Как пишутся слова с пол и полу – . — — | |

Урок "Правописание слов с пол- и полу-"

Тема: Правописание сложных слов с пол-, полу-

Цель: познакомить с правилами правописания сложных слов; отработать навыки слитного и дефисного написания слов с пол-, полу-; развивать творческие способности учащихся; формировать языковую и речевую компетенции учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для наблюдения, толковый словарь, русско-украинский словарь, учебник.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  1. Упражнения 308 и 309 (по выбору учащихся).

  2. Перечень сказочных предметов, названия которых образованы путем сложения слов.

Вопрос классу:

- Как пишутся эти названия? Что собой представляет вторая часть слова?

III. Актуализация знаний учащихся.

Игра «Четвертое лишнее»

Слово учителя. В каждой строчке размещены слова, содержащие одну и ту же орфограмму, но одно из слов лишнее, в нём иная орфограмма. Вам необходимо найти это слово и аргументировать свой выбор. Запишите те слова, которые соответствуют данному правилу.

Учитель. Лишними оказались слова полкласса, пол-огурца, пол-Европы, пол-лимона, полушка.

Словарная работа. А что значит слово полушка? Посмотрите в толковом словаре. Будет ли это слово сложным?

IV. Работа над темой урока

  1. Мотивация

Слово учителя. Обратите внимание на слова, выведенные на слайде.

- Что общего у всех этих слов? (Часть пол- и полу-)

Эти слова оказались лишними в нашем задании, но у нас на уроке они станут главными действующими персонажами. В этих словах остались знаки вопроса, позже мы сможем объяснить написание. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запишите её в тетрадь.

  1. Ознакомление с новым материалом

Исследовательская работа (см. приложение 1)

Задание. К вам в руки попал интересный документ. Он представляет собой набор словосочетаний, в каждом из которых есть слова с одинаковым началом, но пишутся эти слова по-разному. Необходимо установить закономерность в написании и постараться сформулировать правило.

Слово учителя. Сегодня с нами работать будет личность вам уже известная. Это человек смелый, целеустремлённый, умный. Узнаёте? ( Робинзон Крузо). Кто это? Персонаж какого произведения? Робинзон попал в затруднительное положение: пираты владеют картой, которая может указать путь домой, но чтобы получить её, необходимо выполнить несколько заданий, а помогут в этом наши исследователи. Удалось ли вам понять закономерность написания слов? Тогда приступим.

Отчет группы исследователей

Вопросы исследователям:

- Какая общая часть у всех слов?

- Какие существуют способы написания?

- В каких случаях пишем слитно? В каких – через дефис?

Работа с учебниками. Давайте проверим, верны ли выводы. Откроем учебник на странице и прочитаем правило.

  1. Закрепление материала

а) Распределительный диктант

Слово учителя. Первая половина карты в руках у Робинзона. Чтобы получить вторую, необходимо распределить плоды в две корзины: в первую те, название половинок которых пишется слитно, во вторую те – чьи пишутся через дефис. А вы в тетради записываете в два столбик

Давайте проверим. Задание выполнено. Обе половинки карты у Робинзона. Давайте соединим их. И что же у нас получилось? Всё ли на месте? Чего не хватает?

б) Игра «Репортёр»

Слово учителя. Робинзон отправился домой. В какой стране он живёт? Мы бы никогда не узнали о его приключениях, если бы не вездесущие репортёры. Сейчас вам предстоит составить небольшой отчёт о невероятных приключениях Робинзона Крузо, используя опорные слова. Прочитайте, что у вас получилось.

в) Работа с учебником – игра «Переводчик»

Учитель. Поскольку жил Робинзон в Англии, то и историю свою он рассказывал на английском языке. Для того, чтобы познакомить с ней читателей других стран, понадобилась работа переводчиков. У вас сейчас есть возможность попробовать свои силы в этом деле. Но на английский язык роман мы переводить не будем, а займёмся переводом с русского на украинский язык. Как вы думаете, что должен знать переводчик? (правила написания). Сейчас мы сравним правописание сложных слов с пол-, полу- в русском и украинском языках. Рассмотрите табличку.

Что вы заметили? (совпадает написание пів + власна назва, остальное отличается). Что ж, к переводу готовы.

г) Выборочный слуховой диктант

Задание. Из текста песенки Радио-няни выпишите в два столбика слова с пол-, полу-:

Я пришел из школы – мамы дома нет.

На столе оставлен для меня обед.

Полбатона хлеба, полсудка борща

И на сковородке ровно пол-леща.

Был ли это полдник , или был обед? —

Полкило варенья, полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой,

Я еще не мертвый, но полуживой.

Я не ем уж полнедели

И не сплю по полночей,

И дежурят у постели

пол-Симферополя врачей.

Перед л и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово пол- – любому ясно –

Отделяется чертой.

V. Подведение итогов урока

Слово учителя. В начале урока мы оставили вопросительные знаки в словах, которые оказались лишними. Пришло время заполнить пробелы. Расскажите о написании данных слов.

VI. Домашнее задание

1.Выполнить упражнение №____ или № _____.

2. Продолжить лингвистическую сказку по данному началу (см. приложение 2).

Интернет ресурсы:

  1. http://school.xvatit.com/index.php?title=

  2. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=17201

  3. http://www.kazakova-op.ru/russkiy-14-1.html

Приложение 1

Материал для наблюдения

Туча в полнеба

Прочитать полрассказа

Обойти пол-Киева

Сдуть пол-одуванчика

Проплыть пол-озера

Съесть полкалача

Исписать полтетради

Съесть пол-яблока

Знакомы полгода

Пройти полсвета

Проехать пол-Азии

Понимать с полуслова

Отрезать пол-луковицы

Прошагать полземли

Приложение 2

Однажды к королю Словообразование пришло слово «половина».

- Ваше Величество, - сказало оно, - только Вы можете мне помочь. Моя беда в том, что все слова, к которым я присоединяюсь, чувствуют себя обиженными: ведь тогда они теряют, по их мнению, половину своего лексического значения. Поэтому, завидев меня издали, имена существительные стараются отойти подальше. Не можете ли Вы велеть им примкнуть ко мне вплотную, чтобы везде и всегда я была с ними?

- Хорошо, - подумав, ответил король. – Но для этого мне придется сократить тебя более чем наполовину.

- И я тогда не останусь в одиночестве? – обрадовалось слово «половина»

- Нет, ты будешь входить в состав сложносокращенных слов. А они в основном пишутся. И, сократив слово до корня пол- , король Словобразование стал присоединять его к словам, начинающимся с гласной.

infourok.ru

слитно, раздельно или через дефис? — Вектор-успеха.рф

Полумеры могут привести к полуготовности. Полбалла может не хватить, чтобы поступить в вуз, о котором мечтал полжизни. Чтобы быть готовым к выполнению Задания А13 ГИА по русскому языку на тему слитного и раздельного написания приставок ПОЛ- и ПОЛУ-, предлагаем познакомиться с правилом на эту тему, а также выполнить несколько тестовых заданий.

Правило

Сложные слова с первым компонентом пол- пишутся слитно, кроме тех образований, в которых часть начинается с гласной, с буквы л или прописной буквы: полстакана, полжизни, полбутылки, полтарелки, полкруга, полбеды, полжизни, полстолька , пол-оборота, пол-очка, пол-ящика, пол-ложки, пол- Смоленска.

В соответствии с изложенным правилом пишутся слитно или через дефис сложные слова с

пол-, указывающие на время: полпервого, полчетвертого, но пол-одиннадцатого.

Но если пол- отделено от существительного определением, то пол  пишется раздельно: пол чайной ложки, пол фруктового сада.

Примечания:

  • Слово поллитровка, возникшее в просторечии из общелитературного полулитровка, пишется слитно. Но пол-литра пишется через дефис по общему правилу.
  • Написание наречий типа вполоборота, вполнакала, начинающихся с впол- перед гласной, дефис не ставится.

Все многочисленные сложные слова, начинающиеся с полу- пишутся слитно: полуявь, полуэскадрон, полуоборот, полумера, полудикарь, полумаска, полумрак, полуученый, полуоткрытый, полулегальный, полулежать, полулежа, полушутя и т.д.

Примечания:

  • Написание слов с полу- через дефис, встречающееся в текстах XIX – начала XХ в., не являются нормативными в настоящее время. Например, в предложении Свидания с милыми людьми, полу-деловые, полусерьезные
    (Бл.) следует писать полуделовые, полусерьезные.
  • Некоторые слова возможны  и с формой пол-, и с формой полу-: полусапожки и прост. полсапожки, полслова и полуслово (понять с полслова и понять с полуслова, остановиться на полуслове и остановиться на полуслове), полночный и полуночный, полночи и полуночи (род. п. от полночь).

21vu.ru

Правописание пол-(полу-)с именами существительными

Урок русского языка в 6 бклассе.

Тема: Правописание пол-(полу-)с именами существительными

Цели:

Метапредметные :

самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

извлекать необходимую информацию;

Регулятивные УУД:

работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

уметь общаться, взаимодействовать.

Личностные :

стремиться к совершенствованию собственной речи;

испытывать потребность в самовыражении через слово;

толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным;

положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Предметные:

узнать о правописании сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;

научиться применять свои знания на практике.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради. (Слайд №1)

1.Творческий диктант.

Задание1Замените читаемые словосочетания одним словом – сложным существительным: помогать взаимно (взаимопомощь), любить труд (трудолюбие), любить свободу (свободолюбие), тот, кто ходит пешком (пешеход), несерьёзное отношение (легкомыслие), любить жизнь (жизнелюбие), лес и степь (лесостепь), новая стройка (новостройка), ученик старшего класса (старшеклассник).

Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

. Давайте вспомним материал прошлого урока.

- Распределите слова в зависимости от их правописания: слитно и через дефис.

Землетрясение, сенокос, самолет,юго-восток, дом-музей,Ростов-на-Дону(сложные сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги); сложные сущ-е, обозначающие наименование специальностей, должностей, званий), пол…листа

Землетрясение

сенокос

самолет

юго-восток

дом-музей

Ростов- на -Дону

пол- листа

- Ребята, трудным ли было задание? Что было труднее всего?

3. Целеполагание.

-Вы многое знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

Предположите дальнейший путь её изучения. У каждого из вас на парте лежит листик, на котором написаны различные цели урока. Выберите те, которые вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке, и обведите их в кружочек. (Заслушивание нескольких учащихся)

-Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

1.-Прочитайте стихотворение на слайде

Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудкаборща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока.

Запишите тему урока

«Правописание слов с пол-(полу) с именами существительными»

-Посмотрите на слова с пол-и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?

+(Слитно и через дефис).

-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока?

1.Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно

2.Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).

-Посмотрите только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно.

Проанализируйте примеры и сделайте вывод

Свои наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное написание

Слитное написание

Сверьте свою схему со схемой на доске.

Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное написание

Слитное написание

Перед гласными

Перед прописными буквами

Перед буквой

Л

Перед согласными

Начинаются С ПОЛУ-

Проанализируйте примеры и сделайте вывод.

Через дефис-

1.Находится перед гласными

2. Перед прописными буквами

3. Перед буквой -л-,

4 Перед согласными? (б, с, м, к, н).

Вы совершили открытие

- Какова же тема сегодняшнего урока? Запись темы и целей урока на доске

Свои наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

(Демонстрация слайдов № 5, 6, 7, 8)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали? (Познакомиться с теоретическим материалом учебника).

Работа учащихся с лингвистическим текстом. Знакомство с текстом учебника стр.58(III часть)

(Добывание знаний, информации)

- Какая новая информация содержится в учебнике? ( Кроме слов с ПОЛ-, есть ещё и слова с ПОЛУ-. С ПОЛУ- слова пишутся всегда слитно). (Слайд №9)

Примеры слов с ПОЛУ

Полуграмотный

Полушубок

Полугодие

Полулежать

Полусидеть

Полугодовалый

Полуграмотный

Полуулыбка

Полушутя

Полубольной

Полумесячный

-Добавьте в свою табличку свои наблюдения. (В раздел «Слитное написание» добавляется ещё одна колонка).

-Молодцы, вы самостоятельно составили схему написания имён существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-

Молодцы. Сколько всего нужно вам знать!

5. -Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ), пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило.

Физминутка.

6. Аналитический блок. Включение новых знаний в систему знаний.

3) Звуковой диктант.(Слайд №14).

4) Работа в группе. (Раздаточный материал).

(Пол)беды, (полу)автомат, (пол)окна, (пол)России, (полу)остров, (пол)осени, (пол)лица, (пол)Европы, (пол)зимы, (полу)шёпот, (пол)атласа, (пол)города, (пол)аллеи, (пол)слова, (пол)Киева, (пол)лошади, (полу)круг, (пол)площади, (пол)литра, (полу)дремота, (пол)алфавита, (пол)утки, (пол)ложки, (пол)Байкала.

-1 группа записывает слова с пол- перед гласными

-2 группа записывает слова с пол- перед прописными буквами

-3 группа записывает слова с пол-перед буквой Л

-4 группа записывает слова с пол- перед согласными

-5группа записывает слова с полу-

1 группа. Выпишите слова с пол- перед гласными

-2 группа Выпишите слова с пол- перед прописными буквами

-3 группа Выпишите слова с пол-перед буквой Л

-4 группа Выпишите слова с пол- перед согласными

-5группа Выпишите слова с полу-

-1 группа записывает слова, которые нужно записать в 1-ую колонку -перед гласными.

(пол-окна, пол-осени, пол-атласа, пол-аллеи, пол-алфавита, пол-утки)

-2 группа записывает слова, которые нужно записать во 2-ую колонку - перед прописными буквами

пол-России, пол-Европы, пол-Киева, пол-Байкала)

-3 группа записывает слова, которые нужно записать в 3-ю колонку-перед буквой л ,

пол-лица, пол-лошади, пол-литра, пол-ложки)

-4 группа записывает слова, которые нужно записать в 4-ую колонку- перед согласными

-полбеды, ползимы,полгорода, полслова, полплощади)

5 группа- полуавтомат, полуостров, полушёпот., полукруг, полудремота

5) Резерв. Тест. (Интерактивная доска). (Слайд №15).

7. Рефлексия.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

-Какие цели вы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей урока?

-Понравилась ли вам тема, упражнения урока?

-Какое настроение у вас сейчас?

-Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…

8. Домашнее задание.

-Исходя из темы урока, какое у вас может быть Д/З?

3)Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

infourok.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о