Суффикс ек и ик – Суффиксы “ек, ик” в существительных – правило чередования гласных

«Гласные в суффиксах имен существительных –ек, ик»

Перчик; 2)Пальчик; 3)0гурчик; 4)Помидорчик

Котище, слонище, домище.

  • Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает?

  • Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.

  1. Постановка проблемы урока.

1. На доске представлено предложение:

Через овражек перекинут мостик.!

По клику мыши появляются слова овражек, мостик, в которых выделены суффиксы.

  • Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

  • Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы - е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах

ек, ик?

  1. Наблюдение и решение проблемы.

Д. - Можно прочитать правило в учебнике.

Д. - Можно самим вывести это правило.

У. - Какой путь вы выбираете?

Д. - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик- , а когда суффикс - ек-.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

I уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

Есть арбузик - нет арбузика

Есть бантик - нет бантика

Есть барашек - нет барашка

Есть горошек - нет горошка.

Карточка № 2 2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс - ек-. билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик—, а когда суффикс — ек.

ключик -

кораблик -

замочек -

сыночек-

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

Л мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. Л в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек — нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

  1. Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах -ек и -ик-.

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

  1. Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с Л 2.

  2. Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом:

  1. Измени слово по падежам (просклоняй).

  2. Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

  3. Если выпадает, пиши ек.

    Если сохраняется, пиши ик.

  1. Развитие учебноязыковых и орфографических умений.

Группа 1 уровня выполняет упр. 348 под руководством учителя.

2 и 3 группы Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Самопроверка

Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) - развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  • Назовите ключевые слова урока.

  • Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

  • С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

  • Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  • Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

  • По каким критериям будете оценивать себя?

  1. Домашнее задание.

  1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

  2. Упр, 352.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Гласные в суффиксах имён существительных ек, ик».

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек - ик

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек - ик открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек - ик, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование. Компьютер, проектор, презентация урока, карточки со словами, чистые листочки.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

  1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имена существительные могут называть не только предмет, лицо, но и действие и признак.

  3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  4. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

  5. Имена существительные изменяются по родам.

  6. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  7. Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа, падежа.

  8. Имена существительные не являются членами предложения.

  9. Имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

  10. Имена существительные образуются только приставочным способом. Код для проверки: 2,3,4,7,9.

  1. Анализ ошибок

III. Введение в тему. / - В каком слове нет суффикса -ник-? 1) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-.

Урок русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:

познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

И.п. лучик, орешек

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик        -ик        -ек или -ик

                 

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик        -ик        -ек или -ик

жирафчик        бегемотик        львёночек

попугайчики        котик        тигрёночек

пингвинчик        зайчик        котёночек

крокодильчик        слоник        зайчоночек

                слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов:№задания        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

Ответ        3        1        4        2        2        4        4        1        3        3

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

nsportal.ru

Урок "Правописание суффиксов -ек, -ик имён существительных"

Правописание суффиксов -ик -ек.

рассмотреть правописание суффиксов –ик, -ек имён существительных; создать условия для развития УУД

Задачи

научить применять правила написания суффиксов -ик-, -ек-, выделять суффикс в слове; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки, умение оценивать правильность и последовательность выполнения отдельных учебных операций; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые

результаты

(предметные)

Сравнивают окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомятся со спряжением глаголов. Наблюдают за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям

Личностные

результаты

Умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа; осуществляют классификацию; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям; формулируют выводы.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; вносят необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные: строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; комментируют ответы других обучающихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи

Основное

содержание темы, понятия, термины

Суффикс. –ек, -ик. Изменение формы слов.

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Оргмомент

Фронтальная. Словесный.

- А Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи.

Зарядка для глаз

Дети, можно ли на уроке русского языка найти клад?

Что это будет?

Какие умения вам помогут?

Есл

Я желаю вам применить все свои умения на уроке и тогда познание для вас станет лёгким и интересным.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

Знания

Наблюдать, слушать, анализировать, классифицировать, делать выводы, общаться, работать в группе, в паре,

вести учебный диалог.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на мои слова

- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

- Надо ли что-то проверить, обсудить?

Правильность и аккуратность записей я посмотрю при проверке тетрадей.

II. АОЗ

Выявление затруднения

Индивидуальная. Проблемный

*Пробное действие

(слайд 2) очк, еньк, за, чик, ик, ек, на, под, пере, по, ость, про

Что заметили?

Какое задание нам предстоит выполнить?

(На какие группы можно разделить данные части слов?)

Красиво запишите в тетрадь только суффиксы.

Проверка.

-Что же мы уже знаем о суффиксах?

Выберите верное выражение:

(слайд 3) - суффикс-это…

(слайд 4) - суффикс служит …

(слайд 5) -суффикс стоит

(слайд 6) -Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:

смел..сть

бел…нький

ваз…чка

ключ…к

замоч…к

-В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

-Какие слова вызвали затруднения?

- Почему возникло затруднение? (слайд 7)

-Какой суффикс слышится в этих словах?

- Посмотрите, как нужно писать эти слова?

- Какой вывод сделали?

ик

Схема на доске [ик] /

\ ек

Понаблюдать.

Классифицировать.

Суффиксы и приставки

Выбирают правильные ответы

-часть слова

-для образования новых слов

-после корня

Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы

В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

В русском языке есть два суффикса –ек и –ик, которые без ударения звучат одинаково. Писать их, доверяя слуху, нельзя.

Наблюдают

Сравнивают

Анализируют

Делают вывод

Группируют

предполагают

III. Постановка

учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 8)

- Что ждёте от урока?

Поставим цели, используя слова-помощники: (слайд 9)

-Узнаем….(когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения)

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек.

Не страшно?

Учащиеся формулируют тему

Мы будем сегодня говорить о новой орфограмме.

О суффиксах с буквой е и и

Правильно писать суффиксы.

Под руководством учителя учащиеся ставят учебные задачи

Предполагают

Ставят цель

прогнозируют

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа в группе. Словесный.

Частично-поисковый

Прием «Мозговой штурм». 

У. –Вы будете работать в группе. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своим товарищам. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса.

С какой целью будем работать в группе?

(Группы созданы по рядам. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

Измени слова и понаблюдай за суффиксами: сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Ед.ч. мн.ч. нет

арбузик – арбузики, арбузика

бантик – бантики, бантика

Попробуй вывести правило (сделай вывод), когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Вывод:  Мы сравнили пару слов: …

Заметили, что…

Карточка № 2

Измени слова и понаблюдай за суффиксами: сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Ед.ч. мн.ч. нет

барашек – барашки, барашка

чулочек – чулочки, чулочка

Попробуй вывести правило (сделай вывод), когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Вывод:  Мы сравнили пару слов: …

Заметили, что…

Карточка № 3

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) орешка

садик (нет) пенёчка

орешек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вывод:  мы соединили пары слов и тоже

заметили, что …

(слайд10) Проверка работы

-Выслушаем выводы по данной работе

Что заметили?

Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам?

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них своя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек, был настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек. И сейчас, когда мы меняем форму слова с суффиксом – ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка – платочки.

-Теперь можно сформулировать правила правописания:

- суффикс –ек пишется …(слайд11)

- суффикс –ик пишется … (слайд12)

 – Как проверить верность наших выводов (Надо прочитать правило в учебнике)

 – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 125 . Прочитайте правило.

- Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?

Ребята, это правило можно и нарисовать. Посмотрите. Если у нас гласный сидит в домике, никуда не убегает – значит, в слове суффикс – ик. Если гласный покинул домик- значит, в этом слове суффикс – ек. (можно сделать слайд).

- Давайте теперь решим орф.задачи, которые не смогли решить в начале урока.

(слайд13) (ключ…к)

(слайд14) (замоч…к)

Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Каждой группе предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.

Работают в группе

Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.

Пришли к одинаковым выводам

Прочитать правило в учебнике.

правило-стр.125

Поиск

Анализ

Сравнение

Обобщение

Допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Предполагают

Физминутка

(2 мин)

здоровьесберегающий фактор

Потренируемся

Я попрошу Вас встать. Если Вы считаете, что в слове пишется суффикс -ЕК, - вы присядете; если -ИК, - подпрыгнете.

Ппо ходу игры прошу комментировать: почему ты так считаешь.

- Давайте напомним друг другу порядок рассуждения (алгоритм рассуждения) (слайд 15)

Сыночек, пальчик, самолётик, дружочек, пончик, василёчек, пирожочек, пузырёчек, огурчик.

выполняется комментировано под руководством учителя

V. Применение знаний и способов действий

(5 мин)

Практический. Упражнение

Парная работа

Проверка первичного усвоения.

Дифференциро-ванная работа

Какие задания вы теперь сможете выполнять?

Упр.№243

- Какое задание предстоит выполнить?

- Что обозначает значок на полях слева?

проверка

Какое умение проверялось?

Задания по выбору:

1. - Списать, вставляя пропущенные буквы (слайд 17)

Платоч…к , стол…к, песоч…к, листоч…к, корабл…к , зуб…к.

2. – Исправить ошибки, списать правильно.

Кружочик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, вечерочик. (на доске)

самопроверка по образцу

Проверьте. Кто справился без ошибок. Поднимите руку. Молодцы! У кого 1,2 ошибки встаньте. В каких словах ты ошибся? а почему? У кого 3 ошибки . Я желаю вам удачи. И думаю, что на следующем уроке вы исправите все свои ошибки.

Вставить пропущенные буквы

Работа в паре

Правильно писать суффиксы –ек, -ик

Проверка по эталону

Принимают и сохраняют учебную задачу

контролируют

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

3 мин

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Подходит к концу наш урок.

Получилось ли найти клад?

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Как вы думаете, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока? (слайд 17)

На какой вопрос мы смогли ответить?

- А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов? (чтобы быть грамотным, писать без ошибок).

- Где будете применять эти знания?
- Что можете сказать об уроке? (было интересно, трудно, что поняли)

– Как оцените свою работу на уроке? нарисуйте на полях нужный смайлик.

(слайд 18)

Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность

Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.

Открыто осмысливают

и оценивают свою деятельность на уроке

VII. Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Правило С.125,

упр.242 (посмотрите задания: всё ли вам понятно?)

Спасибо за урок!

Слушают

Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

infourok.ru

Когда пишется ек и ик. Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

wotsite.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Правописание суффиксов ЕК - ИК

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка,  тема «Правописание суффиксов ЕК - ИК»

(УМК «Школа России, 3 класс)

        

Выполнила: Войтко Ольга Олеговна, учитель начальных классов

        

Урок русского языка в 3 классе, УМК «Школа России».

Тема: «Правописание суффиксов ЕК - ИК»

Цели:

  1. Способствовать овладению способом правописания существительных с суффиксами ЕК – ИК.
  2. Формировать умение различать собственное знание и незнание на примере правописания существительных с суффиксами ЕК – ИК.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: конверты со словами, карточки с заданиями, чистые листы и маркеры для групповой работы, карточки с дифференцированным заданием.

Ход урока:

I. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку)

II. Актуализация знаний, умений

 - Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.

 - Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую  мы будем писать на минутке чистописания.

                     Норка    дочка      книжка

- Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.

        Кк    кк    к к     к  к       ка     рк     чк     жк

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс  - к  этим словам? (уменьшительно - ласкательное)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

  таким же суффиксом (берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

- Приведите примеры значимых частей слова,  которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают  суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

- Молодцы!

III. Проблемная ситуация

- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

       Смел_сть,  бел_нький,  ваз_чка,  ключ_к.

     - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

     - Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

        Смелость,  беленький, вазочка,  ключ?к.

      - Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

      - А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения?  (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).

        IV. Открытие нового способа действия

Групповая работа

      - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

      - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. (существительное)

     - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

     - Разделите слова в два столбика.

     - В каждой паре слов выделите суффикс.

     - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? (слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е  в суффиксе).  

       Расположите слова в 2 группы.

       Назовите слова 1 группы.                   Назовите слова 2группы.

              Кузнечик       кузнечики                    Орешек          орешки

              Птенчик        птенчики                      Горошек        горошки

     - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова  гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

     - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

       А в словах 2 группы что происходит? (гласная е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах  ЕК и ИК?- Суффикс ИК  пишется, если (… при изменении формы слова гласная сохраняется:  кузнечик - кузнечики.)

-  Суффикс ЕК пишется, если (… при изменении формы слова гласная исчезает: орешек  - орешки).

- Представьте новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание суффиксов ЕК и ИК всем, кто о нём не знает и поможет в написании слов с этими суффиксами.

Детям выдаётся на группу лист а4 и маркер. Свои рассуждения учащиеся фиксируют на бумаге:

         

Далее происходит оценка графических моделей. Работа каждой группы помещается на доску. Учащиеся воспроизводят условия выбора орфограммы и сверяют их со свои работами. Оценивают, у кого точно представлено правило, а у кого есть недочёты.

V. Первичное закрепление

Учащиеся работают по карточкам, записывая слова в тетрадь, с устным проговариванием своих действий.

VI. Контроль

- Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

Индивидуальная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы.
кораблики – корабл..к

цветочки – цветоч..к

уголочки – уголоч..к

гвоздики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы.
Замоч..к,
корабл..к, 
хвост..к, 
уголоч..к, 
звоноч..к, 
гвозд..к, 
дружоч..к.

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.

Нос..к, 
рот..к,
носоч..к, 
огуреч..к, 
корабл..к.

VII. Рефлексивная оценка

- Что вы знали о правописании суффиксов? (что они пишутся одинаково)

- Что нового добавилось к вашим знаниям? (что существуют правила написания некоторых суффиксов)

- В написании какой пары суффиксов можно ошибиться? (в написании суффиксов ЕК и ИК)

- Что нового вы узнали о правописании этих суффиксов? (что в зависимости от того, изменилась ли форма слова во мн.ч. мы выбираем суффикс ЕК или ИК)

- Как вы будете действовать, если встретите слово с такой орфограммой? Что нам может помочь? (будем следовать правилу – алгоритму, поможет нам созданный нами помощник).

VIII. Домашнее задание

Упражнение в учебнике

IX. Просмотр фрагмента фильма «В стране невыученных уроков», где мальчик сомневался в правописании слов замочЕК – ключИК.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Правописание суффиксов ик и ек.

Правописание суффиксов –ик, -ек.

Цели: 1. Познакомить с суффиксами –ик, -ек, со способами действия при выборе гласных в суффиксах –ик, -ек.

2. Развивать мышление, умение делать выводы на основе наблюдений.

3. Воспитывать активность, аккуратность, внимательность.

Ход урока:

1.Орг.момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы правильно писать.

Все за пары тихо сели

И на доску посмотрели.

2. Минутка чистописания.

Что нас ждёт?

Для чего нужна минутка чистописания?

Какие буквы будем использовать? Что можете сказать о них?

Откройте тетради, сядьте правильно.

Оформите запись и пропишите минутку чистописания.

3. Новая тема.

(На доске записаны слова: зима, петух, река, пила, замок)

Кто скорее всех узнает,

Что слова объединяет?

Их внимательно прочтите,

Что в них общего найдите.

(Имена существительные, ед.число, неодуш., нарицат., во всех словах есть безударная гласная)

А если есть безударная гласная, что с ней нужно делать? (проверять)

Как проверить безударную гласную?

А какое слово можно исключить из этого ряда и почему?

(разные варианты: петух – одушев., замок – все согл. твёрдые, пила – употребляется как сущ. и гл.)

 Давайте запишем слова с доски в тетрадь в уменьшительно-ласкательном значении (по цепочке) Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

(с объяснением)

Зимушка Какая часть слова помогла образовать новое слово?

Что такое суффикс? Выделите суффикс.

петушок, речушка, пилочка,

замоч..к  (на доске карточка)

Знаем ли мы точно какую букву писать? Почему?

Значит это что?

Орфограмма

Выбор

                                   

Как же быть?

Что нужно, чтобы открыть замочек?

Может нам ключик поможет? (на доске карточка – ключ..к)

Какая буква вызывает сомнение? Как называется такая орфограмма? Какое правило знаем о проверке безударной гласной? Поможет это правило нам? Почему?(безударная гласная в суффиксе)

Какая тема урока? Что будем выяснять? (работа в схеме)

Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом -ек? Когда же писать -ик, а когда -ек?

Орфограмма

Выбор

                                                                        ?

                                           -ЕК-                             - ИК -

Посмотрите на данный ряд слов. Прочитайте.

(карточки на доске)

Кузнечик, мячики, камушки, орешек, мячик, кузнечики, орешки, камушек.

На какие 2 группы можно распределить эти слова.

(распределяем и наблюдаем)

Сравните два столбика (ед.ч. и мн.ч.)

Можно ли сказать, что в каждой паре родственные слова? Почему?

Что интересного заметили?

Значит, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную в суффиксе?

(дополняется схема знаками)

     Сейчас я прочитаю вам сказку, которая поможет вам запомнить это правило.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщи ком - вернее, А" всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять слова с суффиксом -ек, глас ный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек - платочка - платочку

  (схема)

4. Физминутка.

5. Закрепление.

Работа у доски по цепочке с объяснением.

Лучик, стульчик, кусочек, пальчик, платочек, одуванчик, комочек, грибочек, сыночек.

6. Самостоятельная работа по карточкам.

7. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Если при изменении формы слова сущ. с суффиксом  - ек или –ик гласная выпадает в суффиксе пишем…?

А если гласная не выпадает, то пишем …?

Резерв.

степной                              

заморозки

пень

ходит

закипит

Учащиеся на доске стрелочками соотносят слова со схемами.

nsportal.ru

Правописание суффиксов существительных -ЕК-, -ИК-.

Тема: Правописание суффиксов существительных ЕК и ИК

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цели:

изучить правила правописания гласных и согласных в суффиксах имен существительных, актуализировать знания по теме, работая в группе и используя взаимообучение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ученик научится осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникативные:

Ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

осуществлять взаимный контроль;

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи,

уметь представить правило в виде алгоритма

Предметные:

Ученик получит возможность научиться правильно писать гласные в суффиксах –ЕК-, -ИК- имен существительных,

методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Раздаточный материал: карта самооценки, карточки с заданиями, эталоны для самопроверки.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем.

Скажите, почему эти слова появились на нашем экране? (Мы изучали тему: суффиксы чик-щик)

Все ли вы справились? Были ли у вас затруднения?

Откройте тетради, поменяйтесь с соседом, проверьте домашнюю работу по образцу, который вы видите на экране:

2. Кто выполнил дополнительное задание? Надо было выполнить тестовую работу на сайте Захарьиной. Я посмотрела, все ребята с заданием справились. Молодцы!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Прочитайте текст, лежащий перед вами. Как зовут героя отрывка? С какой трудностью столкнулся Витя Перестукин? Вы можете сформулировать тему нашего урока? Запишем ее в тетрадь.

Правописание суффиксов существительных –ек- и -ик-.

- А вы можете решить проблему, возникшую перед Витей? (Да.)

- Какова же цель нашего урока?

-(Научиться правильно писать суффиксы ЕК и ИК.)

- Знаем ли мы, как они пишутся? (Да.) Кто-то уже знает. Молодцы!

III. Выявление места и причины затруднения.

Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:

Работая в парах, сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда – суффикс – ек–. Свои выводы представьте в виде схемы или модели.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

- Ребята, я вижу вы уже готовы. Представьте, пожалуйста, схемы, которые получились у вас в результате вашего творчества.

-А теперь сравните свои схемы с эталоном.

- А теперь давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

- Ребята, а как проверить верность наших выводов?

- Откройте учебник «Теория» на странице 135. Прочитайте правило. Правильные мы выводы сделали?

Физкультминутка

- Что мы должны делать дальше? (Закрепить. Мы должны научиться применять это правило.)

5.Закрепление.

    1. - упражнение 232(1). Выполняем только первую часть упражнения! Работаем в парах. Тот, кто в паре старше, объясните младшему товарищу, как вы будете выполнять задание. Один из вас будет записывать слова с суффиксом ЕК, другой – с суффиксом ИК.

-ек

-ик

орешек

листик

замочек

ключик

платочек

блокнотик

горошек

дождик

зонтик

карандашик

-взаимопроверка;

Поменяйтесь тетрадями с соседней парой, проверьте по образцу.

А теперь выполним упр. 246 самостоятельно.

Кто выполнил, проверьте себя по образцу (на бумаге). Тихо подходим к столу, проверяем и садимся на место.

Кусочек, дружочек, кончик, клубочек, цветочек, дождик, борщик, дубочек, горшочек. Кто хочет проверить свои знания, возьмите тест.
    1. «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.

Код ответов: 3, 2, 3, 2, опилки.

5. Рефлексия.

Учитель:

- Какова была тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чье умение писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне? Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь листом самооценки.

Лист самооценки

ФИ ученика Иванов Иван

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

6.Домашнее задание.

- Домашнее задание я вывешу в уголок:

1. Кто усвоил правило, но не очень уверен в своих знаниях, скажите себе: «Я работал хорошо!» и выполните упр. 248.

2. Кто усвоил правило и может объяснить эту тему товарищу, выполните упр.250.

3. Кто хочет проверить свои знания и знания одноклассников, составьте проверочную работу по теме сегодняшнего урока.

4. Задания для умников и умниц! Составьте опорную схему по теме «Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».

- Спасибо вам за урок, мне очень приятно было с вами работать. До свидания.

multiurok.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о