З и с в конце приставок – Буквы «З» и «С» на конце приставок (50 примеров)

Буквы "З" и "С" на конце приставок (50 примеров)

Буквы «з» и «с» на кон­це при­ста­вок пишут­ся в зави­си­мо­сти от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва. Приведем при­ме­ры слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся бук­ва­ми «з» и «с».

Правописание буквы «з» на конце приставок

Правописание слов с при­став­ка­ми, закан­чи­ва­ю­щи­ми­ся на бук­вы «з» и «с», под­чи­ня­ет­ся фоне­ти­че­ско­му прин­ци­пу. Буква «з» обо­зна­ча­ет звон­кий соглас­ный звук [з].

Буква «з» на кон­це при­ста­вок пишет­ся тогда, когда корень сло­ва начи­на­ет­ся с бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей тоже звон­кий соглас­ный звук, а имен­но:

  • б -[б], [б’]
  • в -[в], [в’]
  • г -[г], [г’]
  • д -[д], [д’]
  • з -[з], [ з’]
  • ж -[ж]
  • л -[л], [л’]
  • м -[м], [м’]
  • н -[н], [н’]
  • р — [р], [р’]

Примеры слов с при­став­кой без-:

  • безборо­дый
  • безвкус­ный
  • безголо­сый
  • бездель­ник
  • беззлоб­ный
  • безжалост­ный
  • безликий
  • безнрав­ствен­ный

Приставка воз-/вз- пишет­ся в сло­вах:

  • взбирать­ся
  • вздремнуть
  • возглавить
  • возделать
  • возжечь

Примеры слов с при­ст­тав­кой раз-/роз-:

  • разбрестись
  • ро́зваль­ни
  • развлекать­ся
  • разделать
  • ро́зданный
  • разгулять­ся
  • разжало­бить

Приставка из- пишет­ся в сло­вах:

  • избира­тель
  • изделие
  • изжарить
  • износить

Приставку низ- ука­жем в соста­ве слов:

  • низвести
  • низложить

Правописание буквы «с» на конце приставок

Букву «с» на кон­це при­ста­вок выбе­рем перед кор­нем слов, начи­на­ю­щих­ся с букв, обо­зна­ча­ю­щих глу­хие соглас­ные зву­ки. Укажем их:

  • к — [к], [к’]
  • с — [с], [с’]
  • п — [п], [п’]
  • т — [т], [т’]
  • ф — [ф], [ф’]
  • х — [х], [х’]
  • ц — [ц]
  • ч — [ч’]
  • ш -[ш]
  • щ — [щ’]

Примеры слов с при­став­кой 

бес-:

  • бескорми­ца
  • бесслов­ный
  • бесперспек­тив­ный
  • бестолко­вый
  • бесцвет­ный
  • бесхитрост­ный
  • бесчело­веч­ный
  • бесшумный

Приставку вос-/вс- напи­шем в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • вскружить
  • восславить
  • востребо­вать
  • восхвалить
  • восхожде­ние

Приставку рас/рос- отме­тим в соста­ве слов:

  • расклеить
  • расселить
  • ро́спись
  • растерзать
  • расчесать­ся
  • расцвета­ние

Приставку ис- выбе­рем в сло­вах:

  • исподтиш­ка
  • истереть
  • исподло­бья
  • исцеле­ние
  • исчерпать

Приставка нис- пишет­ся в сло­вах:

  • нисходить
  • ниспослан­ный
  • нисшедший
  • нисшествие

Видеоурок для 5 класса

russkiiyazyk.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Буквы з и с на конце приставок

   

                                       Буквы З - С на конце приставок

Цели урока:

Познавательные: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;

вспомнить навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа со схемой.

                 План урока

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Повторение пройденного на прошлых уроках 5-6 мин.
  3. Подготовка к восприятию нового материала 5 мин.
  4. Объяснение нового материала - 10 мин.
  5. Закрепление нового материала - 15 мин.
  6. Подведение итогов урока - 2-3 мин.
  7. Домашнее задание - 2 мин.
  8. Оценка работы учащихся - 2 мин.

                                                Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, садись. Отметим отсутствующих на уроке.

Сегодняшний урок мы начнем с повторения материала, пройденного на прошлых уроках. {Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика". }

Ребята, посмотрите на доску.   Мы будем вспоминать изученную теорию, отгадывая кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, по горизонтали получится слово! Я задаю вопрос, тот, кто знает ответ, поднимает руку и выходит к доске.

Вопросы:

1) часть изменяемого слова без окончания;

2) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;

3)гласный, который в одной и той же морфеме в некоторых случаях отсутствует, т.е. чередуется с нулем звука.

4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;

5)значимая часть слова, которая образует формы слова;

6) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;

 7) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …

Ключ: 1) основа; 2) приставка; 3) беглый; 4)суффикс; 5) окончание; 6) корень; 7)чередование.

Шарада.

Корень мой находится в цене.        

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)        

  Сейчас записываем в тетрадях число, классная работа. Проведем небольшую орфографическую работу. Записываем под диктовку слова, один человек работает у доски.  Выделяем приставки в словах.

{Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие – оглушаться}.

 Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.

Учитель:Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?

Ученик: Оглушение.

Учитель: Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?

Ученик:Озвончение.

 Игра. Устно. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). {Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память}.

Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.

Учитель: Итак, теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Ребята, посмотрите на доску

Материал для наблюдения.

разрезать                            растаять

вздрогнуть                         всходить

бездонный                         бескрайний

Прочитайте слова.

Учитель:Есть ли в них приставки? Выделите их. Один человек выделяет у доски.

Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?

Ученик:  В одном столбике приставки заканчиваются на з, а в другом - на с.

Учитель:Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. Определите, перед каким согласным стоит приставка?

Ученик: В первом столбике приставка стоит перед звонким согласным, а во втором - перед глухим.

Стихотворение

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки - это непоседы.

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

   Наша с вами задача  – определить: при каком условии в этих приставках пишется –З, а при каком условии –С.

Пробуем составить схему

РА                                                            РА

БЕ       С      + глух.согл.                        БЕ         З    + звон. согл.

И                                                              И

ВО                                                           ВО

 растолкать                                               разглядеть

 бесшумный                                             безжалостный

 испечь                                                      издать

возгордиться                                             воспротивиться

Учитель:Попробуем сделать вывод. Когда же в этих приставках пишется З, а когда С?

Ученик: В приставках, оканчивающихся на –З, -С, перед звонким согласными и гласными пишется –З, перед глухими согласными –С.

Учитель: Отличайте от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье,  и др. ) Сверим наш вывод с тем правилом, которое написано в учебнике.

Ученик читает вслух правило.

Стихотворение

Букву «С» в приставке пишем,

Коль за ней глухую слышим.

Букву «З» тогда напишем,

Если звонкую услышим.

Теперь потренируемся применять это правило на практике. Письменно в тетрадях, работаем по цепочке.

Упр.423 (стр.175) Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с (см.образец - орфограмма № 11).

 Образец устного рассуждения. В слове бесшумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эс».

 Бе..болезненный, бе...платный, бе..козырка, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, ни..вергаться ( с высоты), и..гибаться, и..портить.

Диктант на замену. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. {Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме}

.

Ночь без сна                    Бессонная ночь

Труд без пользы        Бесполезный труд

Небо без звёзд        Беззвёздное небо

Зима без снега        Бесснежная зима

Мотор без шума        Бесшумный мотор

Ребенок без забот      Беззаботный ребенок

Дорога без конца       Бесконечная дорога

Плач без звука            Беззвучный плач

 Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика.

{Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание}

1) Ласковым словом и камень ра…топишь.

2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.

3) Кашу маслом (не)и…портишь.

4) Моря веслом (не)ра…плещешь.

5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.

6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.

Творческая работа

Составить связный текст на тему: “В зимнем лесу”, используя слова и словосочетания: бесшумный, безоблачный, безжизненный, беззвучный, раздвинул кусты, разъярённый волк, избежать встречи, вскрикнуть от испуга.

ЛИБО

 упр 427(стр.175)

Составьте предложения на тему «Урок русского языка», используя данные слова и словосочетания.

  По ра..писанию, ра..дать тетради, ра..крыть, (с, з)тереть с доски, и..правление ошибок, ра..борчиво, в..помнить и ра..сказать, ра..смотреть таблицу, во..питывать внимание.

Подводим итог урока. Правописание каких согласных мы сегодня проходили? В какой морфеме? Что нужно сделать, чтобы определить какую букву писать?

Домашнее задание.

nsportal.ru

Буквы З и С на конце приставок. 5-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  2. Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
  4. Пополнить словарный запас учащихся.
  5. Формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация. 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Лингвистическая задача.

    1.      Из слова разжечь возьмите приставку.

    2.      Из слова гадать – корень.

    3.      Из слова упаковка – суффикс.

    4.      И окончание – из слова справка.

    (раз + гад + к + а)

    Какая приставка пишется в слове разгадка?

    3. Изучение нового материала.

    Грамматическая сказка о приставках. (Презентация 1)

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Морфемики, где встретимся с приставками.

    В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.

    Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:

    – Давайте отправимся в путешествие в соседний город?

    – Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.

    Приставка Раз- ответила:

    – Я думаю, мы подружимся с ними.

    На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город, сверкающий огнями.

    В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:

    – Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?

    – Мы пришли, чтобы подружиться с вами.

    – Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.

    – Что же делать? – хором спросили Приставки.

    Буква С долго молчала, наконец сказала:

    – Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.

    С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.

    Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.

    Песенка из “Радионяни”.

    Живут на свете, людям помогая,
    Приставки воз-, из-, низ-,
    чрез-, раз-, и без-
    Но звук глухой согласный их встречает,
    И мы их пишем только с буквой С.
    Глухие звуки – это непоседы!
    Они спокойно не желают жить,
    Они мечтают звонкого соседа
    Во что бы то ни стало оглушить. [1]
    Формулировка правила учащимися.

    Какая приставка пишется в слове разгадка? Почему?

    Сформулируйте правило.

    Чтение правила. Учебник

    4. Закрепление изученного материала.

    Алгоритм рассуждения.

    1. Выдели в слове приставку.
    2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

    Упражнение из учебника №423. [1]

    Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.

    Тренировочное упражнение с компьютером (по цепочке передают беспроводную мышь, вставляют пропущенные буквы).

    И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

    Игра “Помоги Пете Ошибкину”.

    Бе_з_дарный
    Бе__конечный
    Бе_с цельный
    Ра__менять
    Ра_с_чертить
    Ра с_щедриться
    Ра_бить

    Физкультминутка.

    Чтение пословиц. [2]

    Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

    1. Безмерная хвала чести вредит.
    2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.
    3. С совестью не разминуться.
    4. Беспечальному сон сладок.
    5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
    6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    7. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
    8. Друга разжалобить – самому заплакать.
    9. Не изведан – друг, а изведан – два.
    10. Раздружится друг – хуже недруга.

    5. Тест (сильные учащиеся). – (Приложение №1) – [3]

    Индивидуальное задание. (Приложение №2)

    1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.

    2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.

    Соединить приставки на з– и с– с согласными:

    Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]

    6. Проверка теста.

    Работа на компьютерах в парах – тренажёр “Четвертое лишнее”. (Презентация №2) – “Найти слово с орфографической ошибкой”.

    7. Кроссворд. (Приложение №3)

    8. Д/з – на выбор: упр. 426 или словарный диктант из 15-25 слов с данной орфограммой.

    Литература

    1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
    2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
    3. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 576 с.
    4. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.

    urok.1sept.ru

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Открытый урок Тема : Буквы з-с на конце приставок

    Тема :   Буквы з-с на конце приставок

    • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
    • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

     Планируемые результаты:

    Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

    Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

    Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
    Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

    Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

    Ход урока
    I. Организационный  этап.
    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.
    Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

    ( сначала про себя, затем вслух выразительно)

    Сколько правил!
    Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь.
    Будь старательным и только!
    Будь внимательным и только!
    Все запомнишь, все поймешь!
    Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

    Я желаю вам успеха.

    II  Проверка домашнего задания:

    1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

    1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
    2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
    3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
    4. Что такое корень?
    5. Что такое приставка?
    6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  (приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при)
    7. Назовите неизменяемые приставки.
    8. Корень мой находится в цене. 
      В очерке найди приставку мне.
      Суффикс мой в тетрадке все встречали.
      Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка) 

    2. Орфографический диктант.

    (дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)

           3. Взаимопроверка по ключу.                                        

    ( Оценки выставляются в лист достижений).

    Лист достижений

    Фамилия, имя

    Орфографический диктант

    Упражнение 423

    Упражнение 424

    Задания на карточках


    III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

    -   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

    А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

    В некотором царстве, орфографическом государстве,

    Жили-были согласные, звонкие и глухие. 

    Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

    Заспорили звонкий З и глухой С…

    Кто главней?

    Кому стоять на конце этих приставок?

    З кричал, что звучит сильнее,

    С убеждал, что без него тоже не обойтись.

    Дело чуть не дошло до драки…

    А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

    Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

     Которые всё на свете знал и даже писали правила

    Для жителей государства.

    Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

    -  Исходя из темы, определите цели урока.

    1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
    2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм,
    3. графически обозначать изученную орфограмму).

    Мотивация

    IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

    А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

    Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

    1. Запишите слова в два столбика

    безграничный                   бескрайний

    разбросать                         распустить

    известить                           испортить                

    вздыхать                            вспомнить

    возместить                        восхождение

    низвергать                             ниспадать

    - Давайте составим план исследования.

    - Выделить в словах приставки.

    - Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

    - Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

    - Какой вывод можно сделать?

    Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

    - Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника  ( материал стр. 30 )

    V. Этап первичной проверки понимания изученного

    Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны, расположите их в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

    При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу.

    1. Выдели в слове приставку.
    2. Посмотри на букву согласного после приставки.
    3. Глухой согласный     3. Звонкий согласный

    В приставке пиши букву С            В приставке пиши букву З

    (Вывести на экран алгоритм.

    1. Упр 423 фронтально,  

    (Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

    VI. Физкультминутка

    Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с делают наклоны.

    Бесшумный

    Вздохнуть

    Бесчисленный

    Возделать

    Разжимать

    Расщелина

    Безвкусный

    Изгонять

    Расчертить

    Расписать

    Разгорячиться

    Сбежать

    (Самооценка вносится в лист достижений)

    Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

    2)- Фонетический разбор слова.

    - В чём коварство приставки С?

    Работа с лингвистическим текстом.

                                               Коварная приставка с-

      Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

        Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…

      Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

    VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

    1. Упр 424  ( в парах с обсуждением  1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

    Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений

    2.  Тестовые задания.

    Кроссворд

    Самопроверка (ответы на доске).

    3. Разноуровневые задания

    «3»

    Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

    Объясните свой выбор.

    1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

    2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

    3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

    4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

    Ключ Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

    «4»

      К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

    1. Ра…говором сыт (не) будешь.

    2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

    3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

    4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

    Ключ.Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

    «5»

      Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

            Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит,испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

    Ключ. Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

    VII. Этап информации о домашнем задании

    Разноуровневые домашние задания

    «3»

    1 уровень

    Упр 425

    «4»

    2 уровень. 

    Упр. 426

    «5»

    3 уровень

    Упр.427

    VII. Этап подведения итогов урока

    - Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

    - Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

     IX. Этап рефлексии

    Обратитесь к листку достижений.

    Работаем с нашим светофором

    зелёный  - я понял материал урока;

    жёлтый – у меня остались вопросы;

     красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему.

    Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

    Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

    Сколько правил!
    Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь.
    Будь старательным и только!
    Будь внимательным и только!
    Все запомнишь, все поймешь!

    nsportal.ru

    Урок по теме "Буквы З и С на конце приставок"

    Урок русского языка в 5 классе.

    Тема урока: Буквы –З- и –С- на конце приставок.

    Подготовили: Каменная Л.И.- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № №86

    с. Шаблиевка, Литвинова В.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №86

    с.Шаблиевка, Савченко Т.Н. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 х.Маяк, Булавина С.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 с.Сандата Сальского района Ростовской области.

    Форма урока: урок-исследование.

    Тип урока:  «открытие» нового знания

    Метод: словесный, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый

    Модель обучения: базовая.

    Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2011 год.

    УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2015 г.

    Цели урока:

    Обучающие:

    • создавать условия для ознакомления обучающихся с орфограммой Правописание приставок на –з и –с» и осмысленного понимания орфограммы ;

    • развивать умение формулировать определение понятий;

    • учить находить в предложении слова с орфограммой «Приставки на –з и –с» и правильно их писать;

    • обогащать словарный запас учащихся;

    • совершенствовать орфографические умения.

    Развивающие:

    • осуществлять системно-деятельностный подход;

    • развивать критическое мышление;

    • развивать внимание;

    • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

    • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

    • развивать умение применять новые знания;

    • развивать творческие, речевые способности учащихся;

    • формировать логические умения;

    • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    • развивать умение групповой и парной работы.

    Воспитательные:

    • создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

    • воспитывать экологическую культуру;

    • воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

    Планируемые результаты:

    Личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств мотивов, формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия.

    Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций.

    Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности.

    Предметные: овладение знаниями правильного написания з-с на конце приставок, единообразного написания приставки с, формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

    Коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, переработка информации и предъявление её разными способами.

    Методы контроля:

    Устный

    Письменный

    Самоконтроль

    Взаимоконтроль

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной и разноуровневой работы, тренажёр «Фраза», сигнальные карточки, маркерная доска, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, листы самоконтроля

    Структура урока:

    I. Эмоциональный настрой. Организационный этап.

    II. Актуализация опорных знаний:

    III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

    IV. Этап открытия нового знания.

    V. Физминутка.

    VI. Этап закрепления знаний.

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Рефлексия.

    IX.Подведение итогов.

    Ход урока:

    1. Оргмомент.(слайд №2)

    Эмоциональный настрой. Вход в урок.

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Учитель:

    - Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Прикройте глазки и мысленно скажите себе: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Откройте глаза. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я желаю вам успеха!

    - Не забывайте отмечать свои достижения в листах самооценки.

    1. Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать знания детей по теме «Приставка»

    1.Фронтальный опрос.

    Учитель:

    - На предыдущем уроке с какой орфограммой мы познакомились? («Правописание гласных и согласных в приставках»).

    - Напомните, как звучит это правило. (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.)

    - Приведите примеры слов с такими приставками.

    2. Цифровой диктант.

    1 ученик работает на компьютере с тренажёром «Фраза» (по теме «Правописание гласных и согласных в приставках»).

    (Notebook слайд №4)

    З…клеить, по…бежать, на…пись, пр…дедушка, о…давать, пре…принять, д…делывать, н…всегда, пр…пустить, …делать, по…солнечник, з…крепление

    (Правильный ответ на доске: а д д а т д о а о с д а ) ( под шторкой)

    Взаимоконтроль и самооценка

    Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

    «5» - без ошибок

    «4» - 1-2 ошибки

    «3» - 3-4 ошибки

    «2» - 5 и более ошибок

    1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

    1.Погружение в проблему. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

    (Notebook слайд №3)

    Учитель:

    - Взгляните на экран. На экране фраза с пропущенным словом:

    «____ - ложь, да в ней намёк…».

    • Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).

    • Давайте запишем это слово к себе в тетрадь, а рядом запишите его в транскрипции. [скаска]. (1 уч-ся на доске)

    • Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).

    • Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).

    • Ещё когда происходит оглушение?(на конце слова)

    • Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).

    • Назовите эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

    • Кто вспомнит непарные звонкие и глухие?

    • Кому принадлежат слова «Сказка – ложь, да в ней намёк…»?

    • Кого мы называем «солнцем» русской литературы? (А. С. Пушкин)(открываем анимацию «солнце»- появляется портрет поэта)

    • Какие сказки Пушкина вы читали или, может быть, слышали о них?

    • Вспомните, какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные).

    • Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.

    • Прослушайте и посмотрите сказку внимательно, чтобы ответить на вопросы и определить тему нашего урока.

    (Notebook слайд №5) (Включается запись лингвистической сказки)

    Учитель:

    • Кто главные герои сказки?

    • С кем не справилась Орфоэпия?

    • Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок) Запишите тему урока в свои тетради. (Notebook слайд №6)

    • Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. (Цели: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с; научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки). (Открывается шторка, и учащиеся уточняют цели урока.)

    • А также сегодня вам предстоит работать над развитием своей речи, памяти и внимания.

    IV. Этап открытия нового знания.

    1.Наблюдение.

    Учитель:

    • Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на экран.

    (Notebook слайд №7)

    безбрежный – бескрайний

    разговор – расписание

    известить – исполнить

    вздыхать – вспомнить

    возместить – восход

    низвергать – ниспадать

    • От каких условий зависит написание –з, -с в приставках?

    • Обратите внимание, перед какой согласной стоят буквы З и С?

    • Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? еред согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)(Запись в тетрадь 2-3пар слов с графическим обозначением орфограммы.)

    • Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 174 (30). Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на –з и –с? (Notebook слайд №8)

    2.Прослушивание песни из «Радионяни». (Notebook слайд №9)

    • Давайте послушаем песню из программы «Радионяня», которая поможет вам запомнить приставки с новой орфограммой и правило, которое вы прочитали.

    3.Составление алгоритма. (Notebook слайд №11) – работа в парах

    • Чтобы приставки не путали нас также как Орфоэпию, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на –з и –с.

    • Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны. Подумав, расположите их на интерактивной доске в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

    При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу. (У учащихся на партах есть листы с вопросами алгоритма)

    (1 учащийся выполняет задание у доски)- ПРОВЕРКА: (Notebook слайд №12)

    Самопроверка. Оцените работу своей пары и товарищей, аргументируйте своё мнение.

    4.Словарная работа. (Notebook слайд №13)

    • Давайте обратим внимание на слова, которые необходимо запомнить и не путать их написание с условием выбора данной орфограммы. Запишите их в словарик в раздел «Пиши правильно!»

    5.Физминутка для глаз. (Notebook слайд №10 и включаем презентацию)

    • Прежде чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на доску. Следите глазами за движением фигур на экране.

    V. Этап закрепления знаний. ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания.

    1.Картинный диктант. (Notebook слайды №14-15) (Запись на доске и в тетради)

    РАСЧЁСКА ВОСХОД ВОЗРАСТ РАЗГОВОР

    2.Дифференцированное задание. (Notebook слайд №16)- работа в группах

    Группа А. Составьте памятку для отдыхающих в лесу, используя слова с приставкой, оканчивающейся на –з, -с. Обозначьте графически орфограмму. (Можно использовать слова для справок: ра…чистить, и…бежать, во…горание, бе…ветреный, ра…жигать, ра…водить, ра…брасывать)

    Группа Б. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на –з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Добавьте 2-3 слова с данной орфограммой по теме текста.

    Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

    Группа В. Спишите слова, найдите в них приставки, оканчивающиеся на –з, -с. Обозначьте графически орфограмму. Составьте с одним из слов предложение.

    Неисчерпаемый, возгордиться, бескрайний.

    (Комментированная проверка.)

    3. «Кто больше?» Тренировочное упражнение. (Notebook слайды №17-18)

    (Устная проверка записанных слов. Показ на экране возможных вариантов.)

    VI. Домашнее задание. (Notebook слайд №19)

    1. Разгадать кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».

    2. Выполнить упражнение 427 (составить 4-5 предложений на тему «Урок русского языка», используя данные словосочетания).

    VII. Рефлексия. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

    • Мне очень хочется узнать, достигли ли мы поставленных перед собой целей?

    • Что вы нового на уроке узнали?

    • Чему научились? (Вновь открывается Notebook слайд №6)

    • Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет работа с перфокартой

    (для самооценки). (Notebook слайд №20)

    Задание: вставьте пропущенные буквы.

    1. бе…болезненный

    ра…жимать

    2. в…дыхать

    в…крикнуть

    3. бе…жалостный

    бе…граничный

    4. бе…цельный

    во…вышенность

    5. ра…писание

    ра…валиться

    6. ра…дарить

    во…награждение

    • Если всё выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв З, получится цифра 5

    (Проверка проводится путём открытия шторки)

    Учитель:

    • НЕ огорчайтесь, если сегодня «пятёрки не получилось. Надеюсь, что вы сможете её себе поставить на следующем уроке. Занесите отметки в листы самооценки.

    А у нас на уроке:

    ЗЕЛЁНЫЙ - я понял материал урока.

    ЖЁЛТЫЙ - у меня остались вопросы.

    КРАСНЫЙ – я бы ещё хотел проработать эту тему.

    (Ребята поднимают кружок сигнальной карточки соответствующего цвета. Несколько учеников аргументируют свои поднятые карточки.)

    VIII.Подведение итогов. (Notebook слайд №22)

    Обратитесь к листам самооценки. Сделайте выводы.

    Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

    СОСТАВЬ АЛГОРИТМ

    infourok.ru

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: «Буквы з и с на конце приставок»

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УДД

        I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

        Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

        Позитивное якорение. (Слайд № 1, 2)  

        - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. Узнаёте своих любимых героев?

        - Какие они?

        - На кого из них вы сами похожи больше всего?

        - Чему учат нас эти герои?

        - Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете не менее внимательными и заботливыми помощниками друг для друга.

        Устанавливают параллели между собой и героями, определяют общие черты героев. 

        Предполагаемый ответ:

        - Герои дружны, добры, помогают друг другу.

        Выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, обеспечивающих самоопределение человека (Л).

        Планирование учебного сотрудничества (К).

        II. Актуализация знаний учащихся.

        Цель этапа: посторенние изученного материала, необходимого для открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 

        «Правописание проверяемых согласных в корне».

        1. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение.

        Цель: актуализация знаний учащихся о правописании проверяемых согласных.         

        Орфографическая разминка из 12-ти слов на данную орфограмму.

         Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

        - Выполняя это задание, на какой изученный материал вы опирались?

    Учащиеся работают в паре по заранее подготовленным друг другу карточкам.

        Рецензирование работ – домашнее задание к следующему уроку.

    Сотрудничество (К).

    Диалог, обмен мнениями (К).

        Организация сопутствующего повторения (П).

        Фонетика: оглушение, озвончение, деление согласных на глухие и звонкие.

        2. Теоретическая разминка. «Составь ромашку».

    ( слайд №7)

        Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 

         Задание выполняется на доске по цепочке. Нужно вписать глухие и звонкие согласные в лепестки ромашек.

    Коллективный тренинг (по цепочке).

        Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П).

        3. Орфографическое задание. В каждом из указанных слов выделите приставку и подчеркните её конечную согласную:

        воскликнуть – возгорание,

        расписать – разбить,

        беспомощный – безвкусный,

        исписать – изложить,

        всплеск – взлом.

        - Сформулируйте вопрос к задаче.

       

        - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

        - Какова основная цель урока?

        - Какова задача урока?

    (Слайд № 10)

        Работают в группе по заданию.

        Рефлексия, вывод.

       

        Предполагаемый вопрос: «Почему в одних приставках на конце пишется з, а в других с?»

        Формулируют тему урока: «Правописание приставок на –з и –с».

        Формулируют цель: «Понять, когда в приставках на –з и –с пишутся буквы з и с».

        Формулируют задачу урока: «Научиться грамотно писать слова с приставками на –з

    и -с».

        Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К).

        Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р).

        Индукция (проблемный вопрос) (Р).

        Обеспечение восприятия темы (П).

        Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

        III. Проблемное объяснение нового материала, первичное закрепление.

        Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила «Правописание приставок на –з и –с».

        1. Мини-исследование. Работа в группах.

         - Чтобы ответить на вопрос, возникший у вас в ходе работы над орфографической задачей, мы продолжим работу над её решением. А помогут вам в этом, ребята, следующие задания:

        а) подчеркните следующую согласную после –з-, -с-;

        б) определите, звонкая она или глухая; в случае затруднения обратитесь к материалу теоретической разминки;

        в) сформулируйте вывод.

            ( Слайд № 12)

        Работают в группе по заданию, конструируют групповое мнение.

        Рефлексия. Вывод.

        Предполагаемый вывод: «Перед звонкими согласными в приставках пишется з, перед глухими – с».

        Конструирование группового мнения – социоконструкция (Р).

        Поиск информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

        Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

        2. Выбери себе помощника (опорную схему или алгоритм).

        - Составьте себе в помощь при работе с орфограммой «Правописание приставок на –з, -с» опорную схему или алгоритм.

         Опорная схема

        Алгоритм действий

        1. Выделяю в слове приставку.

        2. Смотрю на первую согласную после приставки.

        3. Определяю, глухая она или звонкая.

        4. Применяю правило.

    (Слайд № 13)

        Индивидуальная работа (на выбор учащегося)

        Двое учащихся, определившихся с заданием, работают у доски.

        Дети сами оценивают свою работу и рецензируют работу учащихся, выполненную у доски.

        Выбирают себе помощника: схему или алгоритм.

        Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей) (П).

       

        Декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы) (П).

        Социализация (обнародование, защита своего мнения) (К).

        Самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентационной основы в новом учебном материале.

        IV. Психологическая разминка. Метафора на формирование чувства уверенности. 

        Цель этапа: снятие напряжения, установка на успешность освоения нового материала (предполагаемые пути решения индивидуальных затруднений).

        Метафора на формирование чувства уверенности.

        Жил-был маленький воробышек. Он не умел летать и с завистью смотрел на других воробьёв, парящих в небе. Конечно, он пытался научиться летать. Вытягивал шею. Распрямлял крылья, делал взмахи ими. Приседал на свои тоненькие ножки, но ничего у него не получалось.

        Тогда он обратился за помощью к старому опытному воробью. «Ты не расстраивайся. Чтобы что-то научиться делать, надо много тренироваться. Надо спрашивать у тех, кто это уже умеет делать. И тогда ты всё сможешь. Всё в твоих руках», - советовал воробышку мудрый воробей.

        Воробышек был послушный и принял все советы старого воробья. Через несколько дней он уже парил в небе. И с высоты птичьего полёта он кричал: «У меня всё получилось!» Но тренироваться он не перестал. И каждый его полёт становился всё увереннее и увереннее. (Слайд № 14)

        Первую часть метафоры дети слушают стоя и имитируют действия воробышка.

        Вторая часть – осмысление. Учащиеся слушают сидя.

        Целеполагание (П).

        Планирование учебного сотрудничества (К).

        V. Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний.

        Цель этапа: овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям, выполнение аналитико-синтетических упражнений.

        1. Альтернативное задание. Распределительный диктант (работа в парах). (Слайд № 15)

        Инструктаж по выполнению задания.

        Выполните задание – распределительный диктант:

        а) используя материал упражнений № 626, 634;

        б) самостоятельно подбирая глаголы, характеризующие действия вороны (изображение вороны – на интерактивной доске).

        Консультирование по выполнению и проверке задания осуществляет учитель.

    (Слайд № 18)

        Учащиеся выбирают задание сами.

        Выполнение распределительного диктанта в паре.

        Предполагаемый результат выполнения для работавших с изображением вороны.

        Выполнение аналитико-синтетических упражнений (П).

        Социоконструкция (выполнение задания в парах (группах) конструирование группового мнения, варианта решения проблемы, построения результата) (Р).

        2. Составление тестов в формате ГИА (задание дифференцированное). Работа с карточками. 

        Карточка 1. Используя данные словосочетания, составьте тест.

        И…целить раны, во…двигнуть памятник, бе…сердечный человек, ра…сказать стихотворение.

        Карточка 2. Сформулируйте к тесту задание.

        ……………………………………………

        1) ра…бить вазу

        2) бе…граничные просторы

        3) бе…душный человек

        4) ра…положиться у ручья

          Карточка 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква з?

         а) …делать, во…дать, ни…вергнуть;

         б) ни…вести, бе…звучный, бе…защитный;

         в) бе…форменный, бе…вкусица, бе…звёздный;

         г) бе…тактный, ра…клепать, чре…мерный.

    ( Слайды № 20-21)

        Предполагаемый результат:

        В каком слове на месте пропуска пишется буква з?

        1) и…целить раны

        2) во…двигнуть памятник

        3) бе…сердечный человек

        4) ра…сказать стихотворение

        В каком слове в приставке пишется буква с?

        1) ра…бить вазу

        2) бе…граничные просторы

        3) бе…душный человек

        4) ра…положиться у ручья

        Самопроверка по интерактивной доске.

        В каком ряду во всех словах пропущена буква з?

         а) сделать, воздать, низвергнуть;

      v б) низвести, беззвучный, беззащитный;

         в) бесформенный, безвкусица, беззвёздный;

         г) бестактный, расклепать, чрезмерный.

        Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П)

        3. Творческая работа с записанным на интерактивной доске текстом.

        Задание к тексту: используя справочный материал, восстановите текст, вставляя на месте пропущенных слов слова с приставками на –з и –с. Выразительно прочитайте его. Определите тему.

        Лодка _________  ск...льзила в ночном тумане,__________ т...жёлую м...слянистую воду. Недалеко с тусклой _________ ________ ракета, прошуршала и мягко ________  во тьме.

        Слова для справок: ра…секая, бе…звучно, в…вилась, в…пышкой.

        Дополнительные задания:

        №1

        Допишите 1 – 2 предложения, используя слова: камыши, сверчки, ра…певать, рыба, озеро, пугать, всплески. 

        №2

        Во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

        Выборочная проверка.(Текст звучит на фоне музыки Моцарта) (Слайд 23-25)

        Предполагаемый результат:

        Лодка беззвучно скользила в ночном тумане, рассекая тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой вспышкой взвилась ракета, прошуршала и мягко исчезла во тьме.

        Тема текста: ночь на озере.

        Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П)

        Осознание эстетической функции родного языка (П).

       

        VI. Подведение итогов.

        Цель этапа: выявление затруднений учащихся по изученной теме с целью ликвидации пробелов в знаниях.

        1. Заполнение листов самоконтроля. Планирование индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. (Слайд № 26)

        Лист самоконтроля включает следующие пункты:

        1) Орфограмма.

        2) В чём испытывал(а) трудность?

        3) Твой план работы над ошибками.

        4) Рекомендации учителя.

        Выставление оценок.

        Заполнение листов самоконтроля.

        Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

        Итоговый самоконтроль.    Контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).

        Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неупеха в УД (Л).

        2. Домашнее задание. Параграф 53, упражнение 628, 629 (на выбор). Индивидуальные задания (листы самоконтроля) выполняются учащимися в специальной тетради «Мои ошибки». 

        Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках по изученной теме.

        Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам (Р).

    nsportal.ru

    Материал к уроку "Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-

    Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-

    (учебник Е.А. Быстровой)

    Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.

    Безболезненный

    Безветренный

    Безвкусный

    Безводный

    Безграмотный

    Безграничный

    Безделка

    Бездонный

    Беззаботный

    Беззвездный

    Безличный

    Безоблачный

    Безопасный

    Безударный

    Безучастный

    Возвысить

    Взглянуть

    Взметнуться

    Возглавить

    Взрастить

    Издалека

    Измерить

    Низвергнуть

    Разбросать

    Развалиться

    Разжалобить

    Раззадорить

    Разлад

    Разливать

    Разыграть

    Разыскивать

    Чрезмерный

    Бесконтрольный Бескорыстный

    Бесполезный

    Беспримерный

    Бессонный

    Бессрочный

    Бесстрашный

    Бесшумный

    Бесцветный

    Бесцельный

    Бесчисленный

    Воспитать

    Восстать

    Восхищенье

    Вспомнить

    Испечь

    Исправить

    Испугаться

    Нисходящий

    Расписание

    Расписка

    Расплатиться

    Рассказ

    Рассказывать Рассчитать

    Рассыпать

    Расхаживать

    Расшалиться

    Расшуметься

    Чересполосица

    Сбегать

    Сдача

    Сделать

    Сделка

    Сдернуть

    Сжать

    Сжечь

    Скосить

    Сломать

    Смастерить

    Списать

    Срезать

    Сточить

    Спилить

    Спуститься

    Сшить

    Счистить

    Зги (ни зги не видно)

    Здание

    Здесь

    Здоровье

    Здравствуйте Здравствовать

    Разминка

    1) Орфоэпическая. Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения.

    Низве́ргнуть с пьедеста́ла, уничтожение чересполо́сицы, чере[щ]чур тихо, ро́злив сока, ро́ссыпь камней , ро́ссказни одноклассника, новые ро́звальни.

    2) Словообразовательная. а) Соберите словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности. В каждом слове цепочки обозначьте графически ту морфему, с помощью которой было образовано данное слово от предыдущего. Попробуйте определить, какой компонент значения появляется в слове вместе с новой морфемой.

    Бесшумный, шум, шумный.

    _________________________________________________________________________

    б) постройте словообразовательную цепочку к данному слову.

    безоблачный ← ____________________ ← _____________________

    в) образуйте цепочку «существительное → прилагательное → прилагательное»:

    Болезнь → ____________________________ → _______________________________

    РАБОТА С ПРАВИЛОМ

    Задание 2. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, при каком условии приставка оканчивается на -з-, а при каком на – -с-. Вывод запишите.

    Безграничное доверие

    Возглавить группу

    Безветренная погода

    1. Измерить площадь

    Чрезмерная забота

    1. Безоблачный день

    Безопасный маршрут

    Испечь пирог

    Бесстрашный друг

    Вспомнить правило

    Бесполезная игра

    Расписание уроков

    ПРАВИЛО (мой вариант). _________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Проиллюстрируйте правило примерами из списка слов в начале занятия.

    з-

    Буква з в приставках пишется перед звонкими и сонорными согласными и гласными.

    Без

    Воз (вз-)

    Из

    Низ

    Раз

    Чрез (через-)

    с-

    Буква с в приставках пишется перед глухими согласными.

    Бес

    Вос (вс-)

    Ис

    Нис

    Рас

    Чрес ( черес-)

    1. Образуйте от выделенных слов прилагательные с приставками на – з(-с). С двумя словосочетаниями составьте предложения. Проверьте себя по списку слов, данному в начале занятия. ( упр.67)

    Небо без звезд

    Еда без вкуса

    Небо без облаков

    Погода без ветра

    Гласная без ударения

    Детство без забот

    Ночь без сна

    Жидкость без цвета

    Походка без шума

    Человек без страха

    Разговор без цели

    Старания без пользы

    1. Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь, не видно ни зги *?

    1._______________________________так темно, что ничего нельзя разглядеть.

    2._______________________________без всякого повода, причины, ни с того ни с сего.

    3._______________________________приветствие при встрече и прощании (устар.).

    4. ______________________________ доброе пожелание при угощении.

    5. _____________________________. всюду, в разных местах.

    Слова для справок: желаю здравствовать, ни зги не видно, на (доброе) здоровье, здесь и там, за здоро́во живешь.

    *Зга – 1. Темь, потемки, темнота. На дворе зга згою. 2. Кроха, капля, искра, малость чего. Ни зги хлеба нет. ( Словарь В.И. Даля)

    1. Домашнее задание.

    1. Составьте предложение с выражением не видно ни зги.

    2. Найдите в толковом словаре значения слов: чересполосица, безучастный, низвергнуть, россказни, розвальни, подпись, роспись.

    УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВЕСНОСТИ

    1. Восстановите слова или выражения по данным ниже толкованиям (см. слова для справок)

    1. Кто либо не может остановиться, сосредоточиться на чем либо одном - _____________________________________________________________

    2. Внимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо _____________________________________________________________

    3. Изнурять тяжёлой работой - _____________________________________

    4. Работать, не прилагая должного энтузиазма, усилий, рвения - _____________________________________________________________

    5. Откровенный человек, не умеющий ничего скрывать -_____________________________________________________________

    Слова для справок: душа нараспашку, работать спустя рукава, глаза разбежались, сгонять семь потов, развесить уши.

    1. Восстановите предложения, использую подходящие по смыслу слова с приставкой на …з- или …с-. (см. слова для справок)

    Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду ……. свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я …… и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам …...

    Для справок: разбрасывать, беспокоиться, растаскивать.

    1. Самостоятельная работа. Образуйте от данных слов новые с приставками без- или бес-. Объясните свой выбор. Приставки выделите. Какое значение привносит приставка без- в слово? Составьте словосочетания с образованными словами.

    Образец: платный – бесплатный проезд

    Срочный, ударный, личный, ветреный, водный, болезненный, грамотный, контрольный, опасность, участие, примерный.

    1. Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида с приставкой с-.

    Мастерить поделку, точить карандаш, бегать по полю, писать эссе, косить траву, шить платье, чистить туфли, молоть зерно, вязать шарф.

    1. Спишите словосочетания, обозначьте приставку. Сделайте вывод, когда в приставках раз – ( рас-) , роз ( рос-) пишется а, а когда о.

    Рассы́пать горох

    Разлива́ть борщ

    Распи́ска в получении

    Разыгра́ть друга

    Расска́зывать небылицы

    Развали́ться на диване

    Ро́ссыпь алмазов

    Ро́злив напитков

    Ро́спись по дереву

    Ро́зыгрыш призов

    Слушать ро́ссказни

    Усесться в ро́звальни

    ПРАВИЛО (мой вариант). _____________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Составьте три предложения, используя сочетания слов: время истекло, роспись по дереву, слушать россказни и запишите их в тетрадь.

    Самоконтроль

    МОГУ ЛИ Я

    Отличать слова с приставками на …з- и …с- и с приставкой с- от слов, в которых корень начинается с з- или с-?

    Запишите номера слов, где есть:

    Приставки на …з-/…с-______________________________

    Приставка с- ________________________________________

    Корень, начинающийся с буквы з _____________________

    Корень, начинающийся с буквы с ______________________

    1. Слишком расшалиться; 2) раззадорить собаку; 3) расплатиться за проезд; 4) рассчитать покупателя; 5) расшуметься на уроке; 6) рассказ В.П. Астафьева; 7) важно расхаживать; 8) разжалобить маму; 9) разбросать игрушки; 10) внести разлад; 11) не видно ни зги; 12) чересчур быстро; 13) сделать поделку; 14) удачный розыгрыш; 15) крепкое здоровье; 16) высокое здание; 17) спуститься вниз; 18) сказать что-то важное, 19) списать текст, 20) здравия желаю, 21) сдать тетрадь.

    Могу: _______________

    __________________________________________

    Не могу: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    ЗНАЮ ЛИ Я

    1. Как пишутся приставки, заканчивающиеся на …з- …с-.

    2. Как пишется приставка с- ?

    3. От чего зависит написание гласных в приставках раз – (рас-) , роз (рос-)?

    Восстановите предложения.

    Перед ______________ согласными, ______________и __________в приставках на …з- и …с- пишется буква _______

    Перед _____________ согласными в приставках на …з- и …с- пишется буква________

    Приставка _______ не изменяется.

    Знаю: _______________

    _____________________

    ____________________

    Не знаю: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    УМЕЮ ЛИ Я

    Выбирать и записывать нужную букву в приставке?

    Бе_донный колодец; бе_численное войско; удачная _делка; _доровый ребенок; во_главить государство; приехать и_далека; бе_корыстный поступок; чре_мерная опека; желаю _дравствовать; _пуститься в метро; в_глянуть со стороны; бе_заботное время; получить _дачу; сильно и_пугаться; и_пытать восхищение; чере_чур громко.

    Умею: _______________

    __________________________________________

    Не умею: ____________

    _________________________________________

    Сомневаюсь: ________

    _____________________

    _____________________

    ДИКТОВКА

    мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми чтобы не знать горя впереди надо возмещать всякую копейку без расписки взятую у природы

    вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле защищайте зелёного друга

    ( Леонид Леонов)

    ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

    Задание 1. Текст испорчен. Посмотрите, в каких местах требуется изменить приставки. Выпишите исправленные вами слова в тетрадь.

    Лисица увалилась в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к колодцу, заметил лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лисица обрадовалась, начала похваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Подпрыгнул козел, напился воды и стал с лисицей подумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я разбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица разбежала по спине, оперлась на рога и очутилась возле с колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить, а лисица сказала: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти!"

    ( Эзоп)

    Задание 2. Восстановите правило.

    1. Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

    Например: издалека, разбросать.

    1. Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

    Например: бессонный, восстать.

    1. В словах _______________, _______________, ________________, ______________ буква з является частью корня.

    Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте, определите тип текста.

    Выпишите слова с приставками на …з-/…с- и с приставкой с-. Обозначьте орфограммы.

    *Письменно ответьте на вопрос: «Какое настроение вызывает у вас этот текст?»

    С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.

    Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина раскрасилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе легкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

    (К.Д. Ушинский)

    Ответы на самоконтроль

    МОГУ ЛИ Я

    Приставки на …з-/…с-: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 14.

    Приставка с-: 12, 19, 21.

    Корень, начинающийся с буквы з : 11, 15, 16, 20.

    Корень, начинающийся с буквы с: 17, 18.

    ЗНАЮ ЛИ Я

    См. правило

    УМЕЮ ЛИ Я

    Бездонный колодец; бесчисленное войско; удачная сделка; здоровый ребенок; возглавить государство; приехать издалека; бескорыстный поступок; чрезмерная опека; желаю здравствовать; спуститься в метро; взглянуть со стороны; беззаботное время; получить сдачу; сильно испугаться; испытать восхищение; чересчур громко.

    ДИКТОВКА

    Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

    Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!

    infourok.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о