Постановка запятых при однородных – Знаки препинания при однородных членах предложения

Каковы правила постановки запятых при однородных и неоднородных определениях.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об однородных членах предложения.

Урок 28 . Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения

Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:

1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;

2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;

3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;

4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.

Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.

1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу.

(А. Чехов)

2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:

а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;

б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.

I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными

При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.

1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и ), например:

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи . (А. Серафимович)

Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)

Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?

2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:

Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)

Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?

3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но . В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:

Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)

Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.

Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?

4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.

Никакими знаками препинанияне отделяются:

1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:

Пойду коня овсом накормлю ;

2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо) , например:

Хочешь не хочешь , а придётся пойти на уступку.

Запятая

ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:

Белые пахучие цветы ромашки бегут под его но

babiki-kaluga.ru

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

 

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

  • безличными предложениями, например:  Жарко и душно. Холодно и дождливо.

studfile.net

Правила запятых при однородных прилагательных. Каковы правила постановки запятых при однородных и неоднородных определениях

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. При бессоюзной связи запятыми отделяются только однородные определения, а между неоднородными определениями запятая не ставится .

I. Определения однородны:

1. если обозначают отличительные признаки разных предметов, характеризуя их с одной стороны.

  • … на огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими , белыми , жёлтыми огнями. (В. Г. Короленко)
  • (Одни огни синие, другие - белые, третьи - жёлтые.)

2. если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны.

  • Любил Чапаев сильное , решительное , твёрдое слово.
  • (Д. А. Фурманов)

3. если характеризуют предмет либо только с положительной стороны и их можно оценить знаком «+», либо

только с отрицательной стороны и их можно оценить знаком «-».

  • … я видел женщину молодую , прекрасную , добрую , интеллигентную , обаятельную .
  • (А. П. Чехов)
  • Наступила дождливая , грязная , тёмная осень.
  • (А. П. Чехов)

4. если представляют собой образные определения (эпитеты).

  • Сухим , металлическим блеском горят его воспалённые серые глаза.
  • (По Д. А. Фурманову)
  • Нас встретил пустой , заброшенный дом. (Прил. + прич. )
  • Люблю я по утрам крепкий , горячий , пробуждающий кофе. (Прил. + прич. )
  • То была первая , не замутнённая никакими опасениями радость открытия. (Прил. + прич. оборот. )
  • (Д. А. Гранин)

6. если стоят после определяемого слова.

  • По обеим сторонам просеки красовались сосны высокие , корабельные .
  • (Ср.: высокие корабельные сосны.)

7. при описании внешности

.

  • Почти у самого дома нас встретила скромная , застенчивая , деревенская девочка лет восьми.

8. если противопоставляются другим определениям, относящимся к тому же определяемому слову.

  • Мы проезжали то маленькие , безлюдные станции , то узловые , оживлённые .

Каждое из однородных определений непосредственно связано с определяемым словом .

II. Определения неоднородны:

1. если относятся не непосредственно к определяемому , а к сочетанию существительного со стоящим перед ним определением.

  • Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
  • (А. И. Куприн)
  • (Ср.: уездный городишко - южный уездный городишко - скверный южный уездный городишко.)
  • Холли нарядилась в изумительное обтягивающее кружевное платье.
  • (С. Ахерн)

2. если характеризуют предмет с разных сторон .

  • Черника - это кустарничек с маленькими круглыми пресными
    чёрно-голубыми
    ягодами. (Размер - форма - вкус - цвет.)

Неоднородные определения могут стать однородными, если в контексте приобретают какой-то общий признак.

  • Начался мелкий , колющий дождь. (Общий признак этих определений - неприятное ощущение.)
  • В подарок был куплен красивый шёлковый платок.
  • Работая здесь, он приобрёл огромный политический опыт.

III. Некоторые случаи допускают двоякое толкование :

  • Ср.: Она одела новую , норковую шубу.
  • Она одела новую норковую шубу.

Постановка запятой в первом случае означает, что второе определение поясняет первое (Она одела новую, а именно норковую шубу).

Отсутствие запятой во втором случае означает, что определение новый относится к сочетанию норковую шубу (Она одела новую норковую шубу, хотя есть и другая норковая шуба, по-видимому, уже старая) .

Без определений, объясняющих свойство и качество предмета, человеческая речь была бы «сухой» и неинтересной. Все, что имеет признак, в предложениях передается с помощью определений. Именно описание предметов создает наше знание о нем и отношение к нему: вкусный плод, горький опыт, красивый человек, белый и пушистый кролик и т. д. Подобные пояснения, характеризующие предметы помогают лучше их понять.

Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо Редко их могут связывать передающие смысл уступки или причины происходящего.

Например:

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:


Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и от

gcchili.ru

Однородные члены предложения, знаки препинания при них

На уроке рассматриваются однородные члены предложения – их определение, средства связи, правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Однородными называются два или несколько членов предложения, которые выступают в одной и той же синтаксической функции (т. е. играют в предложении одну роль), относятся к одному и тому же слову и связаны друг с другом сочинительной или бессоюзной связью.

Петя и Маша наперебой заказывали то шоколадное, то клубничное, то карамельное мороженое.

В этом предложении однородные

 *подлежащие Петя и Маша,

 *определения шоколадное, клубничное, карамельное относятся к одному слову мороженое.      

Однородные члена равноправны. Средствами связи для однородных членов служат сочинительные союзы и перечислительная интонация:

Петя любит и шоколадное, и клубничное, и фисташковое мороженое. – Средство связи – повторяющийся союз и.

Петя любит шоколадное, клубничное, фисташковое мороженое. – Средство связи – перечислительная интонация.

Иногда однородные члены предложения могут быть связаны подчинительными союзами (причинными, уступительными):

Мороженое было вкусное, хотя холодное.

Однородными бывают как главные, так и второстепенные члены предложения; если члены предложения выражены не одним словом, а сочетанием слов, однородными могут быть части таких членов предложения:

Петя и Маша любят мороженое.

однородные подлежащие;

Миллионы мальчиков и девочек во всем мире обожают мороженое.

 – однородные части подлежащего;

День выдался солнечный, радостный, счастливый.

 – однородные части сказуемого и т. п.

Однородными членами предложения могут быть необособленные и обособленные члены предложения, а также отдельные компоненты внутри обособленных членов:

Эта картина была написана в манере весьма оригинальной и даже чем-то замечательной.

– однородные необособленные определения;

Придвинув стул и взяв в руки ложку, Петя набросился на мороженое.

– однородные обособленные обстоятельства и т. п.   

Однородные члены предложения могут иметь разное морфологическое выражение:   

Он весь день разговаривал и смеялся.

– однородные сказуемые выражены глаголами;

Он весь день был разговорчив и смеялся.

 – сказуемые имеют разное морфологическое выражение;

Мороженое мы заказали ванильное и с шоколадом.

– однородные определения, одно выражено прилагательным, другое – существительным с предлогом.              

Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится

Знак препинания

Пример

Запятая

В мороженое можно было добавить засахаренные вишни, шоколад, вафли, сахарную посыпку.

Точка с запятой (разделяются распространенные однородные члены предложения, если внутри них уже есть запятые)

Петя любил шоколадное мороженое, посыпанное вафельной крошкой; клубничное со взбитыми сливками, украшенное сверху засахаренной вишней; сливочное, в которое добавлены орехи или цукаты.

Тире (для выражения противоположности между двумя однородными членами, не связанными союзами)

Не клубничное мороженое – шоколадное было у Пети самым любимым.

Между однородными членами предложения, связанными союзами, запятая

Интерактивная разработка (Источник). 

 

Рис. 1. Запятая при однородных членах предложения (Источник)

Если однородные члены соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько... настолько, хотя и... но, если не... то и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза:

Петя съел не только шоколадное мороженое, но и сливочное с большим удовольствием.

Внутри сопоставительных союзов не то что... а, не то чтобы... а (но) запятая перед что и чтобы не ставится:

Перед сложным выбором между шоколадным и кофейным мороженым Петя не то чтобы засомневался, а немного задумался.

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Это слова с более общим по сравнению со смыслом однородных членов значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены. Они могут стоять как перед однородными членами, так и после них.

В предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения ставится

Двоеточие (если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения)

Маша добавляла в мороженое все: и вафли, и шоколад, и мармелад.

Маша добавляла все: и вафли, и шоколад, и мармелад – в свое мороженое

Тире (если обобщающее слово стоит после однородных членов)

Маша добавляла в мороженое и вафли, и шоколад, и мармелад в общем, все.

 

Рис. 2. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами (Источник)

 

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и другие. Русский язык.
  2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Licey.net (Источник).  
  4. Evartist.narod.ru (Источник)
  5. Все об осложненных предложениях (Источник). 
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Розенталь Д.Э. и др. Справочник (Источник). 
  2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник). 
  3. Презентация «Однородные члены предложения. Знаки препинания.» (Источник). 

 

Домашнее задание

Найдите в тексте однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Наверху под потолком кто-то не то стонет не то смеётся (А. Чехов).
  2. Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки (И. Тургенев).
  3. Пустой без команды со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался окружённый тесным конвоем дыма (В. Катаев).
  4. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой).
  5. Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями (К. Паустовский).
  6. Всем просящим он давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства (А. Чехов).
  7. Наконец я слышу речь не мальчика но мужа (А. Пушкин).
  8. Он был хотя и близким но не лучшим другом (И. Гончаров).
  9. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули (И. Тургенев).

(Источник). 

interneturok.ru

Трудные вопросы пунктуации. Знаки препинания при однородных членах.

 

 

 

 

 Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же сову, являются одним и тем же членом предложения, соединены сочинительной связью, то есть равноправны по отношению друг к другу.

 

О постановке запятой при однородных членах читайте ЗДЕСЬ.

Рассмотрим ТРУДНЫЕ случаи постановки значков препинания при однородных членах.

Трудные случаи пунктуации при однородных членах.

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.

  • Если союз И стоит не перед каждым однородным членом, а хотя бы перед ДВУМЯ, то запятая перед И ставится.

ПРИМЕР.

Он рощи полюбил пустые, и уединенье, тишину,  ночь, и звёзды,  луну. [Ο, и Ο, Ο,  Ο, и Ο,  Ο]

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ.

  • Запятая не ставится между неоднородными определениями.

 

ПРИМЕР.

Шёл длинный товарный поезд.

 

  • Запятая не ставится при двух однородных членах с повторяющимся союзом И, если образуется тесное смысловое единство (при них обычно нет пояснительных слов; иногда их можно заменить одним словом).

ПРИМЕР.

И те и другие (= все) уважали его.

 

  • Запятая не ставится, если два однородных члена с союзом «и» образуют тесно связанную по смыслу пару, соединённую союзом «и» с третьим однородным членом.

ПРИМЕР.

Несколько раз он смотрел этот фильм и каждый раз восхищался и наслаждался игрой знаменитых актёров.

 

  • Запятая не ставится перед «и тот» («и та», «и то», «и те»), употреблённым для усиления предшествующего имени существительного или для присоединения части сказуемого.

ПРИМЕРЫ.

Дети и те были удивлены поведением гостя.

Находиться с ним рядом и то было приятно.

 

  • Запятая не ставится перед союзом ДА И в соединительном значении.

ПРИМЕР.

Слушала она его да и расплакалась.

 

  • Запятая не ставится, если при однородных членах есть союзы «ли … или», т.к. они не являются повторяющимися.

ПРИМЕР.

Решится ли она продолжить учёбу или ограничится уже полученными знаниями?

  • Запятая не ставится  перед «что» и «чтобы» внутри союзов «не то что … а», «не то чтобы … а (но)».

ПРИМЕР.

Она не то чтобы расстроилась, а была просто недовольна его поведением.

 

  • Не ставится запятая между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое.

ПРИМЕРЫ.

Пойду посмотрю.

Забегу узнаю.


  • Не являются однородными членами и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:

    а) парные сочетания синонимического характера: конца-краю нет, с радости-веселья, ум-разум, правда-истина, род-племя, житье-бытье, друг-приятель, друг-товарищ, друг-знакомец, страна-держава, сила-мощь, обычаи-порядки, польза-выгода, чин-звание, свадьба-женитьба, честь-хвала, жив-здоров, такой-сякой, пошло-поехало, завертелось-закружилось, просить-молить, спать-почивать, любо-дорого;

    б) парные сочетания антонимического характера: купля-продажа, приход-расход, экспорт-импорт, прием-выдача, вопросы-ответы, твердость-мягкость согласных, отцы-дети, вверх-вниз, вперед-назад;

    в) парные сочетания, в основе которых лежат связи ассоциативного характера: песни-пляски, грибы-ягоды, птицы-рыбы, чай-сахар, хлеб-соль, чашки-ложки, ножи-вилки, руки-ноги, имя-отчество, муж-жена, отец-мать, братья-сестры, дед-бабка, поить-кормить, молодо-зелено.

 

Точка с запятой при однородных членах.

 Если хотя бы один из однородных членов распространён (имеет внутри себя свои запятые, то ставится точка с запятой.

ПРИМЕР.

Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан, в цветных жилетках, с их жёнами, у которых юбки походили на розовые кусты. [Ο; Ο; Ο]

Тире при однородных членах.

  • Может ставится тире между однородными сказуемыми при указании на внезапность, неожиданность действия или быструю смену событий, при указании на следствие, содержащееся во втором сказуемом (даже при наличии союза «и»).

ПРИМЕР.

 Бегу туда — и вас обоих нахожу.

  • Между однородными членами ставится тире для выражения противопоставления (при пропуске противительных союзов «а», «но», «да», «зато», «однако», «хотя» и др.).

ПРИМЕР.

Ученик оказался не просто толковым — талантливым.

 

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

poznaemvmeste.ru

Однородные причастия запятые. Каковы правила постановки запятых при однородных и неоднородных определениях

Система упражнений по теме

«Однородные и неоднородные определения»

Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной самостоятельно характеризуют слово лощина , а во втором предложении определение широкой характеризует словосочетание тёмной лощиной . Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.

Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найти однородные определения и установить, что они обозначают.

1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.

(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)

Примечание.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.

На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Примечание.

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.

Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.

Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро

pregnanty.ru

Запятая перед союзом «И»

Cтраница 1 из 2

 Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д.)

Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.

Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.

Например: Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение). Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).

 

 

Запятая СТАВИТСЯ, если союз «И»

1) при однородных членах повторяется.

Например: А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде.

2) связывает больше двух однородных членов.

Например: В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.

 

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары).

Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь.

 

Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.

 

Запятая СТАВИТСЯ, если

1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого:  [   ], и [   ].

Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.

2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:

Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

 

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если

1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.

Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу

2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:

Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

3) общее придаточное предложение.

Например: Если бы не было дождей, вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.

4) общее главное предложение.

Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля растаяла.

5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.

Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?

Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!

 

Важно!

В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

 

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и». Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме


НачалоПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

videotutor-rusyaz.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о