Общая характеристика класса насекомых – Класс Насекомые. Общая характеристика, строение, размножение, разнообразие и значение Насекомых

29) Общая характеристика класса Насекомые.

КЛАСС: НАСЕКОМЫЕ (INSECTA)

Морфология: Насекомые — высшие беспозвоночные.

1. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь и брюшко. Грудной отдел состоит из трех сегментов, каждый из которых несет одну пару ног, т.е. для насекомых характерно наличие 3-х пар конечностей. Второй и третий сегменты, кроме того, могут нести по паре крыльев. Брюшко состоит из 6—12 члеников.

2. Насекомые имеют хитинизированный покров, под которым залегает однослойный гиподермальный эпителий. Мышцы поперечно-полосатые.

3. Пищеварительная система делится на передний, средний и задний отделы. Слюнные железы у гусениц большинства бабочек превращены в прядильные.

4. Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами — многочисленные трубочки, впадающие в кишки, являются органами выделения.

5. Органы дыхания представлены трахеями, т.е. системой ветвящихся трубочек, которые распределяют воздух по телу, достигая всех органов.

6. Кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода. Сердце и аорта расположены на спинной стороне, жидкость, циркулирующая по кровеносной системе, называется гемолимфой, в ней находятся белые кровяные тельца.

7. В нервной системе выражена тенденция к концентрации ганглиев в головном отделе, что ведет к совершенствованию ее деятельности. Органы чувств у насекомых хорошо развиты. Глаза взрослых насекомых чаще фасеточные, но могут быть и простые. Имеются также органы равновесия, вкуса и обоняния, у некоторых — слуха.

Цикл развития: Все насекомые раздельнополые. К насекомым с неполным превращением относятся отряды прямокрылых (кузнечики, саранча), таракановых, полужесткокрылых, или клопов, стрекоз, вшей и др. К насекомым с полным превращением относятся отряды жёсткокрылых, или жуков, чешуекрылых или бабочек, перепончатокрылых, блох, двукрылых (комары, мухи и др.).

30) Класс Насекомые. Отряд Двукрылые. Комары. Морфология. Медицинское и эпидемиологическое значение комаров.

Тип Arthropoda - Членистоногие

Подтип Tracheata - трахейнодышащие

Класс Insecta - насекомые

Отряд Diptera - двукрылые

Семейство Culicidae - Комары

Род Anopheles – малярийный комар

Род Culex – немалярийный комар

Наиболее широко распространены три рода кровососущих комаров: Culex, Anopheles, Aedes.

Из семейства настоящих комаров наиболее известными являются виды комаров из рода Culex и виды малярийного комара из рода Anopheles.

Представители — малярийный комар (Anopheles maculipennis) и обыкновенный комар (Culex pipiens).

Морфология: тело комаров разделяется на голову, грудь и брюшко. На голове имеются большие сложные глаза и длинные усики, которые состоят из 15 члеников. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Усики комаров покрыты щетинками. У самок щетинки короткие и редкие, у самцов они образуют длинные пучки. Ротовой аппарат комаров представляет собой хоботок, образованный нижней губой в виде футляра, в котором расположены челюсти, верхняя губа и подглоточник (язычок). Подглоточник имеет внутри слюнной канал, а верхней губой комар высасывает кровь. Самцы и самки комаров питаются цветочным нектаром, соками растений, а самки, кроме того, — кровью теплокровных животных и человека. Членики груди у комаров слиты. Заднегрудь оканчивается щитком. Комары имеют пару крыльев и 3 пары ног. Вторая пара крыльев превратилась в булавовидные придатки — жужжальца. На крыльях комаров имеются жилки, волоски и чешуйки. Ноги состоят из 5 сегментов, бедра, голени и длинной лапки. Лапки пятичленистые, заканчиваются двумя коготками, между которыми имеются две присоски. Брюшко состоит из 8 сегментов. На конце брюшка помещается половой аппарат, а у самки, кроме того, 2 церки.

Цикл развития: спаривание комаров происходит в воздухе («танцы комаров»). Для созревания яиц самка должна напиться крови. После насасывания крови на протяжении нескольких дней происходит созревание оплодотворенных яиц. Яйца самка откладывает на поверхность водоёма. После этого она снова питается кровью и через определенное время повторно откладывает яйца. На протяжении лета таких кладок бывает 2 — 6.

Развитие комаров происходит с полным метаморфозом.

  • Яйца обыкновенного комара серого цвета, продолговатой формы с закругленными концами (один конец шире и тупее). Отложенные яйца имеют форму лодочки, количество их достигает 200 и более. Самка малярийного комара откладывает яйца на поверхность воды в одиночку или небольшими группами по 20—40 штук. Они черного цвета, с белыми воздушными камерами по бокам. Продолжительность развития яиц A. maculipennis зависит от температуры. При +10—12°С оно продолжается 8 суток, при +27—29°С — 46 ч. Свежеотложенные яйца довольно чувствительны даже к кратковременному высыханию. Весной в природе яйца, промерзшие зимой, также погибают. В естественных условиях яйца поедаются врагами — улитками или личинками IV стадии того же вида комара.

Цикл развития

к о м а р о в

2. Личинки проходят четыре стадии развития. На голове личинки расположены простые глаза (у взрослых личинок отмечаются зачатки сложных глаз) и одночленистые усики. Ротовой аппарат грызущего типа. На верхней губе расположены щитки или опахала в виде двух пучков волосинок, которыми они захватывают частицы пищи. Сегменты груди слились. Брюшко состоит из 9 сегментов, на последнем из них имеется 2 пучка волосков — хвостовой и рулевой, а также 4 анальные жабры.

Личинки малярийных комаров располагаются около пленки поверхностного натяжения воды

параллельно с помощью плечевых лопастей, которые помещаются на груди, парных пальмовидных волосинок, расположенных на верхней стороне 3—7-го сегментов брюшка, и стигм — на 8-м сегменте брошка. Личинки обыкновенных комаров прикрепляются к пленке поверхностного натяжения воды под углом. На 8-м сегменте брюшка у них имеется дыхательная трубка, или сифон.

  • У куколок комаров голова слита с грудью. В этой части тела расположены два сифона, с помощью которых происходит процесс дыхания. У малярийного комара сифон воронкообразный, у обыкновенногоцилиндрический. Брюшко состоит из 9 сегментов; 8-й сегмент имеет пару плавников.

Медицинское значение: важное значение для человека имеет самка комара рода Anopheles, которая является основным хозяином малярийного плазмодия.

Отдельные виды Culex, передают вирус японского энцефалита. Комары родов Anopheles и Culex являются переносчиками и промежуточными хозяевами личинок круглого гельминта Wuchereria вancrofti.

Профилактика:

индивидуальная защита людей от кровососов, в том числе и от малярийного комара, базируется на применении отпугивающих средств, или репеллентов. Используются также защитная одежда и сетки, что надежнее и гигиеничнее, чем при использовании репеллентов.

Комаров уничтожают на стадии личинки и имаго. Для этого используют разные методы: химический (опрыскивание ядохимикатами водоемов и помещений), механический (нефтевание водоемов), мелиоративные мероприятия, биологический (использование рыбы гамбузии, которая поедает личинок).

studfile.net

Насекомые — Википедия

Насеко́мые (лат. Insécta) — класс беспозвоночных членистоногих животных. Согласно традиционной классификации, вместе с многоножками относятся к подтипу трахейнодышащих. Название класса происходит от глагола «сечь» (насекать) и представляет собой кальку с французского «insecte» (латинского insectum, ср. греческое ἔντομον с тем же значением), означающего «животное с насечками». Тело насекомых покрыто хитинизированной кутикулой, образующей экзоскелет, и состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Во многих группах насекомых второй и третий сегменты груди несут по паре крыльев. Ног три пары, и они крепятся на грудном отделе. Размеры тела насекомых от 0,2 мм до 30 см и более

[1].

Полный жизненный цикл насекомых включает эмбриональное развитие (фаза яйца) и постэмбриональное, сопровождающееся метаморфозом. Выделяют два основных типа метаморфоза — неполное и полное превращение. Неполное превращение характеризуется прохождением насекомым трёх фаз развития (яйцо, личинка и имаго), а полное — четырёх (яйцо, личинка, куколка и имаго). У насекомых с неполным превращением личинки внешне похожи на взрослых насекомых, отличаясь от них меньшими размерами тела, отсутствием или зачаточным состоянием крыльев и половых придатков. Насекомые с полным превращением характеризуются червеобразными личинками, и лишь взрослые особи обладают всеми особенностями, характерными для отряда в целом. В фазе личинки у насекомых происходит рост и развитие, а в фазе имаго — размножение и расселение[2].

Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью[2]. Описано более 1 млн видов насекомых

[3], что делает их самым многочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологические ниши[4] и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду[5].

Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.

Русское слово насекомое, первоначально «(животное) насечённое, с насечками», которые отделяют один членик от другого, калькировано в XVIII веке с фр. insecte, произошедшего от лат. insectum (страдательное причастие от глагола inseco «разрезаю, надрезаю, рассекаю»). Латинское слово, в свою очередь, было скалькировано с др.-греч. ἔντομον (< ἐντομή «надрез, зазубрина, насечка» < τέμνω «режу»)[6], которое было введено в литературу Аристотелем. Слово насекомое впервые упоминается в памятниках русского языка в XVIII веке, в словарях фиксируется с 1731 года[7].

Все отряды насекомых. Имаго Все отряды насекомых. Личинки.

Латинское название Insecta (Linnaeus, 1758) имеет формальное авторство Карла Линнея в силу правил Международного кодекса зоологической номенклатуры, согласно которому дата выхода 10-го издания линнеевской «Системы природы» (1758) является исходной датой приоритета для всех названий зоологических таксонов. Применительно к типифицированным названиям видов, родов, семейств и промежуточных между ними действуют правила Международного кодекса зоологической номенклатуры, но на такие нетипифицированные названия, как

Insecta, они не распространяются. В результате этого в научной литературе использовали название «Insecta» для самых разных таксонов. Исходно, со времён Аристотеля, это название относилось к наземным членистоногим (шестиногим, паукообразным и другим), но не к ракообразным. Линней поместил ракообразных в класс Insecta, так что Insecta по Линнею приблизительно соответствует нынешнему таксону Arthropoda (членистоногие)[8]. Ж. Б. Ламарк относил к классу Insecta только крылатых насекомых, да и то не всех. Прочие авторы использовали название «Insecta» в том или ином значении, промежуточном между линнеевским и ламарковским. Наиболее традиционным является использование названия «Insecta» (Уильям Элфорд Лич, 1815) — в значении шестиногие; но и в современной научной литературе название «Insecta» употребляют не менее чем в трёх или четырёх разных значениях[8]. Термин Hexapoda
(шестиногие) используется как ещё одно обозначение Insecta, особенно в тех случаях, когда примитивные бескрылые насекомые (Apterygota) не рассматриваются как истинные насекомые. В старой мировой и русской литературе «насекомыми» чаще всего называют группу в широком объёме, включающую первичнобескрылых насекомых и всех Pterygota (иногда используют и название Hexapoda). В современном понимании класс Insecta принимается в более узком объёме[3]. Двухвостки, коллемболы и бессяжковые учёными либо противопоставляются насекомым, образуя отдельный класс Entognatha, либо считаются самостоятельными классами[3][9].

Систематика класса, представленная в различных работах, отражает разные взгляды их авторов и является дискуссионной. Внутри класса насекомых обосновано выделение клад (подклассов) Archaeognatha и Dicondylia (Zygentoma + Pterygota). Крылатых насекомых делят на клады Ephemeroptera + Odonatoptera + Neoptera. В инфраклассе новокрылые насекомые выделяют около 30 отрядов, группируемых в несколько клад (когорты, надотряды), статус которых дискутируется (например,

Polyneoptera, Paraneoptera, Oligoneoptera или Holometabola)[10]. Не утихают споры, касающиеся систематического положения или необходимости сохранения статуса целого ряда таксонов. Например, самостоятельные ранее отряды клопы и равнокрылые теперь объединяются в отряд полужесткокрылые, а отряд термиты включён в отряд тараканообразные. В то же время веерокрылые (иногда объединялись с жуками) и богомоловые (объединялись с тараканами) современными авторами снова рассматриваются как отдельные отряды[3].

Насекомые. Они — истинные хозяева земли. Их — миллиард миллиардов, больше, чем звёзд в нашей галактике…

По состоянию на август 2013 года учёными описан 1 070 781 вид насекомых, включая 17 203 ископаемых вида[3]. Оценка истинного общего числа видов насекомых находится в промежутке примерно от 2 млн[11][12], 5—6 млн[13][14] до около 8 млн[15]. Ежегодно описывается не менее 7000—7500 новых для науки видов[16]. Среди четырёх десятков современных и вымерших отрядов выделяются 5 крупнейших: жесткокрылые (392 415 видов), двукрылые (160 591), чешуекрылые (158 570), перепончатокрылые (155 517) и полужесткокрылые (104 165)[3].

Насекомые очень разнообразны, и большинство их видов плохо изучено, поэтому истинная оценка количества существующих видов является очень затруднительной. Некоторые из описанных видов известны по находкам только из одной местности или даже по единственному экземпляру[17].

Размеры представителей группы колеблются в широких пределах. Крупнейшим ныне живущим насекомым считается палочник Phobaeticus chani[18]. Наиболее крупный его экземпляр с Калимантана имеет длину 357 мм, а с вытянутыми конечностями — 567 мм[19]. Предыдущим рекордсменом по длине тела был палочник Phobaeticus kirbyi с максимальной длиной 328 мм, а с вытянутыми конечностями — 546 мм[20]. К крупнейшим видам относится и палочник Phryganistria heusii yentuensis с телом длиной до 32 см (до 54 см с вытянутыми конечностями)[21]. Некоторые ископаемые таксоны, например меганевра, достигали длины 50 см при размахе крыльев до 70 см[22].

Крупнейшими жуками являются жук-геркулес, отдельные особи самцов достигают длины 171 мм[23], и дровосек-титан из Южной Америки, достигающий длины 167 мм[24][25]. Совка тизания агриппина является крупнейшей по размаху крыльев бабочкой в мире — до 28 см[26][27]. Самой крупной дневной бабочкой является орнитоптера королевы Александры (Ornithoptera alexandrae) — размах крыльев самок до 27,3 см[28]. Самки Coscinocera hercules из Австралии и Новой Гвинеи обладают самой большой площадью крыльев — до 263,2 см². Одной из самых больших бабочек также является Attacus atlas, крупнейшие самки имели до 24 см в размахе крыльев[27].

Самыми маленькими насекомыми в мире являются самцы паразитических наездников Dicopomorpha echmepterygis: длина их тела примерно 0,139 мм[29]. Ранее рекорд принадлежал виду Megaphragma caribea с длиной 0,170 мм[30]. Мельчайшими насекомыми являются также перокрылки из трибы Nanosellini (Ptiliidae), которые имеют длину менее 1 мм; среди них жук Scydosella musawasensis (300 мкм), Vitusella fijiensis (310 мкм), Nanosella (от 300 до 400 мкм), Nanosella fungi (0,25 мм)[31]. Это одни из мельчайших представителей непаразитических видов насекомых[32].

Таким образом, самые крупные известные насекомые превосходят самых мелких по длине тела в 1500 раз[22].

Общий план внешнего строения насекомых на примере майского хруща. А — голова, В — грудь, С — брюшко. 1 — усики, 2 — сложный глаз, 3 — бедро, 4 — две пары крыльев (в данном случае вторая пара находится под первой), 5 — голень, 6 — лапка, 7 — коготок, 8 — ротовой аппарат, 9 — переднегрудь, 10 — среднегрудь, 11 — заднегрудь, 12 — стерниты брюшка, 13 — пигидий

Тело насекомых подразд

ru.wikipedia.org

Общая характеристика насекомых

Общая характеристика насекомых

Насекомые являются классом, принадлежащим типу Членистоногие. К насекомым принадлежит подавляющее число видов членистоногих. Насчитывают порядка 1,5 миллионов видов насекомых. По сравнению с ракообразными и паукообразными они устроены более сложно в связи с тем, что лучше приспособились к обитанию на суше и освоили здесь почти все среды жизни. Они ползают по земле, живут в почве, летают и прыгают. Некоторые даже вернулись к жизни в воде, но все равно при этом дышат воздухом.

К насекомым относятся жуки, бабочки, кузнечики, комары, стрекозы, мухи, пчелы, муравьи, тараканы и многие другие.

Можно дать следующую общую характеристику насекомых:

  • Тело покрыто кутикулой, содержащей хитин (как и у всех членистоногих).
  • Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. Грудь состоит из трех сегментов. Количество сегментов брюшка бывает разным в зависимости от вида (от 6 до 10 сегментов).
  • Три пары ног (всего 6), которые отрастают от сегментов груди. Каждая нога состоит из нескольких члеников (тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка). У некоторых насекомых ноги могут быть видоизменены в связи с тем, что выполняют не функцию хождения, а какую-либо другую (для прыжков, рытья, плавания, хватания). Например, у кузнечиков задние ноги более мощные и длинные и обеспечивают ему хороший прыжок. А у богомолов передние ноги видоизменены в хватательные конечности, ими он ловит других насекомых.
  • У большинства насекомых имеются две пары крыльев. Они отрастают от двух последних сегментов груди. У ряда групп первая пара крыльев видоизменена в жесткие надкрылья (например, у жуков).
  • На голове имеется одна пара усиков, на которых располагаются органы обоняния и осязания.
  • Глаза насекомых сложные (фасеточные), состоят из множества простых глазков (фасеток). Такие глаза формируют мозаичное изображение (общая картина составляется из маленьких частей).
  • У насекомых нервная система и поведение сложнее, чем у других групп членистоногих, но ее общий план строения примерно такой же. Выделяют головной мозг (надглоточная ганглиозная масса), окологлоточное кольцо, брюшную нервную цепочку.
  • Насекомые могут по-разному питаться. В процессе эволюции у них сформировались различные ротовые аппараты (грызущего, сосущего, фильтрующего и других типов). В любом случае в образовании ротовых аппаратов участвуют верхние и нижние губы, пара верхних и пара нижних челюстей, а также хитиновый язык.
  • Пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, зоба (не всегда), желудка, средней кишки, задней кишки, анального отверстия. В ротовую полость и среднюю кишку впадают различные железы, выделяющие пищеварительные ферменты. В желудке насекомого пища в основном измельчается с помощью жестких хитиновых образований. Переваривание происходит в средней кишке, которая на границе с желудком по кругу имеет слепые отростки, увеличивающие ее поверхность.
  • Выделительная система представлена только мальпигиевыми сосудами. Это трубки, один конец которых впадает в заднюю кишку, а другой находится в полости тела и слепо замкнут. Через стенки мальпигиева сосуда из полости тела, в которой течет кровь, фильтруются продукты жизнедеятельности, которые требуется вывести из организма. Из задней кишки они выходят вместе с непереваренными остатками пищи. Наиболее вредные вещества организм насекомых изолирует в так называемом жировом теле (но основная его функция — запас питательных веществ).
  • Дыхательная система состоит только из трахей — разветвленных трубочек, пронизывающих тело. Наружу они открываются на каждом сегменте парой отверстий.
  • Кровеносная система незамкнутая, т. е. из сосудов кровь изливается в полость тела, а затем снова собирается в сосуды. Кровь толкает сердце, расположенное на спинной стороне брюшка. Из сердца кровь течет в головном направлении. От головы кровь течет в брюшном направлении по промежуткам между органами. Затем снова собирается в сосуды, идущие к сердцу. Кровь участвует только в переносе питательных веществ из кишечника и выводе вредных продуктов жизнедеятельности из клеток. Кислород в ткани организма насекомого поступает прямо из трахей. В них же из тканей выделяется углекислый газ. Несмотря на то, что трахейная система дыхания для членистоногих считается более продвинутой, и трахеи пронизывают все тело насекомого, данный тип дыхания препятствует увеличению размеров насекомых. Большое тело невозможно полноценно обеспечить кислородом с помощью трахей.
  • Существует два типа развития насекомых: с полным превращение и с неполным превращением. У насекомых с полным превращением в жизненном цикле наблюдается метаморфоз, когда непохожая на взрослых особей личинка через окукливание сильно изменяется и становится взрослым половозрелым насекомым. Такое развитие позволяет личинкам и взрослым питаться и жить в разных местах, что снижает конкуренцию между ними. У насекомых с неполным превращением метаморфозов в жизненном цикле нет. Из яиц они выходят внешне похожими на взрослых особей. По мере роста молодняк несколько раз линяет, в нем развиваются половые органы.
  • На протяжении исторического развития жизни на Земле (эволюции) многие насекомые вступили в своеобразный симбиоз с цветковыми растениями, став их опылителями и кормясь их пыльцой и нектаром. Именно это определило и их внешнее строение (особенно строение ротового аппарата) и все многообразие и красоту цветков растений. Многие виды насекомых опыляют только определенные виды растений, цветок которых приспособлен для опыления только данным видом насекомого.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

scienceland.info

Урок-игра «Общая характеристика класса Насекомые»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №108

ИМЕНИ ПЕРВОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ ГОРОДА МАКЕЕВКА»


 

«Общая характеристика класса Насекомые»

Урок-игра

 

 

Прудникова Анастасия Андреевна,

учитель биологии

высшей категории

МОУ «Средняя школа №108 города Макеевка»

 

 

Тема: Общая характеристика класса Насекомые.

Лабораторная работа №5 Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых; проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности, средой обитания; выявить черты приспособленности к среде обитания, выявить черты усложнения организации.

Оборудование и материалы: слайды презентации по теме урока, фотокарточки насекомых, видеофрагменты, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: сегменты, ротовой аппарат, сложные глаза, покровы тела, хитин, крылья, отделы тела, мальпигиевые сосуды, трахеи, гемолимфа, надглоточный узел.

Методы и методические приемы: словестные (рассказ, рассказ с элементами беседы, поисковые (мозговой штурм), наглядные (демонстрация изображений насекомых, видеороликов), практические (работа в группах с приложениями, информационными листами; выполнение лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Организанионный этап (2 минуты)

Проверка выполнения учащимися домашнего задания (8 минут)

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Изучение нового материала (7 минут)

Физкульт.минутка (2 минуты)

Изучение нового материала (8 минут)

Обобщение и систематизация изученного (10 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

Подведение итогов урока (2 минуты)

    Ход урока

    Организационный этап

            Здравствуйте ребята. Как вы уже успели заметить, мы сегодня работаем на основе командной деятельности. Вы сели так, как вам удобно и комфортно. Давайте сразу определимся, кто будет капитаном в каждой из команд. Отлично! У вас на партах лежат приложения, которые мы с вами будем использовать сегодня на уроке. Обратите внимание на приложение 1, сегодня нам с вами предстоит пройти сложный лабиринт, по выходу из которого мы будем еще лучше знать Тип Членистоногие. Предлагаю командам найти выход из нашего лабиринта (учащиеся выполняют задание в группах). Отлично! Давайте теперь сверим наши маршруты.

           И так, мы справились с этим заданием и продвинулись к первому пункту в нашем маршруте. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем Тип Членистоногие.

      Проверка выполнения учащимися домашнего задания

             Игра «Allias». У вас на партах лежат карточки с понятиями, связанными с членистоногими. По правилам этой игры, для описания слов (терминов) нельзя использовать однокоренные слова и иностранные аналоги.

              Обратите внимание на схемы рассадки членов команды, Участник номер 1 от 1 команды, задает вопрос участнику №1 второй команды, следующий вопрос задает участник №2 первой команды, участнику №2 второй команды и так далее. Сначала играет команда №1 с командой №2, затем команда №2 с командой №3, А команда№3 с командой №1. По итогам первого тура играет 2 команды. Задают по 4 вопроса.

        Отлично! Молодцы!

        Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Второй пункт нашего маршрута.

          На лугу весёлый бал был открыт весною:

          На трубе Комар играл, шмель мохнатый танцевал с Мушкой голyбою.

          И кружился ветерок, листьями играя.

          И качался в такт цветок, свой зелёный стебелёк стройно наклоняя.

          Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.

          И Улитка приплелась и удобно разлеглась под листком прохладным.

          Прилетел и Майский Жук с толстою Жyчихой,

          И, толкая всех вокруг, он вошел в весёлый круг, подбоченясь лихо.

          Муравьи толпой пришли, шевеля усами, и плясать они пошли!..

          Лишь Паук сидел вдали, прячась за ветвями.

          И сердился и ворчал: "Что за новоселье, что ещё такой за бал?"

          Злой Паук не понимал счастья и веселья...

              Ребята, о каких животных идет речь в данном стихотворении? (учащиеся высказывают свои предположения).

               Правильно, о насекомых. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тип Членистоногие на примере класса Насекомые. Помогите мне сформулировать тему нашего урока (учащиеся высказывают свои мысли, из которых формируется тема урока). Молодцы!

          Тема нашего урока «Общая характеристика класса насекомые»

          Запишите ее в рабочей тетради

          На какие вопросы мы с вами должны ответить в конце урока? (Особенности внешнего строения, особенности внутреннего строения, особенности питания, движения насекомых).

          Изучение нового материала

            И так, мы подошли к третьему пункту нашего маршрута.

            Рассказ с элементами беседы

                 Насекомые появились около 400 млн. лет назад, и произошли от древних кольчатых червей, что опровергает поговорку «Рожденный ползать - летать не может». Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду. Настоящее время известно около 1,5 млн. видов насекомых c различной величиной от 0,25мм до 30см. Запишите в рабочей тетради количество видов насекомых.

                 Какие общие признаки характерны для всех классов членистоногих? (Хитиновый покров, членистые ноги, сегментированное тело).

                 Тело насекомых состоит из трёх отделов – это голова, грудь и брюшко. По бокам головы расположены два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько простых мелких глазков. От верхней стороны головы отходит пара антенн, или усиков. Видоизменённые конечности на голове превратились в ротовой аппарат.

                 Грудь насекомых всегда состоит их трёх сегментов – передне-, средне-, заднегрудью. На этих сегментах расположены пары ходильных ног.

                 Брюшко - последний отдел тела насекомых. Прикрепляется оно к грудному отделу тела либо неподвижно как у жуков, либо, наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у перепончатокрылых

                4 пункт лабиринта, на столе разложены карточки (Приложение 2), с характерными признаками насекомых, ваша задача разделить их на 3 группы, по количеству команд. Приступим (учащиеся коллективно работают с раздаточным материалом).

                Отлично! Командиры, получите информационные карты, используя их, выполните задания приложение 3.

            Проверка выполненных заданий с помощью слайда презентации

            Физкульт.минутка

                   Пятый пункт нашего лабиринта. Внимание на экран, повторяем движения (демонстрация видео на экране, учащиеся повторяют движения).

              Изучение нового материала

                     Мы подошли к шестому пункту лабиринта, давайте рассмотрим внутреннее строение насекомых.

                Рассказ с элементами беседы

                      Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. У насекомых в пищеварительном тракте выделяют рот, глотку, пищевод с зобом, желудок, отделы кишечника. В глотку выходят протоки слюнных желез. Передняя, средняя и задняя кишка отделены друг от друга клапанами. Пища движется в кишечнике за счет сокращения его продольных и кольцевых мышц. Желудок расположен перед началом средней кишки и служит для перетирания пищи и ее фильтрации через клапан. Пищеварение и всасывание питательных веществ в основном происходит в средней кишке. В задней кишке происходит всасывание воды, расщепление целлюлозы с помощью бактерий.

                       Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды — впадают в кишечник между средней и задней кишкой. Они выносят в кишечник вместе с водой вещества, подлежащие выводу из организма. Вода потом всасывается стенками кишки.

                    У насекомых органы дыхания представлены трахеями, для которых характерна большая разветвленность. Крупные насекомые, чтобы обеспечить себя большим количеством кислорода, вентилируют трахеи, сокращая и расслабляя брюшко.

                      Кровеносная система насекомых незамкнута, т.е. часть своего пути кровь проходит не по специальным сосудам, а в полости тела. Центральным органом является сердце, или спинной сосуд. Кровь насекомых называют гемолимфой. Она обычно не окрашена и не содержит гемоглобина или аналогичных акцепторов кислорода, доставляемого непосредственно трахейной системой. Гемолимфа выполняет транспорт питательных веществ и экскретов, а также функции иммунитета.

                     У насекомых имеются сложно развитые нервная система и органы чувств. У насекомых крупный надглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом. В брюшной нервной цепочке количество узлов не соответствует количеству члеников тела, обычно их меньше, и они отличаются по величине.

                   Органы зрения, обоняния, вкуса, осязания у насекомых очень хорошо развиты. Насекомые обладают развитым цветовым зрением, органами обоняния служат антенны, несущие множество специальных чувствительных рецепторов. Специально развитыми органами слуха обладают только некоторые насекомые. Рецепторы вкуса сосредоточены в основном на ротовых придатках. В кожных покровах насекомых помимо многочисленных осязательных рецепторов некоторые рецепторы регистрируют давление, температуру, микровибрации среды и другие параметры.

                  Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Система размножения насекомых состоит из семенников у самцов и яичников у самок, проводящих путей, связывающих эти органы с половым отверстием около ануса, а также придаточных желез и структур, обеспечивающих оплодотворение.

                     Обратите внимание на приложение 3, используя полученную информацию о внутреннем строении насекомых, индивидуально выполните задания. На выполнение заданий у вас есть 2 минуты. Отлично, теперь обменяйтесь ими с соседями по парте и глядя на слайд презентации проверьте у друг друга насколько правильно выполнены задания.

                Обобщение и систематизация изученного материала

                  Седьмой пункт нашего лабиринта

                  Лабораторная работа №5

                  Тема: Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

                  Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить особенности приспособления насекомых к разным средам обитания.

                  Оборудование и материалы: фотокарточки насекомых, видео насекомых, информационный лист.

                  Ход работы

                  Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука


                     

                    1. ____________________________ 6.______________________________ 2._____________________________ 7.______________________________

                    3._____________________________ 8._______________________________

                    5._____________________________ 9._______________________________

                    9._____________________________ 10.______________________________

                    Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания. Где обитают насекомые? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                    С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.

                    Результаты своих исследований занесите в таблицу

                    п/п

                    Среда обитания

                    Особенности внешнего строения

                    Представители

                    1

                         

                    2

                         

                    3

                         

                    4

                         

                    Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

                      Домашнее задание

                        Восьмой пункт нашего лабиринта – домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 46, ответить на вопросы.

                        Подведение итогов урока

                          Поздравляю вас, ребята! Мы добрались до финиша нашего урока.

                          Список литературы

                          1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
                          2. Захваткин Ю.А., Митюшев И.М., Третьяков Н.Н. Биология насекомых / Ю.А. Захваткин, И.М. Митюшев, Н.Н. Третьяков. – М.:Либроком, 2014.
                          3. Елкина Л.В. Биология весь школьный курс в таблицах / Л.В.Елкина.-Минск, 2009
                          4. Степанчук Н.А. Биология 7 класс. Животные:проверочные работы, тренировочные тесты / Н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2010.- 207 с.
                          5. Фарб Ж. Жизнь животных – 3 том / Ж. Фарб. – М.: Мысль, 1997.
                          6. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004., 541 с.
                          7. http://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/biologiya/61249/
                          8. http://mirfaunas.ru/sreda-obitaniya-nasekomyh                                                                                                Приложение 2

                          КРЫЛЬЯ

                          ХОДЬБА

                          КЛЕЙКИЕ ПОДУШЕЧКИ

                          СКОРОСТЬ

                          РОТОВОЙ АППАРАТ

                          ПИЩА

                          ХОБОТОК

                          НЕКРАТ ЦВЕТКА

                          ЭПИТЕЛИЙ

                          КУТИКУЛА

                          ХИТИН

                          ОКРАСКА

                          ФИО_________________________                                                              Приложение 3

                          1.Укажите верные утверждения:

                          1. Органы дыхания насекомых - легкие.

                          2. Органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды.

                          3. Кровеносная система насекомых незамкнутая.

                          4. Гемолимфа не окрашена и не имеет гемоглобина.

                          5. Пищеварение и всасывание питательных веществ у насекомых в основном происходит в желудке.

                          6. У насекомых слабо развиты органы чувств.

                          7. Насекомые гермафродиты.

                          8. Мальпигиевы сосуды впадают в желудок.

                          9. Насекомые обладают развитым цветовым зрением.

                          10. У насекомых крупный подглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом.

                            1

                            2

                            3

                            4

                            5

                            6

                            7

                            8

                            9

                            10

                                               


                             

                            2. Обозначьте на рисунке нервную систему, кровеносную систему, пищеварительную систему, мочеполовую систему, дыхательную систему.

                            ________________________________________________

                            ________________________________________________

                            ________________________________________________

                            ________________________________________________

                            ________________________________________________

                               ФИО_______________________________                              ДАТА________________

                              Лабораторная работа №5

                              Тема. Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

                              Цель.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                              Оборудование и материалы. фотокарточки насекомых, видео, информационный лист.

                              Ход работы

                              Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука

                                1. _________________________________ 2.________________________________

                                3._________________________________ 4.________________________________

                                5._________________________________ 6.________________________________

                                7._________________________________ 8.________________________________

                                9._________________________________ 10.________________________________

                                Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания.

                                Где обитают насекомые? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.


                                   


                                   

                                  Результаты своих исследований занесите в таблицу


                                     

                                    п/п

                                    Среда обитания

                                    Особенности внешнего строения

                                    Представители

                                    1

                                         

                                    2

                                         

                                    3

                                         

                                    4

                                         


                                     

                                    Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

                                      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                      Среда обитания насекомых

                                      Насекомые освоили практически все пространства земли. Их можно встретить на растениях и на земле, в воде и в воздухе, в вечных льдах и в жаркой пустыне, в горах, покрытых снегами, и в темных пещерах. Паразитические виды могут обитать на животных других видов.

                                      Живут ли насекомые под землей ?

                                      Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток. Многие насекомые питаются грибами, сгнившими листьями и другими растительными и животными остатками, способствуя круговороту веществ в природе. Пищей для других насекомых, таких как корневая тля и личинки майского жука, служат растения. Хищные личинки жужелиц, коротконадкрылых и щелкунов охотятся на насекомых, дождевых червей и улиток. В темноте пещер обитает несколько видов жуков. Глаза у большинства из них атрофировались в процессе эволюции, зато их осязание развито до невероятной степени. Для пещерных жуков темный окрас тела не настолько важен, как для их сородичей других видов, им не требуется защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Порой встречаются светло-желтые или красноватые виды. Бесцветен и слеп пещерный кузнечик, бескрылый хищный обитатель карстовых пещер.

                                      Встречаются ли насекомые во льдах ? 

                                      Летом в горах снежные и ледниковые блохи размножаются с такой скоростью, что снег из-за пестрого окраса насекомых приобретает «кровавый» оттенок. Питаются они цветочной пыльцой и органическими частичками, которые приносит ветер.

                                      Могут ли насекомые выжить в пустыне ? 

                                      Жуки, обитающие в южно-африканской пустыне Намиб, прекрасно справляются с нехваткой влаги. Чернотелки рода Lepidochim выкапывают желобки в песке перпендикулярно направлению ветра. Когда ветер приносит влажный воздух с Атлантики, на краю желобка осаждается влага. Другие виды жуков во время влажного ветра делают стойку на голове. Капельки влаги скатываются по туловищу жука, и он их слизывает.

                                      Водомерки 

                                      Самые крупные водоемы мира — моря — практически не заселены насекомыми. Исключение составляет водомерка Halobates. Как обычные водомерки, обитающие в наших краях, они охотятся на животных, упавших в воду. Иногда Halobates можно встретить и в закрытой бухте океана.

                                      Как насекомые дышат под водой

                                      Чистые ручьи и реки от истока до устья — место обитания множества насекомых. Стрекозы, мухи-подёнки, ручейники, веснянки и другие двукрылые на ранних стадиях развития живут на дне ручьев. Водоемы со стоячей водой, такие как канавы, лужи и пруды, также являются сферой обитания многих личинок и взрослых насекомых. У личинок подёнок, стрекоз, ручейников и веснянок отсутствуют отверстия для дыхания, через которые в их организм мог бы поступать насыщенный кислородом воздух. Эти насекомые поглощают кислород, растворенный в воде, посредством нитевидных, листообразных или пучкообразных придатков — трахей. Взрослые насекомые, живущие под водой, запасают воздух на своем теле. Плавунец окаймленный — под крыльями, куда подходят его дыхательные отверстия. Другие водяные жуки и клопы имеют на брюшке серебристую емкость. Тонкие волоски в области дыхательных путей направляют воду, не давая ей двигаться назад. Некоторые насекомые, такие как водяной скорпион и комар, дышат через наполненную воздухом трубку на поверхности водоема.

                                      Насекомые-паразиты 

                                      На теле многих животных обитают паразитирующие насекомые. Если вы поймаете ежика в лесу, то удивитесь, сколько у него блох. Блохи сопровождают также моржей, тюленей и других морских млекопитающих. Кровососки паразитируют на теле летучих мышей, копытных животных и птиц. В процессе приспособления к такому образу жизни они утратили крылья. Известным паразитом является овод. Прибежищем и источником питания для многих насекомых являются гнезда муравьев и термитов, а также постройки более крупных животных. Около 3000 видов насекомых постоянно гостят в муравейниках. Мы, люди, тоже зачастую, пусть и против своей воли, делим свой дом с некоторыми представителями насекомых.


                                      Класс Насекомые
                                      PPTX / 12.51 Мб

                                      xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                      Класс Насекомые

                                      Общая характеристика класса. Это самый многочисленный класс, включающий более 1 млн. видов. По своему происхождению — это группа настоящих наземных животных. Насекомые заселили самые различные наземные местообитания, почву, пресные водоемы, прибрежье морей. Большое разнообразие местообитаний в наземной среде способствовало видообразованию и широкому расселению этой многочисленной группы членистоногих.

                                      Главнейшими приспособлениями, обеспечившими прогрессивное развитие насекомых, являются следующие:

                                      1. Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями.
                                      2. Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.
                                      3. Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых.
                                      4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др.).
                                      5. Разнообразие способов размножения —кроме обоеполого, размножение партеногенетическое (у тлей), на стадииличинок (у отдельных видов двукрылых, жуков и клопов). Некоторым паразитическим перепончатокрылым свойственна полиэмбриония (бесполое размножение на стадии делящейся зиготы), позволяющая им резко увеличивать численность потомков.
                                      6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее число откладываемых яиц составляет 200— 300. Некоторые насекомые откладывают небольшое число яиц, но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (хрущи, мухи, комары, саранча и др.).
                                      7. Разнообразие типов постэмбрионального развития: неполный, полный метаморфоз и другие типы превращения. В фазе личинки происходит рост и развитие особи, в фазе взрослой особи — размножение и расселение. Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы — временного физиологического покоя.
                                      8. Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза: личинки обитают в водной среде, взрослые — в наземно-воздуш-ной (например, стрекозы, комары и др.), что снижает внутривидовую конкуренцию за пищу, пространство для жизни и способствует лучшему выживанию насекомых.
                                      9. Органы дыхания —трахеи — позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.
                                      10. Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения — инстинкты. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове находится пара членистых усиков, пара верхних и две пары нижних челюстей. Кроме того, они имеют пару сложных фасеточных глаз, а многие — и простые глазки. Строение ротового аппарата разнообразно и соответствует характеру питания. Исходным считается грызущий ротовой аппарат, от которого в результате пищевой специализации произошли остальные типы: колюще-сосущий (у комаров, клопов, тлей и др.), сосущий (у чешуекрылых), лакающий (у пчел, шмелей), лижущий (у мух). Грызущим ротовым аппаратом обладают, в частности, насекомые отрядов жестко- и прямокрылых, а также многие личинки.

                                      Грудной отдел состоит из трех сегментов, каждый из которых несет по паре членистых конечностей. На спинной стороне второго и третьего сегментов груди расположены две пары крыльев, представляющих собой выпячивания кожных покровов. У разных отрядов насекомых строение крыльев имеет свои отличительные черты. Так, у жуков передние крылья превращены в жесткие надкрылья. Для полета у них служит задняя пара крыльев, которые в покоящемся состоянии спрятаны под надкрыльями. У насекомых отряда двукрылые (мухи, комары) развита лишь передняя пара, а задняя редуцирована до небольших жужжалец. У группы паразитических насекомых (вшей, блох) крылья утрачены.

                                      Брюшной отдел у разных групп насекомых состоит из неодинакового количества сегментов (большей частью их 9-10) и лишен настоящих конечностей.

                                      Кожные покровы насекомых устроены сходно с таковыми паукообразных. В коже расположены различные красящие вещества, определяющие окраску насекомых. Окраска может быть покровительственной, предупреждающей. Имеющиеся на поверхности хитиновой кутикулы многочисленные волоски выполняют функцию осязания. Покровы обильно снабжены различными железами — восковыми, пахучими, прядильными, ядовитыми и т. д., выделения которых играют важную роль в жизни насекомых.

                                      Поперечно-полосатая мускулатура особого развития достигает в грудном отделе, обеспечивая быстрые движения крыльев (от пяти до тысячи взмахов в секунду) и конечностей.

                                      Как и у других членистоногих, пищеварительная система насекомых состоит из трех отделов. Строение переднего отдела кишечника модифицируется в зависимости от пищевой специализации насекомых. У насекомых, питающихся твердой пищей, имеется мускульный желудок (рис. 11.14). У питающихся жидкой пищей ротовая полость превращена в систему каналов, а желудок сосательного типа. Слюнные железы могут быть преобразованы в прядильные (гусеницы бабочек) или содержать антикоагулянты крови (у кровососущих форм). В заднем отделе кишечника большинства насекомых расположены специальные железы, предназначенные для всасывания воды из непереваренных остатков пищи.

                                      Кроме мальпигиевых сосудов (от 2 до 200), органом выделения служит и жировое тело, основная функция которого — запасание питательных веществ, необходимых для развития яиц во время зимовки. Конечным продуктом азотистого обмена насекомых является мочевая кислота, выделяемая в форме кристаллов, что связано с необходимостью сохранения воды в их геле.

                                      Дыхание насекомых осуществляется исключительно с помощью сильно разветвленной системы трахей. Отверстия дыхалец расположены на боковых поверхностях груди и брюшка. Дыхальца снабжены специальными клапанами, регулирующими поступление в них воздуха, движение которого происходит при помощи сокращений брюшка. Живущие в воде насекомые — водяные мухи и клопы — вынуждены периодически подниматься на поверхность воды для запасания воздуха.

                                      Рис. 11.14. Схема строения органов таракана: 1пищевод; 2зоб; 3мускулистый желудок; 4 — средняя кишка; 5выделительные трубки; ббоковые трахеи; 7 — брюшная нервная цепочка.

                                      Кровеносная система насекомых в связи с особенностями строения органов дыхания развита слабо и не имеет принципиальных отличий от таковой других членистоногих (рис. 11.15). Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

                                      Нервная система, как и у других членистоногих, построена по типу окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный ганглий достигает высокого уровня развития, особенно у общественных насекомых (пчел, муравьев, термитов), преобразуясь в «головной мозг» с тремя отделами: передним, средним и задним. Он иннервирует глаза и усики. Поведение общественных насекомых сложное.

                                      Органы чувств насекомых хорошо развиты. Органы зрения взрослой особи представлены фасеточными глазами, к которым иногда добавляются и простые глазки, расположенные на лбу и темени.

                                      Некоторые насекомые обладают цветовым зрением (бабочки, пчелы). Своеобразно устроены органы равновесия и слуха. Насекомые имеют острое обоняние, позволяющее им отыскивать пишу и половых партнеров. Органы осязания располагаются чаще всего на усиках, а органы вкуса — на ротовых конечностях. Высокоразвитая нервная система и совершенные органы чувств определяют сложное поведение насекомых, особенно общественных. Оно определяется инстинктами, которые представляют собой врожденные комплексы реакций.

                                      Рис 11.15. Кровеносная система насекомого: 1аорта; 2крыловидные мышцы; 3спинной сосуд«сердце».

                                      Типы развития насекомых. Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные, у самцов нередко имеется совокупительный орган. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метаморфозом).

                                      У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, похожие по внешнему виду на взрослое насекомое, но отличающееся от него меньшими размерами и недоразвитыми крыльями и половой системой. С каждой линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму. Напротив, у насекомых с полным превращением развитие идет с последовательной сменой форм, совершенно непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червеобразная личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее. В результате последней личиночной линьки образуется куколка, которая не двигается и не питается. Куколки разных отрядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использование этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит при участии специальных гормонов.

                                      У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капустницы питается листьями, взрослая бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных водоемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый комар (самка) обитает в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

                                      Отряды насекомых. Класс Насекомые включает большое количество отрядов. Основой их выделения служит строение крыльев, ротового аппарата и тип развития. Характеристика основных отрядов представлена в табл. 11.1.

                                      Табл. 11.1. Основные отряды насекомых.

                                      Отряд и его представители

                                      Характерные признаки

                                      Значение

                                      1

                                      2

                                      3

                                      Насекомые с неполным превращением

                                      Стрекозы (большое коромысло, красотки, стрелки и др.)

                                      Две пары крыльев (одинаковые у подотряда равнокрылых инесколько различные у представителей подотряда разнокрылых) с мелкой сетью жилок. Большие, сходящиеся на темени сложные глаза. Грызущий ротовой аппарат.

                                      Являясь прожорливыми хищниками, уничтожают большое количество насекомых-вредителей.

                                      Прямокрылые (кузнечики, сверчки, саранча, медведки)

                                      Передние крылья жесткие с почти параллельными продольными жилками. Задние крылья более широкие с радиально-расходящимися продольными жилками. Грызущий ротовой аппарат.

                                      Большинство представителей отряда — вредители растений. Саранча, поедая листья и стебли, вредит посевам. Кузнечики приносят вред садам и виноградникам. Медведки, роясь в почве, повреждают корнирастений.

                                      Полужесткокрылые, или Клопы (клопы-черепашки, постельный клоп, водомерки и др.)

                                      Половина каждого надкрылья от его основания жесткая и состоит из толстого слоя хитина, а другая половина более тонкая, перепончатая. У некоторых клопов (постельный и др,) крылья редуцированы. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Многие виды имеют пахучую железу, поэтому у них неприятный запах.

                                      Среди клопов есть много паразитов. Капустный клоп повреждает рассаду капусты. Хлебным злакам вредят черепашки. Постельный клоп беспокоит человека своими укусами и может быть переносчиком возбудителен болезней.

                                      Насекомые с полным превращением

                                      Жесткокрылые, или Жуки (майские жуки, жуки-щелкуны, жуки-долгоносики, хлебный жук [кузька], листоеды [колорадский жук], жуки-короеды, жуки-плавунцы, жужелицы, божьи коровки, жуки-навозники и др.)

                                      Первая пара крыльев — жесткие надкрылья — прикрывает вторую пару перепончатых крыльев. Ротовой аппарат грызущий.

                                      Многие из жуков вредят растениям, майские жуки поедают листья, а их личинки — корни деревьев. Личинок жуков-щелкунов называют проволочными червями. Они питаются подземными частями картофеля, злаков. Колорадский жук и его личинки поедают листья картофеля. Личинки долгоносика — яблонного цветоеда — уничтожают завязи цветка, а личинки свекловидного долгоносика — корни свеклы. Среди жуков есть и полезные. Это хищные жуки (жужелицы и красотелы), охотящиеся за гусеницами шелкопрядов. Божьи коровки и их личинки питаются тлями. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

                                      Чешуекрылые, или Бабочки (капустная белянка, боярышница, яблонная моль, плодожорка, комнатная моль, шелкопряды)

                                      Две пары очень больших по сравнению с телом насекомого крыльев, окрашенных в различные цвета. Окраска крыльев зависит от окраски и расположения чешуек. Жилки на крыльях расположены продольно. За исключением некоторых молей, бабочки имеют сосущий ротовой аппарат.

                                      Личинки бабочек, поедая надземные части растений, приносят вред. Личинки капустной белянки поедают листья капусты и других крестоцветных. Личинки боярьппницы, яблонной моли и плодожорки наносят вред плодовым деревьям. Личинки комнатной моли питаются шерстью тканей или мехов и повреждают одежду, ковры, обивку мебели. Личинки соснового шелкопряда, поедая хвою, вредят сосновым лесам; личинки кольчатого шелкопряда повреждают плодовые сады. Принося вред на личиночной стадии, взрослые бабочки, производя опыление растений, приносят пользу. Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Их гусеницы имеют сильно развитые шелкоотделительные железы, выделяющие шелковую нить. Этой нитью гусеница окутывает себя перед окукливанием. Шелковистый кокон служит защитой куколки от неблагоприятных условий, а для человека — сырьем для получения шелка.

                                      Перепончатокрылые (наездники, пилильщики, пчелы, осы, шмели, муравьи и др.)

                                      Задние крылья всегда меньше передних. Обе пары прозрачные со сравнительно редкими продольными и поперечными жилками. Ротовой аппарат у большинства видов грызущий, а у жалоносных (пчелы) — грызуще-сосущего типа. Пчелы, осы, некоторые муравьи имеют жало, представляющее измененный яйцеклад. Образжизни различен. Одни (наездники, пилильщики, некоторые осы) живут в одиночку, другие (пчелы, муравьи, некоторые осы) — большими семьями и являются общественными насекомыми. Между особями Внутри семьи наблюдается разделение труда.

                                      Велико значение перепончатокрылых как опылителей растений. Пчела медоносная образует воск, пчелиный яд, пчелиное молочко, используемые в медицине и парфюмерии. Полезен и пчелиный мед. Большую пользу приносят наездники. Откладывая яйца в тело личинок и яйца многих вредных насекомых, они помогают человеку в борьбе с ними. Полезны в этом отношении и осы: запасая пищу своим личинкам, они перед откладыванием яиц парализуют и затаскивают в норы гусениц многих вредных насекомых. Есть среди перепончатокрылых и вредители. Самки пилильщиков имеют пилообразный яйцеклад, которым пропиливают яйца растении для откладывания яиц. Вышедшие из яиц личинки поедают листья растений.

                                      Двукрылые (мухи, оводы, слепни, комары, мошки, москиты и др.)

                                      Задняя пара крыльев редуцирована. Их осатки превратились в жужжальце. Передняя пара крыльев у основания сильно сужена. Ротовые органы лижущего (у мухи) и колюще-сосущего (у комара) типа.

                                      Многие виды переносят возбудителей болезней: самки малярийного комара — возбудителя малярии, москиты —возбудителя москитной лихорадки, мухи — возбудителей желудочно-кишечных заболеваний, яйца паразитических червей. Личинки бычьего овода паразитируют в коже крупного рогатого скота.

                                      Роль насекомых в природе, их практическое значение. Насекомые при их разнообразии и огромной численности играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются опылителями растений, истребляют вредных представителей этого класса и выполняют роль санитаров. Некоторых полезных насекомых — пчел, шелкопрядов — человек одомашнил. Вместе с тем велик и вред, наносимый насекомыми. В зависимости от объекта нападения вредных насекомых делят на несколько групп: вредители поля, сада, огорода, амбарные вредители, переносчики болезней.

                                      В целях защиты растений от насекомых используют разные способы борьбы с ними. Широко применяется сбор насекомых с помощью ловчих канав, колец, бредней, насекомоуловителей (механический способ) и др. Кроме того, борьба ведется и химическим методом, при котором на насекомых воздействуют ядами. Но использование химических веществ приводит к отравлению почвы, воды, уничтожению наряду с вредными и полезных насекомых. Поэтому в последнее время признание получил биологический способ борьбы, при котором человек использует естественных врагов насекомых: насекомоядных птиц, насекомых-хищников (жужелиц, божьих коровок и др.). Искусственно разводят наездника-трихограмму для борьбы с яблонной плодожоркой.

                                      sbio.info

                                      Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

                                      Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами. Грудной отдел состоит из трех сегментов, у каждого одна пара конечностей. Второй и третий сегменты на спинной стороне обычно несут по паре крыльев. Брюшко состоит из 8-12 члеников.

                                      Общая характеристика

                                      Типичным представителем этого класса является майский жук. Длина его составляет 2-2,5см. Форма тела цилиндрическая. Цвет — светло-коричневый. По бокам брюшка имеются характерные треугольные белые пятна.

                                      Майский жук — типичный представитель класса Насекомые

                                      На голове майского жука располагаются органы чувств и ротовые органы. Органами чувств насекомых являются два фасеточных глаза. Впереди глаз находится пара усиков с расширенными пластинками на конце, выполняющими роль органов обоняния.

                                      Органы осязания и вкуса — щупики. Они находятся попарно на нижней губе и на нижних челюстях. К ротовым органам относятся верхняя и нижняя губы, верхние и нижние челюсти. Верхняя губа и верхние челюсти одночленные. Нижняя губа и нижние челюсти многочленные.

                                      По характеру строения ротовых органов у насекомых различают грызущие, колюще-сосущие, лакающие, режуще-сосущие и другие ротовые аппараты, что связано с разнообразием пищи, употребляемой разными насекомыми.

                                      Внешнее строение насекомых

                                      Майский жук относится к отряду жуков или жесткокрылых. У насекомых, относящихся к этому отряду, первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья, служащие чехлом для второй пары перепончатых крыльев, используемых при полете.

                                      Прежде чем взлететь, майский жук приподнимает надкрылья, отводит их в сторону и расправляет сложенные под ними перепончатые крылья. Во время полета крылья выполняют такую же роль, как несущие плоскости у самолета, а надкрылья — ту же роль, что пропеллер самолета.

                                      Внешнее строение насекомых

                                      Ноги майского жука снабжены острыми коготками, что помогает ему крепко цепляться за листья и веточки.

                                      Брюшко майского жука состоит из 8 сегментов; их видно только с нижней стороны, так как верхняя его часть почти вся (за исключением заостренного кончика брюшка) скрыта надкрыльями.

                                      Внутреннее строение насекомых

                                      Питание насекомых. Питается майский жук молодыми листьями деревьев. Проглоченная пища через пищевод попадает в объемистый зоб, а из него в желудок, где перетирается хитиновыми зубчиками. В кишке измельченная пища окончательно переваривается и всасывается, а непереваренные остатки попадают в заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие.

                                      Дыхательная система у насекомых представлена трахеями. Это многочисленные ветвящиеся трубки, в которые воздух попадает через специальные отверстия — дыхальца, или стигмы. Трахеи распределяют воздух по телу, достигая всех органов. Работа органов дыхания насекомых связана с работой мышечной системы брюшка: при его сокращении воздух выталкивается из трахей, а при расширении брюшка в них попадает свежий воздух.

                                      Кровеносная система насекомых представлена сердцем и сосудами. Сердце и аорта расположены на спинной стороне. В связи с тем, что имеется разветвленная сеть трахей, кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода. Жидкость, циркулирующая по кровеносной системе, называется гемолимфой. В ней находятся белые кровяные тельца.

                                      Внутреннее строение насекомых

                                      Органы выделения насекомых — многочисленные трубочки (мальпигиевы сосуды), впадающие на границе средней и задней кишок. Просвет их заполнен зернами мочевой кислоты — главным продуктом диссимиляции у насекомых. Кроме того, выделительную функцию несет жировое тело. В нем также скапливается, хотя и не удаляется из тела, мочевая кислота, поэтому с возрастом концентрация ее в жировом теле увеличивается. Жировое тело является «почкой» накопления. Однако основная функция жирового тела — накопление запасных питательных веществ: жира, гликогена, белка.

                                      Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки, однако может достигать очень высокого уровня развития и специализации. Центральная нервная система включает головной мозг, подглоточный ганглий и сегментарные ганглии брюшной нервной цепочки, расположенные в туловище. Головной мозг отличается очень сложным гистологическим строением. У большинства насекомых ганглии брюшной нервной цепочки концентрируются в продольном направлении.

                                      Размножение насекомых

                                      Размножаются майские жуки половым путем. Оплодотворенная самка зарывается в почву и откладывает яйца. В них развиваются личинки, которые покидают оболочки яиц в конце лета. Личинки питаются перегноем.

                                      Осенью они проникают глубоко в почву, перезимовывают, а весной поднимаются к поверхности почвы и на протяжении всего лета питаются корнями травянистых растений и сеянцев сосны. Зимуют опять глубоко в почве и лишь на третье лето выросшие личинки способны питаться корнями кустарников и деревьев, от чего молодые деревца часто засыхают.

                                      Размножение насекомых

                                      В куколку личинка превращается только после того, как она перезимует третий раз и сильно увеличится в размерах. Это происходит в конце весны, а к осени из нее выходит взрослый майский жук. В начале мягкие его покровы бесцветны, потом они твердеют и становятся окрашенными. Перезимовав еще раз в земле, жуки выползают на ее поверхность весной. Массовый лет их происходит в весенние месяцы в сумерки.

                                      Основной вред лесному хозяйству приносят не взрослые жуки, а их личинки. Это связано с тем, что начиная со второго года, они питаются корнями деревьев и губят молодые растения и сеянцы.

                                      Естественными врагами майских жуков являются птицы (скворцы, грачи) и млекопитающие (кроты, летучие мыши). Этих птиц и зверей необходимо всячески охранять.

                                      animals-world.ru

                                      Конспект "Класс Насекомые" - УчительPRO

                                      «Класс Насекомые»

                                      Насекомые — класс беспозвоночных членистоногих животных.

                                      Внешнее строение.

                                      Тело насекомого состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. Покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальной мембраной.  Окраска покровов насекомых обуславливается пигментами, содержащимися в кутикуле или гиподерме.

                                      На голове из пяти слившихся сегментов два усика, глаза и органы рта. Строение глаз сложное – фасеточное. У некоторых видов насекомых еще имеется 1 – 3 простых глаза, которые находятся между сложных глаз. Усики (антенны) являются органами обоняния. Ротовой аппарат: верхняя губа (лабрум), верхние челюсти (мандибулы), нижние челюсти (максиллы), нижняя губа (лабиум). К ротовому аппарату относится язык (гипофаринкс). Ротовой аппарат может быть: грызущий, колюще-сосущий, сосущий и лижущий. Первичный тип – грызущий.

                                      Грудь состоит из трех сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. От неё отходят три пары ног, две пары крыльев. Конечности могут быть: хватательными, копательными, плавательными, прыгательными и собирательными. Конечности членистые. Основной членик ноги называется тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка. Крылья (2 пары) находятся на задней стороне груди. Под жесткими надкрыльями находятся перепончатые крылья. Крылья представляют собой выпячивания стенок тела. Крыло состоит из двух складок кожи, покрытых кутикулой, и полости между ними.

                                      Брюшко состоит из нескольких сегментов, по его бокам находятся дыхальца. Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад.

                                      Внутреннее строение.

                                      Пищеварительная система состоит из кишечного тракта. Сама система начинается от ротового аппарата и слюнных желез. Затем следует передняя кишка, которая состоит из глотки, пищевода и жевательного желудка. В средней кишке происходит переваривание и всасывание питательных веществ. Здесь пища распадается на простые органические соединения. Задняя кишка делится на тонкую кишку (происходит распад глюкозы) и прямую кишку (происходит всасывание воды и образование экскрементов).

                                      Кровеносная система у насекомых кровеносная система незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубки, туда из полости тела, через поры засасывается кровь. Дальше она поступает в аорту и вытекает в полость тела, принося питательные вещества.

                                      Дыхательная система.  Через дыхальца воздух поступает в трахеи. Трахеи – это тонкие трубки, которые ветвятся по всем органам насекомого. Через стенки трахей, находящихся в тканях, происходит газообмен.

                                      Нервная система состоит из нервных узлов, которые делятся на: надглоточные, подглоточные и брюшные нервные цепочки. Надглоточный узел – мозг, который делится на три части – передний мозг (отвечает за глаза), средний мозг (отвечает за усики) и задний мозг (верхняя губа).

                                      Выделительная система. Основные органы выделения – мальпигиевы сосуды (2 трубочки) в полости тела одним концом заканчиваются в полости тела и в них всасываются конечные продукты жизнедеятельности из крови; задняя кишка. Еще есть жировое тело, извлекающее из крови вредные вещества, но не выводит их из организма.

                                      Органы чувств. Сложные глаза, органы осязания (усики), органы обоняния, органы вкуса. Многие насекомые способны издавать звуки и слышать их. Органы слуха и органы, издающие звуки, могут находиться на любом участке тела.

                                       

                                      Размножение и развитие.

                                      Размножение половым способом. Происходит внутреннее половое оплодотворение. Для ряда видов известен партеногенез (тли).

                                      Насекомые – раздельнополые животные. У многих видов насекомых выражен половой диморфизм. У самцов в семенниках образуются сперматозоиды, у самок есть яичники с большим количеством яиц.

                                      Развитие насекомых: яйцо – личинка – куколка – насекомое. Развитие делится на два периода – эмбриональное, включающее развитие зародыша в яйце, и постэмбриональное, которое начинается с момента выхода личинки из яйца и заканчивается смертью насекомого.



                                      Конспект урока «Класс Насекомые». Следующая тема: Группа Рыбы.

                                      uchitel.pro

                                      Оставить комментарий

                                      avatar
                                        Подписаться  
                                      Уведомление о