Золотой век русской культуры таблица – Золотой век русской культуры 19 века кратко

Пик расцвета Российской империи и национального самосознания

Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.

Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.

Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.

Золотой век в искусстве

Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.

Литература

К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман. Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».

Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.

Архитектура и скульптура

В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:

  • Казанский собор. Был спроектирован зодчим А. Н. Воронихиным по образцу собору святого Петра в Риме.
  • Исаакиевский собор, который стал самым большим зданием за всё девятнадцатое столетие. Автором проекта стал О. Монферран – известный французский архитектор
  • Здания Сената, Сенода, а также Александрийский театр. Создатель этих грандиозных построек – К.И. Росси.

В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:

  • Троицкий и Преображенский соборы. Их автором стал выдающийся русский архитектор В.П. Стасов.
  • Памятник Минину и Пожарскому. В своем произведении архитектор И.П. Матрос воплотил эстетику классицизма, облачив народных героев в античные одежды.
  • Большой Кремлевский дворец возводился под руководством отечественного архитектора К.А. Тона.

Живопись

В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».

В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».

Театр

Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.

Музыка

Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Драгомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Драгомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Драгомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Драгомыжского «Русалка». 

Достижения науки

Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.

В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.

XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.

Возникновение декабризма

Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.

  • Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.

  • Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.

  • Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.

Западники и славянофилы

В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.

Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».

Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.

К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.

 Особенности развития

В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира. С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры. Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.

histerl.ru

«Золотой век» русской культуры. Видеоурок. Литература 10 Класс

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Золотой век русской культуры

Понятие «золотой век» – метафорическое, и чтобы понять смысл этой метафоры, нужно вспомнить, откуда возникло прямое значение. Оно отведет нас в древность, в античность, в греческую мифологию, где возникло представление о «золотом веке» как об особом состоянии жизни людей и богов, когда они жили в гармонии. Эти мифологические представления были зафиксированы античными авторами. В первую очередь, речь идет о греческом поэте Гесиоде

 

Рис. 1. Гесиод (Источник)

и его поэме «Труды и дни», в которой он говорит только о поколении людей, сотворенных богами. Это было время, когда Кронос, или Хронос в греческой традиции, а в римской – Сатур сотворил особый род «золотых людей». Намного позже римский поэт Вергилий

 

Рис. 2. Вергилий (Источник)

в поэме «Энеида» употребит именно это выражение – «золотой век», имея в виду теперь не качества людей, а качество времени. Его же современник Овидий

 

Рис. 3. Овидий (Источник)

в поэме «Наука любви» иронически вспомнит о «золотом веке», говоря о том, что нынче за все приходится платить золотом, потому что живем мы в «золотом веке».

С течением времени именно римскую литературу стали называть «золотой». Расцвет римской культуры I века до н.э. получил название «золотого века» римской культуры, литературы и был связан с несколькими явлениями. С одной стороны, с проблемой латинского языка, который в то время приобрел особое качество своей классической завершенности. Нечто подобное будет происходить и в русской литературе начала XIX века. С другой стороны, это была эпоха особого покровительства наук и искусств. Первый римский император Октавиан Август

 

Рис. 4. Октавиан Август (Источник)

поддерживал писателей: Горация, Вергилия – особенным образом создавая благоприятные условия для развития литературы, культуры.

Когда же речь идет о русской культуре начала XIX века, то есть резон напомнить о том, что Герцен,

 

Рис. 5. Александр Герцен (Источник)

размышляя о своеобразии исторического пути русской культуры, который она прошла со времен Петровских преобразований до начала XIX века, со свойственной ему красотой выражений заметит, что на Петровский призыв к образованию через сто лет Россия ответит гением Пушкина. И в этом смысле, действительно, то, что мы называем «золотым веком» русской культуры, начинается с первых десятилетий XIX века и наиболее отчетливо, может быть, проявилось в завершенности ансамбля северной столицы, Петербурга. Именно в это время Петербург приобретает тот классический вид, который мы помним, в первую очередь, по Пушкинскому роману «Евгений Онегин». И действительно, архитектор Захаров

 

Рис. 6. Андреян Захаров (Источник)

выстраивает здание адмиралтейства,

 

Рис. 7. Здание адмиралтейства в Петербурге (Источник)

от которого отходят центральные проспекты Петербурга.

О классическом веке в истории русской культуры, которую принято еще называть Петербургской частью её истории. И совсем не случайно. Ведь в центре событий окажется сам город Петербург с очень не большой историей, потому что его основание приходится на начало XVIII века. В строительстве Петербурга XVIII века преобладающим архитектурным стилем был стиль барокко. Так, выстраивается Петропавловский собор

 

Рис. 8. Петропавловский собор в Петербурге (Источник)

архитектором Трезини.

 

Рис. 9. Доменико Трезини (Источник)

Растрелли

 

Рис. 10. Франческо Растрелли (Источник)

выстраивает Зимний дворец,

 

Рис. 11. Зимний дворец в Петербурге (Источник)

Екатерининский дворец.

 

Рис. 12. Екатерининский дворец в Петербурге (Источник)

А вот к концу XVIII началу XIX века сама по себе идея России как империи начинает подчеркиваться утверждением другого архитектурного стиля – классицизма. И если в литературе русский классицизм наиболее ярко выразился в середине XVIII века, то в архитектуре и живописи наиболее значительных достижений этот стиль обнаружит именно в начале XIX века, с одной стороны. С другой стороны, он и завершит собою архитектурную организацию Петербурга. Действительно, в этом смысле есть резон напомнить о строительстве адмиралтейства, построенного архитектором Захаровым. Оно оказалось некой точкой, от которой лучами отходят в разные стороны основные проспекты Петербурга, и в первую очередь, Невский, где в первой четверти XIX века завершает его оформление Казанский собор,

 

Рис. 13. Казанский собор в Петербурге (Источник)

построенный архитектором Воронихиным,

 

Рис. 14. Андрей Воронихин (Источник)

причем по модели Рима, в данном случае, по модели собора Петра,

 

Рис. 15. Собор Петра в Риме

выстроенного Микеланджело.

 

Рис. 16. Буонарроти Микеланджело (Источник)

И опять возникают античные, римские ассоциации. Конечно, особого разговора требует дооформление Васильевского острова

 

Рис. 17. Васильевский остров в Петербурге (Источник)

с постройкой на нем здания биржи, которая должна была уравновесить водные и островные пространства. Для этого выбирается все тот же античный греческий стиль: биржа выстраивается в стиле античного храма. И, наконец, особая тема – это творчество архитектора Карла Росси, у которого возникла удивительная возможность выстраивать не отдельные здания, как это было обычно, а выстраивать целые городские ансамбли, в стилях которых превалирует все тот же классицизм. Непременные портики, колонны, арки, непременные соразмерность, гармоничность архитектурных частей. Словом, то самое, что незаметным образом отражалось не только в архитектуре, а и в литературе. Потому что как раз в это время в формировании русского литературного поэтического языка будет превалировать именно эта тенденция: стремление к ясности, к гармоничной точности, завершенности. И в этом отношении мы действительно обнаруживаем примету этого классического направления, стиля.

Французский архитектор Тома де Томон

 

Рис. 18. Тома де Томон (Источник)

выстраивает здание биржи в виде огромного античного храма.

 

Рис. 19. Здание биржи в Петербурге (Источник)

Карл Росси

 

Рис. 20. Карл Росси (Источник)

выстраивает свои знаменитые ансамбли: Александрийский театр

 

Рис. 21. Александрийский театр в Петербурге (Источник)

со знаменитой улицей Росси,

 

Рис. 22. Улица Росси в Петербурге (Источник)

Михайловский замок,

 

Рис. 23. Михайловский замок в Петербурге (Источник)

здание Синода.

 

Рис. 24. Здание Синода в Петербурге (Источник)

И все это будет архитектура, выстроенная в стиле классицизма, что заставляет вспомнить греко-римскую традицию. И в этом отношении, действительно, возникало ощущение того, что, как минимум, Петербург на глазах превращается в некое подобие Римской империи. Также есть резон напомнить, что одновременно это был не только город, связанный с имперской темой. Ведь с возможностью выстраивать не отдельные дома, а целые архитектурные ансамбли Петербург превращался в некое произведение искусств. И тогда возникала другая ассоциация: северные Афины, если иметь в виду Грецию как некий символ, связанный с темой искусства, философии, науки и культуры. Следует заметить, что созданная Академия художеств

 

Рис. 25. Академия художеств в Петербурге (Источник)

ориентировала и архитекторов, и художников на воссоздание классического стиля. Стоит вспомнить таких личностей, как Карл Брюллов,

 

Рис. 26. Карл Брюллов (Источник)

Александр Иванов,

 

Рис. 27. Александр Иванов (Источник)

если иметь в виду создателей грандиозных по замыслу полотен: «Последний день Помпеи»,

 

Рис. 28. «Последний день Помпеи» (Источник)

«Явление Христа народу».

 

Рис. 29. «Явление Христа народу» (Источник)

Более скромных портретистов Ореста Кипренского,

 

Рис. 30. Орест Кипренский (Источник)

Василия Тропинина.

 

Рис. 31. Василий Тропинин (Источник)

Если говорить о развитии живописи в эту эпоху «золотого века», то есть резон обратить внимание на грандиозность замыслов наших живописцев и культурную плотность. Потому что эти живописные замыслы оказывают свое влияние и смысловое давление на других авторов, писателей например. В этом смысле достойно отдельного замечания то, что выдающиеся шедевры, скажем, Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это не только грандиозное само по себе полотно, выполненное в блестящей классицистической манере с точностью изображения, мастерством, необычайного свойства тонкостью. «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Так, глядя на это полотно, Гоголь задумывается над тем, что необходимо сегодняшнему писателю в качестве сюжета, идеи такого порядка, чтобы оно захватило собою всех. Потому что картина Брюллова сделана таким образом, что взорвавшийся Везувий приводит в ужас огромное количество народа. И этот самый страх, который одновременно сплачивает людей и заставляет их действовать как некую одну силу, оказался крайне важным для Гоголевского «Ревизора»,

 

Рис. 32. Комедия «Ревизор» Николая Гоголя (Источник)

ведь там нет любовной интриге, а всё завязано на страхе героев. А вот, например, картина Иванова «Явление Христа народу» несла в себе мистический оттенок, потому что при своей огромности зритель оказывался включенным в саму картину, и Христос как бы действительно шел к вам навстречу, что абсолютной аккомпанирует другой гениальной задумке Гоголя: «Мертвые души».

 

Рис. 33. Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя (Источник)

По замыслу автора, это была такая книга, которая должна была из нас всех «мертвых» душами сделать людей с душами «живыми». Поэтому грандиозность этих идей, которые возникают и у живописцев, и у писателей, в их взаимодействии является одной из особенностей «золотого века».

А если иметь в виду музыкальную культуру, то невозможно не вспомнить гениальное творчество Михаила Глинки.

 

Рис. 34. Михаил Глинка (Источник)

Когда мы смотрим на этот пласт русской культуры, связанной с архитектурой, живописью, то тут не просто ощутимы эти классицистические греко-римские традиции, они тут приобретают свой классический характер, завершая собою ту самую идею открытого окна в Европу, о которой мечтал Петр.

 

Рис. 35. Пётр I (Источник)

С другой стороны, легко заметить, что именно эти авторы, архитекторы в будущем будут восприниматься как создатели национальных стилей в том или ином виде искусства. И поэтому совсем не удивительно, что в 1825 году близкий друг Пушкина Петр Плетнев,

 

Рис. 36. Петр Плетнев (Источник)

известный поэт, литературный критик, преподаватель русской словесности, ректор Петербургского университета, в одной из статей, опубликованных в альманахе Дельвига «Северные цветы», напишет небольшой обзор, связанный с развитием русской поэзии за последние десятилетия, припомнив творчество Жуковского,

 

Рис. 37. Василий Жуковский (Источник)

Батюшкова

 

Рис. 38. Константин Батюшков (Источник)

и завершив разговором о гениальном Пушкине,

 

Рис. 39. Александр Пушкин

который, по мнению автора статьи, «первый поэт «золотого века» нашей словесности (если непременно надобно, чтобы каждая словесность имела свой «золотой век»)». Плетнев, конечно, имеет в виду тот самый «золотой век» римской литературы, поэтому в том окружении, в котором оказались Петербургские писатели и деятели культуры в начале XIX века, это ощущение близости к римской классической традиции золотого её века были вполне понятны и очевидны.

А вот намного позже, уже в 30 годы XX века, в Париже русский поэт и эмигрант Николай Оцуп

 

Рис. 40. Николай Оцуп (Источник)

напишет статью, посвященную «серебряному веку» в истории русской культуры и литературы, в которой попытается обозначить грань, возникшую между «золотым» и «серебряным веком» литературы. Он оттолкнулся от мысли французского писателя и эссеиста Поля Валери,

 

Рис. 41. Пол Валери (Источник)

рассуждающего о своеобразии русской литературы XX века. Он был поражен огромным количеством талантов, которые удивительным образом просияли в XIX веке, имея в виду «вершинных» авторов и их «вершинные» достижения: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.

interneturok.ru

«Золотой век» русской культуры. Достижения учёных

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика

resheba.me

Золотой век русской культуры (1800-1880)

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия

xn--e1aogju.xn--p1ai

2. «Золотой век» русской культуры.

2) Золотой век русской культуры

XIX столетие в истории России явилось прямым продолжение предыдущего. Россия продолжала расширять свои территории.

Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом при надлежит двум великим русским писателям - Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

В материальной культуре, экономической и социально-политической областей, достижения России были скромнее. Уже в первой половине XIX в. в России рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851). Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия (Урал). Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности их населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Сохраняющиеся крепостное право и самодержавие тормозят развитие социально-политическое. Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, несколько изменила положение. Однако ее воздействие оказалось ограниченным. Практически не затронутой оставалась система самодержавия. Вместе с тем те же факторы оказывали стимулирующее влияние на духовную жизнь. Они побуждали русскую интеллигенцию вновь и вновь ставить и искать ответы на ставшие для нее извечными вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».

Главными событиями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

  1. Отечественная война 1812 г. вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший отстоять не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

  2. Отечественная война явилась одной из причин возникновения декабризма - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Опираясь на освободительные идеи западных философов и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности и т.д. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом».

Восстание вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин. Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились.

Западники - среди которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский — стояли на позициях рационализма: они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.

Славянофилы, которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность.

В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь.

Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности. Рассматривая свободу, славянофилы подчеркивали ее обусловленность внутренними мотивами и побуждениями, отвергали ее зависимость от внешних обстоятельств. Человек в своих поступках и делах должен руководствоваться своей совестью, духовными, а не материальными интересами.

Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь, поэтмоу славянофилы скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Они были убеждены, что именно русское Православие с наибольшей полнотой воплощает подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры.

В связи с этим они выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на последующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества, одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.

  1. Русская литература XIX в.

Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений: тема гражданственности, патриотизма и свободы (наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова.), глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма. Затем он переходит на позиции реализма. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчестве Ф.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

  1. Музыка

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка.  Многие тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.

Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма.

Чайковский. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

  1. Русская живопись и искусство XIX в.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи.  Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др. С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон», «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др. Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского,творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

studfile.net

«Золотой век» русской культуры»

Деятели

Произведения

Литература

До 1840 г. господствовал романтизм (Жуковский, Лермонтов, Пушкин) после – реализм (зачинатель Гоголь)

А.С. Пушкин (1799-1837)

Борис Годунов, Медный всадник, Полтава, Арап Петра Великого, Дубровский, Капитанская дочка, Евгений Онегин и др.

А.С. Грибоедов (1795-1829)

Горе от ума

Н.В. Гоголь (1809-1852)

Ревизор, Тарас Бульба, Вечера на хуторе близь Диканьки, Миргород, Мертвые души, Нос, Шинель и др.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Смерть поэта, Бородино, Дума, Пророк, Герой нашего времени и др.

Фёдор Михайлович Достоевский ( 1821- 1881)

Бедные люди, Бесы, Преступление и наказание, Игрок, Идиот, Братья Карамазовы и др.

Лев Николаевич Толстой ( 1828- 1910)

Война и мир, Анна Каренина, Севастопольские рассказы, Воскресение и др.

Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)

Накануне, Отцы и дети, Дворянское гнездо и др.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Вишневый сад, Чайка, Три сестры, Палата №6, рассказы

Н.А. Некрасов 1821-1877

Железная дорога и др. стихи

Александр Николаевич Островский 1823-1886

Гроза, Бесприданница, Снегурочка, Свои люди – сочтемся!

Архитектура и скульптура

Стили: поздний классицизм, ампир, неорусский стиль

Ж. Томон

Площадь Биржи (СПб)

О. Монферран

Исаакиевский собор (1818-1858), Александровская колонна (1834) венчает колонну скульптура, созданная Б.И. Орловским

А.Н. Воронихин

Казанский собор (1811)

Б.И. Орловским

Статуи Кутузова, Барклая-де-Толли

Л. Фон Кленц

Императорский Эрмитаж

К.И. Росси

Государственный русский музей, Александринский театр (1827—1832), Дворцовая площадь арка Главного штаба (1819—1829)

А. Д. Захаров

Адмиралтейство 1823 г.

О.И.Бове

Реконструкция Красной площади, Театральная площадь 1816, Большой театр 1825, Александровский сад, Триумфальные ворота 1834

А.А. Бетанкур и О.И. Бове

Здание Манежа 1817

И.П. Мартос

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади 1818

Д.И. Жилярди

Реконструкция здания Московского университета

М.Ф. Казаков

Здание Опекунского совета (Академия мед. Наук)

К.А. Тон

Большой Кремлевский дворец (1838-1849), здание Оружейной палаты Московского Кремля 1851, Храм Христа спасителя (1839-1883)

А.Н. Померанцев

Верхние торговые ряды 1893

АА. Семёнов и В.О. Шервуд.

Исторический музей 1881

М.О. Микешин

Тысячелетие России 1862 в Новгороде,

памятника Бог­дану Хмельницкому, в Киеве в 1888 г.

А.М. Опекушин

памятник А.С. Пушкину в Москве, открытый в 1880 г., и памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889).

Театр

Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве(императорские)

М алый театр в Москве и Александринский в Петербурге

В.Н. Асенкова

В.А. Каратыгин

М.С. Щепкин

П.М. Садовский

М.Н. Ермолова

В.Ф. Комиссаржевская

С.И. Мамонтов

Живопись

Классицизм уступает романтизму

В.А. Тропинин – портретист (был крепостным, получил вольную)

Портрет А.С. Пушкина

Кружевница

Старик-нищий

Пряха

К. П. Брюллов – портретист, историческая живопись

Последний день Помпеи

Итальянское утро

Итальянский полдень

А.Г. Венецианов - родоначальник русской бытовой картины

Спящий пастушок

Гумно

Захарка

На пашне. Весна

О. А. Кипренский – портретист

Портрет А.С. Пушкина

Серия изображений участников Отечественной войны 1812

С.Ф. Щедрин- родоначальник русской пейзажной живописи

Гавани в Сорренто

А.А. Иванов – историческая живопись

Явление Христа народу

П.А. Федотов – разные жанры

Сватовство майора

Разборчивая невеста

Завтрак аристократа

реализм

1870 г. возникло Това­рищество передвижных художественных выставок. Состав:  С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Первая выставка 1872 г.

В.Г. Перов – реалист

Сельский крестный ход к Пасхе, Проводы покойника, Проповедь в сел и др.

И.Н. Крамской – портретист

портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, П.М. Третьякова, С.П. Боткина, И.И. Шишкина и др. Христос в пустыне

Н.Н. Ге

Тайная вечеря, Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

В.В. Верещагин – баталист

Апофеоз войны, Балканская серия

И.И. Шишкин- пейзажист

Утро в сосновом бору, Лесные дали, Сосны, освещённые солнцем

И.Е. Репин разные жанры

Бурлаки на Волге, Крестный ход в Курской губернии, Иван. Грозный и сын. его Иван. 16 ноября 1581 года, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Не ждали

В.И. Суриков – историческая живопись

Утро стрелецкой казни, Боярыня Морозова, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы в 1799 г.

Музыка

А.Н. Верстовский – стиль романтизм, родоначальник русской оперы-водевиль

Аскольдова могила

М. И. Глинка- родоначальник русской классической музыки, классик русского романса

Жизнь за царя

Руслан и Людмила

Камаринская

А.С. Даргомыжский

Русалка

А.Ф. Львов и поэт В.А. Жуковский

Гимн Российской империи «Боже, царя храни!» 1833

«Могу́чая ку́чка» (а также Бала́киревский кружо́кНовая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906).

М.П. Мусоргский ( 1839-1881)

Подпрапорщик, Борис Годунов, Хованщина, Сорочинская ярмарка

НА. Римский-Корсаков (1844- 1908)

Пскови­тянка, Снегурочка, Садко, Царская невеста

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

Лебединое озеро, Щелкунчик, Евгений Онегин, Пиковая дама

Наука изобретения

Н.И. Лобачевский 1792-1856

Неевклидова геометрия

 Для разработки подробного проекта новой обсерватории в 1833 году образован комитет из академиков Вишневского, Паррота, Струве и Фусса, под председательством адмирала А. С. Грейга

Пулковская обсерватория

1820 – экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена

Открытие Антарктиды

1834 –Черепановы

Паровоз первый в России

1836-1839 первая ж.д.

Из Спб в Царское село

1851 ж.д.

Спб-Москва

А.М. Бутлеров

разработал тео­рию химического строения тел

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов

А.Г. Столетов

создал ставшую классической теорию магнитных свойств железа

П.Н. Яблочков

в 1875 г. изобрёл дуговую лампу

А.Ф. Можайский

Изобретение самолёта, который был построен в 1882 г.

Н.И. Пирогов

внёс значительные усовершенствования в методы хирургических операций, позволявшие во многих случаях избегать ампутации конечностей, способствовал значительному развитию полевой хирургии, впервые в мире применив эфир­ное обезболивание и гипсовую повязку, составил анатомический атлас.

С.П. Боткин

прославился исследованиями сердечнососудистой системы

С.М. Соловьёв

«История России с древнейших времен», охватывавшей период от времён первых киевских князей до конца XVIII в.

Н.М. Миклухо-Маклай

Несколько лет он про­вёл на Новой Гвинее и островах Океании, собрав там огромную коллекцию предметов культуры, которую передал в дар Этнографическому музею в Петербурге, издал несколько книг, посвящён­ных описанию быта и нравов папуасов, в которых опровергал популярные на Западе теории о высших и низших расах.

Н.М. Пржевальский

занимался иссле­дованием малоизвестных территорий Дальнего Востока и Средней Азии, открыл неизвестные виды животных и птиц, в том числе дикая лошадь, названная именем учёного (лошадь Пржевальского).

П.П. Семёнов-Тян­шанский

возглавлял Русское географиче­ское общество. Учёный организовал ряд экспедиций в Среднюю Азию, первым исследовал горы Тянь-Шань, руководил проведением первой переписи населения Российской империи в 1897 г

В.В. Докучаев

зало­ жил основы науки о почвах - почвоведения, создал учение о географических зонах.

videouroki.net

План-конспект урока по истории на тему: Конспект урока: «Золотой век» русской культуры».

Урок истории

Тема урока: « Золотой век» русской культуры».     

/урок изучения новой темы с применением компьютерных технологий/

 Цель урока: Углубить знания, умения  и навыки учащихся по теме: «Золотой век» русской культуры».

Задачи урока:

Обучающая:

  • Охарактеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • Обратить внимание учащихся на ту атмосферу, в которой создавались
    выдающиеся произведения.
  • Изучить творчество архитекторов, скульпторов и художников данного

      периода.

Развивающая:

  • Развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему.
  • Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к достижениям культуры народа России, творческих способностей учащихся.

Воспитывающая:

Формировать у учащихся чувство любви и интерес к отечественной культуре.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор; репродукции картин художников

первой половины XIX века, репродукции памятников архитектуры и скульптуры, портреты деятелей культуры первой половины XIX в.

Предварительная подготовка: Несколько учащихся получают индивидуальные задания:

  1. Найти информацию о деятелях культуры и подготовить о них
    сообщение;
  2. Подготовить сообщение об истории создания и описания
    памятников культуры.

Основные понятия урока: Ампир, Классицизм, Русско-византийский стиль, Романтизм, Академизм, Реализм, Бытовой жанр.

План урока:

I.        Организационный момент.

II.        Изучение новой темы.

/слайд 2/  1. Архитектура и скульптура.

  1. Живопись.
  2. Театр и музыка.
  3. Русская журналистика.
  1. Выводы по уроку.
  2. Закрепление изученного материала

V.        Домашнее задание.

                      Ход урока:

I.        Организационный момент.

II.        Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучать историю России первой половины XIX века. Тема сегодняшнего и следующего урока: «Золотой век» русской культуры». Откройте тетради и запишите число и тему урока /слайд 1/

     В одном из произведений А.И.Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном, который сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостнического состояния и на петровский приказ образовываться - ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Александра Сергеевича Пушкина, первую треть 19 в., не зря называют «Золотым веком» русской культуры. И сегодня, и на следующем уроке мы в этом убедимся. Познакомимся с яркими представителями этого периода, чьи имена прославили русскую культуру и стали известны всему миру. Цель нашего сегодняшнего урока рассмотреть, как развивалась русская культура в первой половине 19 века,  и выявить особенности развития русской культуры России в данный период. План урока, /слайд 2/. Основные понятия, задача урока /на доске/. Памятка /на каждой парте/.

— Прежде чем мы с вами перейдем, к изучению нового материла, давайте вспомним, какие же события связаны с этим периодом в нашем государстве. Ответы  учащихся 

 (Обобщение ответов учащимся: Отечественная война 1812 г., героическая оборона Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 гг., восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., общественные движения, революционное настроение).

-- Верно, все эти события повлияли на развитие культуры в данный период; вызвали рост национального самосознания. Противоречие между зарождающимся капитализмом и отжившей крепостнической системой, разбуженное декабристами, вызвали у мыслящих людей России мучительные раздумья о судьбах родины, о путях ее обновления, о ее месте в мировой истории. Итак, давайте выделим особенности русской культуры первой половины 19 века: /слайд 3/, на каждой парте (см. приложение).

~ Переходим  к пункту плана урока, /гиперссылка на слайд №2/

~ Первая половина 19 века - это период расцвета русской культуры, утверждение новой тематики, новых форм и жанров. В начале 19 века господствующим стилем стал АМПИР /слайд 4/. Или поздний КЛАССИЦИЗМ.

—В чём отличительные черты классицизма? (Ответы учащихся. Обобщение).  /слайд 5/ (Это европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную культуру и мифологию), /слайд 6/.

—В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке его почти не было, зато в живописи и, особенно в архитектуре классицизм оставил подлинные шедевры. Присматривая слайды, определите характерные черты архитектурных построек в стиле классицизма. /Слайд 7, 8, 9/

—Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, главными законами композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Классицизм передает величие, силу и могущество государства и императора.

Проверка задания.

—А теперь давайте проверим. /Слайд 7, 8, 9/

—Итак, начало 19 века - эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

-Что же собой представляет Петербургский классицизм, кто является ярким представителем этого направления, нам расскажет ... (сообщение учащегося). Слушая внимательно, выделите особенности Петербургского классицизма. /Слайд 10/

Сообщение учащегося /слайды 11 -21/, проверка задания.

-Старый Петербург оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихи-ным, Монферраном, Росси и другими русскими и иностранными зодчими, - это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

—Мы рассмотрели Петербургский классицизм, а теперь познакомимся с Московским классицизмом и представителями этого направления. Слушая внимательно выступление своей одноклассницы, выявите отличительные черты Московского классицизма от Петербургского, /слайд 22-26/

Сообщение учащейся, проверка задания.

—В 30-е годы классицизм вступил в пору кризиса. Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами. Начинается поиск новых форм и происходит обращение к прежним архитектурным традициям - Ренессанса, Готики, Барокко, Старомосковский, что порождало ЭКЛЕКТИЗМ. В этот период начинает распространяться и русско-византийский стиль. Одним из представителей этого стиля был Константин Андреевич Тон. /Слайд 27 /

Сообщение учащегося.

—Мы с вами переходим к следующему ему пункту плана сегодняшнего урока, /гиперссылка на слайд №2/ - Живопись.

—Слушая выступление, определите основные направления в живописи первой половины 19 века.

Сообщение учащегося /слайд 28-36 /, проверка задания.

-- Следующий   пункт плана сегодняшнего урока – Театр и музыка, /гиперссылка на слайд №2/ . Русский театр, как вы помните, начинает развиваться ещё начиная со времени Алексея Михайловича. В  XVIII веке продолжается его становление. К XIX веку по-прежнему большую роль играют зарубежные театральные труппы – французские и итальянские. Существовал и русский театр – это были крепостные театры. Новое явление – это появление театральных антрепренеров (предпринимателей), преимущественно из помещиков. Они зарабатывали на театральных представлениях. В их труппах выступали как крепостные, так и вольнонаёмные актёры.  Многие талантливые русские актёры вышли из крепостных – М.С.Щепкин, П.С. Мочалов. Ставятся современные пьесы. На подмостках центральных театров был поставлен «Ревизор» Гоголя – благодаря личному разрешению Николая  I . В эти же годы была поставлена и первая русская опера – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И.Глинки. Опера пользовалась огромным успехом у публики.

  -- В первой половине XIX века количество читающей публики значительно увеличивается, значительно вырастает и объём выпускаемых периодических изданий, их тиражи. Увеличился и выпуск газет. Переходим к последнему пункту нашего урока  - русская журналистика /гиперссылка на слайд №2/ . Слушая выступление  и работая с фрагментами статей, определите,  какое  направление в журналистике преобладало в эпоху николаевского правления.

                                                              Проверка задания.   

III.        Вывод к уроку.

- Итак, мы завершили изучение сегодняшней темы. Сегодня на уроке, мы выделили особенности культуры первой пол. 19 в., познакомились с архитектурой, скульптурой и живописью донного периода. Первая половина 19 в. - период бурного развития русской культуры. Образование, наука, живопись, архитектура- все они переживали подъем. Отечественная война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, происходит поворот образованного общества к народу – как его проблемам, так и его живому духовному наследию.  В значительной степени культура приобретает выраженную национальную  окрашенность, делается именно «русской». И первую половину 19 в. по праву можно считать началом «Золотого века» русской культуры. Русская культура стала вровень с ведущими европейскими.

IV.         Проверка и закрепление знаний.
Установить соответствие.
Проверка задания. /Слайд 37/

V.        Домашнее задание, /слайд 38 /

  • Параграф 65, 66, вопросы. Выполнить задание на сравнение                                                  характерных черт явлений выделения тех, какие являются общими и тех, которые  составляют различия. (Подготовка к ЕГЭ). Задание: Сравните особенности развития культуры России в  XVIII в. и первой половине XIX в. Укажите, что было общим, а что различным. Запишите ответ в форме таблицы.

Выставление оценок за урок

nsportal.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о