Предпосылки петровских реформ – Предпосылки петровских преобразований и реформ

Предпосылки петровских преобразований и реформ

Удобная навигация по статье:

Предпосылки реформ Петра I

Цели реформ Петра I

К началу правления Петра Первого Россию можно было назвать довольно отсталой страной. Развивающаяся промышленность значительно уступала качеством и объёмами производимых товаров крупным европейским странам. При этом, в ней использовался труд крепостных крестьян, а не технологии. Сельское хозяйство также держалось исключительно на подневольном труде обнищавшего и измученного государством крепостного крестьянина.

Предпосылки военных реформ Петра I

Русское войско не обладало флотом для ведения боевых действий на море. Кроме того, оно в большей степени состояло из плохо обученных и слабо вооружённых представителей дворянства и стрельцов. Не всё в порядке было и на управленческом уровне. Неповоротливый и сложный прежний государственный аппарат со стоявшей во главе боярской аристократией, хотя и обходился довольно дорого, но больше не соответствовал потребностям России.

Предпосылки преобразований в сфере культуры

Не менее плачевные дела были в области культуры, науки и социальной жизни, в целом. В ограбленный и забитый народ почти не проникало образование. Стоит отметить, что и в правящих кругах в то время не считалось чем то негативным не знать грамоты. Это не удивительно, ведь в стране почти не было школ, а книжная культура и грамотность были достоянием избранного богатого класса. Современники отмечают, что даже большая часть духовенства и боярства боялась науки и книг.

Экономические предпосылки петровских преобразований

При этом, экономическая отсталость русского государства была обусловлена не отсутствием грамотного правителя и политики, но являлась следствием непростого периода, который выпал на долю страны. Довольно сильно развитие России затормозила Золотая Орда. В тот период правители равнялись не на стремительно развивающийся Запад, а скорее на необходимый Восток. Феодально-крепостнические отношения только усугубляли положение.

Северная война как одна из причин реформ Петра I

Одной из самых основных предпосылок петровских преобразований исследователи считают Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год. Для развития внешней торговли Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. По этой причине Пётр Первый вступает в Северный союз, выступающий против Швеции. После первого же поражения под Нарвой русский царь решает создать регулярную армию и первый российский флот.

Поместная система набора комплектования армии к тому времени изжила своё. Поэтому царь начинает принимать меры (вводя новые реформы) для формирования регулярной армии. Главным поводом для этого послужил упразднение стрелецких полков после их бунта в 1699 году.

Согласно первоначальному плану Петра, для комплектации новой армии использовались два способа:

  • Набор так называемых «даточных», то есть крестьян, которых помещик был обязан поставлять в соответствии с определёнными требованиями.
  • Набор всех желающих, кроме тех крестьян, что платили государственные налоги.

В 1705 году окружение Петра отменяет последний вариант и объявляет набор «рекрутов» из крестьян. Так начала формироваться более устойчивая система, которая смогла просуществовать до 1874 года.

Однако, во довольно продолжительный период Северной войны государственная казна не могла обеспечить созданный флот и армию. Это и стало предпосылкой к ряду новых налоговых преобразований Петра Первого, которые вызвали негатив в русском обществе.

А всё из-за того, что помимо основных налогов было введено косвеное налогообложение, затрагивающее большинство сфер жизни. Были введены:

  • подать на дубовые гробы;
  • подать на бороду и пр.

Стоит отметить, что в данный период у Петра существовал определённый чин, который отвечал за выдумку новых способов обогащения государственной казны.

Для пресечения любого мнения и обретения полной власти царь лишает автономии Церковь, отменяя патриаршество, а затем, заменяя его новым единым церковным органом управления под названием Священный Синод. Вместе с этим он издаёт «Указ о единонаследии», согласно которому отныне только сам действующий правитель России мог выбирать себе преемника, не основывая свой выбор на кровных узах.

Северная война, отбирающая значительные средства, продолжалась и царь был вынужден ввести новые реформы для пополнения казны. Одним из таких преобразований стала монетная реформа. За счёт уменьшения в новых монетах доли серебра правитель смог поправить положение страны.

После окончания военных действий и обретения выхода к Балтике в 1721 году Пётр Первый начинает процесс европеизации страны. К примеру, его культурная и социальная реформы в этот период были вызваны необходимостью соответствовать развитым государствам Европы.

Таким образом, в качестве основных предпосылок реформ Петра Первого можно выделить его желание становления государства на путь европейского развития и продолжительную Северную войну, которая требовала всё больше средств.

Историческая таблица: предпосылки петровских преобразований

Основные предпосылки реформ Петра I
Необходимость переустройства армии и флота
Отсталость страны в социально-экономической сфере
Отсутствие собственной промышленности
Отсутствие полноценной судебной системы
Изъяны в системе государственного управления
Необходимость реформирования системы налогов и сборов
Отсутствие военно-морского флота
Отсутствие выхода к морю
“Закостенелость” общественного строя

 

Схема: предпосылки преобразований Петра I

Предпосылки петровских преобразований

 

Схема: особенности преобразований Петра I

Особенности петровских преобразований

Видео-лекция: предпосылки петровских преобразований

fox-calculator.ru

Предпосылки петровских преобразований

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

  • Реформа, регулярная армия, регентство
  • Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

- Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованн

urok.1sept.ru

7.1. Предпосылки преобразований Петра I. Отечественная история: конспект лекций

7.1. Предпосылки преобразований Петра I

На рубеже XVII–XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири), имея впечатляющий запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявилось и в неразвитости капиталистических отношений, и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ. В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672–1725).

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении «извести» его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, «потешные» полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695–1696 гг. и заграничное путешествие 1697–1698 гг.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1. Предпосылки петровских реформ. Россия в XVIII веке

1. Предпосылки петровских реформ

Ко времени вступления на престол Петра I Московская Русь значительно расширила свою территорию за счет присоединения Украины, освоения Сибири и Дальнего Востока и представляла собой одно из крупнейших в мире государств с политэтничным населением, для которого были характерны различные политические, хозяйственные и культурные традиции. По своей сути это было уже государство имперского типа, но его политические и социальные институты, восходившие еще к XIV–XV вв. и воплощенные в соответствующей системе и принципах управления, в новых условиях оказались недостаточно эффективны. Это было связано и с изменением геополитического положения России, в результате присоединения Левобережной Украины пришедшей в непосредственное соприкосновение с новым мощным противником — Османской империей. Зоны интересов двух стран пересекались, что было чревато неизбежными военными конфликтами. Однако, в отличие от России, Турция была в большей степени интегрирована в систему международных отношений того времени и вступление в противостояние с ней означало и определенное позиционирование России относительно других европейских держав. Именно осознание этого факта и вынудило русское правительство еще в период правления царевны Софьи фактически отказаться от принципа внешнеполитической самоизоляции, на протяжении долгого времени лежавшего в основе русской внешней политики, и уже в 1686 г. присоединиться к антитурецкой Священной лиге европейских государств.

Неизбежное противостояние с Турцией требовало и более высокого уровня обороноспособности страны, что могло быть достигнуто лишь в результате коренной реорганизации вооруженных сил путем создания современной регулярной армии. Это, в свою очередь, влекло за собой изменения во всей системе государственной службы, в системе землевладения, в социальной организации населения. Реорганизация армии предполагала также и ее техническое перевооружение, осуществить которое было невозможно без ликвидации отставания России от ведущих европейских держав в экономической сфере, оцениваемое обычно примерно в 200 лет.

На протяжении всего XVII века имели место разного рода явления, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что грядущие преобразования соответствовали основным тенденциям развития страны, а с другой — о кризисе традиционализма. Так, к концу этого столетия фактически исчезла разница между двумя основными формами земельных владений — поместьем и вотчиной, наблюдалось разложение так называемого служилого города. Это означало, что фактически перестали исполнять свое назначение механизмы, прежде обеспечивавшие комплектование русского войска, и одновременно возникала возможность отказаться от формирования армии на основе дворянской конницы. Отмена местничества, осуществленная царем Федором Алексеевичем в 1682 г., привела к ликвидации юридических барьеров между московскими и городовыми чинами служилых людей и создала основу для формирования единого дворянского сословия европейского типа. Начиная с 1630-х гг. в России предпринимались попытки создания в составе русской армии регулярных частей во главе с наемными иностранными офицерами, однако к кардинальным изменениям в уровне обороноспособности страны это не привело, что проявилось, в частности, в неудачах предпринятых в правление царевны Софьи Крымских походов 1686–1687 гг.

На протяжении XVII в. в России наблюдается интенсивное развитие торговли и промышленного производства, появляются первые мануфактуры. Однако уровень торговли по-прежнему не мог удовлетворить возрастающие финансовые потребности государства, а темпы развития производства не позволяли преодолеть технологическое отставание от ведущих европейских стран. В целом предпринимавшиеся в допетровское время попытки реформ носили бессистемный и половинчатый, а главное, затяжной характер, в то время как все более увеличивающееся на фоне индустриальной революции в Европе отставание России создавало угрозу национальной безопасности страны, сохранению ее территориальной целостности. Понятно, что если бы в этих условиях Россия пошла бы по пути реформ постепенных, растянутых во времени, то разрыв между ней и ведущими европейскими странами лишь все более увеличивался бы. Иными словами, времени на постепенные, растянутые во времени реформы у России попросту не было.

Проявлением кризиса традиционализма стал также церковный раскол второй половины XVII в., свидетельствовавший, с одной стороны, о серьезных изменениях в религиозном сознании, а с другой — превративший значительную часть населения в изгоев в собственной стране. Еще одной гранью этого же явления стал процесс постепенной утраты русской православной церковью политической и экономической самостоятельности, подчинения ее государству. Одновременно шла интенсивная трансформация русской культуры, ее обмирщение, или, как принято называть этот процесс, секуляризация. Он стал особенно заметен после присоединения к России в 1654 г. Левобережной Украины под влиянием полонизированной украинской культуры.

Свидетельством интенсивности шедших в стране на протяжении XVII века социальных процессов явились также многочисленные восстания городского населения, крестьянства и казачества, с чем связано определение этого столетия как «бунташного века». В результате бунта стрельцов, фактически составлявших в то время полицейскую опору власти, в 1682 г. на трон, вопреки традиции и впервые в русской истории, были возведены одновременно два царя — Иван и Петр Алексеевичи, а реальная власть оказалась в руках женщины — их сестры, царевны Софьи Алексеевны. Это также еще одно свидетельство серьезной трансформации, кризиса традиционного сознания, поскольку царь, воспринимавшийся как воплощение Бога на земле, не мог раздвоиться, и если это произошло и было принято русскими людьми, значит, их взгляд на фигуру царя носил уже более светский, секулярный характер. В элите русского общества этого времени появляются европейски образованные люди, владеющие иностранными языками и предпочитающие русскому иностранное платье. Все эти факты свидетельствовали о кризисе традиционного сознания, о серьезных изменениях в системе ценностей русских людей конца XVII в., создававших благоприятную почву для проведения реформ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Предпосылки петровских реформ. Видеоурок. История России 7 Класс

Предыстория

Уже при Алексее Михайловиче появились многие тенденции в развитии государства, которые позже проявятся в преобразованиях Петра I. Уже в XVII веке появляются первые мануфактуры, появляются крупные промышленные предприятия. Активно развивалась торговля с зарубежными странами как Запада, так и Востока. Торговля с Западной Европой осуществлялась через морской порт Архангельск.

Уже в XVII веке укрепляется власть царя, его авторитет, формируется абсолютизм.

Пережитком прошлого, требующего реформирования, была система приказов. Разветвлённая, с переплетающимися функциями, неповоротливая, основанная на патриархальных методах работы. Делопроизводство затягивалось, что называлось приказной волокитой.

Непосредственные предпосылки петровских преобразований прослеживаются в политике царя Фёдора Алексеевича. Важными изменениями в общественной жизни стали:

  • военно-окружная реформа 1679 г., вводившая воеводское и местное приказное управление в окружных городах. Это преобразование подготовило государство к организации регулярной военной службы;
  • унификация системы чинов 1681 г. Был разработан документ, сводивший воедино иерархию чинов государева двора, разрядов и приказного аппарата. Эту реформу можно рассматривать как прообраз «Табели о рангах»;
  • отмена местничества в 1682 г. Давала возможность занимать высокие посты независимо от знатности происхождения;
  • введение единой подати («стрелецкие деньги») вместо множества налогов. Являлась прологом реформирования налогообложения;
  • поддержка частных инициатив в строительстве и торговле. Поощрение каменного строительства;
  • реформа одежды. Введены «венгерские кафтаны» на западный манер для царских подданных.

 

События

1682–1725 гг. – царствование Петра I (до 1696 г. – совместно с Иваном V).

1682 г. – восстание стрельцов. Возникло вследствие неоднозначной ситуации с наследованием российского престола. Царь Фёдор не оставил прямых наследников. По праву старшинства престол должен был перейти к его брату Ивану (будущего Ивана V), однако Боярская дума и патриарх поддержали кандидатуру Петра (будущего Петра I). Стрелецкое войско восстало против сторонников Петра. В результате бунта царями провозглашены Пётр и Иван. Иван был формальным соправителем, до самой своей смерти не принимал активного участия в делах государства.

1682–1689 гг. – регентство царевны Софьи. Софья, сестра Ивана и Петра, фактически правила государством во время малолетства царей.

Во время её правления удавалось сохранять компромиссное положение между интересами противоборствующих социальных группировок.

1686 г. – «Вечный мир» с Речью Посполитой. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России в обмен на вхождение России в антитурецкую военную коалицию.

1687 г., 1689 г. – крымские походы, закончившиеся неудачно. Походы не смогли обезопасить южные рубежи страны и выявили необходимость реформирования армии.

1687 г. – основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.

1689 г. – восстание стрельцов, подготовленное Софьей. Произошло в связи с женитьбой Петра на Е. Лопухиной, означавшей прекращение регентства Софьи. Попытка Софьи удержать власть стала неудачной. В результате Софья потеряла власть и была заточена в монастырь.

1689 г. – Нерчинский договор с Китаем. Россия потеряла значительные территории на левом берегу Амура, освоенные русскими землепроходцами.

1695 г. – Первый Азовский поход. Начало реализации планов Петра о получении выхода к морю. Неудачная осада Азовской крепости показала необходимость строительства флота.

1696 г. – Второй Азовский поход. К этому моменту уже был сооружён первый флот, при его участии удалось взять Азов. Позиции на Азовском море закреплены строительством крепости Таганрог.

1697–1698 гг. – Великое посольство. Дипломатическая миссия, с которой под видом простого урядника царь Пётр посетил западноевропейские страны (Голландию, Англию, Бранденбург, Австрию) и познакомился европейским образом жизни.

1698 г. – восстание стрельцов под руководством Софьи. Произошло во время отсутствия Петра в стране. Бунт подавлен правительственными войсками.

1699 г. – образование Северного союза (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония), направленного против Швеции.

 

Участники

Фёдор Алексеевич – русский царь, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

Петр I – русский царь и император, сын Алексея Михайловича от второго брака

interneturok.ru

Предпосылки Петровских реформ

Первая Немецкая слобода появилась в Москве во времена правления Василия III. Его почётная стража состояла из наёмных иностранцев. Для поселения им выделили слободу Наливки.

Вообще название «Немецкая слобода» появилось от того, что на этой территории проживали иноземцы, не говорящие по-русски. Для многих москвичей люди, которые не знали русского языка были всё равно что немые. Поэтому их и называли немцами.

Часто можно встретить такое название Немецкой слободы, как Кукуй. Возникло оно в XVI веке. Иван Грозный приказал селить пленных иностранцев в пригороде, находившемся вблизи ручья Кукуй.

А в 1652 году иностранцам, которые не приняли православия, приказали переселиться за пределы Москвы. Так возникла Новая Немецкая слобода. Именно здесь в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин.

В ходе урока вы узнаете об усилении в России иностранного влияния, деятельности Бориса Морозова, Афанасия Ордина-Нащокина и Василия Голицына.

В XVII веке Россия вела войны с Турцией, Речью Посполитой, Швецией. Были установлены торговые контакты с государствами Западной Европы. Всё это привело к усилению иностранного влияния, которое отразилось на всех сферах жизни людей.

Первые цари Романовы приглашали иностранцев на службу. Специалисты из Европы селились в Немецкой слободе. Это был своеобразный иностранный городок со своим укладом жизни.

В основном в Немецкой слободе жили военные. Они участвовали в Смоленской войне. Специалисты из Голландии помогали строить московский пушечный завод и первый русский военный корабль.

При Алексее Михайловиче появился воинский устав, написанный по западноевропейским образцам.

В России вошли в моду зарубежные танцы. Такие, например, как полонез и мазурка. Всё больше внимания уделялось изучению иностранных языков.

После присоединения Левобережной Украины и Киева в Москву стали приезжать носители польской культуры, среди которых были белорусы и украинцы.

Учителем детей Алексея Михайловича стал выходец из Речи Посполитой Симеон Полоцкий. До пострига его звали Самуил Петровский-Ситнианович. Прозвище Полоцкий Симеон получил уже в Москве, так как приехал туда из Богоявленского монастыря города Полоцка.

В Москве Симеон Полоцкий основал школу в Заиконоспасском монастыре. Здесь готовили будущих служащих приказов.

Позже Симеон Полоцкий приступил к обучению детей Алексея Михайловича – Фёдора, Софьи и Ивана. Они стали первыми представителями царской семьи, получившими образование по западному образцу.

Рассмотрим проекты реформ, созданные видными политическими деятелями России. Но сначала давайте дадим определение слову «реформа» – это преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере жизни общества.

Боярин Борис Морозов занимался воспитанием Алексея Михайловича. Позже он стал главой правительства и возглавил несколько приказов, таких, например, как приказ Большой Казны, Стрелецкий, Аптекарский.

Морозов назначал людей на должности, исходя не из родовитости, а из того, какими навыками они обладали.

Для развития предпринимательской деятельности Морозов хотел использовать голландский опыт. Стольник Илья Милославский отправился в Голландию, чтобы изучить там производство вооружения и систему формирования армии.

Реформаторы хотели создать новую налоговую систему, схожую с европейской. Первым шагом стала попытка замены прямого налогообложения на косвенное. Давайте разберёмся, что это значит.

Прямой налог – это налог на доход и имущество какого-то конкретного человека. В российской истории он нам известен под названием «тягло».

Косвенный налог – это налог на товары или услуги. Так, например, были введены высокие пошлины на соль. Соответственно её цена резко возросла. Простые люди были не в состоянии купить себе столь необходимый продукт. Как вы уже знаете это привело к Соляному бунту 1648 года.

Наиболее важным результатом реформ Морозова и Милославского стало создание регулярной армии.

Одним из самых известных политических деятелей XVII века был дворянин из Пскова Афанасий Ордин-Нащокин. Им были подписаны союз с Курляндией 1656 года и перемирие со Швецией 1658 года.

После заключения Андрусовского перемирия Ордин-Нащокин стал боярином и возглавил Посольский приказ. Находясь на этой должности он стремился к расширению связей с Западной Европой и странами Востока.

Ордин-Нащокин предложил заключить союз с Польшей, чтобы объединить силы для борьбы с Турцией и Швецией за выход к морям.

Занимался Ордин-Нащокин и преобразованиями в сфере внутренней политики. Многие его идеи позже легли в основу реформ Петра I.

Ордин-Нащокин предложил сократить численность дворянского ополчения, а количество стрелецких полков увеличить. Также он выступал за введение рекрутской повинности. Эти меры должны были способствовать созданию постоянно действующей армии.

Также Ордин-Нащокин хотел изменить на европейский манер самоуправление в городах. По его мнению функции суда и управления могли быть частично переданы выборным представителям посадского населения.

Для укрепления российской экономики отменили привилегии иностранных компаний. Зарубежным купцам разрешалось торговать только на ярмарках и в пограничных городах. Оговаривались товары, которые они имели право продавать.

Русским купцам в свою очередь были предоставлены значительные льготы. Эти идеи выражены в Новоторговом уставе 1667 года.

Ордин-Нащокин стал автором проекта по созданию регулярной международной почтовой связи Москвы с Вильно и Ригой. Он же разработал и новую форму для ямщиков.

Имя Ордина-Нащокина упоминается и при разговоре о попытках создания русского флота. Он руководил строительством первого русского корабля «Орёл» и судоверфи на Оке.

В 1671 году, вследствие доносов и интриг, Ордин-Нащокин был отстранён от службы в Посольском приказе и вернулся на родину во Псков. Позже он принял постриг в монахи.

Узнаем о реформаторских планах князя Василия Голицына. В период правления царевны Софьи он фактически руководил государством.

Помимо укрепления связей со всеми европейскими дворами, Голицын уделял внимание отношениям с Китаем. При нём в 1689 году был заключён Нерчинский договор.

При поддержке Голицына в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия.

Он стал инициатором отмены смертной казни за высказывания против власти.

Главным направлением своей деятельности Голицын видел развитие инициативы подданных. Поэтому он продолжил курс Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли.

Основным препятствием на пути преобразований Голицын называл крепостное право и призывал освободить крестьян от власти помещиков.

Процветание народа реформатор считал основой процветания государства. Он выдвигал идеи об изменении налогообложения.

Голицын руководил Крымскими походами 1687 и 1689 годов. Неудача в них подтолкнула его к мысли о необходимости замены дворянского ополчения на наёмную армию по западному образцу.

После прихода Петра I к власти Василий Голицын был отправлен в ссылку.

Давайте подведём итоги.

Во второй половине XVII века власти осознали необходимость преобразований в государстве.

Велась разработка проектов реформ, предпринимались конкретные действия в этом направлении.

Главными реформаторами XVII века были Борис Морозов, Афанасий Ордин-Нащокин и Василий Голицын.

videouroki.net

§ 2. Предпосылки Петровских реформ. ГДЗ. История России. 8 кл. Арсентьев

ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄
§ 2. Предпосылки Петровских реформ
§ 2. Предпосылки Петровских реформ

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.

С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где жили выходцы из западноевропейских стран. Уже в ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1667 г. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (полонез, мазурка), иностранные языки.

Это влияние способствовало реформаторской деятельности представителей власти. Во-первых, таким образом можно было познакомиться с преимуществами и недостатками технических достижений и социального устройства зарубежных стран. Во-вторых, мода на всё иностранное повышала престиж реформаторов, следовавших иностранным образцам. В-третьих, использование иноземного опыта позволяло использовать готовые образцы, экономить ресурсы, а не «изобретать велосипед».

2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?

Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629 – 1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище – Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещенном монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля.

Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них – Федор и Софья – стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.

3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?

А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он способствовал заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.

4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?

Историк В.О.Ключевский по праву назвал А.Л.Ордин-Нащокина «государственным человеком», поскольку этот один из самых известных политических деятелей России XVII в. был не только незаурядным военным и дипломатом, но крупным реформатором. Он радел об интересах страны, правильно понимал необходимость преобразований в России, разрабатывал важнейшие государственные документы и реформы, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.

5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

В.В.Голицын был приближенным царевны Софьи, но не обладал всей полнотой власти. Многие его начинания (отмена смертной казни, отмена крепостного права) опередили время и не были воплощены в жизнь. Видимо, ему не хватило социальной опоры, помешали традиционный характер мировоззрения большинства населения и недостаток ресурсов для государственных преобразований и создания наемной армии.

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

Мне кажется, реформаторской деятельностью представителей власти были многие слои населения. Во-первых, у реформаторов было много завистников, соперников и противников среди царского окружения и высших слоев общества. Во-вторых, против преобразований выступало большинство духовенства, державшееся за старину и противившееся иноземным обычаям. В-третьих, торговые люди, крестьяне и ремесленники также опасались изменений, опасаясь ухудшения своего положения. В реформаторской деятельности были заинтересованы немногочисленные европейски просвещенные люди, купцы и предприниматели, получавшую выгоду от развития международной торговли.

Изучаем документ

1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.

Я считаю, что никакого противоречия между приведенными высказываниями нет. А.Л. Ордин-Нащокин выступал за использование западноевропейских образцов, но подчеркивал, что при переносе зарубежного опыта на нашу почву необходимо учитывать особенности российской культуры и традиций. Во-первых, он был хорошо знаком иноземными порядками и особенностями российской жизни, понимал, что серьезные преобразования требуют долгого времени. Во-вторых, А.Л. Ордин-Нащокин знал, что географические условия и исторический путь России отличается от стран Западной Европы, заимствования оттуда должны быть приспособлены для восприятия нашими людьми.

2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?

Данный документ можно отнести к такому виду исторических источников, как публицистика.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.

Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич (ум. 1680) – выдающийся русский дипломат. Сын небогатого псковского помещика, Ордин-Нащокин получил довольно хорошее для своего времени образование, изучил математику, иностранные языки (латинский и немецкий), ознакомился с порядками в иностранных государствах. Теоретическая подготовка и личная одарённость Ордин-Нащокина обратили на него внимание русского правительства. Ещё в 1642 году ему было поручено проведение пограничного размежевания с Швецией.

Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней.

Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве.

Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены.

Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом “царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель”.

Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые “куранты”, т. е. рукописные сводки иностранных известий.

В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке.

При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской “Персидской компанией”, ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.

Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.

Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.

2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.

В истории известно два основных принципа формирования армии:

1) Принудительный. Это призывная армия, иначе ее еще называют народной или национальной. В призывной армии военный коллектив нацелен на защиту общества от вооруженных нападений извне, связан неразрывными узами с родной страной и своим народом. Но военные эксперты придерживаются мнения, что за недолгое время срочной службы невозможно подготовить хорошего бойца.

2) Добровольческий. Это контрактная армия. К ней нужно отнести и наёмную – она ведь тоже работает по контракту. При наемной армии военный коллектив может превратится в группу хорошо обученных и вооруженных людей, которые служат не стране, а лишь узкому клану или социальной группе, стоящей у власти, оплачивающих их работу и использующих наемников для достижения личных целей.

Видный итальянский государственный деятель, философ Никколо Макиавелли считал, что войско государства может быть полностью или частично наемным, союзным, а также собственным. В тоже время, Макиавелли полагал что наемные и союзнические войска не только бесполезными, но и опасными для государства-нанимателя: наемники честолюбивы, задиристы, лишены моральных принципов, распущенны, вероломны, в бою трусливы, в мирное время они воруют и грабят мирное население. Сколько бы им не платили – им будет всегда мало, а главное, у них полностью отсутствует побуждение ценой своей жизни защитить кого-либо.

Многие утверждают, что наемный солдат будет более профессионально выполнять свои обязанности, чем служащий по призыву. Но мне кажется, что в действительности ни боевые, ни специальные качества бойца не зависят от того, каким путем он попал в армию, а обусловлены личным отношением каждого человека к порученному ему делу.

Можно с уверенностью сделать вывод: наемная армия неспособна участвовать в масштабных и длительных боевых действиях. Для такой большой страны, как наша Россия, содержание исключительно наёмной армии еще и слишком большая финансовая нагрузка. Таким образом, я думаю, что необходимо использовать преимущества призывной и наёмной армии в сочетании.

3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.

В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку.

На С. Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения») , «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» , «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией.

С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.

Особо следует подчеркнуть ясное понимание С. Полоцким роли православия в деле единения трёх братских восточнославянских народов. Он занимал чёткую позицию по вопросу церковного раскола. Русская Православная Церковь, в отличие от наднациональной римско-католической церкви, всегда была национальной структурой, выражавшей и защищавшей интересы русского, белорусского и украинского народов.

Выступавшие против Единой национальной церкви раскольники-староверы разрушали общность народа, для которого православие означало нечто большее, чем конфессия. Раскол был прежде всего выгоден врагам России. Не случайно А.И. Солженицын назвал раскол «великой трагедией русского народа». В 1666 году С. Полоцкий выступил с резким осуждением челобитников – раскольников Лазаря и Никиты. В 1667 году было опубликовано его сочинение «Жезл православия», в котором резко осуждались взгляды старообрядцев. В том же году Церковный собор высоко оценил этот трактат С. Полоцкого.

С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным».

4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.

Ордин-Нащокин (1605-1680) Русский государственный и военный деятель, дипломат, экономистЯн Собеский (1629-1696) полководец, король 
Польский и великий князь Литовский
Симеон Полоцкий (1629-1680). Духовный писатель, богослов, драматург, поэт, переводчик, придворный астролог, воспитатель детей русского царя. Бенедикт Спиноза (1632-1677). Нидерландский философ, один из представителей философии Нового времени. Систематизировал теорию рационализма.
Князь Голицын В. В. (1643-1714) Русский государственный деятель, боярин, дипломат. Фактически правил Россией во время регентства царевны Софьи (1682-1689).Кёпрюлю Мустафа Фазыл (1637-1691) 117-й великий визирь (1689-1691) Османской империи, государственный и военный деятель при султанах Сулеймане II и Ахмеде II.

§ 2. Предпосылки Петровских реформ

◄§ 1.

§ 3. ►

litemove.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о