Действительные причастия прошедшего времени примеры слов – Действительные причастия настоящего и прошедшего времени с примерами

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лён­ное состо­я­ние.

Причастие явля­ет­ся осо­бой гла­голь­ной фор­мой, кото­рая содер­жит в себе при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. Более подроб­но об этом узна­ем в ста­тье «Какие основ­ные при­зна­ки име­ет при­ча­стие?»

Причастия быва­ют дей­стви­тель­ны­ми и стра­да­тель­ны­ми.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие, напри­мер:

  • пою­щий соло­вей — соло­вей, кото­рый поет;
  • ска­чу­щая по тро­пин­ке лягуш­ка — лягуш­ка, кото­рая ска­чет по тро­пин­ке;
  • наде­яв­ший­ся на уда­чу — тот, кто наде­ял­ся на уда­чу;
  • рас­та­яв­ший от солн­ца лёд — лёд, кото­рый рас­та­ял.

Действительные при­ча­стия име­ют вре­мя: насто­я­щее или про­шед­шее.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов. Основа насто­я­ще­го вре­ме­ни — это фор­ма гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без окон­ча­ния, напри­мер:

  • беречь — люди берег-ут;
  • играть — дети игра-ют;
  • зна­чить — сло­ва знач-ат;
  • гнать — они гон-ят.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный глас­ный в суф­фик­се дей­стви­тель­но­го при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни, вос­поль­зу­ем­ся таким алго­рит­мом:

  • таять (I спр.) — они та-ют — та-ющ-ий на солн­це лёд;
  • сте­лить­ся ( I спр.) — они стел-ют-ся — стел-ющ-ийся туман;
  • зави­сеть (II спр.) — они завис-ят — завис-ящ-ие от обсто­я­тельств;
  • спо­рить (II спр.) — они спор-ят — спор-ящ-ий до хри­по­ты.

Чисто фор­маль­но сов­па­да­ют глас­ные лич­ных окон­ча­ний основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов и суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Примеры:

  • гро­хо­чу­щий состав;
  • мур­лы­чу­щая кош­ка;
  • щеко­чу­щая лицо тра­вин­ка;
  • боль­но колю­щие шипы еже­ви­ки;
  • тер­пя­щий жаж­ду пут­ник;
  • сла­вя­щий поэта;
  • веря­щий людям;
  • хло­по­чу­щая у сто­ла хозяй­ка;
  • полю­щий сор­ня­ки;
  • мелю­щий кофе;
  • роко­чу­щий при­бой;
  • едва брез­жу­щий рас­свет;
  • изда­ли машу­щий рука­ми;
  • дви­жу­щи­е­ся по озе­ру лод­ки;
  • нена­ви­дя­щий шум;
  • леле­ю­щий ребен­ка;
  • пеня­щий­ся квас;
  • дрем­лю­щий в крес­ле ста­рик;
  • гото­вя­щий­ся к поезд­ке.

Видеоурок

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов, пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных, при помо­щи суф­фик­сов -вш- (обыч­но после глас­но­го осно­вы) и -ш- (после соглас­ных осно­вы), напри­мер:

  • смотре-ть — смотре-вш-ий;
  • при­к­леи-ть — при­к­леи—вш-ий;
  • зада-ть — зада-вш-ий;
  • лелея-ть — лелея—вш-ий;
  • нес-ти — нёс-ш-ий;
  • приполз-ти — приполз-ш-ий;
  • отрас-ти — отрос-ш-ий.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс в соста­ве дей­стви­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме и сохра­ня­ем суф­фикс инфи­ни­ти­ва перед суф­фик­сом -вш-.

Примеры

  • виде-ть — видевшие мол­нию;
  • почуя-ть — почуявший дичь;
  • зависе-ть — зависевший от пого­ды;
  • близи-ться — близивши­ий­ся рас­свет;
  • опро­тиве-ть — опро­тивевший всем;
  • лакоми-ться — лакомивший­ся шоко­ла­дом;
  • обиде-ть — обидевший сест­рён­ку;
  • мери—ть — меривший шага­ми ком­на­ту;
  • затея-ть — затеявший весе­лую игру кло­ун;
  • выздо­рове-ть — выздо­ровевший ребё­нок.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Действительные и страдательные причастия. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Причастия бывают страдательные и действительные.

Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: " прочитали ".

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

 (какие?)  книгу.

 (какая?)  детьми.

Причастие  обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие  обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

 от страдательного причастия всегда можно задать вопрос  или . Например: "книга, прочитанная   детьми", "небо, освещённое   луной".

А  от действительных причастий такого вопроса задать нельзя. 

Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

Действительные причастия настоящего времени образуются:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов   -ащ/-ящ-.

Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов  как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

 -вш-  и -ш-.

Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.

Например:   – .

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:   – ,  – .

При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.

Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управляют – управляемый;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-

видят – видимый.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,

-енн-, -ённ-,  -т-.

Например: понять – понятый, скосить – скошенный,

решить – решённый, продать – проданный.

Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.

Например: засеять, обещать.

При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная  гласная  глагольной основы.

Например:  – скошенный,  – лишённый.

Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.

Рис. 1.  Образование причастий (Источник)

Рис. 2. Спряжение глаголов

 

Домашнее задание

Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы  причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник).

    Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

2. Русский язык (Источник).

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" (Источник).

    Правописание причастий.  

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" (Источник).

    Образование причастий.

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс.  Под ред. С.Н. Пименовой.  19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

interneturok.ru

Действительные причастия. Опорный конспект на сайте Учитель ПРО

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действи
е
.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

 

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов —ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Глаголы на -чь Причастия Глаголы на -ти Причастия
влечь влёкший вести ведший
жечь жёгший набрести набредший
лечь лёгший обрести обретший

 

Вы смотрели конспект по русскому языку «Действительные причастия». Продолжение темы «Причастие» в следующих конспектах:


 

Конспекты по русскому языку   Проверить свои знания   Кодификатор ОГЭ

 

 

uchitel.pro

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий

Действительные причастия – это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):

ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат

ветер, ломающий (или сломавший) дерево

Страдательное причастие – это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета (страдает от чужого воздействия):

плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником

дерево, ломаемое (или сломанное) ветром

Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:

страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид)

пострадать – пострадавший (совершенный вид)

При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида – только причастия прошедшего времени:

играть – играющий, игравший

проиграть – проигравший, проигранный

Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

ГлаголыПричастия
действительныестрадательные
наст. вр.прош. времянаст. вр.прош. вр.
переходные
несовершенного вида++++
совершенного вида-+-+
непереходные
несовершенного вида++--
совершенного вида-+--

Образование действительных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов  -УЩ-, -ЮЩ-  и глаголов 2-го спряжения с помощью суффиксов  -АЩ-, -ЯЩ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола)
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные)

рису-ют → рисующий,   плач-ут → плачущий

слыш-ат → слышащий,   люб-ят → любящий

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы) с помощью суффикса  -ВШ-, если основа оканчивается на гласную, и суффикса  -Ш-, если основа оканчивается на согласную:

строи-ть → строивший,   нес-ти → нёсший

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют частицу -СЯ:

смеются – смеющийся,   катаются – катающийся

Действительные причастия имеют только полную форму.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов  -ЕМ-, -ОМ-  и глаголов 2-го спряжения с помощью суффикса  -ИМ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола)
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные)

рису-ют → рисуемый,   влек-ут → влекомый

слыш-ат → слышимый,   кат-ят → катимый

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы глагола):

  1. С помощью суффикса -НН-, если основа инфинитива заканчивается на -А (-Я), -Е:

    посла-ть → посланный

    посея-ть → посеянный

    посмотре-ть → посмотренный

  2. С помощью суффикса -ЕНН- (-ЁНН-), если основа инфинитива оканчивается на согласную или на И (причём суффикс И опускается):

    унес-ти → унесённый

    краси-ть → крашенный

  3. С помощью суффикса -Т-:

    коло-ть → колотый,   мя-ть → мятый

Краткое страдательное причастие

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:

найденный – найден,   забытый – забыт

Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:

забыт – забыты

найден, найдена, найдено

Полная форма причастий в предложениях обычно выполняет роль определения. Краткая форма страдательных причастий изменяется по родам и числам, но не склоняется (не изменяется по падежам). В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого. Сравните:

На столе лежит прочитанная книга. – Книга прочитана.

Краткие страдательные причастия образуются с помощью суффиксов  -Н-  и  -Т-. В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях только одно Н:

рассказанная история – история рассказана

перекрашенная машина – машина перекрашена

О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   [email protected]
Новое на сайте | © 2018 – 2019

izamorfix.ru

Действительные причастия прошедшего времени

Цели:

  • познакомить с образованием действительных причастий прошедшего времени;
  • вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её;
  • повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

Р/Р. Формировать умение строить предложения с причастным оборотом. Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.

Ход урока

I. Орг. момент. 

II. Проверка Д/З.

Прочитайте выделенные вами причастия.

– Что такое причастный оборот?

– Сдайте тетради на проверку.

III. Повторение изученного материала.

1. Тест (работа на листочках)

  1. Причастие обозначает:
    А) признак предмета;
    Б) признак предмета по действию;
    В) признак другого предмета.

  2. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
    А) вид;
    Б) время;
    В) лицо.

  3. Чаще всего в предложении причастие бывает:
    А) дополнением;
    Б) обстоятельством;
    В) определением.

  4. Причастие с зависимым словом называется:
    А) предложением;
    Б) причастным оборотом;
    В) словосочетанием.

  5. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
    А) -ВШ-;
    Б) -Ш-;
    В) -УЩ-.

2. Кодированный диктант (на листочках).

Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое в них причастие, действительное или страдательное.

Записываете только букву Д или С в строчку через запятую.

Хлопочущая хозяйка, построенный бригадой, приглашённый в гости, встретившийся на пути, читаемый детьми, победившая команда, соревнующийся отряд, добытые геологами, испечённая булочка, тающий снег, промокший насквозь, увлечённый делом.

3. Игра «Крестики – нолики»

Вам необходимо вставлять пропущенные буквы Ю и Я по принципу игры «Крестики – нолики». Кто первый заполнит пропуски по вертикали, по горизонтали или по диагонали, тот выигрывает.

приближа…щийся бор…щийся стел…щийся
колыш…щийся разреза…щий люб…щий
люб…щий хмур…щийся меркн…щий

проезж…щий зацвета…щий шелест…щий
дурман…щий вис…щий держ…щий
сбрива…щий движ…щийся завис…щий

увяд…щий клон…щийся смотр…щий
раскачива…щий холоде…щий убира…щий
трепеш…щий звон…щий мес…щий

стро…щийся дыш…щий уход…щий
гор…щий труд…щийся плыв…щий
пада…щий леж…щий скач…щий

ненавид…щий чист…щий кле…щий
надвига…щийся свиса…щий держ…щий
бушу…щий отража…щий искр…щийся
открыва…щийся терп…щий реш…щий
зубр…щий вид…щий мер…щий
та…щий корм…щий враща…щийся

крас…щийся улыба…щийся се…щий
верт…щийся але…щий сме…щийся
служ…щий таратор…щий хмур…щийся

тороп…щийся пен…щийся леч…щий
щебеч…щий гас…щий дума…щий
шепч…щий дыш…щий по…щий

4. Заменить сложные предложения предложениями с причастным оборотом.

Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.

– М.В. Ломоносов писал: «Причастия служат сокращению слова человеческого». Докажите это утверждение.

Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.
Ядрёный морозец, который ударил ночью, сразу всё преобразил.
Люблю каждую травинку, которая поникла; люблю каждое деревце, которое трепещет на ветру; люблю каждое облако, которое плывёт по серому осеннему небу.

– Выделите причастные обороты.

– Какие в них причастия, действительные или страдательные?

IV. Работа по теме урока.

1. Запись на доске.

Глагол ударить (сов. вид) ударять (несов. вид)
действ. прич. наст. вр. -------------------- ударяющий
действ. прич. пр. вр. ударивший ударявший

– Выделите основы в глаголах и причастиях. На гласный или согласный они заканчиваются?

– Выделите суффикс, при помощи которого образуются причастия.

– Какого вида глаголы?

– Сделайте вывод, от каких глаголов и как образуются причастия.

2. Изучение материала учебника на с. 45. 

3. Заполнение таблицы.

От основ каких глаголов и в какой форме образуются действительные причастия прошедшего времени?

– Когда пишется суффикс -ВШ-, а когда -Ш-?

– Какой гласный надо писать перед суффиксом?

– Запишите примеры.

4. Первичное закрепление.

Упр. 95 (по цепочке).

– Упр. 96 (если остаётся время)

V. Выводы по уроку.

В чём отличие образования причастий действительных настоящего времени и прошедшего времени?

– От чего зависит выбор гласного перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени?

VI. Оценки за урок.

VII. Д/З:

& 17 (правило), упр. 98.

urok.1sept.ru

Причастие прошедшего времени в английском: примеры, образование

Мы планировали окончательно разобраться с английскими причастиями. И нам оставалось узнать все о причастиях прошедшего времени. Сегодня этим и займемся. Если ты не читал предыдущую статью про причастие настоящего времени, то сначала прочитай ее. Так будет логичнее.

Напоминаю, что причастие в английском может быть:


Синие колонки мы уже разобрали – раз и два. Осталась золотистая. Поступим следующим образом: сначала узнаем, как образуется второе (прошедшее) причастие, затем сравним его с первым (настоящим) причастием. А потом узнаем, что второе причастие может делать в предложении, для чего и как используются.

Оглавление нашей ультраполезной статьи:

1. Что есть второе причастие

– Как образуется
– Что значит (в сравнении с первым)

2. Кем может быть в предложении

– Как использовать в роли определения
– Как использовать в роли обстоятельства

3. Заключение и дальнейшие планы

Второе причастие в английском языке: образование

Итак, второе или прошедшее причастие в английском языке образуется с помощью суффикса -ed: asked, adopted, bored и т.д. Это, если глагол – правильный. Неправильные глаголы зачастую образуют причастие изменением корня: broken, stolen, written и т.д.

Мы их знаем, как третью форму глагола в той злосчастной таблице неправильных глаголов (подробнее в нашем курсе-тренажере).

Причастия настоящего и прошедшего времени в английском языке

Теперь сравним значения первого и второго причастий. Как ты помнишь, простое причастие настоящего времени означает, что объект САМ выполняет действие. То есть an asking boy переводится – «спрашивающий мальчик».

Тогда как причастие прошедшего времени – это страдательная форма. То есть действие выполняется НАД объектом. Получается, an asked boy – «спрошенный мальчик».

⠀Причастие прошедшего времени ⠀Причастие настоящего времени
Причастие с ed показывает, что действие совершается над объектом.

⠀an adopted child – усыновлённый ребёнок

⠀(его усыновили)

Причастие с ing показывает, что действие совершает сам объект.

⠀a barking dog – лающая собака

⠀(собака лает сама)

Причастия с ed описывают, как человек себя чувствует.

I am bored. – Мне скучно.

Причастия с ing описывают то, что вызывает эти чувства.

The book is boring. Книга скучная.


Книга заставила скучать – ing, человек заскучал под воздействием книги – ed.

Значение прошедшего причастия – это результат действия, которое совершилось НАД объектом: a stolen bag – украденная сумка, a broken cup – разбитая чашка и т.д.

Обрати внимание: не все прошедшие причастия сохранили в себе значение, что действие выполнялось НАД объектом. Например, слово retired – пожилой, ушедший на пенсию. Конечно, если мы «покопаемся» в этимологии, то увидим страдательное значение: отставной – это «тот, кого отправили в отставку». Но в современном английском мы используем это слово, говоря про человека, который просто ушел на пенсию, отошел от дел. Его никто не «отправлял в отставку».

Есть ряд таких слов с активным значением: advanced students – продвинутые студенты, experienced users – опытные пользователи, developed countries – развитые страны, increased activity – возросшая активность.

Итак, со значением мы разобрались. Теперь давай выясним, для чего и как используется 2 причастие в английском языке.

Причастие прошедшего времени в английском языке: примеры, роль в предложении

Как и первое причастие, второе причастие может делать следующее:

1. оно образует сложные формы глагола (например, Present Perfect – I have seen),
2. само по себе может быть определением или обстоятельством в предложении.

Нужно напоминать, что это такое, или прочитаешь в прошлой статье? Давай кратко:

Определение – это «какой?» Определяет предмет и относится к нему.

красивая девушка, восходящее солнце, свершившееся чудо и т.д.

Обстоятельство – это «как, когда, по какой причине произошло действие?» Характеризует действие и относится к нему:

говорит улыбаясь, зовет притворяясь, открывает приседая и т.д.

Итак, прошедшее причастие в предложении может быть и определением, и обстоятельством. Кем именно он является в каждом конкретном предложении, мы можем понять по тому, где оно стоит.

Прошедшее причастие в английском – определение

Значение: показывает, что действие выполнялось над описываемым предметом.

The books read by him last week included several fairy tales. (Книги, прочитанные им на прошлой неделе, включали в себя несколько сказок).

Место в предложении: одиночное определение обычно стоит до определяемого слова. Неважно, какие еще слова есть в предложении. Главное, чтобы причастие-определение стояло перед словом, которое оно характеризует:

Разбитая чашка была на полу.

Я не просто так написала «обычно». Дело в том, что некоторые причастия часто ставятся после определяемых существительных. Запомни их:

the people involved – люди, причастные к этому, the questions discussed – обсуждавшиеся вопросы, the names mentioned – упомянутые имена, the documents required – требуемые документы, those invited – приглашённые, those concerned – те, кого это касается.

Ну а если причастие не одно, а имеет при себе зависимые слова и образует причастный оборот в английском языке – оно всегда ставится после определяемого слова.

Статуя, украденная из музея, была найдена.

Обрати внимание, что такие обороты часто включают в себя предлог by, что равнó нашему творительному падежу (помнишь, школьное «творимый кем?»).

The girl invited by my friends was charming. (Девушка, приглашенная моими друзьями, была очаровательна).

Мы, в русском языке, тоже используем творительный падеж для страдательных конструкций: здание, построенное (кем?) строителями.

Причастие прошедшего времени – обстоятельство

Значение: обозначает второе действие при глаголе-сказуемом и отвечает на вопрос «когда, почему, как произошло действие-сказуемое?»

Frightened by the dog, the child began to cry. (Испугавшись собаки, ребенок начал плакать – почему начал плакать? потому что испугался собаки)

Место в предложении: в начале или в конце предложения. И пусть причастие-обстоятельство характеризует именно глагол, ни к чему с точки зрения расположения оно не привязано.

Испугавшись собаки, ребенок начал плакать.

Будучи удивленным, он не знал, что сказать.

Они уйдут, если их не остановить.

Правильное место в предложении действительно очень важно. Иначе ты можешь просто изменить смысл всего предложения. Давай «поиграем» с местом оборота и, как следствие – смыслом. Возьмем такой пример:

Written in pencil, the article was difficult to read. (Так как статья была написана карандашом, ее было трудно читать)

Как видишь, оборот стоит в начале предложения. Значит, перед нами обстоятельство и оно отвечает на вопрос «почему?».

Почему тяжело читать? Потому что статья написана карандашом.

Теперь поставим оборот после существительного «статья». Тогда это будет определение:

The article written in pencil was difficult to read. (Написанная карандашом статья была трудна для чтения)

И в этом случае оборот уже не будет причиной, по которой трудно читать. Это просто определение.

Важно: часто причастие вводится союзами, уточняющими характер обстоятельства, например: when – когда, though – хотя, if – если, если бы, unless – если…не, until – пока…не и др.:

When asked (=when he was asked), he looked at us and was silent. (Когда его спросили, он смотрел на нас и молчал).

Также обстоятельственный оборот часто выделяется запятыми.

Заключение: participle 2, примеры предложений

Давай кратко подведем итоги:

  • Причастие прошедшего времени (или второе причастие) также известно нам как третья форма неправильного глагола или форма с суффиксом -ed.
  • В отличие от причастия настоящего времени, причастие прошедшего времени имеет страдательное значение. То есть чаще всего это причастие обозначает, что действие совершалось над объектом.
  • В предложении причастие прошедшего времени может быть определением (какой?) и обстоятельством (как, зачем, почему?). Разница будет видна в порядке слов.
  • Если перед нами определение (какой?), то одиночное причастие ставим перед определяемым словом, причастный оборот – после определяемого слова.
  • Если перед нами обстоятельство (как, зачем, почему?), то ставим либо в начале предложения, либо в конце.

И обрати внимание, что с пониманием сущности причастий легче воспринимаются и те нелюбимые нами сложные времена, которые образуются при помощи причастий.

Смотри:

Первое причастие или ing-овая форма = делающий.

I am dancing – я есть танцующий (прямо сейчас).

Сразу легче понять форму Continuous, правда?

Второе причастие или третья форма глагола (с -ed) = сделанный кем-то.

I have seen this film – я имею посмотренным этот фильм.

Вот же она – суть Present Perfect!

Все-таки грамматика – чудесная вещь! Особенно, когда наладишь с ней отношения. 🙂

Что дальше?

В следующий раз в этой рубрике мы разберемся с еще одним устрашающим персонажем – герундием. Как отличить его от причастия настоящего времени (ведь они, как близнецы!), зачем он нужен, как его использовать.

Если хочешь больше упражнений на причастие прошедшего времени, добро пожаловать в наш грамматический курс.

corp.lingualeo.com

Как образуются причастия в русском языке?

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов. Выбор суф­фик­сов дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни  зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Причастие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Причастие быва­ет дей­стви­тель­ным или стра­да­тель­ным.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый созда­ет сам пред­мет, напри­мер:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь =  лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Страдательные при­ча­стия обла­да­ют при­зна­ком, кото­рый созда­ет­ся у них в резуль­та­те воз­дей­ствия дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят; 
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни.  Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • бегать — они бега-ют;
  • пилить — они пил-ят.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов ущ/-ющ обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
  • почу­ять  (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ-, напри­мер:

  • зво­нить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий теле­фон;
  • смот­реть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий впе­ред;
  • тер­петь (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся дев­чон­ки.

Видеоурок:

 

Действительные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов вш иш.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звене-ть — звене-вш-ий коло­коль­чик;
  • оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
  • стуча-ть — стуча-вш-ий по дере­ву дятел;
  • тону-ть — тону-вш-ий в реке;
  • спили-ть — спили-вш-ий дере­во;
  • бы-ть — бы-вш-ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отнес-ти — отнёс-ш-ий в кла­ло­вую;
  • рас­цвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
  • замес-ти — замет-ш-ий опав­ши­ми листья­ми;
  • вез-ти — вёз-ш-ий с собой сыниш­ку.

Более подроб­но с при­ме­ра­ми узна­ем о дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Видеоурок:

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми  в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем-:

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са —им-:

  • зави­сеть — они завис-ят — завис-им-ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб—им-ый все­ми артист.

Видеоурок:

 

Страдательные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов —нн-, -енн— и -т-.

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеша-ть — завеша-нн-ый ков­ром;
  • рас­каза-ть — расказа-нн-ый слу­чай;
  • засея-ть — засея-нн-ое поле;
  • зачита-ть — зачита-нн-ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш-енн-ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел-енн-ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле-енн-ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро-енн-ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч-ённ-ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж-ённ-ый на зав­тра. 

Суффикс —т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,

напри­мер:

  • поки­нуть — покину-т-ый дом;
  • колоть — коло-т-ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо-т-ая гряд­ка;
  • брить — бри-т-ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
  • под­нять — подня-т-ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры-т-ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок:

russkiiyazyk.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о