Заполните таблицу форменные элементы крови – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) на тему: Обобщающая таблица «Форменные элементы крови»

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) на тему: Обобщающая таблица "Форменные элементы крови"

Форменные элементы

Строение клетки

Место образования

Продолжительность функционирования

Место отмирания

Содержание в 1 мм3 крови

Функции

Эритроциты

Красные безъядерные клетки крови двояковогнутой формы, содержащие белок- гемоглобин

Красный костный мозг

3-4 мес

Селезенка. Гемоглобин разрушается в печени

4,5-5,5 млн.

Перенос О2 из легких в ткани и CO2 из тканей в легкие

Лейкоциты

Белые кровяные амебообразные клетки, имеющие ядро

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3-5 дней

Печень, селезенка, а также места, где идет воспалительный процесс

6-8 тыс.

Защита организма от болезнетворных микробов путем фагоцитоза. Вырабатывают антитела, создавая иммунитет

Тромбоциты

Кровяные безъядерные тельца

Красный костный мозг

5-7 дней

Селезенка

300-400 тыс.

Участвуют в свертывании крови при повреждении кровеносного сосуда, способствуя преобразованию белка фибриногена в фибрин - волокнистый кровяной сгусток

nsportal.ru

Заполните таблицу клетки крови - Лечим сердце

Работа 48. Опишите круговорот жидкостей внутренней среды по рисунку. Вставьте в схему и фразы пропущенные слова. Рядом с названием сосудов, по которым перемещаются соответствующие компоненты внутренней среды, поставьте соответствующие номера. Проверьте чебя по учебнику.

По аорте и артериям к тканям поступает:

2. Форменные элементы ( эритроциты , лейкоциты , тромбоциты ).

В калиллярах часть плазмы выходит за стенки сосуда и пополняет тканевую жидкость . Избыток тканевой жидкости всасывается в лимфососуды и становится лимфой . От тканей кровь оттекает по венам , а лимфа по лимфососудам. По пути лимфа очищается в лимфоузлах и в очищенном виде снова попадает в кровь , в вену большого круга.

1. Закончите высказывание.

Постоянство внутренней среды, являющееся результатом подвижного равновесия поступающих и покидающих ее веществ, называется гомеостазом .

2. Заполните таблицу.

Клетки крови
Название клетки Форма Наличие ядра Функция Количество клеток в 1 куб.мм крови
эритроциты круглые, двояковогнутые отсутствует переносят кислород от легким ко всем органам и частично углекислый газ от тканей к легким до 5 мм
лейкоциты непостоянная имеется борятся с микробами 6-8 тыс.
тромбоциты мелкие кровяные платинки имеется свертывание крови точно определить невозможно

Работа 50. Впишите пропущенные слова. Проверьте себя по учебнику.

Тромбоциты — это кровяные пластинки . Их главная функция — свертывание крови . При разрушении и склеивании тромбоцитов выделяются ферменты . Необходимо, чтобы в крови были некоторые витамины (в первую очередь — к ) и сам кальций . Под действием белка фибриноген плазмы крови превращается в нити фибрина . Они задерживают, как сеткой, клетки крови — в результате этого образуется тромб, останавливающий кровотечение.

1. Нарисуйте эритроцит. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

Отсутствие ядра придает эритроциту двояковогнутую форму, что увеличивает поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом легочных пузырьков и увеличивает ее полезный объем, т.к. ядро не содержит гемоглобин.

2. Нарисуйте лейкоцит, осуществляющий фагоцитоз. Какие особенности лейкоциты позволяют выполнять его функции?

Изменчивая форма тела, способность к передвижению.

3. Где возникают лимфоциты и какую функцию они выполяют?

На поверхности фагоцитов. Захватывая антитела, лимфоцит посылает сигнал дугим лимфоцитам, а те начинают вырабатывать антитела по найденному образцу.

Сюжетно-ролевая игра при изучении темы «Кровь»

Кровь под микроскопом

Игра проходит в форме пресс-конференции по обсуждению проблемы строения клеток крови и их функций в организме. Роли корреспондентов газет и журналов, освещающих проблемы гематологии, специалистов по гематологии и переливанию крови исполняют учащиеся. Заранее определены темы для обсуждения и выступлений «специалистов» на пресс-конференции.

1. Эритроциты: особенности строения и функции.
2. Малокровие.
3. Переливание крови.
4. Лейкоциты, их строение и функции.

Подготовлены вопросы, которые будут задаваться «специалистам», присутствующим на пресс-конференции.
На уроке используют таблицу «Кровь» и таблицы, подготовленные учащимися.

ТАБЛИЦА
Форменные элементы крови

Группы крови и варианты их переливания

Определение групп крови на лабораторных стеклышках

Научный сотрудник Института гематологии. Уважаемые коллеги и журналисты, разрешите открыть нашу пресс-конференцию.

Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Вы мы знаем, что кровь состоит из плазмы и клеток. Хотелось бы узнать, как и кем были открыты эритроциты.

Научный сотрудник. Однажды Антони ван Левенгук порезал палец и рассмотрел кровь под микроскопом. В однородной красной жидкости он увидел многочисленные образования розоватого цвета, напоминающие шарики. В центре они были чуть светлее, чем по краям. Левенгук назвал их красными шариками. Впоследствии их стали называть красными кровяными клетками.

Корреспондент журнала «Химия и жизнь». Сколько же у человека эритроцитов и как их можно сосчитать?

Научный сотрудник. Впервые подсчет эритроцитов произвел ассистент Института патологии в Берлине Рихард Тома. Он создал камеру, которая представляла собой толстое стекло с углублением для крови. На дне углубления была выгравирована сетка, видимая только под микроскопом. Кровь разводили в 100 раз. Подсчитывали количество клеток над сеткой, а затем умножали полученное число на 100. Столько эритроцитов было в 1 мл крови. Всего у здорового человека 25 трлн эритроцитов. Если количество их уменьшается, скажем, до 15 трлн, то человек чем-то болен. В этом случае транспортировка кислорода из легких в ткани нарушается. Наступает кислородное голодание. Первый его признак – одышка при ходьбе. У больного начинает кружиться голова, появляется шум в ушах, снижается работоспособность. Врач констатирует у больного малокровие. Малокровие излечимо. Усиленное питание и свежий воздух помогают восстановить здоровье.

Журналист газеты «Комсомольская правда». Почему эритроциты так важны для человека?

Научный сотрудник. Ни одна клетка нашего организма не похожа на эритроцит. Все клетки имеют ядра, а у эритроцитов их нет. Большинство клеток неподвижны, эритроциты двигаются, правда, не самостоятельно, а с током крови. Эритроциты имеют красный цвет за счет содержащегося в них пигмента – гемоглобина. Природа идеально приспособила эритроциты для выполнения основной роли – транспортировки кислорода: благодаря отсутствию ядра высвобождается дополнительное место для гемоглобина, которым заполнена клетка. В одном эритроците содержится 265 молекул гемоглобина. Основная задача гемоглобина – транспортировка кислорода от легких к тканям.

При прохождении крови по легочным капиллярам гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в соединение гемоглобина с кислородом – оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко-алую окраску – этим и объясняется алый цвет крови в малом круге кровообращения. Такая кровь называется артериальной. В тканях организма, куда по капиллярам попадает кровь из легких, кислород отщепляется от оксигемоглобина и используется клетками. Освободившийся же при этом гемоглобин присоединяет к себе накопившуюся в тканях углекислоту, образуется карбоксигемоглобин.
Если этот процесс остановится, клетки организма уже через несколько минут начнут погибать. В природе имеется еще одно вещество, которое так же активно, как и кислород, соединяется с гемоглобином. Это оксид углерода, или угарный газ. Вступая в соединение с гемоглобином, он образует метгемоглобин. Гемоглобин после этого временно теряет способность соединяться с кислородом, и наступает тяжелейшее отравление, иногда заканчивающееся смертью.

Корреспондент газеты «Известия». При некоторых заболеваниях человеку делают переливание крови. Кто первым классифицировал группы крови?

Научный сотрудник. Первым, кто выделил группы крови, был врач Карл Ландштейнер. Он окончил Венский университет и занимался изучением свойств крови человека. Ландштейнер взял шесть пробирок с кровью разных людей, дал ей отстояться. При этом кровь разделилась на два слоя: верхний – соломенно-желтый, и нижний – красный. Верхний слой представляет собой сыворотку, а нижний – эритроциты.
Ландштейнер смешивал эритроциты из одной пробирки с сывороткой из другой. В некоторых случаях эритроциты из однородной массы, которую они представляли собой ранее, разбивались на отдельные небольшие сгустки. Под микроскопом было видно, что они состоят из слипшихся друг с другом эритроцитов. В других пробирках сгустки не образовались.
Почему сыворотка из одной пробирки склеивала эритроциты из второй пробирки, но не склеивала эритроциты из третьей пробирки? День за днем Ландштейнер повторял опыты, получая все те же результаты. Если эритроциты одного человека склеиваются сывороткой другого, рассуждал Ландштейнер, значит, в эритроцитах содержатся антигены, а в сыворотке – антитела. Антигены, которые находятся в эритроцитах разных людей, Ландштейнер обозначил латинскими буквами A и B, а антитела к ним – греческими буквами a и b. Склеивание эритроцитов не наступает, если антител к их антигенам в сыворотке нет. Поэтому ученый делает вывод, что кровь разных людей неодинакова и ее следует разделить на группы.

Он проделал тысячи опытов, пока не установил окончательно: кровь всех людей в зависимости от свойств можно разделить на три группы. Каждую из них он назвал латинскими буквами по алфавиту A, B и C. К группе A он отнес людей, у которых в эритроцитах содержится антиген A, к группе B – людей с антигеном B в эритроцитах, а к группе C – людей, в эритроцитах которых не было ни антигена A, ни антигена B. Свои наблюдения он изложил в статье «Об агглютинативных свойствах нормальной человеческой крови» (1901).
В начале XX в. в Праге работал врач-психиатр Ян Янский. Он искал причину психических заболеваний в свойствах крови. Эту причину он не нашел, но установил, что у человека существует не три, а четыре группы крови. Четвертая встречается реже, чем первые три. Именно Янский дал группам крови порядковые обозначения римскими цифрами: I, II, III, IV. Такая классификация оказалась очень удобной и была официально утверждена в 1921 г.
В настоящее время принято буквенное обозначение групп крови: I (0), II (А), III (B), IV (АВ). После исследований Ландштейнера стало ясно, почему раньше переливание крови часто заканчивалось трагически: кровь донора и кровь реципиента оказывались несовместимыми. Определение группы крови перед каждым переливанием сделало этот метод лечения совершенно безопасным.

Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Какова роль лейкоцитов в организме человека?

Научный сотрудник. В нашем организме часто происходят невидимые сражения. Вы занозили палец, и уже через несколько минут к месту повреждения устремляются лейкоциты. Они вступают в борьбу с микробами, которые проникли вместе с занозой. Палец начинает нарывать. Это защитная реакция, направленная на удаление инородного тела – занозы. В месте внедрения занозы образуется гной, который состоит из «трупов» лейкоцитов, погибших в «бою» с инфекцией, а также разрушенных клеток кожи и подкожно-жировой клетчатки. Наконец нарыв лопается, и заноза удаляется вместе с гноем.

Впервые этот процесс описал русский ученый Илья Ильич Мечников. Он обнаружил фагоциты, которые врачи называют нейтрофилами. Их можно сравнить с пограничными войсками: они находятся в крови и лимфе и первыми вступают в схватку с врагом. За ними движутся своеобразные санитары, еще один вид лейкоцитов, они пожирают «трупы» погибших в бою клеток.
Как же передвигаются лейкоциты навстречу микробам? На поверхности лейкоцита появляется небольшой бугорок – ложноножка. Она постепенно увеличивается и начинает раздвигать окружающие клетки. Лейкоцит как бы переливает в нее свое тело и через несколько десятков секунд оказывается уже на новом месте. Так лейкоциты проникают через стенки капилляров в окружающие ткани и обратно в кровеносный сосуд. Кроме того, для передвижения лейкоциты используют ток крови.
В организме лейкоциты находятся в постоянном движении – работа им всегда находится: часто они борются с вредными микроорганизмами, обволакивая их. Микроб оказывается внутри лейкоцита, и начинается процесс «переваривания» с помощью выделяемых лейкоцитами ферментов. Так же лейкоциты очищают организм от разрушенных клеток – ведь в нашем теле постоянно происходят процессы рождения молодых клеток и гибели старых.
Способность «переваривать» клетки во многом зависит от содержащихся в лейкоцитах многочисленных ферментов. Представим себе, что в организм попадает возбудитель брюшного тифа – эта бактерия, как, впрочем, и возбудители других болезней, представляет собой организм, строение белков которого отличается от строения белков человека. Такие белки получили название антигенов.
В ответ на попадание антигена в плазме крови человека появляются особые белки – антитела. Они обезвреживают пришельцев, вступая с ними в разнообразные реакции. Антитела против многих инфекционных заболеваний остаются в плазме человека на всю жизнь. Лифмоциты составляют 25–30% от всего количества лейкоцитов. Они представляют собой круглые маленькие клетки. Основную часть лимфоцита занимает ядро, покрытое тоненькой оболочкой цитоплазмы. Лимфоциты «живут» в крови, лимфе, лимфатических узлах, селезенке. Именно лимфоциты являются организаторами нашей иммунной реакции.
Учитывая важную роль лейкоцитов в организме, гематологи применяют переливание их больным. Из крови с помощью специальных методов выделяют лейкоцитарную массу. Концентрация лейкоцитов в ней в несколько сот раз больше, чем в крови. Лейкоцитарная масса – очень нужный препарат.
При некоторых заболеваниях количество лейкоцитов в крови больных снижается в 2–3 раза, что представляет большую опасность для организма. Такое состояние называется лейкопенией. При тяжелой лейкопении организм не в состоянии бороться с различными осложнениями, например воспалением легких. Без лечения больные часто погибают. Иногда наблюдается она и при лечении злокачественных опухолей. В настоящее время при первых признаках лейкопении больным назначают лейкоцитарную массу, что часто позволяет добиться стабилизации количества лейкоцитов в крови.

Вопрос по биологии:

ПОМОГИТЕ пож, заполните таблицу клетки крови
эритроциты,лимфоциты,тромбоциты:
фора,наличие ядра,функция,количество клеток в 1мм(3) корви

Ответы и объяснения 1

) название; 2)форма; 3)наличие ядра: 4) функции; 5) кол-во
1. 1) эритроциты 2) двояковогнутые 3) без ядерные 4)переносят кислород и гемоглобин 5) 2,5 млн
2. 1)тромбоциты 2) пластины 3) есть ядро 4) свёртывание крови, запасают медь и железо 5) 300 тысяч
3. 1)лейкоциты 2) палочковидные 3)есть ядро 4) помогают в заживлении раны и поглощают посторонние частицы 5) 9 тысяч

Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Биология — наука о живых существах и их взаимодействии со средой.

serdce-help.ru

Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови» (для учащихся 8 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови»

(для учащихся 8 классов)

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

2017 г.

Пояснительная записка

Данный дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови» рекомендуется для учащихся 8 класса. Материал включает карточки, на которые учащиеся дают письменный ответ. Карточки рекомендуются для проверки знаний, учащихся о плазме и форменных элементах крови.

Задачи: проверка знаний учащихся о плазме и форменных элементах крови.

Оборудование: карточки с заданиями.

Деятельность учащихся: написание учащимися ответов на карточки.

Деятельность учителя: обеспечение учащихся листками и карточками. Проверка и анализ ответов на карточки.

Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови»

Карточка №1.

1.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

… (А) крови – это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани – крови. Плазма крови состоит из 90-92% …(Б).

Входят органические вещества белки, …(В) и другие вещества. Плазма принимает участие в … (Г) веществ. Участвует в … (Д) крови.

Перечень терминов:

1) свертывание

2) плазма

3) вода

4) транспортировка

5) глюкоза

Ответ:

2.Под какой цифрой на рисунке обозначены лейкоциты? Какое имеют строение? Какую выполняют функцию?

Карточка «№2.

1. Заполни таблицу «Форменные элементы крови».

Название форменных

элементов

Содержание в крови

Продолжительность

жизни

Место образования в организме

Особенности

строения

1.Эритроциты

2.Лейкоциты

3.Тромбоциты

2.Что такое плазма, каков ее состав и значение?

Карточка «№3.

1.Какие клетки крови показаны на рисунке? Какое имеют строение? Какую выполняют функцию?

2.Зачем больному делают анализ крови?

Источники информации:

1. Биология.8 класс. Человек: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6 –е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.- 216 с

2.http://sportizdorovie.ru/wp-content/uploads/2013/12/состав-крови.jpg эритроциты

3.http://savepic.net/7469925.png состав крови

infourok.ru

Сонина, Сапина 8 класс (ответы)

112. Запишите основные функции крови.

1. Осуществляет связь между органами тела.

2. Принимает участие в регуляции  работы организма.

3. Защищает организм от ядовитых веществ, болезнетворных организмов.

4. Регуляция температура тела.


113. Заполните таблицу.

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.

Названия форменных элементовФорма и цветНаличие ядраЧисо в 1 мм в кубеМесто образованияЗначение
лейкоциты бесцветные есть, но различны 6000-8000 красный костный мозг защищают от болезнетворных микробов
эритроциты красноватая окраска нет ядра 4,5-5,5 млн красный костный мозг выполняют дыхательную функцию, удаление углекислого газа из тканей
кровяные пластинки бесцветны без ядра до 400 000 красный костный мозг процесс свертывания крови


114. Используя материал учебника, составьте круговвую диаграмму "Состав плазмы крови".


115. Выполните лабораторную работу "Микроскопическое строение крови".

1. Рассмотрите выданный вам готовый микропрепарат крови человека под микроскопом.

2. Найдите на препарате хорошо различимые клетки и зарисуйте их.

3. Подпишите на рисунке клетки крови.

4. Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.

В состав крови входят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроцитов больше.

5. Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими фунцкиями.

Благодаря гемоглобину, эритроциты выполняют дыхательную функцию в крови, т.к. гемоглобин легко соединяется с кислородом. Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микробов, обволакивая и затем переваривая микроб. У тромбоцитов форма пластинки, они участвуют в заживлении ран.


pobio.ru

Форменные элементы крови. - Биология

Форменные элементы крови.

Цели урока:

·                     образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;

·                     развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;

·                     воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Вызов.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения

После изучения

1

Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма

 

 

2

Гомеостаз заболевание, связанное с кровью

 

 

3

Кровь основной компонент ВСО

 

 

4

Кровь жидкая соединительная ткань

 

 

5

Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови

 

 

6

Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.

 

 

7

Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.

 

 

8

Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.

 

 

9

В анализе крови указывают все ее показатели

 

 

10

Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.

 

 

III. Изучение новой темы

Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав. Внутренняя среда организма. Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

Функции

Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

 

Тканевая жидкость

Среди тканей тела

 

Лимфа

Лимфатические сосуды

 

Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?

Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.

Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.

Кровь и ее состав.

Значение крови.

1. Транспортная функция

·                     Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.

·                     Переносит к органам выделения продукты обмена.

·                     Осуществляет перенос тепла.

2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов) 3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете) 4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН) 5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:

А) Эритроцитов Б) Лейкоцитов В) Тромбоцитов

Плазма крови.

Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.

Органические –                     белки                    жиры                    углеводы

Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

  • Форменные элементы крови.

Тип клетки

Строение клетки

Место образования

Продолжительность жизни

Место отмирания

Содержание в 1 мм3крови

Функции

Эритроцит

Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин

Красный костный мозг

3 – 4 месяца

Селезенка, а гемоглобин в печени

4,5 – 5 млн.

Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины

Лейкоцит

Ядерные амебоидной формы, белого цвета

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3 – 5 дней

Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов

6 – 8 тысяч

Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител

Тромбоцит

Безъядерные тельца

Красный костный мозг

5 – 7 дней

Селезенка

300 – 400 тысяч

Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов

Обобщение и систематизация учебных знаний.

А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови ... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты! - Да, доктор! Я всё сделала! - Результат готов? - Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  ... (ядро).

Д.з.

Подведение итога. Работа с таблицей

Просмотр содержимого документа
«Форменные элементы крови.»

Форменные элементы крови.

Цели урока:

  • образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;

  • развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;

  • воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Вызов.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения

После изучения

1

Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма

 

 

2

Гомеостаз заболевание, связанное с кровью

 

 

3

Кровь основной компонент ВСО

 

 

4

Кровь жидкая соединительная ткань

 

 

5

Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови

 

 

6

Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.

 

 

7

Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.

 

 

8

Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.

 

 

9

В анализе крови указывают все ее показатели

 

 

10

Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.

 

 

III. Изучение новой темы

Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

Функции

Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

 

Тканевая жидкость

Среди тканей тела

 

Лимфа

Лимфатические сосуды

 

Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?

Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.

Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.

Кровь и ее состав.

Значение крови.

1. Транспортная функция

  • Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.

  • Переносит к органам выделения продукты обмена.

  • Осуществляет перенос тепла.

2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:

А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов

Плазма крови.

Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.

Органические –                     белки                    жиры                    углеводы

Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

Тип клетки

Строение клетки

Место образования

Продолжительность жизни

Место отмирания

Содержание в 1 мм3крови

Функции

Эритроцит

Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин

Красный костный мозг

3 – 4 месяца

Селезенка, а гемоглобин в печени

4,5 – 5 млн.

Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины

Лейкоцит

Ядерные амебоидной формы, белого цвета

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3 – 5 дней

Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов

6 – 8 тысяч

Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител

Тромбоцит

Безъядерные тельца

Красный костный мозг

5 – 7 дней

Селезенка

300 – 400 тысяч

Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов

Обобщение и систематизация учебных знаний.

А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови ... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  ... (ядро).

Д.з.

Подведение итога. Работа с таблицей

multiurok.ru

Форменные элементы крови. - Биология

Форменные элементы крови.

Цели урока:

·                     образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;

·                     развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;

·                     воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Вызов.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения

После изучения

1

Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма

 

 

2

Гомеостаз заболевание, связанное с кровью

 

 

3

Кровь основной компонент ВСО

 

 

4

Кровь жидкая соединительная ткань

 

 

5

Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови

 

 

6

Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.

 

 

7

Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.

 

 

8

Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.

 

 

9

В анализе крови указывают все ее показатели

 

 

10

Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.

 

 

III. Изучение новой темы

Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав. Внутренняя среда организма. Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

Функции

Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

 

Тканевая жидкость

Среди тканей тела

 

Лимфа

Лимфатические сосуды

 

Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?

Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.

Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.

Кровь и ее состав.

Значение крови.

1. Транспортная функция

·                     Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.

·                     Переносит к органам выделения продукты обмена.

·                     Осуществляет перенос тепла.

2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов) 3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете) 4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН) 5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:

А) Эритроцитов Б) Лейкоцитов В) Тромбоцитов

Плазма крови.

Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.

Органические –                     белки                    жиры                    углеводы

Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

  • Форменные элементы крови.

Тип клетки

Строение клетки

Место образования

Продолжительность жизни

Место отмирания

Содержание в 1 мм3крови

Функции

Эритроцит

Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин

Красный костный мозг

3 – 4 месяца

Селезенка, а гемоглобин в печени

4,5 – 5 млн.

Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины

Лейкоцит

Ядерные амебоидной формы, белого цвета

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3 – 5 дней

Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов

6 – 8 тысяч

Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител

Тромбоцит

Безъядерные тельца

Красный костный мозг

5 – 7 дней

Селезенка

300 – 400 тысяч

Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов

Обобщение и систематизация учебных знаний.

А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови ... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты! - Да, доктор! Я всё сделала! - Результат готов? - Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  ... (ядро).

Д.з.

Подведение итога. Работа с таблицей

Просмотр содержимого документа
«Форменные элементы крови.»

Форменные элементы крови.

Цели урока:

  • образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;

  • развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;

  • воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Вызов.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения

После изучения

1

Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма

 

 

2

Гомеостаз заболевание, связанное с кровью

 

 

3

Кровь основной компонент ВСО

 

 

4

Кровь жидкая соединительная ткань

 

 

5

Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови

 

 

6

Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.

 

 

7

Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.

 

 

8

Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.

 

 

9

В анализе крови указывают все ее показатели

 

 

10

Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.

 

 

III. Изучение новой темы

Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

Функции

Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

 

Тканевая жидкость

Среди тканей тела

 

Лимфа

Лимфатические сосуды

 

Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?

Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.

Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.

Кровь и ее состав.

Значение крови.

1. Транспортная функция

  • Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.

  • Переносит к органам выделения продукты обмена.

  • Осуществляет перенос тепла.

2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:

А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов

Плазма крови.

Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.

Органические –                     белки                    жиры                    углеводы

Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

Тип клетки

Строение клетки

Место образования

Продолжительность жизни

Место отмирания

Содержание в 1 мм3крови

Функции

Эритроцит

Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин

Красный костный мозг

3 – 4 месяца

Селезенка, а гемоглобин в печени

4,5 – 5 млн.

Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины

Лейкоцит

Ядерные амебоидной формы, белого цвета

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3 – 5 дней

Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов

6 – 8 тысяч

Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител

Тромбоцит

Безъядерные тельца

Красный костный мозг

5 – 7 дней

Селезенка

300 – 400 тысяч

Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов

Обобщение и систематизация учебных знаний.

А Склеивание эритроцитов ... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию ... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется ... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов ... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный ... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и ... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества ... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме ... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным ... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является ... (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются ... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь ... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови ... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови ... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл ... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет ... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом ... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется ... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь ... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется ... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови ... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма ... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких ... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании ... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин ... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию ... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови ... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей ... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови ... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  ... (ядро).

Д.з.

Подведение итога. Работа с таблицей

multiurok.ru

плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

Задачи:

  • углубить понятия о внутренней среде организма, гомеостазе;
  • познакомить с составом крови и функциями ее компонентов,
  • механизмом свертывания крови; разъяснить значение анализа крови
  • как средства диагностики заболеваний; ввести понятие малокровия;
  • продолжить развитие навыков работы с микроскопом.

Оборудование: таблица “состав крови”, микроскопы, готовый микропрепарат крови человека, лягушки.

I. Организационный момент:

(готовность класса к уроку)

II. Проверка знаний, умений, навыков.

  1. Работа с понятиями: анатомия, физиология, гистология, ткань, рефлекс, гомеостаз.
  2. Работа у доски: составь схему.
    1. Работа с классом (фронтальная беседа)
    • Что называют внешней средой?
    • Что называют внутренней средой организма?
    • Каков состав внутренней среды?
    • Какое значение имеет внутренняя среда организма?

    III. Изучение нового материала.

    Долгое время за кровью признавали могучую силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

    Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови.

    Кровь – жидкая соединительная ткань.

    Функции крови

    1. Дыхательная (перенос кислорода)
    2. Питательная (доставляет питательные вещества в клетки)
    3. Терморегуляторная (регулирует температуру тела)
    4. Защитная (вырабатывает в-ва необходимые для борьбы с микроорг-ми)
    5. Гуморальная (перенос в-в и связь органов в систему)

    Первые открытия. Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итал. анатом и врач Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки. Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие – за животных, якобы разумных существ. Только Антоний Левенгук назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали называть кровяными клетками.

    Плазма крови. Имеет относительно постоянный состав. 90% состоит из воды и 10% – белки, жиры, глюкоза, минеральные соли (около 0,9% плазмы приходится на поваренную соль). Среди белков имеется фибриноген, который принимает участие в свертывании крови.

    Самостоятельная работа с учебником по группам

    I группа – эритроциты, стр. 84-85.

    II группа – лейкоциты, стр. 86.

    III группа – тромбоциты, стр. 86-87

    Заполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.

    Название клеток

    Количество (в 1 мм3)

    Функция

    Где образуются

    Эритроциты (красные кровяные клетки) 4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен. Транспорт кислорода Красный костный мозг
    Лейкоциты (белые кровяные тельца)

    4 – 8 тыс.

    Распознавание, уничтожение чужеродных тел Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг
    Тромбоциты (кровяные пластинки)   Свертывание крови Красный костный мозг

    Работа с понятиями: фагоциты, Фагоцитоз, лимфоциты, антигены, антитела.

    • Фагоциты – вид лейкоцитов способных к амебоидному движению.
    • Фагоцитоз – поглощение инородных тел фагоцитами.
    • Антигены – чужеродные образования.
    • Антитела – особые химические вещества, вырабатываемые лимфоцитами для уничтожения антигенов.

    Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией.

    Краткая историческая справка.

    Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, открыл явление фагоцитоза. В своем знаменитом труде “Невосприимчивость в инфекционных болезнях” изложил фагоцитозную теорию иммунитета. Удостоен в 1908 г. Нобелевской премии.

    В среднем у здорового человека в 5.4 л. Крови содержится 25 трлн. эритроцитов, 50 млрд. лейкоцитов и около 2 трлн. тромбоцитов.

    Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

    СОЭ – скорость оседания эритроцитов. При наличии воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин – 2-10 мм/ч, для женщин – 2-15 мм/ч.

    При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

    Кроветворение – форменные элементы образуются в красном костном мозге. Однако дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе (вилочковая железа) и лимфотических узлах. Продолжительность элементов крови небольшая. Лейкоциты живут до 3-5 суток, эритроциты – 120-130 суток, тромбоциты – 5-7 суток.

    Работа с таблицей “Свертывание крови”.

    IV. Закрепление.

    Лабораторная работа №6.

    Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Инструктивная карточка.

    1. На препарате крови лягушки рассмотреть эритроциты и лейкоциты.
    2. Выяснить в чем их различие.
    3. Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.
    4. Рассмотрите препарат крови человека.
    5. Зарисуйте в тетради эти кровяные тельца.
    6. Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
    7. Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

    V. Домашнее задание.

    § 17, понятия, таблица.

    urok.1sept.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о