Бессоюзное предложение с двоеточием – Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – когда ставится, примеры постановки

Примеры бессоюзных сложных предложений с двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой

Приведем при­ме­ры бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми зна­ка­ми пре­пи­на­ния из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях меж­ду их частя­ми скла­ды­ва­ют­ся раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния, в зави­си­мо­сти от кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вят­ся сле­ду­ю­щие зна­ки пре­пи­на­ния:

  • запя­тая;
  • точ­ка с запя­той;
  • тире;
  • двое­то­чие.

Запятые в бессоюзных предложениях

Равномерное дви­же­ние лод­ки было нару­ше­но, направ­ле­ние уте­ря­но (А. Толстой).

Солнце сади­лось, ветер все креп­чал, закат раз­го­рал­ся пур­пу­ром (В. Короленко).

А в июль­ские дни начи­на­ет ходить по полям без­звуч­ные зар­ни­цы, вспы­хи­ва­ет и гас­нет над поспе­ва­ю­щи­ми хле­ба­ми розо­ва­тое яркое пла­мя (Ю. Грибов).

Зеленые дорож­ки в лесу все как буд­то курят­ся, туман вез­де под­ни­ма­ет­ся, вода пузырь­ка­ми садит­ся на листья, на хво­ин­ки ёлок, на пау­тин­ные сети, на теле­граф­ную про­во­ло­ку (М. Пришвин).

Леса задум­чи­во вспы­хи­ва­ют золо­том, изу­мруд­но игра­ют ози­ми на лег­ких осен­них мороз­цах (Ю. Грибов).

Тихи пру­ды, холод и мрак вод их угрю­мо заклю­чен в тёмно-зелёные сте­ны садов (Н. Гоголь).

Непрерывно тре­ща­ли куз­не­чи­ки, пели пере­пе­ла, вда­ли где-то лени­во посви­сты­ва­ли соло­вьи (А. Чехов).

Сыро, густо, тени­сто, сад запу­щен (Т. Толстая).

Точка с запятой в бессоюзных предложениях

Тень и тиши­на. Статные оси­ны высо­ко лепе­чут над вами; длин­ные, вися­чие вет­ки берез едва шеве­лят­ся; могу­чий дуб сто­ит, как боец, под­ле кра­си­вой липы (И. Тургенев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми (И. Тургенев).

Сквозь про­шло­год­нюю бурую лист­ву кое-где рас­тут высо­кие тра­вы; гри­бы сто­ят отдель­но под сво­и­ми шляп­ка­ми (И. Тургенев).

Сырая зем­ля упру­га под нога­ми; высо­кие сухие былин­ки не шеве­лят­ся; длин­ные нити бле­стят на поблед­нев­шей тра­ве (И. Тургенев).

Тире в бессоюзных предложениях

Резкий воз­дух омыл лицо холод­ной водой — сон сра­зу про­пал (К. Паустовский).

В чистом поле идёшь — вете­рок встре­ча­ет и лицо обве­ва­ет (И. Никитин).

Сажаешь косо­го в рюк­зак — орет и ста­ра­ет­ся уку­сить. Опустишь на зем­лю — рюк­зак начи­на­ет беше­но пры­гать (В. Песков).

Смелые побеж­да­ют — трус­ли­вые поги­ба­ют (посло­ви­ца).

Шестнадцать лет слу­жу — тако­го со мной не было (Л. Толстой).

С миру по нит­ке — голо­му руба­ха (посло­ви­ца).

В пол­день прой­ти по мёрт­вой ули­це — чело­ве­ка не встре­тишь (М. Шолохов).

Это ёж — его голы­ми рука­ми не возь­мёшь (пого­вор­ка).

Он гово­рил — ему поко­ря­лись (И. Тургенев).

Летом про­ле­жишь — зимой с сумой побе­жишь (посло­ви­ца).

Не при­ло­жишь души — ника­кое дело не заиг­ра­ет (И. Васильев).

Пришла беда — отво­ряй воро­та (посло­ви­ца).

Двоеточие в бессоюзных предложениях

Так было и в этом году: осень сто­я­ла холод­ная, голая зем­ля про­мерз­ла и была твер­дая, как камень (Г. Скребицкий).

Вижу: что-то мельк­ну­ло в про­све­те, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

Летом в лесах сред­ней поло­сы сне­ги­рей не уви­дишь: гнез­дят­ся они в лесах север­ных (В Песков).

Поднимешь гла­за вверх: бел­ки вид­ны сре­ди вет­вей (К. Паустовский).

Ремонт был бы  гибе­лью для дома: нель­зя тор­мо­шить ста­рые, заду­бе­лые кости (В. Белов).

Однако пло­хо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь боль­шин­ство зве­рей днем спит, а ночью бро­дит в поис­ках пищи (Г. Скребицкий).

Форма и содер­жа­ние есть два изме­ре­ния вещей искус­ства: фор­ма — изме­ре­ние внеш­не­го, поверх­но­сти, содер­жа­ние — изме­ре­ние в глу­би­ну (М. Пришвин).

Я сра­зу понял: мед­ведь добы­ва­ет мёд (В. Арсеньев).

Человек само­влюб­лен­ный — это нечто сред­нее меж­ду глуп­цом и наха­лом: в нем есть кое-что от того и дру­го­го (Ж. Лабрюйер).

russkiiyazyk.ru

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения». Закрепление

Цели:

  1. Образовательные: закрепить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений.

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся должны сформировать представление о том, когда ставится двоеточие в БСП со значением причины, пояснения и дополнения; Задачи урока через планируемые результаты:

- Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Познавательные УУД:

Правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстами и заданиями. Тип урока:  урок закрепления умений и навыков по теме «Двоеточие в БСП».


Ход урока.

I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний

Для актуализации имеющихся знаний учащихся по изученной теме предлагается повторить теорию и работа с предложениями. 

Теоретический опрос.

1. Какое предложение называется бессоюзным? Назовите его признаки.

(Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов).

  1. Какие знаки препинания разделяют части БСП?

  2. При каких случаях ставится запятая? (Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления).

  3. Когда ставится точка с запятой? (В бессоюзных сложных предложениях ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания. Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания, но эти части менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны).

  4. При каких случаях ставится двоеточие в БСП? 1.Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части (можно вставить слова: а именно). 2. Вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из её членов. (что, как) 3.Между частями причинные отношения. (Между обеими частями можно вставить союз потому что).

Двоеточие в БСП СЛАЙД 1

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

  1. В каких еще случаях ставится двоеточие?

7. Чем отличаются простые предложения с однородными членами от БСП?

- В простом предложении перед однородными членами двоеточие ставится после обобщающего слова, а в БСП между частями сложного предложения.

III. Постановка целей.

– Сегодня мы продолжим изучение БСП.

Синтаксическая пятиминутка. Найдите грамматическую основу, определите смысловые отношения между частями БСП, дайте характеристику, составьте схему. СЛАЙД 2

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения (А. Пушкин).

(Учащиеся разбирают предложение, делают вывод о том, что данное предложение состоит из двух частей, второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Это БСП со значением пояснения. Можно поставить вопрос

что именно вижу?)

IV. Закрепление.

РАЗДАТЬ. В предложениях расставьте и объясните постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.
2. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.   3. Шутить с болотом было опасно: зайдёшь в трясину и не вернёшься.

4. Я знал: удар судьбы меня не обойдет

5. Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

6. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стлать постель и укладываться на ночь.

7. Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них.

8. Все волновало нежный ум: цветущий луч, луны блистанье.

Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания.
Учащиеся получают карточки с напечатанным материалом.

1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды. 

2) И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая! 

3) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 

4) Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

5) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение.

6) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.  7) От себя могу обещать одно: будем работать, беззаветно работать.

8) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни

9) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону.

10) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально

доказанным.

- Прежде чем приступить к следующему заданию, ответьте, какие предложения называются СПП? (СПП – это такие предложения, в которых простые предложения неравноправны по смыслу, СПП состоят из главного и придаточного предложения)

Задание: опустив союзы, превратите СПП в БСП, расставив знаки препинания.

СЛАЙД 3

1.Любите природу, потому что она дарит нам необыкновенную красоту. (причина)

2.Сорока подняла голову и увидела, что сквозь тонкий пар мороза блестела звезда. (дополнение)

3. Мы знаем, что главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле. (дополнение)

4. Я доверяю любящим, потому что они великодушны. (причина)

5. Генрих Гейне сказал, что доброта всегда одержит верх над красотой. (пр.речь)

6. Солнце светит одинаково всем и человеку, и дереву, и животному.

Самостоятельная работа.

Из простых предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП? 

Алгоритм постановки знаков препинания в БСП

  1. Доказываем, что предложенное для разбора предложение является бессоюзным сложным. (Находим простые предложения в составе сложного, устанавливаем вид связи).

  2. Если предложения, входящие в БСП, равноправные со значением перечисления - ставим запятую.

  3. Обращаем внимание на то, есть ли внутри частей сложного предложения запятые или другие знаки препинания и насколько тесно связаны между собой по смыслу эти предложения.

Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или распространены и имеют внутри запятые – ставим точку с запятой.

  1. Если нет условий для постановки запятой и точки с запятой в БСП, обращаем внимание на то, какие смысловые отношения между частями БСП.

Если мы можем поставить между частями предложения союзы потому что, а именно, что или слова «и увидел что», «и услышал что» - ставим двоеточие.

РАЗДАТЬ. СЛАЙД 4

1. Я взглянул в окно. На безоблачном небе разгорались звёзды.

2. Однако пора спать. Уже без четверти шесть.

3. Останавливаться было нельзя. Ноги засасывало и следы наливались водой.

4. Я внимательно поглядел кругом. Все лица отражали напряженное ожидание.

5. Я поднял глаза и увидел. Высоко в небе неслись над станицей птицы.

6. Вы не забывайте. Честность является одним из лучших качеств человека.

7. Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи.

8. Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим.

Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие. СЛАЙД 5

1.Тимур не пришел на занятия..

2.Сегодня в школу все ученики пришли в парадной форме..

3.Ребята из нашей школы тренировались каждый день...

4.У моего друга богатая библиотека..

5. Растения освежают воздух: …

6.Лес влияет на температуру воздуха: …

7.Любите природу: …

Задания огэ


V. Подведение итогов урока.

- Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?

- Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: упр. ______, выучить теоретический материал по теме урока.

infourok.ru

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тема урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (БСП)».

Сегодня мы продолжим знакомство с БСП; рассмотрим БСП со значением причины, пояснения, дополнения; выясним, в каких случаях в БСП ставится двоеточие.

Мы помним, что бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).

  1. Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями ССП и СПП.

  2. Отношения в БСП выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями. Эта связь достаточно прочна.

Мы помним, например, что при отношениях перечисления между частями БСП ставится запятая или точка с запятой. А это значит, что если мы будем знать, какие отношения возникают между частями предложения, то мы узнаем, какие знаки препинания нужно ставить между частями БСП.

И сегодня мы поговорим о двоеточии в БСП. Этому знаку соответствуют отношения причины, пояснения и дополнения, которые возникают между частями.

Мы можем создать небольшую памятку. Составим предложение:

-Причины поясните дополнительно!

И привяжем к нему запоминающуюся ситуацию. Например, директор выговаривает ученикам:

-Зачем вы устроили взрыв на уроке химии? Напишите объяснительную! Дополнительно поясните причины!

Или же вы можете создать другую фразу для запоминания и самостоятельно придумать ситуацию, которая позволит вам её легко представить.

  1. Поговорим сначала о БСП с отношениями причины.

Вторая часть в них обозначает причину того, о чём говорится в первой части. И вместо двоеточия всегда можно подставить союз – потому что- (в сущности, это те же самые СПП с придаточными причины).

почему?

-[Я легко справился с этим упражнением], (потому что оно было несложным). (Это СПП с придаточным причины.) Выбрасываем из этого предложения союз, подставляем вместо него двоеточие, и получается БСП:

-[Я легко справился с этим упражнением]: [оно было несложным]. [ - =] : [ - =].

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «потому что».

-[Мы продвигались медленно]: [дорога была скалистой, опасной]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

-[У Ванюши потекли слюнки]: [сливки выглядели уж очень аппетитно]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

-[Ночь была удивительно светлой]: [на небе стояла полная луна]. (мы можем подставить «потому что» вместо двоеточия).

2. Теперь поговорим о БСП с отношениями пояснения. В них вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём говорится в первой части. Вместо двоеточия можно подставить –то есть, -а именно-.

-[У меня возникла блестящая идея]: [можно отправиться в поход]. (можно задать вопрос

а именно какая идея?- Поэтому вместо двоеточия можно подставить –а именно-).

- [Ребята нашли себе отличное занятие]: [на досуге они начали играть в волейбол]. (во второй части поясняется, какое именно занятие нашли себе ребята. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

-[Капитан получил приказ]: [атаку нужно было провести на рассвете]. (во второй части предложения поясняется, какой именно приказ получил капитан. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

-[Я скажу вам только одно]: [вы должны помириться]. (во второй части поясняется то, о чём говорится в первой. Между частями можно подставить «то есть», «а именно»).

3. И, наконец, мы добрались до БСП с отношениями дополнения.

В них вторая часть дополняет содержание первой части. В этом случае, двоеточие можно заменить союзом –что- (то есть речь идёт о СПП с придаточными изъяснительными).

что?

-[Я знаю], (что завтра у нас пять уроков). (это СПП с придаточным изъяснительным).

Если мы удалим союз и вместо него подставим двоеточие, у нас получится БСП.

-[Я знаю]: [завтра у нас пять уроков].

Но иногда из таких придаточных может удаляться не только союз, а союз вместе со сказуемым. Поэтому вместо двоеточия можно подставить не просто «что», «и увидел, что…», «и услышал, что…».

-[Я выглянул во двор и увидел], (что солнце уже почти село).

Бессоюзное предложение даёт нам возможность высказаться короче.

-[Я выглянул во двор]: [солнце уже почти село].

Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части. На место двоеточия можно подставить «что», «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что».

- [Гаврила подставил ладонь и ощутил]: [легчайшее дуновение шло откуда – то сверху].

(вторая часть предложения дополняет сказуемое в первой части, между частями можно подставить «что»).

-[Он резко щёлкнул выключателем]: [по стене метнулась чёрная тень]. (вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части, между частями можно подставить «и увидел, что»).

-[Они прислушались]: [где – то далеко в лесу ухала сова]. (вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части, между частями можно подставить «и услышали, что»).

Итак, нам надо запомнить следующее: определить, какой знак ставится между частями БСП, можно по отношениям между частями.

Если между частями возникают отношения причины, пояснения или дополнения, то между частями ставится двоеточие. Составим кластер:

ПРИЧИНА ПОЯСНЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ

ДВОЕТОЧИЕ можно заменить

ПОТОМУ ЧТО ТО ЕСТЬ ЧТО

А ИМЕННО И УВИДЕЛ, ЧТО

И УСЛЫШАЛ, ЧТО

И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО

3

videouroki.net

Конспект "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"



В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Запятая ставится между частями БСП, которые невелики по объёму и тесно связаны между собой по смыслу. Составные части такого бессоюзного сложного предложения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные облака. ракиты тревожно шевелились и лепетали.

 

Точка с запятой ставится, когда части БСП не так тесно связаны по смыслу, значительны по объёму, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания: Круглые, низкие холмы. распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами… 

 

Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть дополняет первую, поясняет её или раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Обычно после первой части такого предложения можно вставить союзы так как, потому что, что и др.

Двоеточие. Примеры

Значение

Можно ввести слова

Лес точно ожил: везде начали раздаваться разные весёлые восклицания, ауканье, звонкий смех и одиночные голоса многих песен. пояснение а именно, как-то
Найти место старых сосен было трудно: от них не осталось даже пней. причина потому что, так как, ибо
Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. дополнение что
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. добавочное и увидел, что

 

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если:

  • а) они передают быструю смену событий, явлений;
  • б) во второй части дано противопоставление;
  • в) когда первая часть указывает на время или условие действия, о котором говорится во второй части;
  • г) когда вторая часть заключает в себе результат, следствие того, о чём говорится в первой части;
  • д) когда вторая часть содержит сравнение.

После первой части такого предложения обычно можно вставить союзы но, если, когда, поэтому, как.

Тире. Примеры

Значение

Можно ввести слово

Проснулся — пять станций убежало назад. быстрая смена явлений
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — мороз-воевода дозором обходит владенья свои. противопоставление а, но
Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй…  условие если
Придёт счастливый май-чудесник — зацветёт твой черешневый сад. время когда
Солнце дымное встаёт — будет день горячий. следствие поэтому
Молвит слово — соловей поёт. сравнение как, словно


Таблица «Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении»

Схема «Пунктуация
в бессоюзном сложном предложении»

 


Конспект урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Следующая тема: «Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью».

uchitel.pro

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе

Автор: Пилипенко Рита Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Зоринская школа № 10»

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях;

формировать пунктуационные навыки;

совершенствовать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений,

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать культуру речи

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация «Исаак Левитан.10 лучших картин»

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

1.Блиц-опрос

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой, точки с запятой, тире между частями БСП.

-Какие сложные предложения называются бессоюзными?

- В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

- В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой?

-В каких случаях между частями БСП ставится тире?

2.Проверка домашнего задания

Задание. Выписать из художественной литературы 5 бессоюзных сложных предложений с постановкой тире между частями БСП

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и цели урока

Эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Д.Паустовского:

«Знаки препинания - это как нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Двоеточие — это известный всем знак препинания. Но употребляется он гораздо реже, чем, скажем, запятая, тире или точка. И поэтому он незаслуженно считается сложным. Давайте разберемся, так ли это?

Восприятие учебного материала

1.История происхождения двоеточия в русском языке

Всем прекрасно известен такой знак препинания, как двоеточие. В русском языке он указывает на то, что после него часть текста или предложения связывается смысловыми пояснительными отношениями с той частью предложения или текста, что стоит перед двоеточием. 

С этим знаком препинания знакомят еще в школе. Практически все мы сталкиваемся с двоеточием и после окончания школы на протяжении всей нашей жизни. При этом мало кто из нас знаком с историей происхождения этого знака препинания. 

В свое время Платон, философ Древней Греции, заканчивал некоторые разделы своих книг двоеточием. Во многих языках такой знак препинания ставится сразу после слова, а после самого двоеточия – пробел. Но есть и такие языки, в которых узким пробелом этот знак отделяют и от того слова, после которым он стоит. Такое можно наблюдать, например, в письменном французском языке. 

Эквивалентом этого знака препинания в церковнославянской письменности считается точка с запятой. В те времена двоеточие могло использоваться также в функции точки и даже многоточия. В конце сокращений в русском языке этот знак препинания встречался вплоть до середины 19 века.

В качестве знака сокращения двоеточие часто можно встретить и в старой европейской письменности. Такую функцию двоеточие сохранило и в некоторых современных языках, например, в шведском и финском. В этих языках двоеточие можно встретить даже в середине слова, например: H:ki, то есть Helsinki. Этот знак препинания в фонетической транскрипции обозначает долготу того звука, после которого он расположен. То есть в этом случае он несет функцию диакритического знака. 

В грамматике Л.Зизиния (1596) двоеточие встречается со значением, близким к знаку [;]. Его М.Смотрицкий называл двоеточием. К современному значению [:] приблизилось в «Российской грамматике» М.Ломоносова. В функции разделительного знака двоеточие начало употребляться с конца 16 века.

2. Объяснение учителя (предложения записаны на доске).

Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1) Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.

Между предложениями можно поставить союз потому что

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло…

Никитин

2) Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

Между предложениями можно поставить союзы: а именно, то есть.
Первые признаки весны проявляются еще в феврале: чуть посильнее светит солнышко, начинают таять сосульки, появляются первые проталины.

3) Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (обычно сказуемое).

Между предложениями можно поставить союз что, а также словосочетания: и увидел, что; и услышал, что; и понял, что и т. д.
Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло солнце.

3.Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом

4.Выборочно - распределительная работа.

Задание: Выпишите БСП со значением причины, затем пояснения и дополнения.

1 вариант – выписать предложения со значением пояснения.

2 вариант – со значением причины.

3 вариант – со значением дополнения.

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем. 

С приходом весны весь мир наполняется музыкой: звенит капель, журчат ручьи, весело щебечут птицы.

Март любит куролесить: он морозом гордится и на нос садится.

Все люди радуются весне: им уже надоели снегопады и холода.

Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце.

Первые лучи весеннего солнца говорят: прошла долгая и суровая зима, не будет больше трескучих морозов.

Видишь скворца - знай: весна у крыльца.

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. 

5.Лингвистическое моделирование.

Задание. Образуйте сложные бессоюзные предложения с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

После долгой и мрачной зимы природа начинает свое обновление:

(под солнцем снег становится рыхлым и мокрым, по улицам уже бегут ручейки)

Сегодня, выйдя в сад, я увидел:

(прилетели скворцы)

Весенняя природа занимает особое место в творчестве русских поэтов:

(она является самой прекрасной порой, вдохновляющей на создание чего-то нового, нежного)

Весна - мое любимое время года:

(она дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение).

6.Синтаксический разбор предложения.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят…(Никитин)

7. Списывание с грамматическим заданием.

Задание. Переписать, расставить знаки препинания. Объяснить постановку знаков препинания.

Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки, деревья выбросят зелёную листву.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

 Перелётные птицы летят большими стаями – быть дружной весне.

Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.
На 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.
8.Лингвистический эксперимент

Прихода весны ждут все: люди, животные и даже уставшая от зимы природа. 

-Посмотрите внимательно на это предложение и скажите, какому из правил постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении оно соответствует?

-Указывает ли двоеточие на то, что предложение сложное?

Чем отличается простые предложения с однородными членами от БСП?

(В простом предложении перед однородными членами двоеточие ставится после обобщающего слова, а в БСП между частями сложного предложения)

9.Творческая работа

Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана «Март» с использованием БСП

1)Слово об И.И. Левитане

И. И. Левитан - представитель русской пейзажной живописи. Его страстная влюбленность в родную природу позволила ему создать произведения, впечатляющие своей красотой и силой. Чем дольше смотришь на картины Левитана, тем больше удивляешься, как его богатая и восприимҹивая душа помогала ему тонко ҹувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах разлиҹные ее настроения. Левитан нарисовал много картин, посвященных разным временам года. 

Картина "Март" - одна из самых известных картин Левитана о весне. Она была написана в 1895 г. В настоящее время "Март" Левитана хранится в Государственной Третьяковской галерее. 
2)Демонстрация презентации «Исаак Левитан.10 лучших картин»

3)Слово о фортепианном цикле П. И.Чайковского «Времена года»

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И.Чайковского. В сборник «Времена года» вошло 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Подчас, даже не нужны слова, чтобы понять, что именно хотел передать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя.

4)Написание сочинения под музыку П.И.Чайковского «Март»

5)Чтение нескольких сочинений

Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Выполнить упр.198.

videouroki.net

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – таблица для 9 класса

Знак препинания В каком случае ставится Какими союзами или союзными словами можно проверить Примеры предложений
Запятая Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) и Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.
Точка с запятой Части БСП распространены или отдалены по смыслу и Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.
Двоеточие Второе предложение имеет значение причины потому что Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили.

 

Второе предложение объясняет первое

(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно)

то есть, а именно

 

 

Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом.
Второе предложение дополняет первое что Маша решила: завтра она точно не опоздает
Тире Части БСП противопоставлены по смыслу а, но Весна сажает – осень собирает.
Первое предложение указывает на время или условие когда, если Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
В БСП есть сравнение словно, будто Крикнет – гром в небе разразится.
Второе предложение указывает на следствие так что, вследствие чего, поэтому Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
Второе предложение имеет присоединительное значение такой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части) Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе.
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей.
Запятая с тире Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде.

obrazovaka.ru

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

 

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово  учителя: Чтобы правильно выполнить задания группы В, нужно знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. 
 

  1. Представления нового материала.

Условия

Вспомогательное условие

Схема предложения

Примеры

1) Если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой.

В этом случае между частями предложения можно вставить "а именно"

[ ] : [а именно].

Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.) 
Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. 
Настя и тут помогла ей: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей. (По А. Пушкину)

2) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить и т.д.

В этом случае между частями предложения можно поставить союз что.

[видеть, понимать, знать, сказать и т.д. ] : [ ].

Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)
Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. (Л.) 
Я верю: освоение космоса поможет человечеству решить ряд проблем в разных отраслях науки. (Ю.Гагарин) 
Ты же понимаешь: без результатов эксперимента нас и слушать не станут. (Гран.)

3) Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как.

[ ] : [причина ].

Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.)
Так блаженствовал он с месяц: в комнатах чисто, барин не ворчит, и он, Захар, ничего не делает. (Гонч.) 
Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)

  1. Закрепление полученных знаний.

Разберем примеры из экзаменационных вариантов.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части. 
2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. 
3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Итак, первые два варианта ответа на это задание отпадают: нет таких условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Остаются варианты 3 и 4. Проверим третий по следующему алгоритму:

  1. Предложение сложное или простое? (Найдите грамматические основы!) 
    (В данном случае их две: отношения установились и взгляд, слово имели смысл.)
  2. Если сложное, проверьте утверждение, данное в третьем варианте ответа. (Да, вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части: между частями предложения можно вставить «а именно»; следовательно, верный ответ 3.

2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 
1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 
2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 
3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

Если вы хорошо запомнили условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, то не можете не заметить, что сразу же отпадают варианты ответов 1, 3, 4. Остается вариант 2. Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ найден!

4.Работа с учебником. Упражнение …

5. Подведение итогов урока.

Давайте еще раз вспомним, когда в сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие?

6.Домашнее задание. Упр. Стр. правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы                              Д.И.Коверина

 

nsportal.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о