Твердые и мягкие согласные таблица русский язык – : , , (1-4 )

Какие разные согласные звуки - твердые и мягкие

 

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» - спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша  читательница Ирина: "Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, ("Ж", " Ш", " Ц")т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент - Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : " Ч", " Щ", " Й". Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( " й" будет играть звук смеха)" 

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то  он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы  являются  командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно  усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо  определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: о

деяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные  по мягкости звуки. 

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

chitalochka-ru.ru

Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

Согласные звуки в русском языке бывают твердые и мягкие.

Большинство звуков по твердости-мягкости образуют пары, то есть могут быть и твердыми, и мягкими.

Парные  звуки — Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х

Некоторые согласные звуки могут быть только твердыми или только мягкими. Это так называемые непарные по твёрдости — мягкости звуки.

Непарные твердые звуки — Ш,Ж,Ц

Непарные мягкие звуки — Щ,Ч,Й

Твёрдость или мягкость у парных согласных звуков зависит от гласных, которые стоят в слове после них.

Если это гласные А,О,У,Ы,Э , то согласный звук —твёрдый.

Если гласные Я,Ё,Ю,И,Е — то согласный звук мягкий.

Мягкость у парных согласных может быть обусловлена ещё одной причиной —  мягким знаком после них. Этот случай мы рассмотрим в другом уроке.

Данная онлайн игра, напоминающая скорее интерактивный урок по русскому языку, содержит 4 слайда с вышеописанными правилами и три слайда «Проверь себя», устроенных по типу онлайн — раскраски, предназначенных для закрепления материала.

Для раскрашивания просто нажимайте на буквы один или несколько раз.

Старая версия (flash)

Слайды с правилами в виде изображений можно скачать, распечатать и повесить над рабочим столом. Для этого нажмите на изображение, и когда оно откроется, кликните по нему правой кнопкой и выберите «сохранить как» :

Всегда мягкие звуки Всегда твердые звуки
Твердые парные согласные Мягкие парные согласные

kid-mama.ru

Урок русского языка по теме "Мягкие и твердые согласные звуки". 2-й класс

Цель: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках; создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: учебник “Русский язык” часть 1 (автор Л. М. Зеленина), карточки для работы в парах, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем мы урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний.

Игра “А я помню…”.

- На какие группы можно поделить все буквы? (Гласные, согласные; буквы, которые не обозначают звука)

- Чем отличается гласный звук от согласного? (Гласный состоит только из голоса; при произношении гласного нет во рту преград, гласный звук образует слог)

- Что знаете и можете рассказать о согласных звуках? (Звон., глух., парн., непарн.)

- Как отличить звонкие звуки от глухих ? (Звон. произнос. с участием голоса и шума, а глухие – только с участием шума)

- Назовите парные, звонкие непарные, глухие непарные.

- Звуки мы (говорим, слышим).

- Буквы мы (видим, читаем, пишем).

- А какое сегодня число? (15 ноября)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я берусь.

3. Словарная работа.

(Слайд 1-8)

1) Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш)

2) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ...  (Горох)

3) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

4) Тихо, тихо снег идёт.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд.
Во дворе…  (Лопатой)

5) В каком словарном слове
“растёт” ель? (Учитель)

6) Льется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)

7) Это хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: чашки, тарелки, кастрюли. (Посуда)

8) Как одним словом назвать предметы комнатной обстановки: диван, стол, стулья? (Мебель)

(Слайд 10)

4. Формирование темы урока

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Произнесите первые звуки в этих словах.
- В каком слове первый согласный мягкий? (Белка)

Докажите.

5. Определяем тему урока “Мягкие и твёрдые согласные звуки.”

(Слайд 9)

6. Постановка проблемы

На доске рисунки: маска и мёд, зонт и зеркало, лук и лимон.

(Слайд 11)

Работают 3 ученика с первого, со второго, и третьего ряда. (К доске выходят по одному, остальные работают в тетрадях.)

Дети записывают слова в два столбика.

Вывод: перед гласными ё, е, и согласные мягкие.

(Слайд 12)

Предлагаю задание “Весёлые звуки”. (Карточки с заданием у ребят на партах)

(Слайд 13)

На прогулку вышел хряк,
Постоял и в лужу… (Бряк).

Сам доволен: - хрюк - хрюк - хрюк,
Хорошо, что я без … (Брюк)

Прошу в слове БРЯК найти и подчеркнуть мягкий согласный звук.

Кто был внимательным и нашёл в прочитанном стихотворении ещё слова с мягким согласным? (ХРЯК, ХРЮК)

Вывод: перед гласными ё, е, и, я, ю согласные мягкие.

(Слайд 14)

- На какие две группы делим гласные? (гл. 1 ряда и гл. 2 ряда)

(По ходу выполнения работы заполняется таблица)

(Слайд 15)

Правила в сопоставлении
Мягкие согласные Твёрдые согласные
1. Мёд, зеркало, лимон, бряк, брюки.

Гласные 2-го ряда (е, ё, и ю, я) обозначают мягкость впереди стоящего согласного.

1. Маска, зонт, лук, мыло, поэт.

Гласные 1-го ряда (а, о, у, ы, э) обозначают твёрдость впереди стоящего согласного.

2. Уголь, банька.

Мягкий знак в середине и на конце слова обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

2. Угол, банка.

Согласный на конце и в середине слова перед твёрдым согласным слышится твёрдо.

3. 3.

Слова: мыло и поэт проговариваю устно. В слове мыло прошу определить мягкость или твёрдость первого согласного звука, а в слове поэт дать характеристику третьему звуку.

Физминутка

Работа по учебнику с .75. у. 77

4б., 4зв. 5б., 4зв.

Угол – уголь

Вывод: буква ь знак, звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Под диктовку.

Кров - кровЬ, шест - шестЬ, банка – банЬка.

У.78 устно.

7. Для закрепления изученного материала возвращаемся к словарным словам.

Задание: 1 вариант. Найти слова, где все согласные мягкие. Прошу подчеркнуть их зеленым карандашом. (Учитель, мебель) 2 вариант. Найти два слова, где все согласные твердые. Подчеркнуть их синим карандашом. (Карандаш, горох)

8. Работа в парах. Найти слова, где встретились твердые и мягкие согласные.

Задание.

(Слайд 16)

У пенька пять опят.

Прочитать скороговорку правильно и быстро несколько раз. Записать по памяти.

Проверяем.

Подчеркиваем только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом).

Кто не сделал ни одной ошибки – тихонько похлопайте в ладоши.

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами Е, Ё, И, Я, Ю, Ь.

(Слайд 17)

Домашнее задание: с. 76 у. 79.

(Слайд 18)

Итог. Какое знание мы сегодня закрепили? Дети отвечают. Затем ещё раз обращаемся к таблице для зрительного повторения.

Оценивание смайликами.

9. Повторение. Работа в парах на карточках

Добавь слог с мягким согласным.

1) …тер, …лок, …ва. (Ветер, вилок, клюква)

Какие слова здесь спрятаны?

2) …ень, …ень, …ень, …ень, …ень. (День, пень, лень, тень, сень)

(Самопроверка на обратной стороне карточки)

С любым из этих слов составить предложение и записать его.

Рефлексия.

- Какая задача стояла перед нами?

- Удалось ли её решить?

- Кто справился с задачей?

Кто испытывал затруднения? Почему?

Так как таблица наша не закончена под пунктом 3, мы продолжим ее заполнение на следующем уроке.

Список литературы

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., учебник “Русский язык”. 2 класс (1 часть), Москва “Просвещение”, 2008 г.
  2. Ежемесячный журнал “Начальная школа”.
  3. Кислякова В.Е. “Русский язык”. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Канакиной В.П., Городецкого В.Г., Волгоград. “Учитель”, 2013 г.
  4. Бондаренко А.А., “Русский язык для веселых девочек и мальчиков”, книга для учащихся начальных классов.

urok.1sept.ru

Материал по русскому языку (1, 2 класс) на тему: Карточки для 1-2 классов Твёрдые и мягкие согласные

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.

стул, балет, спектакль, полька, банька

  1. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.

котёнок, китёнок, больно, уголь, май

nsportal.ru

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Предмет: Русский язык

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

Задачи:

  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • уточнять ориентировки в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Физминутка “Морская”.

Для повторения изученного применяется стратегия   “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

- Жи-ши пиши (с буквой и)

- Ча-ща пиши (с буквой а)

- Чу-щу пиши (с буквой у)

- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

-  Букв в русском алфавите? (33)

- Гласных букв? Согласных?

- Наша речь состоит (из предложений)

- Предложения (из слов)

- Звуки мы (говорим, слышим)

- Буквы мы (пишем, читаем, видим)

- Какой сегодня день недели?

II.  Чистописание.

-Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

-Игра “Ладушки”. В парах

На доске написаны 2 ряда  букв.

-Что это за буквы? (гласные)

-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.   

Запись числа и письмо гласных с доски.

А ы у э о

Я и ю е ё

III.Словарная работа.

Коррекция зрительного восприятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им.   Но сначала узнаем лесных жителей.

Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

 – Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

-Какое слово лишнее? Почему? Зима - самое холодное время года.

 -Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

- К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая...)

Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

 

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

IV. Основная часть.

А. Знакомство с темой урока.

Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

- Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

В. Первичная проверка усвоения знаний.

А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

- Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

- Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1

Мясо

Рыба

Рис

Сыр

Вишня

Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

-Чтение слогов.

-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие - двумя.

Карточка “Буквы потерялись”

Вставь букву.

Карточка “Найди ошибки

Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

Ката грела утуг.

Лампа горыт ярко.

Луба и Рая лепат птичку.

Зеленый люк очень полезен.

Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

Ва-

Му-

Ры-

Ме-

Лё-

V. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

urok.1sept.ru

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 21 согласная буква - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. 

Они обозначают 36 согласных звуков. Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. В транскрипции (фонетической записи) мягкость согласного обозначается значком - [ ' ].

Признаки согласных звуков:

  1. Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  2. При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
  3. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

Таблица согласных букв и звуков:

Буквы Звуки
твёрдые мягкие
бэ [б] губа [губа] [б’] бег [б’эк]
[п] зуб [зуп] [п’] дробь [дроп’]
вэ [в] вол [вол] [в’] ветка [в’этка]
[ф] шов [шоф] [ф’] бровь [броф́]
гэ [г] гамак [гамак] [г’] гиря [г’ир’а]
[к] порог [порок] [х’] лёгкий [л’ох’к’ий́]
дэ [д] дар [дар] [д’] день [д’эн’]
[т] лодка [лотка] [т’] медь [м’эт’]
жэ [ж] жаба [жаба]  
й   [й’] мой [мой’]
ка [к] кол [кол] [к’] кеды [к’эды]
эль [л] лук [лук] [л’] лепка [л’эпка]
эм [м] мама [мама] [м’] мел [м’эл]
эн [н] нос [нос] [н’] песня [п’эсн’а]
пэ [п] полено [пол’эно] [п’] пение [п’эн’иэ]
эр [р] роль [рол’] [р’] речь [р’эч’]
эс [с] соль [сол’] [с’] сено [с’эно]
тэ [т] стул [стул] [т’] тень [т’эн’]
эф [ф] фазан [фазан] [ф’] кофе [коф’э]
ха [х] хорёк [хор’ок] [х’] хитрый [х’итрый’]
цэ [ц] цирк [цырк]  
че   [ч’] чайник [ч’ай’н’ик]
ша [ш] шишка [шишка]  
ща   [щ’] щука [щ’ука]

! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:

помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Мягкие и твёрдые согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 31, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 103, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 104, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 108, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 109, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 208, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 28, Полякова, Учебник

Упражнение 29, Полякова, Учебник

Упражнение 15, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 69, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 127, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 24, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 34, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 113, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 90, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 7, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 9, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 315, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Твердые и мягкие согласные

Канская коррекционная школа-интернат VIII вида

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Томберг Елена Сергеевна

учитель начальных классов

Канск, 2012 г.

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Цель.

  1. Учить детей определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах.

  2. Развитие фонематического восприятия, развитие речеслуховой, зрительной памяти, внимания, мышления.

  3. Формирование коммуникативных навыков: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, таблицы гласных и согласных букв, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психологический настрой: разминка «Солнышко».

Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Посмотрите перед вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите своему соседу справа, а третий – нашим гостям.

Пройдите на свои места. Итак, начнём наш урок.

II. Введение в тему.

Назовите первый звук в словах посуда, погода, понедельник. (п)

Дайте характеристику этому звуку? (согласный, парный, глухой)

Кто догадался, какую букву мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания? (П п)

Открыли тетради, прописываем букву Пп, соблюдая высоту каждого элемента.

Игра «Буквы рассыпались».

Вот беда, я приготовила вам словарное слово, а буквы рассыпались. Соберите слово. (Посуда)

Запишите слово на следующей строке с маленькой буквы, диктует Таня Ц.

Далее запишем это слово, разделив его на слоги. (По-су-да).

Как можно перенести это слово с одной строки на другую? (Посу-да, по-суда).

Какое словарное слово повторили? (Посуда)

Составьте предложение с этим словом. (Мама мыла посуду).

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года?

Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Классная работа.

Что же нас ждёт сегодня на уроке, хотите узнать? (Да)

III. Изучение нового материала.

Сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми гномами – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим.

Назовите первый звук в имени Том. [т].

А первый звук в имени Тим. [т,].

Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные)

Кто может сказать, одинаковые или разные по звучанию первые звуки в этих именах? (Разные)

Как произносим первый звук в имени Том? (Твёрдо).

Как произносим первый звук в имени Тим? (Мягко)

Может уже кто-то из вас может назвать тему нашего урока? (Твёрдые и мягкие согласные).

Верно, первые звуки в именах сказочных героев разные, и сами гномики Том и Тим, хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга.

,] - звучит мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, он ест пирог, играет в мяч, рисует только кисточкой.

А Том наоборот очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит торт, носит пальто и рисует карандашом.

Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые)

А как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие)

Так чему же мы будем учиться на уроке? (учиться различать твёрдые и мягкие согласные)

А есть ли у нас в классе ребята, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук? (Таня, Вадим и т.д.)

А чьё имя начинается мягкий согласный звук? (Тимофей)

Прочитайте слова, которые вам приготовили Том и Тим.

Мал. Мял.

Нос. Нёс.

Лук. Люк.

Мышка. Мишка.

Чем отличаются эти слова? (Гласными буквами)

Как произносится первый согласный звук в левом столбике твёрдо или мягко? (Твёрдо)

Как вы думаете, какие это согласные? (Твёрдые)

Твёрдые согласные Том всегда подчёркивает одной чертой.

Назовите гласные, которые помогают произносить согласный твёрдо?

Вывешиваю таблицу (а, о, у, ы, э)

Как произносится первые согласные звуки во втором столбике? (Мягко)

Как вы думаете, какие это согласные? (Мягкие)

А мягкие согласные Тим подчёркивает двумя чертами.

Назовите гласные, которые помогают произносить согласный мягко? (я, ё, ю, и, е)

Вывешиваю таблицу (я, ё, ю, и, е)

Итак, первый ряд запишет слова, которые нравятся Тому.

Какие слова будете писать? (Мал, нос, лук, мышка)

Сколькими чертами подчеркнёте твёрдые согласные? (Одной)

Второй ряд запишет слова, которые нравятся Тиму.

Какие слова будете писать? (Мял, нёс, люк, мишка)

Сколькими чертами подчеркнёте мягкие согласные? (Двумя)

Задание понятно? Приступаем.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного?

Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного?

Скажите, можно Тома и Тима назвать волшебниками? (Да)

Какие согласные любит Том? (Твёрдые)

Сколькими чертами будем подчеркивать твёрдые согласные? (Одной)

Какие согласные любит Тим? (Мягкие)

Сколькими чертами будем подчеркивать мягкие согласные? (Двумя)

Над какой темой урока работаем?

Физкультминутка «Мышки».

А сейчас Том и Тим предлагают вам немного отдохнуть.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири

Тут раздался страшный звон

Разбежались мышки вон.

О ком говорится в стихотворении? (О мышках)

Произнесите первый звук в слове мышки? [м]

Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

Произнесите первый звук в слове гири? [г,]

Какой это звук? (Мягкий)

IV. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 70, упр. 2.

Прочитайте про себя задание и будьте готовы читать вслух.

Итак, что нужно сделать в упражнении? (Нужно списать слова и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные в начале слова).

Будем работать у доски с объяснением.

Какие гласные буквы написали после твёрдых согласных? (о, а)

Сколькими чертами подчеркнули твёрдые согласные? (Одной)

Какие гласные буквы написали после мягких согласных? (и, ю, ё)

Сколькими чертами будем подчеркнули мягкие согласные? (Двумя)

V. Закрепление.

Игра «Угадай» (учащимся раздаются предметные картинки)

Том и Тим любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо

поиграли. А сегодня не могут разобраться, где, чьи вещи и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок.

У вас у каждого лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Вы должны угадать, кому из братьев принадлежит эта вещь.

Итак, предметы, в названии которых встречается твёрдый согласный звук, подарим Тому, а предметы, в которых встречается мягкий согласный, подарим Тиму. Я начну, а вы продолжите.

Дети выбирают предметные картинки для Тома и Тима.

В какую игру играли? («Угадай»)

VI. Итог урока.

Наши помощники благодарят вас за помощь.

Скажите, что нового вы узнали про согласные звуки? (Что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие)

Чему мы сегодня учились на уроке? (Определять твёрдые и мягкие звуки в словах)

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)

Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.

VII. Оценки за урок.

Спасибо за работу. Урок окончен! 

Список используемой литературы.

  1. Журнал «Начальная школа». –2010. - №2, 4, 5, 6.

  2. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. - Волгоград: Учитель, 2008.

infourok.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о