Радикальная экономическая реформа – 5 Радикальная экономическая реформа » СтудИзба

Начало экономической реформы 1 января 1992 — История России

Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

“ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ”

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.

2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике - осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/103.htm

УГРОЗА ГОЛОДА

К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем:

— отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен,

— недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня,

— ожидание голода,

— рост недовольства.

Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Только 9% граждан — участников опроса ждут улучшения положения. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег…

Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: "Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный (карточный) отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения". Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву... В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия". Информация из Читинской области: "Выделено муки по 260 г на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая".

Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка.

На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу.

Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.

Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века.

Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.

В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.

(…)

Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации…

Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было. Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года.

То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Это подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ в январе — феврале 1992 года. Но это решение спасло страну. Отметим, что союзное руководство, столкнувшись с экономическим кризисом, обладая армией, КГБ, возглавляя многомиллионную партию, не решилось пойти на либерализацию цен. Оно предпочло закрыть глаза и надеяться, что ситуация разрешится сама собой.

Е.Т. Гайдар. Смуты и институты

http://lib.ru/POLITOLOG/GAYDAR_E/vlast_sobstvennost.txt

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ОТСТАВКА ГАЙДАРА

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

histrf.ru

Предложения со словосочетанием РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

Радикальная экономическая реформа связывалась с переходом от однообразия к многообразию форм собственности и форм хозяйствования. Как видно из этих данных начало радикальных экономических реформ в 1992 году привело к резкому (почти в полтора раза) падению рождаемости, а смертность с 10, 5 человек на тысячу населения в 1987 самом благополучном году возросла до 16, 1 в 2005 году и, хотя и снижается, по-прежнему, выше доперестроечного периода. Время показало абсурдность и гибельность действий сторонников радикальных экономических реформ. Объявление о выборе курса на радикальные экономические реформы было сделано в обстановке весьма неблагоприятных для российской государственности процессов, происходивших на региональном и межрегиональном уровнях. На втором своём этапе радикальная экономическая реформа должна открывать второе дыхание для всей нашей федерации.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное дальний в отрывке:

Но семья их знатна и богата и к тому же в дальнем родстве с его величеством.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа требует качественного повышения уровня управления. Эти люди поддерживают радикальную экономическую реформу, выступают за новые отношения собственности, за быстрое обновление всей нашей жизни. Но тут возникает самый острый вопрос: примет ли и поддержит ли сложившаяся политическая система радикальную экономическую реформу? И радикальную экономическую реформу эта система не поддержит, постарается опрокинуть по тем же причинам, что и в 1960-е годы. Кто не умеет готовить окончательные решения, а готов без конца шить да пороть и перешивать — тот для проведения радикальных экономических реформ непригоден, так как некомпетентен и несерьёзен. Четвёртое важнейшее дело в программе радикальной экономической реформы — освоение современных методов управления рыночной экономикой. Надо определиться, кто те субъекты, которые руководят радикальной экономической реформой. Шестое дело радикальной экономической реформы — новая кадровая политика. Седьмое дело — сохранение страной своего лица, экономической независимости в период и в итоге осуществления радикальной экономической реформы. Пора определить конкретные пути проведения радикальных экономических реформ. Январский сбой стимулировал возвращение к радикальной экономической реформе, работа над которой до этого шла вяло, вразброс, без должной концентрации внимания и сил. Это значит, что времени на осуществление радикальной экономической реформы нам было отпущено не 3 — 4 года, а значительно меньше. Итак, «сигнал тревоги» имел целью «провести радикальную экономическую реформу в стране» в конце 60-х годов. Что представляла «радикальная экономическая реформа», страна и её народ познают через 20 лет, когда в ходе так называемой «перестройки» и «реформ» будет узаконен демонтаж экономической и политической систем страны, а вместе с ними и геноцид народа. Проведение радикальной экономической реформы предприятий на современном этапе развития в рамках механизма стратегического управления, ориентированного на стоимость, позволит в ближайшее время существенно увеличить экономический потенциал отечественных предприятий и повысить уровень их конкурентоспособности. Поэтому я бы вот так вопрос резко не ставил о «радикальных экономических реформах». Напомню, что на рубеже 90-х годов прошлого столетия группой советских экономистов были разработаны две программы радикальной экономической реформы. Переход к рынку не чья-то дьявольская затея. Мы не смотрим на рынок, как на панацею. Рынок продиктован логикой радикальной экономической реформы. Одних не устраивает радикальная экономическая реформа. Они её не приемлют. Они за сохранение того, что было. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ. Он был руководителем российского правительства, идеологом радикальных экономических реформ, блестящим учёным, аналитиком и публицистом. И что, если бы он в 1990 году назначил не реакционеров, а демократов в ключевые министерства и представил программу радикальной экономической реформы? Успех перестройки зависит от множества факторов, прежде всего от радикальной экономической реформы, от глубокой политической реструктуризации, от решения тяжелейшего национального вопроса. Всё, что я писал тогда о необходимости радикальных экономических реформ, политических изменений, национальном вопросе, — всё это не более чем благие пожелания, а то и пустословие, если не рассматривать всерьёз кардинальную смену руководящих кадров на всех уровнях. Так что криминальная среда к моменту проведения «радикальных экономических реформ» уже была в основном сбита в стайки, сцеплена в подчас запутанные для непосвящённых цепочки, тайны переплетения которых были тщательно скрыты в центральном звене. Входит в жизнь радикальная экономическая реформа — наш главный рычаг осуществления крупномасштабных преобразований. Выход только один: радикальная экономическая реформа: либерализация цен, оборонных расходов, дотаций селу... Мы начали радикальную экономическую реформу. Во время проведения радикальной экономической реформы важно, чтобы устаревшее и не соответствующее потребностям рыночной экономики гражданское законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране преобразований.

Неточные совпадения

Не кажется ли вам, что сегодня ситуация несколько схожа с той и стране снова требуются радикальные экономические и политические реформы? Среди сторонников радикальных реформ были люди, которые брали на вооружение западные экономические модели, но они глубоко заблуждались и плохо представляли жизнь страны.

kartaslov.ru

Радикальная экономическая реформа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Радикальная экономическая реформа

Cтраница 1

Радикальная экономическая реформа, начатая еще в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, призвана стать основным звеном трансформации отжившего социально-экономического уклада в качественно новую модель хозяйствования, опирающуюся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества, его историю и культуру, геополитическое положение и сложившуюся систему ценностей [ 60, с. За время, прошедшее с начала ее проведения, произошли серьезные сдвиги, которые можно занести в реформаторский актив.  [1]

Радикальная экономическая реформа, реформа политической системы, процессы демократизации в партии и обществе, гласность, развитие критики и самокритики, реальное вовлечение народа в управление обществом основательно подрывают позиции бюрократизма.  [2]

Радикальная экономическая реформа основывается на понимании того, что социалистическое производство есть планово-регулируемое товарное производство с его естественным механизмом рыночной конкуренции.  [3]

Радикальная экономическая реформа, проводимая в нашей стране в соответствии с решениями XXVII съезда партии, июньского ( 1987 г.) Пленума ЦК КПСС, направленная на перестройку всех сфер экономической жизни общества и развитие хозрасчета, характерна глубокими качественными изменениями по сравнению с периодом хозяйственной реформы середины 60 - х годов и ее продолжением в конце 70 - х годов.  [4]

Радикальная экономическая реформа отменяет директивный характер контрольных цифр. Изменяется и характер планового задания предприятиям со стороны общества, выступающего теперь в форме государственного заказа. Думается, не имеют реального смысла возникающие споры: носит государственный заказ характер директивы или нет, ибо директива в споре понимается в прежнем ее значении.  [5]

Радикальная экономическая реформа обусловливает коренную перестройку материально-технического обеспечения народного хозяйства средствами производства и предметами производственно-технического назначения.  [6]

Радикальная экономическая реформа, проводимая в нашей стране открыла новый этап в развитии банковского дела. Вопросы развития банков и других кредитных институтов приобретают особую актуальность в условиях формирования рыночной хозяйственной системы.  [7]

Радикальная экономическая реформа, коренная перестройка хозяйственного механизма направлены на создание целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности социализма. Суть преобразований заключается в реальном возвращении трудящимся положения действительных собственников средств производства и результатов производственной деятельности.  [8]

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли ( доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.  [9]

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли ( доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.  [10]

Осуществление радикальной экономической реформы, демократизация хозяйственной жизни в стране определяют необходимость последовательного перехода от квазирынка средств производства к действительному рынку товаров, создание которого связано с глубокими преобразованиями в нашей экономике. При всей значимости предпринимаемых в настоящее время различных энергичных мер по перестройке системы материально-технического обеспечения текущий период может быть определен как переходный на пути к последующим более глубоким преобразованиям.  [11]

Осуществление радикальной экономической реформы предусматривает внедрение полного хозяйственного расчета и перевод предприятий различных отраслей народного хозяйства на самоокупаемость и самофинансирование.  [12]

В условиях осуществляемой радикальной экономической реформы, работы предприятий ( объединений) на хозрасчете, самоокупаемости и самофинансировании, а также внедрения коллективного арендного подряда и применения кооперативных, акционерных форм хозяйствования возрастает значение учета и контроля за уровнем экономической эффективности производства.  [13]

Процессы перестройки, радикальная экономическая реформа, демократизация всех сторон жизни социалистического об-ва неразрывно связаны и с психологической перестройкой, изменением жизненных ориентации и привычных установок людей. Захватывая различные сферы жизни, формируя новые ориентации социального и нравственного самосознания, психологическая перестройка становится важнейшим фактором повышения творческой активности масс, их самодеятельности, развития самоуправления, совершенствования социалистического об-ва. Объективным критерием оценки новых духовных ценностей является развитие творческого потенциала человека, формирование его позитивных социальных качеств, совершенствование способностей. В реальном всестороннем развитии личности происходит и утверждение позитивных духовных ценностей социализма и вместе с тем их непрерывное обогащение.  [14]

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предполагает значительные изменения совокупности социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Общепризнанно, что эффективность экономического развития страны по рыночному пути во многом зависит от состояния кадрового потенциала, профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов и в меньшей степени - от накопления материальных ценностей. Это обязывает рассматривать высшую школу как институт государства и одновременно как институт рыночной экономики, обеспечивающий непрерывное предоставление широкого спектра образовательных услуг отдельным лицам и хозяйствующим субъектам, побуждая их к совершенствованию предпринимательской деятельности.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Радикальные экономические преобразования в России в 90-е годы XX века

Радикальные экономические преобразования в России в 90-е годы XX века

После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию, культуру. Российское общество было поставлено перед необходимостью поиска новой парадигмы собственного развития, адекватной общим закономерностям современной цивилизации. К началу рыночных реформ в январе 1992 г. Россия по классификации ООН входила в группу зажиточных стран мира. Так, в 1990 г. по уровню производства важнейших видов промышленной продукции, предназначенной для потребления, СССР и РСФСР были близки США, Великобритании и ФРГ.

Страница 1 из 3

После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию, культуру. Российское общество было поставлено перед необходимостью поиска новой парадигмы собственного развития, адекватной общим закономерностям современной цивилизации. К началу рыночных реформ в январе 1992 г. Россия по классификации ООН входила в группу зажиточных стран мира. Так, в 1990 г. по уровню производства важнейших видов промышленной продукции, предназначенной для потребления, СССР и РСФСР были близки США, Великобритании и ФРГ.

Программа радикальных экономических реформ

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ, цель которой — полный слом старой плановой системы и командных методов руководства экономикой. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы Президента РФ Б. Н. Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации. Главным идеологом нового правительственного курса стал мало кому в то время известный 35-летний доктор экономических наук Е. Т. Гайдар, не имевший опыта в государственных делах, назначенный исполняющим обязанности главы правительства (декабрь 1991 — декабрь 1992 г.).

Он и несколько других молодых экономистов (А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс) составили команду приверженцев так называемой «шоковой терапии» — политики, с помощью которой и стала решаться задача быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной. Основное положение «шоковой терапии» сводилось к представлению о благотворности свободных рыночных отношений, способных к саморегуляции. Отвергалось не только государственное экономическое регулирование, но и регулируемый рынок. «Выпустить на волю «дух предпринимательства» — так определила цель экономического реформирования России в своей статье одна из сторонниц этой идеи Л. Пияшева.

По замыслам реформаторов для изменения структуры экономики России следовало:

  • «отпустить цены» на товары и продукты питания, что обеспечит автоматическое установление их рыночной стоимости и снимет проблемы тотального дефицита на внутреннем рынке;
  • либерализовать торговлю, что ускорит товарообмен и изменит инфраструктуру сбыта;
  • приватизировать (от лат. privatus — частный) государственную собственность, то есть передать ее за плату или безвозмездно в частные руки с целью создать средний класс (мелких собственников), который мог бы заниматься предпринимательством и участвовать в рынке.

Таким образом, государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но обещало проводить жесткую финансово-денежную и кредитную политику, гарантируя быстрый ход реформ и хорошие результаты. «Хуже будет всем примерно полгода, затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г.— стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей», — пообещал Президент РФ.

Новый правительственный курс был неоднозначно встречен как в самой России, так и за ее пределами. То обстоятельство, что к работе над программой преобразований России были привлечены западные эксперты, а за ее основу взяты типовые рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), делало программу уязвимой с точки зрения некоторых отечественных экономистов, утверждавших, что в программе не учтены особенности российской экономики. Они уже в начале 1992 г. прогнозировали жесточайшую инфляцию, считали, что методы «вхождения» в рынок жестоки по отношению к населению, а сроки проведения реформы и обещания правительства стабилизировать обстановку через год можно сравнить с «маниловщиной», поскольку европейский путь к рынку равнялся полутора векам.

Скептически относились к провозглашенной программе и многие западные специалисты.

istoriirossii.ru

Радикальная экономическая реформа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Радикальная экономическая реформа

Cтраница 3

РСФСР было претворение в жизнь радикальных экономических реформ, в основе которых лежал переход к рынку.  [31]

Кроме того, в условиях проведения радикальных экономических реформ по переходу к рыночным отношениям значительно расширяется свобода действий по производству и реализации продукции и различного рода услуг со стороны как государственного, так и частного сектора экономики, что также усиливает роль экологического паспорта в сфере социально-экономических отношений.  [32]

Перестройка всех сторон жизни нашего общества, радикальная экономическая реформа, последовательная демократизация и гласность органически связаны с укреплением социалистической дисциплины и законности и требуют решительного противодействия любым нарушениям советского правопорядка. В условиях перестройки трудящиеся справедливо высказывают свое возмущение фактами беззакония и бюрократизма, посягательства на народное достояние, на законные интересы трудовых коллективов, честь и достоинство личности ( постановление ЦК КПСС от 2 апреля 1988 г. О состоянии борьбы с преступностью в стране и дополнительных мерах по предупреждению правонарушений.  [33]

Широкие возможности для этого открываются в ходе радикальной экономической реформы.  [34]

В рамках перестройки и с учетом проведения радикальной экономической реформы проделана большая работа по переосмыслению внешнеэкономической политики. И здесь оказались необходимыми принципиально новые подходы, которые позволяют лучше использовать преимущества международного разделения труда.  [35]

Первое и труднейшее - это успешное проведение радикальной экономической реформы, которая на деле вывела бы нас по всем стратегическим направлениям в передовые, экономически развитые страны. Дело это, как видно, непростое, поскольку наша экономическая наука, и это я почувствовал из выступления нашего выдающегося экономиста академика Абалкина, не обогатила нас своими теоретическими разработками.  [36]

Преобразования снабженческой и сбытовой деятельности предприятий в русле радикальной экономической реформы - очень непростое дело, и они не могут осуществляться вне контекста общей перестройки хозяйственного механизма.  [37]

В решениях XIX Всесоюзной конференции КПСС особо отмечалось, что радикальная экономическая реформа является наряду с демократизацией общества фундаментом всей перестройки, получая теперь новый импульс от преобразования политической системы. Экономическая реформа должна быть в основном завершена в рамках двенадцатой пятилетки. От этого, в свою очередь, зависит и темп, и успех намечаемой реконструкции политической системы. Конференция отметила, что важнейшей задачей в социально-экономической сфере является ускорение решения насущных проблем народного благосостояния.  [38]

Массовое применение арендного подряда является одним из основных направлений осуществления радикальной экономической реформы и активизации человеческого фактора в строительном комплексе.  [39]

Более того, внешняя среда российских предприятий инновационной сферы в условиях радикальной экономической реформы характеризуется высшей степенью нестабильности с полным набором признаков экстремальной ситуации. Их положение усугубляется отсутствием опыта рыночного поведения, архаичностью систем управления и организационных структур, несформировавшимися отношениями собственности. Идет ожесточенная борьба за выживание. В этой борьбе поднятый нами вопрос о сохранении оптимального баланса при наборе видов деятельности для российских предприятий должен носить не оперативный, не краткосрочный, а стратегический, долгосрочный характер.  [40]

В январе 1992 г. начался цикл трансформации, известный под названием радикальных экономических реформ.  [41]

В современной обстановке должны быть осмыслены и приведены в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных республик. Видимо, целесообразно, чтобы, выполнив обязательства перед союзным фондом, они могли наращивать производство для собственных нужд за счет умелого, инициативного хозяйствования.  [42]

Кардинальные перемены в общественном переустройстве в России, в основе которых лежат радикальные экономические реформы, привели к глубокому экономическому спаду и снижению уровня жизни подавляющей части населения. В данной ситуации среди всех ученых-обществоведов в наиболее неуютном положении находятся экономисты. До настоящего времени не выработана обоснованная модель экономического развития России. Экономисты знают, что должно быть ( есть общеэкономический вектор развития в мире), но не знают путей построения рыночной экономики применительно к российским условиям. Это объективно обусловлено, поскольку нельзя ожидать резкого и безболезненного перехода от советской экономической системы к новой российской, которую предстоит еще создать. Оправданием для экономистов может служить то, что ни одна страна в мире не осуществляла в такой короткий период столь глубинные общественные преобразования, при которых самое трудное - это переделать человека советского в человека современной цивилизации.  [43]

Судьбу всей перестройки определяют две взаимосвязанные ключевые проблемы - демократизация общества и радикальная экономическая реформа.  [44]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Радикальная экономическая реформа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Радикальная экономическая реформа

Cтраница 2

В условиях осуществления радикальной экономической реформы и демократизации общественной жизни в стране усвоение данного курса поможет будущим специалистам квалифицированно решать социальные и экономические вопросы на производстве, активно участвовать в процессе перестройки и обновления.  [16]

В процессе осуществления радикальных экономических реформ, проведенных в начале 90 - х годов, базировавшихся на идее разгосударствления и коммерциализации предприятий с последующей их приватизацией, претерпела существенные изменения и структура управления нефтяной и газовой промышленности.  [17]

С реализацией принципов радикальной экономической реформы, ориентирующейся на создание развитого рынка и экономическое соревнование между товаропроизводителями в условиях применения различных форм собственности, постоянное совершенствование организации и нормирования труда становится важнейшим элементом управления предприятиями, поскольку стабильность их экономического положения, техническое и социальное развитие смогут обеспечиваться только при постоянном снижении всех видов производственных затрат, в том числе и затрат труда.  [18]

В процессе осуществления радикальных экономических реформ, проведенных в начале 90 - х годов, базировавшихся на идее разгосударствления и коммерциализации предприятий с последующей их приватизацией, претерпела существенные изменения и структура управления нефтяной и газовой промышленности.  [19]

Во время проведения радикальной экономической реформы важно, чтобы устаревшее и не соответствующее потребностям рыночной экономики гражданское законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране преобразований. В соответствии с этим порядком законы РСФСР, Указы Президента и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению.  [20]

Наряду с демократизацией общества радикальная экономическая реформа является фундаментом всей нашей перестройки. Реформа получает теперь новый стимул от преобразования политической системы. Она должна быть в основном завершена в рамках текущей пятилетки. От этого, в свою очередь, зависит и теми, и успех намечаемой реконструкции политической системы. Между тем вводимый новый экономический механизм пробуксовывает подчас из-за того, что в центральных ведомствах не выполняются должным образом соответствующие постановления партии и правительства. Серьезным препятствием интенсивному развитию экономики остаются уравнительность и иждивенчество. Проявляется медлительность в создании условий для широкого распространения кооперативных, подрядных и арендных форм хозяйствования.  [21]

Как показывает анализ, радикальная экономическая реформа, начавшаяся еще в последние годы существования Советского Союза, имеет глубокие корни и выступает основным звеном трансформации социально-экономической модели, сложившейся в нашей стране. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества, его истории и культуры, геополитического положения и сложившейся системы ценностей.  [22]

Консервативные идеологические установки и достаточно радикальная экономическая реформа 1965 г., казалось бы, были несовместимы. Действительно, такое положение долго сохраняться не могло.  [23]

Страна находится на марше радикальной экономической реформы и демократизации всех сторон общественной жизни. В 1988 г. предприятия, работающие по-новому, не только обеспечили выполнение плана по выпуску продукции, но и серьезно улучшили свои экономические показатели. В 1989 г. будет завершен переход всех предприятий сферы материального производства на новые условия хозяйствования.  [24]

Ускоренная подготовка и проведение радикальной экономической реформы, цель которой - создание в течение 1 5 - 2 лет основ рыночной экономики, способной к саморазвитию и ориентированной на удовлетворение потребностей людей.  [25]

Переход к решающему этапу радикальной экономической реформы в стране в значительной мере сейчас зависит от организационно-структурной перестройки во всех звеньях народного хозяйства. Организационная структура управления должна быть адекватна экономическому механизму, способствовать его эффективному функционированию.  [26]

Понимаем, что осуществить радикальную экономическую реформу мы сможем лишь тогда, когда будут отработаны такие коренные вопросы, как реформа цен и ценообразование, оптовая торговля основными средствами производства и товарами в условиях дефицита.  [27]

В настоящее время в условиях радикальной экономической реформы ощущается острая потребность выяснить, что такое современный страховой рынок и каковы его характерные черты. По нашему мнению, страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.  [28]

Газовая промышленность в годы проведения радикальных экономических реформ, сохранив свою целостность, проявила себя наиболее устойчивой и эффективной отраслью топливно-энергетического комплекса. Обеспечивая более 45 % внутреннего энергопотребления, она создает более четверти валютной выручки и около 20 % налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета.  [29]

Совершенствование хозяйственного механизма в условиях радикальной экономической реформы требует пересмотра некоторых принципов нормативного метода.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Проведение - радикальная экономическая реформа

Проведение - радикальная экономическая реформа

Cтраница 1

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли ( доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.  [1]

Во время проведения радикальной экономической реформы важно, чтобы устаревшее и не соответствующее потребностям рыночной экономики гражданское законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране преобразований. В соответствии с этим порядком законы РСФСР, Указы Президента и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению.  [2]

Ускоренная подготовка и проведение радикальной экономической реформы, цель которой - создание в течение 1 5 - 2 лет основ рыночной экономики, способной к саморазвитию и ориентированной на удовлетворение потребностей людей.  [3]

Газовая промышленность в годы проведения радикальных экономических реформ, сохранив свою целостность, проявила себя наиболее устойчивой и эффективной отраслью топливно-энергетического комплекса. Обеспечивая более 45 % внутреннего энергопотребления, она создает более четверти валютной выручки и около 20 % налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета.  [4]

Кроме того, в условиях проведения радикальных экономических реформ по переходу к рыночным отношениям значительно расширяется свобода действий по производству и реализации продукции и различного рода услуг со стороны как государственного, так и частного сектора экономики, что также усиливает роль экологического паспорта в сфере социально-экономических отношений.  [5]

В рамках перестройки и с учетом проведения радикальной экономической реформы проделана большая работа по переосмыслению внешнеэкономической политики. И здесь оказались необходимыми принципиально новые подходы, которые позволяют лучше использовать преимущества международного разделения труда.  [6]

Изменение организационной структуры республиканского аппарата Министерства финансов обусловлено новыми задачами и функциями, вытекающими из статуса министерства как одного из центральных экономических ведомств суверенного государства, играющих важную роль в проведении радикальной экономической реформы.  [7]

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные нормативные акты, в принципе, не должны противоречить законам. Однако в период проведения радикальной экономической реформы Президент РСФСР был наделен дополнительными полномочиями, в силу которых он мог издавать указы, противоречащие действующим законам РСФСР. Вместе с тем Верховному Совету РСФСР было предоставлено право контроля за законодательной деятельностью Президента РСФСР. В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР О правовом обеспечении экономической реформы проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, должны представляться Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями - в Президиум Верховного Совета РСФСР.  [8]

Предметом заключения договора являются тарифные соглашения, в которых определяются взаимные обязательства предпринимателей ( работодателей) и трудовых коллективов отрасли ( региона) в производственной, трудовой и социальной сферах. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. впервые создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия призвана содействовать проведению радикальных экономических реформ и обеспечению гражданского согласия, достигаемого посредством создания действенной системы социального партнерства с учетом экономических и социальных интересов работников наемного труда, предпринимателей, всего населения России.  [9]

В учебнике изложены основы развития и структурной перестройки социалистической промышленности. Рассмотрены принципы, формы и методы управления промышленностью, направления научно-технического прогресса, вопросы рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов основного хозяйственного звена. В учебнике отражен опыт работы предприятий промышленности в условиях проведения радикальной экономической реформы.  [10]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о