Типы культур таблица – Таблица по теме: «Виды культуры»

Таблица по теме: «Виды культуры»

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На содержание продуктов массовой культуры влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Доступность изложения

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса

Способная оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Охватила слои общества, которые в прежние периоды его развития существовали как бы вне культуры
Адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей

Создается выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняющимися законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Сложность содержания

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличаются сложностью выразительных средств, отражающих изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Оригинальность форм

Отражение в произведении авторской индивидуальности

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Характеризуется девизом «искусство ради искусства»

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Отличается замкнутостью

Значение элит, культуры заключается в апробации того, что через годы станет общедоступной классикой

Анонимность произведений

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Примерами могут быть эпические предания и студенческие анекдоты и байки и т.д.
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Традиционность и пассивность

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Типология культуры - О культуре

  • ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

    Как разобраться во множестве проявлений культуры? Как грамотно оценивать и понимать культурное разнообразие?

Культурный мир многообразен. На сегодняшний день существует множество самых разных культур, и каждая из них уникальна. Например, мы одновременно выступаем носителями национальной, профессиональной, духовной, социальной и прочих культур. Как разобраться во множестве проявлений культуры? Как грамотно оценивать культурное разнообразие и быть готовым к взаимодействию с представителями других культур? В культурологии эта проблема решается с помощью понятий «тип культуры» и «типология культуры».

Понятие «тип культуры» представляет собой форму, для которой свойственны конкретные характеристики, черты, признаки культуры. Типология культуры – это способ выявления и обозначения культурных типов исходя из того или иного основания. Она позволяет нам систематизировать многочисленные проявления культуры, классифицировать культурные практики. Применяя понятие «тип культуры» мы можем лучше разбираться в многообразии культурных форм, давать характеристики разным культурам, а также видеть общее и различное в них. Все это служит более глубокому познанию культуры и упорядочиванию информации о ней.

Ниже представлена кратко типология культуры исходя из основных подходов к делению культуры на различные типы, а также таблица основных типов культуры.

1.Историческая типология культуры 

Кратко типология культуры обязательно включает в себя исторические типы, которые образованы исходя из деления истории на конкретные эпохи. В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее.

В целом, для исторического типа культуры характерны многие черты, которые свойственные исторической эпохе – античной, средневековой или современной. При этом каждый исторический тип обладает особым культурным своеобразием и характеризуется собственными чертами (см. об этом здесь).

2. Национальная типология культуры

С одной стороны, все мы живем в рамках общей культуры, которая свойственна человечеству. Как правило, в данном случае имеется в виду мировая (или общемировая) культура. Но она объединяет в себе множество разных культур, которые образовались и развиваются в рамках тех или иных наций. В связи с этим, в краткую типологию культуры входят национальные типы (примеры национальных типов культуры: русская, японская, мексиканская, испанская, шведская и пр.).

Символы японской культуры

Типам национальной культуры свойственны признаки, отражающие ментальность, мировоззрение, ценности, идеалы, стереотипы нации (см.здесь своеобразие русской культуры). Между тем, в национальной типологии иногда используется и этнический признак, поскольку этнос нередко является основой для формирования национальной идентичности. В этом случае речь будет идти о национально-этнической типологии культуры.

3. Восточный и западный типы культуры

Типология культуры в кратком изложении также предполагает такой критерий, как глобальный регион или континент. В этом случае выделяются западная, восточная, латиноамериканская, африканская и прочие типы культур. Однако, восточный и западный типы культуры имеют более глубинные, философские основания, которые сложно отнести только к региональной типологии. Данная типология (восточный и западный тип культуры) основана на выявлении и описании 2 противоположных культурных типов. Кратко эта типология культуры может быть раскрыта следующим образом.

Восточный и западный типы культуры принято различать  по способам познания мира, нормам экономического и политического поведения, по ценностным ориентациями, эстетике, ментальности. Для западного типа культуры (страны Западной Европы, Северной Америки и пр.) характерны такие черты, как динамизм, инновационность, научное познание, техническая модернизация, культивирование личности и прав человека, рационализм, активное преобразование среды обитания. Для восточного типа культуры (страны Ближнего Востока, Азии и пр.) характерно образное мышление, интуитивное познание, традиционность, приоритет коллективного над индивидуальным, поиск гармонии со средой обитания, стабильность, естественность развития и пр.

Архитектура восточного типа культуры

Архитектура западного типа культуры

Однако, отметим, что деление культуры на восточный и западный тип культуры за последние десятки лет себя не оправдало, поскольку восточные культуры нередко демонстрируют и динамизм развития, и техническое освоение мира, которые свойственны скорее для западного типа культуры. Иными словами, данная типология является скорее классической, на основании которой можно анализировать — как развиваются культуры регионов мира.

4. Типология культуры на основе культурных форм

В культурологии принято выделять 3 культурные формы – элитарная, массовая и народная культуры. Данные культурные формы, которые являются тремя типами культуры, определены в зависимости от особенностей производства культурного продукта (музыкальное произведение, танец, книга, картина и пр.). Они различаются по следующим основаниям: кем создается произведение культуры, какова аудитория (т.е. для кого создается это произведение), каков уровень мастерства и насколько это произведение доступно для понимания? На основании этого дается характеристика всем трем культурным типам.

Признаками элитарной культуры является то, что ее создают высокопрофессиональные люди – творцы. Она сложна для понимания (например, требуется опыт и специальные познания в области классической музыки или балетного искусства) и поэтому в данном случае аудитория не может быть большой.

Массовая культура

Элитарная культура

Народная культура

Массовую культуру, напротив, отличает наличие большой аудитории и доступность в понимании произведений, потому что эти произведения не требуют больших духовных усилий и творческого вклада. Массовая культура соответствует индустриальному типу общества, которое сложилось к началу XX века. Примеры массовой культуры — киносериалы, популярная музыка, бульварные романы.

Для народной культуры характерно анонимное авторство и сниженный профессионализм, простота и доступность в восприятии (народные песни и танцы, сказки). Однако она, как правило, отражает особенности традиционной культуры, поэтому данный культурный тип направлен на особую, заинтересованную аудиторию.

5. Типология культуры на основе сфер деятельности 

Общество устроено так, что вся наша жизнь структурирована в рамках различных сфер жизнедеятельности: образование, политика, экономика, здравоохранение, искусство, спорт и так далее. Для каждой сферы деятельности характерен свой культурный тип. В связи с этим, в краткой типологии культур присутствуют художественная, экономическая, социальная, педагогическая, политическая и подобные культурные типы.

Экономическая культура 

Признаками этих типов будет выступать определенный набор нормативов поведения, знаний и идеалов, которые характеризуют взаимодействие людей в рамках данной сферы деятельности: экономической или политической, художественной или социальной. Но и сами эти типы культуры могут отличаться между собой в зависимости от истории, традиций, этнического своеобразия. Например, для политической культуры какой-либо страны характерны особые политические модели поведения избирателей, идеалы политиков или политические ценности, поэтому для каждой страны характерен свой тип политической культуры.

6. Духовный и материальный типы культуры 

Классической на сегодняшний день является типология, основанная на разделении всех проявлений культуры на духовное и материальное. Если культурный продукт  (факт, элемент, произведение) имеет идеальную форму и духовное, неосязаемое, мыслительное проявление, то речь в этом случае идет о духовной культуре. Сюда следует отнести, прежде всего, ценности, на которых держится культурное ядро — идеи мыслителей, менталитет нации, мировоззрение и многое другое. Если культурный продукт, напротив, имеет материальное выражение, может быть осязаем и имеет физическую форму, то в этом случае мы имеем дело с предметами материальной культуры. К данному культурному типу относятся музыкальные инструменты, картины, костюмы, скульптура, гастрономия и многое другое.

                                             Духовная культура

                                         Материальная культура

Однако в краткой типологии культуры наличие материального и духовного типов не всегда уместно. Иногда отделить духовное от материального очень сложно (например, в книге или в вокальном мастерстве). Более того, например, духовная культура задает ориентиры для человека и способствует достижению высших ценностей людей (добро, истина, справедливость), но проявляться она может и в материальной форме – в памятнике из камня или в печатном издании из бумаги.

Кратко типология культуры включает в себя все пункты, рассмотренные выше – от первого до шести. Однако, краткую типологию культуры можно дополнить и прочими типами культуры, которые являются менее популярными.

7. Прочие типологии культуры 

Социальные типы культуры. Основным признаком данных типов является деление общества на различные социальные группы. Например, характеристика социальных групп в зависимости от возраста (детская, молодежная культура) или социальных групп по профессиональной принадлежности (культура моряков, военных, медиков). Подобные типы проявляются в особенностях социальной группы: в одежде, идеалах, образцах поведения, искусстве и т.д.

Типы культуры в зависимости от отношения к традиции. В данном случае культурологи выделяют традиционную культуру, основанную на почтении и уважении традиций, сплачивающих коллектив людей и позволяющих сохранять стабильность и осмысленность в развитии сообщества. Ей противостоит инновационная культура (наибольшее распространение получила в ХХ веке), которая менее трепетно относится к традициям и развивается благодаря постоянным инновациям, внедрением в жизнь новых идей.

Типы культуры в известных теориях ученых. Одной из самых известных в науке является типология культурно-исторических типов, сложившаяся к началу XX века благодаря теориям ряда мыслителей (Освальд Шпенглер, Николай Данилевский, Арнольд Тойнби), каждый из которых предложил свою классификацию культурно-исторических типов. Не менее популярна и типология культуры, предложенная Питиримом Сорокиным, который научно обосновал 3 глобальных типа культуры – суперсистемы: чувственный, идеационный и идеалистический. Культуролог Маршалл Маклюэн выделял культуры в зависимости от доминирующего способа кодирования информации: дописьменная, письменная, печатная, электронная. Существует и множество других типологий в работах теоретиков. Например, антропологи выделяют женскую культуру (приоритеты – единство с природой, эмоциональность, забота, гуманизм, качество жизни, духовность) и мужскую культуру (приоритеты – покорение природы, рациональность, власть, независимость, суверенитет, материальность).

Маршалл Маклюэн «Понимание медиа»

Религиозные типы культуры. С одной стороны, существуют различные типы культуры в зависимости от того – какую роль играет религия в государстве. Тогда выделяются светские и религиозные культуры. С другой стороны, существуют культурные типы в зависимости от своеобразия доминирующей религии в том или ином сообществе. Среди наиболее ярких и устоявшихся — христианская (а также православная, католическая, протестантская), исламская, буддийская культура и пр. Каждой из таких культур свойственны свои культурные установки, цели, принципы поведения и взаимоотношения людей, моральные нормы и так далее.

Исламский тип религиозной культуры

Типы культур в зависимости от степени принятия в обществе. В науке выделяют доминирующую культуру (принимается большинством людей конкретного сообщества), субкультуру (принимается отдельной группой людей), контркультуру (принимается отдельной группой людей и при этом противостоит доминирующей культуре).

Типы культур в зависимости от особенностей населенного пункта. Типов населенных пунктов немало, однако, наиболее яркие очертания и известность получили два основных территориальных типа культуры – сельская и городская. Сельская культура сформировалась вокруг уклада сельской, деревенской, традиционной жизни. А для городской культуры характерен другой уклад жизни, который выражается в городском образе жизни, городском досуге и празднике, городской гастрономии и т.д.

Современные типы культур. Современность – это особая эпоха, свидетелями развития которой мы являемся. Для описания современности используются разные культурные типы. Например, если разделить все культуры на традиционную, индустриальную и постиндустриальную, то как раз последняя и показывает характер современной культуры. Постиндустриальная культура нередко называется технотронной культурой или культурой информационного общества, для которой характерна ценность информации, а также постоянное тиражирование, интерпретаций, обработка информационных потоков. Кроме того, для познания современных тенденций наиболее подходящими являются такие типы культуры, как медиакультура (медийная культура), экранная культура, клип-кульутра.

Особенность данных типов состоит в том, что они образовались в последние десятилетия благодаря огромному влиянию средств массовой информации (телевидение, сеть Интернет, радио, печать) на наши ценности, стереотипы, модели поведения и идеалы.

Кратко типология культуры представлена также в таблице.

Таблица «Типология культуры кратко»

 

okulture24.ru

44. Краткая характеристика и пример видов культуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три вида: элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура – создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. (Пример: она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, живопись Пикассо или музыка Шенберга).

Народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. (Пример: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы и т.д.).

Массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века. (Пример: радио, печать, телевидение, грамзапись и т.д.).

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе (Пример: панки, готы, анимешники и т.д.).

Контркультура – обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. (Пример: субкультура террористов противостоит человеческой культуре).

45. Социальная роль языка для общества.

Язык в привычном понимании –совокупность слов, организованных по определенным правилам, составляющим его грамматику.

Язык – один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда. К. Маркс высказал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».

Выделяют следующие основные формы языка:

– литературный язык

– народно-разговорный язык

– просторечие

– территориальные диалекты

– социальные диалекты

Основные функции языка, они же его роли:

1. Номинативная (имя) – способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2. Описательная – в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно».

3. Информативная (аккумулятивная) – получение, хранение и передача определенных знаний и информации.

4. Прагматическая – способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).

5. Оценочная – здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо».

6. Познавательная – в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли».

7. Коммуникативная – здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности.

46. Краткая характеристика и пример привычек, манер, этикета, кодекса.

Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют: привычки, манеры, этикет и кодекс.

Привычки – твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. (Пример: привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя и т.д.).

Манеры – стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. (Пример: закрывать за собой дверь – привычка, но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой и т.д., относится уже к манерам).

Этикет – принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. (Пример: целовать руку даме, здороваться и т.д.)

Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (Пример: гражданский и уголовный кодекс).

studfile.net

1.6. Отрасли, типы, формы, виды культуры

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — рус­скую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

• доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

• сельскую и городскую культуры;

• обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной — физическая культура.

studfile.net

Виды культуры - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Виды культуры. Понятие и виды культуры :: SYL.ru

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение – это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая (народная культура) и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное – это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи – это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

www.syl.ru

Типология культур 2

Оглавление

§ 1. Основание типологии культуры.. 3

§ 2. Отрасли культуры.. 3

2.1. Экономическая культура. 3

2.2. Политическая культура. 3

2.3. Профессиональная культура. 3

2.4. Педагогическая культура. 3

§ 3. Виды культуры.. 3

3.1. Доминирующая культура. 3

3.2. Субкультура и контркультура. 3

3.3. Сельская культура. 3

3.4. Городская культура. 3

3.5. Обыденная и специализированная культура. 3

§ 4. Формы культуры.. 3

4.1. Высокая культура. 3

4.2. Народная культура. 3

4.3. Массовая культура. 3

§ 5. Комплексные виды культуры.. 3

5.1. Художественная культура. 3

5.2. Физическая культура. 3

§ 6. Типы культуры.. 3

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ по П.Сорокину. 3

Типология культур по Данилевскому. 3

Литература. 3

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; регио­нальная принадлежность культуры; регионально-этни­ческая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специали­зация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим глав­ные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно пред­ложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие со­вокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие сово­купности норм, правил и моделей поведения людей, ко­торые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру

мы обязаны отнести к культурным типам. К типам

культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй­ственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нель­зя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо це­лого. Высокая или элитарная культура, народная куль­тура и массовая культура именуются формами культу­ры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокуп­ности правил, норм и моделей поведения, которые явля­ются разновидностями более общей культуры. К основ­ным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материаль­ная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления со­четают в себе в разной степени все четыре классифи­кационных признака. Духовную и материальную куль­туру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает ху­дожественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.

Предлагаемую типологию культур не следует счи­тать истиной в последней инстанции. Она весьма при­близительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть не­сомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

Она включает в свой состав культуру производст­ва, культуру распределения, культуру обмена, культу­ру потребления, культуру управления, культуру труда.

Когда предприятие выпускает бракованную продук­цию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда ин­тересы потребителя в обществе игнорируют, когда по­купатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, го­ворят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро­думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппа­ратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль ру­ководства, пренебрежительное обращение началь­ников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред­приятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокуп­ность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распреде­лением заданий, организацией труда и трудовой дис­циплины, правильным и своевременным выполне­нием приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие ин­тересы, часто не совпадающие с интересами орга­низации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы адми­нистрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. осо­бенности поведения руководителей, выступает эле­ментом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру тру­да, если понимать под ней совокупность норм и пра­вил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.

Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности

подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

mirznanii.com

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о