Функции политических партий кратко – .

Функции политических партий

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересовклассов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок,

социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические(или мировоззренческие, доктринальные)партииопираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функцияполитической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления властиполитической партией включает в себя:

- участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

- парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

- участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

- политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората.

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

studfile.net

Функции политических партий

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересовклассов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок,социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические(или мировоззренческие, доктринальные)партииопираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функцияполитической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления властиполитической партией включает в себя:

- участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

- парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

- участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

- политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората.

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

studfile.net

Политическая партия — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Полити́ческая па́ртия — независимое общественное объединение с устойчивой структурой и постоянным характером деятельности, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, стремящееся к участию в определении политического курса государства, формировании органов государственной власти и управления. Процесс превращения политических партий из ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт называется институционализацией политических партий. Конкретным проявлением институционализации является включение в конституцию принципов статуса политических партий (конституционализация) и дальнейшее регулирование правового положения политический партий законами (законодательная институционализация). Редактировать

Структура, основные черты и функции политической партии

Структуру партии образуют следующие элементы: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Политическая партия как субъект политической жизни обладает определенными признаками.
1. Партия выступает носителем определенных идейно-политических взглядов, выражает интересы различных социальных групп, объединяет их наиболее активных представителей.
2. Деятельность партии направлена на обретение и осуществление власти.
3. Организационная структура партии включает в себя институт членства в партии (которое обычно предполагает уплаты членских взносов), партийного руководства, собственного устава, разветвленной сети местных организаций.Основные функции политических партий:
— участие в избирательных кампаниях для получения доступа к государственной власти;
— участие в формировании политической системы государства;
— формирование общественного мнения;
— разработка идеологических концепций и политическое просвещение граждан;
— защита интересов различных социальных групп.

Политические партии классифицируют по различным критериям.

По типу идеологии

  • либеральные партии, нацеленные на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;
  • демократические партии, выступающие за утверждение и развитие народовластия;
  • социал-демократические партии, нацеленные на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод;
  • коммунистические партии, выступающие за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью;
  • националистические партии, которые строят свою деятельность на основе идей о господстве той или иной нации в жизни страны;
  • клерикальные партии, нацеленные на усиление влияния церкви и религиозных идей;
  • «зеленые» партии, нацеленные на защиту окружающей среды;
  • фашистские партии, идеология которых строится на идеях подавления личности, ликвидации свободы.

По отношению к социальной действительности

  • революционные партии, нацеленные на коренное преобразование общества с использованием средств борьбы;
  • реформистские партии, которые стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств достижения власти;
  • консервативные партии, нацеленные на сохранение существующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства

  • кадровые партии, для которых характерна немногочисленность, свободное членство, опора на профессиональных политиков и активизация деятельности в период выборов;
  • массовые (идеологические) партии, многочисленные, нацеленные на политическое воспитание, обладающие разветвленной структурой и систематически принимающие участие в политической жизни;
  • централизованные партии, для которых характерны система массового членства и жесткая дисциплина, которая подразумевает выполнение каждым членом партии определенных функций.

По степени участия в осуществлении власти

  • правящие партии, которые находятся у власти в данный момент;
  • оппозиционные партии, которые добиваются власти (легальные, полулегальные и нелегальные, т. е. запрещенные).

По месту в политическом спектре

  • левые партии (обычно к этой группе относят социалистические и коммунистические партии), выступающие за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований;
  • центристские партии;
  • правые партии (как правило, к ним относят либеральные и консервативные партии), выступающие за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности.

По организационной структуре

  • партии классического типа, с четкой организационной структурой и постоянным членством;
  • партии движенческого типа, членство в которых является формальным;
  • политические клубы, для которых характерно свободное членство.
Партийная система представляет собой совокупность партий, участвующих в формировании структур законодательной и исполнительной власти в государстве. В зависимости от того, сколько партий участвует в осуществлении политической власти, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Партии могут приходить к власти демократическим путем, а также в ходе революций или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

1. Однопартийная система

В условиях однопартийной системы в обществе функционирует только одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных режимов, искореняющих идеологический и политический плюрализм. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Вариацией однопартийной системы является так называемая «искусственная многопартийность», при которой наряду с главной политической силой существует множество мелких политических партий, связанных с национальными и социальными общностями. Однако политическая жизнь государства полностью зависит от господствующей партии, которая осуществляет реальную власть и контролирует политическую активность остальных партий.

Классическим примером страны с однопартийной системой является СССР, в современном мире — Куба, Индия, КНР, КНДР.

2. Двухпартийная (бинарная) система

В условиях двухпартийной системы существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. При этом в стране могут существовать и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать заметное влияние на политическую жизнь.

3. Многопартийная система

При многопартийной системе в обществе существует конкуренция между несколькими влиятельными партиями, которые борются за власть и собирают значительное количество голосов на выборах, но при этом ни одна из них не имеет явного преимущества перед другими.

В такой ситуации различные политические силы вынуждены искать компромисс, вступать в политические объединения и союзы — партийные блоки и многопартийные коалиции, которые и приходят к власти.
Многопартийность характерна для развитых демократических государств с большой долей среднего класса в социальной структуре. Многопартийная система обычно формируется на основе пропорциональной избирательной системы.Особую разновидность составляет система фиксированного законом числа партий (в Нигерии и Индонезии).

Точное юридическое определение политической партии обычно дается в законодательстве конкретных стран и может существенно различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения более чем в половине Субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

megabook.ru

структура и функции. Политические партии в политической системе

Политика играет в жизни современного человека весьма важную роль. Хорошо это или нет – решать каждому индивидуально. Однако человек, который хочет быть хозяином своей жизни и в любой ситуации быть компетентным, должен знать, и что гораздо важнее, понимать базовые политические понятия.

Сегодня мы познакомимся с простейшим из них – политической партией. Итак, политические партии, структура и функции, а также другие важнейшие характеристики.

Определение

Политической партией принято считать специализированную общественную организацию, в состав которой входят наиболее активные приверженцы той или иной идеи, направленную на борьбу за получение и использование власти.

В переводе с латинского языка слово «партия» означает «группа» или «часть». Оно было впервые использовано еще в древнем мире. К примеру, Аристотель говорил о партиях жителей горных районов, равнины или побережья. Кроме того, он называл данным термином группы политиков, находящийся в составе ближайшего окружения правителя.

Это понятие также использовалось при описании группы людей, в чьих руках находится управление государством. А в том виде, в котором политические партии привык видеть простой обыватель, они стали появляться в XVIII-XIX вв., во время становления парламентаризма.

Трактовка Вебера

В современной политической науке принята эволюция политических партий, которую предложил М. Вебер. Согласно его наработкам, первой стадией становления партии является «аристократический кружок». По мере развития он перерастает в «политический клуб», а затем в «массовую партию».

По мнению Вебера, сущностными признаками всякой политической партии были:

  1. Стремление к использованию власти в соответствии с видением решения проблем (политические и прочие), которое присуще только данной партии.
  2. Идейно-политическая ориентация.
  3. Добровольные начала и самодеятельность.

Различные подходы

Знакомясь с политической наукой, можно наткнуться как минимум на несколько подходов по определению политической партии. С точки зрения либерального подхода, она является идеологическим объединением. А институциональный подход видит партию как организацию, функционирующую в государственной системе.

Тем временем традиционный подход связывает определение партии с избирательным процессом, продвижением кандидатов, предвыборной гонкой, а также стремлением заполучить законодательную и исполнительную власть.

Ну и, наконец, марксистский подход смотрит на такое понятие, как политическая партия, с точки зрения классовых позиций. Партия, в данной трактовке, является наиболее сознательной и активной частью класса, интересы которого она отстаивает.

Юридический подход

Его стоит рассмотреть отдельно. Юридический подход регламентирует:

  1. Политический статус партии, и ее функции.
  2. Непрерывный характер деятельности.
  3. Обязательное участие в выборах.
  4. Уровень участия в политической жизни государства.
  5. Степень организации.
  6. Возможность сравнения с иными политическим институтами.
  7. Число членов.
  8. Название.

С точки зрения юридического подхода союзы избирателей, всяческие ассоциации и прочие непостоянно действующие организации, политическим партиями не являются.

Он также предполагает, что регистрация партии в органах исполнительной власти – важнейшая процедура, которая является не иначе как официальным признанием партии и предоставляет ей государственную защиту.

Только пройдя официальную процедуру регистрации, организация может выдвигать себя на выборы, заручаться государственным финансированием и получить прочие возможности, которыми обладают узаконенные политические партии. Таблица с классификацией партий будет приведена немного ниже.

Признаки партии

На сегодняшний день в политологии можно встретить такие признаки этих организаций:

  1. Любая партия несет определенную идеологию, или, по крайней мере, ориентацию, картину мира.
  2. Партия является организацией или объединением людей, устойчивым с течением времени.
  3. Целью партии является завоевание власти. Здесь стоит отметить, что при многопартийной системе отдельная партия не может получить полноценную власть, а лишь участвует в реализации властных функций.
  4. Любая партия стремиться заручится поддержкой избирателей, вплоть до принятия активнейших из них в свои ряды.

Организационная структура политических партий

Любая партия имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Итак, к внутренней структуре относятся рядовые члены и руководство. Последнее, в свою очередь, делится на функционеров и высшее руководство. Политические партии, структура которых построена другим образом, практически не встречаются.

Функционерами называют партийных активистов, которые трудятся на всех уровнях, в местных и центральных органах объединения. Они организовывают работу различных звеньев партии и распространяют ее идеологию. К высшему руководству относятся лидеры, идеологи, наиболее опытные и авторитетные деятели, которые определяют вектор развития организации, цели и пути их достижения. Ну а рядовыми членами партии называют тех, кто работает в первичных организациях и выполняет задание руководства.

К внешней структуре относят электорат, то есть людей, которым близки идеи партии и которые готовы отдать за эти идеи свой голос на выборах. На этом базируются практически все политические партии. Структура каждой организации может иметь незначительные отличия, но в целом она выглядит именно таким образом.

Финансирование

Важнейшим аспектом развития любой партии является ее финансирование. Как правило, источниками материального обеспечения выступают:

  1. Взносы членов партии.
  2. Спонсорские средства.
  3. Средства, вырученные с собственной деятельности.
  4. Бюджетные средства (в период предвыборной кампании).
  5. Зарубежное финансирование (запрещено в ряде стран).

Цели

Как правило, политические партии, структура и суть которых нам уже знакома, преследуют в своей деятельности такие цели:

  1. Формирование общественного мнения.
  2. Выражение гражданской позиции.
  3. Политическое воспитание и образование народа.
  4. Выдвижение (внедрение) своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.

Функции партии

Чтобы более конкретно понять, какое место занимают политические партии в политической системе, стоит рассмотреть их функции. Они бывают: политическими, социальными и идеологическими.

Политические:

  1. Борьба за власть.
  2. Рекрутирование лидеров и правящей элиты.

Социальные:

  1. Социализация граждан.
  2. Социальное представительство.

Идеологические:

  1. Создание идеологии.
  2. Пропаганда.

Функции политических партий дают возможность определить задачи, которые они решают. Во-первых, партия является неким связующим звеном между народом и государственными органами. Тем самым она нивелирует стихийные формы политической активности граждан.

Во-вторых, партия выступает весьма эффективной формой преодоления гражданской пассивности и апатии к политике. В-третьих, партия обеспечивает мирный путь распределения или перераспределения политической власти и позволяет избежать общественного потрясения.

Классификация

Теперь рассмотрим, какими бывают политические партии. Таблица с классификацией нам в этом поможет:

Признак

Виды

Идеалы и программные установки

Монархическая, фашистская, либеральная, конфессиональная, социал-демократическая, националистическая, коммунистическая.

Социальная среда деятельности

Моносредная, универсальная (всеобщая), промежуточная.

Отношение к социальной действительности

Консервативная, революционная, реформистская, реакционная.

Социальная сущность

Буржуазная, мелкобуржуазная, пролетарская, крестьянская.

Внутреннее строение

Демократическая, тоталитарная, массовая, кадровая, открытая, закрытая.

Устав партии

Основным документом, которому подчиняются все отделения той или иной организации, является устав партии. Он включает в себя информацию о:

  1. Целях и задачах партии.
  2. Атрибутах партии.
  3. Условиях членства.
  4. Структуре партии.
  5. Порядке кадровых операций.
  6. Источниках финансирования и так далее.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют политические партии в политической системе. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что партия представляет собой организацию, нацеленную на завоевание власти с целью продвижения интересов того или иного класса населения. Политические партии, структура которых, если и отличается, то незначительно, сильно зависят от поддержки, как со стороны электората, так и со стороны спонсоров.

fb.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о