Демографическая политика индии кратко – Демографическая политика Китая и Индии

Демографический курс Индии поможет ее развитию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мировой популяционный гигант – Индия может стать в XXI веке новой сверхдержавой. Ее важнейшее преимущество – множество людей в трудоспособном возрасте. Даже будущий дефицит рабочей силы в стареющих штатах юга Индии восполнит многочисленное население севера страны. Однако количество трудовых ресурсов как таковое еще не гарантирует роста экономики. Для этого Индии необходимо улучшить подготовку кадров и социальное обеспечение, отметил Руслан Дмитриев в статье в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»

Гигант, который пока не вырвался вперед, – так сейчас нередко определяют мировой статус Индии эксперты (см. статью «Китай и Индия: два гиганта, но не лидера»). Однако у страны есть возможность оправдать самые смелые ожидания, считает сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова Руслан Дмитриев в статье «Индия. Планирование семьи: “сверху” или “снизу”?».

Основа для оптимизма – происходящая в стране стабилизация рождаемости. Индийская репродуктивная политика оказалась почти такой же действенной, как китайская, хотя и значительно мягче ее: в Индии демографические процессы регулируются, скорее, «снизу», чем «сверху», а директивы в этой области, по большей части, заменены рекомендациями. В итоге в ряде штатов Индии суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста – снизился до двух с небольшим, то есть до уровня замещения поколений, а в некоторых штатах даже опустился до 1,7, что уже напоминает показатели стран Запада. Хотя в Индии есть и штаты с СКР выше трех.

Впрочем, даже из явных региональных демографических диспропорций страна может извлечь пользу и обеспечить себе устойчивое развитие, считает Руслан Дмитриев. Правда, как признает само индийское правительство, это станет возможным при выполнении трех условий: апгрейда здравоохранения и образования, совершенствования компетенций работающего населения и достижения такого уровня экономического роста, который позволил бы обеспечить достойные зарплаты для удовлетворения основных потребностей молодежи.

Обвальной депопуляции не будет

В Индии численность население стабилизируется, а Китаю грозит депопуляция. Этот тезис отражает преимущество одного азиатского демографического лидера перед другим – Индии перед Китаем.

К середине века Китай столкнется с последствиями своей жесткой демографической политики, подчеркивает Дмитриев. Численность населения Китая, живущего за чертой бедности, достигнет 12,4 млн человек или 0,8% населения страны, приводит эксперт подсчеты ООН (WorldUrbanizationProspects: The 2009 RevisionPopulationDatabase). «Основную их часть будут составлять одинокие старики, проживающие, в основном, в городах. Это результат проводимой вплоть до настоящего времени политики «Одна семья – один ребенок»», – пояснил исследователь. Эта социально-демографическая угроза особенно актуальна в связи с произошедшим в 2012 году урбанистическим переходом, когда количество городского населения Китая превысила численность жителей сельской местности.

В Индии урбанизация, напротив, разворачивается медленнее, что, несомненно, влияет на рождаемость: в городских семьях обычно меньше детей.

Обвальная депопуляция не грозит Индии еще и потому, что в стране сложилась мозаичная ситуация с рождаемостью, несмотря на существование Национальной политики в области народонаселения, отмечает эксперт. В одних штатах Индии число рождений высоко, в других – намного ниже, а их СКР уже почти достиг целевого показателя в 2,1, намеченного Национальной комиссией по народонаселению (

NationalCommissiononPopulation; в ее составе – политики, видные врачи, демографы, общественные деятели).

Так или иначе, в Индии на национальном уровне создается некий популяционный и экономический баланс: возможные лакуны в рабочей силе в одних регионах могут быть компенсированы избытком рабочей силы в других регионах. «В тот момент, когда штаты юга Индии начнут испытывать явный дефицит трудовых ресурсов, достаточно многочисленное население штатов севера станет той подушкой безопасности, которая при должном уровне экономического и социального обеспечения сможет гарантировать поступательный характер устойчивого развития потенциального лидера мирового списка наиболее населенных государств», – указывает Дмитриев.

Причем, по сути, именно гибкость и относительная мягкость демографического курса поможет Индии избежать тех проблем, с которыми столкнется Китай. «Учет китайских ошибок демографической политики будет способствовать устойчивому развитию Индии по мере достижения населением страны планки в 1,7 млрд человек во второй половине XXI века, когда Китай уже вступит на путь депопуляции», – подчеркивает Руслан Дмитриев.

Экономика Индии развивается не быстро, зато устойчиво

Если сравнивать Китай и Индию по экономическим параметрам, то ожидания экспертов в отношении Индии также более оптимистичны, отмечает Дмитриев. К 2050 году все жители Индии будут иметь суточный доход выше официально установленного на международном уровне прожиточного минимума (сейчас – $1,25), цитирует экспертов автор статьи (см. Hillebrand E. Poverty, growth, and inequality over the next 50 years // FAO Expert meeting on How to Feed the World in 2050, Rome, 24-26 June 2009). Да и проблема снижения численности трудоспособного населения не будет для Индии определяющей, по меньшей мере, до середины столетия.

В то же время ясно, что индийская экономика развивается медленнее китайской. Однако многое здесь зависит от трудовых ресурсов. «В этой связи на первый план для Индии выходит необходимость перехода количества в качество, то есть максимально эффективное использование накопленного страной человеческого потенциала», – подчеркивает Дмитриев. Постепенный спад рождаемости и повышение продолжительности жизни в стране приведут к увеличению доли пожилых людей, экономическое и социальное благополучие которых будет зависеть, в первую очередь, «от степени интенсификации общественного производства», пишет исследователь.

Впрочем, тема статьи – скорее, демография Индии, чем экономика. Автор подробно рассматривает положения демографической политики, принятые как на общенациональном, так и на региональном уровне.

Государство заботится о контрацепции, детях и образовании

2000-й год стал рубежным для Индии – численность населения страны превысила 1 млрд человек, что означало колоссальное давление на природные, экономические и социальные объекты. В итоге была осознана необходимость масштабных мер контроля рождаемости. Тогда и была создана Национальная комиссия по народонаселению и сформулирована политика в этой области, которая затрагивала как саму репродукцию, так и здоровье матерей и детей, брачный возраст и образование молодежи. Автор статьи приводит основные ориентиры этого курса, реализация которых была намечена на 2010 год:

  • всеобщий доступ к качественным средствам контрацепции и установление в качестве нормы двухдетной семьи;
  • всеобщий доступ к информации о методах ограничения рождаемости и свободный выбор граждан в отношении планирования семей;
  • снижение коэффициента младенческой смертности;
  • всеобщая иммунизация детей;
  • принятие родов квалифицированным персоналом;
  • исключение случаев вступления в брак девочек моложе 18 лет;
  • всеобщность начального образования и сокращение числа случаев прерывания среднего образования.

Большинство из этих положений повторялись, а порой и предвосхищались в региональных демографических программах, уточняет эксперт. Ряд штатов даже прописывал «воспитательные» меры для нарушителей правил.

Так, в штате Раджастхан, где был один из самых высоких СКР в стране – 4,2 (2001 год), люди, вступавшие в брак до установленного штатом возраста, лишались возможности избираться в органы власти. В другом штате, Мадхья-Прадеш (СКР в 2001 году – 3,9), те же ограничения касались людей, у которых больше двух детей. Кстати, этот штат, осознавая все последствия неконтролируемой рождаемости, предложил наиболее обширную и гибкую демографическую программу.

Рисунок 1. Публикация материалов региональной политики в области народонаселения в Индии, 2012 год

 

Источник: статья Дмитриева Р.В. Региональная демографическая политика в Индии: достигнуты ли поставленные цели? Журнал «Демоскоп Weekly», № 543-544 за 2013 год.

Меры по снижению рождаемости

Женскую стерилизацию в регионах Индии заменяют мужской. Такой подход в середине 1970-х был избран на общенациональном уровне – его проводил Санджай Ганди, младший сын находившейся в то время у власти Индиры Ганди (тогда он рассматривался как ее преемник). Но такая политика действовала недолго. И до сих пор в более чем 90% случаев стерилизуют женщин. Исключение здесь – штаты Мадхья-Прадеш и Гоа, которые поставили задачу увеличить долю мужских стерилизаций до 20%.

Кстати, в том же штате Мадхья-Прадеш для женщин был установлен минимальный возраст рождения первенца – 21 год, а также интервал между первым и вторым ребенком – в три года. Любопытно, что программа штата включала и услуги по планированию семьи для бесплодных пар. Наконец, региональный документ предполагал и разнообразие демографической политики – в зависимости от территориальных различий в уровнях смертности и рождаемости (тут были предусмотрены разные сценарии), отмечает Руслан Дмитриев. В итоге штату удалось снизить СКР (с 3,9 в 2001 году до 3,1 в 2011 году), хотя она до сих пор высока по сравнению с другими штатами.

Развитые штаты легче достигают целевых показателей

Пример многих регионов показывает, что демографический курс Индии воплотился пока лишь частично, пишет автор статьи.

Большинство штатов еще так и не выполнили национальные, да и региональные ориентиры по возрасту вступления в брак и по рождаемости. И, напротив, кампании по снижению смертности и внедрению современных методов контрацепции оказались в большинстве штатов удачными.

В целом более половины общегосударственных демографических положений смогли реализовать лишь два штата – Гоа и Махараштра (запад страны, рисунок 1). Это демографические «хорошисты», что отчасти объясняется уровнем развития этих регионов. Тут сказался немалый экономический потенциал Мумбаи – административного центра штата Махараштра и крупнейшего по численности населения города страны. В Гоа СКР составил в 2011 году 1,5, в Махараштре – 1,8, уточняет Руслан Дмитриев. Аналогичные результаты и у штатов Андхра-Прадеш и Карнатака. Все четыре штата относятся к наиболее развитым.

К демографическим «отличникам» эксперт относит штаты Тамилнад и Керала. Эти южные штаты еще до намеченной даты (2010 год) решили большинство задач государственной демографической политики. Для их населения характерен один из самых низких суммарных коэффициентов рождаемости (1,6-1,7), коэффициентов младенческой и материнской смертности, самый высокий средний возраст вступления девушек в брак, поясняет исследователь. Достижение еще более впечатляющих показателей в ходе реализации политики по здоровьесбережению и благосостоянию семьи в Тамилнаде к 2017 году представляется Дмитриеву вполне реальным.

В целом, заключает эксперт, большинство штатов, принявших собственную программу в области народонаселения, очевидно, продолжат ее реализацию. С учетом экономических перспектив Индии, иного выхода у них просто нет.

См. также:

Китай и Индия: два гиганта, но не лидера
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей

Семья уменьшается и меняет облик
Нормы морали остаются неизменными
«Дети из пробирки» меняют представления о родстве
Институт семьи стремится к неформальности
Мировой экономике не хватает роста

 


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

Демографическая политика индии кратко - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Население Индии в 2005 г.

Демографический переход в Индии

В настоящее время Индия занимает 2-е место в мире по численности населения. Со второй половины ХХ в. Индии наблюдается демографический взрыв, связанный с высокими коэффициентами рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

Демографический взрыв сильно осложняет решение социально-экономических задач по сокращению бедности, стоящих перед страной. За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км², что увеличило «нагрузку» на обрабатываемые земли. Почти половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, это значит, что ежегодно необходимо строить 9 тысяч новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать новые рабочие места и обеспечивать быстро растущее население продовольствием.

В 1951 г. Индия провозгласила программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Сначала ставилась цель перехода от традиционной многодетной к двух- и трехдетной семье (основными лозунгами были «Два или три ребенка — достаточно!», «Малая семья — счастливая семья!». Однако, перепись населения 1991 г. показала больший рост населения, чем это ожидалось, программы планирования стали призывать к двухдетной семье, обеспечивающей простое воспроизводство и нулевой прирост в ХХI в.

Население Индии в 2025 г.

Политика планирования семьи включает пропагандистские, медицинские, административно-правовые меры. Центры семейного планирования занимаются распространение новых методов контрацепции и операциями по стерилизации (в среднем, ежегодно, в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 — 60 млн. женщин). Был повышен возраст вступления в брак.

Все эти усилия привели к незначительному снижению коэффициента рождаемости, но не остановили абсолютного роста населения. Средний размер семьи и в наши дни составляет 5 человек. Проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Судя по прогнозам, в XXI в. Индия, обогнав Китай по численности населения, станет самой многонаселенной страной планеты.

Дополнительную информацию можно получить по ссылкам:

travelel.ru

Какова демографическая политика в современной Индии?

По численности населения Индия сейчас уступает только Китаю, но по прогнозам специалистов, к 2050 году Индия обгонит и Китай по численности населения.

Начиная отвечать на данный вопрос, следует обратиться к статистике. В 1920 году, население в Индии было чуть более 280 тысяч. В 1938 году население в Индии уже приближалось к 400 тысяча. В среднем, каждая женщина рожала до 6-ти детей. А в 1961 году, население в Индии приближалось к полумиллионной отметке.

На государственном уровне, демографическая политика в Индии начала проводится еще с 1938 года, когда Индия еще не имела независимости. Тогда временным правительством был создан подкомитет по народонаселению. А в 1940 году была принята резолюция, в которой были сформированы требования к ограничению количества детей в индийских семьях.

Правительством была поставлена цель снизить коэффициент рождаемости и добиться, чтоб к 2020 году одна женщина в стране не имела более 2-х детей.

Начиная с 1951 года, в стране проводится ряд реформ и принимается ряд законов призванных снизить рождаемость в стране. Несмотря на то, что в стране разрешили межкастовые и межрелигиозные браки, но зато повысили возраст, с которого можно вступать в брак. Для девушек он был установлен в 18 лет, а для юношей 21 год. Вступление в брак в более раннем возрасте преследовалось по закону.

В бюджете страны на 1953 год было запланировано выделение 6,5 млн. рупий на проведение стерилизации и преобритение средств контрацепции.

В 1955 году, в Индии было запрещено многоженство и женщины были наделены равными правами с мужчинами в случае развода.

В 1961 году в Индии законодательно запретили требование женихом приданного за невесту, а так же в этом же году законодательно было закреплено право работающих женщин на декретный отпуск.

Начиная с 1961 года, по 1976 год, в стране начали проводить массовую стерилизацию дважды рожавших женщин и принудительно устанавливались внутриматочные спирали, а начиная с 1974 года, начали проводить стерилизацию также и мужчин. Только за один 1976 год в Индии было стерилизовано почти девять миллионов человек. А всего за период с 1956 по 1976 год было проведено 29 млн. стерилизаций

В 1971 году, в Индии законодательно было разрешено женщинам делать аборты, если беременность не превышала двенадцати недель.

С начала 1991 года, в Индии начали проводить комплексные программы демографической политики, в которых были обозначены долгосрочные цели и предложен системный подход к урегулированию численности населения.

В 2000 году в Индии были приняты и дополнительные меры для уменьшения количества детей в семьях. Так государство начало выплачивать матерям по 500 рупий, если если она своего первого ребенка родила после 19 лет. Начали выплачивать по 500 рупий, за рождение первого и второго ребенка. Начали выплачивать по 5000 рупий семьям, которые имеют двоих детей и в которых один из супругов прошел добровольную процедуру стерилизации.

Семьи, в которых было три и более детей, были лишены права на бесплатное обучение, женщина родившая третьего ребенка увольнялась на всех государственных предприятиях и с государственной службы.

www.bolshoyvopros.ru

Население Индии и Китая. Демографическая политика Китая и Индии

Население Индии и Китая с каждым годом стремительно растет. В данный момент численность людей, населяющих Землю, составляет около 7,2 млрд. Но, как прогнозируют специалисты ООН, к 2050 году эта цифра может достигнуть отметки в 9,6 млрд.

Страны мира с самой большой численностью населения по оценкам 2016 года

Рассмотрим 10 стран, где численность населения самая высокая в мире, по состоянию на 2016 год:

  1. Китай – около 1,374 млрд.
  2. Индия – примерно 1,283 млрд.
  3. США – 322,694 млн.
  4. Индонезия – 252,164 млн.
  5. Бразилия – 205,521 млн.
  6. Пакистан – 192 млн.
  7. Нигерия – 173,615 млн.
  8. Бангладеш – 159,753 млн.
  9. Россия – 146,544 млн.
  10. Япония – 127,130 млн.

Как видно из списка, население Индии и Китая самое многочисленное и составляет более 36% от всего мирового сообщества. Но, как сообщают эксперты ООН, демографическая картина к 2028 году значительно изменится. Если сейчас лидирующую позицию занимает Китай, то уже через 11-12 лет жителей Индии будет больше, чем в Поднебесной.

Уже через год в каждой из этих стран прогнозируется численность людей в пределах 1,45 млрд. Но темпы демографического роста в Китае начнут снижаться, тогда как в Индии прирост населения будет продолжаться вплоть до 50-х годов этого века.

Какая плотность населения в Китае?

Население Китая на 2016 год составляет 1 374 440 000 человек. Несмотря на большую территорию страны, КНР не плотно заселена. Расселение китайского народа неравномерно из-за ряда географических особенностей. Средняя плотность населения на 1 квадратный километр равна 138 человек. Примерно такие же показатели у развитых государств Европы, таких как Польша, Португалия, Франция и Швейцария.

Население Индии на 2016 год меньше, чем в Китае, примерно на 90 млн, а вот его плотность в 2,5 раза выше и равна примерно 363 человекам на 1 километр квадратный.

Если территория КНР не полностью заселена, почему же возникают разговоры о перенаселении? Действительно, среднестатистические данные не могут отобразить всю суть проблемы. В Китае есть такие регионы, где плотность населения на 1 квадратный километр исчисляется тысячами, к примеру: в Гонконге эта цифра равна 6500 человек, а в Макао – 21 000. В чем же причина такого явления? На самом деле их несколько:

  • климатические условия;
  • географическое расположение той или иной территории;
  • экономическая составляющая отдельных регионов.

Если проводить сравнение Индии и Китая, то территория второго государства значительно больше. Но западная и северная части страны фактически не заселены. В этих провинциях, которые занимают около 50% всей территории республики, проживает всего 6% населения. Практически безлюдными считаются горы Тибета и пустыни Такла-Макан и Гоби.

Население Китая на 2016 год в большом количестве сконцентрировано в плодородных районах страны, которые раскинулись в Северо-Китайской равнине и около крупных водных артерий – Чжуцзян и Янзцы.

Крупнейшие мегаполисы Китая

Огромные города с многомиллионным населением являются обыденным явлением для КНР. Самыми крупными мегаполисами считаются:

  • Шанхай. В этом городе насчитывается 24 млн жителей. Именно здесь расположен крупнейший в мире порт.
  • Пекин – является столицей Китая. Здесь находится правительство государства и прочие организации административного управления. В мегаполисе проживает около 21 млн человек.

К городам-миллионникам относятся Харбин, Тяньцзинь и Гуанчжоу.

Народности Китая

Основную часть жителей Поднебесной составляет народность хань (91,5% всего населения). Также на территории Китая проживает 55 национальных меньшинств. Самыми многочисленными из них являются:

  • Чжуаны – 16 млн.
  • Маньчжуры – 10 млн.
  • Тибетцы – 5 млн.

Малый народ лоба насчитывает не более 3000 человек.

Проблема продуктового обеспечения

Население Индии и Китая самое многочисленное на планете, из-за чего возникает острая проблема продовольственного обеспечения этих регионов.

В Поднебесной количество пахотных земель составляет примерно 8% от общей территории. При этом определенные участки земли загрязнены отходами и непригодны для возделывания. Внутри самой страны продовольственную проблему решить невозможно из-за колоссальной нехватки продуктов питания. Поэтому китайские инвесторы массово скупают производства сельскохозяйственной и продовольственной деятельности, а также берут в аренду плодородные земли в других странах (Украина, Россия, Казахстан).

Решением проблемы занимается непосредственно руководство республики. Только за 2013 год было инвестировано около 12 млрд долларов на приобретение предприятий пищевой отрасли во всем мире.

Население Индии на 2016 год превысило 1,2 млрд, а средняя плотность выросла до 363 человек на 1 квадратный километр. Такие показатели существенно увеличивают нагрузку на возделываемые земли. Крайне сложно обеспечить продовольствием такую массу людей, и с каждым годом проблема усугубляется. Большое количество населения Индии живет за чертой бедности, государству приходится проводить демографическую политику, чтобы хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Попытки приостановить стремительный рост населения внедрялись еще с середины прошлого века.

Демографическая политика Китая и Индии нацелена на регулирование прироста численности жителей этих стран.

Особенности демографической политики в КНР

Перенаселение Китая и постоянная угроза возникновения продуктового и экономического кризиса заставляют правительство страны принимать решительные меры по предотвращению подобных ситуаций. Для этого был разработан план по ограничению рождаемости. Была внедрена система поощрения, если в семье рос всего 1 ребенок, а тем, кто хотел позволить себе 2-3 детей, приходилось платить внушительные штрафы. Не все жители страны могли позволить себе такую роскошь. Хотя на национальные меньшинства нововведение не распространялось. Им было дозволено иметь двух, а иногда и трех детей.

Количество мужчин в Китае преобладает над численностью женского населения, поэтому рождение девочек приветствуется.

Несмотря на все меры, проводимые государством, проблема перенаселения так и остается нерешенной.

Внедрение демографической политики под лозунгом «Одна семья – один ребенок» привело к негативным последствиям. На сегодняшний день в Китае наблюдается старение нации, то есть лиц старше 65 лет насчитывается около 8%, при норме 7%. Так как в государстве отсутствует пенсионная система, забота о стариках ложится на плечи их детей. Особенно трудно пожилым людям, которые живут с детьми-инвалидами или вообще их не имеют.

Еще одной серьезной проблемой Китая является гендерный дисбаланс. На протяжении многих лет количество мальчиков превышает численность девочек. На 100 представительниц женского пола приходится около 120 мужчин. Причины такой проблемы вызваны возможностью определять половую принадлежность плода в первом триместре беременности и многочисленными абортами. Согласно статистике предполагается, что уже через 3-4 года количество холостяков в стране достигнет 25 млн.

Демографическая политика в Индии

За последнее столетие численность населения Китая и Индии выросла в разы, из-за чего проблемой планирования семьи в этих странах занялись на государственном уровне. Изначально программа демографической политики включала в себя ограничение рождаемости для укрепления благосостояния семей. Среди многочисленных развивающихся государств Индия одной из первых занялась подобным вопросом. Программа начала действовать с 1951 года. Чтобы контролировать рождаемость, применялись методы контрацепции и стерилизация, которая проводилась добровольно. Мужчины, соглашавшиеся на такую операцию, поощрялись государством, получая денежное вознаграждение.

Мужское население по численности преобладает над женским. Так как программа была малоэффективной, в 1976 году её ужесточили. Мужчин, которые имели двоих детей и более, подвергали принудительной стерилизации.

В 50-е годы прошлого века в Индии вступать в брак позволялось женщинам с 15 лет, а мужчинам с 22 лет. В 1978 году эта норма была увеличена до 18 и 23 лет соответственно.

В 1986 году, почерпнув опыт Китая, в Индии устанавливается норма не более 2 детей на семью.

В 2000 году в демографической политике были произведены существенные изменения. Главный ориентир сделан на пропаганду улучшения жизненных условий семьи за счет сокращения количества детей.

Индия. Крупные мегаполисы и народности

В больших городах страны проживает почти треть всего населения Индии. Крупнейшими мегаполисами являются:

  • Бомбей (15 млн).
  • Калькутта (13 млн).
  • Дели (11 млн).
  • Мадрас (6 млн).

Индия - многонациональная страна, здесь проживают больше 2000 различных народов и этнических групп. Самыми многочисленными считаются:

  • хиндустанцы;
  • бенгальцы;
  • маратхи;
  • тамилы и многие другие.

К малочисленным народам относят:

  • нага;
  • манипури;
  • гаро;
  • мизо;
  • типера.

Около 7% жителей страны относятся к отсталым племенам, ведущим практически первобытный образ жизни.

Почему демографическая политика Индии менее успешна, чем в Китае?

Социально-экономические особенности Индии и Китая существенно отличаются друг от друга. Этим и обусловлена провальная демографическая политика индусов. Рассмотрим главные факторы, из-за которых не удается существенно повлиять на прирост населения:

  1. Треть жителей Индии считаются нищими.
  2. Уровень образования в стране очень низкий.
  3. Соблюдение различных религиозных догм.
  4. Ранние браки согласно тысячелетним традициям.

Самое интересное, что в штате Керал темпы прироста населения самые низкие по стране. Этот же регион считается самым образованным. Грамотность людей составляет 91%. На каждую женщину в стране приходится по 5 детей, тогда как на жительниц Керала - менее двух.

Как утверждают эксперты, в течение 2 лет население Индии и Китая будет примерно одинаковым.

autogear.ru

Традиции и культура Индии. Урок географии в 11-м классе

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока в учебном плане: Урок "Индия" входит в раздел “Страны Азии”.

Цель: сформировать представление о стране и специфике её населения.

Задачи:

  • сформировать знания о специфике населения современной Индии,
  • познакомить с традициями и праздниками страны,
  • способствовать воспитанию интереса к познанию жизни и культуры других народов и стран,
  • развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: частично-поисковый

Вид: урок-исследование

Оснащение урока:

1. Авторская презентация к уроку.

2. Тематические статьи.

3. Визитка страны (специи, шёлк, учебник алгебры).

4. Проектор.

Конспект урока

Музыка к уроку

1. Демографическая политика в Индии.

Статистика свидетельствует о том, что в 70—80-е годы ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16—17 млн. человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает “вера”. Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд. жителей.

В настоящее время Индия занимает 2-е место в мире по численности населения. Со второй половины ХХ в. Индии наблюдается демографический взрыв, связанный с высокими коэффициентами рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

Демографический взрыв сильно осложняет решение социально-экономических задач по сокращению бедности, стоящих перед страной. За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км?, что увеличило “нагрузку” на обрабатываемые земли. Почти половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, это значит, что ежегодно необходимо строить 9 тысяч новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать новые рабочие места и обеспечивать быстро растущее население продовольствием.

В 1951 г. Индия провозгласила программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Сначала ставилась цель перехода от традиционной многодетной к двух- и трехдетной семье (основными лозунгами были “Два или три ребенка — достаточно!”, “Малая семья — счастливая семья!”. Однако, перепись населения 1991 г. показала больший рост населения, чем это ожидалось, программы планирования стали призывать к двухдетной семье.

Политика планирования семьи включает пропагандистские, медицинские, административно-правовые меры. Центры семейного планирования занимаются распространение новых методов контрацепции и операциями по стерилизации (в среднем, ежегодно, в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 — 60 млн. женщин). В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин — до 18 лет.

2. Городское и сельское население Индии.

По численности городского населения Индия занимает 4-е место в мире (300 млн.), что составляет почти всё население США, а по демографическим характеристикам Индия остаётся сельской страной. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах (580 тыс. деревень). Деревни Индии -это большой прирост трудоспособного населения и как следствие- нерегулярная занятость населения. Увеличение плотности населения приводит к давлению на экосистему, т.е. деградация земельного фонда, сведение лесов, снижение уровня жизни. Ниже границы бедности проживает 37% сельского населения.

Относительно высокие темпы экономического роста способствовали увеличению занятости в промышленности и в сфере услуг. Вместе с тем остается огромное относительно избыточное население в сельской местности. В стране медленно сокращаются масштабы бедности и безработицы. За чертой бедности находится примерно 36% населения. Их доход не позволяет им приобретать даже физиологический минимум продуктов питания. Примерно треть сельского населения не приобретает фабричные товары. Промышленные потребительские товары длительного пользования покупает зажиточная верхушка в 5—10% населения. Правда, в абсолютных размерах она составляет значительную группу населения, сравнимую с численностью всего населения крупных западных стран.

За последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор. Мумбай (Бомбей) является самым крупным городом. На него приходится 25% промышленного производства, 40% морской торговли, и 70% от капитальных операций в Индии. В Мумбаи доход на душу населения почти в три раза превышает средний показатель по стране. Многие иностранные банки и финансовые учреждения имеют филиалы в Мумбаи. Основные отрасли промышленности города включают машиностроение, алмазную полировку, медицинские и информационные технологии, аэрокосмическую отрасль, производство компьютеров и электронного оборудования, судостроение.

Мумбаи также центр средств массовой информации и кино. Большинство крупнейших телевизионных и спутниковых сетей, а также основные издательские дома, имеют здесь штаб-квартиры. Киноиндустрия- Болливуд, также базируется здесь. Болливуд удерживает рекорд максимального количества производства фильмов в год в мире. Все это привело к росту потребительских расходов в этом городе. Согласно недавнему обследованию, Мумбаи получил звание десятого центра среди крупнейших мировых центров торговли с точки зрения финансовых потоков.

На окраине Мумбаи есть район Дхарави - район трущоб. В наше время Дхарави - одни из самых больших трущоб в мире, в них проживает около 1 миллиона человек. Площадь района всего 215 гектаров. Товарооборот Дхарави составляет 650 миллионов долларов в год, что соответствует 6% годового прироста Индии в целом. 

Строительство жилья для социально уязвимых меньшинств высоко монополизированная отрасль, поэтому развитие идёт очень медленно. Острой проблемой является получение участков под строительство, обеспечение водой, строительство канализации и удаление твёрдых отходов.

Общее направление государственной политики в области урбанизации заключается в создании условий повышения доходов сельских жителей и всестороннего развития инфраструктуры в деревнях.

3. Образование в Индии.

Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин).

Расходы на образование в Индии: 3,3% ВВП (2010). Место страны в мире: 131.

С незапамятных времен Индии была образовательным центром. Тысячи лет назад великие ученые учили по священным писаниям. Велось преподавание, и создавались шедевры по таким разнообразным предметам, как философия, религия, медицина, литература, драма и искусство, астрология, математика и социология.

Начальная ступень образования доступна большинству детей Индии, которые учатся в классах по 60 человек. Обучение во второй ступени продолжают лишь 50% учеников начальной школы, а в колледжи поступают единицы. На систему образования в Индии влияют патриархальные традиции. Индусы не видят особого смысла в обучении дочерей, т.к. девочка-это финансовое бремя для семьи, которой необходимо готовить приданное к свадьбе. Большинство детей, работающих на фабриках- девочки.

Индия входит в список из 21 страны, столкнувшихся с масштабным образовательным кризисом. В этих государствах (помимо Индии, это Пакистан, Марокко, Мавритания и страны Африки) менее половины от общего числа детей получают начальное образование.

287 миллионов неграмотных взрослых людей проживает в Индии, сообщается в опубликованном ЮНЕСКО Глобальном мониторинговом докладе Образование для всех.

  Сегодня образование в Индии представляют индийские высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, которые вносят значительный вклад в передачу знаний и в области науки и технологий. В таких традиционных областях, как искусство и гуманитарные науки, прикладная физика и химия, математика и технология университеты и институты играют ведущую роль в преобразовании страны в современное индустриальное, технологически развитое государство.  

Современное образование в Индии, складывалось как система просвещения после достижения государством независимости. В Индии действуют около 200 университетов. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

Особое положение сложилось в сфере научных исследований. Страна занимает видное место на арене НИОКР, символом чего является Бангалор — “силиконовая долина” Индии. В некоторых сферах индийские лаборатории относятся к мировому классу. Это сферы информационной технологии, технологии материалов, ряд направлений биологии и биотехнологии. Большие средства направляются на термоядерные и космические исследования.

Известные индийцы:

1.Винод Кхосла – соучредитель SunMicrosystems.

2. Винод Дхам – создатель чипа Pentium, которым сегодня оснащены 90 %  компьютеров.

3. Сабир Бхатия – основатель, и создательHotmail (программы электронной почты).

4. Арун Нетравалли – президент Лаборатории AT& T-Bell и создатель таких языков программирования как C, C ++,Unix.

5. Раджив Гупта – ген. менеджер Hewlett Packard.

6. Саджив Теджврика – д-р тестирования Microsoft Windows 2000, ответственный за устранение ошибок.

7. Виктор Менезес, Раджат Гупта и Рана Тальвар –руководители CitiBank, Mckensey и Stanchart.

Статистика:

Детский труд в Индии - детей в возрасте от 5-14:

Общее количество:

  • 26 965 074
  • в процентах: 12% (2006)

Безработица Индии, молодежь в возрасте 15-24 лет:

Место страны в мире: 106

  • мужчин: 9,8%
  • женщин: 11,5% (2010 г.)

4. Здравоохранение и фармацевтика Индии.

По мнению международных наблюдателей, в 2010 году мировым лидером по усилению своей общепризнанной фармацевтической промышленности и развитию инновационных фармацевтических продуктов станет Индия. Тенденция развития области медицины и фармацевтики в стране обусловлена предоставлением Индии “режима на патент продуктов”, который приравнивается к “системе прав на интеллектуальную собственность”. Индийская фармацевтическая промышленность, которая имеет в бюджете 19 млрд. долларов, демонстрирует потрясающий прогресс. На данный момент промышленность производит огромное количество медикаментов, используя разнообразные технологии и формулы приготовления лекарственных форм, разработанные на условиях Международного стандарта GMP (Good Manufactured Practice) и Всемирной организации здравоохранения. В связи с этим, Индия занимает 3-е место в мире по объему изготовления и 14-е место по стоимости лекарственных средств. Экспорт осуществляется более ч

urok.1sept.ru

снова в поисках сбалансированного подхода. Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории

5.5. Индия: снова в поисках сбалансированного подхода

«Широкий» и «узкий» подходы к демографической политике, их друзья и враги. Демографическая политика Индии в последние четверть века представляет собой поиск оптимального пути между двумя полюсами, которые условно можно обозначить как «узкий» («чисто демографический») и «широкий» («социально-демографический») подходы. Для первого характерны постановка количественных целей в области снижения рождаемости, поощрение «передовиков» и административное давление на тех, кто не может или не хочет двигаться в заданном фарватере. Этот подход можно также с полным основанием можно назвать «жестким».

Для второго подхода характерны растворение собственно демографических целей в широком круге социальных и экологических задач; задание целевых ориентиров преимущественно в качественной форме; безусловный приоритет права индивида на сознательный информированный выбор репродуктивного поведения; принципиальный отказ от административного давления. Такой подход ставит во главу угла социальное развитие и улучшение качества здравоохранительных услуг, в том числе в сфере контрацепции и репродуктивной медицины. Он основан на предположении, что социальное развитие в сочетании с обеспечением населения необходимой контрацепцией и медицинскими услугами сами по себе достаточны для снижения рождаемости. Этот подход можно назвать «мягким», его активными сторонниками являются, в частности, индийские женские и правозащитные организации.

Поражение партии Индийский национальный конгресс ИНК на парламентских выборах 1977 г. было, безусловно, и поражением сторонников «жесткого подхода». В 1980 г. ИНК, возглавляемый И. Ганди, вернулся к власти, но теперь о возврате к «жесткому подходу» не было и речи. Демографическая политика правительства, скорее, продолжила курс, принятый коалицией Джаната парти в период ее недолгого пребывания у власти. Хотя перепись 1981 г. показала, что темпы роста численности населения (в 1,25 раза по сравнению с 1971 г.) остались прежними, реакция политической системы стала другой. Несмотря на то что интеллектуальная и планово-административная элита вновь била тревогу, правительство теперь действовало с большой оглядкой, и даже средства массовой информации умерили свой пыл.[229]

На первый план стала выдвигаться концепция целостного подхода к экологическим, социальным и демографическим проблемам. При этом отношение к количественным целевым показателям стало более осторожным. Такой подход был во многом реакцией на негативный опыт 1970-х гг., когда ради выполнения показателей, установленных центральным правительством, региональные и местные органы власти прибегали к откровенному насилию.

Усилению позиций «широкого» подхода во многом способствовали и итоги Всемирной конференции по народонаселению и развитию, прошедшей в Каире в 1994 г. Само название конференции, включавшей, в отличие от двух предыдущих, слово «развитие», как и одобренная на конференции Программа действий, явно свидетельствовали о предпочтении такого подхода.

Это, однако, отнюдь не означало, что «узкий» подход был окончательно отправлен в лавку политических древностей. При всей гуманитарной привлекательности «широкого» похода у него есть и объективно слабые места. Отсутствие четких количественных ориентиров затрудняет контроль эффективности расходования денежных средств, осложняет оценку работы исполнителей. Кроме того, в любой стране всегда достаточно сторонников «простых» решений, считающих, что гордиевы узлы социальных проблем следует не распутывать, а разрубать.

Косвенно о борьбе различных тенденций в индийской демографической политике свидетельствует сама длительность разработки, обсуждения и принятия новой национальной политики в области населения, занявшая почти 10 лет. Такая политика была принята в 2000 г. и направлена на достижение следующих 12 целей:[230]

1. Направить усилия на удовлетворение потребностей в базовых услугах в области репродуктивного здоровья и здоровья детей, их материальное и инфраструктурное обеспечение.

2. Сделать обязательным школьное обучение детей до 14 лет, уменьшить отсев из начальной и средней школы до 20 % или ниже как для мальчиков, так и для девочек.

3. Сократить коэффициент младенческой смертности до уровня менее 30 %.

4. Снизить материнскую смертность до уровня менее 100 человек на 100 тыс. живорожденных.

5. Обеспечить всеобщую иммунизацию детей от всех болезней, которые могут быть предотвращены с помощью вакцин.

6. Способствовать вступлению девушек в брак не ранее 18 лет, предпочтительно не ранее 20 лет.

7. Обеспечить, чтобы 80 % родов происходили в предназначенных для этого учреждениях и все роды принимались специально обученными людьми.

8. Обеспечить всеобщую доступность информации, консультирования и услуг в области регулирования рождаемости и контрацепции, предоставив при этом широкие возможности для их выбора.

9. Достичь стопроцентной регистрации рождений, смертей, браков и беременностей. Препятствовать распространению СПИДа и обеспечить координацию медицины болезней репродуктивного тракта, болезней, передающихся половым путем, и СПИД.

10. Предотвращать и контролировать распространение инфекционных болезней. Интегрировать индийские системы медицины в сферу репродуктивной медицины и детского здравоохранения.

11. Активно способствовать распространению представлений о малодетной семье как о социальной норме с тем, чтобы добиться снижения суммарного коэффициента рождаемости до уровня, соответствующего простому замещению поколений.

12. Осуществлять координацию с другими социальными программами с тем, чтобы сфокусировать на нуждах людей социальные программы в сфере семьи.

Как видно из перечня целей, рассматриваемый документ явно реализует «широкий» подход. Лишь три из двенадцати целей (шестая, восьмая и одиннадцатая) подчинены задаче снижения рождаемости, причем во всех трех случаях задачи сформулированы с явным акцентом на добровольный информированный выбор. Политика народонаселения Индии в ее официальной версии 2000 г. представляет собой скорее семейную, чем собственно демографическую, политику, напоминая этим (разумеется, со всеми необходимыми оговорками) семейную политику развитых европейских стран.

При всей важности принятого документа, принятого в Дели, не стоит упускать из виду и иных тенденций в демографической политики Индии. По мере того как провал «прямого наступления» на рождаемость в период чрезвычайного положения 1975–1977 гг. стал постепенно стираться из памяти, «жесткий подход» также начал привлекать к себе значительное число сторонников. Его популярность, например, велика среди многих представителей «среднего класса», а также высших и средних каст, опасающихся, что быстрый рост численности низших слоев электората приведет к перераспределению политической власти в стране. Элементы «жесткого подхода» наиболее сильно выражены в штатах северной и центральной Индии.

«Политика в области народонаселения штата Раджастхан», опубликованная в 1999 г., предусматривает, в частности, широкий круг мер, направленных на повышение роли женщин в обществе и в системе местного самоуправления (например, резервирование для них 30 % мест в выборных органах местной власти), а также расширение возможностей для получения женщинами образования. В то же время лица, имеющие более двух детей, лишаются права быть избранными на выборные должности в местные органы власти и замещать должности государственных служащих штата.[231] Аналогичный запрет принят и в штате Мадхья-Прадеш.[232] По некоторым данным, свыше половины людей, лишившихся в результате подобных запретов своих должностей, неграмотны либо имеют начальное образование; 75 % принадлежат к так называемым «регистрируемым кастам», в прошлом занимавшим низшие ступени в кастовой иерархии.[233]

Предпринятая в 2003 г. попытка оспорить один из таких запретов в Верховном суде Индии не принесла успеха. Это, в свою очередь, породило новую волну протестов со стороны женских и правозащитных организаций, по мнению которых действия властей целого ряда штатов противоречат духу решений Каирской конференции и политике в области народонаселения, принятой центральным правительством страны.[234]

Этнорегиональные и конфессиональные аспекты демографического развития. Для Индии характерны значительные региональные различия в уровне рождаемости (табл. 5.3). Они определяются как уровнем социально-экономического развития различных частей страны, так и культурными традициями, уходящими в глубь веков.

Рождаемость наиболее велика в ряде штатов северной и центральной Индии. Самой высокой рождаемостью отличаются четыре штата: Уттар-Прадеш – самый многонаселенный штат Индии, Бихар, Мадхья-Прадеш и Раджастхан. На территории этих четырех штатов проживает (по данным переписи 2001 г.) 35,6 % общей численности населения страны. В 1999–2001 гг. суммарный коэффициент рождаемости варьировался здесь в интервале от 4,0 (в штате Мадхья-Прадеш) до 4,7 в Уттар-Прадеш при среднем значении по стране 3,2. Противоположная ситуация сложилась в столичной союзной территории Дели и двух южноиндийских штатах – Керала и Тамилнаду (здесь в общей сложности проживает 10,5 % населения страны), где значения суммарного коэффициента рождаемости уже опустились ниже уровня простого замещения поколений, составляя, соответственно, 2,1, 1,8 и 2,0.[235]

Таблица 5.3. Некоторые показатели социального и демографического развития крупных штатов Индии

Примечание. Штаты упорядочены по уровню рождаемости в 1999–2001 гг.

Источники: Census of India 2001. Population projections for India and states, pp. xvii. P. 13 // http://censusindia.net/Projection_Report.pdf; http://hdrc.undp.org.in/hds/HDFct/India/TrendsHDISelctdStates.htm; http://www.censusindia.net.

Статистический анализ свидетельствует, что между уровнем социального и экономического развития индийских регионов и их демографическими показателями существует тесная связь. Среднедушевой ВВП в таких многонаселенных штатах, как Бихар, Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш, в 1,5–2 раза ниже, чем по стране в целом, что отрицательно сказывается на состоянии здравоохранения и образования, а отсюда – на показателях рождаемости и смертности. Коэффициент корреляции между суммарным коэффициентом рождаемости и индексом человеческого развития, рассчитанный по 15 крупным штатам Индии, составляет 0,768. В тех регионах, где выше уровень грамотности населения (в особенности, женщин), более низкие значения принимают и суммарный коэффициент рождаемости (рис. 5.7), и коэффициент младенческой смертности (табл. 5.4).

С социальными и экономическими факторами тесно переплетаются семейные традиции, имеющие существенные различия на севере и юге страны. Истоки сегодняшних региональных различий в уровне рождаемости лежат в древних пластах индийской истории. Географическое положение Индии таково, что в древние и средние века завоеватели, вторгаясь в нее, переправлялись через Инд, овладевали северной частью страны и лишь потом, насколько хватало сил, продвигались к югу полуострова. В результате южная часть Индии заметно отличается от северной по этнической, языковой и конфессиональной структуре, традициям и обычаям. До поры до времени эти различия не оказывали никакого воздействия на рождаемость, но в последние десятилетия неожиданно оказались актуальными в демографическом плане.

Рис. 5.7. Суммарный коэффициент рождаемости и уровень грамотности в 30 штатах и союзных территориях Индии

Таблица 5.4. Коэффициенты корреляции между уровнем грамотности населения, коэффициентом суммарной рождаемости и коэффициентом младенческой смертности в 30 штатах и союзных территориях Индии

Организация семьи в штатах северной и центральной Индии является преимущественно патрилокальной: после замужества женщина уходит в семью родителей своего супруга, часто проживающего в другой деревне, и оказывается изолированной от родительской семьи. Чтобы укрепить свой социальный статус, ей нужно создать собственную «группу поддержки» – родить как можно больше сыновей.

Кроме того, именно сыновья в условиях патрилокальной семьи являются ее основным человеческим капиталом и «пенсионным фондом».

Не удивительно, что перевес численности мужского населения над женским, давно характерный для Индии, на севере и в центре страны особенно велик. По данным переписи 2001 г., в целом по стране на 1000 мужчин приходилось 933 женщины, тогда как в штате Харьяна – 861, Уттар-Прадеш – 898, Мадхъя-Прадеш и Бихар – 919.[236] Непосредственной причиной подобных диспропорций являются «двойные стандарты» в отношении здоровья мальчиков и девочек, а в последние время и методы сканирования пола плода и последующие селективные аборты.

К этому следует добавить, что на семейную жизнь многих народов северной и центральной Индии наложила существенный отпечаток система обычаев, ограничивающая повседневную жизнь женщины пределами ее домохозяйства. «Неправильное» поведение девушек и женщин негативно сказывается на социальном престиже всей семьи, а потому мужчины считают своим долгом ревностно следить за соблюдением установленных норм. Решающая роль в формировании репродуктивных планов в этом регионе принадлежит мужчинам.

На юге Индии женщины издавна обладали большей свободой и имели право наследовать имущество своих родителей. Среди народа малайяли, составляющего основное население штата Керала, на протяжении веков были сильны традиции матриархата, отсутствовал обычай вечного вдовства; около трети всех каст вели родство по материнской линии. В малаяльских княжествах даже престол раджи наследовал не его сын, а сын его сестры. До последней четверти XIX в. среди наяров (наиболее многочисленная из матрилинейных и матрилокальных каст) была распространена полиандрия, главным образом в братской форме: несколько братьев становились мужьями одной женщины. Матрилинейное наследование было распространено и среди другого южноиндийского народа – тамилов.[237]

По данным на начало 1970-х гг., систему обычаев, ограничивающих жизнь женщины преимущественно домашним кругом, в южноиндийском штате Керала соблюдали 4,3 % женщин, в Тамилнаду, крупном штате юга Индии, – 4,9 %, то есть в 10 раз меньше, чем в Уттар-Прадеш, самом населенном штате страны (соответственно, 46,4 %).[238] Среди женщин в штате Керала, по данным переписи 2001 г., грамотными были 87,7 %, тогда как в Уттар-Прадеш – только 43,5 %.

Традиционно более независимое положение женщин на юге Индии сочетается с более высоким уровнем социального развития южных штатов: Керала имеет самый высокий в Индии индекс человеческого развития (0,638 в 2001 г.), Тамилнаду стоит на третьем месте (0,531). В Керале и Тамилнаду – самая низкая среди крупных штатов Индии рождаемость, показатели которой уже в 1997 г. опустились ниже уровня простого замещения поколений. Кроме того, здесь иное, чем в Индии в целом, соотношение численностей полов: Керала является единственным крупным штатом Индии, где женщин больше, чем мужчин (на 1000 мужчин приходится 1058 женщин).

Различия между регионами Индии по уровню социально-экономического развития носят, как это часто бывает, устойчивый характер. На протяжении последних двух десятилетий положительная динамика была характерна для всех регионов, однако лидеры остались лидерами, а аутсайдеры – аутсайдерами.

Демографические проблемы Индии тесно переплетаются с политическими. Политическая система страны устроена таким образом, что представительство штата в парламенте прямо пропорционально численности жителей. Такая система, вполне отвечающая демократическим принципам, приводит, однако, к парадоксальному результату: параллельно со снижением рождаемости снижается и представительство штата в центральных органах законодательной власти. Штаты, рождаемость в которых остается высокой, напротив, получают больше возможностей влиять на распределение централизованных ресурсов между регионами. По оценкам экспертов, на 5 индийских штатов (Бихар, Уттар-Прадеш, Мадхъя-Прадеш, Раджастхан, Орисса), в которых, судя по результатам переписи 2001 г., проживало 39 % населения страны, придется 55 % прироста населения Индии в 1996–2016 гг.[239] Вполне понятно, что это не вызывает восторга у властей штатов, в которых рождаемость снижается быстрее, а население растет медленнее. Звучат, в частности, предложения заморозить представительство в парламенте на уровне, определенном итогами переписи 1971 г., однако они, строго говоря, противоречат принципу «один человек – один голос».

Значительной политико-демографической проблемой современной Индии являются различия в темпах роста индуистского большинства и мусульманского меньшинства страны.

Рождаемость среди мусульман выше, чем у индуистов, и это приводит к тому, что доля приверженцев индуизма в общей численности страны сокращается (табл. 5.5). Остроту проблеме придает не столько сама разница в темпах роста населения, не столь уж существенная для огромного индуистского большинства, сколько общая напряженность в отношениях двух общин, доходящая до кровавых столкновений с сотнями погибших (вспомним трагические события 2002 г. вокруг строительства храма в Айодхье). Играет свою роль и военно-политическое противостояние Индии и мусульманского Пакистана, трижды (в 1947, 1965 и 1971 гг.) переходившее в открытый военный конфликт.

Таблица 5.5. Распределение населения Индии по религиозной принадлежности в 1951–2001 гг. (по данным переписей населения), %

* В том числе буддисты 0,78 % и джайны 0,41 %.

Источники: Mistry M. Role of Religion in Fertility and Family Planning Among Muslims in India // Indian Journal of Secularism. 1999 / 3(2). July—Sept. Pp. 1–33; http://www.hsph.harvard.edu/Organizations/healthnet/SAsia/suchana/1299/h033.html; http://www.censusindia.net.

В сложившемся контексте любые действия в сфере демографической политики рассматриваются с точки зрения их соответствия интересам тех или иных конфессиональных групп. Необходимость жесткого подхода в штате Уттар-Прадеш, где проживает значительная часть мусульман Индии, обосновывается националистически настроенными индийскими политиками тем, что «некоторые группы населения» рассчитывают благодаря росту своей численности рано или поздно прийти к власти. Их оппоненты, причем не только мусульмане, считают, что острие подобного подхода направлено против религиозных меньшинств.[240]

Результаты демографической политики. Индийские средства массовой информации часто с грустью, а иногда и с сарказмом задают один и тот же вопрос: «Почему Индия, первой в мире начав осуществление демографической политики, добилась на этом поприще столь скромных результатов?». Цели демографической политики Индии действительно часто оставались не выполненными (табл. 5.6), а ее результаты – не столь впечатляющими, как в КНР. Но считать индийскую демографическую политику цепью сплошных неудач было бы явно неверным. Разделить влияние демографической политики и общего социально-экономического развития всегда трудно. Тем не менее, статистический анализ приводит к выводу, что демографическая политика в Индии принесла свои положительные результаты.

Рассмотрим, например, рис. 5.8. На нем хорошо видно, что Индия явно выпадает из общей закономерности: она имеет более низкий уровень рождаемости, чем можно было бы ожидать при образовательном уровне ее населения. Можно предположить, что этот эффект в значительной мере связан с демографической политикой, проводившейся в стране на протяжении почти полувека. Р. Верма, один из ведущих индийских экспертов в данной области, замечает в этой в связи, что уже снятие табу на обсуждение проблем контрацепции было в свое время значительным достижением.[241]

Таблица 5.6. Некоторые целевые показатели и результаты демографической политики Индии

Примечания: 1. Знак «…» означает, что показатель не планировался. 2. В 1980 г. индицировался коэффициентом нетто-воспроизводства населения, равным 1.

Источники: Reddy P. H. Population policy choices in India. Social change. Sept. – Dec. 1994. 24; 2006 World Population Data Sheet // http://www.prb.org.

Рис. 5.8. Суммарный коэффициент рождаемости и индекс образования в странах со средним уровнем развития

Регрессионный анализ данных о 75 развивающихся странах (аппроксимация экспоненциальной функцией; R2 = 0,649) приводит практически к тем же выводам. Если бы рождаемость в Индии подчинялась средней по совокупности рассматриваемых стран закономерности, то при ее среднедушевом ВВП значения суммарного коэффициента рождаемости должны были бы составлять 3,8, а не 3,1, как это имеет место в действительности.

Наконец, не стоит забывать о южноиндийских штатах Керала и Тамилнаду, общая численность населения которых составляла, по данным переписи 2001 г., 94,2 млн человек. Здесь цель снижения рождаемости до уровня простого замещения поколений оказалась даже перевыполненной. Известный индийский экономист, лауреат Нобелевской премии Амартья Сен, считает эти штаты примером успеха такого подхода к демографической политике, при котором во главу угла ставится сотрудничество, а не жесткое административное давление.[242]

Почему Индия – не Китай. Закономерно возникает вопрос о том, почему, несмотря на схожие экономико-демографические проблемы, демографическое развитие Индии и КНР во второй половине ХХ в. оказалось столь различным. Представляет интерес и другой вопрос: почему те методы демографической политики, которые успешно применялись в Китае, «не проходили» в Индии.

Можно, разумеется, попытаться решить эту задачу, обратившись к статистическим данным, которые показывают, что Китаю удалось достичь больших успехов в экономическом росте, здравоохранении и образовании населения (табл. 5.7). Однако это не все объясняет. Разницей в значениях показателей социально-экономического развития не объяснить, например, причины различной реакции населения двух стран на методы административного давления при проведении демографической политики. Обратимся поэтому к особенностям политических и культурных институтов двух стран.

Лидеры Индийского национального конгресса – партии, которая привела Индию к независимости, всегда с осторожностью относились к методам «революционного насилия», предпочитая им кампании гражданского неповиновения. Победа китайских коммунистов в 1949 г., напротив, была результатом длительной и кровопролитной гражданской войны и борьбы с иностранной оккупацией.

Таблица 5.7. Некоторые показатели социально-экономического развития Китая и Индии

Источники: Human Development Report 2006; 2006 World Population Data Sheet.

Для политической системы Индии характерна реальная многопартийность. Несмотря на особую роль в индийской истории, ИНК и его политический преемник – партия ИНК(И) никогда не располагали монополией на власть, иногда проигрывая выборы на общеиндийском и еще чаще на региональном уровне. Подобное устройство политической системы страны позволило населению на выборах 1977 г. выразить свое несогласие с методами демографической политики, использовавшимися в период чрезвычайного положения 1975–1977 гг. В Китае политическая система устроена, как известно, совсем иным образом, и ведущая роль КПК закреплена в преамбуле Конституции КНР.

«Вертикаль власти» в Китае очень сильна. В Индии отношения между властями различных уровней носят иной характер. Центральное правительство может формировать одна партия (или коалиция), а правительство штата – другая. Местные политики, подыгрывая «своему» электорату, часто действуют в диссонанс с политикой центра. Представители неправительственных организаций открыто и весьма громогласно (в том числе на демонстрациях) заявляют о своем несогласии с теми или иными подходами к демографической политике и с методами ее реализации.

Причудливое сочетание местных установлений и методов, заимствованных у Запада, иногда приобретает анекдотические формы. В штате Мадхья-Прадеш руководительница одного из местных органов власти, лишенная должности за превышение «нормы детности», сумела доказать в суде, что причиной ее незапланированной беременности был дефектный кондом, полученный в государственном медицинском центре, и была восстановлена в должности. Судебный прецедент был создан, и им решили воспользоваться еще 510 сарпанчей (глав органов деревенского самоуправления), лишенных власти за то же «прегрешение».[243] Мозаичность индийской политической системы создает своеобразную систему «сдержек и противовесов». Она, с одной стороны, замедляет ход реализации демографической политики, а с другой – ограничивает ее определенным коридором, безнаказанно выйти за пределы которого не может ни одна ветвь власти.

Различны и системы взаимоотношений между властью и населением. Ни для Китая, ни для Индии не характерна западная концепция privacy, резко ограничивающая область легитимного вмешательства правительства в сферу частной жизни граждан. Однако в Индии повседневный быт регулируется системой многовековых обычаев, тесно переплетенных с религией. Определенную степень лояльности к этим обычаям в условиях политического плюрализма вынуждена проявлять любая власть.

В Китае меры государства по ограничению рождаемости не вызывают восторга в каждой отдельно взятой семье, но само право государства регулировать баланс между населением и средствами производства с помощью административных методов не подвергается населением сомнению. Здесь накоплен богатый опыт мобилизационных кампаний, и демографическая политика – одна из них. Для Индии подобные методы политической мобилизации не характерны.

И Китай, и Индия являются многонациональными странами. Однако в КНР китайцы (хань) составляют подавляющее большинство (91,6 %, по переписи 2000 г.) населения. Религия не играет значительной роли в политической и повседневной жизни.

Этническая, языковая и религиозная структура населения Индии, напротив, является одной из самых сложных в мире. В стране наряду с хинди, признанным государственным языком всей страны, еще 17 языков имеют статус официальных в отдельных штатах и на союзных территориях. Представители одного народа часто придерживаются различных религий. Отношения между индуистской, мусульманской и сикхской общинами весьма напряженны. В ряде регионов (Кашмире, Пенджабе, а также в северо-восточной части Индии) сепаратистские силы обладают значительным влиянием, и целостность страны постоянно подвергается испытаниям на прочность. В этих условиях любые силовые воздействия «сверху», «из центра» всегда взрывоопасны и требуют большой осмотрительности. Не удивительно, что после выборов 1977 г. руководители Индии «пожертвовали» агрессивной демографической политикой ради сохранения политической стабильности в государстве и перешли к менее рискованным методам достижения целей в области народонаселения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

«прямое наступление» на рождаемость и его провал. Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории

5.3. Индия: «прямое наступление» на рождаемость и его провал

Результаты переписи 1971 г., показавшие, что снизить темпы роста населения не удается (рис. 5.3), произвели шокирующее впечатление на индийскую политическую элиту.[186] За период между двумя переписями население достигло 548 млн человек – на четверть больше, чем всего десятилетие назад. Ощущение того, что с демографической ситуацией необходимо «что-то делать», усиливалось.

Индия в этот момент переживала период острой политической борьбы, в ходе которой оппозиционные партии стремились отстранить от власти премьер-министра Индиру Ганди (1917–1984). Суд в Аллахабаде, родном городе премьер-министра, признал 12 июня 1975 г. недействительным ее избрание в Лок Сабху (Народную палату индийского парламента), что поставило под прямую угрозу статус И. Ганди как руководителя страны.

В Дели 25 июня прошел массовый митинг, на котором руководители оппозиции вновь призвали добиваться отставки И. Ганди, используя все возможные ненасильственные методы. 26 июня 1975 г. по ее инициативе в стране было объявлено чрезвычайное положение, введение которого обосновывалось угрозой возникновения в стране беспорядков, введена цензура, произведены массовые аресты.

Рис. 5.3. Естественное движение населения Индии в 1901–2006 гг.

Вскоре после введения чрезвычайного положения политика контроля над рождаемостью начала терять свой ненасильственный характер. В октябре 1975 г. министр здравоохранения Индии Каран Сингх заявил о том, что в силу серьезного характера проблемы высокой рождаемости пора задуматься о возможности введения в высших интересах страны некоторых элементов принуждения.[187] Вопросами контроля над рождаемостью было поручено заниматься Санджаю Ганди – младшему сыну и предполагаемому преемнику премьер-министра.[188] Несколько позже, в январе 1976 г., И. Ганди заявила: «Мы должны действовать решительно и быстро снизить уровень рождаемости. Мы не должны останавливаться перед шагами, которые можно охарактеризовать как суровые».[189] В апреле 1976 г. К. Сингх заявил: «Просто ждать, когда образование и экономическое развитие вызовут падение рождаемости, – нельзя считать практическим решением. Именно рост населения замедляет экономическое развитие и делает более трудным достижение цели… Мы должны выйти из порочного круга путем прямого наступления на эту проблему.»[190]

Немаловажным аспектом демографической политики в Индии было постоянное экспериментирование с новыми контрацептивными технологиями. К началу 1970-х гг. стало ясно, что внутриматочные спирали, на массовое применение которых возлагались большие надежды в середине 1960-х гг., не пользуются популярностью среди населения. К этому времени в Индии был накоплен определенный опыт массового проведения относительно простых в исполнении и дешевых (в особенности когда речь шла о мужчинах) операций стерилизации. На них и решено было сделать ставку.

Повсеместно создавались массовые «лагеря стерилизации», в которых все желающие за вознаграждение (официально за «компенсацию») могли немедленно сделать эту операцию. Число стерилизаций выросло с 1,3 млн в 1974–1975 гг. до 8,3 млн в 1976–1977 гг.[191] Политику индийских властей в отношении стерилизации в тот период можно назвать «добровольно-принудительной». С одной стороны, размер компенсаций, составлявших примерно одно-двухнедельный заработок неквалифицированного городского рабочего, привлекал в лагеря стерилизации огромное число нищих и полуголодных людей. Сама собой сформировалась целая инфраструктура посредников (в основном представителей тех же обездоленных слоев населения), которые за «комиссионные» приводили сагитированных ими людей в эти лагеря.

С другой стороны, наблюдались факты откровенного административного давления, а порой и прямого насилия. Судья Верховного суда Индии Кришна Ийер (Iyer) рассказывает, например, о случае, когда автобус с преподавателями, возвращавшимися с семинара, был задержан и направлен в госпиталь, где его пассажиры подверглись насильственной стерилизации, и о том, что множество деревенских женщин, опасаясь насильственной стерилизации, бежали в горы.[192] Правительство штата Андхра-Прадеш объявило о том, что государственные служащие, в семьях которых появится третий ребенок, будут лишены государственных льгот. В штате Химчал-Прадеш распространение основных продуктов питания по льготным ценам ограничивалось семьями, в которых было не более двух детей. В штате Раджастхан крестьяне, имевшие троих и более детей, дискриминировались при раздаче земли. В штате Махараштра был подготовлен законопроект, предусматривавший принудительную стерилизацию отцов семейства в случае рождения у них третьего ребенка. Данный законопроект вызвал большой общественный резонанс и не был подписан президентом Индии. Все эти мероприятия приводили к массовым демонстрациям протеста и столкновениям с полицией.[193]

В период чрезвычайного положения 1975–1977 гг. многим казалось, что «эксперимент с демократией» в Индии, огромной и во многом отсталой стране, закончился неудачей. Однако события развивались по иному пути. В 1977 г., к удивлению многих наблюдателей, И. Ганди назначила новые парламентские выборы и ослабила чрезвычайное положение с тем, чтобы создать нормальные условия для их проведения.

В ходе развернувшейся предвыборной кампании Правительственная программа контроля над рождаемостью стала одной из основных мишеней для критики со стороны оппозиции. На состоявшихся в марте 1977 г. парламентских выборах партия Индийский национальный конгресс, возглавляемая И. Ганди, потерпела тяжелое поражение и впервые за многие годы потеряла статус правящей. По мнению большинства наблюдателей, неприятие большинством населения страны насильственно-стерилизационной направленности демографической политики сыграло в этом поражении значительную, если не главную роль.

По окончании парламентских выборов Индира Ганди, к удивлению многих, заявила, что полностью принимает выбор народа, и оставила свой пост. В один из самых драматических моментов в истории независимой Индии демократическая традиция одержала верх.

Среди факторов, определивших подобный ход событий, немалую роль сыграла и позиция руководства индийской армии. Большинство высших офицеров без энтузиазма отнеслись к введению чрезвычайного положения и, скорее всего, не поддержало бы любые политические шаги, связанные с нарушением Конституции страны. Последующий ход событий подтвердил дальновидность решений, принятых И. Ганди в этот критический момент. В 1980 г., после победы на парламентских выборах, она вновь встала во главе страны.

«Прямое наступление», направленное на снижение рождаемости, таким образом, захлебнулось и стало одной из причин смены руководства страны. Новый премьер-министр страны Морарджи Десаи (1896–1995), ветеран движения за освобождение от британского колониального господства, заявил, что лично он, будучи учеником Махатмы Ганди (1869–1948), считает лучшим методом регулирования рождаемости самоконтроль.

В апреле 1977 г. программа планирования семьи была преобразована в программу повышения благосостояния семьи, а министерство здравоохранения и планирования семьи – в министерство здравоохранения и благосостояния семьи. Бюджет демографической политики был урезан вдвое, а число проведенных стерилизаций сократилось в 8,7 раза.[194]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о