Признаки произведения – . . .

Понятие и признаки объекта авторского права » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Согласно ст. 1259 ГК РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

– литературные произведения;

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которых охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И. Серебровским: «Произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»1.

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т. п.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено.

Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, поличное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи, в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения1. Иными словами, само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора2. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми.

В юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность3. Однако эта позиция не получила поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве. Более того, ст. 1259 ГК РФ прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки.

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ). Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных им критериев, т. е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

1

Использование данного знака охраны не означает введения в Российское право требования о выполнении формальностей как Условия возникновения охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав.

Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.

Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится.

Аналогичное значение имеет и регистрация программ для ЭВМ и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация программных средств осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на компьютерную программу или ее незаконном использовании.

Правовое значение отдельных элементов произведения. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов.

В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1, который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им было предложено выделять у всякого произведения две группы элементов. К «юридически безразличным», т.е. неохраняемым, элементам произведения были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание.

В теории литературы и искусства эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т.е. не является нарушением авторского права. В самом деле, совершенно очевидно, что на одну и ту же тему, на одном и том же материале может быть создано сколько угодно произведений, причем авторам никто не запрещает давать сходную интерпретацию излагаемым событиям, героям, их поступкам и т. п.

В принципе аналогично решается вопрос и с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Например, история Дон Жуана, художественный образ которого создан испанским драматургом Тирсо де Молина еще в 1630 г., получила художественное воплощение в произведениях Ж.-Б. Мольера, Э. Гофмана, А. Мюссе, В.А.Моцарта, Дж. Байрона, А.С.Пушкина, А.К.Толстого и других авторов.

Данное положение теории авторского права опирается на принятые в литературе и искусстве морально-этические нормы и правила. Широко известны случаи, когда сюжет произведения передавался одним литератором другому и вопрос о соавторстве при этом не возникал. Так, А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».

К содержанию произведения, которое как таковое не защищается нормами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название. Однако, если название является оригинальным, оно пользуется правовой охраной.

К «юридически значимым» (охраняемым) элементам произведения относятся образы и язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя.

В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального Произведения и указание источника заимствования.

Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов. Иными словами, язык произведения — это совокупность использованных автором изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может; в таком случае используется цитирование с указанием источника.

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства. Чтобы разобраться, насколько обоснованны подобные суждения, нужно хотя бы в общем виде определить, в каком значении употребляются в законе категории «наука», «литература» и «искусство».

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный характер. Его значение состоит лишь в том, чтобы указать в относительно упорядоченном виде наиболее распространенные виды охраняемых произведений, показать, в каких формах чаще других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ч. 3 статьи 1259 ГК РФ.

Согласно ст. 1268 ГК РФ обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

В отличие от этого опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Следует отметить, что понятие «опубликование произведения» (или выпуск в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.

В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и иных произведений опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.

Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей произведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним российским законом и положением международного договора, которое должно решаться в пользу последнего.

Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это, выражается в придании произведению новой формы, отражающей оригинал.

Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Как правило, закон требует, чтобы с автором оригинального произведения был заключен договор на использование его труда для создания на его основе другого творческого произведения либо, по крайней мере, ему гарантировались соблюдение неимущественных прав и выплата справедливого вознаграждения.

К числу производных произведений относятся переработки. Например, переделка повествовательных произведений в драматические, сценарные или наоборот, переводы на другой язык, аранжировки и оркестровки, аннотации, рефераты, обзоры и т. п.

Согласно ч. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав в соответствии с ч. 6 ст. 1259 ГК РФ :

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

 

§ 2. Субъекты авторского права

 

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются лишь физические лица. Юридические лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства — на основании закона или договора. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут ни при каких условиях. Отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т.д.) — одно из важнейших изменений, происшедших в российском авторском законодательстве.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они: а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме; б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Статья 1258 посвящена соавторству. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 ГК РФ.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся из действующего законодательства. Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман, написанный несколькими лицами). Сложнее обстоит дело, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей этого произведения (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом авторов, и т.п.). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изъятие или изменение какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Например, можно безболезненно изъять из книги иллюстрации художника, но нельзя издать учебник по гражданскому праву без главы о юридических лицах или сделках.

Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один может доработать результат другого и т. п. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п.

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Отсюда следует важный практический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского гонорара, о порядке обозначения имен соавторов и т. д.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (например, романы И. Ильфа и Е. Петрова). При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Практическое значение указанного деления состоит в том, что если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сораняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника.

Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляет собой новое произведение как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).

Наконец, не возникает соавторство в случае дозволенного использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести).

Наследники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде всего, к наследникам переходят не все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер.

Далее, в отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком.

Субъектами авторского права согласно ст. 1242 ГК РФ являются также организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 ГК РФ. Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе. К договорам, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420 – 453 ГК РФ), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. Правила о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Аккредитованная организация (статья 1244 ГК РФ) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются ГК РФ, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

  2. Гражданский кодекс. Часть IV: ФЗ от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.06.2008 № 104-ФЗ, от 08.11.2008 № 201-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.), Ст. 5496.

  3. Антимонов Б. С, Флейшиц Е.А. Авторское право. – М.: Проспект, 2007.

  4. Гаврилов Э.П. Авторское право. Основные положения. Тенденции развития. – М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.

  5. Гражданское право России / Под ред. О.Н. Садикова.-М.: Юристъ, 2009.

  6. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2009.

  7. Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и в судебной практике. – М.: Прогресс, 2003.

  8. Корецкий В. И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад, 1959.

  9. Мартынов Б. С. Право авторства в СССР // Ученые записки Всесоюзного института юридических наук. Вып. IX. М., 1947.

  10. Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. М., 1979.

  11. Чернышева С. А. Правоотношения в сфере художественного творчества. – М.: Прогресс, 2003.

bukvi.ru

Понятие и признаки объектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права.

Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г. Ф. Шершеневичем: «Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» [1, с. 256].

Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А. Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [2, с. 109].

Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским: «Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [3, с. 32].

Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» [4, с. 35].

По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции.

Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения. Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм:

1) письменной, например, рукопись или нотная запись;

2) устной, например, публичное произнесение или исполнение;

3) изображения, например, рисунок или эскиз;

4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической;

5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение.

Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права. При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений [5, с. 35].

В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона.

Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований.

Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране.

Литература:

  1. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Бр. Башмаковых, 1911. — 852 с.
  2. Канторович А. Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1916. — 781 с.
  3. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  4. Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). — М.: Статут, 2015. — 525 с.
  5. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, объективная форма, правовая охрана, признак, творческий характер произведения, прямое указание, духовное творчество, благо, ГК РФ, группа специалистов.

moluch.ru

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СЛУЖЕБНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — NovaUm.Ru

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СЛУЖЕБНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Юридические науки

Бобров Станислав Сергеевич

Ключевые слова: СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; ТРУДОВОЙ ДОГОВОР; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА; ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА; ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ; SERVICE WORK; EMPLOYMENT CONTRACT; INTELLECTUAL PROPERTY; EXCLUSIVE RIGHT; MORAL RIGHTS; THE RIGHT TO REMUNERATION.


Аннотация: В статье рассмотрены основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о служебном произведении. Автор анализирует понятие и признаки служебного произведения, а также объем интеллектуальных прав, принадлежащих работнику и работодателю в зависимости от порядка оформления трудовых отношений между ними.

Согласно п.1 ст.1295 Гражданского кодекса РФ [1], служебным произведением признается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

На сегодняшний день существуют следующие виды служебного произведения: литературные произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без него и другие.

Следует также отметить, что законодательством регулируется правовой режим служебных исполнений (ст. 1320 ГК РФ), служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов (ст. 1370 ГК РФ), служебного селекционного достижения (ст. 1430 ГК РФ), служебной топологии (ст. 1461 ГК РФ) и служебного секрета производства (ст. 1470 ГК РФ). Правовой режим названных объектов аналогичен режиму служебных произведений науки, литературы и искусства.

Проводя анализ определения служебного произведения, можно выделить следующие его признаки:

1)Творческий характер произведения. Работа создаётся благодаря творческому вкладу работника. Стоит отметить, что в ст.1228 ГК РФ говорится о том, что не являются авторами те граждане, которые не внесли какого-либо творческого вклада в создание определенного результата.

2)Наличие трудового договора. Как и в любых трудовых отношениях, перед началом какой-либо работы, связанной с созданием результатов интеллектуальной деятельности, заключается трудовой договор в соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ [2]. При этом, опираясь на положения ст.67 ТК РФ, можно прийти к выводу о том, что письменная форма не обязательна для признания трудового договора заключенным и действительным. Если работник уже приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, но при этом трудовой договор не был оформлен в письменной форме, то он будет считаться заключенным.

Кроме того, в самом договоре должно быть прописано, какое служебное произведение должно быть создано. Возможен вариант, когда в трудовом договоре соответствующая оговорка не содержится, но дополнительно работнику выдается служебное задание (план работы и т.п.), в котором оговариваются характеристики будущего интеллектуального объекта.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведение будет считаться служебным, если в трудовой договор будет включены положения о том, что в обязанности работника входит творческая деятельность, результатом которой будет являться создание объекта интеллектуальной собственности.

Анализируя положения ст.1295 ГК РФ, следует обратить внимание на принадлежность интеллектуальных прав на служебное произведение. Как известно, к числу интеллектуальных прав относятся исключительное право на произведение и личные неимущественные права.

Согласно п.2 вышеуказанной статьи ГК РФ, исключительное право на служебный объект принадлежит работодателю, если трудовым или другим договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом следует иметь ввиду и то, что если работодатель в течение 3 лет не начнет использование произведения или не передаст исключительное право другому лицу, либо не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то в этом случае исключительное право вернется автору произведения.

Если же работодатель в указанный срок (в течение 3 лет) начнет использовать произведение или же передаст исключительное право на него другому лицу, автор будет иметь право на получения вознаграждения. Это представляется правильным и вытекает из существа исключительного права на произведение как имущественного права и необходимости профинансировать деятельность работника, создавшего интеллектуальный объект.

Также следует учесть, что, если работодатель сохранил произведение в тайне и по этой причине не стал его использовать, автор также приобретает право на вознаграждение. Порядок, условия и размер вознаграждения определяются договором между работником и работодателем, а в случае возникновения спора — в судебном порядке. Кроме того, право на вознаграждение неотчуждаемо и не переходит по наследству, но при этом права автора по договору, который он заключил с работодателем, и не полученные автором доходы, переходят к наследникам.

Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, личные неимущественные права на служебное произведение принадлежат непосредственно автору, который создал это произведение. В частности, ему принадлежат: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и право на обнародование (и отзыв) произведения.

Необходимо отметить, что если работник создал произведение в рабочее время, но при этом оно никак не связано с выполнением трудовых функций, а служебное задание на создание соответствующего объекта отсутствовало, результат интеллектуальной деятельности не будет являться служебным.При этом интеллектуальные права остаются у автора произведения; работодатель может договориться о передаче прав на это произведение, но только путем заключения соответствующего договора — об отчуждении исключительного права или лицензионного.

Таким образом, рассмотрев основные положения, касающиеся правового режима служебного произведения, можно прийти к выводу о том, что квалифицирующим признаком служебного объекта интеллектуальной собственности является наличие устойчивых трудовых отношений, так как именно они определяют основу создания служебного произведения.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2006 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 2006 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ; в ред. Федер. закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 52, ст. 5496; 2016. — № 27 (ч. 2), ст. 4247.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2001 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ; в ред. Федер закона от 3 июля 2016 г. №348-ФЗ // Рос.газ. — 2001. — 31 дек.; 2016. – 08 июл.

Вконтакте

Facebook

Twitter

novaum.ru

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

Место музыкальных композиций в системе объектов авторского права трудно переоценить. «Музыка на протяжении последних 100 лет находится в центре многих важных, горячо обсуждавшихся конфликтов по авторскому праву. В цифровой революции… музыка продолжает играть эту освященную веками роль». [1]       Музыка всегда являлась и является одним из самых востребованных видов искусства. В последние десятилетия использование результатов творческой деятельности в области музыки приобрело массовый характер, появились новые способы использования музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, позволяющие получать доступ к указанным объектам все более широкому кругу лиц. Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековый речевой опыт. Музыкальные произведения могут быть воспринимаемы как непосредственно на слух при их исполнении, так и с помощью соответствующих технических средств — компакт-дисков, магнитофонных записей, грампластинок и т. п. Охраняемыми являются любые публично исполненные произведения, включая и те, которые не имеют какой-либо материальной формы.

Простота и доступность современных технических средств, предоставляющих их владельцам фактическую возможность беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности возможность их «цифрового» копирования в неограниченных количествах, привели к масштабному увеличению случаев нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах. Низкий уровень соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере во многом вызван также тем, что подавляющее большинство современных музыкантов не осведомлены о принадлежащих им правах и о возможных способах их осуществления и защиты. Как следствие, они зачастую совершают грубые ошибки при решении вопросов об использовании созданных объектов.

И. Я. Хейфеца, О. С. Иоффе, И. В. Савельевой и ряда других ученых предпринимались попытки рассмотреть понятие «произведение» и обособить его в качестве объекта авторского права путем придания особых квалифицированных признаков. В. И. Серебровский, являющийся основоположником науки советского авторского права, отмечал, что «задача дать определение понятия произведения падает на долю науки гражданского права» [2].

И. Г. Табашников считал объектом авторского права «всякое произведение, распространяемое в публике путем письменных знаков или устных слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением труду автора» [3].

Учитывая все приведенные мнения, нельзя не согласиться с суждением Э. П. Гаврилова о том, что в качестве объекта авторского права следует считать любое «произведение как результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [4].

Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью» [5]. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. [6]В отличие от понятия «произведение» понятие «музыкальное произведение» в юридической литературе обычно не раскрывается. Для того чтобы сформулировать соответствующее определение, необходимо обратиться к одному из его составляющих — понятию «музыка». В одном из самых авторитетных музыковедческих изданий современности музыка определяется как «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во звуковых последований, состоящих в основном из тонов — звуков определенной высоты».

Таким образом, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований.             Общепризнанным в современной науке авторского права является тезис о том, что авторское право охраняет форму произведения и безразлично к его содержанию. Данный принцип закреплен в п. 5 ст. 1259 ГК РФ (п. 4 ст. 6 Закона об авторском праве), в соответствии с которым авторские права не распространяются на такие элементы содержания произведения, как идеи, концепции, принципы, методы, способы. Данная норма распространяет свое действие на все без исключения виды произведений, в том числе на музыкальные произведения.

Согласно ст. 1257, п. 3 ст. 1259 ГК РФ (п.п. 1 и 2 ст. 6 Закона об авторском праве) произведения, являющиеся объектом авторского права, должны соответствовать двум признакам: 1) они должны представлять собой результат творческой деятельности и 2) они должны быть выражены в объективной форме.

Итак, музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой в первую очередь результат творческой деятельности. За всю историю развития авторского права в России понятие «творчество» так и не получило четкого определения ни в законодательстве, ни в юридической литературе. Зачастую творчество раскрывается через различные по своему содержанию признаки, такие, как оригинальность, неповторимость, уникальность, самобытность человеческой деятельности.            При уяснении содержания понятия творчества в авторском праве важно учитывать, во-первых, что творчество — это прежде всего интеллектуальная, а не физическая деятельность человека и, во-вторых, что данная деятельность должна приводить к результату, ранее не существовавшему. Для авторского права важно не столько то, чтобы процесс создания произведения носил творческий характер, сколько то, чтобы достигнутый результат представлял собой нечто особенное, оригинальное.

Присущие авторскому праву невысокие требования к признаку творчества, соблюдение которых предполагает, по крайней мере, возникновение правового режима производного произведения, вовсе не означают, что в авторском праве на музыкальные произведения действует презумпция оригинальности объекта, претендующего на правовую охрану. Законодательно установлена лишь презумпция авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения (ст. 1257 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона об авторском праве). Аналогичной презумпции в отношении признака творчества (оригинальности) не установлено. Это означает, что в случае спора творческий характер деятельности по созданию произведения должен быть доказан лицом, которое заявляет о нарушении своих авторских прав. Соответственно до того, как применять презумпцию авторства, необходимо установить, является ли объект, в отношении которого лицо заявило о своем авторстве, произведением — результатом творческой деятельности. Только в случае положительного ответа на данный вопрос вступает в силу презумпция ст. 1257 ГК РФ (п. 2 ст. 9 Закона), которая может быть опровергнута.

Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне с признаком творчества. Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В. Я. Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве в работе 1972 г. «Произведения творчества в гражданском праве». Суть его рассуждений сводилась к следующему. Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми. В то же время возможно создание такого произведения, в котором часть его элементов будет заимствована из другого ранее созданного произведения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом. Следовательно, по мнению ученого, возможны новые произведения без творческой самостоятельности, и в связи с этим в авторском праве целесообразно ввести понятие существенной новизны произведения. Хотя подобные рассуждения небеспочвенны, серьезной поддержки в научных кругах они не получили. Как отмечает А. П. Сергеев, в авторском праве, которое охраняет форму произведения, выделение признака новизны как самостоятельного представляется излишним, поскольку «он полностью поглощается признаком творчества». Если на практике возникает спор о том, является ли новое произведение, созданное на основе уже существующего, результатом творческой деятельности, то суд как раз и будет определять, есть ли в данной работе элементы творчества, что само по себе уже означает, является ли данное произведение новым или нет. Иными словами, признак творчества включает признак новизны, так как «в сфере авторского права новизна представляет собой неизбежное следствие творческой деятельности». Данная позиция в настоящее время преобладает в доктрине и получила свое подтверждение в законодательстве, где новизна как самостоятельный признак охраноспособности произведения не выделяется.

 

Литература:

 

1.                  Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. — М., 2005. С. 330

2.                  Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. С. 230.

3.                  Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. — СПб., 1878. С. 53.

4.                  Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах. — М., 1996. С. 83.

5.                  Мартынов Б. С. Права авторства в СССР // Ученые труды Всесоюз. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947. С. 135.

6.                  Музыкальные произведения как объекты авторского права Н. А. Покидова

moluch.ru

Установление наличия или отсутствия признаков авторского произведения (творческого характера, оригинальности)

  • Главная
  • »
  • Судебные экспертизы
  • »
  • Установление наличия или отсутствия признаков авторского произведения (творческого характера, оригинальности)

Установление наличия или отсутствия признаков авторского произведения (творческого характера, оригинальности)

Установление наличия или отсутствия признаков авторского произведения (творческого характера, оригинальности)

           Культурологическое исследование, связанное с установлением наличия или отсутствия признаков авторского произведения, выполняется с целью определения ценности данного произведения для той сферы, в которой оно выполнено. Данное исследование тесно перекликается с автороведческими экспертизами и во многом заимствует из них основные понятия и методики анализа.

         Творческий характер произведения определяется исходя из регламентированного законодательством определения, согласно которому подобные объекты являются результатом творческой деятельности автора, то есть человека (или группы людей), способных к созиданию новых, особенных объектов, не похожих ни на какие другие. Способность к творчеству есть уникальное свойство личности, которое особо вознаграждается современным обществом – а именно, автору произведения дается исключительное право распоряжаться творением по собственному усмотрению и пользоваться всеми возможными благами, полученными в результате данного распоряжения. Творческий характер произведения подразумевает созидание, а не копирование. Таким образом, споры об авторстве возникают там, где имеются полные или частичные совпадения двух произведений.

        Оригинальность авторского произведения оценивается исходя из формы изложения материала. Например, два разных человека могут написать литературный текст, касающийся одного и того же события, но их манеры уникальны и отличаются друг от друга. Таким образом, в результате получится два совершенно разных произведения, независимо от сути того, что они описывают. Во многих случаях споры о самостоятельности произведения ведутся относительно поэтических переводов, ибо сложность их такова, что зачастую неясно, где заканчивается перевод и начинается личное творчество переводчика. Следует отметить, что результат работы переводчика сам по себе является объектом авторского права.

         Культурологическое исследование с целью установления наличия или отсутствия признаков авторского произведения может производиться специалистом в области культурологии самостоятельно или в сотрудничестве с экспертами-автороведами. Если исследование проводится экспертами нескольких специализаций, оно является комплексным. Также экспертиза может быть осуществлена комиссионно, то есть для ее проведения привлекается команда культурологов. В том случае, если все привлеченные к проведению исследования эксперты не смогли прийти к единому мнению относительно предмета анализа, составляется несколько экспертных заключений – как правило, столько, сколько различных мнений сложилось в ходе проведения исследования.

       Культурологическая экспертиза по установлению наличия или отсутствия признаков авторского произведения назначается в ходе досудебного расследования, а также в процессе судебного рассмотрения дела. Как правило, данное исследование необходимо для установления истины в делах, так или иначе касающихся хищений государственного имущества, случаев плагиата, контрабанды или мошенничества.

ОБЪЕКТЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ПРИЗНАКОВ АВТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

        Перечень объектов, в отношении которых осуществляется данная экспертиза, регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. В него входят следующие объекты:

  1. Литературные тексты.
  2. Драматические произведения, включая либретто и сценарии.
  3. Музыкальные произведения.
  4. Живописные полотна, графические изображения, рисунки.
  5. Скульптурные изображения, включая барельефы, горельефы и так далее.
  6. Произведения архитектурного искусства, включая чертежи и проекты сооружений.
  7. Фильмы (кино-, видео- и телефильмы), включая сценарии и авторские комментарии.
  8. Фотографические изображения, включая отпечатки, негативы, а также цифровые фотографии.
  9. Географические карты ручной работы, а также уникальные географические карты новых районов.
  10. Переводы и интерпретации литературных текстов.
  11. Сборники произведений искусства (энциклопедии, антологии).
  12. Компьютерные программы.

             Государственная символика, официальные бумаги и их переводы, а также информационные сообщения, согласно законодательству, не могут быть отнесены к результатам творческого или интеллектуального труда. Следовательно, в отношении данных объектов не может быть осуществлено производство исследования с целью установления наличия или отсутствия признаков авторского произведения. Следует также отметить, что к объектам, на которые распространяется действие авторского права, не причисляются результаты народного творчества, то есть фольклорные произведения.

ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ПРИЗНАКОВ АВТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

        Любые разногласия, связанные с правами автора произведения на распоряжение результатами собственной творческой деятельности, урегулируются посредством обращения к четвертой части Гражданского кодекса РФ. Общие положения данной правовой области заявлении в главе 69 Гражданского кодекса. Глава 70 регламентирует все понятия и правила, связанные с авторским правом. Глава 71 описывает разнообразные смежные с авторскими права.

      Следующие статьи содержат основную информацию об объектах, в отношении которых осуществляется производство культурологических исследований с целью установления наличия или отсутствия признаков авторского произведения:

  1. Статья 1225 посвящена результатам интеллектуального труда, а также средствам индивидуализации, которые подлежат охране со стороны правового поля государства.
  2. Статья 1228 постулирует понятие автора результатов интеллектуального труда.
  3. Статья 1229 регламентирует исключительные права, распространяющиеся на авторские произведения.
  4. Статья 1230 определяет срок действия вышеозначенных исключительных прав.
  5. Статья 1255 посвящена описанию авторских прав.
  6. Статья 1257 постулирует понятие автора произведения. Причем, согласно данной статье, автором произведения считается то лицо, имя которого указано на оригинале произведения в случае, если не доказано обратное.
  7. Статья 1258 регламентирует понятие соавторства и разделение прав на результат творческой деятельности между соавторами.
  8. Статья 1259 содержит полный и подробный перечень объектов, на которые распространяется действие авторских прав. Пункт 7 данной статьи также сообщает, что действие авторских прав охватывает, в том числе, такие понятия, как персонаж произведения, фрагмент произведения, а также его название, но только в том случае, если они могут быть квалифицированы в качестве самостоятельных результатов творческого труда и обладают признаками авторского произведения.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ АДРЕСОВАНЫ СПЕЦИАЛИСТУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ПРИЗНАКОВ АВТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Является ли исследованный текст оригинальным?
  2. Присутствуют ли в представленном для проведения экспертизы тексте признаки переписывания другого текста?
  3. Является ли представленное произведение оригинальным?
  4. Является ли исследуемое произведение заимствованным? Переработанным?
  5. Носит ли представленное для проведения экспертизы произведение творческий характер?
  6. Имеются ли в исследуемом произведении признаки творческой индивидуальности автора?
  7. С точки зрения культурологического анализа, обладает ли произведение, в отношении которого была проведена экспертиза, признаками авторского произведения?
  8. Является ли манера работы автора произведения самобытной, оригинальной, уникальной?
  9. Являются ли представленные для исследования фотографии (негативы, отпечатки, копии) авторскими?
  10. Соответствуют ли представленные чертежи здания требованиям оригинальности?
  11. Носят ли представленные материалы творческий характер?
  12. Присутствуют ли признаки авторского произведения в представленном для исследования драматическом произведении (сценарии, либретто)?

помощь адвоката

тел. 8 908 590 52 56.

 

 


sokov-av.ru

Жанровые признаки литературных произведений. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие]

Каждое литературное произведение наряду с рас смотренными свойствами должно быть охарактеризовано и со стороны своей жанровой принадлежности. О жанре того или иного произведения читатели» как правило, судят по тем обозначениям, которые дают писатели на основе знаний» опыта, чутья, интуиции. Исследователи, учитывая авторские представления, стремятся определить жанровую специфику произведения исходя из научных критериев, выработанных в литературоведении.

На основе изучения длительной истории развития основных жанров мировой литературы установлено, что жанровые признаки – это общие, повторяющиеся качества» присущие произведениям разных писателей, живших в разное время и принадлежавших к разным национальным литературам. Поэтому романами называют произведения Стендаля» Бальзака, Диккенса, Толстого, Достоевского, Голсуорси. Горького, Манна, Леонова, Пастернака и других писателей, а трагедиями – творения Эсхила, Софокла, Эврипида, Шекспира, Корнеля, Сумарокова, Княжнина и других. Но в какой сфере произведения находятся эти признаки?

Иногда кажется, что достаточно принять во внимание количественные параметры, то есть объем, величину текста или изображенного материала. При таком понимании в пределах эпического рода различают три группы жанров – малые (рассказ, новелла, очерк), средние (повесть) и большие (роман и эпопея). Однако в случае драматических произведений данный критерий не работает, поскольку все они примерно одинаковы по объему. Получается, что объем материала или текста – это один и, вероятно, не самый главный признак жанра. По-видимому, истоки жанровых различий кроятся в

содержании произведений, которое во многом предопределяет и количественные, и структурные их особенности. Рассмотрим, что именно в содержании произведения указывает на его жанровое своеобразие? При этом будем придерживаться уже принятого принципа – рассматривая жанровые особенности тех или иных произведений, учитывать родовые качества, то есть принадлежность произведения к одному из трех родов – эпическому, лирическому или драматическому.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Назовите известные вам драматические произведения . По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим

Драма- один из трех родов литературы.Драматическое произведение — Литературно художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене и построенное по законам сценического искусства.. В нем развернутое повествовательно-описательное изображение отсутствует.    Драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Оно состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографии для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга Например: - список действующих лиц, ремарки,реплики. В школьном курсе литературы в 8 классе мы изучали драматическое произведение Гоголя « Ревизор».Обозначим в нем признаки такого произведения. На первой странице автор обозначает , что перед нами комедия в 5 действиях , далее называет действующие лица,кратко поясняет характеры действующих лиц, костюмы .Далее начинается само содержание драматического произведения .Оно будет разворачиваться в пяти действиях, которые содержат в себе явления.. Явление - часть действия, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия. Самое главное - это то, что действие не описывается, а разыгрывается. Сюжет развивается с помощью диалогов и монологов главных героев, чиновников уездного города Конфликт драматического произведения - это столкновение героев, их позиций, взглядов. Авторское присутствие минимально, но оно есть, например, в ремарках.

Билет № 17

Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

В "Капитанской дочке" А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского

восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания.

Сам автор неоднозначно относился к личности Пугачева. С одной стороны,

он осуждает жестокий и беспощадный бунт, с другой, понимает, что это было стремление народа к свободе. Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-тосделали. В награду за чарку водки, поднесенную "вожатому" в буран, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и

об избавлении моей невесты ". Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, иотпускает Гринева сообща с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: "Казнить так казнить, жаловать так жаловать". Высказать прямо свою симпатию к Пугачеву Пушкин не мог, потому что официально тот считался разбойником и бунтовщиком. И Пушкин сказал об этом описаниями действий самого Пугачева, богатым своеобразным языком героя и портретными зарисовками героя: Пушкин : от талантливости и смелости Пугачева- военачальника, и от широких, идущих от народных чаяний его преобразовательных замыслов, и от сознаваемой им своей обреченности. Незаурядная, самобытная и в то же время пугающая Пушкина натура этого человека нашла свое отражение в целостном портрете Пугачева . В « Капитанской дочке » Пугачев - подлинный вождь крестьянского движения, человек, глубоко сознающий свою правоту и свою историческую миссию.

studopedia.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о