Классификация видов восприятия – —

Классификация видов восприятия. Сложные формы восприятия


В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Основой другого типа классификации восприятия является форма существования отражаемой в восприятии материи (пространство и время). В соответствии с этой классификацией можно выделить восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения (как пространственно-временного перемещения).

Восприятие пространства включает восприятие формы, величины, взаимного расположения и удаленности окружающих предметов. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует относить нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, биауральный слух, бимануальное осязание, бириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств объектов имеет функциональная симметрия, которая характерна для всех правых анализаторов. Функциональная асимметрия будет заключаться в том, что одна из сторон любого анализатора будет в восприятии пространства доминирующей (ведущий глаз, ведущее ухо и т.д.).

Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит зрительному анализатору. В зрительном восприятии приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух специальных механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (движениями глазных яблок в определенную степень сведения зрительных осей на фиксируемом предмете). Комбинация двух раздражителей - величины изображения на сетчатке и степени напряжения глазных мышц при аккомодации и конвергенции и является своеобразным дальномером, индикатором расстояния. Объемность изображения также обеспечивается механизмами бинокулярного зрения. Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспарантные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойственных изображений (если диспарантность точек достаточно велика) или стереоскопический эффект.

Подобные явления существуют и в области слуха. Различие во времени поступления низкочастотного звукового сигнала в одно и другое ухо приводит к фазовым сдвигам между сигналами - один отстает по фазе от другого, что приводит к расхождению интенсивности сигналов. При высочастотных звуках для определения локализации служит акустическая тень, образуемая головой, что приводит к расхождению по времени поступления зву

mmkspo.ru

2. Классификация видов восприятия. Классификация видов восприятия

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1.3 Классификация основных видов ЗПР

В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития у детей. Первая клиническая классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т.А. Власовой и М.С. Певзнер...

Влияние агрессивности родителей на тревожность младших школьников

Классификация видов тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может...

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

1.2.3 Классификация видов тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может...

Классификация видов общения

1. Классификация видов общения.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения. Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени...

Методы диагностики тревожности

1.2 Классификация видов тревожности

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании "тревожность"...

Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста

2.2 Классификация видов памяти

Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную...

Память и ее значение

1.2 Классификация видов памяти

В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе

2.2 Классификация видов памяти

Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную...

Первая помощь пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации

2.1 Классификация видов психотерапии

На сегодняшний день в мировой психотерапии сложилась парадоксальная ситуация. Если попробовать свести воедино все виды, методы и методики психотерапии, то их количество будет измеряться буквально тысячами...

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

Классификация видов памяти

память забывание запоминание 1. По времени сохранения материала выделяются: o сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения -- 0,3-- 1,0 с...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

1.4 Классификация видов воображения

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. 1. По признаку активности различают пассивное...

Свойства памяти

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

1. По особенностям запоминаемого материала: - моторная, - эмоциональная, - образная, - словесно-логическая. 2. По продолжительности сохранения следов: - мгновенная (иконическая), - кратковременная, - оперативная, - долговременная. 3...

Спор и его виды

2. Классификация видов спора

Спор бывает бесформенным и сосредоточенным. Сосредоточенный спор - это такая разновидность спора, где спорящие постоянно берут в счет спорный тезис. Все доказательства и опровержения, приведенные спорящими нужны для того...

Теории и виды ощущений

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения...

Формы и причины возникновения тревоги

2 Классификация видов тревожности

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: - первая из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может...

psy.bobrodobro.ru

4.Общая характеристика восприятий. Виды восприятия.

Восприятие– это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия– это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.Например:Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой.Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением.

Активность(или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.

Виды восприятия

1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.

2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют сложные формы восприятия - восприятие времени, движения и пространства.

Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие движений. Это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование сложного действия на отдельные элементы.

Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.

4) Сознательное и подсознательное восприятие

Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.

5) Классификация восприятий по видам деятельности

Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.

6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса

По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.

studfile.net

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Понятие восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и явлений объективного мира, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие является очень сложным процессом.

В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.

Так, например, человек слышит шум за окном. В основе образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбитого стекла.

Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира.

Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия.

Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями является память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности.

Если результатом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), то в результате восприятия складывается целый образ предмета или явления.

Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.

Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью воображения являются двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание и проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.).

Действия по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Различают четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции – различения – формируется прецептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации  происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом.

Восприятие представляет собой целую систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и развития.

Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

- поиск объекта;

- выделение наиболее характерных признаков объекта;

- опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит.

Виды восприятия

Восприятия, как и ощущения можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, по преобладающей роли той или иной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяются: восприятие времени, пространства, движения, которые считаются особо сложными формами восприятия.

Классификация основных видов восприятия представлена на рис.1.

Рис.1. Классификация основных видов восприятия

Кроме этого, в зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).

students-library.com

Классификация видов восприятия — КиберПедия

I. По основной модальности: зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, вкусовое.

Зрительное восприятие – форма восприятия, включаю­щая в себя совокупность процессов построения зрительного об­раза окружающего мира на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной ин­формации участвует примерно половина коры головного мозга.

Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечи­вающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, кото­рые жизненно необходимы субъекту, как биологической и соци­альной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками челове­ческого слуха.

Осязание – один из видов восприятия предметов, осно­ванный на мультимодальной информации, но, прежде всего так­тильной. Осязание – один из важнейших источников наших зна­ний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участ­ков варьируют в широких пределах. Кожа реагирует на физиче­ские свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и по­этому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт.

Обоняние – вид химической чувствительности (хеморе­цепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участ­вуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: так­тильные, температурные, болевые.

Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействую­щих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источ­никами чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощу­щений. При чередовании ряда химических веществ может воз­никать вкусовой контраст (после соленого, пресная вода ка­жется сладкой). Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, так­тильных, температурных, обонятельных рецепторов.



 

II. По цели:непроизвольное восприятие – нет заранее поставленной цели или задачи — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами; произ­вольное – есть цель, требующая усилий (наблюдение). Может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Наблюдение.Важная форма произвольного восприятия — наблюдение — преднамеренное, планомерное, восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении вос­приятие выступает как самостоятельная дея­тельность. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

III. По форме существования материи: восприятие про­странства, восприятие времени, восприятие движения.

Благодаря связям, образующимся между разными анали­заторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов (величина предмета, вес, форма, регулярность).



1. Восприятие пространства.Оно представляет собой от­ражение объективно сущест­вующего пространства и вклю­чает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и на­правления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело чело­века с характерной для него системой координат. Сам ощущаю­щий человек – материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространствен­ными признаками (величиной, формой, тремя из­мерениями тела, направлениями движений в пространстве).

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, так­тильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информа­тивный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая вели­чина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособ­ление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Восприятие глубины и удаленности предметов.Человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и за­нимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая вели­чина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Восприятие направления.Один из важных моментов пространственного различения – восприятие направления, в ко­тором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, опре­деляется местом его изображения на сетчатке глаза и положе­нием нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по от­ношению к го­ризонтальной плоскости земли. Поэтому в пространствен­ном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кине­стетические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощу­щения равновесия и положения тела.

2. Восприятие времени.Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи.Восприятие времени есть отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не только для человека, но и для животных отсчет времени – чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процес­сов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, про­веденное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависи­мости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

3. Восприятие движения.Отражение изменения положе­ния, кото­рое объекты занимают в пространстве, называют воспри­ятием движения. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализа­торы. Человек может получать сведения о перемещении объ­ектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт переме­щения и на основе умозаключения о движе­нии объекта, который некоторое время находился в другом месте. Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. Примером кажущегося движения является и стробоскопиче­ское дви­жение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зри­тельное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражи­теля, и исчезает также спустя некоторое время после окончания дейст­вия раздражителя. Благодаря этой способ­ности глаза сохранять в тече­ние некоторого времени произве­денное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькаю­щих картин, а некоторое устойчивое изображение. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анали­затора. При этом слышимая громкость звука усили­вается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

 

cyberpedia.su

Классификация восприятий

В основе классификации восприятий, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, действие какого анализатора преобладает, различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные (кинестезические) восприятия.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, порождая сочетаемые виды восприятий. Кроме того, практически во всех видах участвуют двигательные ощущения.

Еще одной разновидностью классификации восприятий выступают основные формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с ними выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Восприятие пространства

Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга, они видят предметы под разными углами. И тогда мозг, объединяя данные о двух двухмерных изображениях, воссоздает на их основе трехмерный образ, что и обеспечивает стереоскопическое объемное восприятие пространства. Подобным же образом действуют и два уха. Именно благодаря тому, что ушные раковины несколько удалены друг от друга, мозг способен воссоздать стереофонический звуковой мир в трех измерениях.

Для обеспечения стереоскопического видения мира, т.е. восприятия объема и глубины пространства периферийный орган зрительного анализатора - глаз обладает двумя механизмами приспособления: аккомодацией и конвергенцией.

Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика за счет изменения его кривизны. А конвергенция – это сведение зрительных осей глаз на воспринимаемом предмете.

При рассматривании близких предметов хрусталик глаза утолщается. При рассматривании удаленных – делается плоским. Аккомодация действует в пределах до 15 метров. Конвергенция – в пределах 450 метров.

При восприятии пространства могут возникать зрительные иллюзии, т.е. ложное восприятие. Общим механизмом зрительных иллюзий при восприятии пространства служит понимание того, что движение глаз в вертикальной плоскости требует большего напряжения, чем в горизонтальной (слева направо). Поэтому те объекты, которые требуют при восприятии движений глаз снизу вверх, вызывают у нас субъективную переоценку своих размеров.

Точно так же как мозг ошибочно преувеличивает размеры того из двух равных предметов, который больше удален, и при восприятии деталей на рисунке, где изображена перспектива. Это происходит потому, что мы склонны воспринимать предметы как уменьшающиеся в перспективе.

 

Восприятие движения

Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигательный (кинестезический) анализаторы. Характеристика движения – скорость, ускорение и направление. Движение воспринимается тогда, когда за единицу времени движущийся объект проходит расстояние не меньшее, чем могут различить глаза. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а его результат, как, например, в случае с часовой стрелкой. При восприятии движения может возникать иллюзия перспективы движения, состоящая в том, что по мере удаления предметов их скорость кажется меньшей, а при приближении – большей.

При восприятии движения может возникать стробоскопический эффект, при котором быстрая смена отдельных неподвижных фиксированных двигательных фаз создает впечатление их действительного движения. На этом построено искусство кино.

 

Восприятие времени

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объединяющихся в систему, действуют как одно целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, активация и затухание нервных процессов в центральной нервной системе и больших полушариях головного мозга.

Наибольшее значение при этом имеют слуховые и кинестезические анализаторы. Последовательность и длительность событий, темп и ритм происходящего составляют дозированные раздражения для нервных клеток, разбивая возбуждение в них на ряд фаз, различающихся по интенсивности. Так формируется восприятие начала и окончания действия раздражителя.

Значительное влияние на непосредственную оценку времени при его восприятии играет интерес к происходящему. Отрезок времени, заполненный значительными и интересными событиями, воспринимается как быстро преходящий (время летит), заполненный рутиной и скукой – как медленный (время долго тянется).

Преуменьшение времени есть следствие преобладания в коре мозга процессов возбуждения, в результате чего в нервных клетках происходит ускорение процессов, связанных с обменом веществ. При действии же однообразных, монотонных раздражителей начинает преобладать торможение, происходит замедление процессов, связанных с обменом веществ и время начинает восприниматься как «замедленное».

«Чувство времени» не является врожденным. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени – в пределах между 1/18 и 2 секундами. 18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерывное движение. А свыше 2 секунд мы можем лишь приблизительно оценить время по косвенным признакам и ориентирам, связанным с нашей деятельностью.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Вопрос 5. Виды восприятия

1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.

2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют сложные формы восприятия - восприятие времени, движения и пространства.

Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие движений. Это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование сложного действия на отдельные элементы.

Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.

4) Сознательное и подсознательное восприятие

Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.

5) Классификация восприятий по видам деятельности

Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.

6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса

По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.

Вопрос 6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия

Нарушение восприятия возникает при резком физическом или эмоциональном переутомлении, происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: дневной свет ослепляет, звуки оглушают, запахи вызывают раздражение, прикосновения кажутся более грубыми. Видения могут быть с постоянным содержанием (стабильные галлюцинации) и с меняющимся содержанием (сценоподобные галлюцинации). Могут быть одиночные галлюцинации (один образ) и множественные.

Выделяют псевдогаллюцинации – образы проецируются во внутреннее пространство: голоса звучат внутри головы и т.д., они могут быть тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые, кинестетические.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии восприятия. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий. Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Обычно иллюзии разделяют на аффективные, вербальные (словесные), парейдолические. Аффективные (аффект – сильное кратковременное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом, подавленностью. В таком состоянии прохожий покажется бандитом. Вербальные иллюзии – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих, человеку кажутся скрытые угрозы, издевательства. Парейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке, светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, чудовища и прочее.

Иллюзии могут вызываться следующими причинами. Физические причины: восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. Физиологические причины: если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Психологические причины: искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «восприятие».

  2. Что является физиологической основой восприятия?

  3. Каковы функции восприятия?

  4. Объясните, в чем заключаются отличия восприятия от ощущения.

  5. Приведите примеры, характеризующие свойства восприятия.

  6. Охарактеризуйте особенности своего восприятия.

studfile.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о