Знаки препинания при определениях – Конспект «Знаки препинания в простом осложнённом предложении»

Конспект "Знаки препинания в простом осложнённом предложении"


Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями. В настоящем конспекте рассматривается тема «Знаки препинания при обособленных определениях«. Для изучения остальных тем раздела «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо перейти по ссылке.

Знаки препинания при обособленных определениях.
Основные правила:

1. Согласованные определения, выраженные прилагательными или причастиями, обособляются, если имеют при себе зависимые слова и стоят после определяемого слова: Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.

2. Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого слова, в особенности если перед определяемым словом уже есть определение: Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку,

тёмную и прохладную.

3. Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Такие определения обычно (но не всегда) могут быть заменены оборотом со словом будучи: Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом (= будучи сопровождаем).

4. Одиночные и распространённые согласованные определения обособляются всегда, если относятся к личному местоимению: Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках.

5. Прилагательные и причастия не являются обособленным оборотом, если они входят в состав сказуемого: Деревья стояли пушистые и белые.

6. Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность

(т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете: это обычно бывает, если они относятся к имени собственному или личному местоимению): Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках.

7. Несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, обычно обособляется:

  • когда образует с обособленным согласованным определением однородный ряд: Мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший, в лопухе и чернобыльнике, шёл вниз, к лощине.
  • когда перед определяемым словом уже есть определение: Деревянный домик матери, в четыре окна на улицу, врос в эти годы в землю…

Таблица. Знаки препинания при обособленных определениях

Схема «Знаки препинания при обособленных определениях»


Обособленные приложения

1. Одиночное приложение, выраженое нарицательным существительным, присоединяется к нарицательному существительному дефисом. Плачет девушка-царевна у реки.

2. Когда имя нарицательное стоит после имени собственного, то оно нередко сливается с ним в одно целое и также присоединяется дефисом:
Над Волгой-рекой расплескала гармонь сартовские страданьяНО: Река Волга впадает в Каспийское море.
Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут до пожара. НО: Кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда.
Дефис не ставится, если первое существительное обозначает общепринятое обращение товарищ, гражданин и др.: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

3. Распространённое приложение обособляется, когда относится к имени нарицательному или местоимению, а также если стоит после имени собственного: 

Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.

4. Когда распространённое приложение стоит перед именем собственным, оно обособляется, если имеет дополнительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.


Схема «Обособленные приложения»

Таблица «Обособленные приложения»


Приложения могут обособляться тире и скобками


Конспект урока «Знаки препинания при обособленных определениях».

Следующая тема: «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах».

uchitel.pro

Знаки препинания при обособленных определениях | Учеба-Легко.РФ

Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми согласованные определения, распространенные (выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами) и одиночные:

Обособляется особый вид согласованного определения – приложение.

Среди несогласованных определений обособляются с помощью тире определения, выраженные неопределённой формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить а именно (Он приехал с одним желанием – учиться).

Обособляются также определения, выступающие в роли уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, а также несогласованные определения, выраженные сравнительным оборотом.

Следует помнить, что автор может обособить любое согласованное и несогласованное определение, если оно, по его мнению, выделяется интонационно.

Отделяются запятой, а в середине предложения выделяются запятыми распространенные согласованные определения, стоящие после определяемого слова.

За столом восседал человек, похожий на огромного медведя.

Каждый день на улицах, в трамваях она видела эти лица, обыкновенные, русские, утомленные, с не пускающим в себя взглядом.

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

Стоят и те трое, хмурые все.

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката.

Как же можно барышень, произносящих подобные монологи, серьезно обвинять за что-нибудь?

 

Одиночные согласованные определения, стоящие после определяемого слова, как правило, обособляются.

Стул, сломанный, отнеси на чердак.

Дом, таинственный, нависал над улицей тёмной громадой.

Мальчик, обиженный, покраснел.

Люди же, изумленные, стали как камни.

Через несколько минут уже шел дождь, проливной.

Девочка, удивленная, ничего не ответила.

Василий, возмущенный, вбежал в мою комнату.

 

Стоящие перед определяемым существительным одиночные и распространенные согласованные определения обособляются только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Усталая, девушка еле добралась до дома.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Всегда спокойный и рассудительный, Фёдор не торопился с ответом.

Удивленная, девочка долго не могла сказать ни слова.

Взволнованная неожиданным известием, мать присела на стул.

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать восхождение.

Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

 

Стоящие перед личным местоимением одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.

Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках...

Растерянный, я остался стоять на месте.

Раненные, они снова ползли на камни, с трудом таща за собой автоматы.

Невероятно измученная, она спала до полудня.

Удивленный и обиженный, я замолчал.

 

Отделенные от определяемого слова другими словами одиночные и распространенные согласованные определения обособляются.

Мне навстречу, чистые и ясные, неслись звуки колокола.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.

Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю.

Окаймлен летучей пеной, днем и ночью дышим мол.

Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались.

Отливающее золотом, лежало за рекой пшеничное поле.

 

Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить "а именно", обособляются с помощью тире.

Единственный вопрос – остаться или уйти – мучил его.

Каждый из них поставил перед собой цель – служить обществу.

...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро!

Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть.

...Мы все одержимы одной страстью – сопротивляться.

Почему ты берешь на себя такое право – судить?

Каждый из нас решает этот вопрос – уехать или остаться – для себя.

uclg.ru

7.3 Знаки препинания при обособленных определениях

Видеоурок: Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

Лекция: Знаки препинания при обособленных определениях

Обособление определений


  • Согласованные, выраженные П. либо Пр., если имеют зависимые слова и стоят после определяемого слова:

  • Одиночные, если их два и больше и находятся они после определяемого слова:

  • Относящееся к личному М.:

  • Стоящее перед определяемым словом и имеющее добавочное значение (причины, условия, уступки):

  • Несогласованные, выраженные С. в косвенных падежах (всех падежах, кроме И.п.) с предлогами, нередко относящиеся к личному М. либо имени собственному, когда им придаётся значимость:

Обособление приложений

  • Одиночное, выраженное нарицательным С., пишем через дефис с нарицательным же С.:


  • Когда имя нарицательное стоит после имени собственного, также нужен дефис:

Распространенное приложение (с зависимыми словами) обособляется:

  • Если относится к нарицательному С., где бы оно не находилось:

  • Если относится к собственному С., обособляется только тогда, когда стоит после него:

  • Если относится к личному М, обособляется вне зависимости от места в предложении:


  • Со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. выделяются, если произносятся с интонацией обособления.

NB! 1. Нередко приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, выделяется тире, а не запятой:

2. Нередко приложение начинаются с КАК. Попытайтесь заменить этот с. на сочетание В КАЧЕСТВЕ. При возможности такой замены запятые не нужны:

cknow.ru

1. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

1. обозначают отличительные признаки разных предметов.

Пример:

«Отяжелели от собственной пышноты пионы белые, розоватые, розовые, тёмно-вишнёвые» (Г. Николаева).

2. Обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны.

Пример:

«Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь» (А. Куприн).

3. Являются в контексте синонимами или исполняют роль эпитетов (художественных определений).

Пример:

«Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались» (И. Тургенев).

4. Образуют смысловую градацию, т. е. каждое последующее слово усиливает выражаемый определениями признак.

Пример:

«Тёмная, мрачная, душная комната производила зловещее впечатление» (А. Чехов).

5. Выражены причастным оборотом и помещаются за одиночным определением.

Пример:

«Пожилая, /гладко причёсанная на прямой пробор/ женщина открыла старую, скрипучую дверь» (В. Лидин).

6. Следуют после определяемого имени существительного.

Пример:

«Лицо Егора, бледное, одутловатое, говорило о затворническом образе жизни» (А. Пушкин).

7. Противопоставлены другим определениям при том же существительном.

Пример:

«Поляна пестрела цветами яркими, красочными, но неестественно крупными и благоухающими» (В. Обручев).

Неоднородные определения

Запятая не ставится между неоднородными определениями, не связанными союзами.

Неоднородными являются определения, которые:

 

1. характеризуют предмет с разных сторон.

Пример:

«Девочке почудилось, будто она сидит перед большой  железной печью с блестящими  медными шариками и заслонками» (В. Лидин).

2. Выражены сочетаниями качественного и относительного прилагательных.

Пример:

«Я оступился и зачерпнул холодной воды в кожаные большие сапоги» (В. Лидин).

3. Имеют предшествующее определение, которое относится не непосредственно к определяемому имени существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного.

Пример:

«Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж» (В. Обручев).

www.yaklass.ru

правила и примеры упражнений — OneKu

Содержание статьи:

В человеческой речи информация передается не только словами, но и невербальными средствами: мимикой, паузами, жестами, интонациями, выражением. С помощью этих коммуникативных инструментов обосабливаются отдельные слова или целые предложения. Так им придаются различные смысловые оттенки и более самостоятельная роль. На письме обособление достигается знаками препинания. Без их помощи очень сложно полно и корректно передать мысли, идеи.

Особенно это становится значимым при обособлении определений, которые выполняют в предложении важнейшую роль: поясняют и описывают главные члены, изображают разнообразные ситуации, феномены и предметы. Именно определения, наряду с другими второстепенными членами, часто становятся основными носителями смысла, запечатленного в предложении. Поэтому необходимо верно расставлять знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.

Вам будет интересно:Методика Климова: описание, особенности, цель и значение

Правильная пунктуация в данном случае становится не только вопросом грамотности, но и непременным условием для точной передачи информации. Ведь порой отсутствие в предложении запятой или неверная ее постановка заметно изменяют суть. Чтобы этого не случилось, нужно уверенно разбиваться в правилах постановки знаков препинания при обособленных определениях. Таких правил не очень много, они просты в понимании. Закрепить и отточить знания лучше всего с помощью упражнений.

С личными местоимениями

Вам будет интересно:Методика Климова: описание, особенности, цель и значение

Относясь к любым личным местоимениям, все виды определений всегда выделяются запятыми, обособляются. В этом случае всегда ставятся знаки препинания при обособленных согласованных определениях и несогласованных. Примеры:

  • «С мокрыми от воды волосами, ты вышла из моря».
  • «Я, раздраженный и расстроенный, не совладал с эмоциями».
  • «Задумчивый, он не заметил, как пришел домой».
  • «Она, опьяненная любовью, позабыла о времени».
  • «Мы, с бритыми головами и желтых одеждах, походили на буддийских монахов».
  • «Поражаюсь, что вы, с такими длинными руками, не можете достать чемодан».
  • «В роскошных вечерних платьях, они приковывали взгляды».

Знаки препинания при приложениях

И обособленные определения, выраженные в виде приложений, подчиняются похожему правилу, если они зависят от нарицательного существительного. Пример:

  • «Их дядя, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации, их дядя жил в Оренбурге».

Если приложение зависит от имени собственного, то обособляется лишь в том случае, когда оно стоит после главного слова. Пример:

  • «Карпов, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации Карпов жил в Оренбурге».

Вам будет интересно:Слово хлеб: значение и происхождение

Приложение выделяется запятыми при условии, что оно находится после главного слова:

  • «К нам в купе зашел моряк, парень лет двадцати».
  • «Его сосед, дальнобойщик, подолгу не бывал дома».

Приложение, имеющее большое смысловое значение и стоящее в конце предложения, часто выделяют тире. Пример:

  • «Заканчивался декабрь – самый суматошный месяц года».
  • «Сын повесил на стену плакат Джеймса – лучшего баскетболиста современности».

Определения, которые оторваны от главного слова

Данное правило регламентирует постановку знаков препинания при обособленных определениях несогласованных и согласованных. Определение должно обязательно выделяться с обеих сторон запятыми, если между ним и определяемым словом располагаются другие слова. Причем, предпочтительней использовать тире, а не запятую, при условии, что определение заканчивает предложение. Примеры:

  • «Их разбудил стук в кованую дверь – тяжелый, гулкий».
  • «Мама внимательно слушала меня, печальная, догадавшаяся обо всем, и молчала».
  • «Ира ворвалась в зал – в бирюзовом платье и диадемой в волосах».
  • «Со спутанной бородой и в неказистых лохмотьях, вышел из леса странник, опираясь на палку».
  • «Алые и зловещие, сияли в черной тьме глаза».

Распространенные причастия или прилагательные

Знаки препинания при обособленных определениях ставятся всегда при условии, что находятся в предложении после главного слова, а также являются причастным оборотом или распространенным прилагательным, с одним или несколькими зависимыми словами. Примеры:

  • «Речка, бегущая мимо лугов, раздулась от дождя».
  • «Котенок, заснувший на кресле, дергал во сне ногами».
  • «Его руки, темные от грязи и загара, вызывали у меня неприязнь».
  • «Ветви, тяжелые от яблок, заметно согнулись, почти касаясь травы».

Два и более последовательных одиночных согласованных определения

Данное правило справедливо всегда, когда перед главным словом стоит как минимум еще одно относящееся к нему определение, обычно в виде одиночного прилагательного. Если его нет, то в предложениях знаки препинания с обособленными определениями ставятся по выбору автора с учетом смысловой и интонационной нагрузки определений. Примеры:

  • «Лысый мужчина, раздраженный и торопливый, нервно мял шляпу».
  • «Мы плыли в деревянной лодке, старой и протекающей».
  • «Водопад, высокий, стремительный, вдруг появился прямо перед нами».
  • «От заката летнего и прекрасного затрепетала душа».

Вам будет интересно:Описание рассвета: учимся вместе

Согласованные определения, обладающие дополнительным значением

Выделяются на письме распространенные или одиночные определения, заключающие в себе значение причины, условия или другого обстоятельства. Знаки препинания при обособленных определениях подобного типа ставить довольно просто, заменяя определение равнозначным в смысловом плане предложением, начинающимся с союза «потому что» или «если». Примеры:

  • «Обиженный другом (потому что обиделся на друга), папа решил не идти на работу».
  • «Усталая (потому что устала), мама решила не готовить».
  • «Заинтересованный темой (потому что заинтересовался темой), класс начал слушать».
  • «Девушке, влюбленной (если она влюблена), сложно не поделиться чувствами».
  • «Испуганный шумом (потому что испугался), котенок встопорщил шерсть на спине».

Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах

Знаки препинания при обособленных определениях в данном случае ставятся, если смысловое значение определений ярко выражено и имеет явную самостоятельность. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Этот кот, с рыжей шерстью, хочет есть».
  • «Больше всех в очереди кричал мужчина с усами, в черной куртке».
  • «На гоночном мотоцикле, в кожаной одежде, девушка была неотразима».

Определения-инфинитивы и выделительные знаки препинания при них

Обособленные определения, представляющие собой инфинитив, являются несогласованными и на чаще обособляются в конце предложения знаком тире, в середине - двумя тире или тире и закрывающей запятой. Примеры:

  • «Родители мучительно решали давнишней вопрос – ехать или не ехать – за себя и за детей».
  • «Перед Олегом встала дилемма – потерять друга или сохранить деньги, которые сейчас так были нужны».
  • «Нам остается один выход – играть и победить».

С именами собственными

Тут расставить знаки препинания при обособленных определениях не составляет труда. Расположенное рядом с именем собственным несогласованное определение можно смело выделять запятыми. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Алена Косачова, в полосатом платье, в красных сапогах, вызывающе смотрела на окружающих».
  • «С развесистыми усами и длинным чубом, Олег напоминал казака».

Сочетание несогласованных определений с одним или несколькими согласованными

Если образуется ряд однородных членов из последовательных несогласованных и согласованных определений. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Женщина, веселая, в зеленом сарафане, забежала в музей, прячась от ливня».
  • «Рыбак, мокрый, грязный, в огромных сапогах, вышел из реки».
  • «Крепкий, с аппетитной пенкой, утренний кофе взбодрил меня одним своим видом».

Упражнения

Школьники изучают определения в 8 классе. Обособленные определения, знаки препинания и правила их использования, конечно, можно постигать и вне школьной программы. Со временем даже бывшие отличники могут позабыть некоторые нормы постановки запятых и тире. Лучшим способом освежить в памяти правила или глубже понять и запомнить их становится прохождение тестов и решение упражнений по теме обособленные определения.

Простого заучивания правил и разбора нескольких примеров зачастую недостаточно, чтобы овладеть во всех нюансах обособлением определений. Правила емко и логично упорядочивают всевозможные случаи пунктуации и являются удобным руководством к действию, у человека, вызубрившего их, может возникнуть иллюзия знания и уверенность, что он застрахован от возможных ошибок. Однако русский язык многогранен и гибок. В нем множество случаев, способных озадачить даже специалистов-языковедов.

В таких случаях одного безупречного знания правил мало, требуется также языковое чутье, опыт, логическое мышление. Работа с упражнениями развивает все эти навыки. Упражнения совершенствуют языковое чутье, заставляют думать и смотреть на текст не в качестве пассивного читателя, а более активно, как на сложную и интересную задачу. Одновременно растет опыт, который впоследствии помогает по аналогии расставлять знаки препинания в особо сложных случаях. Упражнения позволяют лучше постичь правила обособления, применяя их в разных языковых ситуациях.

В нынешний век информационной революции найти необходимый учебный материал не составляет труда. Не нужно идти в библиотеку или искать учителя русского языка, все есть в интернете в совершенно свободном доступе. Причем отыщутся упражнения на любой вкус: для различного уровня подготовленности; для точечной работы с определенным правилом; для подготовки к экзамену или просто для повышения собственной грамотности. Ниже в качестве примера приведен ряд типовых упражнений по теме «Обособленные определения».

Первое упражнение: объясните знаки препинания при обособленных определениях.

  • «Он, стремительный и ловкий, успел схватить мяч, опередив соперников».
  • «Причесанный, надушенный, в безупречном костюме, я выглядел настоящим франтом».
  • «Мой отец, известный ученый, с детства привил мне любовь к знаниям».
  • «Иванов, филантроп и большой оригинал, вновь удивил общественность крупным взносом в один из фондов».
  • «Церковные свечки, тонкие, хрупкие, ярко освещали храм».
  • «Щенок, вцепившийся в палку, рычал, но при этом бешено вилял хвостом».
  • «Его пальто, белое от снега, было брошено в коридоре».
  • «Хвойные ветви, еловые и сосновые, оставляли на одежде иглы».
  • «Заснувшие после обеда, друзья не попали на дневной сеанс».
  • «Рассмеявшаяся шутке, девочка уже не могла продолжать рыдать с той же безутешностью».
  • «Старый узбек, с огромной ложкой в руке, задумчиво мешал плов в плоском казане».
  • «С розовой грудкой и черной головой, снегирь ярко выделялся на фоне безукоризненно белого снега».
  • «Игнат жил одним настойчивым желанием – угодить любимой во всем».
  • «Алена, в синих джинсах, с телефоном в руках, поздоровавшись, села напротив».
  • «Луна, полная, налившаяся серебром, неспешно поднималась над лесом».

Вам будет интересно:Поклонник – это... Значение слова и примеры его употребления

Второе упражнение: расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения.

  • «Они испуганные и потрясенные смотрели на экраны не в силах отвести глаз».
  • «С нами на море отдыхала соседский сын подвижный мальчишка лет семи».
  • «Лошади буквально летели по лугу стремительные грациозные».
  • «Старинный костел темный от времени величаво возвышался над городом».
  • «Студент блистательно сдавший экзамены официально стал дипломированным инженером».
  • «Теплый батон мягкий и ароматный моментально напомнил о том как давно они ели».
  • «Ему сытому было сложно понять поведение этих опустившихся и оголодавших людей».
  • «Темнота в горах наступает стремительно звездная и прохладная»
  • «Ослепленный ее красотой мужчина не замечал в избраннице изъянов и очевидных недостатков».
  • «Певица вся в перьях и золоте лихо выплясывала на сцене приводя зрителей в исступление».
  • «Уже окончательно отчаявшись мы нашли в подвале Шарика в грязи напуганного».
  • «Игроки были воодушевлены общей идеей непременно победить».
  • «Артем высокий жилистый был идеально сложен для волейбола».
  • «Член РАН Артемьев не чурался работы с начинающими учеными».
  • «Долгий и сложный разговор между прежде непримиримыми бригадами закончился устроившим всех решением – работать сообща».
  • «Его жалобное мяуканье и брошенный вид вызывали настойчивые желания обогреть защитить накормить».
  • «Охваченная материнским чувством птица кинулась на оторопевшую лису».
  • «Просунувшийся он сначала не понял где находится но затем с удовольствием разглядел сквозь листву море синее и манящее».

Третье упражнение: объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях, указав, в каких случаях они обязательны, а в каких ставятся по выбору автора.

  • «Ксения, с горькой усмешкой на лице, выбежала из комнаты».
  • «Наступил март – первый месяц долгожданной весны».
  • «Цветок, тоненький и жалкий, цеплялся за стену, незаметно даря миру свою красоту».
  • «Крошечное создание, вздрагивающее от любого звука, через год превратилось в пса, крупного и зубатого».
  • «Мой приятель, шеф-повар, даже на пикниках не может отвлечься от работы».
  • «Тучи вызывали у нас сильную тревогу — черные, тяжелые».
  • «От его слов, язвительных и несправедливых, хотелось плакать».
  • «Голодный, муж затеял спор, выдумав для него пустой повод».
  • «Все службы получили строгое указание – заблокировать определенные сайты и социальные сети».
  • «Мысли, мрачные, жалящие, неотвязные, заполонили его голову, лишили сна, превратили ночи и дни в постоянную муку, не прекращающуюся ни на миг».
  • «Двухэтажные дома, опустевшие, с выбитыми окнами, тесно обступили улицу и вызывали в душе одно побуждение – убраться поскорее прочь».
  • «Президент, подтянутый и бодрый, первым двинулся к гостю, на ходу протягивая руку».
  • «Бабочка, маленькая, с радужными крылышками, зигзагами металась между рамами».

Источник

1ku.ru

Знаки препинания при обособленных определениях: правила и примеры упражнений

В человеческой речи информация передается не только словами, но и невербальными средствами: мимикой, паузами, жестами, интонациями, выражением. С помощью этих коммуникативных инструментов обосабливаются отдельные слова или целые предложения. Так им придаются различные смысловые оттенки и более самостоятельная роль. На письме обособление достигается знаками препинания. Без их помощи очень сложно полно и корректно передать мысли, идеи.

Особенно это становится значимым при обособлении определений, которые выполняют в предложении важнейшую роль: поясняют и описывают главные члены, изображают разнообразные ситуации, феномены и предметы. Именно определения, наряду с другими второстепенными членами, часто становятся основными носителями смысла, запечатленного в предложении. Поэтому необходимо верно расставлять знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.

Правильная пунктуация в данном случае становится не только вопросом грамотности, но и непременным условием для точной передачи информации. Ведь порой отсутствие в предложении запятой или неверная ее постановка заметно изменяют суть. Чтобы этого не случилось, нужно уверенно разбиваться в правилах постановки знаков препинания при обособленных определениях. Таких правил не очень много, они просты в понимании. Закрепить и отточить знания лучше всего с помощью упражнений.

С личными местоимениями

Относясь к любым личным местоимениям, все виды определений всегда выделяются запятыми, обособляются. В этом случае всегда ставятся знаки препинания при обособленных согласованных определениях и несогласованных. Примеры:

  • «С мокрыми от воды волосами, ты вышла из моря».
  • «Я, раздраженный и расстроенный, не совладал с эмоциями».
  • «Задумчивый, он не заметил, как пришел домой».
  • «Она, опьяненная любовью, позабыла о времени».
  • «Мы, с бритыми головами и желтых одеждах, походили на буддийских монахов».
  • «Поражаюсь, что вы, с такими длинными руками, не можете достать чемодан».
  • «В роскошных вечерних платьях, они приковывали взгляды».

Знаки препинания при приложениях

И обособленные определения, выраженные в виде приложений, подчиняются похожему правилу, если они зависят от нарицательного существительного. Пример:

  • «Их дядя, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации, их дядя жил в Оренбурге».

Если приложение зависит от имени собственного, то обособляется лишь в том случае, когда оно стоит после главного слова. Пример:

  • «Карпов, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации Карпов жил в Оренбурге».

Приложение выделяется запятыми при условии, что оно находится после главного слова:

  • «К нам в купе зашел моряк, парень лет двадцати».
  • «Его сосед, дальнобойщик, подолгу не бывал дома».

Приложение, имеющее большое смысловое значение и стоящее в конце предложения, часто выделяют тире. Пример:

  • «Заканчивался декабрь – самый суматошный месяц года».
  • «Сын повесил на стену плакат Джеймса – лучшего баскетболиста современности».

Определения, которые оторваны от главного слова

Данное правило регламентирует постановку знаков препинания при обособленных определениях несогласованных и согласованных. Определение должно обязательно выделяться с обеих сторон запятыми, если между ним и определяемым словом располагаются другие слова. Причем, предпочтительней использовать тире, а не запятую, при условии, что определение заканчивает предложение. Примеры:

  • «Их разбудил стук в кованую дверь – тяжелый, гулкий».
  • «Мама внимательно слушала меня, печальная, догадавшаяся обо всем, и молчала».
  • «Ира ворвалась в зал – в бирюзовом платье и диадемой в волосах».
  • «Со спутанной бородой и в неказистых лохмотьях, вышел из леса странник, опираясь на палку».
  • «Алые и зловещие, сияли в черной тьме глаза».

Распространенные причастия или прилагательные

Знаки препинания при обособленных определениях ставятся всегда при условии, что находятся в предложении после главного слова, а также являются причастным оборотом или распространенным прилагательным, с одним или несколькими зависимыми словами. Примеры:

  • «Речка, бегущая мимо лугов, раздулась от дождя».
  • «Котенок, заснувший на кресле, дергал во сне ногами».
  • «Его руки, темные от грязи и загара, вызывали у меня неприязнь».
  • «Ветви, тяжелые от яблок, заметно согнулись, почти касаясь травы».

Два и более последовательных одиночных согласованных определения

Данное правило справедливо всегда, когда перед главным словом стоит как минимум еще одно относящееся к нему определение, обычно в виде одиночного прилагательного. Если его нет, то в предложениях знаки препинания с обособленными определениями ставятся по выбору автора с учетом смысловой и интонационной нагрузки определений. Примеры:

  • «Лысый мужчина, раздраженный и торопливый, нервно мял шляпу».
  • «Мы плыли в деревянной лодке, старой и протекающей».
  • «Водопад, высокий, стремительный, вдруг появился прямо перед нами».
  • «От заката летнего и прекрасного затрепетала душа».

Согласованные определения, обладающие дополнительным значением

Выделяются на письме распространенные или одиночные определения, заключающие в себе значение причины, условия или другого обстоятельства. Знаки препинания при обособленных определениях подобного типа ставить довольно просто, заменяя определение равнозначным в смысловом плане предложением, начинающимся с союза «потому что» или «если». Примеры:

  • «Обиженный другом (потому что обиделся на друга), папа решил не идти на работу».
  • «Усталая (потому что устала), мама решила не готовить».
  • «Заинтересованный темой (потому что заинтересовался темой), класс начал слушать».
  • «Девушке, влюбленной (если она влюблена), сложно не поделиться чувствами».
  • «Испуганный шумом (потому что испугался), котенок встопорщил шерсть на спине».

Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах

Знаки препинания при обособленных определениях в данном случае ставятся, если смысловое значение определений ярко выражено и имеет явную самостоятельность. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Этот кот, с рыжей шерстью, хочет есть».
  • «Больше всех в очереди кричал мужчина с усами, в черной куртке».
  • «На гоночном мотоцикле, в кожаной одежде, девушка была неотразима».

Определения-инфинитивы и выделительные знаки препинания при них

Обособленные определения, представляющие собой инфинитив, являются несогласованными и на чаще обособляются в конце предложения знаком тире, в середине - двумя тире или тире и закрывающей запятой. Примеры:

  • «Родители мучительно решали давнишней вопрос – ехать или не ехать – за себя и за детей».
  • «Перед Олегом встала дилемма – потерять друга или сохранить деньги, которые сейчас так были нужны».
  • «Нам остается один выход – играть и победить».

С именами собственными

Тут расставить знаки препинания при обособленных определениях не составляет труда. Расположенное рядом с именем собственным несогласованное определение можно смело выделять запятыми. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Алена Косачова, в полосатом платье, в красных сапогах, вызывающе смотрела на окружающих».
  • «С развесистыми усами и длинным чубом, Олег напоминал казака».

Сочетание несогласованных определений с одним или несколькими согласованными

Если образуется ряд однородных членов из последовательных несогласованных и согласованных определений. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Женщина, веселая, в зеленом сарафане, забежала в музей, прячась от ливня».
  • «Рыбак, мокрый, грязный, в огромных сапогах, вышел из реки».
  • «Крепкий, с аппетитной пенкой, утренний кофе взбодрил меня одним своим видом».

Упражнения

Школьники изучают определения в 8 классе. Обособленные определения, знаки препинания и правила их использования, конечно, можно постигать и вне школьной программы. Со временем даже бывшие отличники могут позабыть некоторые нормы постановки запятых и тире. Лучшим способом освежить в памяти правила или глубже понять и запомнить их становится прохождение тестов и решение упражнений по теме обособленные определения.

Простого заучивания правил и разбора нескольких примеров зачастую недостаточно, чтобы овладеть во всех нюансах обособлением определений. Правила емко и логично упорядочивают всевозможные случаи пунктуации и являются удобным руководством к действию, у человека, вызубрившего их, может возникнуть иллюзия знания и уверенность, что он застрахован от возможных ошибок. Однако русский язык многогранен и гибок. В нем множество случаев, способных озадачить даже специалистов-языковедов.

В таких случаях одного безупречного знания правил мало, требуется также языковое чутье, опыт, логическое мышление. Работа с упражнениями развивает все эти навыки. Упражнения совершенствуют языковое чутье, заставляют думать и смотреть на текст не в качестве пассивного читателя, а более активно, как на сложную и интересную задачу. Одновременно растет опыт, который впоследствии помогает по аналогии расставлять знаки препинания в особо сложных случаях. Упражнения позволяют лучше постичь правила обособления, применяя их в разных языковых ситуациях.

В нынешний век информационной революции найти необходимый учебный материал не составляет труда. Не нужно идти в библиотеку или искать учителя русского языка, все есть в интернете в совершенно свободном доступе. Причем отыщутся упражнения на любой вкус: для различного уровня подготовленности; для точечной работы с определенным правилом; для подготовки к экзамену или просто для повышения собственной грамотности. Ниже в качестве примера приведен ряд типовых упражнений по теме «Обособленные определения».

Первое упражнение: объясните знаки препинания при обособленных определениях.

  • «Он, стремительный и ловкий, успел схватить мяч, опередив соперников».
  • «Причесанный, надушенный, в безупречном костюме, я выглядел настоящим франтом».
  • «Мой отец, известный ученый, с детства привил мне любовь к знаниям».
  • «Иванов, филантроп и большой оригинал, вновь удивил общественность крупным взносом в один из фондов».
  • «Церковные свечки, тонкие, хрупкие, ярко освещали храм».
  • «Щенок, вцепившийся в палку, рычал, но при этом бешено вилял хвостом».
  • «Его пальто, белое от снега, было брошено в коридоре».
  • «Хвойные ветви, еловые и сосновые, оставляли на одежде иглы».
  • «Заснувшие после обеда, друзья не попали на дневной сеанс».
  • «Рассмеявшаяся шутке, девочка уже не могла продолжать рыдать с той же безутешностью».
  • «Старый узбек, с огромной ложкой в руке, задумчиво мешал плов в плоском казане».
  • «С розовой грудкой и черной головой, снегирь ярко выделялся на фоне безукоризненно белого снега».
  • «Игнат жил одним настойчивым желанием – угодить любимой во всем».
  • «Алена, в синих джинсах, с телефоном в руках, поздоровавшись, села напротив».
  • «Луна, полная, налившаяся серебром, неспешно поднималась над лесом».

Второе упражнение: расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения.

  • «Они испуганные и потрясенные смотрели на экраны не в силах отвести глаз».
  • «С нами на море отдыхала соседский сын подвижный мальчишка лет семи».
  • «Лошади буквально летели по лугу стремительные грациозные».
  • «Старинный костел темный от времени величаво возвышался над городом».
  • «Студент блистательно сдавший экзамены официально стал дипломированным инженером».
  • «Теплый батон мягкий и ароматный моментально напомнил о том как давно они ели».
  • «Ему сытому было сложно понять поведение этих опустившихся и оголодавших людей».
  • «Темнота в горах наступает стремительно звездная и прохладная»
  • «Ослепленный ее красотой мужчина не замечал в избраннице изъянов и очевидных недостатков».
  • «Певица вся в перьях и золоте лихо выплясывала на сцене приводя зрителей в исступление».
  • «Уже окончательно отчаявшись мы нашли в подвале Шарика в грязи напуганного».
  • «Игроки были воодушевлены общей идеей непременно победить».
  • «Артем высокий жилистый был идеально сложен для волейбола».
  • «Член РАН Артемьев не чурался работы с начинающими учеными».
  • «Долгий и сложный разговор между прежде непримиримыми бригадами закончился устроившим всех решением – работать сообща».
  • «Его жалобное мяуканье и брошенный вид вызывали настойчивые желания обогреть защитить накормить».
  • «Охваченная материнским чувством птица кинулась на оторопевшую лису».
  • «Просунувшийся он сначала не понял где находится но затем с удовольствием разглядел сквозь листву море синее и манящее».

Третье упражнение: объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях, указав, в каких случаях они обязательны, а в каких ставятся по выбору автора.

  • «Ксения, с горькой усмешкой на лице, выбежала из комнаты».
  • «Наступил март – первый месяц долгожданной весны».
  • «Цветок, тоненький и жалкий, цеплялся за стену, незаметно даря миру свою красоту».
  • «Крошечное создание, вздрагивающее от любого звука, через год превратилось в пса, крупного и зубатого».
  • «Мой приятель, шеф-повар, даже на пикниках не может отвлечься от работы».
  • «Тучи вызывали у нас сильную тревогу — черные, тяжелые».
  • «От его слов, язвительных и несправедливых, хотелось плакать».
  • «Голодный, муж затеял спор, выдумав для него пустой повод».
  • «Все службы получили строгое указание – заблокировать определенные сайты и социальные сети».
  • «Мысли, мрачные, жалящие, неотвязные, заполонили его голову, лишили сна, превратили ночи и дни в постоянную муку, не прекращающуюся ни на миг».
  • «Двухэтажные дома, опустевшие, с выбитыми окнами, тесно обступили улицу и вызывали в душе одно побуждение – убраться поскорее прочь».
  • «Президент, подтянутый и бодрый, первым двинулся к гостю, на ходу протягивая руку».
  • «Бабочка, маленькая, с радужными крылышками, зигзагами металась между рамами».

fb.ru

правила и примеры упражнений — OneKu

Содержание статьи:

В человеческой речи информация передается не только словами, но и невербальными средствами: мимикой, паузами, жестами, интонациями, выражением. С помощью этих коммуникативных инструментов обосабливаются отдельные слова или целые предложения. Так им придаются различные смысловые оттенки и более самостоятельная роль. На письме обособление достигается знаками препинания. Без их помощи очень сложно полно и корректно передать мысли, идеи.

Особенно это становится значимым при обособлении определений, которые выполняют в предложении важнейшую роль: поясняют и описывают главные члены, изображают разнообразные ситуации, феномены и предметы. Именно определения, наряду с другими второстепенными членами, часто становятся основными носителями смысла, запечатленного в предложении. Поэтому необходимо верно расставлять знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.

Вам будет интересно:Знаки препинания при обособленных определениях: правила и примеры упражнений

Правильная пунктуация в данном случае становится не только вопросом грамотности, но и непременным условием для точной передачи информации. Ведь порой отсутствие в предложении запятой или неверная ее постановка заметно изменяют суть. Чтобы этого не случилось, нужно уверенно разбиваться в правилах постановки знаков препинания при обособленных определениях. Таких правил не очень много, они просты в понимании. Закрепить и отточить знания лучше всего с помощью упражнений.

С личными местоимениями

Вам будет интересно:Методика Климова: описание, особенности, цель и значение

Относясь к любым личным местоимениям, все виды определений всегда выделяются запятыми, обособляются. В этом случае всегда ставятся знаки препинания при обособленных согласованных определениях и несогласованных. Примеры:

  • «С мокрыми от воды волосами, ты вышла из моря».
  • «Я, раздраженный и расстроенный, не совладал с эмоциями».
  • «Задумчивый, он не заметил, как пришел домой».
  • «Она, опьяненная любовью, позабыла о времени».
  • «Мы, с бритыми головами и желтых одеждах, походили на буддийских монахов».
  • «Поражаюсь, что вы, с такими длинными руками, не можете достать чемодан».
  • «В роскошных вечерних платьях, они приковывали взгляды».

Знаки препинания при приложениях

И обособленные определения, выраженные в виде приложений, подчиняются похожему правилу, если они зависят от нарицательного существительного. Пример:

  • «Их дядя, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации, их дядя жил в Оренбурге».

Если приложение зависит от имени собственного, то обособляется лишь в том случае, когда оно стоит после главного слова. Пример:

  • «Карпов, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации Карпов жил в Оренбурге».

Вам будет интересно:Методика Климова: описание, особенности, цель и значение

Приложение выделяется запятыми при условии, что оно находится после главного слова:

  • «К нам в купе зашел моряк, парень лет двадцати».
  • «Его сосед, дальнобойщик, подолгу не бывал дома».

Приложение, имеющее большое смысловое значение и стоящее в конце предложения, часто выделяют тире. Пример:

  • «Заканчивался декабрь – самый суматошный месяц года».
  • «Сын повесил на стену плакат Джеймса – лучшего баскетболиста современности».

Определения, которые оторваны от главного слова

Данное правило регламентирует постановку знаков препинания при обособленных определениях несогласованных и согласованных. Определение должно обязательно выделяться с обеих сторон запятыми, если между ним и определяемым словом располагаются другие слова. Причем, предпочтительней использовать тире, а не запятую, при условии, что определение заканчивает предложение. Примеры:

  • «Их разбудил стук в кованую дверь – тяжелый, гулкий».
  • «Мама внимательно слушала меня, печальная, догадавшаяся обо всем, и молчала».
  • «Ира ворвалась в зал – в бирюзовом платье и диадемой в волосах».
  • «Со спутанной бородой и в неказистых лохмотьях, вышел из леса странник, опираясь на палку».
  • «Алые и зловещие, сияли в черной тьме глаза».

Распространенные причастия или прилагательные

Знаки препинания при обособленных определениях ставятся всегда при условии, что находятся в предложении после главного слова, а также являются причастным оборотом или распространенным прилагательным, с одним или несколькими зависимыми словами. Примеры:

  • «Речка, бегущая мимо лугов, раздулась от дождя».
  • «Котенок, заснувший на кресле, дергал во сне ногами».
  • «Его руки, темные от грязи и загара, вызывали у меня неприязнь».
  • «Ветви, тяжелые от яблок, заметно согнулись, почти касаясь травы».

Два и более последовательных одиночных согласованных определения

Данное правило справедливо всегда, когда перед главным словом стоит как минимум еще одно относящееся к нему определение, обычно в виде одиночного прилагательного. Если его нет, то в предложениях знаки препинания с обособленными определениями ставятся по выбору автора с учетом смысловой и интонационной нагрузки определений. Примеры:

  • «Лысый мужчина, раздраженный и торопливый, нервно мял шляпу».
  • «Мы плыли в деревянной лодке, старой и протекающей».
  • «Водопад, высокий, стремительный, вдруг появился прямо перед нами».
  • «От заката летнего и прекрасного затрепетала душа».

Вам будет интересно:Слово хлеб: значение и происхождение

Согласованные определения, обладающие дополнительным значением

Выделяются на письме распространенные или одиночные определения, заключающие в себе значение причины, условия или другого обстоятельства. Знаки препинания при обособленных определениях подобного типа ставить довольно просто, заменяя определение равнозначным в смысловом плане предложением, начинающимся с союза «потому что» или «если». Примеры:

  • «Обиженный другом (потому что обиделся на друга), папа решил не идти на работу».
  • «Усталая (потому что устала), мама решила не готовить».
  • «Заинтересованный темой (потому что заинтересовался темой), класс начал слушать».
  • «Девушке, влюбленной (если она влюблена), сложно не поделиться чувствами».
  • «Испуганный шумом (потому что испугался), котенок встопорщил шерсть на спине».

Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах

Знаки препинания при обособленных определениях в данном случае ставятся, если смысловое значение определений ярко выражено и имеет явную самостоятельность. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Этот кот, с рыжей шерстью, хочет есть».
  • «Больше всех в очереди кричал мужчина с усами, в черной куртке».
  • «На гоночном мотоцикле, в кожаной одежде, девушка была неотразима».

Определения-инфинитивы и выделительные знаки препинания при них

Обособленные определения, представляющие собой инфинитив, являются несогласованными и на чаще обособляются в конце предложения знаком тире, в середине - двумя тире или тире и закрывающей запятой. Примеры:

  • «Родители мучительно решали давнишней вопрос – ехать или не ехать – за себя и за детей».
  • «Перед Олегом встала дилемма – потерять друга или сохранить деньги, которые сейчас так были нужны».
  • «Нам остается один выход – играть и победить».

С именами собственными

Тут расставить знаки препинания при обособленных определениях не составляет труда. Расположенное рядом с именем собственным несогласованное определение можно смело выделять запятыми. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Алена Косачова, в полосатом платье, в красных сапогах, вызывающе смотрела на окружающих».
  • «С развесистыми усами и длинным чубом, Олег напоминал казака».

Сочетание несогласованных определений с одним или несколькими согласованными

Если образуется ряд однородных членов из последовательных несогласованных и согласованных определений. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Женщина, веселая, в зеленом сарафане, забежала в музей, прячась от ливня».
  • «Рыбак, мокрый, грязный, в огромных сапогах, вышел из реки».
  • «Крепкий, с аппетитной пенкой, утренний кофе взбодрил меня одним своим видом».

Упражнения

Школьники изучают определения в 8 классе. Обособленные определения, знаки препинания и правила их использования, конечно, можно постигать и вне школьной программы. Со временем даже бывшие отличники могут позабыть некоторые нормы постановки запятых и тире. Лучшим способом освежить в памяти правила или глубже понять и запомнить их становится прохождение тестов и решение упражнений по теме обособленные определения.

Простого заучивания правил и разбора нескольких примеров зачастую недостаточно, чтобы овладеть во всех нюансах обособлением определений. Правила емко и логично упорядочивают всевозможные случаи пунктуации и являются удобным руководством к действию, у человека, вызубрившего их, может возникнуть иллюзия знания и уверенность, что он застрахован от возможных ошибок. Однако русский язык многогранен и гибок. В нем множество случаев, способных озадачить даже специалистов-языковедов.

В таких случаях одного безупречного знания правил мало, требуется также языковое чутье, опыт, логическое мышление. Работа с упражнениями развивает все эти навыки. Упражнения совершенствуют языковое чутье, заставляют думать и смотреть на текст не в качестве пассивного читателя, а более активно, как на сложную и интересную задачу. Одновременно растет опыт, который впоследствии помогает по аналогии расставлять знаки препинания в особо сложных случаях. Упражнения позволяют лучше постичь правила обособления, применяя их в разных языковых ситуациях.

В нынешний век информационной революции найти необходимый учебный материал не составляет труда. Не нужно идти в библиотеку или искать учителя русского языка, все есть в интернете в совершенно свободном доступе. Причем отыщутся упражнения на любой вкус: для различного уровня подготовленности; для точечной работы с определенным правилом; для подготовки к экзамену или просто для повышения собственной грамотности. Ниже в качестве примера приведен ряд типовых упражнений по теме «Обособленные определения».

Первое упражнение: объясните знаки препинания при обособленных определениях.

  • «Он, стремительный и ловкий, успел схватить мяч, опередив соперников».
  • «Причесанный, надушенный, в безупречном костюме, я выглядел настоящим франтом».
  • «Мой отец, известный ученый, с детства привил мне любовь к знаниям».
  • «Иванов, филантроп и большой оригинал, вновь удивил общественность крупным взносом в один из фондов».
  • «Церковные свечки, тонкие, хрупкие, ярко освещали храм».
  • «Щенок, вцепившийся в палку, рычал, но при этом бешено вилял хвостом».
  • «Его пальто, белое от снега, было брошено в коридоре».
  • «Хвойные ветви, еловые и сосновые, оставляли на одежде иглы».
  • «Заснувшие после обеда, друзья не попали на дневной сеанс».
  • «Рассмеявшаяся шутке, девочка уже не могла продолжать рыдать с той же безутешностью».
  • «Старый узбек, с огромной ложкой в руке, задумчиво мешал плов в плоском казане».
  • «С розовой грудкой и черной головой, снегирь ярко выделялся на фоне безукоризненно белого снега».
  • «Игнат жил одним настойчивым желанием – угодить любимой во всем».
  • «Алена, в синих джинсах, с телефоном в руках, поздоровавшись, села напротив».
  • «Луна, полная, налившаяся серебром, неспешно поднималась над лесом».

Вам будет интересно:Описание рассвета: учимся вместе

Второе упражнение: расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения.

  • «Они испуганные и потрясенные смотрели на экраны не в силах отвести глаз».
  • «С нами на море отдыхала соседский сын подвижный мальчишка лет семи».
  • «Лошади буквально летели по лугу стремительные грациозные».
  • «Старинный костел темный от времени величаво возвышался над городом».
  • «Студент блистательно сдавший экзамены официально стал дипломированным инженером».
  • «Теплый батон мягкий и ароматный моментально напомнил о том как давно они ели».
  • «Ему сытому было сложно понять поведение этих опустившихся и оголодавших людей».
  • «Темнота в горах наступает стремительно звездная и прохладная»
  • «Ослепленный ее красотой мужчина не замечал в избраннице изъянов и очевидных недостатков».
  • «Певица вся в перьях и золоте лихо выплясывала на сцене приводя зрителей в исступление».
  • «Уже окончательно отчаявшись мы нашли в подвале Шарика в грязи напуганного».
  • «Игроки были воодушевлены общей идеей непременно победить».
  • «Артем высокий жилистый был идеально сложен для волейбола».
  • «Член РАН Артемьев не чурался работы с начинающими учеными».
  • «Долгий и сложный разговор между прежде непримиримыми бригадами закончился устроившим всех решением – работать сообща».
  • «Его жалобное мяуканье и брошенный вид вызывали настойчивые желания обогреть защитить накормить».
  • «Охваченная материнским чувством птица кинулась на оторопевшую лису».
  • «Просунувшийся он сначала не понял где находится но затем с удовольствием разглядел сквозь листву море синее и манящее».

Третье упражнение: объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях, указав, в каких случаях они обязательны, а в каких ставятся по выбору автора.

  • «Ксения, с горькой усмешкой на лице, выбежала из комнаты».
  • «Наступил март – первый месяц долгожданной весны».
  • «Цветок, тоненький и жалкий, цеплялся за стену, незаметно даря миру свою красоту».
  • «Крошечное создание, вздрагивающее от любого звука, через год превратилось в пса, крупного и зубатого».
  • «Мой приятель, шеф-повар, даже на пикниках не может отвлечься от работы».
  • «Тучи вызывали у нас сильную тревогу — черные, тяжелые».
  • «От его слов, язвительных и несправедливых, хотелось плакать».
  • «Голодный, муж затеял спор, выдумав для него пустой повод».
  • «Все службы получили строгое указание – заблокировать определенные сайты и социальные сети».
  • «Мысли, мрачные, жалящие, неотвязные, заполонили его голову, лишили сна, превратили ночи и дни в постоянную муку, не прекращающуюся ни на миг».
  • «Двухэтажные дома, опустевшие, с выбитыми окнами, тесно обступили улицу и вызывали в душе одно побуждение – убраться поскорее прочь».
  • «Президент, подтянутый и бодрый, первым двинулся к гостю, на ходу протягивая руку».
  • «Бабочка, маленькая, с радужными крылышками, зигзагами металась между рамами».

Источник

1ku.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о