Политические партии по идеологии – Категория:Политические партии по идеологии — Википедия

Типы политических партий в зависимости от идеологии

Идеология как социально-историческое явление

Замечание 1

Типы политических партий в зависимости от идеологии – это разновидности политических партий и движений, в основе формирования которых лежат идеологические вопросы управления государством, способов получения власти, выполняемых в обществе функций, степени организованности и отношений с другими партиями.

Общество – это нормы, ценности, идеи, которые не всегда объединяют граждан. Сложно представить себе идеальное общество, где нет классовых различий между социальными группами, где отношения не превращаются в конфликты. Идеология зарождается там, где появляются интересы отдельных частных социальных групп, которые впоследствии представляют, как всеобщие и пытаются занять господствующее положение. В разные исторические эпохи идеология являлась фундаментом для политического мира.

Роль идеологии в современном обществе:

  • информирует о социальной действительности;
  • определяет векторы политики;
  • выражает интересы социальных групп;
  • призывает и объединяет членов общества.

Классификация политических партий в зависимости от идеологии

Определение 1

Политическая партия – это динамическая организация с единой идеологией её членов. Интересы социальных классов, групп, сообществ выражаются через политическую деятельность партий: участие в дискуссиях, митинги с трибуны общественных организаций, вещание с помощью средств массовой информации.

По типу идеологии выделяют партии:

  • либеральные;
  • социал-демократические;
  • консервативные;
  • коммунистические;
  • националистические;
  • фашистские;
  • клерикальные.

Краткая характеристика идеологических партий

Либеральные партии. Идеология либеральной партии – это индивидуальная свобода человека во всех сферах жизни, равные возможности саморазвития, защита прав каждого гражданина. Эти партии воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику государств, так как выражают интересы влиятельных сообществ. Либерализм появился во время революции в Европе и представляет интересы нового класса буржуазии.

Основные тезисы идеологии либерализма:

  • свободная конкуренция и рынок;
  • правовое равенство граждан;
  • договорная природа государства;
  • религиозная веротерпимость;
  • невмешательство в частную жизнь граждан.

В основном, либералы занимают центристскую позицию между социалистами и консерваторами.

Социал-демократические партии. Придерживаются идеи, что каждый человек свободен и самостоятелен в решении, как ему жить. Ни государство, ни общество не должны вмешиваться в жизнь человека без достаточных на то оснований. С точки зрения финансовой безопасности, образования и социальных возможностей каждый человек имеет право свободного выбора. Справедливость означает, что перед законом все равны, вне зависимости от места рождения, социального происхождения или пола. Солидарность означает, что все готовы помогать друг другу и за счет этого общество держится вместе. Социал-демократы выступают за равенство всех форм собственности, как частной, так и коллективной.

Консервативные партии. Консерваторы считают, что тот общественный строй, который существует сегодня нужно сохранить как можно дольше. Самое главное – это устои и традиции, главенство частной собственности, отказ от реформ. Английский философ, консерватор Майкл Оутшотт отмечал, что нужно «предпочесть проверенное непроверенному, факт тайне, реальное возможному, близкое далекому, достаточное сверх достаточному, удобное совершенному…». Отличие консерватизма от других идеологий - это приоритет общества над человеком, неравенство людей в справедливости и стремлении к свободе. Консервативные партии придерживаются правого фланга политического спектра, они стремятся сохранить установленный социальный порядок в условиях тех изменений, которые происходят под влиянием революционных движений и индустриализации. К консервативным партиям современности относятся: Единая Россия, Объединенная гражданская партия, Международный демократический союз, Консервативная партия Канады, Прогрессивные демократы, Партия Отечества и др.

Коммунистические партии. Коммунисты убеждены в том, что власть и собственность должны находиться в распоряжении общества, а все блага – это общее достояние. Принципами их идеологии являются коллективизм, социальное равенство и социальная справедливость. Конечная цель коммунизма – это исчезновение государственной власти и государства. Идеалом является бесклассовое общество, где нет бедных и богатых. Господствующий принцип: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям». Политический деятель Ульянов Владимир Ильич (Ленин) разработал доктрину демократического централизма. Доктрина – это набор принципов, которым следует не только коммунистическая партия, но и общество. В таких странах, как Куба, Вьетнам, Северная Корея, Китай коммунистические партии проповедуют учение марксизма-ленинизма и люди убеждены в том, что после построения социализма наступит светлое будущее - коммунизм.

Националистические партии. Ценность нации – высшая форма общественного единства националистов. Защита интересов нации стоит на первом месте. Идеология национализма пронизывает все классовые слои населения и направлена на их объединение. Например, польский национализм сформировался на основе польско-литовской идентичности, содержал идеи сарматизма и культурные ценности шляхетской демократии. Национализм проповедует преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо своего народа, однако не призывает к превосходству над остальными народами. Таким примером является индийский национализм, способствовавший освобождению индийского народа от британских колонизаторов, но в тоже время господство выбора одного государственного языка привело к отделению Пакистана. Опасным проявлением национализма является крайний национализм. Его радикальные проявления – это фашизм и нацизм.

Фашистские партии. Фашизм проповедует принцип лидерства, культ вождя. Фашистские лидеры успешно использовали лозунги, учения, идеи для зомбирования населения. Государство контролирует все общественные отношения. Фашизм уничтожает демократию и устанавливает режим беззакония и произвола. Немецкий историк Ернст Нольте выделил характерные черты идеологии фашизма - это антимарксизм, антилиберализм и антиконсерватизм. В Румынии, Испании, Португалии, Бразилии, Хорватии существовала фашистская идеология, пропагандирующая насилие, агрессию, расовое и национальное неравенство. Страшными примерами, где господствовал фашистский режим, являются такие страны Европы, как Италия и Германия.

Клерикальные партии. В общественной, политической и культурной жизни представители клерикальних партий объединяют граждан на основе общности веры, изображая религию, как хранительницу национальных ценностей. На этом основании утверждается невозможность духовной жизни нации, национальной культуры без религии. Члены партии стараются укрепить единство на принципах патриотизма и солидарности. Клерикальные партии основаны на католицизме и в таких странах, как Германия, Бельгия, Австрия играют заметную роль в обществе.

spravochnick.ru

Политические идеологии и политические партии

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных групп и стремящаяся к завоеванию власти.

Каждая партия выражает определенные взгляды на то, каким должно быть общество. Иными словами, принадлежит той или иной идеологии.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв.

ИЛИ (сильно упрощая)

Идеология – это система ценностей.

Всего существует три основных политических идеологии:

КОНСЕРВАТИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ (КОММУНИЗМ)

 

Ценности консерватизма:

- сильное государство (люди консервативных взглядов считают, что ради страны человек должен в иные моменты жизни отказываться от своих личных целей и выгод)

- религия

- традиционная семья (семья, созданная с целью появления детей)

- осторожное отношение к реформам

Ценности либерализма:

- индивидуализм (позиция, согласно которой, личные интересы человека всегда важнее интересов общественных или государственных)

- права и свободы человека

- плюрализм

- ограничение сфер деятельности государства (государство – «ночной сторож»)

Ценности социализма:

- государственная собственность на ресурсы

- бесплатность для населения медицины, образования

- равенство всех людей перед законом

- отсутствие сильного социального расслоения (нет бедных и нет богатых)

 

Партии бывают:

КАДРОВЫЕ и МАССОВЫЕ (в основе классификации организационный принцип)

Кадровые партии:

  • Немногочисленны
  • Ведут свою деятельность только в избирательный период
  • Состоят из профессиональных политиков

Массовые партии:

  • Многочисленны
  • Деятельность ведут постоянно
  • Отличаются строгой дисциплиной

 

Согласно другой популярной классификации по политическому спектру партии бывают:

ПРАВЫЕ

ЛЕВЫЕ

ЦЕНТРИСТСКИЕ

Левые партии:

  • Социалистические и коммунистические
  • Выступают за государственную собственность на природные ресурсы

Правые партии:

  • Либеральные и консервативные
  • Выступают за преобладание частной собственности в государстве

Центристские партии:

  • идеологически могут быть любыми (но не радикальными), главное, что их отличает, - согласие на сотрудничество с действующей властью и компромиссный характер программы

 

Партийная система - совокупность политических партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. 

Типы партийных систем:

  1. Однопартийная. Такая система существовала в СССР, сейчас она есть в Китае и Северной Карее.
  2. Двухпартийная. Существует в США – партия республиканцев и демократов
  3. Многопартийная. Существует в России, Германии, Италии, Польше и т.д.

 

Задача любой партии - завоевать как можно больше голосов на выборах, чтобы пройти в представительный (=законодательный) орган власти. Задача максимум - завоевать большинство голосов. 

Выборы в демократической стране всегда соответствуют ряду принципов:

  1. Равенство. Голоса людей ценятся одинаково независимо от уровня образования, богатства, пола, национальности и влияния избирателя. 
  2. Тайность. Никто не может знать, за кого тот или иной человек проголосовал на выборах.
  3. Всеобщность. Все люди, кроме детей, недееспособных и заключённых в тюрьмах, имеют право принимать участие в выборах.
  4. Гласность. За ходом выборов можно наблюдать, освещать их в печати.
  5. Добровольность. Никто не обязан участвовать в выборах, если этого не хочет.

 

 

Избирательная система – это политический институт, связанный с организацией выборов, проведения голосования и определения его результатов.

Существует два типа избирательных систем:

МАЖОРИТАРНАЯ

И

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Мажоритарная система – это избирательная система, при которой на выборах побеждает кандидат, набравший большинство голосов.

При мажоритарной системе избиратели всегда выбирают между конкретными людьми.

Как происходит голосования при мажоритарной системе?

Страна делится на одномандатные округа по числу депутатов, которое необходимо избрать. В Государственную думу РФ по мажоритарной системе избирается, к примеру, половина от всего количества депутатов - 225 человек, а значит, территория России делится на 225 одномандатных округов. В каждом округе побеждает один человек (по количеству отданных за него голосов), он и проходит в Государственную думу в качестве депутата. 

Пропорциональная система – это избирательная система, при которой на выборах соревнуются партии, а места в представительном органе распределяются пропорционально количеству голосов, набранными партиями на выборах.

При пропорциональной системе избиратели выбирают между партиями.

 

Достоинства мажоритарной системы:

  1. Тесная связь избирателей с кандидатом.
  2. Личная ответственность кандидата перед своими избирателями.

Недостатки мажоритарной системы:

  1. При такой системе небольшие партии почти лишаются шанса пройти в представительные органы власти (у такой партии не хватит кандидатов на всё количество одномандатных округов).
  2. Реальная картина соотношения политических сил в стране может искажаться при такой системе.

  

Достоинства пропорциональной системы:

  1. Даёт объективную картину расстановки политических сил в стране.
  2. Даёт возможность получить места в представительном органе власти небольшим партиям.

Недостатки пропорциональной системы:

  1. Отсутствует тесная связь с кандидатом, избиратели не знают тех людей, которые в итоге оказываются в представительном органе власти. 
  2. Избранные депутаты не несут персональную ответственность перед избирателями, часто они перекладывают ответственность за свои действия на партию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

9. Политические партии и идеологии

Если институты задают общую логику политических властеотношений, то группы вносят в эту логику многообразие интересов. Политическую сферу, как и общество в целом, можно представить в виде пространства, где действуют как вертикальные, так и горизонтальные силы. Вертикальное деление политического пространства позволяет выделить тех, кто в политической иерархии занимает высшие и низшие этажи (элиту, например). Горизонтальное деление позволяет увидеть многообразие групп, вовлеченных в отношения политической власти, но находящихся на одном уровне политической иерархии. Наряду с элитой, в этой связи можно еще выделить политические партии и общественно-политические движения.      Каналами или "лифтами" пополнения и ротации политической элиты в развитых западных демократиях являются политические партии и институт государственной службы. Сложилась практика выборов основных должностных лиц государства. При этом кандидаты опираются на поддержку политических партий и общественных организаций. Чтобы победить и попасть в политическую элиту, кандидату необходимо пройти "сито" партийное или государственной службы. Во многих странах, для того, чтобы пройти на государственную службу, необходимо сдать экзамен и выдержать собеседование.

1. Понятие политической партии, их признаки, роль и многообразие.      Партии являются неотъемлемой частью политической системы современного общества, а демократия немыслима без многопартийной системы. Демократическое, ненасильственное правление может существовать лишь при наличии устойчивого большинства на стороне господствующего класса, а это большинство могут обеспечить только партии, пользующиеся массовой поддержкой. Политика как механизм цивилизованного ненасильственного решения общественных проблем возникла вместе с общественно-политическими партиями. Нормальное функционирование современного гражданского общества и правового государства предполагает существование не просто нескольких партий, а многопартийной системы. Партии образуют систему только тогда, когда их деятельность и взаимоотношения становятся как причиной, так и следствием социального консенсуса. В партийной системе межпартийная конкуренция приобретает конструктивный характер, она стимулирует и корректирует политику партий, контролирует ее качество. Именно партии переводят стихию классовой, социально-групповой борьбы в конституционные рамки избирательной и парламентской, благодаря чему противоречия выявляются, легализуются, смягчаются и разрешаются компромиссом или синтезом.       Партии являются неотъемлемой частью политической системы современного общества. Демократия немыслима без многопартийной системы. Партия - это общественно-политическая организация, являющаяся носителем идеологии, выражающей интересы определенных социальных слоев, устремленная к власти. Партия имеет два источника возникновения и воспроизводства: избирательную борьбу и общественно-политические движения.      Для выражения и защиты своих интересов люди создают различные организации (партии) и движения. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течении многих веков составляло характерную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли значительно позднее. В процессе развития гражданского общества в Новое время, когда формируются процедуры постоянной парламентской борьбы, возникает устойчивый институт партий и правовые гарантии политической оппозиции. Уже в XVII в. в английском парламенте образовалось две политические партии: "тори" (роялисты) и "виги" (за реформы и парламент). С середины XIX в. виги стали называться либералами, а тори - консерваторами. В 1867 г. рабочие союзы (тред-юнионы) добились расширения избирательных прав. В 1893 г. на базе тред-юнионов возникла Независимая рабочая партия, которая с 1902 г. стала именоваться лейбористской.      В XVII-XVIII вв. партии функционировали, главным образом, как парламентские фракции. И только в середине XIX в., в индустриальной цивилизации, сложившейся в результате перехода от мануфактурного труда к крупному промышленному производству, появились массовые политические партии. Партия современного типа имеет как парламентский аппарат профессиональных политиков, так и массовую поддержку избирателей.      Выделим специфические особенности партий:      - это устойчивые, формализованные организации, имеющие упорядоченную структуру формальных и иерархизированных отношений, устав и программу;      - в своей деятельности они стремятся к участию в осуществлении государственной власти;      - партия объединяет людей, придерживающихся близких идейно-политических взглядов, совпадающих интересов, поддерживающих ее программу.      Функции партий следующие:

  • выражение и защита интересов различных социальных групп; участие в избирательных компаниях;

  • разработка идеологических концептов и внесение в массовое сознание новых политических ценностей;

  • участие в формировании политической элиты и политических лидеров;

  • мобилизующая функция, заключающаяся в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе.

  • выполнение посреднической функции между государством и гражданами.

Партии рассредоточивают власть, расширяют участие граждан в политической жизни общества, отбирают и воспитывают политических лидеров, формируют общественное мнение.      По характеру доктрин партии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные и реакционные. По месту и роли в политической системе: государственные, авторитарные, парламентские.      Количество партий в правовом государстве обычно не ограничено законом, однако в развитых странах преобладают не многопартийные, а двухпартийные системы. Последняя не исключает наличия множества партий, но акцентирует внимание на тех двух партиях, которые чередуясь управляют страной. К таким странам относятся США (демократическая и республиканская партии), Великобритания (лейбористы и консерваторы). При многопартийной системе, если отсутствует партия-лидер, создаются альянсы и блоки на основе временных соглашений, обеспечивающих создание в парламенте коалиций.      Между тем политические партии и их деятельность имеют свои издержки, заключающиеся в их бюрократизации, усилении позиций партийного руководства. Со временем это может привести к тому, что партийная машина начинает работать в соответствии со своей собственной логикой и неизбежно отдаляется от населения. В самой партии происходит размежевание между партийной массой и руководством, вождями. Последние присваивают себе исключительные права, выделяются в особый слой, превращаются в партийную олигархию.      Кроме того, идеологическая функция партии приходит в противоречие с ее электоральной функцией, так как приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на более широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести большое количество своих кандидатов в парламент.       Принцип политического плюрализма, наряду с предоставлением гражданам широких прав и возможностей, имеет и ограничения, необходимые для предотвращения хаоса и раскола в обществе. Эти ограничения связаны с запрещением деятельности организаций, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Создаются также нормы, регламентирующие деятельность всех общественно-политических организаций, что позволяет им цивилизованно конкурировать друг с другом.      Вместе с тем в правовом государстве судебная власть, а также часть аппарата исполнительной власти (армия, полиция и др.) деполитизированы, в них запрещена деятельность партий и занятие должностей несовместимо с членством в любой партии.      В СССР однопартийная система явилась следствием тоталитарных устремлений большевиков, их борьбы за власть и стремление ее любой ценой удержать. Однопартийность стимулировала утверждение диктатуры партийно-бюрократической верхушки, которая создала командно-административную систему насильственного управления обществом, что привело его к отставанию и загниванию.       В современной России в связи с радикальным изменением политической системы возникло множество различных партий как по количеству членов (от массовых до карликовых), так и по отношению к власти (оппозиционные и "партии власти"). Но в целом развитая многопартийная система еще не сформировалась.

2. Политические идеологии      Понятие идеологии можно рассматривать в широком философском аспекте, как сторону мировоззрения, объясняющую человеку общественные отношения. Идеология выполняет определенные духовные, социальные и политические функции, вырабатывая стереотипы мышления, поведения и программы общественного переустройства.       В узком смысле слова политическая идеология является доктриной, оправдывающей притязания той или иной группы лиц на власть или ее использование и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Она есть орудие "духовного княжения" (Макиавелли).       Термин "идеология" возник в XVIII в. и с тех пор получает различные трактовки. Так К.Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную общественными противоречиями, частной собственностью и эксплуатацией. Он был критиком буржуазной идеологии, полагая, что господствующий класс вырабатывает идеологию как мировоззрение, объясняющее, оправдывающее правомерность его господства. Это, однако, он не относил к пролетариату, как выразителю всех общественных отношений, а не одного лишь класса. Маркс характеризовал идеологию как ложную, искаженную, превращенную форму сознания, полагая, что в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер (партийность всякой идеологии), т.е. частный интерес определенной социальной группы (класса) стремится выдать за всеобщий ("Немецкая идеология", 1846). Маркс полагал, что пролетариат призван уничтожить идеологию, и на ее месте утвердить свое мировоззрение, отражающее интересы всего общества. Однако оказалось, что интересы пролетариата не всегда совпадают с интересами всего общества, а сам марксизм выродился в ленинизме в тоталитарную идеологию. Ленин ввел понятие "научная идеология", в качестве которой он мыслил марксизм. Горбачев стремился утвердить "новое политическое мышление", предполагающее переход от конфронтации к международному сотрудничеству. Вл. Путин определил новую российскую идеологию как достижение состояния конкурентноспособности общества и каждого гражданина в самом широком смысле; А. Солженицын - как "сбережение народа"; В. Третьяков - как "приумножение народа".       В середине XX в. на Западе возникла теория деидеологизации (Арон, Белл, Поппер и др.), согласно которой в развитых странах наступает "конец идеологии", вследствие "затухания" социальных конфликтов и возникновения общенационального согласия интересов. Считается, что в условиях НТР интегративные функции идеологии будет выполнять наука, а идеология в старом смысле слова несовместима с наукой. В 70-х гг. XX в. возникает теория реидеологизации, призывающая к "идеологическому обновлению" западного общества, к идейной мобилизации в борьбе против тоталитаризма. Сторонники реидеологизации отрицают применимость критерия истинности к идеологии и оценивают ее лишь с точки зрения полезности. Идеология оказывает огромное обратное воздействие на общественное бытие. Она может быть прогрессивной или регрессивной, либеральной или консервативной. Носителями идеологии являются партии.

Основные направления идеологической мысли.      Либерализм (от лат. liberalise - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - (1) образ мышления и деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость от традиций, привычек и догм, стремление к активному самоопределению в мире; (2) совокупность идейно-политических учений и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Либералом называют человека, который выступает за свободу личности во всех отношениях: политическом, экономическом и духовном.       В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и др. предрассудков; ему свойственны космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности. Он отстаивает парламентский строй, свободу предпринимательства, совести и печати.       Идея независимости и суверенитета личности впервые возникла еще в античности (софисты, Сократ, стоики). Затем христианство провозгласило независимость совести от государственной власти и суверенность личности, которая должна следовать лишь божественных заповедям. Можно сказать, что либерализм в истории современной Европы начинается с 1215 г., когда английские бароны вынудили короля подписать "Великую хартию вольностей", в которой жизнь и честь поданных была ограждена от произвола монарха. Позднее, постепенно и в результате борьбы, привилегии высшего сословия стали распространяться на всех граждан. Либерализм является важным направлением общественной жизни и мысли Нового времени, восходящим к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Д. Локк), однако особенное распространение получает в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии. К концу XIX в. там родилось общество, построенное на принципах либерализма.      Основные принципы либерализма формировались в эпоху Просвещения (учение об общественном договоре, "естественном" состоянии человека, "врожденных" человеческих правах) в политической философии Локка, этике и правовой философии Канта, политэкономии Смита. Идеи либерализма были отражены в Декларации прав человека во Франции (1793 г.), а затем в "Декларации независимости" Северо-Американских Соединенных Штатов (4 июля 1776 г.). В 19 в. идеи либерализма развивали Бентам, Милль и Спенсер. Либералы вели борьбу против рабства (США), выступали за введение всеобщего избирательного права, за отмену крепостного права и против абсолютизма (Россия) и т.д.       Современное понимание либерализма состоит в следующем: ни один человек не может быть выше другого человека по своим правам, свобода человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства, кроме свободы другого человека. В свою очередь личная свобода основывается на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция. Политическая свобода должна гарантироваться всеобщим избирательным правом. Права людей и их равенство перед законом призвано обеспечивать правовое государство, на страже которого стоит гражданское общество. В этих условиях личной независимости человек может полагаться только на самого себя. Побеждает тот, кто более энергичен и силен - таково понимание справедливости в либерализме.      Развитие общества в XX в. привело к возникновению неолиберализма, стремящегося приспособить либеральные принципы к современной действительности (Г. Зиммель, К. Поппер и др.). Для него характерны антитоталитаризм, антиэтатизм, защита неотъемлемых прав и свобод личности, антифашизм и антикоммунизм. Вместе с тем с точки зрения неолиберализма достичь искомых целей невозможно автоматически, поэтому государство призвано создавать для этого благоприятные условия.      В России личная свобода не осознавалась широкими слоями населения как безусловная ценность. Российский либерализм был скорее эхом процессов, происходивших в Западной Европе, чем самостоятельной общественной силой. Он был умственным воззрением интеллигенции, а не требованием низов.      Консерватизм (от лат. conservare - сохранять, охранять, conservativus - "охранительный") - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государства и общественной жизни, ее морально-правовых оснований (религия, мораль, брак, семья, собственность), он подчеркивает важность надындивидуальных ценностей, первичность традиционно сложившихся форм жизнедеятельности. Термин впервые был употреблен Шатобрианом для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции. Аристократия, бывшая феодальная знать, пытаясь восстановить свое былое влияние, стала родоначальницей консервативного направления. Разочарования в либеральных идеях Великой французской революции дали новый толчок для развития консерватизма. Было осознано, что полная свобода ведет к хаосу. Люди не равны и это естественно. Порядок, верность традициям и чувство общественного долга - вот краеугольные камни благополучного стабильного общества согласно консерватизму. Поэтому консерваторы выступают за сохранение традиций политической и культурной жизни. С конца XVIII- нач. XIX вв. это Ф. Новалис, Ф. Ламенне и др. выступили против рационалистических идей Просвещения. Со второй пол. XIX в. часть буржуазии также стала склоняться к консерватизму, подчеркивая необходимость сильной централизованной власти.       Консерватизм противостоит как социализму, ибо не приемлет его революционизма, так и либерализму, неприемля его рационализм и критику. Консерватизм нельзя смешивать со стремлением к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить status quo.      Существуют различные виды консерватизма: естественный (традиционалистский), технократический и др. Неоконсерватизм возник как реакция на либерально-реформистские идеи. Понятие "консервативной революции" означает создание того, что достойно сохранения, свержение искусственно созданного и способствование восстановлению "органического", цель - "в будущем восстановить прошлое".      Социализм появляется как реальная идеология и общественная сила с конца XIX в. Другая реакция на неудачные последствия Французской рев. Было осознано, что мало провозгласить равенство (как равноправие), надо еще его добиться в реальной общественной жизни (как социальное равенство). Победой исторического социализма можно считать утверждение таких, сейчас общепринятых принципов, как право на цивилизованный труд, объединения (профсоюзы), всеобщее здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и многое др. Отстаивает необходимость централизации хозяйственной жизни и государственного управления.      В начале XX в. социализм раскалывается на два течения:

  • Правое, близкое к социал-демократии, сближающееся с либерализмом (от позднего Герцена до Михайловского, эсеры), выступающее за конституционные, парламентские формы борьбы; и

  • Левоекоммунистическое (от лат. communicis - "общий"), выступающее за насильственные методы прихода к власти (начиная от Ткачева и Нечаева, а позднее Ульянова-Ленина). Ее деятели считали, что необходимо захватить государственную власть, национализовать собственность и затем "сверху" организовать разумное, справедливое и счастливое общество. Коммунистическая идеология, родившаяся из требования большей свободы и равенства, постепенно выродилась в тоталитаризм, утвердивший полное и добровольное бесправие людей перед лицом государства-левиафана.

Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время - эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации - завершилась. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм - более справедливый общественный строй, чем капитализм, - уничтожит последний. Однако рыночно-демократическая западная цивилизация показала свою силу и преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жесткой и стройной идеологией коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. Либерально-промышленная цивилизация со всеми ее несомненными доблестями и очевидными пороками все еще является главной силой в современном мире, а история ее развития - это история человеческого общества на протяжении трех с половиной столетий.       Фашизм (от лат. fascia - "связка", "объединение", получил развитие в Италии) довел до крайности консервативные идеи порядка и оправдания неравенства. В Германии приобрел форму нацизма - расовой теории, проповедующей национальную исключительность немецкого народа.      Коммунисты и фашисты считали друг друга главными идеологическими врагами, однако на практике между ними трудно увидеть существенную разницу, особенно в методах. Человечество получило жестокий урок. Ценой многомиллионных жертв было осознано, что никакая идеология или "интересы общества" не могут быть выше прав личности.      Ряд ученых полагают, что в современном мире определяющей является не борьба консерваторов и либералов, а национализм. Если в средние века существовал идеал единого мирового государства, где нет ни эллина, ни иудея (ап. Павел), то в Новое время национализм становится присущ многим государствам.

studfile.net

Политическая идеология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2016; проверки требуют 74 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2016; проверки требуют 74 правки. Запрос «Политические взгляды» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политические идеологии имеют два измерения:

  1. Цели: Как общество должно быть организовано.
  2. Методы: Самый подходящий способ достижения этой цели.

Идеология является набором идей. Как правило, каждая идеология состоит из определенных идей о том какая форма правления является лучшей (например, демократия, автократия и т. д.) и какая экономическая система лучше (например, капитализм, социализм и т. д.). Иногда одно и то же слово используется для идентификации как идеологии, так и одной из его основных идей. Например, «социализм» может относиться к экономической системе, или же он может относиться к идеологии, которая поддерживает эту экономическую систему.

Идеологии также идентифицируют себя по их положению на политическом спектре (как левые, центристские или правые), хотя очень часто такое разделение является противоречивым. Наконец, идеологии следует отличать от политических стратегий (например, популизма) и от отдельных позиций, на которых может быть построена партия (например, оппозиция евроинтеграции или легализация марихуаны). Выражает мнение людей и политической элиты.

Анархизм без прилагательных[править | править код]

Индивидуалистический анархизм[править | править код]

Религиозный анархизм[править | править код]

Социальный анархизм[править | править код]

Анархо-коммунизм[править | править код]

Другие[править | править код]

Марксизм[править | править код]

Ревизионизм[править | править код]
Ленинизм[править | править код]
Троцкизм[править | править код]
Марксизм-Ленинизм[править | править код]

Другие[править | править код]

Общие[править | править код]

Другие[править | править код]

Общие[править | править код]

Другие[править | править код]

Правое либертарианство[править | править код]

Левое либертарианство[править | править код]

Главные[править | править код]

Буддизм[править | править код]

Христианство[править | править код]

Ислам[править | править код]

Индуизм[править | править код]

Либертарный социализм[править | править код]

Либертарный марксизм[править | править код]
Социальный анархизм[править | править код]

Реформистский социализм[править |

ru.wikipedia.org

Политические партии в РФ и их идеология

Ознакомительная работа на тему «Политические партии в РФ и их идеология»

Подготовил и выполнил: Зеркин Н.

Учалы 2010 г.

«Единая Россия»

Официальная идеологическая платформа партии предполагает «государственническую» позицию, заявленную смысловую значимость, противопоставление себя более радикальным движениям. Ряд активных членов фракции в начале 2005 года одновременно выступили с публичным изложением новых подходов к развитию экономики и общества России — так называемому «социально ориентированному» и «праволиберальному», или «либерально-консервативному». Речь шла о создании внутри партии двух «крыльев» и «центра» («социального консерватизма»). Инициатива, однако, заглохла сразу же, как только стала ясна негативная реакция президентской администрации. Есть мнение, что партии свойственен и этатизм. Дискуссию членам партии разрешили лишь на уровне неформальных «клубов». «Нам, медведям, крылья не нужны. Медведи не летают», — отверг инициативу товарищей по партии Борис Грызлов.

Партия поддерживает политику действующего правительства и президента. На парламентские выборы 2007 года «Единая Россия» шла под лозунгами поддержки курса президента Владимира Путина — плана Путина (План Путина — идеологическое клише, введённое для обозначения политической и экономической программы второго президента России Владимира Путина, для его последующего использования в избирательной кампании «Единой России» на думских выборах 2007 года).

В феврале 2006 года на официальном сайте партии была опубликована стенограмма выступления заместителя руководителя администрации президента России Владислава Суркова перед слушателями центра партийной учёбы и подготовки кадров «Единой России», в котором он сделал попытку «описать новейшую историю в оценках и под тем углом зрения, который в целом соответствует курсу президента, и через это сформулировать наши основные подходы к тому, что было раньше, и к тому, что будет с нами в будущем».

Перед партией была поставлена задача «не просто победить на парламентских выборах в 2007 году, а думать и о том и делать всё, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10—15 предстоящих лет». Для того, чтобы сохранить позиции, Сурков посоветовал её членам «овладевать идеологией» — а для этого создавать в регионах «постоянные группы по пропагандистскому обеспечению борьбы с политическими противниками». Стержневым понятием идеологической платформы Суркова стал термин «суверенная демократия». Впоследствии этот термин был раскритикован вице-премьером Дмитрием Медведевым за использование определения «суверенная» (суверенная демократия — это образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими).

Коммунистическая партия Российской Федерации

В новой редакции программы партии, принятой в 2008 году, о КПРФ заявлено как о единственной политической организации, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы. В программе указана стратегическая цель партии — построение в России «обновлённого социализма, социализма XXI века». В программе КПРФ заявлено, что партия руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры. Однако значительное место в программных документах и работах лидеров партии занимает «противостояние между новым мировым порядком и русским народом» с его тысячелетней историей, с его качествами — «соборностью и державностью, глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного, либерально-демократического рая», «русский вопрос». Согласно своей программе, КПРФ считает необходимым реформировать страну в три этапа. На первом этапе планируется достижение власти трудящихся (на текущий момент, по мнению КПРФ, такой власти у них нет) в лице коалиции во главе с КПРФ. Достижение этой цели поможет устранить катастрофические, с точки зрения партии, последствия проведённых в последние десятилетия реформ, в частности, путём национализации приватизированной в 1990-х годах собственности. При этом, однако, мелкие товаропроизводители останутся, и, более того, будет организована их защита от ограбления «крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами». Также планируется провести реформу управления путём создания советов различного уровня. На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт ещё больше. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится. Наконец, на третьем этапе планируется построение социализма. В программе-минимуме (первоочередные меры по реализации стратегических целей партии) предусматривается:

  • установление «власти трудящихся, народно-патриотических сил»;
  • национализация природных богатств России и стратегических отраслей экономики с использованием доходов этих отраслей в интересах всех граждан;
  • возврат в Россию из зарубежных банков государственных финансовых резервов с использованием их на экономическое и социальное развитие;
  • пересмотр законов, по мнению партии, «ухудшающих материальное положение граждан и позволяющих растаскивать природные ресурсы страны»: закон о «монетизации» льгот, Трудовой, Жилищный, Земельный, Лесной и Водный кодексы;
  • восстановление льгот для многодетных семей, воссоздание сети общедоступных детских садов, обеспечение жильём молодых семей;
  • недопущение повышения пенсионного возраста;
  • принятие программы по борьбе с бедностью, установление государственного контроля над ценами на товары первой необходимости;
  • введение прогрессивной шкалы налогообложения;
  • восстановление ответственности власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установление платы за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10 % дохода семьи, прекращение выселения людей, расширение государственного жилищного строительства;
  • создание условия для развития малого и среднего предпринимательства; принятие «самых решительных мер для подавления коррупции и преступности», пресечение практики искусственных банкротств, рейдерских захватов;
  • прекращение фальсификаций при проведении выборов, создание «реально независимой судебной системы»; повышение эффективности системы государственного управления, сокращение числа чиновников, расширение прав трудовых коллективов и профсоюзов;
  • увеличение финансирования науки, обеспечение учёных «достойной заработной платой и всем необходимым для исследовательской деятельности»; восстановление «высоких стандартов всеобщего бесплатного среднего и высшего образования»; обеспечение общедоступности и высокого качества здравоохранения;
  • ограждение общества от «пропаганды пошлости и цинизма в СМИ», осуществление доступа в государственные средства массовой информации «всех политических сил, действующих в рамках закона», прекращение очернения российской и советской истории.

КПРФ, по словам Г. А. Зюганова, выступает за сотрудничество с православной церковью, например, совместно с РПЦ выступила за принятие закона против проникновения в страну зарубежных сект. Также партия имеет свою позицию в отношении отечественной истории, и считает занятую официальными историками позицию ложной: например, по поводу голодомора на Украине, событиях в Катыни, коллективизации. Вместе с тем партия признаёт отдельные нарушения «социалистической законности» в 1930—1940-х годах и осуждает их. Оценивая роль Сталина, представители КПРФ предлагают учитывать экономические достижения, победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление страны с созданием «ядерного щита». В 2009 году Зюганов отметил: «что касается репрессий, то ещё в 1950-е годы партия заявила об их недопустимости и поклялась, что они никогда не повторятся». При этом зачастую Зюганов старается проводить сравнение репрессий с сокращением населения России и негативными последствиями реформ, проводящихся с начала 1990-х годов.

Текущий состав президиума ЦК КПРФ, избранный 30 ноября 2008 года на пленуме ЦК:

  • Зюганов, Геннадий Андреевич
  • Мельников, Иван Иванович
  • Кашин, Владимир Иванович
  • Васильев Николай Иванович
  • Калашников, Леонид Иванович
  • Коломейцев, Николай Васильевич
  • Левченко, Сергей Георгиевич
  • Новиков, Дмитрий Георгиевич
  • Обухов, Сергей Павлович
  • Рашкин, Валерий Фёдорович
  • Решульский, Сергей Николаевич
  • Романов, Валентин Степанович
  • Романов, Пётр Васильевич
  • Тетёкин Вячеслав Николаевич
  • Харитонов, Николай Михайлович
  • Шурчанов, Валентин Сергеевич

Либерально - Демократическая Партия России

Согласно официальной программе ЛДПР, партия выступает за либерализм и демократию. ЛДПР категорически отрицает коммунистическую идеологию и марксизм в целом. При этом считается, что главным выразителем интересов людей и общества является государство и что все интересы граждан должны быть ему подчинены. Личная свобода также признаётся в той мере, в которой она не входит в противоречие с государственными и общественными интересами. Позиция ЛДПР по отношению к корпоративной собственности состоит в том, что государство должно осуществлять над ней жёсткий контроль. Несмотря на свое название, ЛДПР, как правило, описывается как националистическая партия.

Владимир Вольфович Жириновский

Владимир Вольфович Жириновский (фамилия при рождении и до совершеннолетия — Эйдельштейн ; род. 25 апреля1946, Алма-Ата, Казахская ССР) — российский политический деятель, заместитель Председателя Государственной думы (с 2000 года), основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Участник четырёх президентских выборов в России в 1991—2008 гг.

mirznanii.com

Политические партии России — Википедия

Согласно Конституции Российской Федерации, в России признаётся политическое и идеологическое многообразие, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[1].

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 95-ФЗ «О политических партиях» политической партией в России признаётся «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»[2].

В России существует многопартийная система. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия («Единая Россия») обладает реальной политической властью, имея большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти абсолютного большинства регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.

По состоянию на 4 октября 2019 года в РФ официально зарегистрировано 54 политические партии[3]. Стоит отметить, что ещё в 2011 году в России числилось всего семь партий. Такое резкое изменение объясняется, в первую очередь, тем, что после решения ЕСПЧ по делу РПР (ныне — ПАРНАС) и массовых акций протеста 2011—2012 годов нормы законодательства в области регистрации политических партий были резко демократизированы. Так, например, в 80 раз (с 40 000 до 500) сократилось количество граждан, которых партии необходимо иметь в своём составе. Примечательно, что ПАРНАС (ранее — РПР и РПР-ПАРНАС) стала первой в истории России политической партией, которая с формальной точки зрения была не зарегистрирована заново, а восстановлена в регистрации в связи с решениями Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Верховного суда Российской Федерации. Однако, после регистрации 71 партии в 2012-2013 гг. количество новых регистраций партий резко сократилось, а с конца 2016 года ни одна партия не была зарегистрирована.

В апреле 2019 года председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова заявила, что из всех существующих партий лишь треть соответствует критериям закона «О политических партиях», а примерно треть к концу года может быть ликвидирована[4].

Законодательство: понятие партии, право её на участие в выборах и реализация этого права[править | править код]

По действующему законодательству, политическая партия есть:

«общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

ФЗ «О политических партиях»[5]

Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 2) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (после присоединения Крыма и Севастополя — как минимум в сорока трёх), иметь не менее 500 членов и её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, а также исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, и при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Однако право на участие в выборах партия получает только после регистрации в большинстве субъектов РФ, которую партии нужно отдельно проходить в каждом регионе уже после того как она получила федеральную государственную регистрацию в министерстве юстиции. Так, например, «Партия прогресса» Алексея Навального была одной из наиболее известных официально зарегистрированных партий, для которых массовый отказ в регистрации именно на региональном уровне стал препятствием на пути к выборам.

Согласно действующему законодательству:

До выборов Президента России напрямую допускаются кандидаты от партий, представленных в Государственной думе РФ, а также в законодательных (представительных) органах власти не менее, чем одной трети субъектов РФ. Одновременно кандидатам от остальных партий для участия в данных выборах нужно собрать втрое меньше подписей избирателей, нежели самовыдвиженцам (100 тысяч вместо 300).

В выборах депутатов государственной думы федерального собрания РФ как по партийным спискам, так и по одномандатным округам без сбора подписей могут участвовать партии, получившие на предыдущих выборах в Госдуму не менее 3 % голосов избирателей, а также партии, представленные хотя бы в одном региональном парламенте РФ. На сегодняшний день к таким относятся: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия; Коммунисты России, Яблоко, Российская партия пенсионеров за социальную справедливость, Родина, Партия Роста, Зеленые, ПАРНАС, Патриоты России, Гражданская платформа и Гражданская сила. Другим партиям для выдвижения на выборы в Госдуму партийного списка необходимо собрать подписи 200 тысяч избирателей, а их кандидатам (как и самовыдвиженцам) в одномандатных округах — подписи 3 % избирателей, зарегистрированных в округе. Причем в случае, если в округе проживает менее 100 тысяч избирателей — число подписей становится 3000 (то есть более 3 %).

До выборов во все законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ без сбора подписей допускаются партии, получившие не менее 3 % голосов на последних выборах в Госдуму. Остальные партии напрямую допускаются до вышеуказанных выборов только в тех субъектах РФ, где они уже имеют представительство в региональных и местных парламентах и/или набрали хотя бы 3% голосов на последних выборах в региональный парламент оного субъекта Федерации. Таким образом, только 4 из 14 партий допускаемых напрямую до Выборов в Госдуму позволено также напрямую баллотироваться в регпарламенты. Остальным партиям для участия в таких выборах по партийным спискам надо собрать подписи 0,5 % избирателей субъекта федерации, кандидатам-одномандатникам (как партийным, так и самовыдвиженцам) нужно собрать подписи 3 % избирателей того избирательного округа, по которому они хотят баллотироваться.

В тех субъектах РФ, главы которых определяются прямым голосованием избирателей, только кандидатам от партий гарантировано право на участие в выборах (вопрос о возможности участия кандидатов в порядке самовыдвижения решается парламентом каждого конкретного региона). Для участия в них кандидатам от партий нужно собрать подписи 5—10 % (в зависимости от региона) муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, представляющих не менее 3/4 муниципалитетов региона, в то время как самовыдвиженцам (если они допускаются до выборов) нужно также ещё и собрать подписи 0,5—2 % (в зависимости от субъекта РФ) избирателей.

Для местных выборов (глав и депутатов муниципальных образований) так же одни партии допускаются напрямую, а другие — через сбор подписей.

В течение последнего десятилетия партийное и выборное законодательство часто изменялось. Согласно решению Европейского суда по правам человека по делу Республиканской партии России, вынесенному весной 2011 года, такое постоянное изменение закона может свидетельствовать о манипуляциях в пользу правящей партии[6].

Право руководства партии на отзыв зарегистрированного от нее кандидата[править | править код]

В России по состоянию на 2018 год руководство партии (регионального отделения партии) вправе признать решение партийного органа о выдвижении того или иного кандидата на выборную должность незаконным и отозвать кандидата. В этом случае регистрация кандидата от партии может быть отменена даже если кандидат уже сдал необходимое количество подписей и был зарегистрирован избирательной комиссией[7]. Также с регистрации может быть снят в этом случае список от партии на выборные должности. Это право реализуется на практике. В 2018 году был отозван кандидат в мэры Якутска Владимир Федоров (по решению партии «Родина», от которой он баллотировался), а список «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость», зарегистрированный на выборах в Екатеринбургскую городскую думу, был снят решением суда, так как президиум центрального совета этой партии признал незаконным решение регионального отделения о выдвижении списка (иск подала партия-конкурент ЛДПР)[7].

Отличия от европейского политического спектра[править | править код]

Классификация партий как «правых» и «левых»[править | править код]

Как писала Лента.ру, на заре перестройки сторонников Егора Гайдара называли «левыми» — именно потому, что они реформировали традиционный для СССР социалистический строй, а реформаторы в Европе всегда находятся на левом фланге. Но в какой-то момент капитализм в России посчитали традиционным строем, и сторонники Гайдара автоматически стали «правыми». На Западе «правыми» называют всевозможных консерваторов и традиционалистов. Поскольку капиталистический строй существует там давно, то правые отстаивают сложившиеся экономические порядки, рыночные ценности, интересы частных собственников и т. п. К «левым» относят радикалов и реформаторов коммунистического и социалистического толка. Есть ещё ультралевые («Красные бригады» и прочие революционеры) и ультраправые (нацизм и расовая сегрегация). Для Запада не характерна смычка ультралевых и ультраправых, стыковка идей коммунизма и национализма, тогда как, по выражению Ленты.ру, «у нас же идеи „отнять и поделить“ и „Россия превыше всего“ сплошь и рядом стоят вместе — „красно-коричневыми“ называют одновременно и НБП (Национально-большевистская партия), и КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации)»[8].

Феномен партии власти и положение оппозиции[править | править код]

В российской политике существует понятие «партия власти». Партия власти — это, как правило, специально учреждённая партия, призванная поддерживать в парламентах курс действующего президента или премьер-министра. Может не иметь большинства в Госдуме, но со временем его получить.

Партиями власти можно считать:

После реформы 2012 года[править | править код]

Партий до 2012 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
зарегистрировано 8 47 24 8 4 3 0 0 0
ликвидировано - 0 4 9 4 2 9 3 9

После упрощения порядка регистрации новых политических партий Минюст буквально завалили заявками[9]. Газета.Ру писала, что новые партии предпочитают иметь в своих названиях слова «социальный», «народный», «социал-демократический» и «коммунистический» или напоминать избирателю о многотысячных митингах зимы — весны 2012 года. Так, с «креативным классом» пытаются заигрывать «Союз горожан», выступающий за развитие местного самоуправления, «Партия социальных сетей», ратующая за упразднение Совета федерации и всеобщий бесплатный доступ в интернет. По-мнению Газеты. Ру, большинство новых партий даже не пытались прикинуться настоящими: так, программа партии «Союз горожан» занимает меньше странички формата А4, у «Партии социальных сетей» вообще полстранички, а авторы других документов откровенно развлекались: так, партия «Молодая Россия» позиционирует себя как партию «радикальных неотехнологов», «не ассоциирующих себя ни с одним спектром идейного политического поля прошлого века». Политолог Алексей Макаркин предположил, что новые партии разделятся на «спойлеров», которые будут отнимать голоса у КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) и партии «Справедливая Россия», и тех, кто будет помогать властям: «Если Единая Россия (ЕР) будет где-то проседать, эти партии будут её подстраховывать»[10]. Политологи отмечали, что эта тактика властей использовалась и ранее, например, на выборах 2003 года.

Лента.ру в августе 2012 года в серии аналитических статей рассортировала новые политические партии по нескольким группам. Так, при участии Андрея Богданова созданы Демократическая партия России, «Союз горожан», Партия социальных сетей и Коммунистическая партия социальной справедливости. При участии Александра Рявкина созданы «Гражданская сила», Российская сетевая партия, Экологическая партия «Зеленые». Партиями-«сквоттерами» (организациями, присвоившими себе старые партийные бренды) названы Аграрная партия России, Народная партия, Социал-демократическая партия, Партия пенсионеров, Партия пенсионеров за справедливость. 21 мая 2012 года Минюст России официально зарегистрировал Социал-демократическую партию России под председательством Сираждина Рамазанова[11][12].

Все остальные новые партии Лента.ру разделила на две категории. Как «близкие к власти» были охарактеризованы Молодая Россия, Города России, Партия свободных граждан, Умная Россия. Следующие партии были названы самостоятельными: «За женщин России», Новая Россия, Монархическая партия, Партия мира и единства, «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Российский общенародный союз», Российская консервативная партия «За нашу родину», «РПР-ПАРНАС»[13]. В преддверии партийной реформы, в феврале 2012 года деятели ОДД «Солидарность» Иван Тютрин и Александр Лукьянов сделали вывод о том, что прежнее деление на оппозицию системную и несистемную теряет свою актуальность по причинам радикализации системных партий и облегчения регистрации партий. Более значимым, по их мнению, становится деление на «непримиримых» и «соглашателей»[14]. По итогам 2012 года ряд экспертов отметили, что системные парламентские партии всё-таки сохранили свою лояльность к власти и в течение года поддержали почти все законопроекты «Единой России». В том же 2012 году в 2,5 раза было увеличено государственное (из федерального бюджета) финансирование партий, набравших большой процент голосов по итогам последних парламентских выборов.

Партии «под ключ» и зависимые партии[править | править код]

С момента возникновения партийной системы современной России возник бизнес создания партий «под ключ». Политтехнолога Андрея Богданова ряд СМИ (Средство массовой информации) называли своеобразным рекордсменом в деле партстроительства, поскольку он выступил создателем более чем десятка федеральных партий. Он сообщал, что «работал» с Демократической партией России, Объединенной российской партией «Русь», «Единой Россией», Российской партией пенсионеров, Союзом акционеров АО «МММ», Партией народного капитала Сергея Мавроди, а также занимался созданием «Сильной России» и «Народно-патриотического движения». Богданов утверждал: «Мне все равно, какую партию делать, ориентация зависит от заказчика», а если человек просто говорит, что ему нужна партия, то Богданов говорил, что он сам предлагает спектр — левый, правый, центристский. Отмечалось также, что создание партий «под ключ» — очень выгодный бизнес, особенно когда заказ поступает из администрации президента РФ, как это было в 2000 году в связи с созданием «Единой России»[15][16]. Богданов отрицал свои связи с Кремлём[17] и заявлял, что «„Под ключ“ ни одной партии не создавал. Консультировать — да, консультировал по многим партиям»[18].

Политическая реформа 2012 года дала побочный эффект и в стране возродился бизнес по созданию партий для последующей перепродажи. Как и ожидалось, после упрощения порядка регистрации новых политических партий Минюст буквально завалили заявками[9]. В мае 2012 года Богданов говорил, что сейчас «мы помогаем примерно 30 партиям»[19].

Летом лидеры пяти партий объявили о создании «технической коалиции» из Социал-демократической партии России — 21 мая 2012 года Минюст России официально зарегистрировал Социал демократическую партию России, под председательством Сираждина Рамазанова. Коммунистической партии социальной справедливости, Демократической партии России, партии «Союз горожан» и Народной партии России. Организатором выступил лидер ДПР (Демократическая партия России) Андрей Богданов, который на пресс-конференции 18 июля 2012 года сообщил, что ДПР (Демократическая партия России) предоставила свой устав и шаблоны документов другим партиям для скорейшей регистрации, помощь получили 30 партий[20]. 18 июля 2012 года на пресс-конференции лидер «Демократической партии России» (ДПР) (Андрей Богданов) и руководитель одноименного центра политтехнологий на пресс-конференции публично представил 4 своих проекта, официально зарегистрированных российских политических партий с их лидерами: «Союза горожан» (Дмитрий Попков)[21], «Народная партия России» (Станислав Аранович), «Социал-демократическая партия России»21 мая 2012 года Минюст России официально зарегистрировал Социал демократическую партию России, под председательством Сираждина Рамазанова. и «Коммунистическая партия социальной справедливости» (Юрий Морозов). Конференция проходила под названиями «межпартийное совещание» и «координационный совет». Организатором встречи выступил Андрей Богданов. На совместной пресс-конференции он сообщил[22][23]: «„Центр Андрея Богданова“ участвовал в организации создании и регистрации этих политических партий, в частности его центр использовал устав партии ДПР как шаблон для написания уставов для вышеперечисленных партий». Также Андрей Богданов добавил: «Партии готовы предоставить свои услуги для выдвижения кандидатов всех уровней для тех кто ранее был членом других партий, но в ряду причин был вынужден покинуть их. Кандидатам предлагаются партии на выбор как левые, так и либеральные, в зависимости от политических убеждений кандидатов».

Партия «Умная Россия», созданная в недрах про кремлёвского молодёжного движения «Наши», возглавляемая её бывшим лидером и идеологом движения Никитой Боровиковым. Партия опирается на молодых людей в возрасте 18 и 25 лет, преимущественно из участников форума Селигер и проектов движения, при этом созданная 23 мая и зарегистрированная 20 июня этого года, партия не была представлена ни на одной из смен форума «Селигер-2012», проходящего с июля по август. Организатором которого является движение Наши и Росмолодёжь, в руководстве которого после отставки Василия Якеменко движение сохранила своё влияние в лице комиссара и одного из главных идеологов Сергея Белоконева. Несмотря на её принадлежность к Нашим, ряд комиссаров и активистов проектов движения не спешат вступать в её члены. 7 октября 2012 года в день рождения Президента России Владимира Путина центральный аппарат движения отпраздновал его в одном из московских ночных клубов «Барбадос»[24], несмотря на то, что руководителям местных и региональных отделений партии было сказано что у партии даже на текущие расходы при регистрации отделений средств нет.

В конце ноября 2013 года стало известно, что партия «Родная страна», которая считается близкой к политтехнологу Андрею Богданову, сменила название на «Народный альянс». Ранее под таким названием дважды безуспешно пытались зарегистрировать партию сторонники Алексея Навального (см. Народный альянс). Андрей Богданов заявил, что таким образом они помогли Навальному получить партию, партия готова назначить его лидером и выдвинуть в Мосгордуму. По словам политтехнолога Петра Быстрова, линейка партий Богданова теперь выглядит полной: против «Альянса» Навального есть свой «Народный альянс», против КПРФ — КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости), против «Гражданской платформы» — «Гражданская сила». Андрей Богданов давно известен подконтрольными Кремлю партийными проектами, которые использовались для управления оппозицией. В 2005 году богдановскую «ДПР» собирался возглавить экс-премьер Михаил Касьянов, на тот момент уже ставшим неудобным для Кремля оппозиционером. Через раскол съезда Богданов вернул себе контроль над партией. В 2008 году с участием «ДПР» была создана партия «Правое дело», которую в 2011 году возглавил олигарх Михаил Прохоров. Как только миллиардер стал нарушать кулуарные договоренности, внеся в список кандидатов в депутаты Евгения Ройзмана, сценарий повторился: раскол съезда и свержение Прохорова[25][26]. Навальный заявил, что «завтра они Богданова в Навального переименуют. Ничего страшного: Навальным он не станет, а у меня богдановские кудри не вырастут»[27]. Ранее неоднократно свои претензии к «Народному альянсу» высказывал глава центрального совета «Альянса Зеленых — Народной партии» Олег Митволь. Он уверен, что сторонники Навального создали «партию-спойлер», так как её название наполовину повторяет наименование «Альянса Зеленых — Народной партии»[28].

Эксперты отмечают характерный признак по которому партию-новичок можно отнести к подозрительным на то, что это «партия под ключ»: местонахождение руководящего органа г. Москва совместно с тем фактом, что в графе «лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица» указан один человек (заказчик проекта).

Парламентские партии (Государственная дума VII созыва)[править | править код]

Согласно ФЗ РФ «о выборах депутатов Государственной Думы» голоса избирателей, отданные за непрошедшие в думу партии (как и недействительные бюллетени), перераспределяются в пользу прошедших (парламентских) партий пропорционально набранному ими проценту голосов (таким образом, набрав на выборах 49 %, партия почти наверняка получит больше 50 % мандатов, распределяемых между партийными списками). В то же время все партии, набравшие на выборах в госдуму свыше 3 % голосов (независимо от того, преодолели ли они проходной барьер в 5 %) получают ряд льгот и привилегий на весь период до проведения следующих парламентских выборов: регулярное государственное финансирование, прямой (то есть без сбора подписей) допуск до следующих выборов в госдуму, а также до всех выборов во все региональные парламенты и органы местного самоуправления. В свою очередь, парламентские партии вдобавок получают право без сбора подписей выставлять своих кандидатов на Выборы Президента РФ.

В действующей Государственной думе VII созыва по итогам выборов 2016 года представлено шесть политических партий, четыре из них имеют свои фракции, две партии имеют по одному депутату, которые не входят ни в одну из фракций[29]. Для принятия любого федерального закона достаточно более 50 % голосов депутатов (то есть более 225 депутатов), для принятия федерального конституционного закона — ровно 2/3 голосов (то есть достаточно ровно 300 депутатов).

Представленные в региональных парламентах[править | править код]

Список партий, представленных в парламентах субъектов федерации.

Статистика по муниципальным законодательным органам[править | править код]

Участие в выборах в муниципальные законодательные органы имеет в России особое значение. В России действует «муниципальный фильтр» — каждый претендент на должность главы субъекта Российской Федерации (там где существуют прямые выборы) должен собрать для регистрации в качестве кандидата определенное количество подписей муниципальных депутатов. Тем не менее, по состоянию на 2017—2018 годы большинство политических партий не желает выдвигать своих кандидатов на муниципальные выборы. Так, на посты 136 глав муниципалитетов, которых избирали в России в период с 11 сентября 2017 года по 29 июля 2018 года претендовали всего 493 кандидата[30]:

За период с 11 сентября 2017 года по 29 июля 2018 года в России избирали 1026 муниципальных депутатов, на должности которые претендовали 2650 кандидатов[30]:

ru.wikipedia.org

Типы партий:

По происхождению:

  1. Парламентские партии — это объединения, исторически возникшие из парламентских фракций и стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Свои усилия они сосредоточивают на проведении избирательных кампаний и деятельности во властных структурах.

  2. Внепарламентские партии оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.

Положение в политической системе:

  1. Правительственные , победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

  2. Оппозиционные же партии, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политики.

- Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Ее расхождение с правительственной партией связано с такими вопросами, как налоги, социальные программы, степень и характер государственного регулирования экономики, характер приоритетов общественного развития.

- Внесистемная оппозиция отрицает основы существующего политического режима и политический порядок в целом. Ее целью, как правило, является свержение существующего режима.

Характер организации партии:

  1. Кадровая партия, по мнению французского социолога М. Дюверже, — это группы известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. В нее входят, во-первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на их сторону избирателей. Во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы. В-третьих, лица, обеспечивающие финансирование партии.

  2. Массовые партии - это хорошо организованные объединения, основными признаками которых являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение, существование на основе членских взносов. Партия этого типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Поэтому для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.

Идеологические ориентации:

  1. Либеральные партии: к ним относятся те, ценностями которых являются свобода, права человека, социальный и политический плюрализм, правовое государство и т.п.

  2. Консервативные партии делают акцент на сильное государство, сокращение социальных расходов, нравственные устои общества и его традиции, сохранение социального неравенства и социальную стабильность.

  3. Социалистические партии выступают за защиту социальных интересов наемных работников, расширение возможностей участия в принятии наиболее важных решений, активную социальную политику государства, справедливость, социальное партнерство, равенство возможностей и т. п.

  4. Коммунистические партии выступают с лозунгами ограничения частной собственности, национализации наиболее крупных частных предприятий, расширение государственного регулирования экономики.

  5. Фашистские и неофашистские партии выступают с позиций крайнего национализма и экстремизма.

Следует отметить, что четкая грань, разделяющая либеральные, консервативные и социал-демократическими партиями в последнее время размывается.

Программные установки:

  1. Крайне левые: партии коммунистического толка, высокие расходы на социальные нужды.

  2. Левые: социалистические и социал-демократические, высокие расходы на социальные нужды.

  3. Центристские: умеренные (компромисс, сотрудничество, стабильность)

  4. Правые: либерально-консервативные, низкие расходы на социальные нужды.

  5. Крайне правые: фашистские и неофашистские, низкие расходы на социальные нужды.

Р.Далтон: Уже в 1970-е гг. некоторые политологи обратили внимание на формирование как новых левых, так и новых правых. Основными проблемами, вокруг которых ведутся острые дискуссии между этими силами, являются: состояние и защита окружающей среды, альтернативные стили жизни, права меньшинств, социальное равенство. Деление на «новых левых» и «новых правых» не отменяет традиционного деления на «правых» и «левых», а как бы накладывается на него, формируя новое политическое пространство.

В 70-е гг. XX в. Р. Инглхарт разработал концепцию, в соответствии с которой традиционное деление на «левых» и «правых» в современных условиях заменяется расколом на «материалистов» и «постматериалистов».

В последние два-три десятилетия сформировался новый тип партий — универсальная партия (партия всех избирателей) или партия «хватай всех» (catchall-parties). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: нефиксированность членства; потенциальный количественный состав; особый тип лидера — интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа; отсутствие жестко фиксированных социальных интересов. Возникновению этого типа партий способствовало размывание жестких границ между социальными группами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволявшее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Иногда партии этого типа называют политическими брокерами, основным товаром которых являются государственные посты. Это означает, что они оказывается более связанными с государством, чем с гражданским обществом, а их главной функцией становится не артикуляция и агрегация интересов, а защита правительственного курса и рекрутация элиты. Партии «всех избирателей» добиваются наибольших успехов в современном постиндустриальном обществе и удачно вписываются в модель плюралистической демократии. С одной стороны, они позволят выражать волю большинства и осуществлять контроль за властью, а с другой — находясь в оппозиции, эффективно защищать интересы и права меньшинства.

studfile.net

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о