Типы политических систем таблица – —

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается большим многообр­азием, основана на значительном числе различных критериев.

В отечественной филосовской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать политические системы, являются общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политическая системы.

Недостаточность такой типологии состоит в ее чрезмерной абстрактности и жесткой привязке к экономической структуре общества. Известно, что однотипный экономический базис (фашистская Германия, Франция, Великобритания, Италия) перед второй мировой войной породил различные типы политических систем. В Германии и Италии господствовали тоталитарные фашистские политические системы, а во Франции и Великобритании либерально-демократические. Такого рода примеры можно было бы продолжить. Дело, видимо, не только в экономическом базисе общества, хотя, конечно, он играет определенную политическую роль в становлении и функционировании политических систем.

В зарубежной политической мысли типы политических систем классифицируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более конкретно анализировать, отличать достоинства и недостатки одних типов политических систем и видеть недостатки других как при одинаковых экономических структурах, так и различных.

Рассмотрим осн­овные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры2.

  1. Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

  2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

  3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации3 ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

  4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация

    4 контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические

. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества(народа) и личности(граждан).

Понятие “тоталитаризм” происходит от латинского слова “totalis” (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

  1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии.

  2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально не существуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип “запрещено всё, что не приказано”.

  3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

  4. В стране признаётся право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

  5. Существует строгая цензура над всеми средствами массой информации, запрещено критиковать представителей власти.

  6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями осуществления правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

  7. В обществе функционирует только официальная идеология, жёсткому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

  8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жёстким контролем.

  9. Экономика находится под жёстким контролем государственных органов.

  10. Несмотря на жёсткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: “говорим одно, думаем по-другому”.

  11. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.

  12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, но на деле значительно ограничены.

Авторитаризм по своим характерных чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма:

  1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в её руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

  2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: “всё, что не разрешено - запрещено”.

  3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для её действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что её деятельность становится невозможной.

  4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вообще.

  5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

  6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти не проводят массовых репрессий.

  7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

  8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии.

Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

  1. Обширный государственный сектор достаточно жёстко регулирует государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

  2. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

  3. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией власти.

  4. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Демократическая:

  1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган - парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив5. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

  2. Граждане обладают большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет прежде всего права личности. Главный принцип: “всё, что не запрещено - разрешено”.

  3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

  4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую, на законных основаниях в результате выборов.

  5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

  6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

  7. В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В условиях плюрализма6 многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

  8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убеждённо поддерживает демократические ценности.

Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают с ним.

  1. На ряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

  2. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

  3. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

  4. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило в полном объёме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская формы демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на: а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти; б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать три типа систем: 1) реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.

Существуют и другие, менее распространённые классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современных политических структур, о необходимости изучать, анализировать политические системы с учетом разных подходов, критериев и приемов. Именно такой системный анализ обеспечит получение наилучших результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Курс лекций по Политологии; под редакцией Радугина А.А. 1997 г.

  1. Учебник для Вузов по Политологии; под редакцией Марченко М.Н. 1997 г.

  1. Введение в политологию; Гаджиев К.С., Каменская Г.В. Родионов А.Н. и др. 1994 г.

  1. Ю.К. Краснов, И.М.Кривогуз, В.П. Неминущий «Основы науки о политике» Часть1,2. Москва, : Изд-во Моск. коммерч. ун-та 1993 г.

  1. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –Москва,"Издательство ПРИОР", 1998. - 368 с.

  1. Энциклопедический Юридический Словарь; под общей редакцией Крутских В.Е. 1998 г.

  1. Большой Энциклопедический Словарь; под главной редакцией Прохо­рова А.М. 1991.

1Например в Энциклопедическом Юридическом словаре, Политическая система (общества) определяется как - 1)(как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; 2)(в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. А в Энциклопедическом Словаре - это система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определённые политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие определённые цели.

2 Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе. Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

3 Диверсификация - (от лат. Diversificatio -изменение, разнообразие). В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).

4 Коммуникация - средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т.д.)

5 Прерогатива - (от лат. Praerogativus -первым подающий голос) - исключительное право, принадлежащее какому-либо органу или должностному лицу.

6 Плюрализм - (от лат. Pluralis -множественный) - Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные возможности для выражения своих интересов через своих представителей.

16

studfile.net

Вопрос 16. Классификация политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры .

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в после-военные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Вопрос 17. Понятие и классификация политических режимов.

Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившим отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

* социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

* методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

* характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

* соблюдение принципа законности и защиты прав личности:

* идеологическое оформление властных отношений.

Наиболее распространено деление режимов на тоталитарные, автократические и демократические:

Характерные черты демократических режимов:

* признание народа в качестве источника власти;

* выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

* подконтрольность и ответственность государственных Органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

* провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом;

* легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

* государственное, устройство по принципу “разделения властей”;

* создание необходимых условий для развития “среднего класса”, выступающего социальной основой демократического режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции, Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления – абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

studfile.net

Шпаргалка - Типы политических систем

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра Истории и Политологии

Реферат по теме:

Типы политических систем

Выполнил: студент

I курса Епанчинцев А. А. группа КП-31

Проверил: Немзоров Е. Р.

Новосибирск 2003.

Оглавление.

1. Введение.

2. Политические системы.

3. Типы политических систем.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

1. Введение.

В конце 50-х — начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними. Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие «политическая система». Но это была не простая замена слов «организация» на «система». Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других – целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия «политическая система» должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.

Ныне эта проблема глубоко изучена, но к счастью не на столько, чтобы о ней забыть, и по сей день учёные занимаются изучением политологии, а всё потому, что нет ни одного человека, который бы находился вне общества, вне государства, вне системы и я как современный здравомыслящий человек это понимаю.

2. Политические системы.

Понятие “политическая система” было введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном с целью отразить политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами.

Политическая система – это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Пол итическая система представл яет собой необходимый механизм, посредством которого осущ ествляться полнов ластие, суверенитет народа.

Политическая система любого обще ства характеризуется наличием опреде ленных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жиз­не способность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных обществе н­ных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного разви ти я.

3. Типы политических систем.

I

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

— Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том, что авторы в основе своей концепции положили принцип классового подхода и форм собственности, опираясь на это, они определили, через какие сложные политические системы прошло человеческое общество:

¨ Рабовладельческая;

¨ Феодальная;

¨ Капиталистическая;

¨ Социалистическая – эта политическая система была ими лишь определена и должна была возникнуть после краха Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).

— Типы определённые Робертом Далем это:

¨ Демократический;

¨ Авторитарный;

¨ Тоталитарный.

Основой этой концепции является анализ степени демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.

— Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из анализа политической культуры (именно на этом анализе была основана его концепция), следующим образом:

¨ Англо–американский;

¨ Европейско–континентальный;

¨ Доиндустриальный.

— В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способа управления обществом и определил типы политических систем так:

¨ Административный;

¨ Командный;

¨ Соревновательный.

— Этакратическая политическая система (государство). В основе данной концепции лежит место и роль государства в политической системе. Её авторами являются В.В. Радаев и О.Н. Шкорбан.

А теперь немного подробнее. Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей:

1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы и собственности;

2) коммунистические системы ориентируются на ценности равенства, социальной справедливости;

3) традиционные политические системы опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы используют авторитарные методы управления и стремятся к большому равенству в распределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы преследуют цели сохранения социального и экономического равенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен и классовый принцип. По этому принципу строит типологию марксизм, который рассматривает политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса и соответственно выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном понимании.

В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических систем:

1) Для англо-американской политической системы характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса – государством, партиями, группами интересов и так далее. Политическая система функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые общепризнанны в обществе.

2) Европейско-континентальная система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.

Демократические политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.

Авторитарные политические системы представляют собой слияние следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.

II

Чтобы определить типы политических систем, как предложили некоторые политологи, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какой класс или слой общества господствует в данном государстве?

2. Каким способом правит элита (группа)?

3. Какие институты делают возможным контроль над правящей группой?

Чем демократичнее политическая система, тем активнее в ней граждане страны, а этого можно добиться лишь в случае управления снизу до верху.

Сейчас на лицо тот факт, что активность граждан очень низкая, местными законодательными органами принимаются местные законы, в которых вынуждены уменьшать процент явки населения на выборы. В данной политической системе масса народа оторвана от правления снизу до верху.

4. Заключение.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. А изучение типов политических систем даёт представление не только о том, в каком из них развивается то или иное государство, но и помогает найти ключ к поведению в политической ситуации каждого человека – гражданина.

P . S . Хочется отметить, что разные источники, изданные в разное время, не только по-разному преподносят информацию о типах политических систем, но и дают представление не о всех типах политических систем, что значительно усложняет работу с ними. Но всё же…

5. Список использованной литературы.

1. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. «Социальные основы политических систем.» — М .1991

2. Борисов В.К. «Теория политической системы.» — СПН. 1992.

3. Денисенко Н.А. «Политология. Учебное пособие.» — Н. Изд-во НГТУ, 2001. – 69с.

4. Немзоров Е.Р. «Курс лекций.» — Н. НГТУ — Лекция №2.

ronl.org

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении

особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии.

Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;

2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно;

4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;

5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятые «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь - полный -целый)  и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

4. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии.

Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

9. Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

II. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть.

Полномочия парламента ограничены.

2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено - запрещено».

3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.

5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства.

Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Демократическая:

1.Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы-при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности.

Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

II. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные.

В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:

а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования.

Однако среди последних следует различать два типа систем:

1) реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы;

2) прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т. д.

Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

Типы политических систем. Политическая система современной России :: BusinessMan.ru

Употребляя термин "политическая система общества" или его синоним - "политический режим", мы имеем в виду установившийся порядок взаимоотношений между властными структурами и подвластными им народными массами, т. е. теми, кто управляет, и теми, кто обязан им подчиняться, теми, кто господствует, и теми, кто повинуется их воле. Любая политическая система пытается в первую очередь дать теоретическое обоснование идеологических, духовных и прочих ценностей, лежащих в основе её жизни.

Типология политических систем

В ходе своей истории человечество выработало множество форм организации обществ. Ввиду этого и типы политических систем бесконечно разнообразны. Все они явились продуктом развития цивилизации на тех или иных этапах ее развития. Подобно тому, как мировой прогресс двигался неравномерно, а по целому ряду причин то ускоряя, то замедляя свой ход, так же и государственные системы сменяли друг друга в одних случаях крайне медленно, растягиваясь на века, а в других это происходило за считанные дни.

Кроме того, типы политических систем не всегда можно чётко разграничить. Это вполне объяснимо. Например, элементы политической системы, отжившей свой век и уступающей место своей преемнице, часто надолго продолжали жить в последней, несмотря на всю свою архаичность. Для того чтобы, рассматривая историю политического развития общества, иметь твёрдые ориентиры, выделим четыре основных формы политических режимов. К ним относятся: демократия, теократия, тоталитаризм и авторитаризм. Что же включают в себя эти понятия?

Демократическое общество

Демократия – это тот труднодостижимый идеал организации общества, к которому человечество шло на протяжении всей своей истории. Сам термин, состоящий из двух греческих слов, переводимых как «народ» и «власть», определяет сущность обозначаемой им системы – народовластие. То есть это политический режим, при котором осуществляется коллективное принятие решений по наиболее важным вопросам.

В современном мире этот принцип находит своё выражение в том, что широкие массы граждан могут сами назначать управляющих ими лидеров. Для этого существует система выборов, честно осуществляемых на состязательной основе. Отсюда следует, что только народ во всей своей полноте может являться легитимным источником власти. На основе таких выборов реализуется принцип общественного самоуправления, направленный на удовлетворение общих интересов.

Модели демократического общества

За многовековой период развития демократии предлагалось много моделей её практического воплощения. Это, прежде всего, «прямая демократия», при которой решение принимается путём достижения консенсуса или механизмом подчинения меньшинства большинству. Другой моделью можно назвать «представительную демократию», при которой массы граждан реализуют свои права через избранных ими депутатов или иных должностных лиц. Этот перечень можно продолжать очень долго. Принято считать, что демократия – это политическая система современной России.

Особенности авторитарного общества

Другой формой является авторитаризм. В обществах подобного типа главный носитель власти (например, диктатор) сам провозглашает своё право на управление государством. История показывает, что приход к власти авторитарного правителя, как правило, происходит вследствие революции, вспыхнувшей в стране, где правовая система не в состоянии справиться с текущей ситуацией. Переворот в таком случае полностью уничтожает старую правовую систему. Образовавшийся временный правовой вакуум и даёт возможность прихода к власти авторитарного правителя.

Основным признаком авторитаризма является преданность лично правителю и беспрекословное подчинение общества его лидерам. Авторитарный политический режим не допускает проявлений демократии ни в отношении свободных выборов, ни в вопросах, связанных с управлением государством. Всем этим признакам во много соответствовала политическая система СССР.

Многообразие авторитарных обществ

Говоря о разновидностях авторитарных режимов, можно выделить несколько наиболее распространённых типов. Прежде всего это традиционные абсолютистские монархии, примером которых могут служить Марокко, Саудовская Аравия, Непал, Эфиопия (до 1974 года) и ряд других государств.

Далее следуют авторитарные режимы олигархического типа. Чтобы было понятней, о чём идёт речь, достаточно упомянуть страны Латинской Америки, среди которых наиболее характерными в этом отношении являются Гватемала, Никарагуа и Куба. Сюда же можно отнести государства с так называемым постколониальным авторитаризмом – Камерун, Тунис и почти все африканские страны.

Особые модели авторитаризма

Особую форму посттоталитарного авторитаризма породил распад СССР. Бывшая партийная и военно-политическая номенклатура практически всех советских республик, путём широкомасштабных афер и махинаций, образовала класс бизнесменов и олигархов-монополистов, захватив тем самым власть в своих странах. К этой же категории относятся и современные политические системы Ирака, Ливии и Египта.

Завершают перечень авторитарных стран военные режимы Перу и ряд других. Сюда же можно по праву отнести и многие государства исламского мира, в которых неограниченная власть принадлежит духовенству.

Тоталитарные государственные режимы

Понятие политической системы, именуемой тоталитаризмом, подразумевает прежде всего полный, или же тотальный, контроль политической власти над всеми аспектами человеческой жизни. При этом любые оппозиционные действия подавляются и пресекаются самым жестоким образом. Одной из важнейших черт тоталитаризма является создание иллюзии того, что действия властей находят всемерную поддержку и одобрение у населения.

Первым появившемся в Европе тоталитарным государством является Италия, когда в начале двадцатых годов там пришёл к власти Бенито Муссолини. Для него были характерны не ограниченные законом властные полномочия, пренебрежение конституционными правами граждан, массовые репрессии в отношении противников режима и милитаризация общества. Кстати, сам термин «тоталитаризм» впервые ввёл в употребление итальянский политический деятель либерального направления Джованни Амендола, когда в 1923 году выступал с критикой политической системы Муссолини. Позже его охотно использовали сами итальянские фашисты. В последующие годы тоталитарные политические системы установились в фашистской Германии и Советском Союзе в период сталинизма.

Теократические системы

Типология политических систем в особую группу выделяет государственные режимы, при которых религиозные деятели оказывают решающее влияние на формирование внутренней и внешней политики стран. Они называются теократическими. Термин этот произошёл от греческих слов, в переводе обозначающих «бог» и «управление». Подразумевается, что управляются они от имени самого бога, а находящиеся у власти представители духовенства являются выразителями его воли.

Если сравнить все типы политических систем по времени их возникновения, то, несомненно, теократическая окажется самой древней. Её идеологом считается древнегреческий философ Геродот. Согласно его учению, теократия является выражением гармонии, установленной в мировом порядке самими богами – обитателями Олимпа. Однако корни этого явления уходят в гораздо более древние времена.

Древнейшие теократические системы

Исследователи установили, что, например, в древнейших государствах Египта, Месопотамии и Мексики верховные правители были жрецами, то есть концентрировали в своих руках и светскую, и духовную власть. При решении ими различных государственных вопросов главную роль играли их религиозные убеждения. Кстати, находились и такие правители, что и вовсе провозглашали себя богами.

Яркий пример теократии можно найти, если полистать Библию. В ней описывается, как на ранней стадии становления государства у власти находились судьи, через которых Бог изъявлял свою волю. Подробно описывается и механизм этого процесса. Для принятия решений использовался жребий. Это были два одинаковых по форме и размеру, но отличавшиеся по цвету камня, спрятанные в мешок. Священнику задавался вопрос, сформулированный таким образом, что предполагал лишь два варианта ответа – да или нет. Дальше всё просто. Вынутый наугад белый камень обозначал положительный ответ, а чёрный – отрицательный. Считалось, что в этом проявлялась божья воля.

Теократия исламского мира

Это пример из далёкого прошлого. Но и в наши дни элементы политической системы, характеризуемой как теократия, можно наблюдать во многих исламских государствах, и в первую очередь в Саудовской Аравии и Иране. В этих странах установлены религиозные суды, в компетенции которых находятся все правовые вопросы. Кроме того, в них существует и религиозная полиция, в обязанности которой входит тотальный контроль за соблюдением всех социальных норм.

Это два наиболее ярких примера, но типы политических систем, построенных в соответствии с требованиями шариата, характерны также и для целого ряда иных ближневосточных государств. В той или иной степени к ним относятся Турция, Индонезия, Пакистан и многие другие.

Политическая составляющая общечеловеческой культуры

Продолжая разговор о различных политических режимах, нельзя не коснуться и такого важного понятия, как политическая культура. Её роль необыкновенно высока вследствие того, что она представляет собой систему нравственных ценностей, установок и убеждений, на основе которых вырабатывается схема поведения людей. Именно она обеспечивает воспроизводство той или иной общественной модели.

Политическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой. Она включает в себя многие элементы духовной сферы, связанные с уровнем и особенностями политической ориентации граждан, обусловленной опытом предшествующих поколений. Именно от неё зависит качество воспроизводства этих элементов в текущей жизни. По этой причине уровень политической культуры определяет степень политической зрелости общества.

Одним из важнейших элементов этой культуры является политическое сознание. Оно состоит из целого ряда идеологических компонентов, таких как знания, убеждения и особенности мышления. Кроме этого, политическое сознание имеет и психологическую составляющую. В неё входят чувства, эмоции, переживания и настроения. Всё это и обуславливает модель поведения членов социума. Понятие политической системы выражает совокупность всех перечисленных факторов, на основе которых существует то или иное конкретное общество.

Оценка политического состояния современной России

В заключение следует сказать о том, что представляет собой политическая система современной России. Прежде всего заметим, что она построена на основе Конституции 1993 года, содержащей целый ряд положений, позволяющих характеризовать её как в полном объёме соответствующую демократическим требованиям.

Однако, несмотря на это, действительность говорит о том, что на данном уровне российская политическая система не в полной мере отвечает критериям демократии. Это в первую очередь относится к вопросу ответственности власти перед обществом и проявляется в отсутствии действенного контроля за выполнением ею своих функций. В рамках существующей сегодня политической системы демократические формы осуществления власти порой подменяются элементами, отступающими от этих принципов.

businessman.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о