Сравнения клеток прокариот и эукариот таблица – Сходство и различия прокариотических и эукариотических клеток

Сходство и различия прокариотических и эукариотических клеток

Тема урока: «Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток». Мы рассмотрим прокариот, к которым относятся бактерии и архебактерии, а также различия между прокариотами и эукариотами.

Все живые организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две большие группы: прокариоты и эукариоты (Рис. 1).

Рис. 1. Разделение живых организмов (Источник)

Древнейшие на Земле организмы, не имеющие клеточного ядра, появившиеся около четырех миллиардов лет тому назад, называются прокариотами, то есть доядерными. В настоящее время они тоже распространены, обитают в воде, почве, воздухе, на покровах животных и растений, а также внутри них. Прокариоты освоили экстремальные места обитания (Рис. 2): горячие источники (они выживают и живут при температуре 700 и выше), моря и соленые озера (галобактерии живут при солености около 30 %).

Рис. 2. Места обитания прокариот (Источник)

Форма бактерий чрезвычайно разнообразна: шаровидная, палочковидная и изогнутая (Рис. 3).

Рис. 3. Формы бактерий (Источник)

Размеры клеток большинства прокариот – от 0,2 до 10 микрометров, встречаются и карлики (нанобактерии и микоплазмы), размер которых – от 0,05 до 0,1 микрометра. Кроме этого, существуют и гиганты (макромонусы) с размерами до 10 микрометров. Средний размер клетки бактерии – около 1 микрометра. Размеры прокариот меньше размеров эукариот.

По сравнению с эукариотической, клетка прокариот выглядит гораздо проще (Рис. 4).

Рис. 4. Клетка прокариот и эукариот (Источник)

У прокариот нет ядра, единственная кольцевая молекула ДНК, находящаяся в клетках прокариот и условно называемая бактериальной хромосомой, находится в центре клетки, однако эта молекула ДНК не имеет оболочки и располагается непосредственно в цитоплазме.

Рассмотрим строение прокариотической клетки (Рис. 5).

Рис. 5. Строение прокариотической клетки (Источник)

Снаружи клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной. Строение мембран у двух этих групп организмов одинаковое. Клеточная мембрана прокариот образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них располагаются ферменты, обеспечивающие реакции обмена веществ в прокариотической клетке. Поверх плазматической мембраны клетки прокариот покрыты оболочкой, состоящей из углеводов, напоминающей клеточную стенку растительных клеток. Однако эта стенка образована не клетчаткой, как у растений, а другими полисахаридами – пектином и муреином. В цитоплазме прокариотических клеток нет мембранных органоидов: митохондрий, пластидов, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Их функции выполняют складки и впячивания наружной мембраны – мезосомы. В цитоплазме прокариот беспорядочно располагаются мелкие рибосомы. Цитоскелета в прокариотических клетках тоже нет, но иногда встречаются жгутики, которые способствуют передвижению бактерий. На поверхности бактериальной клетки находятся пили – белковые нити, с помощью которых бактерии присоединяются к субстрату или поверхности. Половые пили служат для обмена генетического материала между различными бактериями.

Фотосинтезирующие бактерии – цианобактерии, имеют в клетках фотосинтезирующие мембраны или тилакоиды, в которых содержатся пигменты, участвующие в процессе фотосинтеза (Рис. 6), такие как хлорофилл.

Рис. 6. Цианобактерия (Источник)

На тилакоидах содержатся пигменты, являющиеся вспомогательными при процессе фотосинтеза – фикобилины: аллофикоцианин, фикоэритрин и фикоцианин. Фикобилины образуют прочные соединения с белками (фикобилинпротеиды). Связь между фикобилинами и белками разрушается только кислотой.

В клетках прокариот откладываются и запасные питательные вещества, отложение или запас происходит в результате избытка питательных веществ, а потребление при недостатке питательных веществ. К запасным питательным веществам относятся полисахариды (крахмал, гликоген, гранулеза), липиды (гранулы или капли жира), полифосфаты (источник фосфора и энергии).

Большинство эукариот являются аэробами, то есть используют в энергетическом обмене кислород воздуха. Напротив, многие прокариоты являются анаэробами, и кислород для них вреден. Некоторые бактерии, называемые азотфиксирующими, способны усваивать азот воздуха, чего эукариоты делать не могут. Те виды прокариот, которые получают энергию благодаря фотосинтезу, содержат особую разновидность хлорофилла, который может располагаться на мезосомах.

В неблагоприятных условиях (холод, жара, засуха) многие бактерии образуют споры. При спорообразовании вокруг бактериальной хромосомы образуется особая плотная оболочка, а остальное содержимое клетки отмирает. Спора может десятилетиями находиться в неактивном состоянии, а в благоприятных условиях из нее снова прорастает активная бактерия (Рис. 7).

Рис. 7. Схема образования спор у бактерий (Источник)

Чаще всего прокариоты размножаются бесполым путем: ДНК удваивается, и далее клетка делится в поперечной плоскости пополам (Рис. 8). В благоприятных условиях бактерии способны делиться каждые 20 минут; при этом потомство от одной клетки через трое суток теоретически имело бы массу 7500 тонн! К счастью, таких условий в принципе быть не может.

Рис. 8. Размножение прокариот (Источник)

Половое размножение у прокариот наблюдается гораздо реже, чем бесполое, однако оно очень важно, так как при обмене генетической информацией бактерии передают друг другу устойчивость к неблагоприятным воздействиям (например, к лекарствам). При половом процессе бактерии могут обмениваться как участками бактериальной хромосомы, так и особыми маленькими кольцевыми двуцепочечными молекулами ДНК – плазмидами. Обмен может происходить через цитоплазматический мостик между двумя бактериями или с помощью вирусов, усваивающих участки ДНК одной бактерии и переносящих их в другие бактериальные клетки, которые они заражают.

Мы рассмотрели прокариотическую клетку, которая организована достаточно просто по сравнению с эукариотической клеткой, основным отличием которой является отсутствие оформленного ядра, кольцевая молекула ДНК располагается в цитоплазме свободно и не окружена ядерной оболочкой. В прокариотической клетке нет мембранных органелл, которые свойственны эукариотическим клеткам.

 

Список литературы

  1. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Biobib.ru (Источник).
  2. Cat.convdocs.org (Источник).
  3. Bio-faq.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Каково основное различие между прокариотическими и эукариотическими клетками?
  2. Что такое бактериальная хромосома?
  3. Как происходит половое размножение прокариот?

interneturok.ru

2.4.1. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Сравнительные данные

2.4.1. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Сравнительные данные

Сравнительная характеристика эукариотических и прокариотических клеток.

Строение эукариотичеких клеток.

Функции эукариотических клеток. Клетки одноклеточных организмов осуществляют все функции, характерные для живых организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение; способны к адаптации.

Клетки многоклеточных организмов дифференцированы по строению, в зависимости от выполняемых ими функций. Эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные ткани формируются из специализированных клеток.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. К прокариотическим организмам относится

1) бацилла 2) гидра 3) амеба 4) вольвокс

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Конспект урока в 10 классе "Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток"

Тема: "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цели и задачи урока:

Образовательная

Создать условия
для закрепления и актуализации знаний о строении клетки, 
помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический.

Развивающая

Способствовать 
формированию умений сопоставлять факты и делать выводы,
развитию логики и критического мышления,
продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применения информационных технологий

Воспитательная

содействовать 
формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.

Методическая:

Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь: 
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
- знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
- различать прокариотические и эукариотические клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;

Оборудование

  • Таблицы с изображением животных, растительных, прокариотических клеток; микроскопы, микропрепараты; компьютер, проектор

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент. Психологический настрой на урок. 1-2 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). При наличии необходимого оборудования можно использовать мультимедиа.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?

Учащиеся: 4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные.
Учитель: Что значит изучать объект живой природы?
Учащиеся: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов.
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
Учащиеся: Ботаника, микология, зоология, микробиология.
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
Учащиеся: Клетка. Доказано было в 1838 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток. 

Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?

Учащиеся: Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека.

Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.

II. Проблемно – поисковый этап.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра. Определение эукариот и прокариот.

Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования сформулируйте

Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).Слайд

Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

Задачи:

1.       Выявить характерные признаки прокариот  и эукариот

2.       Сравнить клетки прокариот и эукариот.

1. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:

 1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)

2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)

3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)

4. Рибосомы состоят из_______(белка и РНК)

5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)

6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)

7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)

8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)

9. Синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)

Задание 2.

Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:

  Транспортная сеть         (ЭПС)

  Электростанция             (митохондрии)

  Завод по производству белка  (рибосомы)

  Завод по утилизации отходов        (лизосомы)

  Хранитель информации                (ядро)

  Склад                                                  (комплекс гольджи)

  Крепостная стена.                             (Мембрана)

Задание3. Слайд

– установление соответствия органоидов и их функций (индивидуальная, письменная работа)

1.Клеточная мембрана
2.Клеточная стенка
3.Хлоропласт
4.ЭПС (гл.)
5.Комплекс Гольджи
6.Митохондрии
7.Лизосомы
8.Рибосомы
9.Клеточный центр
10.Ядро
11.ЭПС (ш.)

1.Место синтеза белка
2.Жесткий защитный покров некоторых клеток
3.Место протекания процессов фотосинтеза
4.Обеспечивает гомеостаз клетки
5.Содержит генетический материал клетки
6.Внутриклеточное пищеварение
7.Синтез липидов и углеводов.
8.Транспорт и модификация белков
9.Участвуют в клеточном дыхании у эукариот, синтез АТФ
10.Контролирует образование микротрубочек (цитоскелета, веретена деления)
11.Обеспечивают сортировку, упаковку веществ клетки.

1 – 4; 6 – 6; 11 – 2;2 – 3; 7 – 1;3 – 7; 8 – 10;4 – 11; 9 – 5; 5 – 9; 10 – 8;

–  объедините одним биологическим понятием: Слайд

  • микротрубочки, деление, триплеты –

  • липиды, белки, защита, транспорт –

  • кристы, матрикс, энергия –

  • двойная спираль, водородные связи, репликация –

  • граны, тилакоиды, углеводы –

  • ферменты, расщепление, пищеварение –

  • 1 – клеточный центр

  • 2 – плазмалемма

  • 3 – митохондрии

  • 4 - ДНК

  • 5 – хлоропласты

  • 6 – лизосомы

III. Изучение нового материала

Работа в парах:

Ну а теперь , ребята, предлагаю вам стать исследователями. У вас на столе случайным образом разложены таблички, по которым вы определены в научное общество биологов в разные науки: микробиологию, микологию, ботанику, зоологию!

Вместе с табличками у вас на партах есть справочный материал про разные виды клеток. А так же используйте текст учебника Параграф 18-19.

Изучите строение клеток бактерий, грибов, растений, животных.

Сравните

Выявите их отличительные особенности.

Составьте краткий рассказ про изученные клетки и расскажите нам.

На изучение вам 7-10 минут.

III.Отчет о проделанной работе. Ответы групп заслушиваются по мере выполнения заданий .

Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу

Составление сводной таблицы в информационных листах.

1 группа: Микробиологи.

1.Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

2. Используя имеющиеся у вас знания и текст учебника расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот.

3. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)

2 группа: Микологи.

  1. Почему грибы выделены в самостоятельное царство?

  2. Что общего и какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?

  3. Укажите особенности строения грибной клетки на примере мукора

3 группа: Ботаники

  1. Отличительные особенности растительной клетки

  2. Способ питания растительной клетки

  3. Докажите, что данная клетка является растительной.

4 группа: Зоологи

  1. Отличительные особенности животной клетки

  2. Способ питания животной клетки

  3. Докажите, что данная клетка является животной.

После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы: Слайд

Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:

  1. Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.

  2. Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.

  1. Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)

  2. Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)

  3. Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.

  4. Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных.

К этим признакам можно отнести:

—    общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов;
—    принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
—    кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
—    единство химического состава клеток;
—    сходные процессы деления клеток.

Давайте вернемся к предположению в начале урока: Почему такое многообразие живой природы. Причины?

Слайд Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.

Эукариоты чрезвычайно многообразны, и неудивительно, ведь организмы, образованные этим типом клеток, относятся к трем царствам живой природы.

IV. Закрепление изученного материала (5-7 мин)

Согласны ли Вы с утверждениями

-1.Бактерии и грибы относятся к прокариотам. 
-2.Клеточная стенка прокариот состоит из хитина и целлюлозы. 
+3.У прокариотов, так же как и эукариотов, есть жгутики. 
-4.Основная особенность строения эукариот – отсутствие ядра. 
-5.У прокариот есть пищеварительные вакуоли. 
+6.Прокариоты размножаются делением надвое. 
+7.У прокариот ядерная ДНК представляет собой линейную структуру, и находятся в хромосомах. 
+8. Многие прокариотические организмы имеют газовые вакуоли. 
+9.Эукариоты и прокариоты используют генетический код для синтеза белков.

Если останется время, то выполнить задание:

Найдите ошибки в приведенных предложениях.

К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы (все грибы – эукариоты). В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды (имеются рибосомы, но отсутствуют мембранные органоиды). Клетки прокариот отделены от внешней среды плазматической мембраной.  Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения. (помимо брожения, часть из них способна к фотосинтезу и дыханию).

Стадия рефлексии  

Подведение итогов урока и рефлексия

1.Ребята  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в информационных листах:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учитель : Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.

И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.

Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет 
Работы хватит всем.

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.

  1. Изучить тему по учебнику (параграф 18-19)

2. Подготовить мини-сочинение: « В какой профессии необходимо знать строение клетки и почему» 

infourok.ru

Эукариоты и прокариоты: краткая сравнительная характеристика, таблица сходств и различий клеток

На Земле существует всего два типа организмов: эукариоты и прокариоты. Они сильно различаются по своему строению, происхождению и эволюционному развитию, что будет подробно рассмотрено далее….

Признаки прокариотической клетки

Прокариоты по-другому называют доядерными. У прокариотической клетки нет ядра и других органоидов, имеющих мембранную оболочку (митохондрий, эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи).

Также характерными чертами для них являются следующее:

  1. ДНК без оболочки и не образует связей с белками. Информация передаётся и считывается непрерывно.
  2. Все прокариоты – гаплоидные организмы.
  3. Ферменты располагаются в свободном состоянии (диффузно).
  4. Обладают способностью к спорообразованию при неблагоприятных условиях.
  5. Наличие плазмид – мелких внехромосомных молекул ДНК. Их функция передача генетической информации, повышение устойчивости ко многим агрессивным факторам.
  6. Наличие жгутиков и пилей – внешних белковых образований необходимых для передвижения.
  7. Газовые вакуоли – полости. За счёт них организм способен передвигаться в толще воды.
  8. Клеточная стенка у прокариот (именно бактерий) состоит из муреина.
  9. Основными способами получения энергии у прокариот являются хемо- и фотосинтез.

К ним относятся бактерии и археи. Примеры прокариотов: спирохеты, протеобактерии, цианобактерии, кренархеоты.

Внимание! Несмотря на то, что у прокариот отсутствует ядро, они имеют его эквивалент – нуклеоид (кольцевую молекулу ДНК, лишённую оболочек), и свободные ДНК в виде плазмид. Строение прокариотической клетки

Бактерии

Представители этого царства являются одними из самых древних жителей Земли и обладают высокой выживаемостью в экстремальных условия.

Различают грамположительные и грамотрицательные бактерии. Их главное отличие заключается в строении мембраны клеток. Грамположительные имеют более толстую оболочку, до 80% состоит из муреиновой основы, а также полисахаридов и полипептидов. При окрашивании по Граму они дают фиолетовый цвет. Большинство этих бактерий являются возбудителями заболеваний. Грамотрицательные же имеют более тонкую стенку, которая отделена от мембраны периплазматическим пространством. Однако такая оболочка обладает повышенной прочностью и гораздо сильнее противостоит воздействию антител.

Бактерии в природе играют очень большую роль:

  1. Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) помогают поддерживать необходимый уровень кислорода в атмосфере. Они образуют больше половины всего О2 на Земле.
  2. Способствуют разложению органических останков, тем самым принимая участие в круговороте всех веществ, участвуют в образовании почвы.
  3. Фиксаторы азота на корнях бобовых.
  4. Очищают воды от отходов, к примеру, металлургической промышленности.
  5. Являются частью микрофлоры живых организмов, помогая максимально усваивать питательные вещества.
  6. Используются в пищевой промышленности для сбраживания Так получают сыры, творог, алкоголь, тесто.

Внимание! Помимо положительного значения бактерии играют и отрицательную роль. Многие из них вызывают смертельно опасные заболевания, такие как холера, брюшной тиф, сифилис, туберкулёз. Бактерии

Археи

Ранее их объединяли с бактериями в единое царство Дробянок. Однако со временем выяснилось, что археи имеют свой индивидуальный путь эволюции и сильно отличаются от остальных микроорганизмов своим биохимическим составом и метаболизмом. Выделяют до 5 типов, самыми изученными считаются эвриархеоты и кренархеоты. Особенности архей таковы:

  • большинство из них являются хемоавтотрофами – синтезируют органические вещества из углекислого газа, сахара, аммиака, ионов металлов и водорода,
  • играют ключевую роль в круговороте азота и углерода,
  • участвуют в пищеварении в организмах человека и многих жвачных,
  • обладают более стабильной и прочной мембранной оболочкой за счёт наличия эфирных связей в глицерин-эфирных липидах. Это позволяет археям жить в сильнощелочных или кислых средах, а также при условии высоких температур,
  • клеточная стенка, в отличие от бактерий, не содержит пептидогликана и состоит из псевдомуреина.

Археи

Строение эукариотов

Эукариоты представляют собой надцарство организмов, в клетках которых содержится ядро. Кроме архей и бактерий все живые существа на Земле являются эукариотами (к примеру, растения, простейшие, животные). Клетки могут сильно отличаться по своей форме, строению, размерам и выполняемым функциям. Несмотря на это они сходны по основам жизнедеятельности, метаболизму, росту, развитию, способности к раздражению и изменчивости.

Эукариотические клетки могут превышать в размерах прокариотические в сотни и тысячи раз. Они включают в себя ядро и цитоплазму с многочисленными мембранными и немембранными органоидами. К мембранным относятся: эндоплазматический ретикулум, лизосомы, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды. Немембранные: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты.

Строение эукариотов

Проведем сравнение клеток эукариотов разных царств.

К надцарству эукариот относятся царства:

  • простейшие. Гетеротрофы, некоторые способны к фотосинтезу (водоросли). Размножаются бесполым, половым путём и простым способом на две части. У большинства клеточная стенка отсутствует,
  • растения. Являются продуцентами, основной способ получения энергии – фотосинтез. Большая часть растений неподвижны, размножаются бесполым, половым и вегетативным путём. Клеточная стенка состоит из целлюлозы,
  • грибы. Многоклеточные. Различают низшие и высшие. Являются гетеротрофными организмами, не могут самостоятельно передвигаться. Размножаются бесполым, половым и вегетативным путём. Запасают гликоген и имеют прочную клеточную стенку из хитина,
  • животные. Различают 10 типов: губки, черви, членистоногие, иглокожие, хордовые и другие. Являются гетеротрофными организмами. Способны к самостоятельному передвижению. Основное запасающее вещество – гликоген. Оболочка клеток состоит из хитина, также как у грибов. Главный способ размножения – половой.

Таблица: Сравнительная характеристика растительной и животной клетки

Строение Клетка растения Клетка животного
Клеточная стенка Целлюлоза Состоит из гликокаликса тонкого слоя белков, углеводов и липидов.
Местоположение ядра Расположено ближе к стенке Расположено в центральной части
Клеточный центр Исключительно у низших водорослей Присутствует
Вакуоли Содержат клеточный сок Сократительные и пищеварительные.
Запасное вещество Крахмал Гликоген
Пластиды Три вида: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты Отсутствуют
Питание Автотрофное Гетеротрофное

Сравнение прокариот и эукариот

Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток значительны, однако одно из главных различий касается хранения генетического материала и способа получения энергии.

Прокариоты и эукариоты фотосинтезируют по-разному. У прокариот этот процесс проходит на выростах мембраны (хроматофорах), уложенных в отдельные стопки. Бактерии не имеют фторой фотосистемы, поэтому не выделяют кислород, в отличие от сине-зелёных водорослей, которые образуют его при фотолизе. Источниками водорода у прокариот служат сероводород, Н2, разные органические вещества и вода. Основными пигментами являются бактериохлорофилл (у бактерий), хлорофилл и фикобилины (у цианобактерий).

К фотосинтезу из всех эукариот способны только растения. У них имеются специальные образования – хлоропласты, содержащие мембраны, уложенные в граны или ламеллы. Наличие фотосистемы II позволяет выделять кислород в атмосферу при процессе фотолиза воды. Источником молекул водорода служит только вода. Главным пигментов является хлорофилл, а фикобилины присутствуют лишь у красных водорослей.

Основные различия и характерные признаки прокариотов и эукариотов представлены в таблице ниже.

Таблица: Сходства и различия прокариотов и эукариотов

Сравнение Прокариоты Эукариоты
Время появления Более 3,5 млрд. лет Около 1,2 млрд. лет
Размеры клеток До 10 мкм От 10 до 100 мкм
Капсула Есть. Выполняет защитную функцию. Связана с клеточной стенкой Отсутствует
Плазматическая мембрана Есть Есть
Клеточная стенка Состоит из пектина или муреина Есть, кроме животных
Хромосомы Вместо них кольцевая ДНК. Трансляция и транскрипция проходят в цитоплазме. Линейные молекулы ДНК. Трансляция проходит в цитоплазме, а транскрипция в ядре.
Рибосомы Мелкие 70S-типа. Расположены в цитоплазме. Крупные 80S-типа, могут прикрепляться к эндоплазматической сети, находиться в пластидах и митохондриях.
Органоид с мембранной оболочкой Отсутствуют. Есть выросты мембраны мезосомы Есть: митохондрии, комплекс Гольджи, клеточный центр, ЭПС
Цитоплазма Есть Есть
Лизосомы Отсутствуют Есть
Вакуоли Газовые (аэросомы) Есть
Хлоропласты Отсутствуют. Фотосинтез проходит в бактериохлорофиллах Присутствуют только у растений
Плазмиды Есть Отсутствуют
Ядро Отсутствует Есть
Микрофиламенты и микротрубочки. Отсутствуют Есть
Способы деления Перетяжка, почкование, коньюгация Митоз, мейоз
Взаимодействие или контакты Отсутствуют Плазмодесмы, десмосомы или септы
Типы питания клеток Фотоавтотрофный, фотогетеротрофный, хемоавтотрофный, хемогетеротрофный Фототрофный (у растений) эндоцитоз и фагоцитоз (у остальных)

Отличия прокариот и эукариот

Сходство и различия прокариотических и эукариотических клеток

Вывод

Сравнение прокариотического и эукариотического организма достаточно трудоёмкий процесс, требующий рассмотрения множества нюансов. Они имеют между собой много общего в плане строения, протекающих процессов и свойств всего живого. Различия же кроются в выполняемых функциях, способах питания и внутренней организации. Тот, кто интересуется данной темой, может воспользоваться данной информацией.

tvercult.ru

План-конспект урока по биологии (10 класс) на тему: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

10 класс

Тип урока: комбинированный

Цель: совершенствовать знания о клеточном уровне организации жизни, показать общность происхождения и различия прокариотических и эукариотических клеток.

Задачи.

Образовательные:

-создать представление о двух уровнях клеточной организации;

-научить различать клетки по составу органоидов;

-обеспечить усвоение знаний об особенностях строения и процессах             жизнедеятельности прокариот;

-раскрыть роль бактерий в жизни человека.

Развивающие:

-совершенствование  -  навыков чтения схемных рисунков;

                                             -  умений самостоятельно получать информацию из учебника;

                                            -  навыков критического мышления;

                                            -  умений пользоваться лабораторным оборудованием        ;

                                      - навыков сравнения, сопоставления, обобщения;        

                                         -овладение методикой постановки биологического                          

                                           эксперимента.

Воспитательные:        

-гигиеническое воспитание, перенести знания о клетке в область знаний о сохранении здоровья человека.

Приборы и оборудование:  таблицы и видеоматериалы, иллюстрирующие строение и разнообразие клеток, технологическая карта урока(раздаточный материал), учебник А.А. Каменского «Биология. Общая биология. 10-11 классы», доска учебная, презентации учеников о проделанной экспериментальной работе.

Ход урока

Организационный момент (2 минуты).

Актуализация знаний о строении и функционировании и функционировании эукариотической клетки.

                В течение нескольких уроков мы с вами подробно изучали особенности строения и процессов жизнедеятельности эукариотических клеток. Мир живой природы чрезвычайно разнообразен и все его многообразие не может сводиться к одному типу клеток – эукариотическому, у них есть эволюционные предки, которые существуют и не утратили своей значимости и сегодня – это прокариотические клетки. О них сегодня и пойдет речь на уроке. Наша задача сравнить строение и жизнедеятельность прокариотической и эукариотической клеток.

                Для того чтобы иметь возможность сравнить и проанализировать результат, давайте вспомним основные черты уже хорошо знакомой нам эукариотической клетки.

Вспомните, что означает термин «эукариотическая»? (ядерная)

Что такое органоид клетки?  (постоянная структура внутри клетки)

Перед вами сейчас появится видеоряд, вы должны по изображению определить название органоида и назвать его функцию в клетке. Внимание на экран:

- ядро(хранение и передача наследственной информации)

- эндоплазматическая сеть (транспорт, биосинтез)

- плазматическая мембрана (защитная, обменная)

- рибосома (биосинтез белка)

- комплекс Гольджи (запасающая)

- клеточный центр (веретено деления, микротрубочки для цитоскелета)

- митохондрии (энергия)

- пластиды, хлоропласты (фотосинтез).

Посмотрите на таблицу. По какому признаку я распределила органоиды?

Ядро

Пластиды
Митохондрии

Эндоплазматическая сеть

Комплекс Гольджи

Лизосомы

Рибосомы

Клеточный центр

Мембранные и немембранные органоиды.

Какой принцип деления я использовала в следующей таблице?

Ядро

Пластиды

Митохондрии

Эндоплазматическая сеть

Рибосомы

Комплекс Гольджи

Наличие нуклеиновых кислот в составе органоида.

А теперь, каждому предоставляется возможность проверить себя самостоятельно. Перед вами на парте лежит технологическая карта урока, положите её перед собой. Проведем очень короткий буквенный диктант. На листе вы видите вопросы, характеризующие один из органоидов клетки, под ними таблица для внесения ответов (это первая или указанная по счету буква органоида эукариотической клетки).

Жидкая среда клетки;

Вторая буква в названии органоида движения инфузории-туфельки;

Набор хромосом соматической клетки;

Постоянные структуры внутри клетки;

Органоиды, содержащие ферменты;

Органоид растительной клетки, состоящий из целлюлозы;

Энергетическая станция клетки;

Хранитель наследственной информации .

Прочитайте справа налево, что получилось?

Изучение нового материала

                Раз вы все такие молодцы, напомните мне , чем мы собирались сегодня заниматься. (Изучать прокариотическую клетку и сравнивать её с эукариотической.)

Открываем тетради и записываем число и тему урока: «Клетки прокариот и эукариот»

Кто же такие прокариоты? (безъядерные клетки). Действительно, если перевести термин на русский язык про – это «до», карион – «ядро». Запишем определение в

тетрадь. Прокариоты – это клетки, не имеющие оформленного ядра.

 Вы впервые с ними встречаетесь?(нет мы изучали их в прошлом году).

Значит вы уже имеете краткое представлении по этому вопросу и я предлагаю вам поработать самостоятельно с текстом учебника(параграф 18, стр. 71) по следующей схеме. Возвращаемся к технологической карте урока. Перед вами таблица, с которой нужно поработать по ходу чтения вами параграфа.

Нужно прочитать текст параграфа и по ходу прочтения ставить в тексте условные знаки: v – знакомая информация

                 + - новая информация

                  -  - знал, но думал иначе

                  ? – не понятно.

После прочтения заполните таблицу на листе, максимально сокращая предложения, но без потери смысла.

Обсуждение результатов.

Прокариоты, как более древние организмы(2 млрд. лет), принято считать стоящими на ступень ниже эукариот(1.5 млрд. лет), следовательно они имеют более простое строение. Вместе с тем клетки прокариот и эукариот имеют много общих черт.

Давайте подумаем, какие общие признаки мы можем выделить?

Содержат генетический материал (ДНК, но в составе ядра или кольцевая)

Клеточная стенка есть у растений и прокариот (но образованы разными веществами)

Рибосомы(но размер в прокариотических клетках меньше)

Цитоплазма

Органоиды движения – жгутики и реснички.

Как вы видите, сходство есть, но между прокариотами и эукариотами много и принципиальных различий в строении и функционировании клеток.

Какие отличительные черты мы с вами можем выделить? Посмотрите на таблицу в учебнике (стр. 74).

Мембранные органоиды у прокариот отсутствуют

Цитоскелета нет

Транспорт веществ пассивный, через клеточную стенку

Нет митоза и мейоза.

В итоге, жизнь прокариот сводится к химии.  С внешне средой они тоже взаимодействуют химическим путем. Они питаются органическими и неорганическими веществами, выделяя в окружающую среду ферменты, которые осуществляют там необходимые им химические процессы и всасывают необходимые им вещества посредством диффузии. Поэтому прокариоты – это совершенные и эффективные биохимические машины.

В отличие от прокариот, эукариоты взаимодействуют с окружающим миром посредством тех или иных рабочих структур. Они механически поглощают пищевые объекты(даже одноклеточные). Многоклеточные же (а таких большинство) представляют собой сложные структуры, построенные из многих типов клеток. Поэтому эукариоты – это, прежде всего, эффективные механические устройства. Что позволяет им контролировать  гораздо большие потоки вещества и энергии. А на уровне биохимии быть более расточительными.

Различия между прокариотами и эукариотами настолько велики, что систематики рассматривают эти группы организмов, как два очень крупных систематических таксона – Надцарства. Надцарство прокариот делится на:

Бактерии

Риккетсии

Микоплазмы

Спирохеты

Актиномицеты.
Все они сейчас изучаются микробиологами разных стран. И мы с вами не можем стоять в стороне от научных исследований. Поэтому в нашем классе работали 3 научно-исследовательские лаборатории. Самой многочисленной группой эукариот являются бактерии, они играют важную роль в жизни человека, поэтому им и были посвящены наши исследования. Сейчас я предлагаю лабораториям  сделать краткий  отчет о  проделанной работе.

Лаборатория №1

Работала под руководством……………………………………..

Изучала влияние бактерий на продукты питания

Лаборатория №2

Работала под руководством ………………………………………….

Изучала методы борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека

Лаборатория №3

Работала под руководством………………………………………….

Изучала пользу соблюдения гигиенических правил.

Закрепление

Итак, давайте подведем итог. Сегодня мы попытались с вами выделить основные  строения прокариот в сравнении с эукариотами. Давайте проверим себя, а сможете ли вы по рисунку-схеме определить к прокариотам или эукариотам принадлежит клетка.

На технологической карте урока вы видите 4 рисунка клеток под номерами. Определите, какие из них принадлежат к прокариотам, а какие к эукариотам.

Почему вы сделали такой выбор?

        Домашнее задание

Параграф 18, подумать и ответить на вопрос «Можно ли эритроциты человека, не имеющие ядра, считать эукариотическими клетками?»


Лаборатория №1

Мы изучали влияние бактерий на продукты питания. Наша группа поставила опыт. Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.

Анализируя результаты опыта, мы пришли к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

Кисломолочные продуты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисло-молочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.


Лаборатория №2

Работала под руководством ………………………………………….

Изучала методы борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека. Изучала пользу соблюдения гигиенических правил.

Мы провели анкетирование учащихся с 5 по 11 класс. В опросе приняли участие 137 человек. Школьники должны были ответить на вопрос: Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями? Результаты опроса показали, что в целом ученики знают основные правила гигиены. Затруднились ответить 5 человек. Остальные называли основные правила гигиены. Так, 89 учащихся назвали более 5 правил, 58 – более 3-х. Лидировал ответ “мыть руки перед едой”. Это правило знает 132 ученика. На втором месте по популярности стояли правила “не есть немытые овощи и фрукты” и “следить за чистотой тела”. На вопрос “Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?” учащиеся ответили так:

а) всегда –

б) часто –

в) изредка –

г) никогда –

Вывод: учащиеся знают основные правила гигиены, но не всегда их соблюдают.

Многие учащиеся в анкетах отмечали, что следует мыть руки перед едой.

Мы решили проверить насколько верно это утверждение. Наша группа провела следующий опыт.

За два дня до опыта мы закрыли чашки Петри крышками. Приготовили питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистили, разрезали пополам и вымочили 2 -3 ч в 1-% растворе соды, затем сварили его и разрезали на ломтики. Затем положили кусочки картофеля на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснулись к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой – пальцем вымытой руки, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Через два дня сравнили результаты. В чашке Петри, где мы коснулись чистой рукой, практически отсутствовали бактериальные колонии. Тогда как на пластинке, которой касались немытой рукой, их было множество. Возможно, что среди бактерий были и возбудители заболеваний. Значит, следует перед едой обязательно мыть руки.

Лаборатория №3

Мы изучала методы борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека.

Чувствительность к тем или иным лекарственным препаратам, например антибиотикам, можно выяснить, поместив на засеянную бактериями поверхность маленькие диски из фильтровальной бумаги, пропитанные данными веществами. Если какое-либо химическое соединение убивает бактерии, вокруг соответствующего диска образуется свободная от них зона.

Так же, как и вторая лаборатория, мы приготовили питательную среду для выращивания бактерий. Антибиотик — вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.

В качестве химического соединения сначала решили выбрать пенициллин, но пришли к выводу, что большинство бактерий уже давно адаптировались к действию этого препарата, поэтому взяли антибиотик нового поколения.

В чашке Петри, где мы воздействовали антибиотиками колонии бактерий не выросли.


Технологическая карта урока

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

Буквенный диктант

Жидкая среда клетки;

Вторая буква в названии органоида движения инфузории-туфельки;

Набор хромосом соматической клетки;

Постоянные структуры внутри клетки;

Органоиды, содержащие ферменты;

Органоид растительной клетки, состоящий из целлюлозы;

Энергетическая станция клетки;

Хранитель наследственной информации

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

знакомая информация

v

новая информация

+

Знал(а), но

думал(а) иначе

_

не понятно

?

По схеме определите, к какому надцарству принадлежат клетки

Домашнее задание: Параграф 18, подумать и ответить на вопрос «Можно ли эритроциты человека, не имеющие ядра, считать эукариотическими клетками?»

nsportal.ru

Сравнительная таблица Особенности строения клеток прокариот и эукариот

Признак

Прокариоты

Эукариоты

Величина клетки.

От 0,5 до 5 мкм

До 40 мкм.

Оболочка клетки.

Есть, отличная по химическому строению от эукариот. В стенке – пептидогликан.

Есть, различны у расте-ний и животных, нет пептидогликана.

Плазматическая мембрана.

Есть.

Есть.

Мезосомы.

Есть.

Есть.

Цитоплазма.

Есть, движение отсутствует.

Есть, движение есть.

Мембранные органеллы - ЭПС, аппарат Гольджи, хло-ропласты, митохондрии, ли-зосомы, пероксисомы, ваку-оли.

Нет.

Есть.

Ядерная мембрана, наличие ядра.

Нет.

Есть.

Организация генетического материала.

1 молекула ДНК, кольцевая, находится в нук-леиде, не окружена ядерной мембраной; истинного ядра и хромосом нет.

Линейная ДНК, связанная белками – гистонами и РНК, образуют хромосомы, находящиеся в ядре.

Внехромасомные факторы наследственности (цитоплазматические).

Есть.

Есть.

Рибосомы в цитоплазме.

70 S.

80 S.

Включения.

Есть.

Есть.

Цитоскелет.

Нет.

Есть.

Жгутики.

Простые микротрубочки отсутст-вуют, напоминают 1 из мкротру-бочек оруженной плазматичес-кой мембраной.

Сложные, с микротру-бочками 2*9+2, окружены плазматической мембра-ной.

Способность к активизации движений.

Есть.

Есть.

Способность к эндоцитозу.

Нет.

Есть.

Размножение.

Бинарное деление.

Митоз, мейоз .

Скорость размножения.

1 деление в 20 минут.

1 деление в несколько минут .

Спорообразование.

Для сохранения вида – 1 спора.

Для размножения много спор.

Дыхание.

Бактерии – плазматической мембраной. Цианобактерии – в цитоплазматических мембранах.

В митохондриях.

Фотосинтез.

В мембранах, не имеющих спе-цифической упаковки; хлороп-ластов нет.

В сложноустроенных хло-ропластах с гранулами.

Способность к фиксации.

Есть у некоторых.

Неспособны.

www.soloby.ru

Сравнение клеток эукариот и прокариот.

«Сравнение клеток эукариот и прокариот».

Экран 1.

Лабораторная работа: «Сравнение клеток эукариот и прокариот».

(рис. 1)  (рис. 2)

Экран 2 (Верхняя строка экрана) Лабораторная работа: «Сравнение клеток эукариот и прокариот».

Оборудование: стол, на столе:

 

Микроскоп       тканевая салфетка    готовые микропрепараты бактерий и клеток эукариот

 

     

Таблицы строения клеток эукариот   и прокариот

Экран 3.

(Верхняя строка экрана) Лабораторная работа: «Сравнение клеток эукариот и прокариот».

Демонстрация текста + озвучивание

Цель: Познакомиться с двумя уровнями клеток, изучить строение бактериальной клетки, сравнить строение клеток бактерий и простейших организмов.

Экран 4. (Верхняя строка экрана) Эукариоты.

Демонстрация текста + озвучивание

     

  (рис. 3)                (рис. 4)                                (рис. 5)

Эукариоты или ядерные  (от греч. eu - хорошо и carion - ядро) - организмы, содержащие в клетках четко оформленное ядро. К эукариотам относятся одноклеточные и многоклеточные растения, грибы и животные, то есть все организмы, кроме бактерий. Клетки эукариот разных царств различаются по ряду признаков. Но во многом их строение сходно. Каковы же особенности клеток эукариот? Из предыдущих уроков вы знаете, что в клетках животных нет клеточной оболочки, которая есть у растений и грибов, нет пластид, которые есть у растений и некоторых бактерий. Вакуоли в клетках животных очень малы и непостоянны. Центриоли у высших растений не обнаружены.

Экран 5. (Верхняя строка экрана) Прокариоты.

Демонстрация текста + озвучивание

  (рис. 6)

Клетки прокариот или предъядерные (от лат. pro - вместо, впереди и carion) не имеют оформленного ядра. Ядерное вещество у них расположено в цитоплазме и не отграничено от нее мембраной. Прокариоты - наиболее древние примитивные одноклеточные организмы. К ним относят бактерии и цианобактерии. Размножаются они простым делением. У прокариот в цитоплазме расположена одиночная кольцевая молекула ДНК, которая называется нуклеоидом или бактериальной хромосомой, в которой записана вся наследственная информация бактериальной клетки. Непосредственно в цитоплазме располагаются рибосомы. Клетки прокариот гаплоидны. Они не содержат митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС. Синтез АТФ осуществляется в них на плазматической мембране. Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной. Поверх которой располагается клеточная стенка и слизистая капсула. Несмотря на относительную простоту, прокариоты являются типичными независимыми клетками.

Экран 6 (Верхняя строка) Лабораторная работа: «Сравнение клеток эукариот и прокариот».

Демонстрация текста + озвучивание: «Перед  проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».

Предложения появляются последовательно над рисунком.

1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты эукариотических клеток: амебы обыкновенной, хламидомонады и Мукора.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат прокариотической клетки под микроскопом.

3. Рассмотрите таблицы со строением клеток эукариот и прокариот.

4.  Заполните таблицу, отметив наличие органоида «+», а отсутствие «-». Напишите, какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам.

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Наличие оформленного ядра

 

 

Цитоплазма

 

 

Клеточная оболочка

 

 

ДНК

 

 

Митохондрии

 

 

Рибосомы

 

 

Какие организмы относятся

 

 

 

kopilkaurokov.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о