Суффиксы в русском языке таблица 2 класс – Таблица значение суффиксов , изучаемых во 2 классе. Как заполнить таблицу?

Таблица значение суффиксов , изучаемых во 2 классе. Как заполнить таблицу?

Значение суффиксов, изучаемых во 2-ом классе и примеры слова

Суффиксы -анин, -янин, -ан, -ян образуют существительные со значением житель какой-нибудь страны или места жительства. Примеры с суффиксом -анин - парижанин, молдованин, горожанин, датчанин, южанин, волжанин

****************­**

Примеры с суффиксом -янин - северянин, землянин, курянин, иркутянин, россиянин

Примеры с суффиксом -ан и -ян - горожан, молдован, англичан, землян, иркутян, россиян, селян

****************­***

Суффиксы -ушк, -юшк, -к, -ко, -ёк, -чик, -еньк** образуют существительные с уменьшительно-ласкат­ельным значением.

Примеры с суффиксами -ушк и - юшк - дедушка, бабушка, стыдобушка, сонюшка, гостьюшка

****************­**

Примеры с суффиксами -к, -ко, -ёк -

Примеры с суффиксами -чик и -еньк

Профессию или род занятий обозначают существительные с суффиксами -ик, -чик, -ель, -ист, -арь, -ник

Примеры с суффиксами -ик, -чик таблица

Примеры с суффиксами -ист, -арь, -ник таблица

Суффикс -ник обозначает емкость, примеры - подстаканник, чайник, цветник, заварник



Отчества образуют суффиксы -евн, -евич, -ич, -инична, -овн, -ович

Примеры Андреевна, Романовна, Викторовна, Олегович, Ильинична, Ильич.

Суффиксы -их, -иц обозначают самку животного, примеры волчица, львица, орлица, верблюдица, воробьиха, ворониха

**Суффиксы -онок, -ёнок примеры ** обозначают детенышей животного

Примеры суффиксов -н, -ов имеют значение признака предмета, часть речи прилагательное, примеры морозный, сосновый, еловый, кедровый, белковый


Примеры суффиксов -оват, -еват значение малого признака предмета синеватый, розоватый, желтоватый, сероватый, зеленоватый, грязноватый.

www.bolshoyvopros.ru

Таблица суффиксов. - Начальные классы

ик ек еньк ок ёк чик

ушк юшк ышк очк ечк к

уменьшительно-ласкательное

Столик, замочек, избушка, зверюшка, гнёздышко, ветерок, уголёк, диванчик, Ирочка, Ванечка, лапка, беленький, Наташенька.

онок ёнок

детёныши животных

Волчонок, слонёнок.

ан ян ич ( + к )

анин янин

житель какой-либо местности

(+ ж.р. жительница)

Волжане, северяне, москвич, парижанин, россиянин, волжанка, москвичка.

иц их

самка животного

существительное женского рода

Волчица, зайчиха, водица.

евн овн ич

евич ович иничн

отчества

Сергеевна, Ивановна, Игоревич, Иванович, Ильинична, Ильич.

оват еват

неполнота признака

Желтоватый, синеватый,

ин инк

(+к)

единичность предмета

(+уменьшительно-ласкательный)

Горошина, горошинка, дождинка, снежинка.

щик чик ник ик ист тель

ер арь ач (к//ч + ниц, +к)

профессия, род занятий

(+ ж.р.)

Стекольщик, переводчик, печник, химик, пианист, спасатель, актёр, пекарь, скрипач, пианистка, переводчица, учительница.

н к ск ов ев

лив чив ист

прилагательное, образованное от существительного

Лесной, низкий, городской, малиновый, сиреневый, счастливый, устойчивый, пушистый.

ость б к

аний ений

существительное, образованное от прилагательного, глагола

Нежность, дружба, варка, молчание, построение.

ниц (ж.р.)

ник (м.р.)

ёмкость для чего-либо, сосуд, хранилище

Чайник, мыльница, хлебница.

а е и ы у

ну л

глагол

Прыгать, лететь, лепить, плыть, гнуть, прыгнуть,, прыгал.

multiurok.ru

Значения суффиксов / Суффикс / Морфемный разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Суффикс
  6. Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением  -ищ- арбузище, жарища, домище
слова с уменьшительно - ласкательным значением  -к- полянка, свинка
 -ик-, -ек паровозик, мячик, орешек
 -чик- стульчик, телефончик
 -ок- дымок, кузовок
-очк- козочка, улочка
 -онк- (-ёнк-) девчонка, головёнка
-енк, -инк- пушинка, снежинка
 -оньк- (-еньк-) берёзонька, Коленька
-ышк-, -ишк- гнёздышко, пальтишко
-очек-, -ечек- листочек, цветочек, человечек
-ушк- (-юшк-) бабушка, хозяюшка
слова со значением пренебрежения, презрения -ишк- умишко, городишко
детёныш, детёныши -онок- (-ёнок-) медвежонок, котёнок
-ат- (-ят-) медвежата, котята
слова со значением единичности -ин- фасолина, виноградина
слова со значением единичности и уменьшительности -инк- травинка, росинка
предмет -ник- парусник, решебник
-ниц- вафельница, сахарница
-тель- проигрыватель, двигатель
название признака, свойства -ость-, -есть- честность, верность, горесть
-от- чистота, долгота, красота
человек и его деятельность, характеристика, профессия -ак- (-як-) рыбак, бедняк, остряк
-ец- хитрец, мудрец, певец
-ист- гитарист, каратист
-ник- охотник, помощник
-чик- заказчик, красавчик
-щик- гонщик, кабельщик
-тель- строитель, повелитель
лицо женского пола чемпионка, артистка
-ниц- помощница, писательница
-ш- секретарша, музыкантша
название жителя города, местности, страны -ак- (-як-) пруссак, сибиряк
-анин- (-янин-) горожанин, римлянин
-ец-
эстонец, итальянец
-ич- москвич, пскович

 

Основные суффиксы имён прилагательных

свойственный чему-либо,

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

имеющий что-либо

-н- грибной, смешной
-ан- кованый, песчаный
-ин- пчелиный, крысиный
-онн- (-енн-) порционный, утренний
-лив- талантливый, сметливый
-ов- гороховый, садовый
-ск- апрельский, покровский
-ат- горбатый, волосатый
слова с ласкательным значением -еньк- светленький, веселенький
-оньк-
мягонький, плохонький
обладающий малой степенью признака -оват- шероховатый, сероватый
имеющий что-либо в большом количестве -ист- голосистый, когтистый

 

Основные суффиксы глаголов

значение действия -а- писать, читать
-е- смотреть, краснеть
-и- приходить, светить
значение длительного, повторяющегося действия -ива- (-ыва-) проговаривать, дочитывать
значение однократного, законченного действия -ну- свернуть, прыгнуть

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

-ова- (-ева-) торговать, танцевать

 

Основные суффиксы наречий

-е- трескуче, ужасающе, тягуче, вкратце
-о- весело, насухо, шумно, прилежно
-и- героически, отечески, страдальчески
-а- издалека, свысока, издавна, слева

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 99, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 59, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 84, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 87, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 120, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 126, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 130, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 248, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 9, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 12, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 169, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 178, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 46, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 195, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 134, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 158, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 211, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 329, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 57, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 98, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 142, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 280, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 67, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 138, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 413, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 414, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 106, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 108, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 139, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 461, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 608, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 27, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 111, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 227, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 83, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 18, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 116, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 58, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка "Значение суффиксов". 2 класс.

Тема урока: «Значение суффиксов»

Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

  1. Чистописание.

- Посмотрим на слайд. Какую букву будем сегодня писать?

Вспомним,  как пишется эта буква. Внимание на слайд.

- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

3. Актуализация знаний.

1) - Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте  вспомним, какие вы знаете части слова. (Слайд)

 - Какую работу выполняют эти части слова?

2)  - Посмотрим на картинку.(Слайд) Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

 - Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

- Какая часть слова помогла образовать новое слово?

- А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

- Какая часть слова помогла образовать это слово?

3) – Вспомним, что такое суффикс. (Слайд). Выберите из каждой пары утверждений правильное. Прочитайте, что у нас получилось.

4. Объявление темы, целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов. (Слайд)

5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

1) Словарная работа.

 - Сейчас мы напишем словарный диктант с использованием картинок.

Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал.

Самопроверка по слайду. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

 - После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.

2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

 - А теперь от словарных слов образуем родственные слова:

Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)

Маленький город (городок). А ласково?

Маленький карандаш (карандашик). А ласково?

Как ласково назвать корову? (коровушка)

Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?

Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?

- Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?

3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-,  -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

ФИЗМИНУТКА

6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Игра «Волшебник»

 - Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса?  (Волшебная палочка)

 - На экране вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов и волшебной палочки вы будете превращать все предметы в маленькие.

Я диктую слово, а вы превращаете его (волшебные слова) и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

Шар, дым, трава, вагон.

2) Образование ласковых форм имен

- Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)

- Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.

- Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.

- Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

- Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?

-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.

Медведь – медведица – медвежонок

Волк –

Лось –

Ёж –

Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске.  Ставим цель на последующие уроки.

- Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-?  -онок-, -ёнок-?

8. Повторение. Кластер.

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

9. Рефлексия

- Отметьте на листочках, как вы усвоили тему. Оценивать будем по четырем критериям (Слайд) цветом

Красный – согласен с утверждением

Желтый – согласен не совсем

Зеленый – не согласен

nsportal.ru

Урок русского языка на тему "Суффикс" (2 класс)

Конспект

открытого урока русского языка

во 2 классе на тему

«Суффикс»

Подготовила

учитель начальных классов

КГУ «ОСШ №27 г.Темиртау»

Гончарова Елена Владимировна

Темиртау-2017 год

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

Сквозная тема:

Моя школа.

Школа: 27

Дата: 30.11.2017

ФИО учителя: Гончарова Е.В.

Класс: 2 «Д» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Береги школьные вещи!

Тема урока:

Суффикс.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.4.2 определять художественные и нехудожественные тексты (стихотворение, рассказ, статья)

2.3.7.5 определять значимые части слова; писать слова с суффиксами -оньк-, -еньк- и употреблять их в речи

Развитие

навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения

2.4 Определение типов и стилей текстов

3.7 Соблюдение орфографических норм

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут: Узнать о суффиксе. Узнать об обозначении суффикса в слове.

Большинство учащихся смогут:

Найти информацию о новой части слова. Выделять суффиксы. Отгадывать литературную загадку. Выписывать по образцу слова. Образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Высказывать мнение, дополняя предложения опорными словами.

Определить художественные и нехудожественные тексты (стихотворение, рассказ, статья) и выделить их признаки.

Некоторые учащиеся смогут: Рассказать о бережном отношении к школьным вещам.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, суффикс, приставка, корень, однокоренные слова, родственные слова, пословица, сказка, рассказ, стихотворение, вопрос, предложение, упражнение, ответ, пословица.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему в школе нужно учиться, а не бездельничать? Почему к школьным вещам нужно относиться бережно?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

- литература

- самопознание

- познание мира

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в собственных именах, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, родственные и однокоренные слова.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-4

1.Создание положительного эмоционального настроя

Мне приятно видеть Вас - А нам Вас

Мне приятно слышать Вас – А нам Вас

Так давайте в этот час

Поработаем на славу

И порадуем всех нас.

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен.

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. И чтобы во всем разобраться нужно соблюдать правила поведения на уроке

- Для чего нам нужно соблюдать эти правила? (Чтобы получить хорошие результаты в учебе)

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

2.Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).

Ноябрь – на казахском языке – Қараша, на английском языке - November

Ребята, на парте у вас лежат листы само оценивания, где мы будем оценивать свою работу.

Лист самоконтроля

5-10 мин

3.(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Собери пословицу. Что твёрдо выучишь, долго помнится.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов .

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Запишите пословицу с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Теперь оцените свою работу. Каковы критерии оценивания? Если соблюдены высота, ширина и наклон прописных и строчных букв, их соединений – рисуем зеленый кружок, если есть 1, нарушения – желтый, ну а если не соблюдали критерии – красный.

4. Повторение. С какими частями слова знакомились на прошлых уроках?

Проверим свои знания по пройденной теме.

Приготовили свои светофорчики. Зеленый- ДА, красный НЕТ. «Верно ли утверждение»?

1). Корень – это главная часть предложения (-)

2). Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3). Верно ли, что слова гусь и гусеница родственные?(-)

4). Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5). Окончание – это неизменяемая часть слова.(-)

6). Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

7). Корень – это общая часть родственных слов (+)

Теперь оцените свою работу. Каковы критерии оценивания? Если отвечали без ошибок – зеленый кружок, если ошиблись 1-2 раза желтый – если больше – красный.

5.Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

(П) Фиксация затруднений в пробном действии.

Запись слов под диктовку:

Тигр, тигрица, тигровый.

– Как называются данные слова? Почему? (Докажите) Они однокоренные (родственные), т.к. у них есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

Выделите известные вам части слова.

В каких словах есть части слова, которые мы никак не обозначили? Назовите их.

(К, И) Выявление места и причины затруднения.

- Почему вы её никак не обозначили? Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием, ни приставкой.

(К, И) Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? Нам нужно узнать, как называется эта часть слова, которая изменяет значение.

Еще что? Для чего служит, где стоит, как обозначается?

– Какую цель мы поставим перед собой?

Слова на карточках

Самооценка

Светофорчики. Зеленый-, красный.

Самооценка

Слайд

Критерии успеха

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

11-15 мин

6.Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы.

Работа по учебнику.

(К, И) Исследовательская работа.

Будем исследователями. Откройте учебники на странице 23

(К, И) Исследовательская работа.

Упражнение 1.

Прочитать текст – информацию о новой части слова.

Ученики с помощью учителя исследуют данный в учебнике текст стихотворения о суффиксе; находят информацию о новой части слова; делают вывод: где стоят суффиксы? Как они обозначаются? Образуют ли суффиксы новые слова?

СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из латинского SUFFIXUS , что обозначает «прикрепленный».

Поработаем конструкторами. Упражнение 2

(П) Учащиеся, работая в парах прикрепляют суффиксы, записывают в тетрадь, выделяют корень и суффикс.

Чья пара справится быстрее?

Какие слова получились? (обозначающие детёнышей)

Для чего же нужны суффиксы? образуют новые слова,

(К, И) Работа с правилом стр 23.

Учебник

Слайд

16-17 мин

(Д, К) Физминутка для глаз.

Видео

18-24 мин

Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику.

(П) Упражнение 3. Ученики читают в учебнике стихотворение К.И. Чуковского;

образуют от выделенного слова однокоренные слова с помощью суффиксов -к-, -очк-; записывают полученные слова; выделяют суффиксы.

Учащиеся высказывают мнение о поведении Коли.

Дополняют и записывают предложения, используя опорные слова.

Определяют вид текста: художественный или нехудожественный (стихотворение, рассказ, статья).

(Г) Игра-соревнование между группами. Найти в словах суффикс и записать схематично порядок нахождения суффикса (алгоритм)

Проверка.

Учебник

Карточка с заданиями

Слайд

25-26 мин

(Д, К) Динамическая пауза со Смешариками.

Видео

27-33 мин

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

(И) Самостоятельная работа.

Упр. 5. Учащиеся читают текст «Школьные вещи» и объясняют, почему к школьным вещам нужно относиться бережно.

Определяют вид текста: художественный или нехудожественный (стихотворение, рассказ, статья). Списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначают в выделенных словах окончание, корень, суффикс.

Что же мы узнали о суффиксе?

Домашнее задание. Упражнение № 4-1 группа, задание на карточке – 2 гр.

Учебник

Кластер

34-40

Работа по карточке Формативное оценивание «Что я знаю и умею».

Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

Взаимопроверка.

Карточка

40-45

Итог урока. Рефлексия.

Суффиксом называется … . При помощи суффиксов образуются …

Вы хорошо сегодня поработали. 

Закончите предложение:

Я узнал….

Мне было трудно…

Я хочу….

Оцените свою активность на уроке. Посмотрите на ваши оценочные листы. Кружочков какого цвета у вас получилось больше? Первый ряд подойдите к нашему сосуду знаний, возьмите такого же цвета капельку знаний и прикрепите – наполнив наш сосуд знаний. Теперь второй ряд и третий.

Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Слайд.

На плакате «Сосуд знаний».

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Обучающимся, которые испытывают затруднения, оказывается помощь (карточка-помощник, при выполнении самостоятельной работы).

Домашнее задание дифференцировано

Формативное оценивание.

- карточка.

  • взаимооценивание при работе в паре, классом, самооценивание «Лист самоконтроля»

  • результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (карточка). Тест.

1.Суффикс – это

  1. А)– часть речи, Б)– часть слов

2.Суффикс служит

А)– для связи слов в предложении, Б)– для образования новых слов.

3.Суффикс стоит

А)– перед корнем, Б)– после корня.

4.В каком слове нет суффикса

А)столик Б) свежие

5.В каких из этих слов есть суффикс:

А)– лес Б)– лесок

Динамическая пауза.

Физминутка для глаз.

Карточка для работы в группе

1.Найди суффикс в слове.

Для этого определи окончание, выдели корень и увидишь суффикс.

дедушка

Нарисуй схему – порядок нахождения суффикса.

1.

2.

3.

1.Найди суффикс в слове.

Для этого определи окончание, выдели корень и увидишь суффикс.

бабушка

Нарисуй схему – порядок нахождения суффикса.

1.

2.

3.

1.Найди суффикс в слове.

Для этого определи окончание, выдели корень и увидишь суффикс.

девочка

Нарисуй схему – порядок нахождения суффикса.

1.

2.

3.

Формативное оценивание

Фамилия и имя учащегося (-йся)____________________________ Предмет: русский язык

ю у

2.3.7.5 Определять значимые части слова; писать слова с суффиксами

Задание 1. Вспомни порядок определения суффикса в словах. Выдели окончание, корень, суффикс в словах.

Курочка, ежиха, мышки, котик

Критерии успеха

Дескрипторы

Учащийся достиг цели обучения, если определяет значимые части слова.

- Обучающийся - умеет находить

окончание корень суффикс

Формативное оценивание

Фамилия и имя учащегося (-йся)____________________________ Предмет: русский язык

Цель обучения

Рекомендации по оцениванию

Подраздел 3.8 Соблюдение грамматических норм

ю у

2.3.7.5 Определять значимые части слова; писать слова с суффиксами

Тест по теме: «Суффикс»

  1. 1.Суффикс – это

  2. А)– часть речи, Б)– часть слов

2.Суффикс служит

А)– для связи слов в предложении, Б)– для образования новых слов.

3.Суффикс стоит

А)– перед корнем, Б)– после корня.

4.В каком слове нет суффикса

А)столик Б) свежие

5.В каких из этих слов есть суффикс:

А)– лес Б)– лесок

Критерии успеха

Дескрипторы

Учащийся достиг цели обучения, если знает, что такое суффикс и определяет значимую часть слова.

Обучающийся - знает,

1.что такое суффикс______,

2.для чего служит______,

3.где находится_______,

4.выбирает слово без суффикса_________

5. выбирает слово с суффиксом_________

Лист самоконтроля

Ф И ученика_______________________

Вид задания

Оценка

1.Минутка чистописания

2.Игра «Да – Нет»

3.Работа в паре

4.Тест

5.Моя работа на уроке

infourok.ru

Урок русского языка по теме Суффикс 2 класс

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Суффикс

Цель: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;

Задачи: учить выделять суффикс в словах и отличать от других частей слова;

совершенствование навыков каллиграфического и грамотного письма,

умения определять цель урока, обогащение словарного запаса

учащихся, расширение кругозора;

развитие познавательной активности, мышления, памяти, внимания,

речи, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные

признаки, высказывать своё мнение;

способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;

привитие интереса к изучению русского языка.

Ход:

  1. Орг.момент, психол.настрой

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите

Руку другу вы пожмите

И тихонечко садитесь.

Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко.(Дети приседают и закрывают головы руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.

-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

Читают пословицу. «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

-Как вы понимаете смысл пословицы? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)

- А вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!

  1. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

- Запишите данный ряд букв в предложенной последовательности.

ИЩ ОК ИК НИК ОНОК ЁНОК ОНЬК ЕНЬК ЕЦ

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

- Какие части слов мы уже изучили?

Пока мы будем вспоминать определения и работать устно, некоторые ребята поработают по карточкам - 5 мин

Задание по карточкам:

  1. Верно ли утверждение? Если да, поставь знак +, если нет -

Окончание стоит в начале слова.

Чтобы найти окончание, надо изменить слово . Изменившаяся часть и есть окончание

Корень – это изменяемая часть слова

Однокоренными называются слова, которые произошли от одного корня.

Приставка стоит после корня.

С помощью приставки образуются новые слова

  1. Образуй от слов однокоренные слова. Выдели корень в словах

Час - _________________________________________________________________________

Гриб - ________________________________________________________________________

  1. Образуй от слов однокоренные слова с приставками. Выдели приставки.

Ход - _________________________________________________________________________

Сад - _________________________________________________________________________.

Итак, по графическому изображению назовите часть слова, дайте определение

( приведите примеры- как найти в слове окончание,

однокоренные слова

какие приставки знаете, приведите примеры слов.)

Словарная работа (на доске записаны слова с пропуском букв) – 5 мин

С…бака , уч…ник , ф…мил…я , ф…враль , ин…й , к…пуста, с…рока

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

( • слова из словаря;

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу, подчеркните орфограммы, поставьте ударение

Проверьте написание (слайд)

- Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Какие цели поставим перед собой при изучении темы «Суффикс»?

Слайд

Узнать ……. (Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Научиться ….. находить в словах суффиксы

  1. Работа над темой

Наблюдение

Отгадайте загадку

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой! (Лес)

- Как мы назовём небольшой лес? (лесок)

- Как называется человек, который охраняет лес? (лесник)

Что можете сказать об этих словах? Выделите корень.

Назовите части слов, которые находятся после корня. Эта часть называется суффиксом.

Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню

справа»

Суффикс обозначается значком. На что похож этот значок? Выделим суффиксы в этих

словах.

Посмотрите небольшую сказку и скажите, что образуется с помощью суффиксов?

( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf)

Итак, что такое суффикс? Попробуем сформулировать правило. (слайд)

Суффикс- это … Часть слова

Стоит …. После корня

С помощью суффикса образуются …… новые слова

Проверим по учебнику.- с. 107 правило.

ФИЗМИНУТКА

Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.

Давайте познакомимся с некоторыми суффиксами и попробуем выяснить, какие значения они придают словам.

Предлагаю вам стать волшебниками , которые умеют превращать одни слова в другие.

До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот становится волшебником, надевает волшебную шляпу и начинает превращать слова.

  1. В русском языке есть суффиксы . –оньк, - еньк, -ик, -ок.

Попробуй превратить эти слова ( учитель даёт карточку со словами ребёнку) в другие с помощью этих суффиксов.

Хвост, сын, Петя, лиса

Записываем в тетради, выделяем суффиксы. Посмотрите, что стало со словами? Какими стали предметы, которые они называли? (маленькими)

Значит, какое значение придают словам эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)

  1. Посмотрите на картинки. Какой суффикс помог образовать новые слова? -ИЩ-

Что стало со словами? Какое значение придаёт этот суффикс? (увеличительное)

Образуйте с помощью этого суффикса слова

Тигр, нос

  1. А вот ещё одна группа суффиксов - тель,- ист, - ник

Учи, двор, гитар

Какую работу выполняют эти суффиксы?( образовывают слова-названия профессий

  1. Следующие суффиксы - онок, -ёнок

Заяц, коза

Названия детёнышей животных

  1. Суффикс -ец

Казахстан, Караганда (принадлежность к территории, на которой проживаешь)

Ну как, понравилось превращать слова?

Давайте подведём итог. Какую работу выполняют суффиксы? (нужны для образования новых слов и придают им разные значения.)

Мы познакомились только с некоторыми из них.

Физминутка для глаз

Итак, мы ответили на 2 вопроса.

Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?

У нас осталась ещё одна задача, которую мы должны решить. Кто помнит её?

Научиться находить в словах суффиксы.

Находить в словах части, из которых они состоят – это значит выполнять разбор слов по составу.

Давайте составим алгоритм разбора слова по составу. (слайд)

Разгадайте слово. Выполните разбор слова по составу

СНЕЖПОДНИКИ

Закрепление

Выполнение заданий по карточкам. У каждого на столах лежат карточки разного цвета (дифференцированные)

1 группа- задание (сильные учащиеся)

Разобрать слова по составу.

ПОДБОРОДОК, ЯГОДКА, ГРАДУСНИК

2 группа - задание

«Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)

Образуй новые слова с помощью суффиксов ( -ёнок-, -ник-, -ик, -оньк). Выдели суффикс

ГУСЬ - ______________

ЛЕС - ______________

БЕГЕМОТ - ______________

БЕРЁЗА - ______________

3 группа – задание «Рассыпанные слова» (уч- ся с низкими учебными возможностями)

Соберите слова - соедините части слов стрелками.

ШАХТ ИСТ

ФОКУС ЧИК

ТАНК ЯК

ЛЁТ НИК

МОР ЁР

Обобщение.

Итак, с какой частью слова сегодня познакомились? Что узнали о суффиксе?

Выберите слова, которые характеризуют суффикс.(На доске карточки со словами)

СУФФИКС

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

  1. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать своё отношение к уроку.

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

Своей работой на уроке я …

Мне было интересно, потому что …

Было трудно…,

Мне бы хотелось отметить работу на уроке ….

У каждого на парте есть смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и приклейте на полях в тетради.

Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке следующих учеников.

  1. Д/з .с. 108 У. 290, с.109 У. 292

infourok.ru

Суффиксы русского языка

Суффиксы Значение Пример

-к-

-ик-

-ек-

-ок-

-ёк-

-еньк-

-оньк-

-ечк-

-очк-

-ушк-

-юшк-

-ышк-

 

 

 

Придают

словам

уменьшительный

или

ласкательный

оттенок

тетрадьтетрадка

коткотик

носокносочек

берегбережок

собольсоболёк

добрыйдобренький

лёгкийлёгонький

ТаняТанечка

сумкасумочка

зимазимушка

долядолюшка

зернозёрнышко

 

-ник-

-чик-

-щик-

-тель-

 

Образуют слова,

называющие

лиц мужского

пола

 

грибгрибник

летатьлётчик

каменькаменщик

читатьчитатель

 

-ниц-

-к-

Образуют слова,

называющие лиц

женского пола

 

проводитьпроводница

пианистпианистка

 

-ист-

-ск-

-ов-

(-ев-)

-н-

 

 

Образуют

прилагательные

 

 

бархатбархатистый

соседсоседский

мехмеховой

грушагрушевый

молокомолочный

 

-и-

-е-

-ова-

(-ева-)

 

 

Образуют

глаголы

 

рыбакрыбачить

красныйкраснеть

тоскатосковать

горегоревать

 

-ть-

-ти-

-чь-

 

Суффиксы

неопределённой

формы глагола

 

говорить

нести

стричь

 

-л-

Образует

прошедшее

время глагола

 

говорюговорил

 

-ся-

(-сь-)

Образуют глаголы

с возвратным

значением

 

купатькупаться

купаюсь

 

 

Суффиксы, участвующие в словообразовании имён существительных.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о