Предлоги и приставки – Различие предлогов и приставок. — Мои файлы — Каталог файлов

Различие предлогов и приставок. - Мои файлы - Каталог файлов

 Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова. -

 

 Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

 

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

   Предлог - это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

  Приставка - это часть слова. Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

   В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.

 

разбежались, отмерила, скинул.

 

2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.

 

(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у   стола 

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: полёт.

 

3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно.

 

Алгоритм рассуждений:

-Это глагол?

                     -ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это

                               приставка,   пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)

                     -НЕТ - ставим слово в начальную форму :есть такое слово -                      приставка, нет - предлог.

 

ТРЕНИРОВКА.

 

1.Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

 

 (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.

2.На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка.  (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

 

3.Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

 

 …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

 

4.Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.


Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.


5.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

На стройке.


Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли

(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

 

6.Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

...бросился ... врага.

…кинула …плечи.

…вёл …дело …конца.

 ...ставил ведро …кран.

…резал замок …дверь.

…читал рассказ …конца.

…гулял …парку.

…ехал …станции.

…рисовал …листке бумаги.

…плела ленту …косу.

 

7.Раскрой скобки.

 

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

в, на

1. Вода в море соленая. 2. На море большие волны. 3. Овчарка Гранат чужих в дом не пустит. 4. Нам задали на дом одну задачу.

с

1. Прозрачные сосульки свисали с крыши. 2. Летает пчела с цветка на цветок.

у, перед

1. Перед домом тенистая аллея. 2. У дома гаражи. 3. Перед концертом я зашел за товарищем. 4. У мышки длинный хвост.

к

1. К вокзалу мы подошли быстро. 2. К обеду все было готово.

под, над

1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.

Мой рабочий стол.

Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.

Поход.

Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.

Август.

Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.

Суслики.

Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.

Жадная собака.

Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.

Выборочные диктанты.

На Луну летать мы будем, — в небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям познакомиться с Луной!

 

Дело было в январе.

Стояла елка на горе.

 

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы.

 

Встали утром, на заре, —

В комнате светло.

На стене в календаре

Красное число.

 

Под березами широкими

Галки ссорятся с сороками.

 

Говорят — у мамы

Руки не простые,

Говорят — у мамы

Руки золотые.

Комментированное письмо.

1. Моя комната смотрит окнами в старый сад. В саду зацвели яблони. 2. Коля бежит на мост. На мосту сидят рыбаки с удочками. 3. Я сунул руку под подушку. Там книга с цветными картинками. Это мне подарок к празднику.

1. Бери пример с хорошего товарища. Мы с товарищем делаем планер. 2. Я смотрел на камень. На гладком камне грелась зеленая ящерица.

1. У дороги рос могучий дуб. 2. В колхозе пионеры встретились с бригадой трактористов. 3. Сияют звезды на башнях Кремля.

1. Мы первые в мире проложили дорогу к звездам. 2. Ребята прочитали в книге о подвиге пионера. 3. Перед школой мы посадили цветы.

В лагере.

В пионерском лагере звучит горн. Пионеры бегут к реке. Потом все быстро идут на линейку. Сегодня у каждого отряда свои дела. Группа пионеров едет в соседний колхоз на уборку овощей.

Гроза в горах.

Ночью в горах бушевала гроза. По крутым склонам неслись дождевые потоки. Вода вырывала с корнем деревья. Мы укрылись в сухой пещере. Под утро гроза утихла. Мы вышли из пещеры. Утренние лучи играли на зелени.

Канал в пустыне.

Трудно строить канал в пустыне. Песок раскален на солнце. Воду возят в огромных бочках. Машины с трудом идут по пескам. Но люди победили. Канал пришел в город. Есть вода — есть и зелень. На канале устроили пляж. Теперь здесь можно хорошо отдохнуть.

Миша.

Миша вошел в свой класс. Он сел за первую парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Он сидит с Юрой. Учитель вызвал Мишу к доске. Мальчик стоит у доски и отвечает урок.

Ежик.

Выбрал ежик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за удобной постелькой. Нашел он листья и надел на иголки. Потащил их еж к себе в норку. Хороша у ежа постелька!

На корабле.

К празднику на корабле все чистили. За борт на толстых веревках спустили доски. На досках маляры. Корабль качается на волне, а маляры борт красят. С самого утра моряки надели все праздничное. Подняли на мачты флаги. Вечером будет концерт.

Творческие диктанты.

Экскурсия, к экскурсии, на экскурсию, об экскурсии.

Класс, в классе, с классом, из класса.

Товарищ, с товарищем, у товарища, к товарищу.

В магазин. В магазине.

На праздник. На празднике.

Под крыльцо. Под крыльцом.

За домом. За дом.

С праздника. С праздником.

Контрольные диктанты.

Школьный двор.

Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Малыши прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками учеников.

На ферме.

В нашем колхозе большая ферма. Теперь на фермах работают разные машины. Подвесная дорога подает корм из кормовой кухни. Машины для дойки коров заменяют руки доярки. На ферме чисто и светло. (30 слов.)

Урожай леса.

Богатый урожай созрел в лесу. На опушке в траве поспела земляника. Много в лесной глуши ягод малины. Прячутся под сухими листьями грибы. На болоте манит к себе клюква. Щедрые подарки приготовил лес человеку. (33 слова.)

В летний зной.

Лошадь бежит рысью. С двух сторон дороги стоит стеной пшеница. Колосья бьют по лицу. Васильки цепляются за ноги. Воздух душный. На лбу у меня капли пота. Скорей к лесу! Там в тени у ручья можно отдохнуть. (36 слов.)

Лиса и белка.

Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хитрая лиса притворилась мертвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча. (36 слов.)

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Русский язык - Приставки и предлоги

Технологическая карта урока

Задаёт вопросы:

- Какой сейчас у нас будет урок?

-Что пожелаем сегодня на уроке себе, своим одноклассникам?

- Оцените своё желание учиться сегодня. Покажите свою оценку знаком.

На доске:

Очень хочу учиться.

Хочу учиться.

Немного хочу учиться.

Мне очень приятно, что у всех оценка «Очень хочу учиться» («Хочу учиться») (помечается на доске – прогностическая оценка).

-А теперь покажите знаком на «волшебных» линеечках, какими вы будете сегодня на уроке.

На доске:

Буду очень активным.

Буду активным.

Буду малоактивным.

(Учитель выносит на доску общую прогностическую оценку).

Слушают и отвечают на вопросы.

- Русский язык.

-Активности, здоровья, радости, успехов, …

Дети показывают своё место на шкале.

Дети показывают своё место на шкале.

Личностные УУД

- способность к самооценке

- самоопределение

- нравственно-этическое оценивание

Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.
Под под- с с-
-Кто догадался ,что вы сейчас прописали?

- Что вы знаете о приставках и предлогах из прошлых уроков?

2. Я читаю вам предложение, а вы на слух определяете, что там есть: предлог или приставка. Если вы слышите слово с предлогом, то поднимаете карточку «предлог», если слышите  в слове приставку, то карточку – «приставка».

 Упал с берёзы, катился на коньках, записал в тетрадь, варенье из

малины, зашёл за сестрой, вырос под сосной, посмотрел на восток.

Отвечают на вопросы:

- Предлоги и приставки.

- Предлог – это слово.
Предлоги со словами пишутся отдельно. Предлог служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся слитно.

Дети поднимают карточки «предлог», «приставка»

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли вслух

- умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

Самоопределение к деятельности

- Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

На доске:

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (на)брёл (на)избушку.

-Как отличить предлог от приставки?

-Взаимопроверка в парах.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Между предлогом и словом, перед которым оно стоит, можно поставить другое слово.

- Правописание предлогов и приставок.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

Регулятивные УУД

- Уметь анализировать, сравнивать

Личностные УУД

- Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству

Физкультминутка «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами».

Работа по теме урока

2. Работа по учебнику.

Упр. 17, 18, с. 48 устно

После выполнения 17 упражнения обучающиеся с помощью учителя формулируют правило написаний предлогов и приставок со словами.

Учитель спрашивает, почему возникает трудность в написании приставок и предлогов со словами, трудно ли отличить приставку от предлога. Детям предлагается прочитать приставки и предлоги из упражнения и ответить на вопросы:

Какие из данных сочетаний букв не бывают приставками? А какие бывают только приставками? А какие могут быть как приставками, так и предлогами? Учитель предлагает устно назвать примеры слов с приставками из упражнения в форме игры «кто больше назовет слов с приставками».

Выполняя 19 упражнения, учитель с детьми приходят к выводу, что предлоги употребляются только с существительными. А между ними может быть прилагательное. Для закрепления учащиеся читают правило на 49 странице и самостоятельно выполняют 20 задание. После организуется проверка. Учитель определяет, кто допустил ошибки для коррекции затруднений.

Если остается время, детям предлагается выполнить 21 упражнение. Выписать словосочетания определенного типа, выделить приставки у глаголов и подчеркнуть предлоги. Еще раз повторить правило.

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли вслух

- умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

Рефлексия

Итог

- Кому было трудно работать на уроке?

- Кому при выполнении заданий нужна помощь учителя или товарищей?

- Что вызвало особые затруднения?

- Возвращаемся к нашим «волшебным» линеечкам.

(Самооценка).

- Кого бы вы поблагодарили за урок? За что?

Личностные УУД

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»

Домашнее задание

Творческое задание

infourok.ru

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА(Правописание предлогов и приставок)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс

Тема урока: Правописание предлогов и приставок

Учитель начальных классов

1 категории

МБОУ СОШ № 4 г. Аксай

Адамова Галина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока

Предметные:

- развитие умения различать сходные приставки и предлоги;

- развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

Регулятивные:

- развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

Коммуникативные:

- создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

- сформировать представление о различии предлогов и приставок на основе установленного алгоритма действия.

Технология проблемного обучения

Организационная форма:

- учебно-исследовательская деятельность;

- работа в системе погружения.

Сегодня на уроке:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

4. Создание проблемной ситуации.

5. Систематизация и обобщение знаний и умений.

6. Физминутка.

7. Проверка уровня обученности.

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организация

II Запись:

- число

- классная работа

III. Минутка чистописания.

На доске слова:

Стар_сть, п_шел, о н_винке.

Прочитай слова.

Сейчас вы определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания.

1. Первая – буква, которую вставили во все три слова (о)

2. Вторая – обозначает парный звонкий мягкий согласный  звук (в)

3. Окончание в существительном (е)

На доске

Ове, овве, оввве, овввве

Определите порядок следования букв в данном ряду.

Дети прописывают

Ребята, назовите орфограммы в данных словах.

IV. Словарная работа

1. 4 человека у доски под диктовку

Лестница, фонарь, коллекция, президент, литература, Москва, до свидания, запах, Россия.

К доске 4 человека проверяют, ставят оценки.

2. Остальные вставляют пропущенные буквы прямо в карточках (карточки подписать)

Ребята, в словах, которые написаны на доске, найдите:

1. Слово, в котором букв больше, чем звуков (фонарь, лестница)

2. Слово с приставкой

Какие вы можете назвать орфограммы в данных словах?

V. Основная часть

Создание проблемной ситуации

1. Ребята, нам нужно сформулировать тему урока. А для этого выполним следующее задание:

Даны 3 варианта написания предложения (слайд 1). Сначала подумаем и определим, какой вариант записи правильный (веером - 3)

Как называются орфограммы из-за которых были допущены ошибки?

(правописание предлогов, правописание приставок)

Как же будет называться тема нашего урока?

Правописание предлогов и приставок (слайд 2-тема)

Чему будем учиться на уроке?

Учиться различать предлоги и приставки (слайд 3 – цель)

Сегодня мы с вами попробуем составить алгоритм действий, благодаря которому легко будет отличить приставку от предлога.

Начинаем.

2. Задание

Дан текст (слайд 4)

Прочитайте, озаглавьте данный текст.

«Стоит прекрасный весенний денек. На небе светит яркое солнышко. Под окно прилетела чудесная птичка. Она радостно запела свою песенку».

Выберите предложение, в котором есть предлог и приставка в словах (выбирают, показывают веером – 3). (Докажите выбор)

Выполним синтаксический разбор предложения:

Под окно прилетела чудесная птичка.

Скажите, что такое предлог? (часть речи)

Что такое приставка? (часть слова)

Вспомните сказку: что есть у предлога, а что делает приставка?

3. Дан текст: (слайд 5)

Орел (с) вил себе гнездо (на) высоком дереве. Вскоре (в) гнезде появились птенцы. Однажды орел (под) летел (к) гнезду (с) рыбой (в) когтях.

- Раскроем скобки (показываем при помощи карандаша: вертикально – раздельно (предлог), горизонтально – слитно (приставка).

- Сделаем вывод:

Как пишутся предлоги со словами? – Раздельно.

Как пишутся приставки со словами? – Слитно.

- А чтобы проверить, что это приставка, а не предлог,

выполним следующее задание. (слайд 6, 7)

1. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между (до земли)

Получается? – Да.

Вывод: до – это предлог и пишется со словом раздельно.

2. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между (до_летали).

Получается? – Нет.

Вывод: до – приставка и пишется со словом слитно.

3. слайд 8

Внимательно посмотрите на записи. Вам все понятно? Почему? Что нужно сделать? (вставить предлоги). Подумайте и покажите предлог, который подойдет по смыслу. (дети показывают)

Обратите внимание: был ли смысл в словосочетаниях без предлогов? (нет) Какую роль выполняют предлоги? (предлоги служат для связи слов в предложениях)

Обратите внимание на первые слова в словосочетаниях. В чем их сходство и в чем различие?

И что же произошло со словами, где поменяли приставку?

При добавлении новых приставок образуются новые слова.

Вопрос: для чего служат приставки? (для образования новых слов)

4. слайд 9

Мы составим алгоритм действий при написании предлогов и приставок.

- Что такое приставка? (часть слова)

- Что такое предлог? (часть речи)

- Как пишется приставка со словами? (слитно)

- Как пишется предлоги со словами? (раздельно)

- Как доказать, проверить? (между предлогом и словом можно вставить любое слово, между приставкой и словом нельзя вставить слово)

- Для чего служат приставки? (приставки служат для образования новых слов).

- Для чего служат предлоги? (предлоги служат для связи слов в предложении).

VI. Самоконтроль, взаимопроверка

1. Слайд 10.

У вас на партах лежат карточки. После завершения работы поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа, поставьте оценку.

«(От) остановки (от) ъехал автобус. Ребята (про) пели песню (про) ежика. (У) Кати (у) бежал щенок. Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. Много радости (на)ходит человек (в) труде. Тропинка (с) пускалась (с) горы.

Слайд 11 – текст для проверки (покажите веером свою оценку)

VII. Творческое задание

Сейчас ответственное задание. Нужно придумать девиз нашего урока. Можно использовать данные слова (слайд 12), можно добавить свои.

Слайд 12 – стремление, упорство, ум, грамота, учиться, труд, дорога, радость, знания, жизнь, будущее.

(девиз записать в тетради, выделить приставки и предлоги).

VIII. Включение в систему знаний

- Где Вам потребуется знание данной темы.

- Если забыли, как восстановить знания (учебник, памятка, друг, учитель)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Назовите тему урока.

- Цель урока.

 - Сейчас оцените вашу познавательную деятельность на уроке с помощью трех планет.

1. На первой планете могут поселиться те, кто все усвоил отлично.

2. На второй – те, кто усвоил хорошо.

3. на третьей – те, кому еще нужно поработать над этой темой.

(дети заселяют планеты)

 

Я рада, что вы удачно поработали на уроке, достигли поставленной цели, сумели преодолеть трудности. Молодцы!

infourok.ru

Конспект урока русского языка по теме «Приставки и предлоги". 3-й класс

Система учебников автор: Полякова А.В.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, научить распознавать предлоги и приставки.

Метапредметные.

Части урока
1. Самоопределение к деятельности

1. Организационный момент.

Речевая разминка.
- Здравствуйте, ребята!
- Настроенье каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Мы таких с собой не брали
- Может ляжем отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
- Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?
(Буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
- Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги? Кто сможет поспорить ?
(включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников, решение проблемы).
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

2. Постановка темы урока

- Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (ответы детей: будем учиться различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и на письме)
- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то, как их различить? Давайте разберемся.
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой

3. Работа в тетрадях

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. a) Записываем: число, классная работа и чистописание. (Буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
б) Запись словарных слов.
в) В это время работают индивидуально у доски и на месте с карточками несколько учеников:
1.Разбор слов по составу.
2.Подбор однокоренных слов.
3.Проверка безударных гласных.
4.Составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части речи.
5. Исправить ошибки в словах.
Проверка словарных слов.

Деятельность учителя

Организация обучающихся, включение в работу.
Способствие к озвучиванию темы урока.

Деятельность обучающихся

Подготовка к восприятию нового материала.
Включение в деловой ритм.

Универсальные действия

Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Содержание
2. Актуализация знаний

2.Актуализация знаний-вход в тему урока

Предлагаю прочитать запись на доске:
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)д .ревни
(по)бежал (по)д .роге
(про)читал (про)з .вод
(под)полз (под)м .шину
(на)кричал (на)с.баку
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.
2) На глаголы и существительные.
3) На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам: 

- Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками ..
- Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
-
Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т.д.
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т.д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
- Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
- А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударный гласный в приставке, нужно вспомнить, как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное слово с ударным гласным или проверить по словарю).
- Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка)

Деятельность учителя

Актуализация знаний обучающихся, определение их уровня знаний, выявление пробелов в знаниях обучающихся.

Деятельность обучающихся

 Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.
Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания.
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

3. Постановка учебной задачи

3. Постановка учебной задачи
 Предлагаю выполнить работу в учебнике
Работа по учебнику
- Откройте учебники на с.145.
- Прочитайте тему урока.
- Кто напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать предлоги и приставки)
- Упр. 341 (составить простые нераспространенные предложения)
1. Ребята весело скатились с горки.
2. Девочки побежали по узкой тропинке.
3. Все гости уже вошли во дворец.

Физминутка

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут

Продолжение работы по теме урока

1. Работа в парах.
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу
Проверка
2. Дифференцированная работа.
- Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
- Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  • Лодка (от)плыла (от)берега.
  • Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  • Солнце (за)шло (за)тучу.
  • Всадник (с)лез (с)коня. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  • (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  •  (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  • Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.
Найди слова с приставками и выдели их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.
- Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Проверка заданий и выводы.

3. Работа в группах.
 (у каждой группы одинаковые задания)
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. _________________
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от) мыла ___________________________
Сугробы снега вьюги (на) мели, ____________________
И грузовик, как баржа, (на )мели. ___________________

Я правило бубня (под)нос, ________________________
В альбоме рисовал (под)нос._______________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________

Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации.

Деятельность обучающихся

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Части урока
4. Итог урока:

Содержание:

4. Итог урока

Проверка заданий.
Подведение итогов.
Составление кластера.
На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  •  для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Какое задание вас заинтересовало?

Деятельность учителя

Организует работу детей по применению новых знаний. (написание приставок и предлогов со словами)

Деятельность обучающихся

Выполнение самостоятельной работы. Самопроверка с использованием полученных знаний.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.

Части урока

5.Рефлексия

5. Рефлексия
- Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)
- Как различить предлог  и приставку? (Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее)
Возьмите в руки « мордочки», которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Деятельность учителя

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

Деятельность обучающихся

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.
Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД: смыслообрзование

Части урока
6. Домашнее задание

6. Домашнее задание: упр. 345 или343 по выбору.

urok.1sept.ru

Методическая разработка (логопедия) по теме: Предлоги и приставки

Правописание приставок и предлогов

Раскройте скобки, к словам с пропущенными буквами подберите однокоренные слова.

Карточка 1
(Под) всякую пес...ню не (по) пляшешь. (В) л...су дро... не (на) шёл. (У) каждого своя п...беда (на) уме. (На) сл...вах густо, а (в) г...л...ве пусто.

Карточка 2
(По) (при) ходу и расчёт д...ржи.
Б...ду скоро (на) ж...вёшь, да не скоро (вы) ж...вешь.
В...дна птица (по) пер...ям, а ч...ловек — (по) р...чам.
(С) б...лтунами д...ржи ...зык (за) зубами.

Карточка 3
(По) одё...ке (про) тягивай но...ки. Сов...сть (без) зубов, а (за) грызёт. (До) старости (до) жил, а ума не (на) жил.

Карточка 4
(По) шёл (за) делом, а возвр...тился (с) (без) дельем. (Вы) спишься — (по) м...лодеешь. (По) клоном п...ясницы не (пере) ломишь. (На) пуган — вп...ловину (по) бит.

Карточка 5
(По) п...годе и (у) рожай.
(У) страха глаза вел...ки.
Ножки (с) (под) ходом, ручки (с) (под) носом, сердце (с) покором, гол...ва (с) (по) клоном! ...зык (с) (при) говором.
(С) х...трецом водиться — (в) оба глаза гл...деть.
Что (у) взрослого (на) уме, то (у) малого (на) • • .зыке.

Карточка 6
Что (при) п...сёшь, то и (по) несёшь.
Нельзя (пере) ск...чить, так можно (под) лезть.
(К) готовому костру легче дрова (под) гр...бать.
(К) чему р...бёнка (при) учишь, то от него и (по) лучишь.

Карточка 7
Сам кашу (за) в...рил, сам и (рас) хлёбывай.
(B) поле (с) вёз навоз — (с) поля хлеба воз.
© р...дной земли — умри, не (с) ходи.

Карточка 8
(Недо) сол (на) ст...ле, (пере) сол (на) спине. Грач (на) горе — весна (на) дв...ре. Лето (про) хлопали, осень (про) топали, а тут сне... (на) голову. (Без) рогая к...рова хоть шишкою да боднет!

Карточка 9
Не гл...ди высоко, (за) порошишь око.
(B) миру ж...ви (по) уму.
© б...льной головы (на) здоровую. (По) кривой дороге (по) л...маешь ноги.

Карточка 10
(По) сп...шишь — людей (на) смешишь.
Июнь (с) к...сой (по) лугам (про) шёл, а июль (с) серпом (по) хлебам (по) бежал.
(Про) живёшь ладно, коли ж...знь (по) строишь складно.

Карточка 11
(Из) (по) г...ворки слова не (вы) кинешь. (За) л...тела птица выше своего (по) лёта. Дру... (на) учит, а недруг (про) учит. Человек (без) дружбы — что дер...во (без) корня.

nsportal.ru

Урок по русскому языку на тему " Предлоги и приставки"

"Предлоги и приставки"

Цель урока:

Научить различать предлоги и приставки.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Нам сегодня предстоит разобраться в том, что есть что. Посмотрите, что я выписала на экран.

От в во за на над под у из про с о об

Д. Приставки.

- Предлоги.

У. Так приставки или предлоги?

Д. Без текста мы не сможем определить.

2. Тема урока

У. Нам сегодня нужно будет выявить все главные признаки, по которым мы сможем определить, где предлог, а где приставка. На ваш взгляд, какое главное отличие?

Д. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

- Предлог – Это служебная часть речи.

У. И что это значит?

Д. Приставка пишется слитно со словом, а предлог – отдельно.

У. Хорошо. Теперь у нас есть возможность научиться различать предлоги и приставки. Я вам предлагаю в качестве минутки чистописания записать это. В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки. Некоторые из них вы сейчас запишите. Придумайте свои примеры, чтобы от было приставкой.

Д. Отъезд, открывать.

У. А теперь предлогом.

Д. Отойти от окна, от дома.

Записывают в тетради и на доске:

от открывать, от дома

У. Почему же мы записали по-разному?

Д. В слове открыть от – это приставка.

У. Как вы определили?

Д. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

- Здесь корень –кры-.

- Закрыть, прикрыть, накрывать, крытый.

- Значит, приставка от-. Приставка пишется слитно.

У. Замечательно. От дома.

Д. Это предлог. Предлог всегда пишется раздельно.

У. Докажите.

Д. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

У. Например?

Д. От кирпичного дома. От нашего дома.

- А ещё можно вопрос поставить: от какого дома?

У. Молодцы, убедили. Выпишите приставку и подчеркните предлог. Теперь приставка в- - ваши примеры.

Д. Вписал, влез, внёс.

У. А теперь предлог.

Д. В сад, в поле, в класс.

У. Хорошо, записываем просто в.

Дети пишут.

- Следующая приставка во-.

Д. Вошёл.

У. Спасибо, интересные примеры. А чтобы во- было предлогом?

Д. Во двор, во вторник.

У. Молодцы. Записываем во двор, во вторник.

Придумайте пример с приставкой за- и предлогом за.

Д. Записал, зачитал…

- За парту, за дерево…

У. Запишите свои примеры или те, которые назвали ребята.

- Итак, наша задача сегодня научиться различать, где предлог, а где приставка.

Ученик собрался в школу. Прочитайте, что же было дальше.

Шёл восьмой час, когда ученик:

…шел …дому,

…шел …крыльца,

…шел …двору,

…шел …ворота,

…шел …газетному киоску,

…шел …киоска,

…шел …трамвайной остановке,

…шел …трамвай.

А трамвай ушёл.

- Как вы думаете, что нужно сделать?

Д. Вставить предлоги и приставки.

У. Давайте тогда определим, какие предлоги и приставки вы будете вставлять. Читаем первую строчку.

Д. Вышел из дому.

У. Запишите. Почему так?

Д. Вышел: в – это приставка, значит, пишется слитно;. Из дома – из чего? из какого? дома, из - это предлог, пишется отдельно.

Отдельные ученики по строчке комментируют, остальные записывают.

- Предположим, что мальчика звали Дима. Запишите на следующей строчке это предложение.

На трамвае Дима быстро доехал до школы.

- Знаете, этот мальчик учится во втором классе, поэтому он не знает, что такое приставка. Есть ли в этом предложении слова, в составе которых есть приставка?

Д. Доехал.

У. Как вы написали приставку?

Д. Слитно.

Ц. Почему?

Д. Если бы это был предлог, то можно было бы между предлогом и приставкой поставить слово, например, до быстро ехал. А мы так не говорим.

У. А есть ли здесь слова с предлогами?

Д. На трамвае, до школы – пишем отдельно, можем вставить слово: на новом трамвае, до своей школы.

У. А кто из вас сможет выделить грамматическую основу и указать те части речи, которые вы знаете?

Ответы детей.

- Замечательно, тогда вы сейчас сделаете это самостоятельно, а затем мы проверим.

3. Физкультминутка.

У. Встаньте.

Мы немного отдохнём

И дальше изучать начнём

Приставки и предлоги.

Руки в стороны, вперёд,

Вверх, назад, прогнулись,

На мысочки встали, лучики достали,

На корточки присели, вокруг посмотрели.

На месте мы попрыгаем.

Теперь на парты ляжем

И всё, что мы узнали, соседям мы расскажем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем повторять:

Как предлоги и приставки

Будем в тексте различать?

Всё друг другу проговорили?

Всё, что узнали, повторили?

Д. Да.

У. Тогда откройте учебник на с. 130 и прочитайте, как отличить приставку от предлога.

Дети читают.

- Так ли мы с вами рассуждали?

4. Закрепление.

У. второклассник Дима приготовил вам ещё одно задание. Прочитайте и подумайте, что здесь надо сделать.

Света (с) няла маленького котёнка (с) дерева. Муравей (под) полз (под) соломинку и (под) нял её.

Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате.

Щенок (со)гнал (со)скамейки) воробьёв.

Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

- Какое же будет задание?

Д. раскрыть скобки.

У. Верно. Вам надо списать, раскрыть скобки. А как же вы определите, как писать?

Д. Если приставка, то напишем слитно, а если предлог, то отдельно.

У. Хорошо. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Дети выполняют самостоятельно, затем делают проверку.

5. Подведение итогов.

У. Мы сегодня проделали большую работу. Как же отличить приставку от предлога?

Д. Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

- Предлог – это служебная часть речи.

- Предлог связывает слова в предложении.

- Предлог пишется отдельно и между ним и словом можно вставить ещё слово или вопрос.

У. Спасибо. Давайте проверим, всё ли вы усвоили. Я вам говорю сейчас либо слова с предлогами, либо слова, частью которых является приставка. Если в слове есть приставка – хлопаете 1 раз, если слова с предлогом – 2 раза.

Учитель называет слова: нарисовать, на берег, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал с дерева, со двора, на правую.

- Здорово. Почти не ошибались.

6. Домашнее задание: упр. 33

infourok.ru

Пишем правильно предлоги и приставки

Похожие предлоги и приставки дети нередко путают при написании. Но их нужно научиться различать,чтобы избежать ошибок.  Ведь приставку следует писать слитно со словом, так как она является его частью, а предлоги — это отдельные слова и пишутся отдельно от других слов.
И задачи у приставок и предлогов совершенно разные. Приставки образуют новые слова, а предлоги связывают слова в предложении.

Как же научиться правильно писать приставки и предлоги?

Прежде всего, следует запомнить, что перед глаголами не могут стоять предлоги. Они употребляются с другими частями речи,  но с глаголами не употребляются никогда. Поэтому в словах (С)БРОСИТЬ, (ПОД)СТАВИТЬ, (ПО)ЕХАТЬ вызывающие сомнение С, ПОД и ПО пишутся слитно с глаголами БРОСИТЬ, СТАВИТЬ, ЕХАТЬ.

СБРОСИТЬ            ПОДСТАВИТЬ             ПОЕХАТЬ

А вот с существительными уже сложнее. Чтобы определить, предлог или приставка стоит перед существительным, нужно попробовать  вставить между ними другое слово или поставить вопрос.

(С)КРЫШИ      (ПОД)СТОЛОМ            (ПО)ДОРОЖКЕ

С (чего?)  с крыши, с соломенной крыши — между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. С крыши пишем раздельно.

Под (чем?) столом, под обеденным столом — под — это предлог, пишется раздельно.

По (чему?) дорожке, по узкой дорожке — слово ПО — предлог, и также пишется раздельно с существительным.

А вот в словах СПИСОК, ПОЕЗДКА, ПОДХОД между С, ПОД и ПО ни вопрос, ни другое слово вставить нельзя. Следовательно, это приставки, и писать их нужно слитно со словами..

Задание. Раскрыть скобки в следующих предложениях

(ПОД)ЁЛКОЙ (ЗА)ДРЕМАЛИ ЗАЙЧИШКИ.

(ПО)РЕКЕ (ПО)ПЛЫЛИ ЛОДОЧКИ.

(ЗА)ЗАБОРОМ ЗА(ЛАЯЛИ) СОБАКИ.

(ПОД)ЁЛКОЙ — сначала определяем часть речи. Ёлка (что?) — имя существительное. ПОД  ПУШИСТОЙ ЁЛКОЙ — между ПОД и ЁЛКОЙ можно  поставить вопрос или вставить другое слово ПУШИСТОЙ. Значит следует писать ПОД ЁЛКОЙ — предлог перед существительным.

(ЗА)ДРЕМАЛИ — определяем часть речи: Что делали? ДРЕМАЛИ — это глагол. С глаголами предлоги не употребляются, значит ЗА — приставка и пишется слитно со словом ДРЕМАЛИ — ЗАДРЕМАЛИ.

Правильно написанное предложение: ПОД ЁЛКОЙ ЗАДРЕМАЛИ ЗАЙЧИШКИ.

Во втором предложении (ПО)РЕКЕ — Что? река — существительное. По  ШИРОКОЙ РЕКЕ — между ПО и РЕКЕ можно поставить вопрос (по чему?) или вставить другое слово, Значит, ПО РЕКЕ пишем раздельно. Это предлог с существительным.

(ПО)ПЛЫЛИ — ПЛЫЛИ (Что делали?) — глагол. Значит ПО не предлог, а приставка и пишется слитно.Что сделали? ПОПЛЫЛИ.

ПО РЕКЕ ПОПЛЫЛИ ЛОДОЧКИ.

В третьем предложении определяем правильность написания слов (ЗА)ЗАБОРОМ, (ЗА)ЛАЯЛИ.

ЗА (Чем?) ЗАБОРОМ, ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ — это предлог с существительным, пишем раздельно ЗА ЗАБОРОМ.

(ЗА)ЛАЯЛИ — ЛАЯЛИ (Что делали?) -глагол. Значит ЗА не предлог, а приставка и пишется слитно ЗАЛАЯЛИ.

Окончательный вариант предложения — ЗА ЗАБОРОМ ЗАЛАЯЛИ СОБАКИ.

Попробуйте  объяснить правописание приставок и предлогов в следующих примерах самостоятельно

 

Часто от сочетаний предлогов с существительными образуются новые существительные или прилагательные с похожими приставками.

                       ПОД БЕРЕЗОЙ — ПОДБЕРЕЗОВИК

                       ЗА РЕКОЙ — ЗАРЕЧНЫЙ

                       ПОД НЕБОМ —  ПОДНЕБЕСНЫЙ

И наоборот, от некоторых слов, образованных с помощью приставок, можно образовать сочетания предлогов с существительными.

                        ДОВОЕННЫЙ — ДО ВОЙНЫ

                       ПРИШКОЛЬНЫЙ — ПРИ ШКОЛЕ

                        БЕЗРАДОСТНЫЙ — БЕЗ РАДОСТИ

  Выбираем правильный предлог

Иногда мы слышим сочетания С МОСКВЫ, С АРМИИ, С ТЕАТРА, в которых предлоги выбраны неправильно. Если человек идет или едет В ШКОЛУ, В ТЕАТР, В МОСКВУ, тогда возвращается он ИЗ ШКОЛЫ, ИЗ ТЕАТРА, ИЗ АРМИИ.

А если человек идет НА РАБОТУ, НА РЫНОК, НА РЫБАЛКУ, то возвращается С РАБОТЫ, С РЫНКА. С РЫБАЛКИ.
Это правило тоже следует запомнить.

 

 

Таким образом, легко запомнить правила написания похожих приставок и предлогов, если знать, что между предлогом и словом нужно попробовать вставить другое слово. Если получится, то пишем раздельно.  В ином случае мы имеем дело с приставкой, которая пишется слитно.

den-v-shkole.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о