один сабвуфер с использованием мостовой схемы. В них изначально встроены фильтры высоких и низких частот.

Трехканальные устройства служат для подключения двух динамиков и сабвуфера. В последнее время наиболее распространены четырехканальные усилители. Они состоят из двух двухканальных усиливающих схем в едином корпусе. Редко встречаются даже пятиканальные усилители для автомобиля. К ним можно подключить 4 динамика и сабвуфер.

Провода

Эти не менее важные элементы системы делятся на три вида:

  1. Силовые.
  2. Акустические.
  3. Межблочные.

Первый вид подает питание на магнитолу и усилитель. Их сечение не должно быть менее 21 кв. мм. Акустические провода обычно применяются сечением более 8 кв. мм. Эти значения должны соответствовать мощности всей системы. Межблочный вид проводов имеет разную длину, и может оснащаться управляющим проводом.

Качественные межблочные провода способны обеспечить чистый звук. К таким маркам можно отнести марки «Чернов», «Stinger», «Daxx».

Как звук зависит от провода? Проводник – линия передачи тока с определенным сопротивлением. Он имеет свою индуктивность и емкость, от которых зависят выходные и входные цепи устройств. Любители музыки в машине всегда пользуются только качественными медными проводами.

Конденсатор

Фанаты музыки в автомобиле устанавливают в цепь музыкальной системы специальный конденсатор большой емкости. При его выборе нужно знать, что на каждые 500 ватт мощности необходима емкость 0,5 фарады. Лучше купить конденсатор с автоматической системой, тогда у вас не будет проблем при включении его в схему.

Конденсатор в акустической системе автомобиля служит для поддержания звучания низких частот при больших пиковых нагрузках. В эти моменты энергии генератора и аккумуляторной батареи не хватает, а конденсатор помогает накопленным зарядом.

Схемы подключения акустики в автомобиле

Один из вариантов схемы акустики в машине

Перед покупкой всех компонентов нужно выбрать схему их подключения. Ниже вы узнаете о наиболее популярных схемах.

  1. Магнитола – передние динамики – сабвуфер – четырехканальный усилитель. Последний компонент подключается к фронтальным колонкам и сабвуферу. Это классика подключения, которой пользуется большинство автолюбителей. Схема проста в подключении и настройке, экономит место в салоне, так как все компоненты не занимают большого объема. Мощность звука небольшая, и качество звучания снижается незаметно. Если вы не меломан и не фанат авто звука, то не заметите разницы, по сравнению с дорогостоящими устройствами.
  2. Магнитола – перед – зад – «саб» – усилитель. Усиливающая звук электронная плата, имеет 5 каналов: 2 на перед, 2 на зад и 1 на сабвуфер. За основу взята первая схема со своими преимуществами и недостатками. Схема улучшает звук в задней части автомобиля, так как задние пассажиры часто высказывают жалобы на плохой звук. Подобная система сложнее настраивается, по сравнению с первой. Необходимого результата не всегда можно добиться.
  3. «Голова» – фронт – «саб» – два усилителя. Понятием «голова» многие называют магнитолу, от которой выходит звуковой сигнал. «Саб» — сокращенно сабвуфер, меломаны и фанаты музыки привыкли сокращать многие названия. Последние в схеме приборы снабжены двумя каналами выхода: на передние динамики и на сабвуфер. Такую схему обычно выбирают любители низких частот. Если усилитель подключить по мостовой схеме, то получается мощность, превышающая первые два вида подключения.
  4. Магнитола – передние динамики – сабвуфер – два усилителя. Один из усиливающих устройств имеет 4 канала для фронтального звука, а второй – 2 канала для сабвуфера. Схема получается самая дорогая, но качество звучания превышает все остальные виды подключений. Она позволяет не устанавливать фильтры звука фронтальных динамиков, а пользоваться фильтрами частоты внешнего усилителя. При этом каждый канал будет усиливаться отдельно. Это усиливает мощность звучания и его качество.

Перед установкой купленных компонентов, рекомендуется сделать шумоизоляцию кузова автомобиля.

Порядок установки

Прежде всего необходимо проложить силовые провода питания от аккумулятора в салон. Выбрав и купив проводники, протяните отрицательный и положительный провода. Для этого во многих автомобилях имеется специальное отверстие в щите, разделяющем двигатель от салона.

При прокладке проводов через металлическое отверстие, нужно защитить их от перетирания куском резиновой или пластмассовой трубки. В противном случае возможно короткое замыкание.

Плюсовой проводник должен подключаться через предохранитель, сила тока которого должна быть такой же, как на предохранителе усилителя. Эта плавкая вставка должна находиться недалеко от аккумулятора (около 30 см).

Установка ВЧ динамиков

Высокочастотные динамики «пищалки» устанавливают на стойках ветрового стекла

Перед тем, как установить «пищалки» в машину (так их называют в народе), снимите облицовку стоек лобового стекла. Высокочастотные динамики – основа звучания. Их нужно расположить на уровне глаз пассажира и водителя, повернув на середину ветрового стекла. В таком положении они будут излучать звук на стекло, от которого он будет отражаться в салон.

Левая «пищалка» будет отражать звук на правого пассажира, а правая – на водителя.

Прокладка и подключение проводов

Следующим этапом нужно аккуратно проложить остальную проводку, в которую входят провода между блоками, силовые провода и акустические. Разные виды проводки не рекомендуется укладывать рядом друг с другом, а также вместе с проводами автомобиля.

Пересечение проводов разных групп допускается только под 90 градусов.

Перед тем, как подключить акустику в машине, зачистите концы проводов от изоляции. Далее подключите провода к сабвуферу и усилителю мощности. Если «саб» куплен в корпусе, то для кузова «седан» его рекомендуется повернуть по направлению к спинке задних сидений. Для «универсалов» и «хэтчбеков» – по направлению к двери багажника. Корпус сабвуфера можно изготовить своими руками, но об этом будет отдельная статья.

Настройка звучания

После подсоединения всех проводов, необходимо знать, как настроить музыку в машине. Под этой процедурой понимается установка частоты звучания на усилителе отдельно для динамиков и сабвуфера. Кроме того, настройки требует чувствительность звучания.

Условно примем, что в усилителе фильтры звука установлены лучшего качества, по сравнению с магнитолой. Поэтому процедуру настройки будем производить при настройках магнитолы на «0».

Чтобы правильно установить музыку в машину и настроить ее, необходимо выполнить инструкцию:

  1. Установите на усилителе звуковой фильтр для «саба» – LPF. Частотную характеристику для кроссовера установите в интервале 50-70 герц. Под «кроссовером» следует понимать электронную плату, которая включает несколько фильтров звука по разным частотам.
  2. Установите фильтр переднего звука – HPF. Частота кроссовера – от 70 до 90 герц.
  3. Чувствительность на усилителе установите на отметку «0». На головном устройстве громкость установите на полную мощность. Далее, на усилителе регулировку чувствительности постепенно увеличивайте до момента, пока не возникнут искажения звука. После этого немного снизьте чувствительность.

Как сделать уплотнение капота и тюнинг заглушек противотуманок новой Калины?

На этом основную настройку музыки в машине можно завершить.

Комментарии и отзывы фанатов автозвука

Александр, Москва. Когда в автомобиле есть сабвуфер с усилителем, и они работают на полную мощность, то напряжение в сети может сильно снижаться. Они расходуют много энергии, посадка батареи при работающем моторе машины достигает иногда 12,5 вольт. Но причина этого не в том, что нет конденсатора, а в качестве силовых проводов и правильности их подключения.

Евгений, Оренбург. Если вы ставите на машину китайские провода, то напряжение снижается намного. При установке российских медных проводов и качественном контакте напряжение почти не падает. Конденсатор не даст никакой защиты в посадке напряжения. Он накапливает энергию и отдает ее в пиковые моменты для обеспечения мощности усилителей. Если на вашем авто качественная батарея и хорошие провода, то в конденсаторе нет необходимости.

Григорий, Барнаул. Если при пиковой нагрузке напряжение упало, то конденсатор быстро отдал свой заряд. На мгновенных нагрузках он помогает. А если много низких частот при соответствующей музыке в машине, то конденсатор не успевает заряжаться. По сути дела, он будет служить в машине красивым ненужным аксессуаром, от которого никакой пользы нет.

  • Автосканер ELM 327 и приложение Torque
  • Автосканер ЕЛМ 327 с блютузом

Юрий, Симферополь. У меня в машине два усилителя и мощный сабвуфер, от которого стекла дребезжат. И вся эта система не имеет конденсатора. Это обычная реклама, или игрушка, которая вовсе не нужна в автомобиле с нормальной акустической системой.

Читайте: Багажник Лады Весты.

Ее используют только профессиональные фанаты, которые разбираются в этом, и различают тонкости звука в автомобиле. Для большинства водителей конденсатор не нужен.

xn----21-43dabppn4d4dn.xn--p1ai

Аудиосистема своими руками | Своими руками

Если вы любитель качественного и громкого звучания во время прослушивания музыки или просмотра кино – эта инструкция для вас. Здесь приведен принцип и даны ссылки для расчета построения короба аудиосистемы и сабвуфера, которые усилят звучание стандартных колонок.

Материалы

Для изготовления аудиосистемы с сабвуфером своим руками вам нужно будет подготовить:

  • МДФ листы – 3 шт., толщиной 16мм;
  • столярный клей;
  • самоклеящиеся виниловые доски;
  • простыни или подобную ветошь;
  • шурупы, 30 мм;
  • динамики системы Sony Hi-Fi;
  • катушку;
  • усилитель;
  • лобзик;
  • пилу;
  • дрель;
  • ручные столярные инструменты;
  • тиски или кирпичи.

 

Шаг 1. Прежде чем приступать к изготовлению самих корпусов аудиосистемы, необходимо точно рассчитать акустические данные, чтобы звук был качественным. В данном случае корпус был сделан лишь немного больше чем оригинальные колонки. Рассчитать размер корпусов для вашей системы, исходя из производительности имеющихся материалов, поможет вот этот онлайн-калькулятор.

Размеры напольных колонок в данном проекте составили 800 мм в высоту и 200 мм в ширину. Глубина колонки при таких параметрах – 200 мм.

Габариты сабвуфера:

  • высота – 750 мм;
  • ширина – 350 мм;
  • глубина – 250 мм.

Наружные перегородки сабвуфера: 318 х 218 мм (2 шт.) и 218 х 288 мм (2 шт.).

Вам нужно вырезать части короба будущей аудиосистемы, согласно указанным параметрам или в соответствии с собственными расчетами.

Шаг 2. Теперь вам необходимо собрать вместе короб системы. Начните с основной его части. Проклеивайте листы МДФ столярным клеем, а в качестве дополнительного утяжелителя, чтобы клей лучше схватился, можете использовать кирпичи. Оставить короб нужно на всю ночь или на время, указанное производителем клеящего материала.

 

Шаг 3. На передней панели коробов сделайте разметку под колонки. Исходите из их размеров.

Шаг 4. Вырежьте отверстия лобзиком.

Шаг 5. Внутрь колонок поместите всю начинку и сами колонки. Нижнюю панель колонок прикрепите на саморезы так, чтобы в случае чего вы могли добраться до внутренностей. Не забудьте отправить в нижнюю часть короба пару простыней.

 

 

Шаг 6. Чтобы придать колонкам более эстетичный вид, можете оклеить их боковые панели самоклеющимися виниловыми досками для пола.

Шаг 7. Аналогичным образом соберите короб для сабвуфера. Вставьте и приклейте перегородки и установите клеммы, подключив к ним провода. Не забудьте заполнить внутренне содержимое текстилем и прикрепить часть коробки саморезами.

 

 

Шаг 8. Вам осталось лишь подключить аудиосистему с сабвуфером по следующей схеме: напольные колонки следует подключать к левому и правому каналам усилителя, сабвуфер к специальному выходу на усилителе.

Система готова!

Геннадий

rukami.boltai.com

подбор, установка, подключение и настройка — AVTOkapitan

Подбор и комплектация аппаратуры

Прежде чем заниматься модернизацией аудиосистемы, определитесь в своих желаниях. Частенько приходилось и приходится сталкиваться с клиентами, вкладывавшими значительные суммы, и получавшими посредственный результат. И причина заключалась в неправильном подборе компонентов системы. Ведь установка мощного усилителя не даст эффекта при несоответствующих динамиках, а даже профессиональный сабвуфер не обеспечит желаемого уровня басов и давления при его неграмотной установке и настройке.

Поэтому клиентам сервиса предлагаем определиться с бюджетом, подумать какой результат будет желаемым. И исходя из этих данных подберем подходящую по цене и возможностям комплектацию.

Чаще всего работаем по следующим направлениям:

  1. Бюджетные решения, не требующие значительных вложений. Даже под средненькую по характеристикам магнитолу подберем динамики, способные повысить качество звучания аудиосистемы. Установка многокомпонентной акустики, подбор фильтров-кроссоверов, обеспечивающих срез частот в требуемом диапазоне — вот и все, что требуется большинству автовладельцев. Главное — подобрать согласованные по мощности и сопротивлению компоненты.
  2. Аудиосистемы среднего ценового диапазона дополнительно комплектуются усиливающей аппаратурой, низкочастотным акустическим звеном. Не лишней будет и установка процессорной магнитолы или отдельного аудиопроцессора. Подобная система отличается гибкостью настроек и дает уже автозвук полупрофессионального уровня. Конечно, занять призовые места в соревнованиях не выйдет, а насладится качеством звучания классики, эстрады, рэпа или рока удастся вполне.
  3. Профессиональные аудиосистемы — всегда индивидуальные решения, требующие серьезных вложений. В аппаратуре Hi-End класса мелочей нет. Системы этого класса комплектуются только аппаратурой маститых производителей, что и определяет общую стоимость. Высококлассное головное устройство и усилители, продвинутый аудиопроцессор с параметрическими и графическими эквалайзерами, дорогая акустика. Подбор каждого компонента направлен на решение единственной задачи — получения естественного комфортного звучания музыки. Поэтому построить Hi-End автозвук на бюджетных устройствах неизвестного происхождения невозможно. Свою роль играют качество межблочной и акустической электропроводки, стабильность питания аппаратуры, точность настройки работы компонентов.
  4. Отдельное направление — автомобильные аудиосистемы соревновательного класса. Для категорий SQ (качество звучания) и SPL (уровень звукового давления) нужны абсолютно разные комплекты аппаратуры и акустики. Подобрать оборудование этих классов невозможно без знания законов распространения звуковых волн, навыков проектирования акустических систем для сложных условий, к которым относится салон автомобиля.

Опыт мастеров сервиса позволяет найти подходящее решение по всем категориям аудиосистем. Просто определитесь — по какому направлению будем работать, а мы подскажем требуемую комплектацию. Поможем в поиске и покупке аппаратуры, акустических устройств. Работаем с поставщиками, имеющими прямой выход на мировых производителей.


Инсталляция и подключение

Ответственный технический этап, от которого зависит до 50% качества звучания выбранной аппаратуры. Поэтому в дополнение к комплектации и подбору оборудования предлагаем воспользоваться комплексной услугой по установке всех компонентов аудиосистемы.

Дело в том, что распространение звуковых волн в разных частотных диапазонах имеет ряд особенностей. И подходить с одинаковыми мерками к инсталляции низкочастотных динамиков и пищалок, среднечастотников и мидбасов нельзя. Даже для акустических устройств одного типа стандартные решения подходят не во всех случаях. Добавьте к этому ограниченное пространство салона, которое банально не позволяет установить динамик или усилитель в оптимальной зоне. Приплюсуйте высокий уровень посторонних шумов и наличие препятствий на пути распространения звуковой волны. И это только часть факторов, которые должен учитывать мастер.

Исходя из опыта приведем распространенные ошибки, допускаемые новичками в автозвуке при инсталляции аппаратуры и оборудования:

  • Недостаточный уровень шумоизоляции кузовных элементов.
  • Неудовлетворительная жесткость крепления динамиков.
  • Неправильно выбранные месторасположение и угол направленности акустических излучателей.
  • Совместная прокладка силовой электропроводки и межблочных или акустических проводов.
  • Ошибки при соединении отдельных элементов аудиосистемы.

Каждый из этих факторов способен свести на нет усилия по построению автозвука в машине. Поэтому лучше доверьте весь комплекс работ нам. В этом случае вы получите гарантию, что все будет сделано в соответствии с законами акустики и требованиями к электромонтажу.

Распространенные варианты размещения аппаратуры

При желании и грамотном подходе аппаратуру и акустические устройства устанавливают практически в любом секторе салона машины. Но исходя из наработанной практики, считаем, что лучшими вариантами инсталляции станут:

  • Для мультимедийных головных устройств, магнитол традиционной стала установка в панель. Если демонтаж штатной аппаратуры невозможен, то дополнительные звуковоспроизводящие устройств встроим в бардачок, центральную консоль. При необходимости изготовим отдельный подиум для новой магнитолы на панель.
  • При установке усиливающей аппаратуры и отдельных аудиопроцессоров стараемся уменьшить длину межблочных и акустических проводов. Поэтому оборудование этого класса ставим в непосредственной близости от подключаемых динамиков. Если речь идет о формировании НЧ-звена, то привычным местом размещения усилителя стал багажник. А при организации громкого фронта, ставим аппаратуру под сиденья.
  • CD и DVD чейнджеры размещаем с учетом объема магазина дисков и устойчивости устройств к вибрации, механическим воздействиям. Наиболее распространена инсталляция в багажник или под переднее водительское или пассажирское сиденье.

Гораздо сложней подобрать место для установки динамиков, особенно отличающихся увеличенным диаметром и монтажной глубиной. Кроме того, место установки напрямую зависит от частотного диапазона, который воспроизводит акустическое устройство. Клиентам рекомендуем инсталляцию в следующие зоны салона:

  • Для сабвуферов место размещения играет не слишком значимую роль. Такой динамик, при правильной настройке аппаратуры, отлично будет звучать из любой точки. Для сабов первоочередное значение имеют размеры корпуса. Мощные установки рупорного типа, сабвуферы в ФИ, ЗЯ, ЧВ акустическом исполнении ставим в багажник. Устройства компактного типа размещаем под сиденья, а отдельные НЧ-динамики инсталлируем в двери и даже торпедо.
  • ВЧ-динамики (пищалки, твитеры) отличаются узкой диаграммой направленности. Поэтому ставить их нужно на уровне головы слушателя с максимально возможным соблюдением угла направления. Учитывая сравнительно небольшие размеры устройств, распространена инсталляция в передние стойки, треугольники зеркал, торпедо. Для первых двух случаев предпочтительно направлять пищалки в точку между передними сиденьями. И при размещении на панели стоит воспользоваться отраженным от лобового стекла звуком.
  • Среднечастотное акустическое звено ставим как можно ближе к твитерам. Такое расположение упростит дальнейшую настройку системы. Но применяем и инсталляцию в качестве элементов громкого фронта при установке в дверь.
  • Мидбасы (средние басы), в силу увеличенных размеров, ставим в основном в двери. Такое расположение даст нормальное звучание, причем инсталляция не вызовет значительных сложностей.

После того как места установки аппаратуры и динамиков определены и согласованы, разрабатываем конструктивные решение по креплению устройств и прокладке кабельной сети, требуемой для подключения.

Подготовка к установке качественной акустики

На этом этапе выполняем ряд мероприятий по обеспечению нормальных условий для работы компонентов аудиосистемы. Не стоит недооценивать важность подготовки к инсталляции. Дребезжание обшивки, появление искажений звука, хрипы динамиков в основном определены именно ошибками на этом этапе. Чтобы избежать проявлений таких последствий, работы строим по следующему плану:

  • Выполняем шумоизоляцию кузовных элементов. Для бюджетных и средних по уровню систем достаточно обойтись обесшумливанием зон, в которых размещены динамики. При этом двери, багажник необходимо защитить и от посторонних звуков, и от вибрации металла. На этом этапе применяем листовые и напыляемые материалы брендов Шумофф, Stp, других производителей.
  • При инсталляции в двери под динамики придется вырезать монтажные проемы, особенно под устройства большого диаметра или целый громкий фронт. Чтобы предотвратить деформацию кузовного элемента усиливаем несущую конструкцию.
  • Разрабатываем схему прокладки электропроводки с учетом необходимости разделения силовых, акустических, межблочных кабелей. Это позволяет избежать возникновения наводок, вызывающих искажения звука. Монтируем проводку с соблюдением требований к устройству автомобильных кабельных сетей.

По завершении подготовки можно приступать к непосредственной инсталляции. Но практика показала, что иногда установить динамики, магнитолу, другую аппаратуру без применения нестандартных деталей не выйдет. Изготовление таких элементов также берем на себя.

Изготовление деталей для инсталляции

Не рекомендуем использовать для установки акустики стандартные элементы заводского изготовления. Они сделаны без учета особенностей динамиков, салона машины. Тем более такой вариант не подойдет для систем профессионального уровня, все комплектующие для которых делают исключительно под заказ.

Среди комплектующих, которые понадобятся, отметим:

  • Проставочные (переходные) кольца для инсталляции динамиков под обшивку дверей. Обеспечивают необходимую жесткость крепления к металлической несущей панели, разворот акустического излучателя на требуемый угол. Делаем жесткие кольца из фанеры, МДФ, металла. Форму и размеры изделия рассчитываем для каждого отдельного случая.
  • Подиумы для наружной установки динамиков, звуковоспроизводящей аппаратуры. Сложность заключается в необходимости подогнать внешний вид конструкции под выбранное дизайнерское решение. Делаем подиумы сложной формы из стекловолокна и других типов пластика, декорируем кожей, тканью, алькантарой. Добавляем элементы из дерева и металла, красим под существующую пластиковую обшивку.
  • Короба для сабвуферов в различном акустическом исполнении — фазоинверторы, закрытые ящики, рупора, банд-пассы. Есть опыт по производству активных и пассивных сабов, в том числе и малогабаритных, для установки в салоне машины. А также делаем сабвуферы в анатомических корпусах (стелс технология) для скрытой инсталляции в ниши багажника.
  • Декоративные фальш-панели для усилителей и процессоров, другой аппаратуры. Надежные конструкции из фанеры, МДФ, стекловолокна, обеспечивающие защиту техники от механических повреждений.

Разработку внешнего вида комплектующих для инсталляции выполняет профессиональный автодизайнер. Поэтому все они отличаются эксклюзивными формами и вариантами отделки.


Настройка систем автозвука

Не менее важный этап — заключительная настройка звука. В зависимости от типа используемой аппаратуры настраиваем звучание при помощи эталонных дисков и соответствующих компьютерных программ. Но лучшие результаты даст все-таки настройка на слух, и результат ее будет зависеть исключительно от квалификации мастера.

Не стоит думать, что настройка заключается в поворотах ручек громкости и баланса или нажимании кнопок псевдоэквалайзеров, которыми комплектуются дешевые магнитолы. Все довольно сложней. Настраиваем аппаратуру по следующим параметрам:

  • Согласовываем чувствительность усилителей мощности с уровнем выходного сигнала головного устройства.
  • Срез по каждому из частотных диапазонов — требуется для предотвращения пропуска на динамики колебаний с нежелательными параметрами, ухудшающими качество звучания системы. Фильтрами высоких и низких частот комплектуются отдельные виды головных устройств, усилители, аудиопроцессоры. Аппаратура, работающая на низкочастотное звено оснащена и фильтром типа Subsonic, отсекающим инфразвук на сабвуферы в фазоинверторном акустическом исполнении.
  • Определяем оптимальную фазировку подключения динамиков. Учитывая различное расстояние от отдельных акустических излучателей до слушателя, фазировку иногда приходится менять в значительных пределах.

Еще более гибкую систему настроек имеет аппаратура на основе аудиопроцессоров. Цифровая обработка звука используется в большинстве автомобильных акустических систем профессионального уровня. Она позволяет устранить воздействие отрицательных факторов, влияющих на качество автозвука. В число настроек входит:

  • Регулировка временных задержек по каждому из динамиков. Разница расстояний даже в 30–50 см вносит искажение в звуковую картину в салоне. Благодаря корректировке этих параметров все акустические устройства будут играть в унисон, так, как будто они разнесены на одинаковое расстояние.
  • Сглаживание амплитудно-частотных характеристик по отдельным каналам. Удалить горбы и провалы при помощи параметрических эквалайзеров не составит труда.

Отдельные модели аудиопроцессоров имеют и более расширенный функционал. И мастера сервиса смогут взять от техники все возможности аппаратуры по улучшению качества звучания.


Ремонт и дополнительные услуги

Значительной части наших клиентов требуется помощь и по другим направлениям, касающимся автозвука. И это не только ремонт и разблокировка магнитол. Особым спросом пользуется модернизация устаревшей аппаратуры с целью расширения ее функциональных возможностей, а именно:

  • Организация линейных выходов, и AUX-входа для подключения дополнительного оборудования.
  • Установка USB-портов, Bluetooth-модулей для подключения цифровых устройств.
  • Адаптация со смартфонами, планшетами, iPhone, iPod и другой мобильной техникой.
  • Подключение громкой связи, мультируля.

По всем этим направлениям оказываем помощь. Кроме того, решаем и другие нестандартные задачи по установке, подключению, модернизации и настройке систем автозвука. Найдем требуемую аппаратуру и динамики, изготовим комплектующие, реализуем яркие и интересные дизайнерские решения в оформлении. Для нас автозвук — любимое дело и настоящее искусство. Поэтому поможем каждому, кто только открывает для себя этот мир или занимается им на серьезном уровне.


Пожалуйста, оставьте заявку на любые работы по автозвуку заранее, подберем удобное для вас окно в нашем графике.

avtokapitan.ru

Подключение акустических систем

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Уровни. Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Потому что на самом деле в звуковой технике применяется не один стандарт, а несколько. Наиболее популярные линейные уровни для звуковой аппаратуры – это +4 дБ (1,23 В), -10 дБ (0,25 В) и -10 дБв (0,32 В). В результате несоответствия уровней выходного устройства (например, микшера) и входного устройства (например, активной АС) сигнал может искажаться или получать большой уровень шума. В связи с этим на устройствах мы можем часто увидеть переключатели номинального уровня выхода и входа. Если такого переключателя нет и нет регулятора выходного уровня, то придется применить дополнительное устройство согласования.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Hi-z. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Использование дополнительных коммутационных переходников должно выполняться с осторожностью. Нужно учитывать все вышеупомянутые характеристики, они должны совпадать: у входа и выхода должен совпадать номинальный уровень сигнала (+4 дБ, -10 дБ и др.), способ передачи (баланс/небаланс) и импеданс (входное и выходное сопротивление).

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс.  По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”)  и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

Разъем, который часто применяется и в профессиональной и в бытовой аппаратуре - разъем RCA.

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Этот выход может по-разному называться - Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна - отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. В зависимости от модели АС выходной сигнал может быть абсолютно идентичен входному или претерпевать некоторые изменения. Например, на выход может отдаваться уже лимитированный сигнал или сигнал после обрезного ВЧ фильтра. Если в акустическую систему встроен микшер на несколько каналов, то на выход может отдаваться сигнал только с определенного входа или суммарный сигнал от всех входов. Такие вопросы можно уточнить, просмотрев инструкцию к АС. Данная концепция подключений позволяет создавать длинные линии из акустических систем, не подводя к каждой АС кабель от микшера.

Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной  панели сабвуфера с разъемами.

Здесь соединения выполнены на балансных XLR разъемах. Два канала имеют названия A и B. Выходы (Output): FullRange – полный диапазон сигнала, HighPass – сигнал после ВЧ фильтра. С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range - на другой сабвуфер (в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита).

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):

 

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):

 

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала  усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Наиболее простой для покупателя вариант в подборе АС и усилителя - это выбрать устройства одной фирмы, так как обычно крупные компании производят конкретные серии усилителей в связке с конкретными АС, многократно проверяя надежность таких комплектов и оптимизируя их работу. Подсказкой могут послужить брошюры выпускаемые производителями, в которых описаны оптимальные варианты сочетания серий усилителей с АС.

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.                 

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.

Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Стереорежим:

Параллельный режим:

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

 

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель  теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

  • существуют линии трансляции с уровнем напряжения сигнала 240 В, 100 В, 70 В, 30 В и другие. Выводы АС должны соответствовать напряжению линии, то есть иметь соответствующее входное напряжение;
  • при подключении акустических систем к усилителю следует помнить о том, что их общая мощность не должна превышать мощность усилителя;
  • при доступных режимах на усилителях 100 В и 70 В, акустические системы можно переключить с линии 100 В на линию 70 В. При этом мощность этих АС упадет в два раза, в то же время их количество можно увеличить в два раза.
  • некоторые динамики имеют выводы не только на высокоомную нагрузку, но и на низкоомную. Обычно на корпусе подписано назначение контактов, важно при подключении не перепутать их.
  • выбор выводов трансформатора АС - чем меньше сопротивление АС вы выберите, тем большую мощность он выдаст.

audio-video.ru

Схемы подключения автозвука - Двухполосный фронт и сабвуфер

Система двухполосный фронт и сабвуфер состоит либо из двух компонентной акустики, либо из произвольного состава – мидбасов, пищалок ну и, конечно же сабвуфера. Данная автомобильная аудио система, пожалуй, самая распространенная, в виду ее относительно простой установки, минимального состава компонентов и несложных настроек системы. Но это еще не означает, что раз система проста, то и звук будет соответствующий, при грамотном подходе, в автомобиле можно добиться практически идеального звучания. 

 Для того чтобы понять смысл построения системы "двухполосный фронт и сабвуфер", достаточно двух типовых схем:

 Настройка аудио системы - двухполосный фронт и сабвуфер.

 Настройка данной системы заключается в настрой фильтров кроссовера и регулировке чувствительности входного сигнала на внешнем усилителе (Gain).

 При настройке системы подключенной по первой схеме необходимо на усилителе или же на магнитоле, если она способна фильтровать, включить для 1 и 2-го канала HPF (High Pass Filter) и настроить срез в районе 80 Гц, для 3-4 канала, на которые подключен сабвуфер, включить LPF (Low Pass Filter) и выставить срез равный или немного выше среза 1-2 канала. Далее, на усилителе сначала настроить Gain для фронта (1-2 канал), а затем подогнать Gain 3-4 канала, что бы система звучала гармонична.

 На второй схеме показано по канальное усиление двухполосного фронта. Как правило, в данной системе используется процессорная магнитола и все настройки, за исключением Gain настраиваются на ГУ. В данном случае все индивидуально и зависит от фронтальной акустики, а точнее срез верха мидбаса и срез низа пищалки. Низ мидбаса и срез сабвуфера режется так же районе 80 Гц.    

 Примечание:

  •  Если мидбасы большего размера - 16,5 см и более, установленные в хорошо подготовленную дверь и легко играют ниже 80 Гц, на пример от 60 Гц, мидбас и сабвуфер можно резать в районе 65 - 70 Гц.
  •  В без процессорной системе, скорее всего, при одинаковой фазе колонок и сабвуфера, в районе среза, будет провал баса, поэтому не лишним будет попробовать перевернуть фазу сабвуфера – поменяв полярность акустического провода сабвуфера  или же переключить фазу на магнитоле, если в ней есть такая функция. 

xn----7sbbce1bhcohohb2cfm1mqa.xn--p1ai

Этапы построения аудиосистемы в автомобиле — DRIVE2

Полный размер

Натолкнулся на одном из форумов по звуку на интересную статью. Автор достаточно кратко, но очень умно описал все этапы, которые проходит любитель авто-звука в поисках того самого, настоящего и правильного…
Возможно кому-то из начинающих эта информация поможет в его поисках.

Ахтунг! — многабукаф )))

Оригинал статьи здесь:

hi-fidelity-forum.com/forum/thread-26964.html

Постоянно возникают вопросы и темы, связанные с просьбами посоветовать те или иные компоненты, когда каждый владелец приходит к мысли что то изменить. Точнее, пожалуй, неудовлетворенности имеющимся результатом. Ну такое уж существо человек-никак не может остановиться на достигнутом. Хотя ведь именно благодаря этому, налицо технический прогресс. Однако тема не об этом, а собственно:о муках выбора тех или иных компонентов.

Сплошь и рядом наблюдаешь в темах категоричные штампы-ответы на вопрос: »Какой компонент посоветуете…». Тут же находится достаточное количество советчиков, с практически безапелляционными мнениями… С одной стороны, спасибо им за участие, но с другой стороны, почему-то не встает перво-наперво вопрос: »Какие вы слушаете жанры, какие компоненты уже в системе, какой тип автомобиля»

Вопросы классические и рано или поздно появляются в теме с приходом соответствующих оппонентов. Вопрос же, который так или иначе не муссируется и не освещается: »на какой уровень звуковосприятия вы будете ориентировать свою систему?» А ведь, пожалуй, это вопрос, который во многом и будет предопределять желаемый конечный результат и пути его достижения. Поэтому хочу немного пройтись по примерной классификации вышеуказанного вопроса, в силу своего видения, конечно…

1. Этап первый: »Не устраивает звук штатной аудиосистемы». Характерен обычно сменой, максимум, головного устройства/особенно любят воткнуть какой-либо Пионер/. После этого с воодушевлением рассказывают всем окружающим насколько поменялся звук. А на самом деле: появление цикающих резковыраженных высоких и более глубокого бумскающего баса. Еще одна из версий на этом этапе: добавление на штатные места дешевых, зачастую штатных же, твиттеров. Т.е. техническим языком-изменение тонального баланса. Что характерно: налицо создание откровенно кривой АЧХ с провалом средних частот и задиранием НЧ и ВЧ диапазона. Аналогично слушают многие «домашники» начального уровня. не пред

www.drive2.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о